Абзаева А.Р.
Важнейшие тенденции развития экономических связей России с
мусульманским зарубежьем
В исламском мире интеграционные процессы развиваются на разных -официальных и неофициальных, социальных, политических и экономических -уровнях; они охватывают различные экономические, социальные и политические группы. Среди высокопоставленных экспертов мусульманских стран укрепляется мнение, что рост доходов от нефти может быть использован для формирования полноценного общего рынка исламского мира.
Постепенное усиление давления «однополярного мира» на исламский мир вызывает ответную реакцию и в других сферах. Происходит сближение позиций в рамках ОИК и ОПЕК, консолидируется позиция мусульманских стран по иракскому кризису, появляются общеарабские каналы телевидения и т.д. В то же время многие политики и общественные деятели в мусульманских странах выражают неудовлетворенность и беспокойство недостаточными, по их мнению, темпами процессов интеграции исламского мира.
Одна из главных причин этого заключается в том, что специфические интересы отдельных стран, несмотря на многочисленные декларации, доминируют над общими интересами исламского мира. Другая важнейшая причина в том, что многие ведущие глобальные игроки однополярного мира объективно не заинтересованы в процессах консолидации исламского мира, видя в этом угрозу своим привилегированным отношениям с отдельными мусульманскими странами.
Однако ускорение интеграционных процессов в исламском мире соответствует долгосрочным интересам Российской Федерации. Более того, наша страна может и способна принять более активное участие в этих процессах.
Во-первых, Россия заинтересована в укреплении любой глобальной силы, поддерживающей усилия по созданию нового, справедливого многополярного мира.
Во-вторых, успешная интеграция исламского мира дает возможность эффективно вести борьбу с «международным терроризмом».
В-третьих, экономическая интеграция исламского мира предполагает создание крупных промышленно-энергетических комплексов в РФ, ориентированных на импортозамещение. Причем в рамках этих крупных проектов, стоимостью в миллиарды и десятки миллиардов долларов, Россия имеет определенные конкурентные преимущества, основанные, в том числе, на опыте сотрудничества Советского Союза с арабскими и другими мусульманскими странами.
В-четвертых, исламский мир может стать в перспективе самым крупным стратегическим партнером российского ВПК.
В-пятых, развитие отношений России с консолидирующимся исламским миром может дать новый вектор в интеграции постсоветского пространства,
поскольку все среднеазиатские республики бывшего СССР и Азербайджан являются членами ОИК.
Будучи двумя основными игроками на мировом энергетическом рынке, Россия и исламский мир не могут не сотрудничать в данной сфере. Так, в сентябре 2003 года Президент России В.В.Путин и наследный принц Саудовской Аравии Абдалла ас-Сауд подписали соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, предусматривающее взаимодействие при координации поставок нефтепродуктов на внешний рынок, реализацию совместных нефтехимических проектов, привлечение саудовского капитала в российскую экономику.
Общие интересы России и исламского мира в данной сфере заключаются в увеличении доходов от нефтеэкспорта, которые являются важнейшим фактором обеспечения социальной стабильности как в России, так и в большинстве мусульманских стран - экспортеров нефти; в контроле над мировыми ценами - речь идет об установлении таких цен, которые бы не зависели от лоббистской политики стран-потребителей и от спекуляций крупных биржевых игроков; для исламского мира и для России важно обеспечить стратегический контроль за собственными невозобновляемыми природными ресурсами, в рамках которого природная рента остается в стране-нефтепроизводителе; в общих интересах России и исламского мира в выработке единой позиции по главным проблемам: разработка механизмов экологической безопасности, координации действий в условиях нефтяного саботажа или внешнего давления и т.д.
На процесс постепенного ослабления экономических отношений России с исламским миром в 90-е годы оказали влияние такие факторы, как размывание внешнеэкономической стратегии, односторонние политические ориентиры, неопределенность национальных интересов по региональным направлениям и в системе мирового хозяйства в целом, отсутствие концепции восстановления прежних позиций в сотрудничестве с мусульманскими странами и т.д.
Исправление ситуации требует, прежде всего, выработки новой внешнеэкономической стратегии в отношении исламского мира. При этом необходимо учитывать и некоторые новые реалии, появившиеся в этом регионе, например, ускорение здесь интеграционных процессов. В этой связи активно обсуждаются предложения по увеличению внутренних инвестиций исламского мира в формирование инфраструктуры будущего общего рынка, в создание ориентированных на внутреннее потребление в мусульманских странах промышленных зон.
Здесь Россия обладает рядом конкурентных преимуществ: наличие ряда высокотехнологичных отраслей промышленности (энергетический комплекс, самолетостроение, металлургия, обрабатывающая промышленность); советский опыт по созданию соответствующих промышленных и энергетических объектов в мусульманских странах; достаточная конкурентоспособность по показателю «цена - качество» российской продукции и услуг.
Одна из ключевых проблем современной России - это проблема роста потребления наркотиков. Здесь речь может идти об использовании позитивного
опыта, накопленного в ряде мусульманских стран по борьбе с наркоманией, производством и распространением наркотиков. В этой связи возможно создание специального форума Россия - ОИК по анализу и решению этой проблемы.
Объективно именно Россия и исламский мир, прежде всего, заинтересованы в формировании многополярной структуры мира. Одновременно большинство ведущих мусульманских стран исходят из того, что Россия как один из полюсов многополярного мира наиболее адекватно отвечает долгосрочным целям мусульманского сообщества.
Для развития экономического сотрудничества с Российской Федерацией, для выхода экономического взаимодействия на качественно более высокий уровень в новых условиях имеются несколько направлений.
Во-первых, разработка и реализация долгосрочных экономических проектов, в рамках которых российская сторона обеспечивает значительную часть технологий, испытаний и производства, а исламская- большую долю инвестиций, маркетинга и сбыта.
Во- вторых, разработка и реализация таких крупномасштабных бизнес-схем, когда исламская сторона, помимо инвестиционного вклада, участвует и в производственном цикле.
В-третьих, привлечение инвестиционных средств Исламского банка развития, других финансовых структур Организации Исламская Конференция для создания промышленных отраслей с участием России. В свою очередь, Россия получает возможность не только развивать свои высокотехнологичные отрасли и обеспечивать рост занятости, но и высвобождать значительные средства на социальные и инвестиционные нужды.5
Мусульмане как граждане России заинтересованы в улучшении отношений нашей страны со всеми странами мира. Что касается сотрудничества нашей страны с Исламским миром, российские мусульмане имеют и свои специфические интересы:
- формирование, совместно с Исламским Банком Развития, инвестиционных промышленных проектов на территории российских мусульманских регионов, продукция которых могла бы пойти на экспорт в Исламский мир;
- реализация совместных с участием международных исламских финансовых институтов и российского бизнеса целевых программ для создания рабочих мест в экономически неблагополучных зонах компактного проживания мусульман, преодоления массовой безработицы, прежде всего на Северном Кавказе. Хочу отметить, что этот регион, плохо интегрируясь в современное экономическое развитие и требуя огромных финансовых вливаний, сохраняет важное стратегическое значение для России. Гасить в нем межэтнические и религиозные споры Россия может только с помощью экономических и политических рычагов, поскольку, как показал опыт
5 Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия// Россия и мусульманский мир, 2005, №6, с.46.
чеченской войны, военные методы усиливают позиции сторонников сепаратизма и экстремизма, создают основу для сближения различных народов этого региона на антироссийской основе.
- создание исламского банковского центра в одном из мусульманских регионов России с участием финансовых институтов Организации Исламская Конференция;
- организация в российских регионах бизнес- форумов (под эгидой Исламского Банка Развития и Исламской Торгово- промышленной палаты) с целью налаживания контактов бизнесменов из России и мусульманских стран и т.д.
Новая политика России на постсоветском пространстве может принести успех ввиду существования таких позитивных факторов, как географическая близость, экономическая и политическая зависимость государств постсоветского пространства от России. Последняя способна также потенциально использовать в своих целях внутренние политические трудности некоторых бывших советских республик. В последнее время наметилась активизация военно- политических и экономических связей с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном. В экономику Узбекистана вкладывает инвестиции ряд таких крупных компаний России, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Вимм- Билль- Данн» и др.
Развитие сотрудничества в нефтегазовом секторе представляется едва ли не единственной сферой прибыльного приложения российских капиталов на Юге Содружества Независимых Государств. При этом следует иметь в виду, что во-первых, российские нефтегазовые корпорации вполне конкурентоспособны в глобальном масштабе; во-вторых, они имеют преимущество перед другими на участие в развитии местного энергетического комплекса, поскольку Россия - основной донор региона; и в-третьих, нефтегазовый сектор региона опирается на российскую трубопроводную систему. Исходя из этого, российские компании могут вполне рассчитывать на долевое участие в партнерстве с ведущими международными корпорациями.
Говоря о дальнейшей внешнеполитической политике России на постсоветском пространстве можно утверждать, что она будет направлена на укрепление связей. Экономика постсоветского пространства характеризуется сильной зависимостью от экономической ситуации в России и высоким уровнем связей с РФ.
• Наибольший рост фиксируется в странах, активно развивающих энергоэкспорт (Казахстан, Азербайджан, Туркмения).
• Трудовая миграция в Россию стала универсальным индикатором экономической несостоятельности части стран постсоветского пространства. Сейчас ее потенциал исчерпывается, а в обозреваемый период миграция может превратиться в ресурс, активно используемый в политических целях.
• Ни одна из европейских стран постсоветского пространства не избавится в ближайшие десять лет от российской энергозависимости. Зависимость от поставок относительно дешевого природного газа носит долговременный характер.
• Деятельность нефтяного комплекса Азербайджана направлена на ликвидацию диспропорции между открывшимися транспортными возможностями и объемом транспортируемой нефти (как собственной, так и центральноазиатской). Сомнительно, что даже к 2010 году Баку удастся достичь уровня нефтедобычи, удовлетворяющего все запросы его партнеров.
• Транзит центральноазиатских энергоресурсов столкнется с политическими и экономическими препятствиями, самым значительным из которых будет необходимость расширения экспорта казахской нефти в Китай. Только после 2010 года у Казахстана появятся ресурсы для направления их в Джейхан.
Планы по созданию там региональной энергетической биржи, обслуживающей производителей Каспийского региона, едва ли осуществятся в течение десяти лет.
• Подъем Казахстана связан с опережающим развитием энергетического сектора. Открывающиеся транспортные возможности для поставки нефти в Китай способны отчасти составить конкуренцию российскому проекту строительства нефтепровода из Восточной Сибири в КНР. Хотя статус Каспия не определен, в начале следующего десятилетия Казахстан может вернуться к идее строительства газопровода в Азербайджан по дну Каспийского моря. К 2017 году вероятно сооружение газопровода из Казахстана в Китай, который будет проложен по южной границе республики для подключения к экспортной магистрали газотранспортных сетей Туркмении и Узбекистана.6
Закрепление России на рынках Центральной Азии становится частью стратегической задачи организации постсоветского экономического пространства. Если попытки структурировать слабо организованное экономическое пространство СНГ в том или ином формате закончатся неудачей, оно окажется периферией таких центров экономической мощи как ЕС и Атлантическим регионом в целом на Западе, АТР- на востоке, Китаем - на юге. В одиночку Россия, не говоря уже о странах Центральной Азии, не сможет успешно противостоять центробежным воздействиям экономически организованных соседей.
Расширение емкости российского рынка за счет поддержания активных торгово-экономических связей со странами региона с их более чем 56-миллионным населением - важный фактор повышения конкурентоспособности России в глобальной экономике, где успешно функционировать способны структуры с емкостью рынка порядка 300 млн. потребителей. Такие рынки в состоянии не только успешно развиваться, но и в высокой степени устойчивы по отношению к внешним шокам и вызовам глобализации. Центральноазиатские государства предъявляют и, очевидно, будут предъявлять
6 Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего. Совет по внешней и оборонной политике.
Государственный Университет - Высшая Школа Экономики. м.: 2007, с. 126
в ближайшие 10-15 лет спрос на продукцию российского машиностроения, химической промышленности, минеральное сырье, что, помимо расширения рынка, стимулирует работу российских предприятий по повышению конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
Учитывая большую зависимость состояния и тенденций развития торгово-экономических связей России с государствами Центральной Азии от политической ситуации в регионе, нестабильность самой этой ситуации, неполноту и недостаточную надежность имеющейся в нашем распоряжении статистической базы, прогноз развития этих связей на длительную перспективу может носить лишь весьма приблизительный характер. Подобные оценки выражают чаще намерения сторон, чем возможные реальные результаты их сотрудничества.
Прогноз на 2010 г. выполнен в двух вариантах в соответствии как с инерционным (т.е. исходя из предположения о развитии наметившихся к настоящему времени тенденций с некоторой корректировкой на возможное влияние либерализационных мер в сфере ВЭД, принятых недавно странами Центральной Азии (например, введение конвертации сума в Узбекистане), так и с инновационным сценарием, предполагающим структурные изменения в экспортно-импортных операциях, связанные с переходом России к инновационному развитию и началом реализации экспортоориентированной стратегии в центральноазиатских странах . Результат расчетов представлен в таблице№15.
Учитывая тесную связь (экономическую, этническую, социокультурную) Южного Кавказа с российским Северным Кавказом, можно утверждать, что сценарий ухода России из этого региона невозможен, так как в этом случае рост нестабильности и всплеск новых угроз безопасности уже внутри самой России неизбежны. Очевидно, что Россия заинтересована в обеспечении в Закавказье прочной и устойчивой стабильности, а также в содействии становлению в регионе дружественных нашей стране экономически развитых демократических режимов. Наиболее эффективный путь к достижению безопасности лежит не в проявлении солидарности с находящимися за пределами государства родственными народами и этносами, либо «братьями по вере», а в области нормализации традиционных межгосударственных контактов, а также достижения доверия и равноправия между государствами одного региона. Снижению напряженности в отношениях между представителями различных этносов и конфессий внутри государства способствуют: последовательно проводимые экономические реформы; формирование среднего класса, заинтересованного в стабильности; укрепление в обществе базовых принципов и ценностей демократии; проведение политики,
7 Барковский А.Н. Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025г.). Центр внешнеэкономических исследований ОМЭПИ РАН. М., 2004г., С.46
сочетающей курс на формирование общества с развитием национальных культур, восстановлением национального достоинства.
Значение Ближнего Востока для мировой стабильности обусловлено не только тем, что данный регион является одной из важнейших ресурсных «кладовых» развитых индустриальных держав. Именно оттуда исходит значительное количество современных угроз - экспорт исламского фундаментализма и терроризма, наркотрафик, распространение оружия массового поражения. Некоторые государства Ближнего Востока находятся либо в стадии распада (например, Ирак или Афганистан), либо близки к серьезному гражданскому конфликту (Пакистан, Ливан). Даже там, где внутриполитическое положение относительно стабильно, вызревают этно-конфессиональные противоречия, в перспективе грозящие привести к мощному социальному взрыву (Сирия, и, с некоторыми оговорками, Иран).
Для России политическая ситуация на Ближнем Востоке имеет принципиальное значение в связи с тем, что она (наряду с увеличением спроса на энергоносители в США, Индии и КНР) является ключевым фактором, влияющим на динамику цен на нефть. Начало нынешнего ажиотажа на нефтяном рынке пришлось на 2000 г., когда после визита Ариэля Шарона на Храмовую гору в Палестине началась вторая интифада, а значительный рывок цены на нефть сделали в 2003 г. после начала Соединенными Штатами военных действий в Ираке.
Один из сценариев развития отношений России с мусульманским миром дается в книге «Мир вокруг России: 2017.Контуры недалекого будущего», созданной под эгидой Совета по внешней и оборонной политике, РИО-Центра с участием коллектива экспертов СВОП, факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, Института стратегических оценок и анализа, Института Европы РАН и других организаций.
В частности, отмечается, что по мере расширения китайского влияния в ближневосточном регионе интерес к России здесь будет заметно снижаться. А если США ослабят давление на Иран и скорректируют свою региональную стратегию, на Ближнем Востоке серьезно активизируются американские и европейские энергетические концерны, которые начнут перехватывать у российских компаний контракты на разработку иранских нефтегазовых месторождений.
Вместе с тем по мере расширения влияния радикального ислама Россия будет представлять для правительств большинства государств Ближнего Востока интерес в качестве партнера в борьбе с террором. Не исключено, что к 2017 г. теснее станут контакты в области борьбы с терроризмом между Россией и Израилем, который является одной из основных целей исламистов.
8 Там же. С.136
Таблица №15
Возможные объемы торговли России со странами центральной Азии в 2010г.
млн. долл. США
Инерционный сценарий Инновационный сценарий
экспорт Импорт Оборот Сальдо экспорт Импорт Оборот Сальдо
Минимальный вариант Максимальный вариант Минимальный вариант Максимальный вариант Минимальный вариант Максимальный вариант Минимальный вариант Максимальный вариант Минимальный вариант Максимальный вариант Минимальный вариант Максимальный вариант Минимальный вариант Максимальный вариант Минимальный вариант Максимальный вариант
Казахстан 3945,8 4353,7 2821,8 3045,8 6767,6 7399,5 1124 1307,9 4665,2 5147,4 3258,9 3517,5 7924,1 8664,9 1406,3 1629,9
Киргизия 124,3 146,7 93,1 103,4 217,4 250,1 31,2 43,3 142,6 179,3 106,9 117,4 249,5 296,7 35,7 61,9
Таджикистан 82,3 105,3 79,9 87,4 162,2 192,7 2,4 17,9 102,3 107,2 88,8 102,5 191,1 209,7 13,5 4,7
Туркменистан 270,2 314,3 694,3 1354,3 964,5 1668,6 424,1 -1040 277,9 348 2134,3 4234,3 2412,2 4582,3 1856,4 -3886,3
Узбекистан 603 770 1074 1193 1677 1963 -471 -423 836 1067 1299 1500 2135 2567 -463 -433
Итого 5025,6 5690,0 4763,1 5783,9 9788,7 11473,9 262,5 -93,9 6024 6848,9 6887,9 9471,7 12911,9 16320,6 -863,9 -2622,8
Источник: Барковский А.Н. Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации (сценарий до 2025г.). Центр внешнеэкономических исследований ОМЭПИ РАН. М., 2004г.с.28
Интерес к России как к поставщику вооружений будет оставаться достаточно высоким. Однако к 2017 г. Москве вряд ли удастся выйти на лидирующие позиции по поставкам вооружений и составить здесь серьезную конкуренцию Соединенным Штатам. Участие России в торговле оружием со странами Ближнего Востока во многом будет зависеть от позиций Вашингтона и Тель-Авива, которые вполне могут наложить санкции на российские предприятия, продукция которых якобы попадает в руки исламских радикалов.
Интерес к России как к партнеру в области «экономики знаний» будет планомерно снижаться. Многое здесь будет зависеть от внутренней политики самой России и ее способности возродить науку.
Вполне вероятно, что некоторые ближневосточные государства проявят интерес к сотрудничеству с российскими нефтегазовыми компаниями. Но он будет носить точечный характер, поскольку к 2017 г. тон на рынке углеводородного сырья на Ближнем Востоке, скорее всего, будут задавать западные концерны.1
На фоне усилий России по превращению в глобального энергетического игрока усилится конкуренция между ней и нефтедобывающими монархиями Персидского залива, являющимися членами ОПЕК.
Принимая во внимание заинтересованность Европы в том, чтобы нарушить монополию России на поставки в Старый Свет нефти и газа, активизируются контакты между Европейским союзом и ближневосточными государствами. ЕС при участии нефтедобывающих монархий начнет разрабатывать проекты маршрутов поставок углеводородов в Европу в обход России. В случае ослабления международного давления на Иран и переориентации его внешнеполитической линии Тегеран также присоединится к некоторым из этих проектов (например, в газовой сфере).
Серьезной угрозой для России, исходящей с Ближнего Востока, станет распространение радикального ислама в регионах РФ с преимущественно мусульманским населением. Расширение поддержки исламистам спровоцирует очередной виток напряженности на Северном Кавказе. При наиболее неблагоприятном развитии событий Россия может оказаться мишенью для ядерного терроризма.
По-прежнему острой проблемой останется наркотрафик. Попадание Афганистана под контроль исламистов может несколько снизить данную угрозу. В период правления движения «Талибан» посевы опийного мака были намного меньше, чем в настоящий момент.
В сложившихся условиях крайне важно разработать долгосрочную внешнеполитическую стратегию, которая позволила бы России в ближайшие десять лет минимизировать вызовы, исходящие для нее с Ближнего Востока. Эта стратегия должна включать в себя развитие сотрудничества с Китаем по ближневосточной проблематике и реанимацию старых связей, наработанных еще со времен СССР.
1 Там же. С.149