Научная статья на тему 'Важные аспекты проектирования дистанционного обучения'

Важные аспекты проектирования дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CREATIVE COMMONS / АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА КОНСТРУКТИВИЗМА / AUTHORITARIAN PEDAGOGY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANT EDUCATION / CONSTRUCTIVISM PEDAGOGY / ООР / CREATIVE COMMON / OOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диков Андрей Валентинович

Организация дистанционного обучения связана с вопросами авторского права на публикуемые в Интернете учебные материалы и с выбором методов и форм обучения. Разработчики дистанционных курсов могут легально использовать огромное число учебных элементов, размещённых в Сети под открытой лицензией. Системы управления обучением поддерживают не только традиционные методы обучения, но и альтернативные, представляющие в современном обществе инновацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Important aspects of the distance teaching projecting

Distant teaching is connected with the problems of copyright law on the publishing in Internet learning materials and with the choosing methods and forms of teaching. The developers of distant learning courses can use legally numerous learning elements, located in the Network under the open license. The learning management system support not only traditional learning methods, but alternative, which are the innovation in the modern world.

Текст научной работы на тему «Важные аспекты проектирования дистанционного обучения»

$

...........................................................................................................................................................................................................ншшшии,.......тодои,.......mm

Важные аспекты проектирования дистанционного обучения

Андрей Валентинович Диков,

доцент кафедры компьютерных технологий Пензенского государственного университета, кандидат педагогических наук, dikov.andrei@gmail.com

• creative commons • авторитарная педагогика • дистанционное обучение • педагогика конструктивизма • открытые образовательные ресурсы (ООР) •

Организация дистанционного обучения связана с формированием содержания обучения и требует от учителей-разработчиков, в первую очередь, умения собирать учебный материал из Всемирной паутины, компоновать его и при необходимости преобразовывать. Если учитель просто переведёт учебник по предмету в цифровой эквивалент и опубликует в Интернете, то он тем самым нарушит закон об авторском праве, так как на всех учебниках стоит знак «копирайт», указывающий на то, что права копирования принадлежат как минимум издательству. Действия по формированию содержания дистанционного курса не должны нарушать закон Российской Федерации об авторском праве. В последние годы в России остро стоит вопрос о плагиате, часто обнаруживаемом в диссертационных исследованиях. Поэтому большое внимание приходится уделять вопросу прав на использование заимствованных материалов в разрабатываемом дистанционном курсе.

Из правовых документов1 известно, что нарушить авторское право можно следующими действиями:

• изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме;

• публичный показ или публичное исполнение произведения;

• обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством распространения в сети Интернет;

• переработка произведения или модификация программы для ЭВМ или базы данных;

• иные действия, совершённые без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Из приведённого перечня вытекает, что очень важным является наличие договора или соглашения, которым сопровождается общедоступный материал. В связи с появлением и бурным ростом социальных медиа-сетей, где огромное число людей пожелало выложить для всеобщего пользования свои авторские любительские медиа-мате-риалы2, появилась необходимость в лицензионном соглашении, позволяющем сторонним людям использовать публичный контент. Такая лицензия появилась, и в настоящее время разрабатываются её новые версии. Это лицензия Creative Commons3. Она идеально подходит для распространения электронного контента в сфере образования и науки. Суть её в том, что она позволяет автору комбинировать степени свободы действий над опубликованным для пуб-

1 О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2007 г. N 14. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.dgi?req=d oc;base=LAW;n=68054;fld=134;dst=100011;rnd=0.2978209819754386.

2 Диков А.В. Поиск образовательных ресурсов Интернета и их интеграция с методическим материалом учителя // Школьные технологии. М.: Народное образование. 2013. № 4. С. 88-94.

3 Семейство лицензий Creative Commons. http://www.creativecommons.ru/

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3'2014

87

#

Attribution (BY) С указанием авторства

Разрешает копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и перерабатывать произведение, защищённое авторскими правами, при условии указания автора произведения

Noncommercial (NC)

Некоммерческое

использование

Разрешает копировать, распространять, воспроизводить, исполнять и перерабатывать в некоммерческих целях. Запрещается использование произведения в целях извлечения прибыли

No Derivative Works (ND) Без права переработки

Разрешает копировать, распространять, воспроизводить и исполнять только неизменённые копии

©

Share-alike (SA) С сохранением условий

Производные работы обязательно должны распространяться на условиях такой же лицензии, как и у оригинального произведения

личного использования контентом. Лицензии Creative Commons не требуют распространения вместе с произведением сопроводительного текста с условиями лицензии, достаточно указать буквенный код из базовых элементов (см. табл.).

На основе комбинации этих элементов формируются лицензии Creative Commons.

Учебные материалы, опубликованные во Всемирной паутине под свободной лицензией, называются открытыми образовательными ресурсами (ООР). Именно эти материалы могут легально использоваться учителями в разрабатываемом дистанционном курсе.

Кроме ООР, Всемирная паутина поддерживает технологию виджетов, то есть технологию встраивания в собственный сайт, блог или дистанционный курс материала, расположенного на сайте правообладателя, без осуществления операции «копирование». То есть виджет — это как бы одновременно и ссылка на объект авторского права, и его копия, но если материал исчезает с сайта правообладателя, то автоматически это же происходит и с виджетом. В Вебе существует огромное число социальных сервисов, предлагающих пользователям копировать код для встраивания виджетов на хранящийся медиа-ресурс. К ним относятся социальные сервисы по обмену:

• Презентациями SlideShare, Prezi, Slide-Boom.

• Видеороликами YouTube, Vimeo.

• Звукозаписями SoundCloud, AudioPal.

• Электронными книгами Myebook, Issuu.

• Слайдшоу PhotoPeach.

• Файловыми архивами SkyDrive, WebAsyst.

Легальное бесплатное распространение программного обеспечения осуществляется уже под свободными лицензиями GNU Public Licence. Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения. Все эти вопросы обязательно надо проработать перед созданием содержимого дистанционного курса.

Вторая проблема разработки обучающего курса — это выбор методов обучения или, точнее, педагогики. Хорошо известно, что в нашей стране в основном распространена и в общеобразовательной, и в высшей школе репродуктивная авторитарная педагогика. Именно в рамках этой педагогики обучались студенты, и, как следствие, они пытаются воспроизвести методы обучения хорошо знакомой им педагогики.

Авторитарная педагогика — это теория обучения и воспитания, являющаяся основой для организации учебного процесса, не учитывающего познавательные интересы учащегося; процесса, где есть «диктатор» — учитель, являющийся единственным достоверным и неопровержимым источником знания. Значение слова «диктатор» можно понимать мягко (без политической окраски), как будто оно произошло от слова «диктант» или «диктор». Лекция в вузе и школе, по сути, и есть диктант от диктора, кроме исключительных случаев.

ДИКОВ А.В. ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Суть репродуктивного обучения сводится к воспроизведению того, что надиктовал учитель. Чем выше степень точности воспроизведения материала (репродукция), тем выше отметка. Это упрощённая схема процесса, но отражающая основные его характеристики. Такая модель обучения была востребована индустриальной эпохой развития человеческого общества, особенно социалистическими странами. Советская эпоха характеризуется отсутствием альтернатив, что чётко отражено было и на процессе обучения.

Однако современное общество отличается наличием огромного информационного интерактивного мирового ресурса под названием Интернет, к которому большинство граждан имеет круглосуточный доступ. Монополия на информацию и истину ушла в прошлое. Благодаря свободному доступу к различным источникам информации ученики и учителя сталкиваются с различными взглядами на одни и те же события и факты, что заставляет их думать, где же истина и искать её, а не заучивать в готовом виде. Известно, что всегда «истина где-то рядом», мы бесконечно приближаемся к ней, и в этом суть познания.

Интернет динамично развивается, и в связи с возникновением новых сетевых информационных ресурсов и новых инструментов межличностного взаимодействия появился запрос на новую педагогику — педагогику сотрудничества и педагогику конструктивизма. Несмотря на то, что дистанционные системы управления обучением могут поддерживать одновременно различные педагогики, очень важно разработчикам дистанционных курсов и учителям дистанционных курсов учитывать существование альтернативных методов обучения, их значимость и эффективность в сложившихся условиях перехода к рыночной экономике и построения информационного общества.

Систему основных принципов педагогики конструктивизма составляют следующие положения4:

• познавательная деятельность представляет собой активный процесс конструирования учащимся своего нового знания на основе сформированного ранее опыта;

• познание немыслимо без мотивации и осознания цели познания;

• процесс познания конкретного явления идёт одновременно с осмыслением системы явлений;

• основой формирования опыта служит интеллектуальная деятельность учащегося, что предполагает педагогическое стимулирование его умственной деятельности;

• процесс познания основан и эффективен в условиях коммуникации и социальной активности учащегося;

• обучение основано на создании условий (выбор методов, форм обучения, средств оценки), подчёркивающих интеллектуальное достоинство каждого учащегося, особую ценность его точки зрения, персонального подхода к решению проблемы, уникального видения ситуации, индивидуального стиля мышления.

Переход на новую педагогику связан с пересмотром привычных учащимся форм обучения. Так, традиционная лекция должна превратиться в интерактивную лекцию, за прохождение которой система будет начислять баллы. Формулировка заданий в дистанционном курсе должна предполагать и совместную работу в группе, а учителю следует побуж- _

дать студентов к формулировке и обсуждению насущных проблем изучаемого курса. □

4 Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. ПолЬат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2006.

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 3'2014

89

БТ_3_14.тс1с1

03.06.2014 15:37:52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.