Научная статья на тему 'Важнейшие международные акты в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям'

Важнейшие международные акты в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2136
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / КОНВЕНЦИЯ / СОГЛАШЕНИЕ / CORRUPTION / CORRUPTION RELATIONS / THE INTERNATIONAL LEGAL ORDER / THE UN / CONVENTION / AGREEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишкарев С. Н.

Рассматривается содержание международных актов в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most important international acts in the sphere of counteraction of corruption and corruption relations

The article considers the content of international acts in the sphere of counteraction of corruption and corruption relations.

Текст научной работы на тему «Важнейшие международные акты в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ ................................

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И КОРРУПЦИОННЫМ ОТНОШЕНИЯМ

С.Н. ШИШКАРЕВ,

председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту,

кандидат юридических наук

Аннотация. Рассматривается содержание международных актов в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям.

Ключевые слова: коррупция; коррупционные отношения; международный правовой порядок; Организация Объединенных наций; конвенция, соглашение.

THE MOST IMPORTANT INTERNATIONAL ACTS IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION AND CORRUPTION RELATIONS

S.N. SHISHKARYEV,

chairman of Committee of the State Duma of Federal Meeting of the Russian Federation on transport,

the сandidate of law

The summary. The article considers the content of international acts in the sphere of counteraction of corruption and corruption relations. Key words: corruption, corruption relations, the international legal order, the UN, convention, agreement.

Международное законодательство в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям служит правовой основой согласованной деятельности государств в борьбе с этим явлением, рассматриваемым мировым сообществом как существенный тормоз развития демократических институтов, реализации интересов личности, общества и государства.

К международному законодательству, формирующему международный правовой порядок в сфере борьбы и противодействия коррупции, относятся документы конвенциального характера, провозглашающие цели и принципы антикоррупционной деятельности, формирующие ее концептуально-правовое поле, механизмы борьбы с коррупцией.

Существуют глобальный, межрегиональный и региональный уровни формирования данного законодательства. Как правило, субъектом глобального уровня выступает ООН, межрегионального — ОЭСР и другие организации межрегионального значения, регионального — Совет Европы, Европейский союз.

Очевидно, начало формирования международного правового порядка в сфере борьбы с коррупцией на глобальном уровне следует связывать с принятием Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., которая содержит ст. 50 («Подкуп представителя государства»), где раскрываются основания признания договора недействительным, согласно которым, если согласие государства на обязатель-

ность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством, то первое государство вправе ссылаться на такой подкуп как на основание недействительности его согласия на обязательность для него такого договора.

Следующим шагом в этом направлении послужило принятие Генеральной ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, в который была включена антикоррупционная ст. 17, согласно которой должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают какие-либо акты коррупции; всемерно препятствуют любым таким актам и борются с ними.

Большую роль в глобальном антикоррупционном процессе играет Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1996 г. Данный документ формулирует идеологию антикоррупционной политики, которая выступает важным условием становления правового порядка в этой сфере.

Наиболее важными положениями Международного кодекса поведения государственных должностных лиц являются предписания, в которых они обязываются:

$ сообщать о своих деловых, коммерческих или финансовых интересах, которые могут привести к коллизии личных интересов и интересов службы;

® не пользоваться в личных целях государственными денежными средствами, собственностью, услугами или информацией, полученной ими при исполнении или в результате исполнения своих служебных обязанностей;

не использовать в личных целях прежнее служебное положение после ухода со своих официальных должностей;

® объявлять или сообщать сведения о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, сведения об активах или обязательствах супруга (супруги) и/или иждивенцев;

не добиваться и не получать прямо или косвенно любых подарков или других знаков внимания, которые могут повлиять на выполнение должностных функций;

® не разглашать сведения конфиденциального характера, если исполнение обязанностей или потребности правосудия не требуют иного, даже после ухода со службы;

не использовать должностного положения для целей политической или иной деятельности.

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 г., содержит специальные антикоррупционные статьи, предусматривая:

® криминализацию коррупции публичных должностных лиц;

принятие таких мер, которые могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно-наказуемого деяния участие в качестве сообщника в совершении такого преступления;

ответственность юридических лиц, совершающих подкуп публичных должностных лиц;

принятие мер для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц и наказания за нее;

® содействие применению концепции «добросовестности» публичных должностных лиц и предоставлению достаточной независимости компетентным органам в их деятельности по предупреждению и выявлению коррупции среди публичных должностных лиц и наказанию за нее.

31 октября 2003 г. была принята Конвенция ООН против коррупции. Обобщая теоретические представления о сферах общественной жизни, угрозу которым представляет коррупция, Конвенция создает концептуальное поле антикоррупционной политики, формулирует ее предмет в общесоциальном контексте. Документ исходит из идеи того, что коррупция связана с такими антисоциальными явлениями, как организованная преступность и отмывание криминальных доходов. В данном акте вполне определенно формулируются цели антикоррупционной деятельности, для достижения которых объединяются подписывающие его государства: стабильность и без-

* .....ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

опасность общества; демократические институты и ценности; этические ценности и справедливость; устойчивое развитие и правопорядок.

В числе документов международного законодательства глобального уровня, прежде всего, можно назвать Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и Конвенцию ООН против коррупции от 31 ноября 2003 г.

Первый из этих документов содержит две статьи, посвященные коррупции (ст. 8 «Криминализация коррупции», ст. 9 «Меры против коррупции»). Рассматривая коррупцию в контексте феномена организованной преступности, он формулирует перечень деяний, которые следует квалифицировать как коррупционные. При этом документом не регламентируются конкретные меры по борьбе с коррупцией, имеющие императивное значение для присоединяющихся государств: каждое государство-участник в той степени, в которой требуется и соответствует его правовой системе, принимает законодательные, административные или другие эффективные меры для содействия добросовестности, а также для предупреждения и выявления коррупции среди публичных должностных лиц и наказания за нее.

Конвенция ООН против коррупции от 31 ноября 2003 г. также не дает определения коррупции, подчеркивая фундаментальное значение принципа государственного суверенитета при осуществлении антикоррупционной политики. Документ подчеркивает, что его подписание не наделяет государство-участника правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов того государства в соответствии с его внутренним законодательством (§ 1-2 ст. 4).

Документ устанавливает, что каждое государство-участник принимает такие законодательные и иные меры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно:

обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

вымогательство или принятие публичным должностным лицом лично или через посредников какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Конвенция от 31 ноября 2003 г. унифицирует ряд терминов, применяемых в Конвенции 2000 г. и характеризующих явление коррупции, в том числе, такой важный термин, как «публичное должностное лицо», которое рассматривается как: любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника; любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве государства-участника; любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования государства.

Говоря о межрегиональном уровне антикорупционно-го законодательства, сыгравшего существенную роль в формировании концептуально-правовых подходов и современных механизмов борьбы с коррупцией, следует назвать Межамериканское соглашение против коррупции, подписанное в Каракасе (Венесуэла) 29 марта 1996 г.

Важным аспектом данного документа выступает характеристика общественной опасности коррупции. Подчеркивается, что:

коррупция подрывает легитимность общественных институтов власти, наносит удар по обществу, его моральным устоям и правосудию, а также по всестороннему развитию народов;

борьба с коррупцией укрепляет демократические институты, предотвращает дисбаланс в экономике, нарушения в государственном управлении и нанесение вреда моральному облику общества;

коррупция является инструментом, используемым организованной преступностью для достижения своих целей; в некоторых случаях коррупция имеет международный размах, и эффективная борьба с ней требует от государств скоординированных действий;

существуют постоянно растущие связи между коррупцией и доходами, полученными от незаконной торговли наркотиками, что подрывает моральные устои общества и угрожает законным интересам коммерческой и финансовой деятельности и обществу на всех уровнях.

Кроме этого, Соглашение приводит перечень действий, составляющих коррупцию:

# вымогательство или принятие прямо или косвенно правительственным должностным лицом или человеком, который находится на государственной службе, предметов денежно-кредитного значения или другой выгоды в виде подарка, покровительства, обещания или преимущества для себя или для любого третьего лица или объекта в обмен на любое действие или бездействие при выполнении служебных полномочий должностным лицом;

# предложение или предоставление прямо или косвенно правительственному должностному лицу или человеку, который находится на государственной службе, предметов денежно-кредитного значения или другой выгоды в виде подарка, покровительства, обещания или преимущества для себя или для любого третьего лица или объекта в обмен на любое действие или бездействие при выполнении служебных полномочий должностным лицом;

# любое действие или бездействие при выполнении служебных полномочий правительственным должностным лицом или человеком, который находится на государственной службе, в целях незаконного извлечения выгоды для себя или третьих лиц;

# незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного от любой деятельности, указанной в этой статье;

участие в качестве организатора, подстрекателя, сообщника или соучастника по факту или иным другим способом в совершении или попытке совершения преступления или в любом объединении или заговоре о совершении преступления или в любом действии из числа вышеперечисленных.

Понимание общественной опасности коррупции и способов борьбы с ней получило развитие в Рекомендациях по мерам борьбы с взяточничеством в международных деловых операциях от 23 мая 1997 г., где отмечается, что коррупция не только порождает серьезные моральные и политические проблемы, но и искажает условия международной конкуренции.

Крегиональному законодательству в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям можно отнести: Конвенцию Европейского союза о борьбе против коррупции должностных лиц европейского сообщества от 26 мая 1997 г.; Конвенцию организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.; Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 4 ноября 1998 г.; Конвенцию о гражданской ответственности за коррупцию от 4 ноября 1998 г.

Таким образом, международное законодательство глобального, межрегионального и регионального уровней представляет собой договорно-правовую базу борьбы и противодействия коррупции современных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.