Хан Светлана Сергеевна,
начальник отдела усовершенствования и подготовки к изданию учебников и учебно-методических комплексов по иностранным языкам нового поколения" Республиканского научно-практического центра развития инновационных методик обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков
ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
УДК: 372.888.1
ХАН С.С. ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Цель данной статьи заключается в обсуждении важности обучению цифровой грамотности в обучении иностранным языкам. Необходимость учета новых технологий в образовании на всех этапах образования, включая повышение квалификации учителей, связана с тем, что новые технологии изменили то, как мы живем, учимся и общаемся. Большинство педагогов согласны с тем, что новые технологии требуют изучения соответствующих навыков. Более того, в связи с тем, что технологии постоянно изменяются, необходимо овладевать новыми навыками.
Ключевые слова и понятия: цифровая грамотность, навыки XXI -го века, медиаграмотность, информационные навыки, технологические навыки, навыки виртуального сотрудничества.
ХАН С.С. ЧЕТ ТИЛЛАРИНИ УЦИТИШДА РАЦАМЛИ САВОДХОНЛИКНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ АЦАМИЯТИ
Мак,оланинг мак,сади рак,амли саводхонликнинг чет тилларини урганишдаги ах,амиятини ёритиб беришдан иборат. Таълим жараёнида янги технологияларнинг барча боск,ичларда намоён булиши, шу жумладан укитувчиларнинг малакасини ошириш. Буларнинг барчаси технологияларнинг янгиланишига алок,адор булиб, технологиялар бизнинг яшаш ва мулок,от тар-зимизни узгартирганлиги билан боFлик1Дир. Аксарият укитувчилар технологиялар янгиланиши тегишли куникмаларни урганишни талаб к,илади деган фикрга кушилишади. Бундан ташк,ари, технология доимий равишда узгариб туриши сабабли, янги куникмаларни узлаштириш мух,им ах,амият касб этади.
Таянч суз ва тушунчалар: рак,амли саводхонлик, XXI аср куникмалари, медиа саводхонлиги, ахборот куникмалари, технологик куникмалар, виртуал х,амкорлик к,обилиятлари.
KHAN S.S. THE IMPORTANCE OF DIGITAL LITERACY DEVELOPMENT IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING
The purpose of the article is to discuss the importance of digital literacy in foreign language teaching. The need to take into account new technologies in education at all stages of education, including professional development of teachers, is due to the fact that new technologies have changed the way we live, learn and communicate. Most educators agree that new technologies require learning related skills. Moreover, due to the fact that technology is constantly changing, it is important to acquire new skills.
Key words and concepts: digital literacy, 21st century skills, media literacy, information skills, technology skills, virtual collaboration skills.
Введение. Узбекистан, как и многие мировые сообщества, уделяет огромное внимание развитию и повышению качества на всех этапах образования. Широкомасштабные образовательные реформы в системе изучения и преподавания иностранных языков, начатые в стране после подписания Постановления Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года №ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков»1, а также растущие потребности нашего общества в подготовке специалистов во всех отраслях знаний, свободно владеющих иностранными языками, в особенности английским языком путем внедрения передовых методов преподавания с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий, сделали очевидным необходимость создания на этой основе условий и возможностей, от которых зависит более эффективное и успешное овладение данным предметом, а также поиска путей оптимизации процесса обучения иностранным языкам на начальном этапе, так как на данном этапе закладывается фундамент и базовые знания учащегося.
Актуальность темы. По сравнению с проблемой повышения квалификации учителей преподающих иностранный язык в высшей школе, которая является достаточно изученной и проработанной как с научной, так и методической сторон, вопросы, касающиеся
1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года №ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». - https://www.lex.uz/docs/2126030
системы повышения квалификации учителей, преподающих иностранный язык в начальной школе, реализующей одну из важнейших задач образовательного процесса на начальном этапе -усовершенствование профессиональной компетенции учителей, работающих с младшими школьниками, до сих пор остаются недостаточно глубоко изученными и открытыми для изучения и исследований. В решении проблемы совершенствования профессиональной компетенции преподавателей иностранных языков, работающих с учащимися начальной школы в республики предприняты определенные шаги: проводятся ежегодные тренинги для учителей, написаны и опубликованы методические рекомендации по проведению практических занятий по повышению квалификации учителей иностранных языков начальной школы.
Однако в целом, на наш взгляд, недостаточно освещены проблемы содержания и технологии обучения иностранному языку, охватывающие теоретико-методологические предпосылки организации учебного процесса для курсов повышения квалификации учителей иностранных языков начальной школы, способствующие интенсифицировать процесс обучения и создающие организационно-дидактическую базу для реализации комплексного подхода обучения иностранному языку на начальном этапе. Кроме того, особо актуальной на сегодняшний день является проблема непрерывности и преемственности системы организации образования, в рамках которой осуществляется программа подготовки национальных кадров. Интенсивное обучение учителей иностранных языков,
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)
и особенно учителей, работающих с учащимися младшего школьного возраста, направленное на совершенствование профессиональной компетенции, позволит заложить прочную базу для успешного овладения иностранными языками в средней школе при условии методически правильно выстроенного учебного процесса и учета психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: анализ, теоретическое обоснование, а также усовершенствование системы повышения квалификации учителей иностранных языков на основе прагматико-компетентностного подхода с использованием технологий рефлексии и саморефлексии в соответствии с современными требованиями к профессиональной компетенции учителя на основе общеевропейских стандартов.
Объект исследования: процесс организации курсов повышения квалификации учителей английского языка, ориентированный на прагматико-компетентностный подход, с учетом современных требований к профессиональной компетенции учителя на основе общеевропейских стандартов.
Методы научного исследования: в ходе исследования использованы такие методы, как: теоретический (сравнительно-сопоставительный), диагностический (анкетирование, беседа, наблюдения), прогностический (экспертная оценка, обобщение, самостоятельная оценка), математический (статистическая обработка данных, таблично-графическое изображение результатов) и триангуляция полученных в ходе исследования данных. При написании работы был проведен анализ специальной научной теоретической и методической литературы для изучения и оценивания состояния исследуемой проблемы путем реферирования современных зарубежных и отечественных источников, что способствовало систематизации точек зрения ученых методистов и обоснованию актуальности исследуемого вопроса.
1 Hargreaves A. and M.G. Fullan. Introduction. In Hargreaves A. and M.G. Fullan (eds) Understanding Teacher
Обзор научных источников по теме исследования. В новом Законе Республики Узбекистан «Об образовании»2, посвященном пересмотру и усовершенствованию требований к содержанию образования на современном этапе, указывается на необходимость осуществления развития успешного дошкольного образования и начального школьного образования, приоритетной подготовки квалифицированных кадров; поиска и внедрения эффективных психолого-педагогических методик образования на начальном этапе; разработки и создания современных учебно-методических пособий, дидактического и информационного обеспечения образовательного процесса, а также на необходимость обеспечения формирования у обучаемого целостной картины мира и интеграции личности в национальную и мировую культуру.
Формирование профессиональных компетенций преподавателей иностранных языков.
Развитие методики преподавания иностранных языков на раннем этапе обучения, формирование у преподавателей иностранных языков профессиональных компетенций, отвечающих современным требованиям, соответствует приоритетным направлениям научных исследований, проводимых в Республике Узбекистан. Необходимость учета новых технологий на всех этапах образования, включая повышение квалификации учителей, связана с тем, что новые технологии изменили то, как мы живем, учимся и общаемся. Большинство ученых и педагогов практиков согласны с тем, что новые технологии требуют изучения соответствующих навыков. Быстро развивающиеся технологии, проблемы и реалии мировой глобализации радикально изменили общество3. Более того, в связи с тем, что технологии постоянно
Development. London: Cassell,1992.
2 Закон Республики Узбекистан "Об образовании". Ташкент. 23.09.2020 г. - № 637.
3 Education Commission. (2019). The Learning Generation. Investing in education for a changing world. Retrieved from https://report.educationcommission.org/wp-content/ uploads/2016/09/Learning_Generation_Full_Report.pdf.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)
V__
Таблица 1. Различия между традиционным и современным подходом (адаптировано из Hargreaves A. and M.G. FuNan1)
Традиционный подход Современный подход
Внешне навязанный, обязательный Акцент на научно-теоретические знания Фокус на общих методах обучения Финансирование внешних экспертов Учитель как исполнитель Развитие через обучение результатов исследований Индивидуальное развитие Ограничение прав и возможностей учителей Одноразовые тренинги Внутренне мотивированный, добровольный Акцент на практические знания Фокус на содержании и обучаемых Финансирование самих практиков Учитель как профессионал Развитие через исследование совместных действий Развитие в сообществе Расширение прав и возможностей учителей Непрерывное развитие
изменяются, необходимо овладевать новыми навыками1.
Патрик Гриффин, профессор Мельбурнского университета, руководитель международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S) убежден в том, что, в современном обществе простой рутинный труд может выполняться при помощи цифровых и роботизированных технологий, вследствие чего парадигма образования изменится коренным образом. Основной характеристикой современного образования является то, что «людей сейчас необходимо обучать не тому, чему учили раньше; нужно учить их умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать»2. Гриффин убежден, что возникнет острая необходимость перейти от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества. Вследствие этих парадигмальных изменений подходы к преподаванию тоже должны будут измениться. Не секрет, что учащиеся школ и ВУЗов иногда обладают гораздо большими познаниями, умениями и навыками в области цифровых технологий, чем их преподаватели благодаря возможностям интернета и ИКТ.
1 Bawden, D. (2008). 'Origins and concepts or digital literacy' in C. Lankshear and and M., Knobl (eds). Digital literacies: Concepts, policies and practices. New York, NY: Peter Lang.
2 Гриффин П. «Навыки 21 века»: новая реальность в образовании
https://intalent.pro/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii.html
История исследований профессионального развития учителей, показывает, что с 1970-х, характеризующихся традиционным подходом, новые подходы имеют новые формы и содержание. В таблице 1 показаны основные различия между традиционным и современным подходом.
Из таблицы видно, что современный подход рассматривает учителя как профессионала, а не пассивного исполнителя, и подразумевает трансформацию акцента от теории к практике и расширение прав и возможностей учителя3.
В современном мире, базовая грамотность как умение читать, писать и считать, конечно, останется обязательной, но этого уже недостаточно для того, чтобы быть успешным и найти свое место в жизни. Поэтому, при составлении учебных программ необходимо будет ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции - умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и так далее.
Б.Кумаравадивелу4 показывает эволюционное изменение роли учителя, показанное на рисунке 2 от пассивного техника (passivetechnician) до трансформирующего интеллектуала (transformativeintellectual).
Для обоснования своей теории Б.Кумаравадивелу приводит анализ факторов, влияющих на эту трансформацию: основ-
3 Hargreaves A. and M.G. Fullan. Introduction. In Hargreaves A. and M.G. Fullan (eds) Understanding Teacher Development. London: Cassell,1992.
4 Kumaradivelu B. Beyond Methods: Macrostrategies for Language Teaching. New Haven, CT: Yale University Press, 2003.
Рисунок 2. Иерархия ролей учителя. (адаптировано из Б.Кумаравадивелу1)
Учителя как трансформирую
щие интеллектуалы (transformative intellectuals)
Учителя как рефлексивные практики (reflective practitioners)
Учителя как пассивные техники (passive technicians)
Таблица 2. Анализ факторов, влияющих на трансформацию роли учителя2
Учитель в качестве пассивного техника (passive technician) Учитель в качестве Рефлексивного практика (reflective practitioner) Учитель в качестве Трансформирующего интеллектуала (transformative intellectual)
Основная роль учителя передатчик фасилитатор инициатор изменений
Основной источник знаний профессиональные знания + эмпирические исследования, проведенные экспертами профессиональные знания + личные знания учителя + исследования, проведенные учителями профессиональные знания + личные знания учителя исследования, проведенные учителями + исследования, проведенные учителями для самопознания (self-exploratory)
Основная цель обучения максимизация знания контента через выполнение рекомендованных заданий все перечисленное + максимизация учебного потенциала через выполнение проблемных задач все перечисленное + максимизация осознанного социо-политического понимания потенциала через постановку проблемных задач
Основное направление обучения дискретный подход, закрепленный в предмете интегрированный подход, закрепленный в классе целостный подход, закрепленный в обществе
Основные участники процесса эксперты+ учителя учителя + эксперты + учащиеся учителя + учащиеся + эксперты + сообщества
ная роль учителя, основной источник знаний, основная цель и направление обучения, а также основные участники процесса (таблица 2).
Б.Кумаравадивелу подчеркивает,
что при изменении роли учителя от пассивного техника до трансформирующего интеллектуала, меняется отношение к целям и направлениям обучения и к основным участникам процесса добавляются учащиеся и сообщество. Роль сообществ, включающих родителей, по нашему мнению, особенно важна в контексте Узбекистана. Изучая
ситуацию в нашей стране, можно констатировать тот факт, что несмотря на то, что учителя, в целом, отошли от роли пассивного техника, еще предстоит долгий путь до достижения роли учителя как трансформирующего интеллектуала.
1 Kumaradivelu B. Beyond Methods: Macrostrategies for Language Teaching. New Haven, CT: Yale University Press, 2003.
2 Kumaradivelu B. Beyond Methods: Macrostrategies for Language Teaching. New Haven, CT: Yale University Press, 2003.
Необходимость создания условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века.
В соответствии с новыми требованиями к задачам образования, возникла острая необходимость перехода от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века1. Несмотря на различные трактовки этих умений и навыков в тех или иных моделях, сам набор этих умений и навыков остаётся достаточно определенным. Помимо собственно предметных умений (или грамотно-стей) «Партнерство для навыков ХХ1-го века» (Partnership for 21st Century Learning) предлагает рамку для умений XXI века, в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, способность к коммуникации и сотрудничеству, а также большой набор «жизненных» или «карьерных» умений2. «Партнерство для навыков 21-го века», также, выступает за включение в образовательную систему навыков, которые смогут подготовить выпускников школ к жизни в 21-м веке. Эти навыки включают в себя информационные, медиа и технологические навыки, также известные как цифровая грамотность.
Анализ мирового опыта показывает, что национальные учебные программы все чаще учитывают цифровую грамотность, хотя существуют некоторые разногласия в используемой терминологии. Многие страны включают развитие цифровой компетентности в национальные стандарты и программы. Например, цифровая компетентность является частью национальной учебной программы в Норвегии, в Австралии педагоги говорят о цифровой медиаграмотно-сти, а в Великобритании о медиаграмотности3
1 M8rina А. Pinskaya и др. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? https://edpolicy.ru/form-and-evaluate
2 Framework for 21st Century Learning. The Partnership for 21st Century Learning, 2015 [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке. (дата обращения: 20.03.2019).
3 Hockly, N. (2008). Digital literacies. ELT Journal, DOI: 10. 1093/ elt/ccr077
Partnership for 21st Century Learning также определяет ряд ключевых навыков для будущих специалистов, которые включают в себя новую медиаграмотность и навыки виртуального сотрудничества4.
Безусловно, грамотность всегда была основной целью образования, но постоянно развивающийся мир цифровых технологий означает, что требуются новые навыки и типы грамотности. Общий термин «основы компьютерной грамотности» может быть применен к этим типам грамотности. Специалистами был предложен ряд способов концептуализации цифровой грамотности. Pegrum5, Dudenev, Hockly и Pegrum6 предложили модель из четырех навыков, соответствующих четырем основным областям: языку, информации, связям, дизайну.
Pegrum7 утверждает, что грамотность включает в себя не только традиционную печатную грамотность, но и навыки декодирования жанров онлайн-текста, таких как блоги, wiki или форумные дискуссии. Она также включает в себя текстовую грамотность, то есть способность читать и создавать сокращенные формы, используемые в текстовых сообщениях, или при участии в онлайн-чатах в режиме реального времени. Другим аспектом является гипертекстовая грамотность - способность ориентироваться и читать онлайн-текст, содержащий гиперссылки. К другим относятся визуальная и мультимедийная грамотность, игровая грамотность, навыки, необходимые для эффективного использования мобильных или портативных устройств. Далее, существует технологическая и кодовая грамотность, которые включают в себя базовое понимание кодирования, чтобы не устать от эксклюзивного использования коммерческих шаблонов
4 Framework for 21st Century Learning. The Partnership for 21st Century Learning, 2015 [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке. (дата обращения: 20.03.2019).
5 Pegrum, M. (2010). 'I think therefore I am': network literacy is a core digital literacy'. E-learning and Digital Media 7/4: 346-54.;
6 Dudeney, G., N. Hockly, and M. Pegrum. (2012). Digital Literacies. Harlow. Pearson.;
7 Pegrum, M. (2011). 'Modified, multiplied and (re)mixed: social media and digital literacies' in M. Thomas (ed). Digital Education: Opportunities for Social Collaboration. New York, NY: Palgrave Macmillan.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)
в онлайн-инструментах и дающие возможность обходить ограничения там, где это считается целесообразным.
Информационная грамотность (information-based literacy), включает в себя фундаментальные навыки, которые помогают нам ориентироваться в потоке цифровой информации, предоставляемой Интернетом. К ним относятся: поисковая грамотность (search literacy), маркировочная грамотность (tagging literacy), маркировка или маркировка (labelling or tagging) онлайн-материалов, чтобы их можно было найти, информационная грамотность (information literacy) -способность критически оценивать источники и информацию, фильтрующая грамотность (filtering literacy) знание того, как управлять информационной перегрузкой.
Контактная грамотность (Connection-based literacy), включает в себя знание того, как управлять своей цифровой идентичностью или онлайн-личностью (personal literacy), а также сетевая грамотность (network literacy), которая помогает учащемуся фильтровать информацию, полученную из онлайн-сетей, в то время как мы сами становимся узлом в этих сетях, передавая соответствующую информацию или новости. Контактная грамотность предполагает способность создавать и производить цифровой контент, что, в свою очередь, включает культурную и межкультурную грамотность при работе с международными виртуальными командами.
Грамотность на основе дизайна (Re-) design-based literacy), состоящая из первичной или ремикс-грамотности, включает в себя способность воссоздавать и повторно использовать уже созданный цифровой контент инновационными способами. Пародии на YouTube, основанные на новостях или клипах фильмов, являются примерами этого и включают в себя знания о связанных с этим, вопросах авторского права и плагиата.
По мнению Хокли1, мир становится все более и более взаимосвязанным благодаря прогрессу в области информационных и коммуникационных технологий, вследствие чего
1 Hockly, N. (2008). Digital literacies. ELT Journal, DOI: 10.1093/elt/ccr077
учителя иностранных языков должны знать важность цифровой грамотности и научиться включать их в свои языковые занятия для того, чтобы подготовить своих учащихся к жизни в XXI веке.
Выводы и рекомендации. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и рекомендации:
1. В связи с тем, что новые технологии изменили то, как мы живем, учимся и общаемся, возникла необходимость учета новых технологий на всех этапах образования, включая повышение квалификации учителей.
2. Возникла острая необходимость перейти от старых, «индустриальных» учебных программ к такой системе обучения, которая позволит готовить кадры для инновационной экономики и информационного общества. Вследствие этих парадигмальных изменений подходы к преподаванию тоже должны измениться.
3. При составлении учебных программ необходимо ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции - умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и так далее.
4. В соответствии с новыми требованиями к задачам образования, возникла острая необходимость перехода от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века.
5. Включение в образовательную систему навыков, которые готовят учащихся к жизни в ХХ1-м веке является требованием современного мира. Эти навыки включают в себя информационные, медиа и технологические навыки, также известные как цифровая грамотность.
6. Так как мир становится все более и более взаимосвязанным благодаря прогрессу в области информационных и коммуникационных технологий, учителя иностранных языков должны знать важность цифровой грамотности и научиться включать их в свои языковые занятия.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)
с 72 ТАЪЛИМ ТЕХНОЛОГИЯЛАРИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ у
Список литературы:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». - https://www.lex.uz/docs/2126030
2. Закон Республики Узбекистан "Об образовании". - Ташкент. 23.09.2020 г. - № 637.
3. Education Commission. (2019). The Learning Generation. Investing in education for a changing world. Retrieved from https://report.educationcommission.org/wp-content/ uploads/2016/09/Learning_Generation_Full_Report.pdf
4. Bawden, D. (2008). 'Origins and concepts or digital literacy' in C. Lankshear and and M.Knobl (eds). Digital literacies: Concepts, policies and practices'. New York, NY: Peter Lang.
5. Гриффин П. «Навыки 21 века»: новая реальность в образовании. - https://intalent. pro/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii.html
6. Dudeney, G., N. Hockly, and M. Pegrum. (2012). Digital Literacies. Harlow. Pearson.
7. Framework for 21st Century Learning. The Partnership for 21st Century Learning, 2015 [Электронный ресурс]. Доступен по ссылке. (дата обращения: 10.01.2021).
8. Hargreaves A. and M.G. Fullan. Introduction. In Hargreaves A. and M.G. Fullan (eds) Understanding Teacher Development. London: Cassell, 1992.
9. Hockly, N. (2008). Digital literacies. ELT Journal, DOI: 10. 1093/ elt/ccr077
10. Kumaradivelu B. Beyond Methods: Macrostrategies for Language Teaching. New Haven, CT: Yale University Press, 2003.
11. Pegrum, M. (2010). 'I think therefore I am': network literacy is a core digital literacy'. E-learning and Digital Media 7/4: 346-54.;
12. Pegrum, M. (2011). 'Modified, multiplied and (re)mixed: social media and digital literacies' in M. Thomas (ed). Digital Education: Opportunities for Social Collaboration. New York, NY: Palgrave Macmillan.
13. Pinskaya М. А. и др. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? https://edpolicy.ru/form-and-evaluate