З. Р. Ганева
ВАЖНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОИ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЛЯ БОЛГАРСКОГО И РОМСКОГО НАСЕЛЕНИЯ*
В статье с позиции теории социальной идентичности рассматривается религиозная идентичность среди других ее видов: национальной, этнической, половой, европейской и локальной (из какого города человек). Исследование проводилось среди болгарских подростков (по происхождению), а также подростков из ромского населения. Сделан вывод, что для группы ромов религиозная идентичность имеет значение в меньшей степени, чем для группы болгар при сравнении перечисленных видов идентичности.
Ключевые слова: религиозная идентичность, болгарское и ромское население Болгарии.
The article considers religious identity among other its kinds such as national, ethnic, sexual, European and local (place of residence ofperson) from the position the social identity theory. The research was carried out among both Bulgarian teenagers (by birth) and teenagers of the Romany population. The author concludes by saying that for the Romany group religious identity is of less importance than it is with the Bulgarian group when comparing different kinds of identity mentioned above.
Key words: religious identity, the Bulgarian and Romany population of Bulgaria.
Как и в большинстве стран Европы, в Болгарии население разнообразно в этнокультурном отношении. Болгария является примером толерантного сожительства представителей более 30-ти этнических и религиозных групп на Балканском полуострове. По окончательным данным переписи населения, проведенной Национальным статистическим институтом в 2002 г., доля этнических турок из общего числа населения государства составила около 9,4 %, ромского населения - около 4,6 %, других этнических меньшинств - около 1,5 %. Учитывая, что немалая часть ромов самоопределяется как болгары или турки, в целом относительное количество граждан Болгарии, принадлежащих к этническому меньшинству, превышает 16 %.
Ромское население в Болгарии
В Болгарии живет ромское сообщество, называемое окружающим его населением «турецкими цыганами». Наименование существует еще со времен Османской империи, используется по отношению к мусульманам и отражает смешивание и взаи-
Данный материал подготовлен благодаря стипендии Министерства образования Испании и Испанского Агентства международного сотрудничества (МАЕ-АЕСІ, № 152270)
мозаменяемость религии и этничности в то время. Турецкие цыгане обладают дифференцированным самосознанием, варьирующим между цыганской и турецкой идентичностью. В некоторых случаях они самоопределяются как хорахане рома (т. е. турецкие цыгане); в других причисляют себя только к цыганской группе, к которой они принадлежат; часто сами называют себя турками; нередко используется также наименование миллет (т. е. народ в качестве этнически нейтральной категории или отдельного сообщества). Различным является также и язык данного населения -часть использует романэс (цыганский язык); другая - говорит на турецком языке; третья - на языке романэс, включающем множество заимствованных турецких слов и влияний турецкого языка; часто эти люди общаются на обоих языках, при этом цыганский язык в прошлом использовался более активно [4].
Турецкие цыгане - это гетерогенное сообщество, имеющее довольно сложную идентичность [3, с. 96-97], отличающуюся различными уровнями (как следствие процесса размывания границ между отдельными группами), разной направленностью (соответственно на цыганское или турецкое этническое сообщество). Ранее они дели-
60
лись на отдельные группы - в зависимости от рода занятия, образа жизни (оседлые, кочевые) и т. д. В настоящее время указанные различия почти исчезли и существуют иные маркеры разграничения, такие как язык, на котором они говорят (цыганский, турецкий или оба языка), этническое самосознание (цыганская идентичность; самосознание хорахане рома; турецкие цыгане, принадлежащие к группе и самоопределяющиеся как турки или миллет), религиозная принадлежность (бывшие и настоящие мусульмане).
Теория социальной идентичности
Согласно теории социальной идентичности [7], индивиды принадлежат к различным социальным группам (по полу, возрасту, религии, этнической группе, нации и т. д.). Н. Та]Ге1 определяет социальную идентичность как «часть Я-образа, проистекающую из знания о принадлежности к данной социальной группе, одновременно с оценкой и эмоциональным значением, придаваемым данной принадлежности» [8, с. 255]. Каждая социальная идентичность основывается на конкретных представлениях о мире, наборе ценностей, настроенности, верованиях и действиях, соответствующих социальным представлениям [5; 6].
Согласно теории социальной идентичности, для людей важно чувствовать, что они принадлежат к данной группе, поскольку такая принадлежность обеспечивает им социальное принятие. Если принадлежность интернализирована как часть Я-образа, они стараются повысить свою самооценку. Однако люди, принадлежащие к меньшинству, в некоторых случаях могли бы создать себе негативную идентичность в качестве членов недооцениваемых групп. Позитивные черты, приписываемые собственной группе, имеют результатом позитивную самооценку. Если идентификация с группой слабая или отсутству-
61
ет, явление не будет иметь место. Например, принадлежа к группе с низким социальным статусом, человеку сложно сформировать позитивную оценку по отношению к собственной группе. Та]Ге1 приводит в пример исследование о предпочтениях трехлетних и пятилетних детей белых и цветнокожих (Оооёшап, 1964). Результаты показывают, что 92 % белых детей и едва 26 % цветнокожих предпочитают собственную группу. Тот факт, что цветнокожие дети в столь раннем возрасте не предпочитают собственную группу, является отражением быстрой и ранней ассимиляции норм и ценностей, утвержденных в социальной среде, в которой они живут и в которой некоторые группы получают более высокую оценку, чем другие группы [5]. Согласно теории социальной идентичности, имеют место когнитивные процессы, способствующие уменьшению различий между членами собственной группы, а одновременно с этим - усилению различий между членами собственной группы и других групп.
Теория социальной идентичности воспринимает в качестве измерений позитивной социальной идентичности уровень предрассудков по отношению к другим группам и предпочтения по отношению к собственной группе. Ее отправной точкой являются когнитивные категории, которые индивид использует при категоризации социального мира. Социальную категоризацию можно воспринимать как «систему ориентации, которая способствует созданию и определению места индивида в обществе» [7, с. 63]. Первая функция социальной категоризации заключается в структурировании социального окружения, которое подлежит систематизированию и упорядочиванию определенным способом. Она также является основным компонентом религиозных, национальных, половых, этнических и других стереотипов, поскольку дифференцированное восприятие
различных социальных групп невозможно без предварительной категоризации людей как принадлежащих к одной или иной группе [2].
Цели настоящего исследования заключаются в следующем:
1. На базе проведенного сопоставительного анализа установить существуют ли различия на уровне религиозной, национальной и этнической идентичности в обеих этнических группах - болгар и ромов.
2. Установить степень важности, которую исследуемые лица обеих этнических групп (болгар и ромов) приписывают религиозной, национальной, этнической, половой, европейской и локальной (из данного города) идентичности.
В исследовании принял участие 81 подросток из болгарского и ромского населения в возрасте 18-ти лет. Число лиц в обеих этнических группах приблизительно одинаково: 42 подростка болгарского происхождения (23 девочки и 19 мальчиков) и 39 подростков ромского происхождения (22 девочки и 17 мальчиков).
Всем реципиентам заданы следующие вопросы, касающиеся их религиозной идентичности:
1) В какой степени вы чувствуете себя членом религиозной группы?
2) В какой степени для вас важно то, что вы являетесь членом религиозной группы?
3) Когда иностранец критикует вашу религиозную группу, в какой степени чувствуете себя задетым лично?
4) В какой степени чувствуете себя связанным с людьми вашей религиозной группы?
Такие же вопросы были заданы относительно национальной и этнической идентичности. Возможные ответы предложены в 7-степенном формате по шкале Ликерта: от 1-й - низкой степени, через 4-ю - среднюю степень, до 7-й - высокой степени.
С целью исследовать различия между религиозной, национальной и этнической идентичностью болгар и ромов проведен вариационный анализ (ANOVA’s и Tukey’s HSD post hoc multiple comparisons tests). Полученные результаты приведены в табл. 1.
Таблица 1
Средние значения религиозной, этнической и национальной идентичности
Идентичность Этническая группа Среднее значение
Религиозная Болгары 4.76 a
Ромы 5.21 b *
Этническая Болгары -
Ромы 4.87
Болгары 5.61 b
Национальная Ромы 5.18 a *
Примечания к табл. 1-3: числовые показатели отражают степень значения вида идентичности (1 - минимальное значение, 7 - максимальное); звездочка указывает на статистически значимые данные; точное место статистического различия соответствующего этноса обозначено строчной буквой; при одной и той же букве не наблюдаются статистически значимые различия между числами; данные обработаны при помощи вариационного анализа и пост-хок тестов Туки (ANOVA’s and Tukey’s HSD post hoc tests); этническая идентичность болгар не подлежит вычислению, поскольку данный этнос является основным в Болгарии.
62
Таблица 2
Средние значения религиозной, этнической и национальной идентичностей, распределенные по этническим группам
Этническая группа Идентичность Среднее значение
Религиозная 4.76 b
Болгары Этническая -
Национальная 5.61 a *
Религиозная 5.21 c
Ромы Этническая 4.87 a
Национальная 5.18 b *
Представленные в табл. 1 данные показывают, что обе исследованные этнические группы придают различное значение их религиозной, национальной и этнической идентичности. Для ромского населения религиозная идентичность более важна, чем для болгар. По отношению к национальной идентичности наблюдается обратная тенденция. Национальная идентичность имеет большее значение для болгар, чем для другой группы.
С целью исследовать различия между религиозной, национальной и этнической идентичностью болгар и ромов проведены дополнительные вариационные анализы. Полученные результаты приведены в табл. 2.
Представленные в табл. 2 данные показывают четкое разграничение между религиозной и национальной идентичностью обеих исследованных групп. Болгары
придают меньшее значение своей религиозной идентичности, чем национальной принадлежности. Противоположной является тенденция в группе ромского меньшинства: наиболее значима религиозная идентичность, за ней следует национальная и, наконец, принадлежность своему этносу.
С целью измерить взаимоотношения, степень важности и определить иерархию среди различных видов идентичности реципиентов просили оценить каждый из шести ее видов: религиозную, национальную, этническую, половую, европейскую и локальную (из данного города) идентичность. Для ответов использовалась 7-степенная шкала: 1 - для обозначения наименее значимой, 7 - для обозначения наиболее значимой.
Результаты представлены в табл. 3.
6З
Таблица 3
Средние значения национальной, этнической, религиозной, половой, европейской и локальной идентичности, распределенные по этническим группам
Этническая группа Идентичность Среднее значение
Национальная 4.98 c
Этническая -
Религиозная 2.68 a
Болгары Половая 3.85 b,c
Европейская 3.46 b
Локальная 3.07 a,b *
Национальная 4.15 b
Этническая 3.46 ab
Религиозная 2.38 ab
Ромы Половая 1.33 a
Европейская 2.31 ab
Локальная 3.47 ab *
ность. Однако это в значительной степени определяется в процессе социализации и зависит от социального окружения подростка. Данное логически объясняет тот факт, что болгары (группа большинства) характеризуются большим числом отдельных видов социальной идентичности по сравнению с ромским населением.
Наиболее значимой для обеих этнических групп является национальная идентичность. По отношению к ромскому населению данный факт объясняется их принадлежностью к группе, занимающей самую низкую позицию в социальной иерархии, из чего вытекает их нежелание считать себя ее членами, этническая принадлежность к нефаворизированной группе стано-
64
Для болгар наиболее важным фактором является их принадлежность к своей нации, далее - осознание себя частью Европы, на третьем месте - религиозная идентичность. Для представителей ромско-го этноса наиболее значимый показатель -идентификация себя как граждан Республики Болгарии; на втором месте - половая. Религиозная идентичность для ромского населения не формирует самостоятельную группу при ее сопоставлении с другими пятью видами идентичности.
В сфере социальных наук общеизвестно, что насколько больше разнообразных социальных ролей и идентичностей совмещает человек в своей повседневной жизни, настолько богаче и многослойней его лич-
вится причиной низкой самооценки. Проведенные исследования [4] показывают, что ромское население, проживающее за пределами Болгарии (в Испании) самоопределяется через свою национальную, а не через этническую идентичность.
Для группы ромов половая идентичность имеет большое значение по причине традиционного типа их культуры, патриархального образа жизни и строгой дифференциации ролей в семье. Женщине предопределена роль матери и хозяйки, она находится в подчиненной позиции по отношению к своему супругу, который обязан обеспечивать пропитание для своей, как правило, многолюдной семьи.
Большое значение, которое болгары придают европейской идентичности, по всей вероятности является результатом того, что в январе 2007 г. Болгария стала членом ЕС. Данный чисто политический факт оказывает влияние на коллективное сознание болгарского народа и усиливает его чувство общности с другими народами Европы.
В группе большинства религиозная идентичность занимает третье место непосредственно после национальной и евро-
пейской принадлежности. Данный факт находит логическое объяснение в исторической роли Болгарской Православной Церкви, которая на протяжении веков сохранила дух и самосознание болгарского народа. За последние 20 лет, когда исповедание религии не запрещено, в Болгарии наблюдается своеобразное возвращение к христианским ценностям, традициям и обычаям.
Проведенное исследование выявляет основные тенденции взаимоотношений между социальной идентичностью болгар и социальной идентичностью ромского населения. В дальнейшем можно расширить охват групп меньшинств, участвующих в исследовании, увеличить число реципиентов, а также провести сопоставительный анализ по признаку пола и возраста.
Неоспорим тот факт, что формирование позитивных социальных видов идентичности помогает подросткам достичь более высоких результатов, повысить успеваемость в школе, чувствовать себя комфортно, принятыми в классе, уважаемыми, любимыми. Именно в этом мы видим значимость рассматриваемой проблемы.
1. Ганева, З. Развитие на етническите стереотипи през детска възраст / З. Ганева. - София: Валдекс, 2009. - 248 с.
2. Ганева, З. Социална идентичност и психологическо благополучие [Под печат] / З. Ганева. -София, 2010.
3. Марушиакова, Е. Циганите в България. Клуб’90 / Е. Марушиакова, В. Попов. - София, 1993. -215 с.
4. Славкова, М. Турските цигани в България и евангелското движение // М. Славкова / Българска Етнология. - 2004. - Брой 3. - С. 30-50.
5. Ganeva, Z. Ethnic identity among adolescents of Turkish, Romany and Bulgarian origin / Z. Ganeva, J. Phinney // J. Psychological Investigations, Institute of Psychology, Bulgarian Academy of Sciences. -2009. - Брой 1. - С. 73-89.
6. Phinney, J. The structure of ethnic identity of young adolescents of Bulgarian and Romany origin [In press] / J. Phinney, Z. Ganeva // Българско списание по психология. - 2010.
7. Tajfel, H. Social categorization, social identity and social comparison / H. Tajfel // H. Tajfel (Ed.) Differentiation between Social Groups. - London: Academic Press, 1978.
8. Tajfel, H. Human Groups and Social Categories / H. Tajfel. - Cambridge: University Press, 1981.
65