Научная статья на тему 'ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ'

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ТРЕБОВАНИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / УЧЕБНИК / ГЛАВА / РАЗДЕЛЫ / МАТЕРИАЛ / ВООРУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барашков Александр Анатольевич, Габелко Дмитрий Евгеньевич

Тема научной статьи посвящена основным направлениям и актуальным проблемам изучения военной истории в различные периоды развития отечественных Вооружённых Сил. В научной статье авторы впервые проанализировали учебники по военной истории различных годов издания (1971, 1984, 2008, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Барашков Александр Анатольевич, Габелко Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VESTERDAY, TODAY, TOMORROW THE MAIN DIRECTIONS AND ACTUAL PROBLEMS OF STUDYING MILITARY HISTORY AT UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The topic of the scientific article is devoted to the main directions and problems of studying military history in various periods of the development of the Russian Armed Forces. In the scientific article, the authors analyzed textbooks on military history of various years of publication (1971, 1984, 2008, 2018) for the first time.

Текст научной работы на тему «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ»

А.А. БАРАШКОВ, A.A. BARASHKOV,

Д.Е. ГАБЕЛКО D.E. GABELKO

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

VESTERDAY, TODAY, TOMORROW

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ В ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ

THE MAIN DIRECTIONS AND ACTUAL PROBLEMS OF STUDYING MILITARY HISTORY AT UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Сведения об авторах: Барашков Александр Анатольевич - начальник кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и ЮА. Гагарина», полковник, кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж. E-mail: sabar7@mail. ru);

Габелко Дмитрий Евгеньевич - доцент кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», подполковник, кандидат исторических наук (г. Воронеж. E-mail: dmitrygabelko@yandex. ru).

Аннотация. Тема научной статьи посвящена основным направлениям и актуальным проблемам изучения военной истории в различные периоды развития отечественных Вооружённых Сил. В научной статье авторы впервые проанализировали учебники по военной истории различных годов издания (1971,1984,2008,2018).

Ключевые слова: вузы, требования, учебная дисциплина, составные части, военная история, учебник, глава, разделы, материал, вооружение.

Information about the authors: Alexander Barashkov - Head of the Department of the History of Wars and Military Art of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin», Colonel, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (Voronezh. E-mail: sabar7@mail. ru);

Dmitry Gabelko - Associate Professor of the Department of the History of Wars and Military Art of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force «Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin», Lieutenant Colonel, Candidate of Historical Sciences (Voronezh. E-mail: dmitrygabelko@yandex. ru).

Summary. The topic of the scientific article is devoted to the main directions and problems of studying military history in various periods of the development of the Russian Armed Forces. In the scientific article, the authors analyzed textbooks on military history of various years of publication (1971,1984, 2008,2018) for the first time.

Keywords: universities, requirements, academic discipline, components, military history, textbook, chapter, sections.

Сегодня в Министерстве обороны Российской Федерации изучению уроков военной истории уделяется очень пристальное внимание. Особая роль принадлежит вузам Министерства обороны. Об

этом свидетельствуют и проводимые в вузах МО РФ ежегодные конференции, рассчитанные на долгосрочную перспективу, в том числе «Суворовские чтения» (2015-2019 гг.), «Маршалы Побе-

ды» (2020 г.- по настоящее время). Например, тематика первой ежегодной конференции позволила охватить все направления деятельности войск: «Военное наследие А. В. Суворова и его творческое

Рис. 1. Количество глав в разделах учебников

применение в современных условиях» (2015 г.); «Вклад А. В. Суворова в развитие военного искусства и его использование в современных условиях» (2016 г.); «Непревзойдённый тактик А. В. Суворов: история и современность» (2017 г.); «Суворовская система воспитания и обучения войск» (2018 г.); «Суворовские традиции и современность» (2019 г.).

По мнению начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии В. В. Герасимова: «...Их задача состоит в том, чтобы за время обучения слушатели и курсанты овладели суворовскими подходами к ведению боевых действий, обучению войск и в последующем умело применяли их в своей практической деятельности, а также сформировались как военные руководители суворовского типа - инициативные, самостоятельные, решительные, упорные и энергичные.».

В то же время для изучения опыта прошлых войн и действий полководцев под руководством начальника Генштаба ВС РФ были спланированы и проведены занятия в виде круглых столов с главнокомандующими видов ВС РФ, командующими родов ВС РФ, начальниками управлений Генерального штаба ВС РФ, начальниками видовых академий на тему «Стратегическое наступление

Красной Армии в январе-мае 1942 г. Достигнутые результаты, причины и неудачи в достижении стратегической цели».

За короткий промежуток времени (2016-2021 гг.) при ведущей роли Военной академии Генерального штаба, Научно-исследовательского института (военной истории) и Военного университета МО РФ были созданы базовые электронные учебники (БЭУ) по военной истории, истории военного искусства и истории. Стоит отметить, что в БЭУ в соответствии с пожеланиями профессорско-преподавательского состава профильных кафедр неоднократно вносились изменения. Таким образом, вклад в создание единых БЭУ внесли все заинтересованные лица.

При этом основополагающим документом для формирования содержания всех дисциплин являются Требования к минимуму содержания и уровням обученности слушателей и курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования МО РФ по военно-профессиональным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (далее - Требования), утверждённые статс-секретарём - заместителем Министра обороны Российской Федерации Н.А. Панковым 20 августа

2020 г. (до этого времени действовали Требования 2015 г.).

В Требованиях представлены цели изучения учебной дисциплины, проектируемые результаты обучения по учебной дисциплине и основное содержание учебной дисциплины. Данный документ хорошо знаком всем преподавателям дисциплины «Военная история».

Для понимания в целом, какие составные части военно-исторической науки (ВИН) определяют современное содержание дисциплины, обратимся к военно-энциклопедическому словарю (ВЭС). Прежде всего это: история войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооружённых сил, история развития вооружения и военной техники (ВЭС. - М.: Воениздат, 2007. С. 136).

При анализе печатных учебников по военной истории 1971, 1984, 2008 (все - М.: Воениздат) и 2018 (СПб.: Издательство «Питер») годов выяснилось, что их содержание условно делится на четыре раздела: I раздел включает вводную часть и период от зарождения военного дела в Древнем мире до Древнейшей истории России (882 г.); II раздел охватывает всю историю средних веков от образования Древнерусского государства до начала петровских реформ рубежа ХУП-ХУШ вв.; III раздел содержит сведения по истории России нового времени (от военных реформ Петра I до начала Гражданской войны и военной интервенции в России); IV раздел самый объёмный, он объединяет события от Гражданской войны до настоящего времени.

Дальнейшее исследование показало (см. рис. 1), что максимальное количество глав содержится в учебнике 2008 г., а минимальное - в учебнике 2018 г. Исходя из полученных данных на I раздел отводится от 6 до 16% от общего количества глав учебника. II раздел в процентном соотношении является самым малочисленным (от 6

до 12%). Это объясняется тем, что данный раздел максимально включает не более двух глав. Материал III раздела содержится в 2-3 главах, что составляет 12-16%. В IV разделе авторские коллективы собрали исчерпывающую информацию по событиям Великой Отечественной и Второй мировой войнам. На изучение раздела во всех учебниках отводится от 59 до 73%. Это объясняется тем, что данные события не потеряли своей актуальности и сегодня.

В то же время п. 7 Требований «Развитие Вооружённых Сил СССР после Второй мировой войны. Военное искусство в локальных войнах и вооружённых конфликтах» нашёл в них лишь частичное отражение, так как представленный в указанном разделе по локальным войнам и вооружённым конфликтам (ЛВ и ВК) материал носит в основном описательный характер, а события XXI в. вообще ограничены военной операцией США и их союзников против Ирака (2003 г.). Такое положение дел (основное внимание уделено обзору битв и сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн) характерно не только для учебников 1971 и 1984 гг. Данная тенденция продолжает сохраняться и в наше время. В этом отношении показателен учебник 2008 г., который включает 6 глав (35%),

посвящённых Второй мировой и Великой Отечественной войнам. Для сравнения: локальным войнам и вооружённым конфликтам второй половины XX в. в данном учебнике спустя более полувека после окончания войны в Корее выделена одна глава (6%). В учебнике же 2018 г. эволюции военного искусства отечественных и зарубежных стран в послевоенный период отводится всего два параграфа.

Несмотря на казалось бы внушительный объём IV раздела, не получили должной разработки и вопросы, связанные с развитием вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) отечественных Вооружённых Сил в послевоенное время. То есть, одна из составных частей военной истории - история развития вооружения и военной техники в учебниках практически отсутствует. На изучение этой важной части военной истории в анализируемых учебниках выделено минимальное количество страниц (см. рис. 2). Например, в учебнике 1971 г. на вопрос, связанный с развитием ВВСТ видов и родов отечественных и зарубежных вооружённых сил, выделяется всего 4,6% (16 страниц), а на изучение опыта участия отечественных и зарубежных вооружённых сил в локальных войнах и вооружённых конфликтах в 2,5 раза меньше - 1,7% (6 страниц).

В учебнике 1984 г. на историю развития ВВСТ отводится всего 3,2% (12 страниц), а на изучение опыта локальных войн и вооружённых конфликтов послевоенного времени всего 1,6% (6 страниц). Авторы учебника 2008 г. на изучение данных вопросов отвели 9,6% (45 страниц) и 2% (10 страниц) соответственно. В учебнике 2018 г. на изучение ВВСТ в послевоенное время отведено 6,3% (28 страниц), а на локальные войны и вооружённые конфликты - 9,4% (42 страницы).

Это наглядно свидетельствует о том, что авторы учебников ограничились лишь общим обзором двух важных составляющих военной истории. Возможно, по причине того, что многие скептики считают, что в военных конфликтах, начиная с окончания Второй мировой войны и по настоящее время, нет военного искусства (данное направление ещё нуждается в серьёзном исследовании. - Авт.), а значит и подробное изучение ВВСТ не является обязательным. В то же время необходимо отметить, что в проанализированном материале учебников 2008 и 2018 гг. видна положительная тенденция на увеличение общего объёма исследуемых вопросов.

Таким образом, проведённый анализ показал, что при изучении дисциплины «Военная история» на современном этапе существует ряд особенностей. Для всестороннего изучения военных конфликтов современности необходимо обобщить опыт: во-первых, по применению новейших средств вооружённой борьбы; во-вторых, по особенностям развития военного искусства. При этом особое внимание среди способов ведения боевых действий уделить созданию и развёртыванию многонациональных группировок войск (сил). Несмотря на появление в целом положительных тенденций в изучении дисциплины «Военная история», для совершенствования процесса преподавания необходимо создать единый учебник по военной истории, учитывающий обозначенные проблемные вопросы.

Рис. 2. Учебный материал, отражающий развитие ВВСТ, а также участие Вооружённых Сил в ЛВ и ВК после Второй мировой войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.