Научная статья на тему 'ВАТИКАНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ АРХИВ: АРХИВ РИМСКОГО ПАПЫ, ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДОВ'

ВАТИКАНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ АРХИВ: АРХИВ РИМСКОГО ПАПЫ, ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ватиканский секретный архив / исторические исследования / Россия и Святой Престол / межконфессиональный диалог / Vatican Secret Archives / historical sources / Russia and the Holy See / popes and tsars / interreligious dialogue

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алехандро Марио Диегес

Ватиканский секретный архив был основан в 1612 г. папой Павлом V и открыт для исследователей папой Львом XIII в 1881 г. В настоящее время в Ватиканский секретный архив ежегодно обращаются более тысячи ученых, представляющие 60 стран, и никому не может быть отказано в доступе по причине религиозной принадлежности. Название архива («Секретный») и практически 85 километров документации часто вызывают значительный интерес, особенно со стороны тех, кто надеется найти в них объяснение для каждого вида «паранормальных загадок». На самом деле «сокровища» Ватиканского секретного архива очень разные: они являются отражением более 800 лет непрерывной истории человечества. В нашем довольно беглом обзоре мы сосредоточимся на некоторых наиболее важных документах, уделяя особое внимание тем из них, которые относятся к России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VATICAN SECRET ARCHIVES: THE ARCHIVES OF THE POPE, CUSTODIAN OF THE HISTORICAL MEMORY OF PEOPLES

The Vatican Secret Archives were founded in 1612 by Pope Paul V and were opened to researchers by Pope Leo XIII in 1881. Nowadays, the Vatican Archives are consulted by more than a thousand scholars every year, coming from 60 nations and with no-one being excluded on grounds of their religion. Th e name they bear (“secret”) and their almost 85 kilometers of space frequently attract considerable popular curiosity, specially on the part of those who expect to fi nd in the Archives the explanation for every kind of “paranormal enigma”. In actual fact, the “treasures” of the Vatican Archives are very diff erent: they are those which are the reflection of more than 800 years of the continuous history of human kind. In this fairly rapid survey, we shall concentrate upon some of the more important of these documents, giving particular attention to those which pertain to Russia.

Текст научной работы на тему «ВАТИКАНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ АРХИВ: АРХИВ РИМСКОГО ПАПЫ, ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДОВ»

ВАТИКАНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ АРХИВ: АРХИВ РИМСКОГО ПАПЫ, ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДОВ

Алехандро Марио Диегес

Научный сотрудник Ватиканского секретного архива.

E-mail: dieguez.asv@libero.it

THE VATICAN SECRET ARCHIVES: THE ARCHIVES OF THE POPE,

CUSTODIAN OF THE HISTORICAL MEMORY OF PEOPLES1

Alejandro Mario Dieguez

Assistant, the Vatican secret Archives. E-mail dieguez.asv@libero.it

Ватиканский секретный архив был основан в 1612 г. папой Павлом V и открыт для исследователей папой Львом XIII в 1881 г. В настоящее время в Ватиканский секретный архив ежегодно обращаются более тысячи ученых, представляющие 60 стран, и никому не может быть отказано в доступе по причине религиозной принадлежности.

Название архива («Секретный») и практически 85 километров документации часто вызывают значительный интерес, особенно со стороны тех, кто надеется найти в них объяснение для каждого вида «паранормальных загадок». На самом деле «сокровища» Ватиканского секретного архива очень разные: они являются отражением более 800 лет непрерывной истории человечества. В нашем довольно беглом обзоре мы сосредоточимся на некоторых наиболее важных документах, уделяя особое внимание тем из них, которые относятся к России.

The Vatican Secret Archives were founded in 1612 by Pope Paul V and were opened to researchers by Pope Leo XIII in 1881. Nowadays, the Vatican Archives are consulted by more than a thousand scholars every year, coming from 60 nations and with no-one being excluded on grounds of their religion.

1 Данная статья является расширенной версией доклада, который был представлен 8 апреля 2019 г. на исследовательском семинаре «Запад и Восток: универсализм культуры», организованном Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Москве. Итальянский текст был переведен Еленой Бессчетновой, которой также выражается благодарность автора за полученные ценные предложения в ходе подготовки выступления. Прим. ред.

Научный электронный журнал. Философические письма. Русско-европейский диалог. Том (2) №2—2019

The name they bear ("secret") and their almost 85 kilometers of space frequently attract considerable popular curiosity, specially on the part of those who expect to find in the Archives the explanation for every kind of "paranormal enigma". In actual fact, the "treasures" of the Vatican Archives are very different: they are those which are the reflection of more than 800 years of the continuous history of human kind.

In this fairly rapid survey, we shall concentrate upon some of the more important of these documents, giving particular attention to those which pertain to Russia.

Ключевые слова: Ватиканский секретный архив, исторические исследования, Россия и Святой Престол, межконфессиональный диалог.

Keywords: Vatican Secret Archives, historical sources, Russia and the Holy See, popes and tsars, interreligious dialogue.

DOI 10.17323/2658-5413-2019-2-2-145-158

Состав Ватиканского секретного архива: между мифом и реальностью

Эудженио Казанова (1867-1951), один из величайших итальянских архивистов, был убежден в сложности понимания природы и задач архива, особенно в наши дни:

«Мало кто в Италии или в других странах знает, что такое архив; из тех, кто понимает, что же это все-таки такое, только единицы осознают, в чем заключается его предназначение. Хотя избранных немного, именно они составляют силу, яростными стараниями сдерживающую хаос, в который составляющие архив документы могут легко превратиться» (Casanova, 1928: VI).

Утверждение основателя современного архивного дела можно смело отнести к Ватиканскому секретному архиву (Archivio Segreto Vaticano, ASV), в котором, как полагает обыватель, хранятся объяснения самых разных легенд и самых фантастических паранормальных явлений. Достаточно обратиться к некоторым романам, в том числе и бестселлерам, или покопаться в блогах, и мы обнаружим странные утверждения: якобы в его тайных хранилищах должны быть тщательно спрятаны невероятные предметы и устройства, например Хронови-зор, Менора или Святой Грааль. А ночами по его коридорам бродят инопланетяне, призрак женщины-папы Джиованны и последние тамплиеры.

Между тем каждодневная жизнь Ватиканского секретного архива обычна, «прозрачна» и «нормальна». Он обязан своим созданием и именем папе Павлу V (1605-1621): тот между 1610 и 1612 гг. решил разместить в одном месте документы Римской католической церкви, пережившие различные пере-

мещения курии и политические потрясения, и сгруппировать их по разным внутренним хранениям в трех смежных залах Ватиканской апостольской библиотеки — Bibliotheca Apostolica Vaticana (BAV).

Так родился новый архив, получивший имя Апостольского секретного архива Ватикана. Он был назван секретным, так как представлял собой отдельный частный архив, предназначенный для использования понтификом и его должностными лицами, а с XV в. вобрал в себя архивы других правителей: Секретный архив герцогства Мантуя и его правителей герцогов Гонзага, герцогства Модена и князей рода Эсте1

Международный центр исследований с 1881 г.

Следовательно, по сути Ватиканский секретный архив — это центральное хранилище документов Святого Престола, находящееся в распоряжении правителя, Папы Римского, отдельный архив, который, однако, по воле папы Льва XIII (1878-1903) с 1881 г. открыт для исторических исследований ученых со всего мира без каких-либо религиозных, конфессиональных или иде-

ч 2

ологических ограничений2.

Поэтому вопреки мифам о загадочном и недоступном месте любой квалифицированный ученый, желающий провести серьезные исторические исследования, имеет бесплатный доступ в Ватиканский секретный архив.

В настоящее время архив ежегодно принимает около 1300 ученых из более чем 60 стран мира и ежегодно получает в среднем 12 000 запросов на архивные материалы. В 2015 г., например, здесь работали семь исследователей из России3.

Как можно сегодня оформить доступ в архив? С 1 января 2018 г. работает онлайн-система регистрации и бронирования визитов. На соответствующей странице сайта архива представлен список необходимых документов для первичной регистрации, там же находится модуль, с помощью которого можно направить заявку, чтобы забронировать точное время работы в читальном зале4.

Как уже упоминалось, доступ гарантирован квалифицированным ученым, ведущим научные исследования. По этой причине документы, которые долж-

1 См. Maiorino M. Archivio Segreto Vaticano. Un viaggio nella storia. Roma, Edizioni San Paolo. 2015. P. 13-15., Sastre Santos E. (1994). En torno al título de Archivio Segreto Vaticano // «Euntes Docete». 47. 1994. P. 401-450.

2 «Ватиканский секретный архив является центральным архивом Святого Престола и содержит документы, которые касаются в первую очередь правительственной и пастырской деятельности понтифика и департаментов Святого Престола. Как таковой, он служит "прежде всего и главным образом папе и его курии, то есть Святому Престолу" (из речи Льва XIII от 1 мая 1884 г.), но также, обладая научным, историческим и культурным значением, служит ученым и исследователям, приезжающим со всех концов света. Их число постоянно увеличивается» (Attivita della Santa Sede nel 2015. Pubblicazione non ufficiale (Деятельность Святого Престола в 2015 г. Неофициальная публикация), Libreria Editrice Vaticana, Citta del Vaticano 2016, p. 1203).

3 Там же. P. 1204.

4 http://www.archiviosegretovaticano.va/content/archiviosegretovaticano/en/consultazione/admission-request.html

ны быть представлены в цифровом формате, представляют собой копию диплома или свидетельства о прохождении образовательной программы (длительностью не менее четырех лет), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и рекомендательное письмо аккредитованного исследовательского института или профессора университета. Рекомендательное письмо — единственный документ, который должен быть предоставлен в оригинале по прибытии в архив.

Хранитель памяти народов: более восьми веков истории

Документы, хранящиеся в архиве, охватывают хронологический период, насчитывающий более 800 лет (с 1198 г. и позже), хотя отдельные ценнейшие документы еще древнее.

Среди них «Liber Diurnus Romanorum Pontificum», самый древний формуляр канцелярии понтифика, написанный каролингским минускулом и восходящий к концу VIII или началу IX в.1. Диплом императора Саксонии Отто I (912-973), датируемый 962 г., в свою очередь, написан золотыми буквами на пурпурном пергаменте для подтверждения пожертвования Римской церкви, сделанного Пипином Коротким и Карлом Великим, и для регулировки императорских прав в Риме и на выборах понтифика2.

К более близким к нам временам относится обращение Готфрида Вильгельма фон Лейбница (1646-1716), которое он послал в 1702 г., вероятно, папе Клименту XI (1700-1721). Великий ученый и философ из Лейпцига также был страстным любителем истории, теологии и истории Церкви, которую подробно изучил, лично посещая различные архивы и библиотеки в Европе. По этой причине Лейбниц направил запрос хранителю Ватиканского архива о возможности проконсультироваться с рукописью «Thesaurus historicus» Корнелио Маргарини. Немецкий мыслитель обратился к Папе Римскому письмом без даты и подписи, но очевидно написанным его собственной рукой. Высоко оценив либеральность римских понтификов по отношению к ученым, он направил две свои публикации Святому отцу и попросил разрешения изучить древние королевские дипломы, хранящиеся также в папском

1 ASV, Misc. Arm. XI, 19. Об этом кодексе, под ред. Hans Foerster, «Liber Diurnus Romanorum Pontificum», Francke, Bern 1958, и под ред. Teodor von Sickel, «Liber Diurnus Romanorum Pontificum ex unico codice Vaticano», Apud C. Geroldi Fil-ium Bibliopolam, Vindobonae 1889 (новое изд., Aalen 1966), см. Leo Santifaller, «Liber Diurnus. Studien und Forschungen, Hiersemann», Stuttgart 1976, и указатели Sergio Pagano в «Archivio Segreto Vaticano. Profilo storico e silloge documentaría», Pagliai Polistampa, Firenze 2000. P. 48-50, и «LArchivio Segreto Vaticano», VdH Books, Brussels 2009. P. 16.

2 ASV, «Archivum Arcis», Arm. I-XVIII, 18. Документ под ред. Teodor von Sickel, «Das Privilegium Otto I. für die Römische Kirche vom Jahre 962», Wagner, Innsbruck 1883. P. 179-182 и в «Monumenta Germaniae Historica, Diplo-matum regum et imperatorum Germaniae, I, pars secunda: Ottonis I. regis diplomata», Hahnsche, Hannover 1882. P. 322-327. См. каталоги под ред. Sergio Pagano в «Archivio Segreto Vaticano. Profilo storico», p. 54, и Barbara Frale, в «LArchivio Segreto Vaticano». P. 19.

Л V

и л'ГЬ' ятЛ* мк^^'му-

и/, АотлмЩЗетит. р^

ЛЦгн-« ¿С ^уп^нм н*»

ь) т, Л^К а¡Ыу*

Л, ¡сгНМ

СбЩМ ^ мН^н^

«■>!*, г'

с, ■ Ас * И

Л (¡ДО1* ^

„ОИ ^ еь'лт ыЦ* ^^ '

с 1„I > Ы ¿1Г ¡у- Ь у П /-рЛ 1Г С И '¡V гГ^'У

с * Дт^Л^Си^ * ЪммИч/ /■

ит*'Л' ^*Т

^к^д^а п«- 4-и) «л^ (тчпЧлЬ*/

Письмо Лейбница. Фрагмент

архиве, который, как отметил философ, для него является «в определенной степени общим архивом Европы»1.

Чуть позже, 17 августа 1745 г., Вольтер (1694-1778) направил письмо папе Бенедикту XIV (1740-1758). За три года до этого, в 1739 г., мыслитель выразил свое восхищение понтифику и посвятил Святому отцу трагедию «Mahomet ou le fanatisme». В более поздних обращениях к папе Вольтер отметил свое желание получить два медальона с изображением понтифика (письма от 26 и 29 мая 1745 г.) и один его портрет (письмо от 30 мая 1745 г.). В ответ Бенедикт XIV поблагодарил французского мыслителя, заверив, что тот имеет «его полное расположение, подчеркнутое в письмах». Обмен письмами, обнародованными Вольтером, вызвал много споров, но папа оправдывался тем, что Вольтер был «человеком живого ума и знания» и лучше «ласкать его», чем осуждать, до того момента, когда он полностью не войдет в лоно Церкви. Ведь «Церковь и Апостольский Престол получили значительный ущерб от людей, отправленных в изгнание, и если бы они остались среди нас, то не нанесли бы того ущерба, который в итоге получился»2. Однако не все в Ватикане проявили аналогичную терпимость, и все работы Вольтера вскоре были включены в «Индекс запрещенных книг»3.

Другие документы среди многих, относящихся к различным историческим периодам отношений между Россией и Святым Престолом, будут упомянуты далее. В основном речь пойдет о документах, уже идентифицированных и изученных как основными героями «великих архивных раскопок» конца XIX — начала XX века, такими как А. Тейнер, П. Пирлинг, Е. Ф. Шмурло, так и современными исследователями, использовавшими аналитические и междисциплинарные методы исследования, среди них С. Ольшамовская-Сковроньская и Л. Петтинароли4.

1 ASV, Instr. Mise. 7281, ff. 1v-2r. Обращение опубликовано Angelo Mercati, «Dagli "Instrumenta Miscellanea" dellAr-chivio Segreto Vaticano», в «Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken», 27 (1936-1937). P. 135-177; 173-177. См. указатели под ред. Sergio Pagano в «Archivio Segreto Vaticano. Profilo storico». P. 224.

2 ASV, Segr. Stato, Principi 239, ff. 341v-342r18. Письмо опубликовано в Voltaire, «Correspondance», édition par Theodore Besterman, vol. II, Gallimard, Paris 1975-1988. P. 1008-1009. См. указатели под ред. Sergio Pagano в «Archivio Segreto Vaticano. Profilo storico», p. 232, и Marcel Chappin в «LArchivio Segreto Vaticano», p. 182.

3 Cfr. Jesús Martínez De Bujanda (ed.), «Index librorum prohibitorum, 1600-1966», Médiaspaul-Librairie Droz, Montréal-Genève 2002. P. 928-932.

4 Cfr. Augustin Theiner, «Monuments historiques relatifs aux Règnes d'Alexis Michaélowitch, Féodor III et Pierre le Grand Czars de Russie extraits des Archives du Vatican et de Naples», Imprimerie du Vatican, Roma 1859; Paul Pierling, «Rome et Moscou» (1547-1597), Leroux, Paris 1883; тот же автор, «Bathory et Possevino. Documents inédits sur les rapports du Saint-Siège avec les Slaves», Leroux, Paris 1887; тот же автор, «Papes et tsars (1547-1597), d'après des documents nouveaux», Retaux-Bray Libraire-Éditeur, Paris 1890; тот же автор, «La Russie et le Saint-Siège. Vol. I: Études diplomatiques», Librairie Plon, Paris 1896; Евгений Шмурло, «Россия и Италия. [Исторические документы и исследования, посвященные отношения России и Италии]», Академия наук, СПб.: 1907; тот же автор, «Le Saint-Siege et l'Orient orthodoxe russe 1609-1654», Éditions «Orbis», Prague 1928, Adrien Boudou, «Le Saint-Siège et la Russie. Leurs relations diplomatiques au XIXe siècle (1814-1847)», Librairie Plon, Paris 1922; Sophie Olszamowska-Skowroñska, «La correspondance des papes et des empereurs de Russie (1814-1878)», в «Miscellanea Historiae Pontificiae», 29, Editrice Pontificia Università Gregoriana, Roma 1970; Laura Pettinaroli, «La politique russe du Saint-Siège (1905-1939)», École française de Rome, Rome 2015.

Письмо Вольтера. Фрагмент

Длина: 85 километров документов, распределенных по разным местам

Ватиканский секретный архив, безусловно, самый обширный в мире не с точки зрения количества сохраняемого материала, а скорее с точки зрения географии. Миллионы документов, хранящихся в нем, охватывают все континенты и все государства, где присутствует Католическая церковь.

Однако что касается фактической протяженности, то в архиве сконцентрировано около 85 километров стеллажей, что равно расстоянию между Римом и этрусским городом Тарквиния или между Москвой и Сергиевым Посадом, русским духовным центром. Этот километраж проходит по шести помещениям, где хранятся документы, различные по происхождению и необходимым условиям хранения:

1. Il Piano Nobile, спроектированный Павлом V в 1614 г. для размещения первого документального ядра нового архива, который он основал двумя годами ранее;

2. Le Sale Chigiane, организованные при Александре VII в 1660 г. для хранения дипломатической переписки Святого Престола с папскими нунциатурами и легионами, с иностранными государями, князьями и прелатами;

3. Gli Scaffali in ferro, штаб-квартира древней Пинакотеки Ватикана, переданная Пием XI в 1933 г. Архиву Ватикана;

4. I Soffittoni, расположены над галереей географических карт музеев Ватикана, предоставлены Пием XII в 1950 г., после Второй мировой войны;

5. I Depositi sotterranei или Bunker, разработанные в подвале Cortile della Pigna Павлом VI и открытые Иоанном Павлом II в 1980 г.;

6. Le Sale climatizzate — залы при постоянной температуре и относительной влажности, подготовленные префектом Серджио Пагано в 2004 г. для консервации около 30 000 пергаментов.

Как можно сориентироваться в Ватиканском секретном архиве среди более чем 4 500 томов единиц хранения

В сложной и трудной деятельности исследователя нет никаких хитростей или кнопок, которые, как по мановению волшебной палочки, могли бы заставить появиться искомые материалы. Это всегда результат тщательной и терпеливой работы с каталогами, списками, индексами, а они редко бывают настолько структурируемыми, как хотелось бы исследователю.

Комната индексов Ватиканского секретного архива предлагает ученым почти 4700 исследовательских инструментов, каждый из которых имеет свои особенности, свой хронологический период или институциональный контекст, и все это более или менее детализировано.

Среди основных стоит назвать «Lo Schedario Garampi» — итог реализации колоссального проекта кардинала Джузеппе Гарампи, префекта Ватиканского секретного архива в 1751-1772 гг. В течение многих лет Гарампи и его сотрудники готовили описание для каждого документа, в то время находившегося в папском архиве, с записью епархии, даты выпуска и кратким содержанием, а также с указанием фонда, тома и страницы, где он хранился. Так они создали каталог из более чем 800 000 карточек, собранных в 125 томах. До сих пор они составляют основной ресурс для идентификации документов Ватикана вплоть до XVIII в.

Некоторые указатели из «Miscellanea I» Гарампи содержат данные о послании «Universis Christi fidelibus per Russiam constitutis» Папы Римского Гоно-рия III (1216-1227), так называемого папы Святого Франциска Ассизского1. В частности, письмо Гонория III епископу Модены Гульельмо дель Пьемонте, его апостольскому легату ad universos Reges Russiae, где он призывает его к работе «ut eos catholica fide imbuat, item de pace con christianis Livoniae et Estoniae» («обратить их в католическую веру и обеспечить мир с христианами Ливонии и Эстонии»)2.

Безусловно, документы более поздние менее привлекательны, но более информативны для тех, кто с ними работает.

Индекс «Spoglio di Leone XIII», то есть список документов, найденных во владении папы Льва XIII после его смерти, сообщает историю отношений, поддерживаемых этим понтификом с царем Александром III Романовым (1845-1894) и с великим князем Владимиром Александровичем Романовым (1847-1909). Стоит отметить, что папа Лев XIII большое внимание уделял христианскому Востоку и проекту союза Церквей3.

Также данные фонда «Segreteria di Stato di Sua Santita» (1930-е гг.) в разделе «Государства-Россия» оказались более наглядными, чем в предыдущие годы4.

Некоторые указатели 1933 г. свидетельствуют, например, о весьма занимательном письме, в котором великий князь Кирилл Владимирович Романов (1876-1938), «советский царь» и претендент на трон, объявляет папе о

1 ASV, «Indice» 528, ff. 32-34. Эти схемы соответствуют сегодня шифрам ASV, Reg. Vat. 13, n. 96.

2 Там же, n. 483.

3 ASV, Indice 1302, p. 84, 277-278 (ASV, Segr. Stato, Spoglio Leone XIII 43, fasc. 6 и 89, fasc. 575). Cfr. Claude Soetens, «Le Congrès eucharistique international de Jérusalem (1893) dans le cadre de la politique orientale du pape Léon XIII», Nau-welaerts, Louvain 1977; Giuseppe M. Croce, «Fonti archivistiche vaticane sulle relazioni tra Russia e Santa Sede (18781922)», в «Santa Sede e Russia da Leone XIII a Pio XI». [«Материалы конференции, организованной Апостольским комитетом исторических наук и Институтом всеобщей истории РАН» (Москва 23-25 июня 1998)], Libreria Editrice Vaticana, Città del Vaticano 2002, p. 21-32: 29; Гайдук В. П. Диалог России с Ватиканом на рубеже XIX-XX вв. По новым архивным материалам, там же, с. 43-61: 47.

4 ASV, «Segreteria di Stato. Schedario 1930-1935», n. 37.

вступлении в период совершеннолетия своего сына Владимира1; анонимная информативная заметка, вероятно, секретных фашистских служб, сообщает об активной деятельности (в том числе шпионаже), проведенной Советами в секторе итальянской промышленности2; подробная документация, последовавшая за объявлением советской почтой о желании издать, «возможно, в оскорбление чрезвычайного священного года», провозглашенного Пием XI, серии из восьми антирелигиозных марок «8 timbres anti-religieux» — новость, вызвавшая большое волнение не только в Римской курии, но и в дипломатическом и филателистическом мире3.

Документальное наследие:

650 фондов и архивных серий

В качестве центрального архива Святого Престола архив Ватикана представляет собой «архив архивов», который содержит около 650 фондов или документальных серий государственных и частных учреждений. Это огромное разнообразие документального материала можно разделить на следующие категории4.

Gli archivi della Curia Romana (Архивы Римской курии). Это архивы старейших департаментов Святого Престола, таких как Канцелярия и Апостольская палата, некоторых конгрегаций кардиналов, созданных Сикстом V (15851590), Апостольской Датарии, Конгрегации по делам епископов, Государственного секретариата. Сюда входит переписка с государями, нунциями и папскими легатами.

Серия Segreteria di Stato, Principi содержит, например, письмо, отправленное из Москвы 11 октября 1672 г. царем Алексеем Михайловичем Романовым (1629-1676) папе Клименту X (1670-1676).

Царь Алексей I спроектировал Лигу европейских государей против Турции и в данном письме, похвалив политику римского понтифика, изложил свой проект общеевропейской Лиги, прося политической и моральной поддержки прежде всего для Польши. Папа Климент X ему ответил, заверив в искренней поддержке. Документ был тщательно украшен по краям золотой

1 ASV, «Segr. Stato», 1933, rubr. 153, fasc. 1, ff. 92-98: 96.

2 ASV, «Segr. Stato», 1933, rubr. 181, fasc. 1, ff. 1-8.

3 ASV, «Segr. Stato», 1933, rubr. 181, fasc. 1, ff. 9-133. См. также «Contro il progetto sovietico di francobolli antireligiosi. Vibrante adunata di protesta a Bruxelles» [«Против советского проекта антирелигиозных марок. Яркий митинг протеста в Брюсселе»], в «L'Osservatore Romano, 3 марта 1933, p. 1, и «Lostracismo ai francobolli antireligiosi» [«Остракизм антирелигиозных марок»], там же, 22 февраля 1934, p. 1.

4 Полный список документального наследия Ватиканского секретного архива доступен в рамках «Collection index and related description and research resources» на сайте http://archiviosegretovaticano.va/content/archiviosegretovati-cano/en/patrimonio.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рамкой и цветочным орнаментом. На месте подписи суверена стояла царская печать1.

Это не первый случай, когда русский правитель обратился к папе: еще в 1580 г. Иван Грозный направил Григорию XIII аналогичные политические вопросы2.

Архивы представительств понтифика в мире. Это документы, полученные из более чем 90 дипломатических представительств Святого Престола во всем мире, начиная с самого раннего (нач. XVI в.) и заканчивая новейшими, основанными в конце XX в. Это документация, которая постоянно увеличивается, потому что региональные офисы должны периодически сдавать свои архивы в архив Ватикана. Архив апостольской нунциатуры в Варшаве, например, содержит материалы «Война и мир между Россией и Портой в период 1772-1774 гг.»3.

Из более поздних документов стоит отметить благодарность кардинала Рафаэля Мерри дель Вал, статс-секретаря Пия X, апостольскому нунцию во Франции за данные, направленные в декабре 1903 г. об «опасном конфликте между Россией и Японией»4.

Архивы соборов и синодов. В этой группе мы найдем полные архивы двух последних Вселенских соборов: Первого Ватиканского собора (1869-1870) и Второго Ватиканского собора (1962-1965), а также большую часть документов Тридентского собора (1545-1563). Также можно ознакомиться с архивами некоторых провинциальных советов и местных синодов, таких как Римский собор 1725 г. и Синод в Пистойе 1786 г.

Как известно, во Втором Ватиканском соборе также приняли участие наблюдатели других религий и других христианских конфессий. Главой делегации Русской православной церкви Московского патриархата был протоиерей митрополит Виталий Боровой (1916-2008), профессор Духовной академии в Ленинграде и первый представитель своей церкви на Всемирном совете церквей в Женеве5.

1 Cfr. Ludwig von Pastor, «Storia dei papi dalla fine del Medio Evo», итальянская версия Pio Cenci, vol. XIV/1, De-sclée, Roma 1932, p. 648-649, см. указатели Sergio Pagano in «Archivio Segreto Vaticano. Profilo storico», p. 223. Документ опубликован в факсимиле см. Николай Валерьевич Чарыков, «Русское посольство в Риме в 17 веке: Паоло Мензис де Питфодельс», в «Cosmos Catholicus», III/1 (1901), p. 13-19: 16, в латинской версии см. Theiner, «Monuments historiques», p. 76-78. См. также «Романовы и Папский престол. Россия и Ватикан. 1613-1917. The Ronamovs and the Holy See 1613-1917. Russia and the Vatican», Кучково поле, Москва 2017, с. 42-43.

2 См. Pierling, «Papes et tsars», p. 143-189.

3 ASV, «Arch. Nunz. Varsavia» 38, f. 268-306, 307-312. О переписке о России, подготовленной папским представителем в Варшаве, см. издание ред. Marie-Joseph Rouet De Journel, «Nonciatures de Russie, d'apres les documents authentiques», vol. I: «Nonciature d'Archetti, 1783-1784», vol. II: «Nonciature de Litta, 1797-1799», vol. III: vol. IV: «Nonciature d'Arezzo, Seconde parti: 1804-1806, Interim de Benvenuti, 1799-1803», Biblioteca Apostolica Vaticana, Città del Vaticano 1952-1957.

4 ASV, «Arch. Nunz. Parigi» 328, f. 329.

5 Cfr. ASV, «Conc. Vat. II» 1472, fasc. 2. см. также Mauro Velati, Separati ma fratelli. Gli osservatori non cattolici al Vaticano il (1962-1965), Bologna, Il Mulino, 2014, p. 105, 147-8, 157, 160, 163, 174-6, 182, 201, 231, 234-5, 242-3, 273-4, 280, 305, 336, 390-1, 428, 507, 530, 567, 604, 611, 615, 697, 702, 706 https://www.academia.edu/30918623/_The_Agent_of_Je-sus_Christ_Participation_of_Fr._Vitali_Borovoy_in_the_Second_Vatican_Council_as_an_Qbserver_from_the_RQC).

На встрече с наблюдателями из Секретариата по христианскому единству 8 октября 1963 г. протоиерей Боровой взял слово и спросил, может ли он говорить по-русски, подчеркнув: «Святой Дух говорит не только по-английски или по-итальянски, но иногда и по-русски». Затем он высказал свое мнение о цели встречи (здесь по французскому переводу): «Ценность нашей встречи состоит в том, чтобы лучше понять римскую позицию, чтобы мы могли сообщать нашим церквам о трудностях, с которыми сталкиваются католики, а также об их доброй воле. Во-вторых, эти встречи могут помочь католикам лучше понять нашу точку зрения»1.

Десять дней спустя, 18 октября 1963 г., Боровой был уполномочен ответить от имени всех делегатов-наблюдателей, гостей Секретариата по христианскому единству, на выступление кардинала Августина Беа, заключив: «Мы рады, что имеем возможность сообщить церквям, которые нас послали, конфессиональным союзам и ассоциациям между церквями, что здесь, в Риме, мы наблюдаем, как наши римско-католические братья на своем Втором Ватиканском соборе с молитвой и с большим пастырским рвением ищут наилучшие пути для обновления своей Церкви и установления братского диалога на равных с другими христианами, чтобы соединиться вместе в самом Святом Духе»2.

Архивы орденов, религиозных институтов и братств. В Ватиканском секретном архиве также хранятся архивы некоторых аббатств (святых Григория Сиро в Болонье, Трех источников в Риме), религиозных общин (S. Maria delle Grazie в Риме) и монастырей (Святой Марты в Риме). Он также собирает документы о различных орденах и религиозных институтах (Фонд иезуитов, Доминиканский фонд, Фонд оливентанцев и т. д.), а также полный архив Ордена покаяния (Scalzetti), искорененный Пием XI в 1935 г. Наконец, он хранит архивы некоторых римских архонтских братств, братства в Гонфало-не, братства Святого Распятия, Святого Марчелло и др.

Личные архивы и архивы семей и отдельных личностей. В большинстве это архивы дворянских семей, связанных с папским государством и Святым Престолом через историю и традиции. Они были переданы на хранение, пожертвованы или проданы в Ватиканский секретный архив с последних десятилетий XIX в. Есть также карточки, относящиеся к отдельным персонажам, полученные Ватиканом по разным причинам.

Особенно важен Фонд Боргезе, состоящий из около 2000 томов. В них содержатся официальные документы Святого Престола и дипломатическая переписка, прежде всего в понтификаты Климента VIII Альдобрандини (15921605) и Павла V Боргезе (1605-1621).

1 ASV, «Conc. Vat. II» 1472, fasc. 2.

2 ASV, «Conc. Vat. II» 1469, fasc. 1.

В одном из томов содержится переписка, адресованная папе Павлу V патриархом Игнатием (1540-1620 гг.), митрополитом всея Руси, в период 16051606 гг., до того как последнего изгнали в Польшу, где он исповедовал католическую веру и жил в Вильнюсе до самой смерти. По этой причине его имя исключено из официальной серии московских патриархов1.

Другой том этой же серии содержит документы, относящиеся к Смутному времени: в нем содержаться письма от боярина Бориса Федоровича Годунова (1598-1605), от Лжедмитрия I (1605-1606), а также документы о трагическом браке последнего в мае 1606 г. с Мариной Мнишек, дочерью воеводы Сандо-мира. В дополнение к списку «подарков, присланных великим князем и царем Московским», есть несколько писем, отправленных Папе Римскому этой ревностной католичкой, очень скоро ставшей вдовой2.

Смешанные фонды. Это коллекции, созданные на протяжении веков путем сбора документов различного происхождения или группировки на основе устаревших архивных критериев, например тематических. К этой группе принадлежат фонды «Instrumenta Miscellanea, Archivum Arcis e Armaria I-XVIII». Наиболее интересный документ в «Instrumenta Miscellanea» — письмо, отправленное 5 июля 1921 г. патриархом Тихоном (1917-1925) папе Бенедикту XV (1914-1922)3.

После политических, социальных и экономических потрясений вследствие большевистской революции 1917 г. и Гражданской войны катастрофический голод привел к другим ужасным страданиям русского народа, который оставался лишенным пищи и лекарств. Патриарх Московский и всея Руси обратился за помощью к американцам и англичанам, а также к римскому понтифику с просьбой помочь русским людям выйти из состояния бедности: «In nomine Dei hoc auxilium imploramus. His igitur precibus, simul populos Britanniae et Americae Septentrionalis per episcopos adeuntes, Vestram quoque Sanctitatem oramus, ut ad earum regionum incolas qui fidei Catholicae addicti sunt, ad preces nostras confirmandas litteras dare velit. Hoc etiam Sanctitatem Vestram rogamus, ut alios quoque populos ad misericordiam moveat, ut Russiam in hoc tanto rerum discrimine adiuvent»4. Затем он заключил, что рост взаимной любви между Церквами идет от Бога: «Deo Omnipotenti supplicamus, ut amorem Ecclesiarum

1 ASV, «Fondo Borghese», I, 512.

2 ASV, «Fondo Borghese», II, 499. Paul Pierling, «Rome et Démétrius, d'après des documents nouveaux, avec pièces justificatives et fac-simile», Leroux, Paris 1878; тот же автор, «Lettre di Dmitri dit le Faux à Clement VIII», Alphonse Picard, Paris 1898; Yves-Marie Bercé, «Il re nascosto. Miti politici popolari nell'Europa moderna» (итальянское издание), Einaudi, Torino 1996, p. 69-130: 92-102; Jacopo Doti, «Il mito del Demetrio moscovita nell'Italia del Seicento. Dal romanzo di Maiolino Bisaccioni alle tragedie di Bianco Bianchi e Giuseppe Teodoli», в «Studi Slavistici», 1 (2018), p. 61-86.

3 ASV, «Instr. Misc.» 7911 (CLVIII-CLIX).

4 Там же.

Nostrarum augeat nobisquepacem atque consensum largiatur, Sanctitati autem Ves-trae amorem Nostrum testificamur»1.

По этой причине папа Бенедикт XV начал католическую кампанию помощи России, которую его преемник Пий XI превратил в Папскую миссию2.

Это краткий обзор документов архива, который Лейбниц определил как «общий архив Европы» и который также можно рассматривать как хранилище коллективной памяти народов, обладающее уникальной ролью в построения всеобщего диалога.

Historia magistra vitae (История — учитель жизни), писал Цицерон, поэтому различные мотивы общения, с которым мы столкнулись (совпадение геополитических интересов, гуманитарное сотрудничество, открытое и искренне противостояние), могут помочь нам установить интеллектуальный диалог, способный построить более дружественный и справедливый мир между Россией и Европой, между Востоком и Западом.

Литература

Casanova E. (1982), Archivistica, Stab. Arti Grafiche Lazzeri. Siena. P. VI.

1 Там же.

2 См. Giuseppe M. Croce, «Le Saint-Siège, l'Eglise orthodoxe et la Russie soviétique. Entre mission et diplomatie (19171922)», в «Mélanges de l'École Française de Rome. Italie et Méditerranée», 105 (1993), p. 267-297, в дополнение к документам, опубликованным также Croce и Aldo Martini в «Archivio Segreto Vaticano. Profilo storico», p. 269, и Giovanni Coco в «LArchivio Segreto Vaticano», p. 213. Исчерпывающая реконструкция этой «беспрецедентной финансовой и благотворительной мобилизации» дана в работе Pettinaroli, «La politique russe», p. 449. О «Pro Russia», «légende noire en URSS et en Pologne, légende dorée dans le coeur de Pie XI», см. также Laura Pettinaroli, «La commissione Pro Russia». Une institution dans la curie de Pie XI (1925-1939), в Corinne Bonafoux — Mathieu Brejon de Lavergnée (dir.), «Autour du fait religieux. Nouvelles recherches en histoire contemporaine», Beauchesne, Paris 2013, p. 89-123; Giorgio Petracchi, «La Missione Pontificia di Soccorso alla Russia (1921-1923)», в «Santa Sede e Russia da Leone XIII a Pio XI», p. 122-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.