Ю.В. КРИНИЦКИЙ, YU.V. KRINITSKY,
А.Е. ЯЦЕНКО A.YE. YATSENKO
ЗАЩИТИМ ВОЕННУЮ ИСТОРИЮ
LET'S PROTECT THE MILITARY HISTORY
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ
THE MILITARY HISTORICAL EDUCATION OF YOUNGER GENERATION AS A FACTOR OF PROTECTION OF THE RUSSIAN SOCIETY IN THE INFORMATION WARFARE
Сведения об авторах: Криницкий Юрий Владимирович - старший научный сотрудник Военной академии ВКО имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, педагог дополнительного образования Тверского СВУ, кандидат военных наук, профессор, член-корреспондент АВН (г. Тверь);
Яценко Алексей Евгеньевич - суворовец Тверского суворовского военного училища (г. Тверь).
Аннотация. Проанализировано содержание школьных учебников разных лет по предмету «История». Исследованы полнота и качество представления в них информации в части, касающейся военной истории. Проведено сравнение учебных программ для обучающихся военных академий и военных училищ МО РФ по предметам «Военная история» и «История военного искусства». Выявлены основные недостатки в сфере военно-исторического образования молодёжи, предложены пути их устранения.
Ключевые слова: информационная война, фальсификация истории, военно-историческое образование, школа, учебные программы.
Information about the authors: Yuri Krinitsky - Senior researcher of the Military Academy of the East Kazakhstan Region named after Marshal of the Soviet Union G.K. Zhukov, teacher of additional education of the Tver SVU, Candidate of Military Sciences, Professor, corresponding member of the AVN (Tver); Aleksey Yatsenko - suvorovite of Tver Suvorov military school (Tver).
Summary. The content of different years schoolbooks on «History» is analyzed. The completeness and quality of the military historical information presented in them is investigated. A comparison of academic programs on «Military History» and «History of Military Art» for students of military academies and military schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation is made. The main disadvantages in the field of military historical education of young people are identified, and ways to eliminate them are proposed.
Keywords: information warfare, history rewriting, military historical education, school, academic programs.
I ff -
iib
В эпоху ядерного противостояния военное столкновение между развитыми странами приведёт к уничтожению всех участников конфликта. Понимая это, страны Запада делают ставку на виды борьбы, не связанные с вооружённым насилием, в частности -
информационную войну. Одной из форм её ведения является фальсификация военной истории России. Без гордости за своё ратное прошлое, без уважения заслуг солдат и полководцев не может быть патриотизма. А утрата патриотизма ведёт к распаду государства.
Фальсификация военной истории России представляет собой целенаправленные попытки вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете героические имена и ключевые события российской истории -подвиги защитников Отечества,
ИССЛЕДОВАНИЕ
25 '-
191(1 1920 1930 1940 1 »611 19Я0 2000 2020
Рис. 1. График зависимости объёма информации по Отечественной войне 1812 года в школьных учебниках разных лет
¡ГЩр 1 штаг
победы в войнах и сражениях, заслуги полководцев. Фальсификация осуществляется с целью предъявления претензий нашей стране, ревизии истории войн, пересмотра их геополитических итогов.
Главная цель зарубежных очернителей военной истории во все времена была неизменной -заставить русский народ ненавидеть собственную страну. Фёдор Михайлович Достоевский так выразил их намерения: «Кто проклянёт своё прежнее, тот уже наш». Примерно так же высказывался и Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Алгоритм действий фальсификаторов прост: изменил историю - воспитал новое поколение - получил новый народ -изменил ситуацию в мире так, как тебе удобно.
В наши дни военную историю переписывают с целью изменения национального самосознания россиян, лишения народа смыслов и ценностей существования, трансформации образов наших предков из «исторических победителей» в неудачников и преступников.
Создание негативного образа советского генерала, офицера, солдата является способом подрыва самих основ современной России. Убедив потомков, что жертвы их предков были напрасными, несложно подвести их к выводу, что лучше бы они встретили Гитлера хлебом и солью. Не было бы 27 миллионов убитых и замученных в концлагерях жителей страны.
А что, если освободительный поход Советской Армии в Европу вообще представить как оккупацию? Тогда у правнуков солдат, штурмовавших Варшаву, Будапешт, Берлин, возникнет чувство вины и необходимости покаяния... Будет ли такой народ готов отстоять свои интересы в новой войне с западным агрессором? Отрицательный ответ очевиден.
Для противодействия фальсификациям истории необходима организованная, эшелонированная (дифференцированная по возрастам) система военно-исторического образования молодёжи.
Базис военно-исторического образования формируется в семье, школе, военно-учебном заведении.
В раннем детстве источником военно-исторической информации для ребёнка являются сказки, былины, мифы, песни, которые ему читает, рассказывает или
поёт мама. Из них малыш узнаёт о воинах-богатырях, защитивших народ от злой нечисти и врагов. Очень важно, чтобы такими первыми его любимыми героями стали Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка, Евпатий Коловрат, Святогор.
Эти образы противопоставляются Змею Горынычу, Кащею Бессмертному, Лешему, Бабе Яге, Соловью-Разбойнику и побеждают их в честной борьбе. Впитывая эти сказки, маленький человек
Рис. 2. График зависимости объёма военно-исторической информации по событиям 1914-1920 гг. в школьных учебниках разных лет
Таблица 1
Наличие в учебниках истории материала об участии СССР (РФ)
в локальных военных конфликтах
Учебники (годы) Локальные военные конфликты. Количество страниц в учебнике
Финляндия 1930-1940 гг. Корея 1950-1953 гг. Вьетнам 1965-1975 гг. Афганистан 1979-1989 гг. Чечня 1994-1996 гг. 1999-2000 гг.
1945 - 1960 -
1960 - 1970 1,5 -
1970 - 1980 - - -
1980 - 1990 - - - -
1990 - 2000 0,5 - - 0,5 -
2000 - 2010 0,5 - - 0,5 0,5
2000 - 2020 0,5 1,0 - 0,5 1,0
делает первый шаг в формировании своего военно-исторического самосознания.
В дошкольном и раннем школьном возрасте на ребенка всё большее влияние оказывают книги, которые он читает сам. А телевидение, кинематограф, мультипликация предлагают свой «набор» героев и антигероев. Здесь родителям, воспитателям и учителям важно направить ребёнка в нужное военно-историческое русло. Пусть он узнает о Вещем Олеге и Ярославе Мудром, Александре Пересвете и Садко, Александре Невском и героях Куликовской битвы, детях-партизанах и сыновьях полка, о смелых и честных персонажах гайдаровских рассказов, о Павке Корчагине и Алексее Маресьеве, о Георгии Жукове и Михаиле Калашникове.
Но западные СМИ предлагают ориентироваться на Человека-Паука, Супермена, Бэтмена, Женщину-Кошку, Аквамена, Болотную Тварь, Мстителей, Людей Икс и др. К сожалению российские книжные магазины, телевидение, анимационный и игровой кинематограф уже перенасыщены этими чудищами с противоестественной физиологией.
Страшные образы формируют соответствующее «второе я» у ребёнка, делая его агрессивным и бездушным. В такой обстанов-
Рис. 3. График зависимости объёма информации по Великой Отечественной войне в школьных учебниках разных лет
ке говорить о каком-то патриотическом воспитании человека трудно.
В старшем школьном (суворовском, кадетском) возрасте дети формируют основу своего военно-исторического кругозора. На плановых занятиях и во внеклассной работе они узнают о полководческих заслугах Петра I, Петра Румянцева, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Алексея Брусилова, Георгия Жукова, Бориса Громова. Ребята черпают информацию о героях, изучают хронологию войн, оценивают причины побед и поражений.
Главное военно-историческое событие, на котором формиру-
ется личность гражданина России, - это Великая Отечественная война. Изучая её в школе, старшеклассники узнают цену обороны Москвы, Сталинградской битвы, сражения на Курской дуге, понимают трагедию Ленинграда, гордятся подвигом солдата и мужеством командиров Красной Армии.
Но качество военно-исторического образования школьников, к сожалению, не безупречно. Из чего следует данный вывод?
Для проведения анализа авторами были собраны образцы 22 учебников по предмету «История» за последние 100 лет, по которым обучались гимназисты дореволю-
(ГЩр 1 штаг
ционной России, школьники СССР и современной Российской Федерации. Это:
1. «Учебник русской истории», 1916 г., М. Остроградский.
2. «Элементарный учебник русской истории», 1917 г.
3. «Краткий курс истории СССР», 3-4 класс, 1937 г., под редакцией профессора А. В. Шеста-кова.
4. «История СССР», 10 класс,
1952 г., под ред. А. М. Панкратовой.
5. «История СССР», 8 класс,
1953 г., под ред. А.М. Панкратовой.
6. «История СССР», 9 класс, 1953 г., под ред. А. М. Панкратовой.
7. «История СССР», 4 класс, 1961 г., С. П. Алексеев и В. Г. Кар-цов.
8. «История СССР (1938-1972)», 10 класс, 1975 г., В. М. Балев.
9. «История СССР», 10 класс, 1980 г., под ред. М. П. Кима.
10. «История СССР», 8 класс, 1982 г., И. А. Федосов.
11. «Новейшая история», 10 класс, 1982 г., под ред. В.К. Фу-раева.
12. «Новейшая история», 9 класс, 1983 г., под ред. В. К. Фу-раева.
13. «История России», 9 класс, 1995 г., А.А. Данилов, Л.Г. Косу-лина.
14. «История России, XX-XXI вв.», 9 класс, 2003 г., А.А. Данилов.
15. «История России», 11 класс, 2009 г., И. Н. Данилевский.
16. «История России», 11 класс, 2012 г., под ред. А. А. Данилова.
Таблица 2
Наличие в учебниках истории материала об основных сражениях
Великой Отечественной войны
Учебник
Событие периода ВОВ Учебник № 8 1975 г. Учебник № 9 1980 г. Учебник № 13 1995 г. Учебник № 14 2003 г. Учебник № 21 2016 г.
Битва на реке Халхин-Гол 1,0 1,0 0 0 0,5
Оборона Брестской крепости 0,5 0,5 0 0 0
Оборона Заполярья 0 0 0 0 0
Смоленское сражение 1,0 1,0 0 0 0
Московская битва 7,5 7,5 1,5 1,5 1,5
Защита Ленинграда, блокада и её прорыв 4,5 4,5 0 0,5 5,0
Сталинградская битва 7,0 7,0 2,0 1,25 1,25
Ржевская битва 0 0 0 0 0
Битва за Кавказ 1,0 1,0 0,25 0 0,2
Битва на Курской дуге 5,5 5,5 1,5 1,0 1,5
Форсирование Днепра, освобождение Украины 1,5 1,5 0,5 0 0,3
Операция «Багратион» 4,0 4,0 0,25 0 0,25
Освобождение Крыма 0,5 0,5 0,25 0 0
Операции: Прибалтийская, Ясско-Кишинёвская, Львовско-Сандомир-ская, Будапештская, Висло-Одерская, Восточно-Прусская 8,0 9,0 0,5 0,5 1,5
Помощь Праге 1,0 1,0 0 0 0
Берлинская операция 4,0 4,0 1,0 0 0,5
Разгром Японии 5,0 6,0 0,25 0,25 1,0
ВСЕГО: 52 54 8,0 5,0 15,5
60
1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020
Рис. 4. График зависимости объёма информации по сражениям Великой Отечественной войны в школьных учебниках разных лет
1980 2020
■ Всего на и ¡учение ВОВ ■ 11.1 изучение военных действии
Рис. 5. Школьные учебные программы по теме «Великая Отечественная война»
17. «История России, ХХ - начало XXI века», 9 класс, 2014 г., А.А. Данилов, Л. Г. Косулина.
18. «История России», 9 класс (ч. 1), 2016 г., под ред. А. Торкунова.
19. «История России», 9 класс (ч. 2), 2016 г., под ред. А. Торкунова.
20. «История России», 10 класс (ч. 1), 2016 г., под ред. А. Торкунова.
21. «История России», 10 класс (ч. 2), 2016 г., под ред. А. Торкуно-ва.
22. «История России», 10 класс (ч. 3), 2016 г., под ред. А. Торкунова.
Исследование проводилось по нескольким показателям.
Первый показатель - общий объём материала, посвящённый военным действиям, полководцам,
героическим подвигам наших предков. Единица измерения - печатная страница.
Исследуемый период -Отечественная война 1812 года.
Анализ графика (см. рис. 1) показывает, что до Октябрьской революции изучению героических страниц Отечества уделялось большое внимание. В школах и гимназиях штудировали войны, в которых Русскую Армию прославили Пётр I, А. Суворов, М. Кутузов. Первая мировая война тогда ещё не описывалась в учебниках, так как к 1917 году она не закончилась.
После победы большевиков все заслуги «царских полководцев» оценивались скептически, так как их победы были достигнуты ради господствующего класса (так считалось). Изучению этих событий уделялось минимум внимания, что и отражает «впадина» на графике.
Но уже в ходе Великой Отечественной войны происходит переоценка героического прошлого страны. Правительством СССР по инициативе И. В. Сталина утверждаются награды, посвящённые русским знаменитым полководцам. И на уроках истории советские школьники получают знания об Отечественной войне 1812 года и о Михаиле Кутузове. График поднимается вверх.
Его дальнейшее снижение (с 90-х годов) объясняется пренебрежением к патриотической составляющей в воспитании молодёжи.
Таблица 3
Выдающиеся личности Великой Отечественной войны
Выдающиеся личности Учебник № 9 1980 г. Учебник № 13 1995 г. Учебник № 21 2016 г.
Военачальники, полководцы
Иосиф Виссарионович Сталин - Верховный Главнокомандующий + + +
Г.К. Жуков, военачальник + + +
А .М .Василевский, военачальник + + +
Б.М . Шапошников, военачальник + +
П.Г Кузнецов, флотоводец + +
И .С . Конев, военачальник + + +
С .К . Тимошенко, военачальник + + +
В.И. Чуйков, военачальник + +
М .С . Шумилов, военачальник + +
Н.Ф. Ватутин, военачальник + +
К.К. Рокоссовский, военачальник + + +
А.И . Еременко, военачальник +
Р. Я . Малиновский, военачальник + +
Л.А. Говоров, военачальник + +
К.А. Мерецков, военачальник +
М .М . Попов, военачальник +
С .А. Ковпак, командир парт. бригады + + +
А.Н. Сабуров, командир парт. бригады +
М .И. Наумов, командир парт. бригады +
А .Ф . Федоров, командир парт. бригады + + +
Ф.И . Толбухин, военачальник + +
В .Ф. Трибуц, флотоводец +
И .Х. Баграмян, военачальник + +
И .Д . Черняховский, военачальник + +
Г.Ф. Захаров, военачальник +
А.А . Гречко, военачальник +
К.С . Москаленко, военачальник +
М .Е . Катуков, военачальник +
С .И. Богданов, военачальник +
М .А. Пуркаев, военачальник +
И .С . Юмашев, флотоводец +
Н.В . Антонов, флотоводец +
П.А. Судоплатов, разведчик +
ИТОГО: 31 17 10
Военные конструкторы
М .И. Кошкин, конструктор танка + +
Ж.Я. Котин, конструктор танка + +
А.А . Морозов, конструктор танка +
Н.А . Кучеренко, конструктор танка +
С .В. Ильюшин, авиаконструктор +
С .А . Лавочкин, авиаконструктор + +
Исследуемый период - Первая мировая война, революция, Гражданская война, международная интервенция.
Анализ графика позволяет увидеть следующие тенденции (см. рис. 2).
Во-первых, что история Первой мировой войны всегда изучалась поверхностно. В советское время она считалась «империалистической», а значит и подвиги людей в этой войне не могли быть поучительными. В последние годы объём информации о данной войне несколько увеличился, но остаётся недостаточным для всестороннего осмысления событий тех лет.
Во-вторых, в советское время большое внимание уделялось изучению революции 1917 года, Гражданской войны и международной интервенции. Этим объясняется подъём графика (суммарного показателя). В новой России с 90-х годов этот интерес угас, и график, отражающий объём материала, по-свящённого войнам начала XX столетия, упал.
Исследуемый период - Великая Отечественная война.
В течение послевоенного периода шло осмысление событий, связанных с Великой Отечественной войной. Учебники наполнялись новыми данными, что отражает растущая кривая графика (см. рис. 3).
Но после распада СССР начался период шельмования и дегероизации нашего военного прошлого. Содержание учебников (в части, касающейся войны) было сокращено, график упал вниз. К счастью, в последние годы происходит переосмысление значения Великой Победы. И школьные учебники начинают насыщаться материалами по истории 1941-1945 гг.
Исследуемый период - локальные войны и вооружённые конфликты ХХ столетия с участием СССР (РФ).
Из таблицы 1 следует, что события, связанные с участием наших солдат и офицеров в локальных войнах за пределами Родины,
А.И . Микоян, авиаконструктор + +
М .И. Гуревич, авиаконструктор + +
В .М . Петляков, авиаконструктор +
А .С . Яковлев, авиаконструктор +
А .Н. Туполев, авиаконструктор +
ИТОГО: 10 0 6
Герои, совершившие подвиги
Герои Брестской крепости +
Н.Ф . Гастелло, лётчик + +
Виктор Талалихин, лётчик +
Зоя Космодемьянская, подвиг +
И .В. Панфилов, В.Г. Клочков и их герои + + +
Я .Ф. Павлов, герой Сталинграда + +
А. М . Матросов, подвиг + +
И .Н. Кожедуб, лётчик +
А.К. Горовец, лётчик +
А.П. Покрышкин, лётчик + +
А.П. Маресьев, лётчик +
В.А. Молодцов, подпольщик, подвиг + +
М .М . Трифонов, подпольщик, подвиг +
К.С . Заслонов, подпольщик, подвиг +
Е .Г. Мазаник, подпольщица, подвиг + +
Н.И . Кузнецов, разведчик, подвиг + +
Молодая гвардия, подпольщики + +
Лиза Чайкина, подпольщица, подвиг + +
Мария Мельникайте, партизанка +
Федор Полетаев, партизан, подвиг +
Мехти Гуссейн-заде, партизан, подвиг +
Д . М . Карбышев, генерал, подвиг +
Муса Джалиль, подвиг +
К.Ф. Ольшанский, подвиг +
М .А. Егоров, М .В. Кантария, подвиг + + +
Д .Н. Медведев, разведчик +
ИТОГО: 24 14 11
практически не изучаются. А совершённые ими подвиги не используются в воспитательных целях.
Второй показатель - факт наличия или отсутствия информации о значимом событии военной истории (операции, сражении) или о личности (полководца, героя, совершившего подвиг). Исследуемый период - Вторая мировая и Великая Отечественная война.
Важнейшие стратегические операции и события 19391945 годов, в которых участвовала Красная (Советская) Армия (см. таблицу 2).
Первое. «Провал» графика объясняется всё тем же пренебрежением к героическому прошлому нашего народа, которое началось в 90-е годы XX в.
Второе. Ряд событий (оборона Брестской крепости, борьба в Заполярье, Ржевская битва, Смоленское сражение) вообще не изучаются в школе.
Третье. Многие этапы, которые прошла РККА на пути к Победе, освещены в учебниках поверхностно и не позволяют школьнику разобраться в них.
Исследуемое явление - выдающиеся личности, полководцы, герои войны и их подвиги (см. таблицу 3).
Анализ таблицы показывает, что учебники советского периода более полно отражали: имена и роль полководцев РККА; имена и заслуги военных конструкторов; подвиги конкретных героев. Они давали примеры беззаветного служения Родине, что способствовало воспитанию патриотизма.
Но некоторые заслуженные личности, находившиеся «в опале» у власти, не вошли в советские учебники. Например, адмирал П.Г. Кузнецов или руководитель разведки П.А. Судоплатов. После развала СССР многие имена героев «потерялись». Из учебников исчезли защитники Брестской крепости, Зоя Космодемьянская, Иван Кожедуб, Алексей Маресьев, Дмитрий Карбышев и др.
1995 2019
■ Курсанты "Военная история"
■ Офинеры-слушателн "История военного искусства"
Рис. 6. Объём учебных программ вузов МО РФ по дисциплинам «Военная история» и «История военного искусства»
A ОТ i штаг
Третий показатель - объём школьных учебных программ по предмету «История». Исследуемый период - Великая Отечественная война. Единица измерения - учебный час. Сравнению подлежали варианты учебных программ советского периода и учебных программ, разработанных на основе современных ФГОС. Результат анализа следующий (см. рис. 5).
В советское время на изучение Великой Отечественной войны отводилось до 30 часов (уроков). Сегодня на изучение тех же событий отводится всего 6-8 часов.
Каковы плоды этой «деятельности»? В немецком парламенте российский школьник извиняется за «невинно погибших немцев, взятых в плен под Сталинградом». В Тульской области малолетки жарят картошку на Вечном огне. В Новороссийске девчонки танцуют «тверк» на мемориале защитникам Малой земли.
А как противостоять историческим фальсификациям на уровне сознания уже не ребёнка, а защитника Отечества? Для этого необходимо обладать глубокими военно-историческими знаниями.
Вот почему в программу обучения курсантов военных училищ и академий введена дисциплина «Военная история». В рамках этой дисциплины курсанты более детально изучают все минувшие войны, предпосылки их возникновения, причины побед и поражений. Значительная часть программы посвящена Великой Отечественной войне.
Для военно-исторического развития слушателей военных академий существует учебная дисциплина «История военного искусства». Её программа предусматривает профессиональный анализ основных операций и сражений прошлых войн. Наибольшую пользу слушателям несёт изучение событий 1941-1945 годов и локальных войн ХХ-ХХ1 столетий.
А всё ли хорошо обстоит с военно-историческим образованием этих категорий обучающихся? Авторы провели анализ: учебных программ дисциплины «Военная история» с курсантами высших учебных заведений Министерства обороны России; учебных программ дисциплины «История военного искусства» с офицерами-слушателями военных академий МО РФ.
Сравнение объёма учебных программ осуществлялось для временных срезов 1995 и 2019 годов. Учебные программы - реальные, взяты в одной из военных академий МО РФ.
Результаты анализа оказались неутешительными. За последние 25 лет количество часов, отведённых на изучение дисциплин, формирующих «исторический иммунитет» молодых защитников Родины, уменьшилось почти в 2 раза (см. рис. 6). И сами учебники по «Военной истории» и «Истории военного искусства» в советское время были объёмнее современных.
Что следует из проведённого анализа?
Первое. Объём военно-исторических знаний, получаемых в средней школе, в 90-е и 2000-е годы сокра-
щался. Их содержание выхолащивалось. Изучению событий Великой Отечественной войны отводилось всё меньше часов. Подобная картина наблюдалась и в вузах Минобороны.
Второе. В последние годы наметилась тенденция «выравнивания провала» в военно-историческом образовании школьников. В военно-учебных заведениях, к сожалению, эта тенденция не столь очевидна.
Третье. В условиях обострения информационной войны, развязанной странами Запада против России, появления новых источников и способов информационного воздействия на умы людей, уже недостаточно просто довести полноту и качество военно-исторического образования до уровня советского периода. Новые вызовы требуют повышения статуса военно-исторического образования российской молодёжи.
В пользу сделанных выводов свидетельствует и заявление, сделанное Президентом России В.В. Путиным на заседании Валдайского клуба в октябре 2020 года о необходимости законодательной защиты исторической правды о Великой Отечественной войне.