Научная статья на тему 'Важные криминологические характеристики жертв угонов автотранспортных средств и их учет при осуществлении виктимологической профилактики'

Важные криминологические характеристики жертв угонов автотранспортных средств и их учет при осуществлении виктимологической профилактики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SOCIAL AND DEMOGRAPHIC / PSYCHOLOGICAL AND OTHER CHARACTERISTICS / VICTIMS OF STEALINGS OF VEHICLES / VIKTIMOLOGICHESKY INFLUENCE / MEASURES OF VIKTIMOLOGICHESKY PREVENTION / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЖЕРТВЫ УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МЕРЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вакуленко Наталья Алексеевна

В статье анализируются важные социально-демографические, психологические и иные криминологические характеристики жертв угонов автотранспортных средств, детерминирующие соответствующие преступления в отношении них. Предлагается в обязательном порядке учитывать данные характеристики при избрании мер виктимологической профилактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANT CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF VICTIMS OF MOTOR VEHICLES THEFT AND INCLUDING THEM IN THE IMPLEMENTATION OF VICTIMOLOGICAL PREVENTION

In article the important social and demographic, psychological and other criminological characteristics of the victims of stealings of vehicles determining the corresponding crimes concerning them are analyzed. It is offered to consider without fail these characteristics when electing measures of viktimologichesky prevention.

Текст научной работы на тему «Важные криминологические характеристики жертв угонов автотранспортных средств и их учет при осуществлении виктимологической профилактики»

УДК 343.97: 343.988 ББК 67

© 2016 г. Н. А. Вакуленко,

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]

ВАЖНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕРТВ УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ИХ УЧЕТ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

В статье анализируются важные социально-демографические, психологические и иные криминологические характеристики жертв угонов автотранспортных средств, детерминирующие соответствующие преступления в отношении них. Предлагается в обязательном порядке учитывать данные характеристики при избрании мер виктимологической профилактики.

Ключевые слова: социально-демографические, психологические и иные характеристики, жертвы угонов автотранспортных средств, виктимологическое воздействие, меры виктимологической профилактики.

N. A. Vakulenko - Senior Lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, Rostov Law Institute of the

Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.

IMPORTANT CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF VICTIMS OF MOTOR VEHICLES THEFT

AND INCLUDING THEM IN THE IMPLEMENTATION OFVICTIMOLOGICAL PREVENTION

In article the important .social and demographic, psychological and other criminological characteristics of the victims of stealings of vehicles determining the corresponding crimes concerning them are analyzed. It is offered to consider without fail these characteristics when electing measures of viktimologichesky prevention.

Key words: social and demographic, psychological and other characteristics, victims of stealings of vehicles, viktimologichesky influence, measures of viktimologichesky prevention.

Уголовно-правовая защита собственности -одна из конституционных гарантий права собственности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» [1].

«Посягательства на собственность - традиционные преступления в структуре уголовного закона любого государства. Вместе с посягательствами на личность, и особенно с убийствами, преступления против собственности, хищения, прежде всего, были самыми первыми преступлениями, с которыми столкнулось человечество. Они возникли с момента зарождения в обществе собственности, признавались преступными всеми общественно-экономическими формациями и государствами; преступны и наказуемы и сейчас повсеместно. Россия тому не исключение» [3].

Как справедливо утверждает В. В. Луне-ев, «получение материальной выгоды различными путями (от мелкой кражи до крупнейших афер) для значительной части населения - мотив повседневности» [4].

Сегодняшняя реальность сопряжена со сложной социально-политической, а следовательно, и экономической ситуацией в России и ее отдельных регионах. Преступления против собственности, в том числе неправомерные завладения автомобилями и иными транспортными средствами без цели хищения, имеют устойчивый рост либо остаются в своей количественной составляющей на значительном уровне. Общественная опасность угона выражается в том, что он препятствует собственнику осуществлять свои права по владению, пользованию и распоряжению транспортным средством, может причинить ему крупный материальный ущерб. Кроме того, угон посягает на порядок использования транспортного средства как источника повышенной опасности и способен привести в результате дорожно-транспортных происшествий к человеческим жертвам, причинению тяжкого вреда здоровью. Следовательно, кражи и угоны автомобилей и иных транспортных средств - вопрос, возникающий не только перед их владельцами, но и перед обществом в целом.

Правоохранительные органы в наши дни постоянно сталкиваются с проблемой усовершенствования мер противодействия неправомерным завладениям автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения. Исходя из этого становится понятным, что наука должна искать новые пути повышения эффективности уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с данными преступлениями.

Так, А. П. Бохан и В. Д. Иванов предложили следующий способ решения проблемы: «Заменяя словосочетание в названии и диспозиции ст. 166 УК РФ "автомобилем или иным транспортным средством" на "механическим транспортным средством", мы сужаем предмет данного преступления, что дает возможность не признавать в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, иные транспортные средства (велосипед, мопед, мокики, гужевой транспорт, детские коляски, прицеп и т. д.), так как понятие "транспортное средство" более широкое и под ним понимается любое устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем» [5].

Но это также одна из уголовно-правовых мер борьбы с рассматриваемым видом преступлений. Нам же хотелось бы в большей степени уделить внимание криминологической составляющей предупреждения угонов автотранспортных средств, в частности мерам виктимологической профилактики.

Как показывают статистические данные, уровень виктимизации российского общества на порядок выше, чем в европейских странах. Например, в 2008 году зарегистрировано 2 340 375 потерпевших от преступлений, в 2009 году - 2 241 710, в 2010 году -2 062 937, в 2011 году - 1 924 192, в 2012 году -1 895 970, в 2013 году - 1 822 767, в 2014 году -

1 854 869, в 2015 году - 1 609 862 [6]. Несмотря на то, что мы можем отмечать снижение показателей виктимности, они по-прежнему остаются огромными.

К. В. Вишневецкий справедливо утверждает: «В современной России отсутствует эффективная виктимологическая политика государства и система виктимологической защиты населения, которую можно было бы сопоставить с западноевропейскими аналогами. Однако актуальность, целесообразность, а также необходимость развития и виктимологической политики в целом, и виктимологической защиты, и виктимологической профилактики в стране абсолютно очевидна, особенно в условиях транснациональных угроз. Справе д-ливости ради отметим, что в нашей стране существует разработанная комплексная теоретическая основа системы виктимологической профилактики. Без таковой, как свидетельствует практика, любое виктимологическое начинание может превратиться в неуправляемое движение» [7].

Детерминирующие факторы, влияющие на угоны и хищения автотранспортных средств, а именно социально-демографические, социально-экономические, социально-психологические, организационные, тесно коррелируют с личностью преступника, виктимным поведением потерпевших, неудовлетворенной защищенностью автотранспорта, недостатками и упущениями в деятельности органов внутренних дел, низким уровнем викти-мологической профилактики.

«Жертва преступления - это человек (физическое лицо), который утратил (либо может утратить) значимые для него ценности в результате оказанного на него либо в отношении его интересов противоправного воздействия [8].

Рассмотрим наиболее значимые характеристики жертв угонов и хищений автотранс-

Таблица 1

Сведения о состоянии зарегистрированных преступлений (ст. 166 УК РФ), совершенных на территории Российской Федерации и Ростовской области

Годы 2011 2012 2013 2014 2015

Российская Федерация 40 010 38 560 35 716 32 603 29 699

Ростовская область 916 956 1 112 1 059 888

Таблица 2

Сведения о состоянии краж автотранспортных средств (ст. 158 УК РФ), совершенных на территории Российской Федерации и Ростовской области

Годы 2011 2012 2013 2014 2015

Российская Федерация 50 279 52 953 51 654 50 175 44 566

Ростовская область 351 328 811 973 813

портных средств, которые важно учитывать при проведении мероприятий виктимологи-ческой профилактики.

Определенные сведения о потерпевших можно получить из формы 5 «Статистическая карточка о потерпевшем». Согласно данным, предоставленным ФКУ «ГИАЦ МВД России», в последнее время в среднем за год количество потерпевших по делам о кражах автомобилей в стране составляет свыше 30 тысяч [9].

щим образом: потерпевшими-заявителями чаще всего становятся мужчины, так как в основном они управляют транспортными средствами, хотя в последние годы количество жертв-заявителей среди водителей-женщин возросло. Потерпевшие при этом делятся на три возрастные группы: лица в возрасте 3140 лет (36,0 %), 21-30 лет (24,0 %) и 41-50 лет (23,7 %). Лица старше 50 лет составляют 13,7 %, в возрасте 19-20 лет - 1,8 % и несовершеннолетние - 0, 8 % [9].

Таблица 3

Сведения о количестве потерпевших (ст. 166 УК РФ), зарегистрированных в Российской Федерации и Ростовской области

Годы 2012 2013 2014 2015

Российская Федерация 38 560 (-3,6 %) 35 716 (-7,4 %) 32 603 (-8,7 %) 28 380 (-13 %)

Ростовская область 956 (4,4 %) 1 112 (16,3 %) 1 059 (-4,8 %) 858 (-19 %)

Согласно приведенным данным, потерпевшие от угонов транспортных средств составили примерно равное количество. По сравнению с числом пострадавших от краж автомобилей здесь наблюдается даже некоторое снижение показателей: в 2011 году - 50 279 человек, в 2012 году - 52 953, в 2013 году - 51 654, в 2014 году - 50 175, в 2015 году - 44 566. В Ростовской области 2013 год ознаменован резким ростом угонов (в 2012 году - 956, в 2013 году - 1 112 (+ 16,3 %) и хищений автотранспортных средств (в 2012 году - 328, в 2013 году - 811 (+ 147,2 %)) [9].

Чаще всего жертвами хищений и угонов выступают собственники или же владельцы автотранспортных средств - физические лица (свыше 90 %). Юридические лица реже становятся жертвами данных преступлений, поскольку в организациях транспортные средства находятся на охраняемых территориях, а наемные водители являются профессионалами и с учетом характера работы менее вик-тимны.

Социально-демографические характеристики по полу и возрасту выглядят следую-

Наиболее бережно к своим автомашинам относятся люди старшего возраста: от 40 лет и старше. Жертвы указанных преступлений по материальному положению делятся на бедных, со средним достатком и богатых. От материального положения напрямую зависят и их возможности по защите своей собственности. Виктимное поведение (то есть недостаточное внимание или беспечность) характерно для 23,4 % жертв. При этом временное оставление автомобиля на улице при отсутствии противоугонных устройств или других устройств, препятствующих угону, считается виктимным поведением, даже если водитель не имеет средств для их приобретения. Вик-тимность проявляют собственники и владельцы, ставящие машины в плохо укрепленные гаражи, закрытые ненадежными замками, неохраняемые либо не оборудованные сигнализацией; не заботящиеся при строительстве гаражей об обеспечении невозможности проникновения в них.

Криминологи отмечают также следующую тенденцию: работников сельского хозяйства,

пострадавших от угона их транспортных средств, почти в 5 раз больше, чем потерпевших от краж автомобилей. Объясняется это тем, что в сельской местности более распространены угоны, чем хищения автотранспортных средств. «Опрос автовладельцев показал среди них высокий уровень тревожности: 77,4 % опрошенных очень беспокоит проблема сохранности их автотранспортных средств. Многие (92,7 %) считают, что принимаемые ими меры охраны не дают стопроцентной гарантии сохранности транспортного средства» [10].

На наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на том обстоятельстве, что возраст имеет важное значение при криминологической характеристике как угонщиков, так и жертв данного вида преступления. Молодые люди (18-30 лет) уделяют мало внимания сохранности своего транспортного средства, в то время как представители старшего поколения (от 30 лет), напротив, заботятся о наличии охранных систем, защищающих их автомобили от угона.

Изучение жертв преступления будет более эффективным, если полученные о них данные систематизировать. При этом классификацию сведений о жертвах можно провести по следующим основаниям:

- социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, социальное положение и т. д.);

- психологические (тип нервной системы, темперамент и т. д.);

- нравственные признаки (черты характера, отношение к людям, близким, к работе, учебе, праву и т. д.);

- отношение к преступности.

По степени виктимности и уязвимости жертв краж и угонов автотранспорта их целесообразно разделить следующим образом:

- уязвимые в силу физических и психических обязанностей или выполняемой работы, или своего социального статуса;

- уязвимые и виктимные;

- уязвимые, но не виктимные;

- неуязвимые, но виктимные;

- неуязвимые и невиктимные.

К уязвимым жертвам указанных преступлений относят собственников и владельцев транспортных средств в возрасте старше 60 лет, а также физически слабых женщин. К виктимным лицам - владельцев транспортного средства, занимающихся частным извозом, таксистов, дальнобойщиков.

В силу нравственно-психологических особенностей и поведения виктимными являются:

- богатые люди, бравирующие своими дорогостоящими автомобилями;

- люди, которые связаны с криминалом;

- лица, употребляющие спиртные напитки в гаражах и машинах;

- лица, неразборчивые в связях;

- доверчивые водители.

В жизни чаще всего виктимными проявляют себя люди жадные, агрессивные, конфликтные, чрезмерно доверчивые, рискованные, пассивные, не способные дать отпор.

По мнению исследователей, «жертв преступления можно разделить на пять групп:

- совершенно невиновные жертвы, то есть ничем не спровоцировавшие преступления;

- жертвы с легкой виной (в эту группу входят жертвы, по незнанию, неведению не оказавшие сопротивления; недостаточно бдительно охранявшие свое имущество, проявившие доверие);

- жертвы, равно виновные с посягателем (это жадные жертвы, жертвы, которые вели себя с посягателем крайне легкомысленно);

- исключительно виновные жертвы (это жертвы, пострадавшие от необходимой обороны или при ее превышении, при применении мер задержания и т. д.)» [11; 12].

Исходя из этой классификации потерпевшие, в отношении которых были совершены угон или кража автотранспортного средства, будут относиться либо к совершенно невиновным либо к жертвам с легкой виной, легкомысленно отнесшимся к охране своего имущества.

«Согласно устойчивости виктимных признаков жертвы подразделяются на:

- случайные (то есть виктимность проявилась один раз в жизни);

- ситуационные (люди становятся жертвами только в определенных жизненных ситуациях: купли-продажи, при знакомстве);

- устойчивые (повышенная виктимность этих людей проявляется во многих случаях);

- привычные (лица постоянно виктимные);

- добровольные жертвы (лица, симулирующие кражу автомашины с целью получения страховой выплаты).

Самостоятельную группу составляют лица, которые в одно и то же время предрасположены быть преступниками и жертвами пре-

ступлений, можно назвать двуликими Янусами или, как их называл Г. Гентиг, "преступники-жертвы". Л. В. Франк рассматривал случаи смены ролей жертвы и преступника и называл это инверсией вины» [13].

Х. Эленберг различал случаи, «когда в зависимости от обстоятельств человек может стать или преступником, или жертвой, последовательно преступником, а потом жертвой (и наоборот); одновременно преступником и жертвой» [15]. Но говорить об инверсии ролей применительно к жертвам угонов автотранспортных средств было бы нелогичным.

Как совершенно верно отмечают С. А. Алтухов и А. И. Сасиков: «Виктимологическое воздействие на преступность является весьма перспективным. Во-первых, оно более гуманно, так как практически не связано с вторжением в сферу личных прав и свобод личности. Здесь нет необходимости применять и меры принуждения. Во-вторых, оно экономически выгодно, так как не требует значительных материальных затрат, опирается на естественный человеческий инстинкт самосохранения и присущее людям стремление к самозащите» [14].

В то же время ни в коем случае нельзя упускать из вида средства виктимологической профилактики, которыми могут являться памятки или брошюры с информацией для граждан об опасности посягательства, о новых способах обмана, применяемых злоумышленниками. Кроме того, необходимо еще при конструировании автотранспортных средств принимать меры по обеспечению их защиты от угонов и краж, предусматривая оборудование всех автомобилей защитными охранными системами.

В соответствии с п. 48.3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции «участковые должны проводить разъяснительную работу с сотрудниками охраны и гражданами, работающими на объектах, о принятии мер по сохранности имущества (в том числе о целесообразности установки охранной сигнализации), о действиях в чрезвычайной ситуации, при угрозе совершения террористического акта» [2].

К предупреждению угонов и краж автотранспорта необходимо также отнести и организацию платных парковок, которые оборудованы современными техническими средствами. В гаражных кооперативах для таких целей применяют посменные дежур-

ства, а также устанавливают автоматизированную пропускную систему. Установка различных автосигнализаций также получила достаточно большое развитие. При этом сотрудникам правоохранительных органов можно вменить в обязанность консультирование граждан и организаций по вопросам выбора, установки и эксплуатации противоугонных систем, что станет действенной мерой вик-тимологической профилактики.

Для наиболее успешного развития викти-мологической профилактики требуется эффективное информационное обеспечение профилактической деятельности органов внутренних дел. В настоящий момент приходится констатировать отсутствие полноценных данных о преступности, методиках ее изучения и анализа. Что касается данных о лицах, которым преступлениями причинен ущерб, то такая информация минимальна. Эти разрозненные, относительно несистематизированные, скудные данные вряд ли окажут существенную помощь при осуществлении виктимологиче-ской профилактики.

Заинтересованные службы и подразделения должны вовремя и достоверно полно получать количественно-качественную информацию о личности потерпевших и их поведении. Однако на деле еще даже в форме 5 «Статистическая карточка о потерпевшем» отсутствует элементарная информация о том, впервые ли в отношении данного лица совершается преступление либо рецидивно, а если рецидивно, то имеет ли повторно совершенное преступление одну и ту же направленность с предыдущим.

Кроме того, необходимо создание единой базы автомобилей на уровне МВД России на основе сотрудничества с отечественными автопроизводителями, в которую будут входить сведения об автомобилях, сошедших с конвейера, и данные о номерных частях, выпущенных как запасные части. Ведь известно, что чаще всего угоняют автомобили российского производства. Также требуется специализированная база данных для автомобилей, не подлежащих восстановлению, а именно после совершения ДТП, стихийных бедствий или пожаров. Информационную базу такого типа можно создать на основе учетных документов «Местный розыск автотранспорта». Она позволит прослеживать действия злоумышленников по легализации автотранспортных средств, при обращении в ре-

гистрационные отделы ГИБДД, а также поможет решать одну из основных задач, связанную с принятием профилактических мер по легализации похищенных автотранспортных средств. С целью недопущения фактов скупки злоумышленниками на «авторазборках» регистрационных документов на автотранспортные средства граждан для продажи по частям данные о таких автомобилях тоже могут размещаться в вышеуказанной базе данных.

Наконец, внедрение системы «ДатаДот», которая позволяет с легкостью идентифицировать транспортное средство и его отдельные составляющие, станет дополнительным шагом к успешному осуществлению превентивной деятельности в отношении рассматриваемого вида преступлений.

В заключение нашего исследования определим две группы мер виктимологической профилактики в отношении угонов автотранспортных средств. Первая группа - это меры, направленные на устранение ситуаций, способствующих нанесению ущерба:

- распространение специальных памяток и брошюр, о которых мы упоминали выше;

- организация стоянок автомототранспор-та, маркировка автомобильного стекла и ценных вещей, проведение бесед с владельцами автотранспорта об их поведении и информировании полиции о случаях краж и угонов автомототранспорта или о попытках совершения такого рода преступлений;

- извещение граждан через средства массовой информации о фактах преступлений, которые были совершены на данной территории, типичных действиях преступников, о том, как необходимо действовать гражданам в случае встречи с преступниками или когда они оказываются в криминальной ситуации;

- оказание практической помощи гражданам в технической и физической защите от совершения подобных преступлений;

- проверка и принятие мер по надлежащему освещению улиц, скверов, подъездов, приближение постов и полицейских нарядов к местам, где наиболее возможно совершение преступлений;

- проведение бесед с владельцами и работниками автостоянок, гаражных кооперативов, собраний, совещаний, занятий (так называемое «виктимологическое просвещение»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ко второй группе относятся меры, которые могут обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления. Это - информирование и обучение лиц, разъяснительные беседы, оповещение о потенциальных ситуациях, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и другие меры, предусматривающие воздействие на потенциальную жертву с целью восстановления или активизации в ней внутренних защитных возможностей.

В этой связи В. В. Лунеев указывает, что «в сугубо криминологическом плане жертвы преступности целесообразно исследовать не только и не столько как элемент в системе механизма преступного поведения и его предупреждения. Важен иной подход к жертве, который отражал бы интегрированную стати-стико-криминологическую характеристику, когда изучается личностная характеристика потерпевших (пострадавших), их статистический уровень, динамика, структура и возможный прогноз, то есть когда жертвы преступности исследуются как самое значимое и тяжкое последствие преступности на статистическом и математическом уровнях» [4].

Подводя итоги, следует отметить, что социально-демографические, психологические и иные характеристики потерпевших необходимо учитывать при осуществлении виктимологической профилактики в отношении угонов автотранспортных средств.

Литература

Bibliography

1. Конституция РФ 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://consultant.ru

2. Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности

1. The Constitution of the Russian Federation from 12.12.1993 (taking into account the amendments made by Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11 -FKZ). URL: http://consultant.ru

участковых уполномоченных полиции». URL: http://consultant.ru

3. Лопашенко Н. А. Преступления против собственности: теорет.-приклад. исслед. М., 2005.

4. Лунеев В. В. Криминология: учеб. для бакалавров, углубленный курс. М., 2013.

5. Бохан А. П., Иванов В. Д. О понятии «автомобиль в статьях Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации» // Юрист-Правоведъ. 2013. № 6.

6. Единый отчет о преступности // Форма 1 -ЕГС (код 491) (введен в действие постановлением Росстата от 15.01.2008 № 4, приказом МВД России от 03.03.2008 № 193). URL: http://consultant.ru

7. Вишневецкий К. В. Виктимность личности и социальной группы в современной криминологии. Краснодар, 2006.

8. Майоров А. В. Виктимологическая модель противодействия преступности: моногр. М., 2014.

9. Данные ФКУ «ГИАЦ МВД России». 1-п (452). Отчет по форме 1-п (455) «Сведения о преступлениях, по которым имеются протерпевшие». URL: http://consultant.ru

10. http://simpoll.ru

11. Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимо-логия. Н. Новгород, 1998.

12. Франк Л. В. Классификация потерпевших в целях виктимологического исследования // Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. Душанбе, 1968.

13. Франк Л. В. Виктимологические исследования за рубежом // Укрепление законности и правопорядка в период строительства коммунизма. Душанбе, 1973.

14. Алтухов С. А., Сасиков А. И. Виктимо-логическая профилактика как одно из направлений противодействия терроризму // Закон и право. 2014. № 10.

15. Ellenberg H. Psychologische Bercchtugen zwischen Verbrechesundopfer // Zeitsehrof fur Psy-chotherrapie und meolizinishe Psychologie. 1954. November.

2. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from 31.12.2012 № 1166 «Questions of the organization of activity of district police officers». URL: http://consultant.ru

3. Lopashenko N. A. Crimes against property: teoretical and applied reseaceh. Moscow, 2005.

4. Luneev V. V. Criminology: the textbook for bachelors, an advanced course. Moscow, 2013.

5. Bokhan A. P., Ivanov V. D. About concept «the car in articles of Special part of the Criminal code of the Russian Federation» // Yurist-Pravoved. 2013. № 6.

6. The uniform report on crime // The Form 1 -EGS (code 491) (it is put into operation by the Resolution of Rosstat from 15.01.2008 № 4, the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 03.03.2008 № 193). URL: http://consultant.ru

7. Vishnevetsky K. V. Viktimnost of the personality and social group in modern criminology. Krasnodar, 2006.

8. Mayorov A. V. Viktimologichesky model of counteraction of crime: monograph. Moscow, 2014.

9. The given FKU «GIATs Ministry of Internal Affairs of Russia». 1-p (452). The report on a form 1 -p (455) «Data on crimes according to which are available endured». URL: http://consultant.ru

10. http://simpoll.ru

11. Rivman D. V., Ustinov V. S. Viktimologiya. N. Novgorod, 1998.

12. Frank L. V. Classification of the victims for viktimologichesky research // Questions of criminal law, public prosecutor's supervision, criminalistics and criminology. Dushanbe, 1968.

13. Frank L. V. Viktimologicheskiye of research abroad // Strengthening of legality and a law and order during construction of communism. Dushanbe, 1973.

14. Altukhov S. A., SasikovA. I. Viktimolog-icheskaya prevention as one of the directions of counteraction to terrorism // Law and right. 2014. № 10.

15. Ellenberg H. Psychologische Bercchtugen zwischen Verbrechesundopfer // Zeitsehrof fur Psy-chotherrapie und meolizinishe Phychologie. 1954. November.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.