Научная статья на тему 'Алгоритм проведения оценки стоимости предприятия'

Алгоритм проведения оценки стоимости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ КОМПАНИИ / СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / STRATEGIC COMPANY GOAL / ENTERPRISE VALUATION / METHODICAL TOOLKIT OF ENTERPRISE VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базанкова Вера Сергеевна

Международная конкуренция за капитал и растущая важность организаций-инвесторов вынудили компании рассматривать максимизацию стоимости как центральную стратегическую цель компании. В данной статье автор систематизировал известные подходы и методический инструментарий определения стоимости. Были сформулированы целевые установки различных методов, которые и послужили основой для разработки алгоритма проведения оценки стоимости предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGORITHM OF IMPLEMENTATION OF ENTERPRISE VALUATION

International competition for capital and the growing importance of institutional investors have forced companies to view the maximization of value as the central strategic company goal. In given article author systemized known approaches and methodical toolkit of valuation. Purposes of various methods have been formulated. These methods have formed a basis for algorithm design of implementation of enterprise valuation .

Текст научной работы на тему «Алгоритм проведения оценки стоимости предприятия»

УДК 330.133.7

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.С. Базанкова

Ивановский государственный химико-технологический университет

Международная конкуренция за капитал и растущая важность организаций-инвесторов вынудили компании рассматривать максимизацию стоимости как центральную стратегическую цель компании. В данной статье автор систематизировал известные подходы и методический инструментарий определения стоимости. Были сформулированы целевые установки различных методов, которые и послужили основой для разработки алгоритма проведения оценки стоимости предприятия.

Ключевые слова: стратегическая цель компании, стоимость предприятия, методы определения стоимости предприятия.

У каждого бизнеса есть внутренняя стоимость. Для собственников стоимость предприятия является единственным критерием оценки его финансового благополучия, который дает комплексное представление об эффективности управления бизнесом. Вложение средств в компанию окажется максимально выгодным лишь в том случае, если менеджеры будут объективно оценивать стоимость вверенного им бизнеса и делать все, чтобы она непрерывно росла. Эта задача решается с помощью новой концепции менеджмента - "Управление стоимостью компании” или Value Based Management.

Value Based Management (наиболее подходящий перевод данного термина -управление, нацеленное на создание стоимости) - концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости.

Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация стоимости компании. Причем новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестирован-

ного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. [ 1 ]

Управление стоимостью - это интегрированный системный подход к управлению бизнесом. Этапы данного процесса представлены на рис. 1.

Остановимся более подробно на инструментарии оценки стоимости.

Для оценки стоимости предприятий используется множество методик в рамках трех основных подходов (доходного, сравнительного и затратного). Все три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке, однако каждый из них связан с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективно.

Определять стоимость можно различными путями. Выбор, в большей степени, зависит от взглядов оценщика и менеджера на суть происходящего в экономике.

Однако традиционные методы

оценки как бы выхвачены из общего контекста управления, в то время как "УВМ подразумевает прямое и систематическое

применение стоящих за ней методов для управления предприятием.

1. Анализ ситуации (диагностика предприятия) и оценка текущей стоимости компании 2. Корректировка стратегии развития компании в направлении увеличения стоимости 3. Разработка плана мероприятий (бизнес плана) в соответствии с выбранной стратегией 4. Реализация плана мероприятий (внедрение системы управления стоимостью)

1.1. Диагностика реального положения предприятия 2.1. Формирование системы ключевых факторов стоимости (КФС) 3.1. Разрабатывается план изменений в организационно-функциональной структуре для установления зон ответственности подразделений компании 4.1. Распределение факторов стоимости по структурам компании и исполнителям

1.2. Определение факторов стоимости 2.2. Тестирование системы 4.2. Разработка менеджерами методов управления факторами стоимости

1.3 Определение стоимости бизнеса на данный момент 2.3. Определение целевых значений КФС 3.2. Разрабатывается план производства, маркетинга, сбыта, ориентированный на достижение КФС 4.3. Мониторинг исполнения плана и аналитическая работа, выявление количественных и качественных отклонений достигнутых значений соответствующих показателей от целевого уровня, устранение отклонений, при необходимости изменяются цели и корректируются планы

2.4. Согласование стратегии предприятия с целевыми значениями КФС 3.3. Определение значения факторов стоимости более низкого уровня, изменение которых влияет на факторы стоимости высших уровней

2.5. Выбор оптимальной из возможных альтернативных стратегий развития предприятия 3.4. Разрабатывается план инвестиционных программ, мероприятия по управлению рисками

Рис. 1. Этапы процесса управления стоимостью

Стоимостная модель управления в наибольшей степени отвечает изменившемуся взгляду на положение компании на рынке. Декларирование максимизации стоимости как цели деятельности и построение системы оценки результатов на основе стоимости, выстраивание по этому интегрированному показателю рычагов управления (функций и инструментов, часто называемых драйверами (drivers)) носит название VBM.

Таким образом, в результате эволюции концепций управления компанией появился целый ряд показателей, отражающих процесс создания стоимости (рис. 2).

Причем важно отметить, что 1-4

ступени - это область традиционных показателей, а ступени 5-6 - это уже область VBM-показателей. Наиболее известные из них - EVA, MVA, SVA, CVA и CFROI.

В данной работе не предполагается подробная характеристика показателей, однако следует оговориться, что до сих пор идут споры о преимуществах и недостатках этих методов. Плюрализм порождает недоверие к этим метрикам. Считаем, что каждая метрика имеет право на существование.

Более подробно особенности метрик эффективности автор представил в таблице 1. Учтены следующие важные аспекты: сложность, возможность разло-

жения на факторы стоимости, включен- можно отметить, что наиболее сложной

ность ожиданий и др. Таким образом, метрикой выступает SVA.

§

1. Выживание

• Валовая прибыль

• Операционная прибыль (EBIT)

• Операционный денежный поток

• Рентабельность

продаж

(ROS)

2. Самоокупаемость

• Рост операционной

прибыли (EBIT)

• Рост операционного денежного потока

• Рост рентабельности продаж (ROS)

• Рост чистой прибыли на одну акцию

(EPS)

3. Самофинан- • Рост чистой

сирование прибыли

• Чистая прибыль • Рост рента-

• Чистый денеж- бельности

ный поток активов

• Рентабельность (ROA)

активов (ROA) • Рост рента-

• Рентабельность бельности

акционерного акционерного

капитала (ROE) капитала

• Рентабельность (ROE)

инвестированно-

го капитала

(ROIC)

4. Устойчивый рост

5. Создание стоимости

Периодические показатели создания богатства акционеров:

• Остаточная чистая прибыль

(ЯБ)

• Экономическая прибыль(БР)

• Экономическая добавленная

стоимость(БУА)

• Добавленная акционерная

стоимость (БУА)

• Добавленная денежная стои-

мость (СУА)

• Денежная рентабельность инвестиций (CFROI) и др. Сбалансированная система

показателей

6. Устойчивость создания стоимости

Долгосрочное приращение богатства акционеров: рост периодических показателей создания стоимости, прирост ценности капитала (бизнеса)

Рост капиталоемкости бизнеса

Рис. 2. Лестница показателей результатов деятельности [2]

В каждом конкретном случае лучше применять тот или иной метод. Однако наиболее достоверной и применимой является модель остаточных прибылей, именно по результатам этого метода рассчитывается оптимальная величина стоимости предприятий, понятная не только собственникам и кредиторам, но и менеджерам. А это предопределяет возможности дальнейшего управления с помощью драйвера так, чтобы стоимость предприятия росла.

В соответствии с логикой исследования автор подробно рассмотрел основные аспекты оценки стоимости предприятий. На основе исследования, проведенного ранее (см. [1]) был разработан авторский алгоритм проведения оценки стоимости предприятия (рис. 3).

Вначале следует определиться с ориентирами осуществления оценки, в нашем случае сформулированы цели каждого метода. Причем экономическая

добавленная стоимость есть своеобразная модификация остаточных прибылей, но с учетом корректировок.

Наиболее крупные поправки для EVA[3]:

В рамках Na запасы оцениваются по методу ФИФО. Возвращаются все начисленные резервы, например по безнадежной дебиторской задолженности. Возвращаются все накопленные суммы амортизации и иные неденежные расходы (например, расходы по гудвиллу).

В бухгалтерском учете капитализируется только часть инвестиций. Многие капитальные, в экономическом смысле, статьи относятся на расходы, например, НИОКР. В расчетах EVA они устраняются из расходов и капитализируются в группе чистых капитализированных нематериальных активов.

В рамках EBI прибыль корректируется тем же самым образом, что и совокупный капитал. Нужно учесть, что к

Таблица 1

Сравнительная характеристика методов оценки стоимости [1, 3, 5]

Метод Особенности применения Положительные особенности Негативные особенности

Дисконтирование денежных пото- Может использоваться для целей реструктуризации бизнеса. Когда предполагается изменение будущих доходов и их колебание в течение определенного прогнозного периода. Основной метод для антикризисного управления в рамках методики финансовой оценки бизнеса. Считается одним из наиболее приемлемых с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, в конечном счете, покупает не набор активов, а поток будущих доходов (частичная включенность ожиданий). ^ Наличие информации, позволяющей обосновать модель доходов в прогнозный период (бизнес-план, ретроспективный анализ оцениваемого предприятия и т.д.). Учитывает состояние рынка (рыночный дисконт) Наиболее адекватный результат. Позволяет учесть несистематические изменения потока доходов, которые нельзя описать какой-либо математической моделью. Ориентирует предприятие на получение доходов. Простота концепции (несложные вычисления). Известность техник применения. Высокая возможность создания системы драйверов, которая может быть доведена до всех уровней управления. Не внушающая доверия концепция. ■ Свободные денежные потоки не измеряют добавленную стоимость в краткосрочном периоде: заработанная ценность не соотносится с отданной ценностью в течение периода. Свободные денежные потоки есть частично ликвидационная концепция: фирмы увеличивают свободные денежные потоки, сокращая инвестиции. Горизонт прогнозирования Обычно требуется длительный горизонт прогнозирования для того, чтобы отразить все денежные притоки от инвестиции (этот недостаток имеет особое значение в случае роста инвестиционной активности организации). Проверка прогнозов. Имеются значительные трудности с проверкой качества прогнозов свободных денежных средств. Модель «работает» хорошо лишь в случае, если инвестиционная модель поведения организации производит постоянные ежегодные свободные денежные потоки, либо, когда свободные денежные потоки растут с постоянным темпом роста.

ков (FCF) — 1995. Коупленд, Коллер, Муррин [4];Дамодоран

Дисконтирование остаточныых Условием применения метода является доходная деятельность предприятия в прошлом и возможность прогнозирования условно постоянного уровня доходов со стабильными темпами роста. Данный подход оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, в конечном счете, покупает не набор активов, а поток будущих доходов (ожидания включены частично, в т.ч. и в WACC^. Фундаментальная стоимость создается только в течение периода конкурентного преимущества. Явным образом учитываются требования акционеров. Достаточно прост для расчета и понимания на всех уровнях менеджмента. Достаточно высокая возможность создания системы драйверов, которая может быть доведена до всех уровней управления. Умозрительность; Трудности в расчете будущих доходов и ставки дисконтирования. Частично носит вероятностный характер. Предполагается, что инвестиции одного года обеспечивают стабильные ежегодные темпы роста. Капиталовложения, осуществленные однажды, являются ежегодными. Привлечение или выплата заемных средств осуществляется в течение бесконечно долгого периода времени. Недостаток (или избыток) оборотного капитала сохраняется из года в год.

прибытей (ReOI) — 1890, Маршалл; 1999, Б. Стюарт

Экономическая добавленная стоимость (EVA) — начало 1990-х гг., Стерн — Стюарт Капитал компании должен заработать норму возврата как схожие инвестиционные риски на рынках капитала. Простота расчета. Высокая возможность создания системы драйверов, которая может быть доведена до всех уровней управления. Невысокая точность. Средняя степень сложности. Корректировки усложняют показатель.

Продолжение таблицы 1

Метод Особенности применения Положительные особенности Негативные особенности

Экономическая добавленная стоимость (продолже- ние) Если данного момента не происходит, то отсутствует реальная прибыль, и акционеры не видят выгод от инвестиционной деятельности компании. ■S Анализ EVA и его изменений по данным отчетности предыдущих периодов дает точечные оценки эффективности управления, и во многих случаях его целесообразно применять в системе поощрения менеджеров. ■S Может использоваться как по компании в целом, так и по отдельным сегментам, что позволяет встраивать ее в систему контроля. S Значительный вес в оценке имеют реально вложенные в компанию инвестиции - ее чистые активы или весь инвестированный капитал, а прогнозируется только часть денежного потока, которая действительно увеличивает стоимость компании: экономическая прибыль (ожидания включены частично, в т.ч. и в WACCJ. S Инструмент для измерения «избыточной» стоимости, созданной инвестициями. S Индикатор качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, отрицательная - о снижении. S Позволяет определять стоимость компании, а также позволяет оценивать эффективность отдельных подразделений компании (отдельных имущественных комплексов), S Достижение максимально возможного положительного значения EVA является не только положительным фактором для акционеров в рамках управления стоимостью компании, но и для всей экономики и важно для каждого конкретного индивидуума в более широкой перспективе. S На величину показателя EVA (как и любого показателя, базирующегося на концепции остаточного дохода) существенно влияет первоначальная оценка инвестированного капитала (если она занижена, то созданная добавленная стоимость высокая, если завышена, то наоборот низкая). S Основная часть добавленной стоимости в рамках модели EVA приходится на постпрогнозный период, что представляет собой “корректировку” — на “неучет” реальной стоимости инвестированного капитала в добавленных стоимостях прогнозного периода. S Не является наилучшей оценкой эффективности управления. S Игнорирование денежныыс потоков. Данный недостаток устраняется при расчете показателя CFROI. S Не позволяет оценивать стоимость общества с отрицательными и сильно изменяющимися чистыми активами.

Денежная добавленная стоимость (СУА) - 1995г., Левис, Вессен-ридер и Бостон Консалтинг Групп S Выражает остаточные денежные потоки, генерируемые инвестициями в организацию (по версии Вессенриде-ра). S Характеризует разность между денежным потоком от стратегической деятельности и денежным потоком от текущей деятельности;. S - это чистые денежные потоки за вычетом затрат на капитал с учетом экономической амортизации, подразумевающей возможности реинвестирования амортизационных сумм по версии БКГ). S Включает концепции остаточного дохода (Residual Income) и операционного денежного потока (ожидания включены частично через экономическую амортизацию и прогнозные потоки). S Позволяет менеджерам отвлечься от излишних «повседневных» деталей и неточностей бухгалтерских правил учета применительно к управлению и сосредоточить внимание на перспективных пла-нахразвития компании. S Индекс CVA удобно использовать для сравнения с родственными характеристиками деятельности компании. ■S Высокая возможность создания системы драйверов, которая может быть доведена до всех уровней управления. S Сочетает многие недостатки обеих моделей. S Достаточно сложный показатель.

Акционерная добавленная стоимость (БУА) - середина 1980 -х гг., А. Раппопорт Отражает капитализированное изменение текущей стоимости операционного денежного потока, скорректированное на текущую стоимость инвестиций во внеоборотный и оборотный капитал, вызвавшее данное изменение. S Наиболее точная из всех здесь рассмотренных. S Ожидания включены. S Высокая возможность создания системы драйверов, которая может быть доведена до всех уровней управления. S Одна из наиболее сложных из всех здесь рассмотренных как для расчета, так и для понимания. Сложность в четком и точном определении периода конкурентных преимуществ.

Продолжение таблицы 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод Особенности применения Положительные особенности Негативные особенности

Акционерная добавленная стоимость Любые действия менеджеров компании должны быть направлены на получение дополнительной выгоды для собственников компании, которая фактически определяется приростом ее акционерного капитала. Полезен в управленческих целях. Разделяется влияние на итоговый показатель эффектов, связанных с текущей операционной деятельностью и с дополнительными (приростными) инвестициями. Одна из наиболее сложных из всех здесь рассмотренных как для расчета, так и для понимания. Сложность в четком и точном определении периода конкурентных преимуществ. Существовании предпосылки о "бесконечном" периоде функционирования компании. При оценке остаточной стоимости можно допустить ошибку, заключающуюся в возможности переоценки стоимости компании. Исходя из российской специфики, является наличие "искаженной" величины стоимости основных фондов и, как следствие, "искаженного" расчета величины амортизационных отчислений.

(продолжение)

Денежная рентабельность инвестиций ^ В целях повыьшения инвестиционной привлекательности и благосостояния акционеров компании. Для оценки результата деятельности по созданию новой ценности для акционеров. Модель является индикатором изменения стоимости посредством сравнения текущей стоимости будущих денежных потоков на инвестированный капитал и стоимости не амортизируемых активов в постпро-гнозный период с нормированной отдачей на инвестированный капитал Для построения эффективной системы управления стоимостью компании используется показатель доходности инвестиционных потоков. Лучше объясняет движения цены акций, чем ЕУА, но отличие не значительно. ^ Учитывается срок использования активов. Относится к самым точным. Ожидания включены. ^ Результат выражается не в сумме созданной (или разрушенной) стоимости, а в виде относительного показателя. Не позволяет оценивать стоимость общества с отрицательными и сильно изменяющимися чистыми активами Весьма сложный расчет. Для этого необходимо идентифицировать все денежные потоки, генерируемые как существующими, так и будущими активами. Низкая возможность создания системы драйверов.

(CFROI) - 1995 г., консалтинговая группа HOLT Value Associates

прибыли добавляются те доходы и расходы, которые связаны с корректировочными статьями активов. В частности, к БВ1 добавляются отложенные налоговые активы, поскольку они не связаны с действительным расходованием денежных средств. Также определяется эффект налогового щита по процентным платежам. Добавляются процентные платежи по операционному лизингу, изменения в резервах. Учитываются корректировки стоимости запасов в части списанной в затраты (изменение в резерве ЛИФО).

Выбрав метод, оценщик должен определить исходные показатели, среди которых следующие:

1. Для определения свободного денежного потока (БСБ) и остаточной опе-

рационной прибыли (ЯБ01):

- чистая прибыль до процентных платежей ЕВ1=Ж + / • (1 - Т), где N1 -чистая прибыль; i - процентные расходы; Т - ставка налога на прибыль,

- чистые активы (КА), рассчитанные как разница валюты баланса и кредиторской задолженности, по которой не предусмотрены скидки в случае ранней оплаты (беспроцентная);

2. Для определения добавленной денежной стоимости по модели Вессен-ридера-Оттосона:

- операционный денежный поток (0СБ), где БВГОТ - валовая прибыль; ±AWC - изменение оборотного капитала, под которым понимается совокупность оборотных активов, кредиторской задол-

ЦЕЛЬ ОЦЕНКИ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ МЕТОД

2. ПОДБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ДАННЫХ

. Анализ результатов предприятия

Определение

ЕСЕ=ЕБТ-А^

Определение КЕОІ= ЕВІ^Аі-^АСС

■ ОСТ= ЕВЮТ±ШС +1'

AOCF=OCF (1-Т) +Dep• Т

OCFD=NA•WACC

Определение CVA=AOCF-ОС^

Влияние ANA

= NA¡/ (1 + WACC)i

Влияние АЕВІ

=АЕВІ / ^СС • (1+WACC)‘-1]

Определение 8УА= Влияние ANA + Влияние АЕБ1

, Определение ставки дисконтирования: ШАСС=б [Е/(Е+й)] + kD [й/(Е+й)] • (1-Т)

23= Прогнозирование

▼ Определение CFпостроmо3 ? Определение К-еОІпостр огноз ? Б) Прогнозирование финансовой отчетности Ї А) Выбор прогнозного периода

Ы. Расчеты в рамках принятых моделей оценки стоимости предприятия

С

Приведение прогнозы. значений к их текущей стоимости

Приведение постпрогнозн. знач. к текущей стоимости

Обоснованная текущая стоимость фирмыь

Обоснованная текущая ценность капитала = Обоснованная текущая стоимость фирмыь — ценность долга

3. Внесение итоговых поправок

4. Согласование результатов, полученных в рамках применяемых методов

5. ВЫВЕДЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.

Рис. 3. Алгоритм проведения оценки стоимости предприятия

женности и прочих краткосрочных обязательств; I’ - нестратегические инвестиции (вложения в текущую деятельность) имеют целью поддержание отдачи от работающих стратегических вложений,

- фактический операционный денежный поток (A0CF),

- амортизация отчетного года фЕР),

- требуемый операционный денежный поток (0CFD);

3. Для определения добавленной акционерной стоимости:

- изменение величины чистых активов (ANA),

- изменение величины чистой прибыли до процентных платежей (AEBI).

Важным этапом является определение ставки WACC, в расчете которой задействована стоимость собственного капитала (kE) и долга (kd), величины собственного капитала (E) и долга (D). Причем стоимость собственного капитала предлагается оценивать по модели САРМ: kE = í6 + P*(Rm - i6),

где í6 — безрисковая ставка, равная ставке рефинансирования ЦБ РФ, Rm — рыночная премия за риск, в - измеряет чувствительность доходности ценной бумаги к доходности рыночного индекса и является отражением систематического риска.

Установление линейной зависимости между доходностью рыночного индекса за период (х) и доходностью акции за тот же период (у) позволяет определить значение искомого коэффициента: в = Ковариация(х,у) / Дисперсия (x).

Этот же метод, основанный на рыночных котировках акций на одной из фондовых бирж РФ (РТС, ММВБ, СПВБ, ФБ СПб) позволяет также определить рыночную премию за риск: Rm = ёном - í6 = [X • k] - í6, где ёном — номинальная доходность индекса, равная произведению доходности индекса (X) на количество

периодов наблюдения в году (к).

Причем доходность определяется как отношение изменения цены акций (или индекса) в текущем периоде к цене акций (индексу) предыдущего периода.

Сложность оценки в в российских условиях осложняется тем, что далеко не у всех предприятий акции котируются на фондовых биржах. Поэтому предлагается находить в медианное по отрасли, а затем корректировать с учетом структуры капитала.

Одним из сложнейших этапов выступает прогнозирование. Следует оговориться, что продолжительность прогнозного периода свыше 5 лет при настоящем экономическом положении в России будет завышена. Период в 5 лет может быть оптимальным по продолжительности горизонтом прогнозирования.

Сложность заключается в построении прогнозной финансовой отчетности и рыночной информации, позволяющим рассчитать прогнозные величины вышеперечисленных исходных показателей в рамках соответствующих методов.

Кроме того, для моделей денежных потоков и остаточных прибылей рассчитываются постпрогнозные величины, предопределяющие остаточную стоимость по завершении прогнозного периода: - остаточная стоимость по модели денежных потоков:

= CFпостпрогн = EBI,+i • (1 - g / ROIS)

CVfcf WACC - g WACC - g

где g - темп роста денежного пото- процентных платежей к чистым активам;

ка, ROIS - рентабельность инвестиций, - остаточная стоимость по модели

равная отношению чистой прибыли до остаточных прибылей:

J7UT п \ ыл ылпп EBIt 1 • (1 + Я) —-— (ROIS - WACC) CV = EBIi-i •(1 + g) - NA-i •WACC + 1-1 v ROIS K_______________________

CV reo' WACC WACC • (WACC - g)

где g - темп роста остаточных прибылей (const).

Далее осуществляются расчеты стоимости фирмы и ценности капитала, причем одним из инструментов выступает приведение прогнозных (и построг-нозных) величин к текущей стоимости с помощью коэффициентов дисконтирования. Затем в случае необходимости можно согласовать и скорректировать полученные величины стоимости.

Среди преимуществ разработанного автором алгоритма, следует отметить следующие:

1) простота применения:

- исходные показатели уже выделены, причем по большинству из них организации фактически отчитываются,

- модель достаточно компакта и при этом учтены все этапы оценки стоимости,

- единый подход для различных методов позволяет даже непрофессионалу освоить их на практике;

2) универсальность:

- данный алгоритм учитывает 2 модели доходного подхода, а также несколько моделей метрик эффективности, что в свою очередь упрощает их комби-

нацию и/или различные корректировки между ними,

- применим для любого предприятия,

- алгоритм предусматривает различные цели оценки, что снимает это ограничение;

3) выступает основой для разработки алгоритма управления стоимостью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базанкова В.С., Брусова А.С. Методические подходы к оценке стоимости отечественных компаний // Экономические системы: моделирование, анализ и прогнозирование: монография/ Под ред. проф. В.А. Зайцева; ГОУ ВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. Иваново, 2008. С. 308-337.

2. Волков. Д.Л. Управление ценностью: показатели и модели оценки // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. №4. С. 67-76.

3. Волков Д.Л. Показатели результатов деятельности: использование в управлении стоимостью компании // Российский журнал менеджмента. 2005.Т. 3. № 2. С. 3-42.

4. Коупленд Т., Колер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление // М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2005. - С. 554.

5.Емельянов А.М., Шакина Е.А. Основные этапы эволюции концепций управления стоимостью компаний // Корпоративные финансы. 2008. №4 (8). С. 79 - 87.

ALGORITHM OF IMPLEMENTATION OF ENTERPRISE VALUATION

V. Bazankova

International competition for capital and the growing importance of institutional investors have forced companies to view the maximization of value as the central strategic company goal. In given article author systemized known approaches and methodical toolkit of valuation. Purposes of various methods have been formulated. These methods have formed a basis for algorithm design of implementation of enterprise valuation.

Keywords: strategic company goal, enterprise valuation, methodical toolkit of enterprise valuation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.