Научная статья на тему 'Важность аудита эффективности в государственном аудите'

Важность аудита эффективности в государственном аудите Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
643
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / РАЗВИТИЕ АУДИТА / PERFORMANCE AUDIT / STATE AUDIT / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / INTERNATIONAL STANDARDS / PUBLIC SECTOR / AUDIT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаин Асел Бактияр Кызы

В статье ставится задача рассмотреть важность аудита эффективности в государственном аудите. И рассматриваются зарубежные научные статьи, особенно австралийских ученых, и международные стандарты, такие как INTOSAI и ISSAI. Статья излагает мнения научных деятелей и заключения годовых отчетов ANAO, более того, в статье анализируется соотношение цены и качества как аудит эффективности в зарубежных странах, как США, Канада и Великобритании. Процесс аудита эффективности является практически очень динамичным, требующим понимания проблем, составляющих фокус аудита, разработки соответствующей стратегии аудита для выполнения аудита, фактического выполнения аудита и последующей отчетности. Способы, применяемые в финансовом аудите финансовых данных, как правило ориентированы на выявление отклонений от стандартов бухгалтерского учета. Финансовая отчетность является последовательной, и аудит был проведен в соответствии с применимыми законами и нормативными актами, а также с действиями, которые были связаны с общими и конкретными функциями аудита. Цель аудитора состоит в том, чтобы разработать и выполнить аудиторские процедуры таким образом, чтобы позволить аудитору получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, чтобы иметь возможность получить обоснованные выводы, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторский орган может, например, пользоваться большей или меньшей степенью независимости при планировании. Например, в США комитет конгресса или отдельный конгрессмен должен одобрить предложения по планированию. Статья предназначена для систематизации разрозненных знаний и для сбора информации касательно сущности и развития аудита эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PERFORMANCE AUDIT IN STATE AUDIT

The article sets the task to consider the importance of performance audit in state audit. And foreign scientific articles, especially Australian scientists, and international standards such as INTOSAI and ISSAI are considered. The article sets forth the opinions of scientists and the conclusion of ANAO annual reports; moreover, the article analyzes the price-quality ratio as an audit of effectiveness in foreign countries like the USA, Canada and the UK. The performance audit process is almost very dynamic, requiring an understanding of the issues that make up the focus of the audit, developing an appropriate audit strategy for the audit, the actual audit and subsequent reporting. The methods used in the financial audit of financial data are usually focused on identifying deviations from accounting standards. The financial statements are consistent and the audit has been carried out in accordance with applicable laws and regulations, as well as with activities that are related to the general and specific audit functions. The purpose of the auditor is to design and implement audit procedures in such a way as to enable the auditor to obtain sufficient and appropriate audit evidence to be able to obtain informed conclusions on which the auditor's opinion is based. The audit body may, for example, take advantage of a greater or lesser degree of independence in planning. For example, in the United States, a congressional committee or individual congressman must approve planning proposals. The article is intended to systematize disparate knowledge and to collect information regarding the essence and development of an audit of effectiveness.

Текст научной работы на тему «Важность аудита эффективности в государственном аудите»

ВАЖНОСТЬ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АУДИТЕ Хусаин А.Б. Email: Khussain677@scientifictext.ru

Хусаин Асел Бактияр кызы - магистрант, кафедра государственного аудита, экономический факультет, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Аннотация: в статье ставится задача рассмотреть важность аудита эффективности в государственном аудите. И рассматриваются зарубежные научные статьи, особенно австралийских ученых, и международные стандарты, такие как INTOSAI и ISSAI. Статья излагает мнения научных деятелей и заключения годовых отчетов ANAO, более того, в статье анализируется соотношение цены и качества как аудит эффективности в зарубежных странах, как США, Канада и Великобритании. Процесс аудита эффективности является практически очень динамичным, требующим понимания проблем, составляющих фокус аудита, разработки соответствующей стратегии аудита для выполнения аудита, фактического выполнения аудита и последующей отчетности. Способы, применяемые в финансовом аудите финансовых данных, как правило ориентированы на выявление отклонений от стандартов бухгалтерского учета. Финансовая отчетность является последовательной, и аудит был проведен в соответствии с применимыми законами и нормативными актами, а также с действиями, которые были связаны с общими и конкретными функциями аудита. Цель аудитора состоит в том, чтобы разработать и выполнить аудиторские процедуры таким образом, чтобы позволить аудитору получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства, чтобы иметь возможность получить обоснованные выводы, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторский орган может, например, пользоваться большей или меньшей степенью независимости при планировании. Например, в США комитет конгресса или отдельный конгрессмен должен одобрить предложения по планированию. Статья предназначена для систематизации разрозненных знаний и для сбора информации касательно сущности и развития аудита эффективности.

Ключевые слова: аудит эффективности, государственный аудит, международные организации, международные стандарты, государственный сектор, развитие аудита.

THE IMPORTANCE OF PERFORMANCE AUDIT IN STATE AUDIT

Khussain A^.

Khussain Assel Baktiyar kyzy - Master degree Student, DEPARTMENT OF STATE AUDIT, FACULTY OF ECONOMICS, L.N. GUMILYOVEURASIAN NATIONAL UNIVERSITY, NUR-SULTAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article sets the task to consider the importance of performance audit in state audit. And foreign scientific articles, especially Australian scientists, and international standards such as INTOSAI and ISSAI are considered. The article sets forth the opinions of scientists and the conclusion of ANAO annual reports; moreover, the article analyzes the price-quality ratio as an audit of effectiveness in foreign countries like the USA, Canada and the UK. The performance audit process is almost very dynamic, requiring an understanding of the issues that make up the focus of the audit, developing an appropriate audit strategy for the audit, the actual audit and subsequent reporting. The methods used in

the financial audit of financial data are usually focused on identifying deviations from accounting standards. The financial statements are consistent and the audit has been carried out in accordance with applicable laws and regulations, as well as with activities that are related to the general and specific audit functions. The purpose of the auditor is to design and implement audit procedures in such a way as to enable the auditor to obtain sufficient and appropriate audit evidence to be able to obtain informed conclusions on which the auditor's opinion is based. The audit body may, for example, take advantage of a greater or lesser degree of independence in planning. For example, in the United States, a congressional committee or individual congressman must approve planning proposals. The article is intended to systematize disparate knowledge and to collect information regarding the essence and development of an audit of effectiveness.

Keywords: performance audit, state audit, international organizations, international standards, public sector, audit development.

УДК 330.4

Государственный аудит начинался как финансовый аудит. Его основная цель -обеспечить правильность операций по государственным счетам. Долгое время это считалось неважной деятельностью, в основном используемой для перекрестной проверки счетов, которые ведут государственные бухгалтеры. Однако с развитием экономики и демократии во многих странах утомительная проверка государственных расходов постепенно стала нецелесообразной. В последние несколько десятилетий аудит государственного сектора стал играть более активную и важную роль в финансовом мониторинге правительственной деятельности, а также в выполнении государственных программ в целом.

Есть два фактора, которые вызывают это изменение. Во-первых, с ростом экономики и расширением правительственной деятельности во всем мире количество операций бухгалтерского учета во многих странах значительно увеличилось. С другой стороны, прогресс в области современных технологий и разработка более совершенных систем учета с использованием компьютеров повысили точность учетных операций и снизили риск ошибок учета. Аудиторы государственного сектора при исполнении своих обязанностей по обеспечению правильности и качества государственных счетов должны сосредоточиться на механизме контроля и законности системных процедур. Это позволяет им перенести акцент на цифры и правила бухгалтерского учета на обзоры системы. Во-вторых, с развитием демократии во многих странах общественность все больше осознает эффективность своих правительств. Чтобы удовлетворить потребности людей, избранные законодатели в разных странах обращаются к аудиту государственного сектора как к институту, подходящему для предоставления информации о выполнении государственных программ. Аудиторские бюро получают больше полномочий и независимый статус, что позволяет им проводить оценку ресурсов и программ.

Согласно INTOSAI, которая является международной организацией высших органов аудита, соотношение цены и качества также может быть известно как аудит эффективности. Аудит соотношения цены и качества был введен в США, Канаде, Великобритании, Швеции и некоторых других странах в конце 1960-х годов. Аудит соотношения цены и качества имеет более контролирующую функцию, то есть, там, где содействие изменениям придает меньшее значение, планирование часто может быть долгосрочным. Некоторые страны проводят аудит эффективности, запланированный на пять лет вперед.

Аудиторские доказательства являются важной частью любого аудита. Одна из самых частых жалоб инспекторов заключается в том, что файлы аудита не содержат достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих мнение, выраженное в отчете аудитора, что приводит к ряду дисциплинарных мер в отношении фирм, которые высказывали мнения, которые они не могли подтвердить какими-либо

доказательствами. Аудиторские доказательства могут быть определены как информация, собранная и использованная для подтверждения результатов аудита. Это вся информация, используемая аудитором при формировании выводов, основанное аудиторское заключение, и включает информацию, содержащуюся в бухгалтерских записях, лежащих в основе финансовой отчетности и другой информации. Так как во всем мире произошли значительные изменения в области управления государственным сектором, погоня за соотношением цены и качества стала святым предметом управления государственным сектором во всем мире. Ожидается, что поставщики государственных услуг также продемонстрируют своим сообществам, что они обеспечивают более выгодное соотношение цены и качества, обеспечивая эффективность доставки. В основе концепции аудита эффективности в организациях государственного сектора лежит принцип, согласно которому государственные средства должны использоваться наилучшим образом, а те, кто занимается государственным бизнесом, должны нести ответственность за экономичное, эффективное и действенное управление доверенными им ресурсами. Руководители государственного сектора обязаны продемонстрировать, что такие ресурсы, как люди, товары и деньги, используются максимально продуктивно, то есть с должным учетом аудита эффективности, для достижения намеченных результатов. С появлением нового государственного управления традиционная роль аудита также начала меняться, и аудит эффективности в настоящее время является основным требованием при оценке эффективности государственных систем. Следовательно, аудиты государственных закупок (и соответствующие отчеты) должны включать анализ аудита эффективности в отношении эффективности деятельности предприятия.

Хотя аудит эффективности актуален как в частном, так и в государственном секторах, именно государственный сектор взял на себя инициативу из-за особой необходимости того, чтобы правительственные организации демонстрировали свою подотчетность и свое отношение к экономии, эффективности и результативности в использовании государственного средства и другие ресурсы. Принципы, лежащие в основе практики государственных закупок - не дискриминация, прозрачность, подотчетность и справедливость, еще больше подчеркивают важность этого требования. Хотя может быть легко оценить степень, в которой некоторые из этих принципов были продемонстрированы данной организацией, определение того, был ли проведен аудит эффективности, остается проблемой высокого уровня. Кроме того, показатели аудита эффективности остаются абстрактными знаниями для большинства практиков и специалистов в области закупок и чаще всего для аудиторов. Еще хуже то, что исследования по изучению того, как аудиторские доказательства обрабатываются в отчетах о результатах аудита, ограничены.

В заключение, для получения более широкой оценки применения аудита эффективности в государственном аудите, мы считаем, сущность аудита эффективности должна быть более глубоко изучена. В данной статье были рассмотрены мнения зарубежных авторов касательно принципов аудита эффективности, которые утверждают, что аудит эффективности стремится выявить пробелы в производительности путем сравнения входных ресурсов и ожидаемых результатов, а также фактических результатов. Внедрение аудита эффективности в обычные аудиты закупок или аудиты публичного исполнения в государственном секторе направлено на то, чтобы связать выявленные пробелы в производительности с ответственными должностными лицами, с тем чтобы были приняты более надлежащие меры, особенно если эти пробелы связаны с личными неудачами или преднамеренными действиями ответственных должностных лиц.

Список литературы /References

1. Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 20.11.2019).

2. The International Organization of Supreme Audit Institutions, INTOSAI. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intosai.org/_(дата обращения: 18.11.2019).

3. Ефименко Т.И., Стефанюк И.Б., Рубан Н.И. и др. Государственный финансовый контроль выполнения бюджетных программ / Монография. М .: НИФИ, 2004. С. 204-208.

4. Мамышев А.В. Аудит эффективности деятельности: концепция, цикл, планирование // Финансовый контроль, 2006. № 2 (31). С. 54-60.

5. Звонова Е.А. Финансирование государственных закупок. М., 2009. 517 с.

6. Мамышев А.В. Аудит эффективности деятельности: этап выполнения // Финансовый контроль, 2006. № 3 (32). С. 43-45

7. Мамышев А.В. Аудит эффективности деятельности: отчет о результатах, 2006. № 5 (34). С. 60-63.

8. Шевчук В.А. Об организации государственного финансового контроля в зарубежных странах: Аналитическая записка. М .: НИФИ при Министерстве финансов Украины, 1999. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.