Научная статья на тему 'Особенности имплементации международных стандартов государственного аудита'

Особенности имплементации международных стандартов государственного аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1774
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободяник Ю.Б.

Предметом статьи является стандартизация в сфере государственного аудита, обусловленная процессами мировой глобализации, возможностями широкого обмена опытом и практикой, в связи с увеличением количества государств участников Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI). С обновлением в 2013 г. Международных стандартов государственного аудита (ISSAI) проблема их имплементации разными странами была актуализирована. Задача данной публикации исследование структуры международных стандартов государственного аудита и фундаментальных принципов, положенных в их основу, в целях оценки возможности их дальнейшего внедрения в отечественную практику. В работе путем сравнительного анализа, аналогии и теоретического обобщения проведено исследование возможности имплементации международных стандартов государственного аудита. Первый комплект ISSAI был подготовлен Комитетом по профессиональным стандартам INTOSAI и представлен в 2010 г. на ХХ Конгрессе INTOSAI. В 2013 г. были обновлены фундаментальные принципы государственного аудита. Для оценки соответствия уровням ISSAI запланировано создание Инструментария оценки соответствия стандартам (Compliance Assessment Tools, iCAT), который будет регулировать процессы проведения финансового аудита, аудита эффективности и аудита соответствия. Основные препятствия на пути быстрого распространения ISSAI среди высших органов государственного аудита стран участниц INTOSAI состоят в ограниченности человеческих ресурсов, финансовых трудностях и в проблеме перевода стандартов на национальные языки. Степень готовности системы государственного аудита к имплементации международных стандартов на данном этапе не позволяет внедрить все четыре уровня ISSAI. В связи с этим предложено провести разработку национальных стандартов, основанных на третьем уровне ISSAI. В статье сделан вывод о том, что существуют возможность и необходимость имплементации третьего уровня профессиональных стандартов INTOSAI в практику отечественного государственного аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности имплементации международных стандартов государственного аудита»

УДК 657.6

зарубежный опыт

ОСОБЕННОСТИ ИМПЯЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА

Ю.Б. СЛОБОДЯНИК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: Yslobodyanik@yandex.ru Одесский национальный экономический университет

Предметом статьи является стандартизация в сфере государственного аудита, обусловленная процессами мировой глобализации, возможностями широкого обмена опытом и практикой, в связи с увеличением количества государств - участников Международной организации высших органов финансового контроля (INTOSAI). С обновлением в 2013 г. Международных стандартов государственного аудита (ISSAI) проблема их имплементации разными странами была актуализирована.

Задача данной публикации - исследование структуры международных стандартов государственного аудита и фундаментальных принципов, положенных в их основу, в целях оценки возможности их дальнейшего внедрения в отечественную практику.

В работе путем сравнительного анализа, аналогии и теоретического обобщения проведено исследование возможности имплементации международных стандартов государственного аудита.

Первый комплект ISSAI был подготовлен Комитетом по профессиональным стандартам INTOSAI и представлен в 2010 г. на ХХ Конгрессе INTOSAI. В 2013 г. были обновлены фундаментальные принципы государственного аудита. Для оценки соответствия уровням ISSAI запланировано создание Инструментария оценки соответствия стандартам (Compliance Assessment Tools, iCAT), который будет регулировать процессы проведе-

ния финансового аудита, аудита эффективности и аудита соответствия.

Основные препятствия на пути быстрого распространения ISSAI среди высших органов государственного аудита стран - участниц INTOSAI состоят в ограниченности человеческих ресурсов, финансовых трудностях и в проблеме перевода стандартов на национальные языки.

Степень готовности системы государственного аудита к имплементации международных стандартов на данном этапе не позволяет внедрить все четыре уровня ISSAI. В связи с этим предложено провести разработку национальных стандартов, основанных на третьем уровне ISSAI.

В статье сделан вывод о том, что существуют возможность и необходимость имплементации третьего уровня профессиональных стандартов INTOSAI в практику отечественного государственного аудита.

Ключевые слова: государственный аудит, международный стандарт, имплементация, фундаментальный принцип, высший орган государственного аудита

Начало ХХ! в. ознаменовалось изменением подходов к организации контроля за государственными финансами. Прежде всего это касается

Международный бухгалтерский учет

International accounting

обновления полномочий высших контрольных органов многих стран, переориентации их на проведение государственного аудита. На повестку дня вышли стратегические задачи - определение эффективности, результативности и экономичности использования ресурсов страны, а также качества государственного управления. Происходит расширение круга подконтрольных субъектов, в который входят уже не только государственные учреждения и предприятия, но и частные субъекты хозяйствования. Наряду с этим актуализовались вопросы разработки стандартов аудита государственных финансов с учетом глобальных потребностей прогрессивного развития цивилизации.

Стандартизация в сфере государственного аудита обусловлена процессами мировой глобализации, появлением возможности широкого обмена опытом в связи с расширением представительства стран мира в международной организации высших органов государственного аудита - International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI). Еще в 2006 г. Комитетом INTOSAI по профессиональным стандартам был утвержден так называемый «двойной подход» (dual approach), заключавшийся в признании для государственного аудита стандартов, регулирующих аудит в частном секторе. Для сфер, где этого было недостаточно, предусматривалась разработка собственных стандартов. Таким образом, Общие стандарты аудита 1992 г. были утверждены в качестве фундаментальных принципов аудита, что позволило унифицировать подходы к проведению государственного аудита, установить единые принципы и правила [1].

В дальнейшем стремление INTOSAI стандартизировать деятельность высших органов государственного аудита, являющихся ее членами, вылилось в разработку Международных стандартов высших органов государственного аудита -International Standards of Supreme Audit Institutions (ISSAI). Первый комплект ISSAI, подготовленный Комитетом по профессиональным стандартам INTOSAI, был представлен и одобрен в 2010 г. на ХХ Конгрессе INTOSAI в Южной Африке. При этом комитет четко обозначил, что не претендует на навязывание единых и неизменных норм управления и организации деятельности высших органов

государственного аудита, поскольку не существует единого правильного способа применения стандартов и рекомендаций INTOSAI. Вместе с тем широкое распространение конкретного опыта различных стран усиливает позиции всех высших органов государственного аудита в исполнении возложенных на них обязанностей [2].

Исходя из этого был подготовлен Стратегический план INTOSAI на 2011-2016 гг., одной из основных целей которого стали подготовка и принятие действенных профессиональных стандартов. Под руководством комитета по профессиональным стандартам в их разработке приняли участие рабочие группы, отдельные члены подкомитетов INTOSAI, команды экспертов, в результате чего были подготовлены стандарты ISSAI и INTOSAI GOV. Отметим, что изначально разработчики установили сроки пересмотра указанных стандартов, а также предусмотрели возможность их обновления в соответствии с требованиями времени.

Все документы ISSAI распределены по четырем уровням с установлением систематического кодирования. Первый и второй уровни посвящены институциональным требованиям к высшим органам государственного аудита, третий - отображает фундаментальные принципы проведения аудита в государственном секторе, а на четвертом собраны оперативные руководства по применению указанных выше принципов при проведении различных форм государственного аудита.

Международные стандарты высших органов государственного аудита состоят из документов, одобренных комитетом по профессиональным стандартам INTOSAI, включая рекомендации по правовым, организационным и профессиональным условиям проведения аудита и иные задачи, которые могут быть возложены на высший орган государственного аудита. При необходимости ISSAI могут включать примеры или описание передового опыта. Классификация стандартов основана на следующих подходах:

1) каждый документ состоит из цифр (от 1 до 4), количество которых указывает на иерархический уровень документа;

2) номера, начинающиеся с 1 000 (100 или 10), преимущественно предоставлены для документов общего характера, в то время как следующие номера формата x001-x999 (или xx01-xx99,

или xxx1-xxx9) используются для документов по более конкретным вопросам в рамках одной общей темы;

3) номера от 1 000 до 9 999 зарезервированы для уровня 4 (руководящие принципы аудита) и разделены на кластеры, соответствующие различным предметным сферам. Все подкомитеты INTOSAI и рабочие группы несут ответственность за сохранение классификации в рамках своей предметной области;

4) номера 9 000-9 999 зарезервированы для документов, которые называются INTOSAI GOV (руководство по добросовестному управлению) и используются вместо ISSAI. В них содержатся рекомендации по внутреннему контролю, бухгалтерскому учету и другим вопросам, входящим в сферу административной ответственности;

5) прочие документы - отчеты, глоссарии, списки организаций или практические примеры -не нумеруются. Они могут быть включены в рам-

Международные стандарты высших

ках классификации только в качестве приложения к соответствующим ISSAI или INTOSAI GOV;

6) документ под называнием «INTOSAI - Кодекс этики и стандарты аудита», разработанный в 2001 г., в представленных стандартах разделен на пять частей, каждой из которых присвоен соответствующий номер ISSAI [3].

На основании анализа и группировки обнародованных на официальном сайте ISSAI международных стандартов в сфере государственного аудита представлена информация об их основных составляющих (табл. 1).

Первый уровень стандартов представлен основополагающим документом - Лимской декларацией руководящих принципов аудита государственных финансов, которая содержит концептуальные подходы и определяет ценности демократичности и независимости высших органов аудита. Каждый последующий уровень детализирует основные принципы государствен-

Таблица 1

органов государственного аудита [3]

Стандарт Название документа Год принятия Требования к пересмотру

Уровень 1. Базовые принципы

ISSAI 1 Лимская Декларация руководящих принципов аудита государственных финансов 1977 —

Уровень 2. Необходимые условия функционирования высших органов государственного аудита

ISSAI 10 Мексиканская декларация о независимости высших органов государственного аудита 2007 Каждые 15 лет, первый пересмотр в 2022 г

ISSAI 11 Принципы INTOSAI и лучшая практика, касающиеся независимости высших органов государственного аудита 2007 Каждые 9 лет, первый пересмотр в 2016 г

ISSAI 12 Значение и преимущества высших органов государственного аудита - повысить качество жизни граждан 2013 —

ISSAI 20 Принципы прозрачности и подотчетности 2010 Каждые 15 лет, первый пересмотр в 2025 г

ISSAI 21 Принципы прозрачности - лучшая практика 2010 Каждые 9 лет, первый пересмотр в 2019 г

ISSAI 30 Кодекс этики 1998 Каждые 15 лет, первый пересмотр был в 2013 г.

ISSAI 40 Контроль качества высших органов государственного аудита 2010 Каждые 9 лет, первый пересмотр в 2019 г

Уровень 3. Фундаментальные принципы аудита

ISSAI 100 Фундаментальные принципы аудита государственного сектора 2013 Каждые 15 лет

ISSAI 200 Фундаментальные принципы финансового аудита 2013 Каждые 9 лет

ISSAI 300 Фундаментальные принципы аудита эффективности 2013 Каждые 9 лет

ISSAI 400 Фундаментальные принципы аудита соответствия 2013 Каждые 9 лет

Уровень 4. руководящие принципы аудита

4.1 Общие принципы аудит а

ISSAI 1000-2999 Руководящие принципы финансового аудита 2007, 2010 Пересматриваются с 2013 г.

зарубежный опыт Foreign experience - 61 -

Окончание табл. 1

Стандарт Название документа Год принятия Требования к пересмотру

ISSAI 3000-3999 Руководящие принципы аудита эффективности 2004, 2010 Каждые 5 лет, пересмотр после 2014 г

ISSAI 4000-4999 Руководящие принципы аудита соответствия 2010 После 2016 г.

4.2 Руководящие принципы по конкретным вопросам

ISSAI 5000-5099 Руководство по аудиту международных организаций 2004 Каждые 5 лет, первый пересмотр - в 2013 г

ISSAI 5100-5199 Руководство по экологическому аудиту 1998 Каждые 5 лет, первый пересмотр - в 2013 г

ISSAI 5200-5299 Руководство по аудиту приватизации 1998, 2001, 2004, 2007 Каждые 5 лет, первый пересмотр - в 2013 г

ISSAI 5300-5399 Руководство по 1Т-аудиту 1995 Каждые 5 лет, первый пересмотр - в 2013 г

ISSAI 5400-5499 Руководство по аудиту государственного долга 2007, 2010 Каждые 5 лет, первый пересмотр в 2016 г.

ISSAI 5500-5599 Руководство по аудиту средств, выделенных на предупреждение и ликвидацию последствий катастроф 2013 Каждые 5 лет, первый пересмотр - в 2018 г

ISSAI 5600-5699 Руководство по экспертным оценкам 2010 Каждые 3 года, первый пересмотр -в 2013 г

ISSAI 5700-5799 Руководство по аудиту предупреждения коррупции По плану -в 2016 г —

ISSAI 5800-5899 Руководство по совместному аудиту между высшими органами государственного аудита По плану -в 2016 г —

INTOSAI - руководство по добросовестному управлению (INTOSAI GOV)

INTOSAI GOV 9100-9199 Внутренний контроль 2007, 2010 Первый пересмотр - в 2016 г

INTOSAI GOV 9200-9299 Стандарты бухгалтерского учета 2010, 2013 —

ного аудита, требования в отношении различных аспектов его проведения, включает передовой опыт, подтвержденный временем.

Следует отметить, что в 2013 г. после длительного обсуждения в профессиональных кругах и консультаций были обновлены фундаментальные принципы государственного аудита. Измененный 100 устанавливает обязательные для всех фундаментальные принципы, применяемые в сфере государственного аудита, а ISSAI 200, 300 и 400 направлены на дальнейшее развитие принципов, которые должны применяться в контексте финансового аудита, аудита эффективности и аудита соответствия. Их следует использовать в сочетании с принципами, изложенными в ISSAI 100. При этом отмечается, что принципы никоим образом не вмешиваются в полномочия высших органов государственного аудита, определенные национальными законами или правилами (например, проведение расследований высшим органом государственного аудита и др.).

-34 (328)

Международный бухгалтерский учет

Новая редакция ISSAI 100 содержит определения ключевых понятий, роли аудитора, предмета исследования, критериев оценки полученных доказательств и т.п. В частности, аудит государственного сектора сформулирован как систематический процесс объективного получения и оценки доказательств с целью выяснения соответствия информации или фактических условий установленным критериям.

Финансовый аудит (Financial Audit) фокусируется на определении соответствия представленной финансовой информации требованиям стандартов финансовой отчетности и нормативно-правовой базы. Это достигается путем получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств для высказывания аудитором своего мнения о том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений вследствие мошенничества или ошибки.

Аудит эффективности (Performance Audit) сосредоточивается на проблемах осуществления

- 2014-

International accounting

деятельности в соответствии с принципами экономичности, эффективности и результативности и определении возможностей для усовершенствования. При этом анализируются соответствие деятельности определенным критериям и причины отклонения от этих критериев. Цель - предоставить ответы на ключевые вопросы аудита и внести рекомендации по улучшению работы аудиторов.

Аудит соответствия (Compliance Audit) в свою очередь сосредоточен на проблемах выявления соответствия определенным критериям по конкретной теме. При этом оценивается соответствие деятельности, финансовых операций и информации во всех

существенных аспектах требованиям, предъявляемым регулирующим органом аудируемому субъекту. Такой орган может определять правила, законы, инструкции, бюджетные резолюции, политику, требования, условия или общие принципы эффективности финансового управления государственного сектора и деятельности должностных лиц и т.д. [3].

Сущность и классификация фундаментальных принципов государственного аудита определены ISSAI 100 (табл. 2).

Важное значение имеет вопрос использования и ссылки на ISSAI при проведении аудита и предоставлении заключения высшим органом

Таблица 2

Сущность и классификация фундаментальных принципов государственного аудита [3]

Классификация Сущность принципа

Общие положения

Этика и независимость Аудиторы должны соответствовать этическим нормам и быть независимыми

Профессиональное суждение, надлежащая осторожность и скептицизм Аудиторы должны придерживаться профессионального поведения, применяя профессиональный скептицизм, профессиональное суждение и надлежащую осторожность в ходе аудита. При этом они должны гарантировать профессионализм своих действий. Профессиональное суждение предусматривает применение коллективных знаний, навыков и опыта в процессе аудита. Аудиторы должны избегать любых действий, которые могли бы дискредитировать их работу

Контроль качества Аудиторы должны проводить аудит в соответствии с профессиональными стандартами контроля качества. Контроль качества политики и процедур высшего органа государственного аудита должен соответствовать профессиональным стандартам. Цель - убедиться в стабильно высоком уровне проведения проверок

Аудиторские группы и навыки Аудиторы должны обладать знаниями и навыками, необходимыми для успешного завершения аудита. Это подразумевает понимание и практический опыт, ознакомление с применяемыми стандартами и законодательством, понимание процесса функционирования субъекта. Аудиторы должны поддерживать свою профессиональную компетентность, повышать непрерывно профессиональный уровень. В определенных случаях или при необходимости в соответствии с полномочиями высшего органа государственного аудита и действующего законодательства аудитор может использовать работу внутренних аудиторов, других аудиторов либо экспертов. Тем не менее высший орган государственного аудита несет исключительную ответственность за выводы, предоставленные с использованием работы, выполненной третьими лицами

Аудиторский риск Аудиторы должны управлять рисками предоставления отчета, не соответствующего обстоятельствам аудита, т.е. неуместного. При этом аудитор применяет процедуры для уменьшения риска, признавая, что ограничения, присущие всем формам аудита, влияют на невозможность обеспечить абсолютную уверенность. Когда цель состоит в обеспечении достаточной уверенности, аудитор должен снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня, учитывая обстоятельства аудита

Существенность (материально сть) Аудиторы должны рассматривать существенность в процессе аудита. Существенной является информация, знание которой пользователями может повлиять на их решения. Определение существенности является предметом профессионального суждения аудитора. Существенность может иметь как количественные, так и качественные аспекты. Соображения существенности влияют на решения, касающиеся характера, сроков проведения, объема аудиторских процедур и оценки результатов аудита. Суждения могут включать проблемы заинтересованных сторон, общественные интересы, нормативные требования и последствия для общества

зарубежный опыт Foreign experience - 63 -

Окончание табл. 2

Классификация Сущность принципа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Документация Аудиторы должны готовить аудиторскую документацию детально, чтобы обеспечить четкое представление о выполненных работах, доказательствах, полученных результатах и выводах. Аудиторская документация должна включать стратегию аудита и план аудита

Коммуникация Аудиторы должны установить эффективные коммуникации в процессе аудита, что включает получение информации, относящейся к аудиту, и обеспечение своевременных наблюдений для полноты выводов

Принципы, связанные с процессом аудита

Планирование аудита Аудиторы должны гарантировать, что условия аудита четко установлены. В плане должна содержаться важная информация, которая может включать тему, масштабы и цели аудита, доступ к данным, отчет, который станет результатом аудита, процесс аудита, обращения лиц, а также роль и ответственность разных сторон соглашения. Аудиторы должны получить полное представление о характере аудируемого субъекта, что подразумевает понимание соответствующих целей, операций, нормативно-правовой базы, внутреннего контроля, финансовой и прочих систем и бизнес-процессов, исследование потенциальных источников аудиторских доказательств. Аудиторы должны планировать свою работу так, чтобы убедится в эффективности проводимого аудита. Планирование необходимо для уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Планирование конкретных аудитов включает стратегический и оперативный аспекты. Стратегическое планирование должно определить сферу аудита, цели и подход. Оперативное планирование предусматривает установление графика аудита и определение характера, временных рамок и масштаба аудиторских процедур. План аудита должен реагировать на значительные изменения в обстоятельствах и условиях аудита, поэтому является повторяемым процессом в ходе аудита

Проведение аудита Аудиторы должны выполнять аудиторские процедуры, обеспечивающие достаточные доказательства, которые подтверждают аудиторское заключение. Аудитор должен придерживаться всех требований в отношении конфиденциальности, оценить аудиторские доказательства и на их основе сделать выводы

Отчетность и реализация материалов аудита Аудиторы должны подготовить отчет на основе сделанных выводов. Процесс аудита включает подготовку отчета, уведомление заинтересованных сторон о результатах аудита, прочих лиц, ответственных за управление, и широкой общественности. Целью также является способствование принятию дальнейших мер и корректирующих действий

государственного аудита. Стандартом определено, что принципы ISSAI могут быть использованы как основа для следующих целей:

1) для разработки стандартов, для принятия национальных стандартов (основанных на 3-м уровне ISSAI);

2) для принятия руководящих принципов по конкретным вопросам (4-й уровень ISSAI). При этом предложены два варианта ссылок:

• 1-й вариант: «... Мы проводили аудиторскую проверку в соответствии с требованиями, основанными на (согласованными с) Фундаментальных принципах аудита (ISSAI 100-999 уровня) Международных стандартов высших органов государственного аудита»;

• 2-й вариант (если ISSAI внедрено в высшем органе государственного аудита):

«...Мы проводили аудиторскую проверку в соответствии с Международными стандартами высших органов государственного аудита».

Для оценки соответствия второму и четвертому уровням ISSAI запланировано создание Инструментария оценки соответствия стандартам - Compliance Assessment Tools (iCAT), который будет регулировать процессы проведения финансового аудита, аудита эффективности и аудита соответствия. Применение iCAT позволит определить и проанализировать причины несоответствия стандартам ISSAI. Кроме того, ожидается проведение широкомасштабного обучения и сертификации инструкторов по ISSAI, а в долгосрочной перспективе внедрение ISSAI предусматривает меры по институциональному и организационному усилению высших органов

государственного аудита, укреплению их независимости, законодательной базы, повышению эффективности управления и т.д.

Главными препятствиями на пути быстрого распространения ISSAI среди высших органов государственного аудита стран - участниц INTOSAI специалисты называют ограниченные человеческие ресурсы, финансовые трудности и языковой барьер. С учетом изложенного можно сделать вывод, что основными задачами по продвижению ISSAI являются:

- перевод стандартов на национальные языки;

- обмен опытом и сотрудничество с организациями, которые уже внедрили ISSAI;

- проведение учебных семинаров по конкретным вопросам (например, по аудиту эффективности или аудиту соответствия);

- сбор полезной информации, инструкций, методических материалов по успешному опыту внедрения ISSAI и распространение этой информации среди других высших органов государственного аудита.

Следует отметить, что на Украине начало развития государственного аудита было положено образованием в 1996 г. Счетной палаты, которая стала постоянно действующим органом внешнего контроля за использованием государственных финансов. Несмотря на незначительный период существования, Счетная палата Украины признана мировым сообществом. Так, в 1998 г. она стала членом INTOSAI, в 1999 - Европейской организации высших органов государственного аудита (EUROSAI). В 2000 г. Счетная палата стала соучредителем Совета руководителей высших органов финансового контроля государств -участников СНГ. Его цель - развитие сотрудничества в сфере бюджетного и финансового контроля на постсоветском пространстве.

Кроме того, Счетная палата на постоянной основе сотрудничает со Всемирным банком, проводя аудиты его проектов, реализуемых на Украине через государственный бюджет, с 2009 по 2013 гг. успешно выполняла функции внешнего аудитора Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эксперты GRECO признали палату действенной в вопросах борьбы с коррупцией.

Счетная палата Украины также активно участвует в деятельности комитетов INTOSAI по про-

фессиональным стандартам, институциональному развитию, а также рабочих групп по экологическому аудиту, государственному долгу и ключевым национальным показателям. Кроме того, она входит в состав трех из четырех целевых групп EUROSAI («Наращивание потенциала», «Профессиональные стандарты», «Обмен знаниями»), возглавляет специальную группу по аудиту средств, выделяемых на предупреждение и ликвидацию последствий катастроф. Последняя была образована именно по инициативе Украины в ноябре 2006 г. В 2008 г. Счетная палата Украины была избрана в состав Руководящего комитета EUROSAI сроком на 6 лет.

Таким образом, Украина, являющаяся постоянным членом международных организаций в сфере государственного аудита, должна придерживаться требований деклараций и других документов, на которых основывается их деятельность. Вместе с тем использование положительного опыта других стран при построении национальной системы государственного аудита, опирающейся на признанные ценности, позволит обеспечить институциональное развитие Счетной палаты, усилить ее способность выполнять функции высшего органа государственного аудита в соответствии с мировыми требованиями.

По мнению автора, процесс имплементации международных стандартов ISSAI должен учитывать национальную специфику контрольной деятельности, структуру и взаимоотношения контрольных органов, сложившихся исторически. Проведенная в работах [4, 5] функциональная оценка деятельности Счетной палаты Украины как высшего органа государственного аудита по основным параметрам - статусу, взаимоотношениям с парламентом и правительством, масштабу полномочий, организационной структуре и персоналу, стандартам деятельности, гласности и информационно-технического обеспечения позволяет сформулировать следующий вывод.

Степень готовности системы государственного аудита к имплементации международных стандартов на данном этапе не позволяет внедрять все четыре уровня ISSAI. В связи с этим считаем целесообразной разработку национальных стандартов, основанных на третьем уровне ISSAI. Такой подход будет способствовать внедрению достижений мировой науки и использования опыта имеющейся

практики контроля, позволит учесть отечественный опыт проведения контрольных мероприятий в этой сфере, обеспечит экономичность, эффективность и прозрачность функционирования Счетной палаты.

Подводя итог, отметим, что положительными результатами процесса стандартизации в сфере государственного аудита должны стать: широкое использование профессиональных стандартов с учетом национальных особенностей каждой страны, улучшение качества аудита государственного сектора, повышение требований к аудиторским процедурам и профессионализму государственных аудиторов. В целом имплементация высоких международных стандартов, жизнеспособность которых подтверждена практикой, позволит укрепить надежность и доверие общества к аудиту государственного сектора.

Список литературы

1. Вайнрихтер Н. О ходе проекта гармонизации ISSAI // EUROSAI. 2012. № 18. С. 41-46.

2. Международные стандарты ВОФК: опыт применения в Европе // EUROSAI. 2009. № 15. С.37-39.

3. Слободяник Ю.Б. Професшш стандарти державного аудиту // Вюник Ушверситету бан-ювсько1 справи Нащонального банку Украши. 2012. № 3 (15). С. 249-252.

4. Слободяник Ю.Б. Формування системи державного аудиту в Украш: монографiя / Суми : ФОП Наталуха А.С., 2014. 321 с. ISBN 978-9662746-03-7.

5. International Standards of Supreme Audit Institutions. URL: http://www.issai.org/composite-347.htm.

International accounting Foreign experience

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

IMPLEMENTING THE INTERNATIONAL STANDARDS OF SUPREME AUDIT INSTITUTIONS

Yuliya B. SLOBODYANIK

Abstract

Importance The subject ofthe article is standardization in the field of State audit, which is governed by globalization processes, the opportunity to share experience and the best practices due to increased number of INTOSAI member States. After updating the International Standards of Supreme Audit Institutions (ISSAI) in 2013, their implementation by different countries became crucial. Objectives The purpose of the research is to study the structure of the ISSAI and their fundamental principles to assess the possibility of their further implementation in the national practice. Methods I have investigated a possibility to implement the International Standards of Supreme Audit Institutions through a comparative analysis, analogies and theoretical generalization. Results The INTOSAI Professional Standards Committee prepared and presented the first set of the ISSAI in 2010 at the XX Congress of INTOSAI.

In 2013, the Organization updated the fundamental principles of State auditing. To assess the compliance with ISSAI there are plans to create Compliance Assessment Tools (iCAT), which will regulate the processes of financial statement audit, performance audit and compliance audit. Major obstacles on the path of rapid distribution of the ISSAI among the supreme authorities of State audit of the INTOSAI member countries are limited human resources, financial difficulties and the problem of translating the standards into national languages. The degree of readiness ofthe State audit system for the international standards implementation at the current stage does not allow implementing all four ISSAI levels. Therefore, there are proposals to develop the national standards based on the third level of the ISSAI. Conclusions and Relevance I conclude that there is a possibility and a need to implement the third level of INTOSAI professional standards in the national practice of State audit.

Keywords: State audit, international standards, implementation, fundamental principles, Supreme Audit Institution

References

1. Weinrichter N. O khode proekta garmonizatsii ISSAI [News from the ISSAI harmonization project]. EUROSAI, 2012, no. 18, pp. 41-46.

2. International Standards of Supreme Audit Institutions: Bringing Standards and Guidelines to Life in EUROSAI. EUROSAI, 2009, no. 15, pp. 37-39.

3. Slobodyanik Yu.B. Profesiini standarti derzhavnogo auditu [Professional standards of State audit]. Visnik Universitetu bankivs'koï spravi Natsional 'nogo banku Ukraïni - Bulletin of University

of Banking of National Bank of Ukraine, 2012, no. 3 (15), pp. 249-252.

4. Slobodyanik Yu.B. Formuvannya sistemi derzhavnogo auditu v Ukraïni: monografiya [Building the system of State audit in Ukraine: a monograph]. Sumi, FOP Natalukha A.S. Publ., 2014, 321 p.

5. International Standards of Supreme Audit Institutions. Available at: http://www.issai.org/ composite-347.htm.

Yuliya B. SLOBODYANIK

Odessa National Economic University, Odessa, Ukraine

Yslobodyanik@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.