ВАЖНОСТЬ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ Ширинов А.Л.1, Батиров Д.С.2, Шомуродов О.Н.3
1Ширинов Алишер Латипович - ассистент;
2Батиров Джахонгир Собирович - ассистент;
3Шомуродов Ойбек Норкулович - ассистент; кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье описаны роль и влияние цвета на человека. Также, чтобы получить более глубокое понимание областей цвета и живописи и улучшить навыки учащихся в выборе цвета, нужно более глубокое понимание предмета цветоведения, знать историю применения цвета, чтобы дать более широкое понимание природы цветов, объяснить уникальность живописных работ художников, развить способность у учащихся различать цвета, воспринимать цветовые вариации и использовать их целенаправленно, твердо знать названия цветов.
Ключевые слова: живопись, акварель, понимание, художник, развить, цветоведение, искусство.
УДК 398
Наука о цвете издавна увлекала человечество, на протяжении своей жизни человек всегда видит, что его окружают разноцветные предметы, разнообразные пейзажи, формы одежды и т.д. Он получает от них духовное удовольствие. Он использует вещи того цвета, который ему нравится. Он радуется цветам, которые подходят его душе, его дух бодрится и он радуется. Вот почему наука о цвете так тесно служит человеку.
Эта наука помогает нам воспринимать типы цветов, их гармонию друг с другом, их контраст, их цвет нашими глазами. Это не исключает практики ощущения основных и дополнительных цветов, то есть цветов, которые образуются с их помощью, и возможности идентифицировать их на практике.
Это также помогает тесно сотрудничать с профессионалами в области цвета. В науке о цвете колористы изучают множество вопросов, которые интересуют художников - свет, расстояние, смежные цветовые эффекты, смешивание красок и многое другое.
Художникам важно знать законы изменения цвета. Хотя наука о цвете не учит творческим методам, она поддерживает работу художников, объясняя изменения, связанные с цветом в природе.
Научная основа живописи - наука о цвете. Живопись учит будущих художников формированию и распределению цвета в природе, тому, как он меняется под влиянием окружающей среды, а также тому, как приготовить и использовать краску.
Используя специальный приборный спектроскоп, можно получить множество четких и отчётливых спектров. Белый свет на самом деле сложен и настолько разнообразен по цвету, что вы можете почувствовать ряд других цветов при переходе от одного цвета к другому. Спектральные цвета можно наблюдать и в радуге, которая появляется на небе после дождя, в частицах воды, брошенных в фонтаны. Когда спектральные цвета собираются заново, образуется белый свет. В то время как Ньютон изучал цвета с точки зрения физики, немецкий поэт и искусствовед И.В. Гете больше интересовало влияние красок на человеческое тело. В XIX веке немецкий натуралист Г.Л. Гельмгольц совершил важный прорыв в теории цвета. Многолетний опыт показал, что хроматические цвета следует классифицировать на основе трех основных характеристик - цветового тона (название), насыщенности цвета и насыщенности.
Японские ученые всегда серьезно относились к изучению проблем цвета. Символ, представляющий название цвета, т^. один из которых называется красным, другой - синим,
третий - пурпурным и т.д., называется цветовым тоном. Когда мы добавляем к хроматическому цвету немного серого, его яркость уменьшается и он становится тусклым. Это указывает на низкую насыщенность цвета, то есть уменьшение содержания чистого красителя, что означает, что когда мы говорим о насыщенности цвета, мы должны понимать его уровень цвета, чистоты по сравнению с серым цветом.
На цветовом круге появляются разные оттенки красного, красноватого, оранжевого, желтого, желто-зеленого, зелено-синего, синего, пурпурного и красного цветов. Если цветной круг разделен на две равные части, то в первой половине - красный, оранжевый, желто-зеленый (фисташковый) цвета, а во второй половине - зеленый, синий, бирюзовый, синий, сине-фиолетовый.
Выбор бумаги. Важно выбирать бумагу в зависимости от выполняемой работы. Поскольку существуют разные типы бумаги, они предназначены для разных целей. Например, для работы карандашом, акварельной краской и так далее. Для рисования акварельной краской используется белая плотная бумага, полуватман. Она удобна для работы с кистью. Торшон (бумага) удерживает акварельную краску лучше, чем гладкая, и цвета сияют при падении света. На гладкой бумаге краска ровная, почти не меняет глянца и цвета. Бумагу следует выбирать правильно в зависимости от характера изображения. К бумаге для рисования акварелью предъявляются следующие основные требования:
1) Влажная бумага должна быть плоской после деформации и высыхания.
2) При работе с акварельной краской на поверхности бумаги не должны появляться посторонние пятна.
3) Бумага, несколько раз намоченная водой, не должна образовывать шероховатую поверхность, а также должна сохранять свой первоначальный вид.
4) Слой краски должен легко смываться и не оставлять глубоких следов.
5) Цвет бумаги должен быть белым и не должен сильно менять свой цвет.
6) Поверхность бумаги не должна быть глянцевой; она должна быть мелкозернистой, среднезернистой, крупнозернистой.
7) Бумага не должна быть повреждена при стирании карандашных следов ластиком. Основные правила подготовки бумаги к акварельной живописи.
Практическое обучение живописи должно проводиться параллельно с обучением цветоведению. Поэтому во время занятий живописью необходимы акварель и гуашь, различные кисти больших и маленьких размеров, а также опытный наставник, который будет объяснять и пояснять цвета.
В овладении техникой живописи и цвета мы должны, прежде всего, стремиться к достижению уровня наблюдательности понимания и восприятия цвета. Хорошо известно, что цвет играет важную роль во всех видах изобразительного искусства [1-10].
Список литературы
1. Абдуллаев С.С., Рафиева Н.А. Искусства древней Руси и Средней Азии в духовном диалоге (исторический экскурс) // Вестник науки и образования. 99:21-2 (2020). С. 97-100.
2. Бакаев Ш.Ш. Творчество народных мастеров Узбекистана // Молодой ученый, 2017. № 4. С. 641-644.
3. Остонова Г.Р. Новый метод техники Абру-Бахор в искусстве книжной иллюстрации // Молодой ученый. 1619-1623.
4. Hakimova G. Scientific and Methodological Basis of Teaching Fine Arts Lessons in Primary Schools // International Journal of Progressive Sciences and Technologies. Vol. 24. № 2 (2021). С. 41-45.
5. Kadirova N.A., Ibadullaeva Sh.I. Characteristics of Uzbek embroidery // European journal of research and reflection in educational sciences. 7:12 (2020). С. 591-594.
6. Odilova M.O. et al. Improving the pedagogical potential of biology teachers using computer programs // international engineering journal for research & Development. 5:9 (2020). С. 4-4.
84
7. Азимова М.Б. Роль композиции и цвета в холодном батике // Молодой учёный. № 12 (2016). С. 959-961.
8. Mamatov D.K. et al. Methods of developing students' spatial imagination using computer graphics in the teaching of drawing // Journal of Contemporary Issues in Business and Government, 2021. Т. 27. № 1.
9. Avliyakulova N.M., Jumayev J.Q. The role of islam in folk decorative art of Bukhara // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 347-350.
10. Avliyakulov M.M. Bukhara wood carving // Asian Journal of Multidimensional Research. 9:5 (2020). С. 343-346.