УБМ-КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ
С.М. Кузнецов, студент
Е.О. Белова, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-2-133-136
Аннотация. Компаниям необходимо выполнять различные цели для достижения увеличения стоимости компании. Для расчета стоимости мировая школа финансового менеджмента выделяет различные концепции и подходы по определению стоимости компании. Представленная VBM-концепция характеризуется представленными тезисами, а также несколькими подходами имеющие простоту математических расчетов, но при этом сложны и неоднозначны
Ключевые слова: концепция, сравнительный метод, оценка бизнеса, совокупный доход
В рыночных условиях компания является центром интересов различных групп заинтересованных сторон, среди которых могут быть инвесторы, клиенты, поставщики, сотрудники, государственные органы и общество. По мнению авторов [1, 2], учитывая интересы всех заинтересованных групп, основной целью предприятия является его сохранение, улучшение и развитие, так как это также позволяет реализовать индивидуальные цели каждого сотрудника. Устойчивое развитие предприятия достигается за счет увеличения стоимости предприятия при выполнении материальных, экологических и социальных целей.
Мировая школа финансового менеджмента включает в себя одну из самых важных концепций управления, направленную на увеличение стоимости компании и ее рост - VBM (Value-Based Management). При этом в рамках концепции стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками. Новая стоимость создается только в момент получения прибыли от инвестированного капитала, превышающей затраты по его вложению. Другая концепция - KVDM (The Key Valey Driver Model) доказывает, что стоимость компании зависит еще и от
использования нематериальных активов и вложений в «человеческий капитал». За основу принимается свободный денежный поток ^СЕ), наиболее используемый в оценке бизнеса.
Главная цель финансового менеджмента, согласно получившему в последние годы популярность ценностно ориентированному подходу (VBM) - максимизация ценности фирмы.
Ключевая идея современного финансового менеджмента состоит в том, что основной целью бизнеса является максимальное увеличение благосостояние акционеров, то есть экономической ценностью, которой они владеют. Стремление получить наибольшую прибыль вступает в противоречие с желанием увеличить ценность компании, поскольку в первом случае идет речь о действиях в краткосрочной перспективе, а во втором долгосрочная цель [3].
В последнее десятилетие в мировой практике получили распространение системы управления, ориентированные на увеличение ценности. Рассмотрим данную концепцию более внимательно. Основные тезисы концепции VBM можно сформулировать следующим образом (рис. 1):
Главная цель фирмы -создание ценности для акционеров
Измерители ценности используются в планировании и контроле
Знание факторов ценности помогает менеджерам увеличить её
Эффективность бизнес-единиц определяется добавленной ими ценностью
Рис. 1. Основные тезисы концепции
Такой подход обусловлен рядом причин. Если компанию рассматривать как актив, способный приносить доход в будущем, то чем выше такая его способность, тем он ценнее и тем дороже будет стоить. Базовой величиной и критерием оценки является стоимость капитала компании - процент доходности, требуемый всеми, кто предоставил фирме свой капитал.
В управлении финансами компании показатель стоимости капитала применяют при:
- измерении ценности фирмы;
- оценке капитальных вложений в проекты;
- анализе эффективности использования активов компании [4].
Бизнес является эффективным, если генерируемая им величина доходности не ниже стоимости капитала (доходность измеряется в процентах)
Стоимость заемного капитала определяется исходя из его реальной объективной стоимости и показателя инфляции.
Доходы акционеров складываются из двух составляющих - роста курсовой
стоимости акций компании и дивидендов по результатам финансового периода. То есть показатель дохода акционеров можно выразить следующим образом:
Совокупный доход = (цена акций на конец периода - цена акций на начало периода) + Дивиденды. (1)
Показатель полной доходности акционеров отражает совокупный эффект изменения цен на акции и инвестиционного дохода (TSR):
TSR = совокупный доход / начальная цена
акции (2)
Каждый собственник заинтересован в максимизации стоимости компании, поскольку в любой момент может возникнуть необходимость продать её по наиболее выгодной цене [5].
В настоящее время чаще других используют три подхода оценки бизнеса, представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Три подхода оценки бизнеса
Будущие доходы фирмы как единого объекта выступают в форме свободного денежного потока. В качестве ставки дисконтирования используют стоимость капитала фирмы.
Таблица 1. Подходы и методы расчета компании
Подход Методы
Доходный 1)Метод прямой капитализации Это метод оценки стоимости бизнеса используется, если оценщиком проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и есть основания полагать, что эффективность предприятия будет сохранена в будущем. 2)Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков
При применении этого метода оценки стоимости бизнеса оценщик определяет чистые денежные потоки в будущем и рассчитывает ставку дисконта.
Затратный 3)Метод чистых активов Задача оценщика проанализировать состав активов и пассивов в бухгалтерском балансе. Выявить те, которые могут быть использованы при расчете затратным способом. Он рассчитывает рыночную стоимость активов, затем вычитает из нее стоимость обязательств. 4) Метод ликвидационной стоимости Применяется, если объект оценки - ликвидируемый бизнес. Специалист определяет, на какую сумму будут реализованы активы по отдельности. Из суммы всех активов вычитаются расходы на демонтаж, сохранение готовой продукции до продажи, зарплату сотрудникам, которые работают до ликвидации и др.
Сравнительный 5)Метод рынка капитала Методика подразумевает аналитическую работу с ценами на акции компании. Соблюдая принципы сравнительного подхода, оценщик сравнивает стоимость акций оцениваемого бизнеса с акциями конкурентов. Предварительно он анализирует операции компании на фондовом рынке. 6)Метод сделок Оценщик применяет те же инструменты, что и при предыдущем методе, но в поле его зрения оказываются не отдельные акции, а контрольный пакет акций бизнеса-аналога. 7)Метод отраслевых коэффициентов Специалист работает с отраслевыми коэффициентами, которые выведены в ходе длительного анализа за бизнесом в разных сферах. Метод позволяет получить объективные результаты, но применим преимущественно к малому бизнесу. За основу расчетов берется соотношение цены объекта и его финансовые показатели (прибыль, выручка, чистые доходы, запасы и др.). Обязательно учитываются средние значения по рынку (или показатели компании-аналога).
Рассмотрим на практическом примере метод расчета стоимости компании. Общий объем инвестиций в год 1 составил 0,5 млн руб. Доли собственного и заемного
капитал: 0,9 и 0,1 соответственно. Стоимость собственного капитала равна 16%, заемного - 20%. Действующая ставка налога на прибыль - 20%.
Wacc = К Ws + Ш Wd (1-Т) = 0.9 х 16% + 0,1 х 20% х (1-0,2) = 0,16 (3) Wacc - средневзвешенная стоимость капитала фирмы
Кг = 1 /(1+WACC) х г = 1 /(1+0,16) х 3 = 1 /1,56 = 0,64 (4)
Ю - коэффициент дисконтирования потока года t
V = JFCFTx kt = 0,5 x 0,64 + 1 x 0,64 + 3,5 x 0,64 - 0,5 x 0,64 = 2,88 (5)
Таким образом, стоимость компании равна 2,88 млн. рублей.
Делая вывод, можно сказать о том, что возможности применения данных подходов в оценке стоимости российских
компаний имеют ряд ограничений, и, несмотря на кажущуюся простоту математических расчетов, вышеперечисленные подходы достаточно сложны и неоднозначны.
Библиографический список
1. Давидян М.Р., Белова Е.О. Целевое управление как система эффективного управления компанией // Структурная и технологическая трансформация России: проблемы и перспективы. От плана ГОЭЛРО до наших дней: материалы международной научно-практической конференции (посвящена столетию плана ГОЭЛРО). 2021. С. 164-1692.
2. Попова Ю.Н., Белова Е.О. Различные подходы к управлению знаниями в современной компании // Новые технологии. 2013. № 3. С. 85-90.
3. Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Zakharova E.N., Bailagasov L.V. Development of strategic benchmarks for the creation and operation of digital regional ecosystem industry profile // Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences. 2019. Т. 6. № 3. С. 6877-6880.
4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2016. - 576 с.
5. Ващенко Т. В. Управление стоимостью компании: учебно-методическое пособие / Т. В. Ващенко, Р. О. Восканян. - М.: Проспект, 2018. - 160 с.
VBM VALUE MANAGEMENT CONCEPT C.M. Kuznetsov, Student
E.O. Belova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. Companies need to fulfill different goals in order to achieve the increase in company value. To calculate the cost, the world school of financial management identifies various concepts and approaches for determining the value of a company. The presented VBM-concept is characterized by the presented theses, as well as by several approaches that have simplicity of mathematical calculations, but at the same time are complex and ambiguous.
Keywords: concept, comparative method, business valuation, total income.