Научная статья на тему 'ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. ПОРТРЕТЫ СКАЗИТЕЛЕЙ (К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ БАЗЫ ДАННЫХ НА ТЕМУ «ФОЛЬКЛОР / ЭТНОГРАФИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»)'

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. ПОРТРЕТЫ СКАЗИТЕЛЕЙ (К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ БАЗЫ ДАННЫХ НА ТЕМУ «ФОЛЬКЛОР / ЭТНОГРАФИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖНИК В. Д. ПОЛЕНОВ / ПОРТРЕТЫ СКАЗИТЕЛЕЙ / В. П. ЩЕГОЛЁНОК / НИКИТА БОГДАНОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Татьяна Григорьевна

Рассматриваются два портрета народных сказителей, не привлекавшие до сих пор внимание фольклористов. Портреты принадлежат выдающемуся художнику В. Д. Поленову - «Сказитель былин Никита Богданов» (1876) и «Портрет Василия Петровича Щеголёнка» (1879). Предлагается проект создания базы данных на тему «фольклор / этнография в изобразительном искусстве», в которую могут быть включены произведения изобразительного искусства, отражающие обряды и ритуалы, иллюстрирующие сюжеты и образы фольклорных нарративных жанров, представляющие портреты носителей фольклорной традиции и собирателей произведений устной народной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VASILY DMITRIEVICH POLENOV. PORTRAITS OF STORYTELLERS (ON THE CREATION OF A DATABASE ON THE TOPIC “FOLKLORE / ETHNOGRAPHY IN THE VISUAL ARTS”)

The article considers two portraits of folk storytellers that have not attracted the attention of folklorists until now. The portraits belong to the outstanding artist V. D. Polenov and are titled “Epic Storyteller Nikita Bogdanov” (1876) and “Portrait of Vasily Petrovich Shchegolenok” (1879). The author proposes a project to create a database on the topic “Folklore / Ethnography in the Visual Arts”, which would include works of fine art reflecting rites and rituals, illustrating plots and images of folklore narrative genres, and representing portraits of folklore traditions bearers and collectors of works of oral folk traditions.

Текст научной работы на тему «ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. ПОРТРЕТЫ СКАЗИТЕЛЕЙ (К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ БАЗЫ ДАННЫХ НА ТЕМУ «ФОЛЬКЛОР / ЭТНОГРАФИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»)»

DOI 10.31250/2618-8619-2021-1(11)-15-27

УДК 39

Татьяна Григорьевна Иванова

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID 0000-0003-3679-4634 E-mail: tgivanova@inbox.ru

Василий Дмитриевич Поленов. Портреты сказителей (к вопросу о создании базы данных на тему «фольклор / этнография в изобразительном искусстве»)

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются два портрета народных сказителей, не привлекавшие до сих пор внимание фольклористов. Портреты принадлежат выдающемуся художнику В. Д. Поленову — «Сказитель былин Никита Богданов» (1876) и «Портрет Василия Петровича Щеголёнка» (1879). Предлагается проект создания базы данных на тему «фольклор / этнография в изобразительном искусстве», в которую могут быть включены произведения изобразительного искусства, отражающие обряды и ритуалы, иллюстрирующие сюжеты и образы фольклорных нарративных жанров, представляющие портреты носителей фольклорной традиции и собирателей произведений устной народной традиции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художник В. Д. Поленов, портреты сказителей, В. П. Щеголёнок, Никита Богданов

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иванова Т. Г. Василий Дмитриевич Поленов. Портреты сказителей (к вопросу о создании базы данных на тему «фольклор / этнография в изобразительном искусстве»). Кунсткамера. 2021. 1(11): 15-27. doi 10.31250/2618-8619-2021-1(11)-15-27

Tatyana Ivanova

Institute of Russian Literature (The Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID 0000-0003-3679-4634 E-mail: tgivanova@inbox.ru

Vasily Dmitrievich Polenov. Portraits of Storytellers (On the Creation of a Database on the Topic "Folklore / Ethnography in the Visual Arts")

ABSTRACT. The article considers two portraits of folk storytellers that have not attracted the attention of folklorists until now. The portraits belong to the outstanding artist V. D. Polenov and are titled "Epic Storyteller Nikita Bogdanov" (1876) and "Portrait of Vasily Petrovich Shchegolenok" (1879). The author proposes a project to create a database on the topic "Folklore / Ethnography in the Visual Arts", which would include works of fine art reflecting rites and rituals, illustrating plots and images of folklore narrative genres, and representing portraits of folklore traditions bearers and collectors of works of oral folk traditions.

KEYWORDS: painter V. D. Polenov, portraits of storytellers, V. P. Shchegolenok, Nikita Bogdanov

FOR CITATION: Ivanova T. Vasily Dmitrievich Polenov. Portraits of Storytellers (On the Creation of a Database on the Topic "Folklore / Ethnography in the Visual Arts"). Kunstkamera. 2021. 1(11): 15-27. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2021-1(11)-15-27

В научном наследии К. В. Чистова есть небольшая книга «Русские сказители Карелии: очерки и воспоминания» (1980). Для фольклориста, ученика М. К. Азадовского, был естествен и логичен интерес к фигуре сказителя. Недаром одной из центральных тем в его научном творчестве стала олонецкая плакальщица Ирина Андреевна Федосова и ее причитания. В книге «Русские сказители Карелии» ученый предлагает четыре очерка: «Рябинины», «Ирина Андреевна Федосова», «Матвей Михайлович Коргуев», «Иван Терентьевич Фофанов». Последний, былинщик из Пудожского края, был «открыт» в 1938 г. студентом К. В. Чистовым, который записал от сказителя несколько первоклассных текстов былин. Очерк, а вернее, воспоминания о И. Т. Фофанове, начинается следующими словами: «В моей комнате между дверью и стеллажом висит под стеклом портрет пожилого человека с бородкой и венчиком седеющих волос. Он курит грубоватую крестьянскую трубку, придерживая ее большой рукой. В нижнем углу итальянским карандашом подпись художника — "Г. Стронк"1. Это известный певец былин Иван Терентьевич Фофанов» (Чистов 1980: 211). Очевидно, что К. В. Чистову были важны не только фольклорные тексты сказителей, не только внешние обстоятельства жизни, их духовный мир, но и зрительные образы носителей народной поэзии.

В отечественной фольклористике имеется опыт осмысления художественной иконографии сказителей. В брошюре Бернарда Борисовича и Ильи Ноевича Грановских «Русская песня в жизни Репина» (Грановский, Грановский 1962) описаны и представлены портреты олонецких старинщиков Трофима Григорьевича Рябинина (гравюра Л. А. Серякова по фотографии Н. Ф. Досса; рисунок И. Е. Репина, сделанный во время выступления сказителя 5 декабря 1871 г. в Петербургском Славянском комитете) и его сына Ивана Трофимовича Рябинина (рисунок «Выступление Ивана Трофимовича Рябинина в Русском литературном обществе», 1893 г.). Мы хотим обратить внимание на иконографию сказителей в творчестве другого знаменитого художника — Василия Дмитриевича Поленова.

В. Д. Поленов происходил из дворянской семьи. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов (1806-1878), — крупный чиновник (в 1870 г. он получил чин тайного советника); мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была внучкой известного издателя песен XVIII в. Н. А. Львова. В. Д. Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 г. в Петербурге. В 1861-1863 гг. в связи со службой отца, что важно для нашей темы, он учился в Петрозаводске, в Олонецкой мужской гимназии, по окончании которой (1863) поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Одновременно, сначала в качестве вольноприходящего, а затем и постоянного ученика, он посещал классы Академии художеств. В 1867 г. В. Д. Поленов окончил курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. В 1869 г. за картину «Иов и его друзья» художник был награжден малой золотой медалью, а в 1871 г. (одновременно с И. Е. Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большой золотой медалью. В дальнейшем в его жизни была поездка за границу в качестве пенсионера Академии художеств (1872-1876), должность официального художника при главной квартире великого князя Александра Александровича (будущего Александра III) на театре Русско-турецкой войны (1877-1878), жизнь в Москве (с 1877), членство в Товариществе передвижных художественных выставок (с 1879) и преподавание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895), путешествие по Ближнему Востоку (1881-1882), строительство (1890) по собственным чертежам усадьбы в Тульской губернии на берегу Оки (ныне Поленово — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова), другие поездки по Востоку и Европе. Художник скончался 18 июня 1927 г. в своей усадьбе; похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово. Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест.

1 Стронк Георгий Адамович (1910-2005) — живописец, график, народный художник Карельской АССР (1970). Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (бывшей Академии художеств) (1932-1938). Ученик И. И. Бродского. Будучи студентом, принимал участие в фольклорно-этнографических экспедициях в Карелии. С 1939 г. проживал в Петрозаводске, где в 1940 г. стал первым председателем Союза художников Карело-Финской ССР.

Среди живописных полотен В. Д. Поленова, напомним, знаменитые «Московский дворик», «Золотая осень», «Бабушкин сад», «Христос и грешница», «Тивериадское озеро», портреты современников и др. Нас будут интересовать два портрета народных сказителей.

Рис. 1. В. Д. Поленов. Сказитель былин Никита Богданов. 1876. Масло. 71,3 х 44,5 см.

Государственная Третьяковская галерея2

Fig. 1. V. D. Polenov. Nikita Bogdanov, storyteller of epics. 1876. Oil portrait. 71,3 х 44,5 cm.

State Tretyakov Gallery

Эту работу В. Д. Поленова можно рассматривать как сплав жанра портрета и полотна социальной тематики, являющейся краеугольным камнем идеологии передвижничества. Изрытое морщинами лицо сказителя, выглядящего явно старше своих лет, усталый взгляд, разбитые лапти, рваная одежда — и при этом глаза умного человека.

Портрет Никиты Богданова был написан в Имоченцах — ныне исчезнувшем имении Поленовых. По описанию конца XIX в., ближайший к усадьбе Имоченский Богородицко-Рождественский погост значится в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии; расположен при р. Ояти (левый приток р. Свири); расстояние до уездного города Лодейного Поля 35,5 верст. Согласно «Списку населенных мест» 1873 г., здесь было четыре двора, население составляло 15 человек (5 мужчин и 10 женщин) (Списки населенных мест... 1879: 106. № 2196). В настоящее время это Ленинградская область.

Имение располагалось около д. Акулова (Окулова) Гора. В середине XVIII в. Алексей Яковлевич Поленов, прадед художника, купил у Выдомских земли на р. Ояти — десяток деревень. Получив в 1855 г., когда будущему художнику было десять лет, земли в наследство, его отец отстроил господский дом, куда семья приезжала регулярно и где мать с дочерьми постоянно проживала, когда ее муж служил в Петрозаводске, а сын учился в гимназии (1859-1863). В течение трех десятилетий (усадьба будет продана в 1884 г.) жизнь и творчество Василия Поленова были

2 См. репродукцию: (Пастон 1991: ил. 13).

тесно связаны с Имоченцами. Именно здесь он сформировался как художник. В. Д. Поленов любил Имоченцы, неоднократно писал их окрестности.

Портрет, названный «Сказитель былин Никита Богданов», датируется 1876 г. Как уже было сказано, в 1872 г. В. Д. Поленов отправился в заграничную пенсионерскую поездку. Пребывание в Европе, безусловно, было плодотворным, но к 1876 г. он стал тосковать по России и по любимым Имоченцам, несмотря на то что ежегодно посещал родину. 19(31) мая 1876 г. он писал из Парижа матери о своих летних планах: «...и прикачу к вам в Имоченцы, коли Вы там будете» (Сахарова 1950: 114). В мае-июне 1876 г. художник испрашивает у Академии художеств разрешение досрочно вернуться в Россию. В июле он был уже на родине и в начале августа отправился в Имоченцы. Именно тогда — до сентября 1876 г. — и был написан портрет Никиты Богданова (Копшицер 2010: 148)3. Известно, что в сентябре В. Д. Поленов, как следует из его дневника, находился уже в штаб-квартире генерала М. Г. Черняева, бывшего главнокомандующим сербской армии на сербско-турецком фронте (Сахарова 1950: 118-131).

Имени былинщика Никиты Богданова фольклористика не знает. тем не менее некоторыми сведениями об этом человеке мы располагаем. Они изложены в статье зятя художника — Ивана Петровича Хрущова (1841-1904), мужа его сестры Веры Дмитриевны (Василий и Вера были двойняшками). И. П. Хрущов из известной дворянской фамилии, выпускник Петербургского университета, в 1862-1864 гг. служил преподавателем словесности в Олонецкой мужской гимназии, т. е. он был учителем Поленова-гимназиста. По позднему признанию самого художника, И. П. Хру-щов оказал на него в юности большое влияние. 22 декабря 1901 г. он писал своему бывшему учителю и бывшему зятю (Вера Дмитриевна умерла в 1881 г.): «Твоя горячая, талантливая, глубоко человеческая проповедь, основанная на свободной, но строго научной работе, была тогда ярким светом, озарившим нашу начинающуюся жизнь» (Сахарова 1950: 324).

И. П. Хрущов оставил, пусть и скромный, след в фольклористике (его имя включено в пятый том биобиблиографического словаря «Русские фольклористы. XVIII-XIX вв.»). В Петрозаводске он познакомился с П. Н. Рыбниковым, который в середине июня 1863 г. привез к нему на квартиру знаменитого сказителя-слепца Козьму Ивановича Романова. Впервые услышав пение былин, И. П. Хрущов решил представить былинщика цесаревичу Николаю Александровичу (старшему сыну Александра II), который в эти дни находился в Петрозаводске. Пение былин наследнику престола состоялось в Соломино (пролив Салом Онежского озера), куда цесаревич ездил на прогулку. Таким образом, И. П. Хрущов стал первым организатором публичного выступления народного сказителя (Хрущов 1865; 1896; Иванова 2014). Не сомневаемся, что И. П. Хрущов поделился со своим окружением (включая В. Д. Поленова) этим по-своему ярким эпизодом в культурной жизни Петрозаводска.

Для В. Д. Поленова, без сомнения, И. П. Хрущов был авторитетом в области народной поэзии и в гимназии, и много позднее. Так, посылая Елизавете Григорьевне Мамонтовой, жене знаменитого Саввы Ивановича Мамонтова, на Рождество 1876 г. «картинку» с изображением колядования и текст колядки, он упоминает и И. П. Хрущова: «Послал я Вашим молодцам на елку малороссийскую калядку, написанную паломником, объяснение написано моим зятем Хрущовым, а картинка нарисована сестрой, поэтому я ее и дарю моим друзьям, хотя сам тут непричастен» (Сахарова 1950: 123).

В определенном смысле мы можем считать И. П. Хрущова собирателем фольклорно-этно-графических материалов. Ему принадлежит статья 1868 г. «Заметки о русских жителях берегов реки Ояти» (Хрущов 1868). Автор свои заметки составил в результате поездки пароходом из

3 Отметим, что мы совершенно не согласны с характеристикой Никиты Богданова, данной М. Копшицером. Богданов на портрете предстает отнюдь не «легким», «примиренным с жизнью» «мужичком», как описывает М. Копшицер. За изборожденным морщинами лицом и тяжелым взглядом прочитывается, напротив, нелегкая жизнь человека, крестьянина, волею судеб оторванного, как мы укажем далее, от земли. С другим тезисом М. Копшицера мы абсолютно согласны: «Этой бы вещью и дебютировать Поленову на Передвижной» (Копшицер 2010: 150). Портрет Никиты Богданова действительно абсолютно вписывается в социальную проблематику передвижничества.

Петербурга до пристани Носок на Свири и далее на лошадях по Ояти. И. П. Хрущов описывает оятские пейзажи и селения, упоминает о Имоченском погосте и крестном ходе, который свершается в Успеньев день из погоста к часовне в Ширничах, построенной на месте явления иконы Богоматери, дает описание свадебного обряда, приводит причитания невесты, характеризует мифологических персонажей (лесовик, баенник, ригачник, умрун, дворенник).

В статье И. П. Хрущова имеется краткий намек на бытование на Ояти отголосков былин. Говоря о сказках, он пишет: «Их знают немногие старики, из которых один Александр, Филипьев, в Имоченицком погосте еще привлекает в зимние вечера толпу слушателей. В его сказках заметны свежие следы былины, и местами сохранился былинный склад. Длинная сказка об Илье Муромце содержит в себе весь цикл былинных сказаний об этом богатыре» (Хрущов 1868: 68).

Затем И. П. Хрущов, отметив, что былин на Ояти не поют, акцентирует внимание на духовных стихах: «зато на Ояти еще любят духовные стихи, и без них редко обходится деревенский храмовый праздник. Один из певцов, их поющих, Никита Богданов, посещает по праздникам все оятские погосты. Его стих о душе, как с телом расставалася, особенно любим народом». И далее автор статьи приводит краткие сведения о Никите Богданове: «Никита Богданов из деревни Саксониц, в Валданицах, Гедевского4 погоста, хромец, пятидесяти лет, научился петь стихи от слепых стариков из Борович, Ивана и Гаврилы, прозвища которых он не знает. Сам так освоился со стихом, что владеет им вполне и варьирует по-своему. Знакомство с учителями своими он свел в Александро-Свирском монастыре, где садился, как сам выражается, "под губами поющих". Он поет обыкновенно заздравные и заупокойные стихи, "Книгу голубиную" со всеми подробностями, кончая Правдой и Кривдой в виде двух зайчиков; поет сполна "Алексия Божьего человека", "Елисафу царевну" и стих о Егорие Храбром; стих — как душа с телом расставалася, стих о Страшном Суде, о Пятнице, о субботних баенщиках или о будущих муках. Более ничего не поет, говоря, что не выучился стиху о Соломоне и что о Асафе царевиче в здешних местах совсем не поют, не знают петь» (Хрущов 1868: 68). Из приведенной цитаты следует, что И. П. Хрущов скрупулезно пытался выявить весь репертуар Никиты Богданова. Репертуар оказался типичным для профессионального нищего («хромца»), по всей видимости, оторванного от земледелия — духовные стихи, а не былины (стиха о Соломоне, т. е. былины о Соломане и царе Василии Окуловиче сказитель не знал). Собиратель приводит довольно большие фрагменты стихов об Алексее Божьем человеке, Егорье Храбром, «Субботней байне» (о греховности мытья по субботам). Целиком представлен текст стиха о расставании души с телом.

Заметим, что статья И. П. Хрущова датируется 1868 г., а портрет Никиты Богданова работы В. Д. Поленова — 1876 г. Данный факт позволяет предположить, что Никиту Богданова в усадьбу Имоченцы привел И. П. Хрущов, который в 1876 г. был уже членом семьи Поленовых. Обратим также внимание на то, что И. П. Хрущов в статье нигде не говорит, что Никита Богданов пел былины, однако портрет назван «Сказитель былин Никита Богданов». В. Д. Поленов, естественно, мог не разбираться в тонкостях жанровой классификации эпических песен — духовные стихи или былины.

Территория р. Ояти, как известно, не относится к былинным регионам. Главнейшие эпические очаги Олонецкой губернии — Заонежье (северная оконечность Онежского озера) и Пудожский (восточный) берег Онежского озера. Именно здесь работали П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг и последующие экспедиции. Тем не менее хотим напомнить, что в науке имеются записи из Лодейнопольского уезда, которые есть основание, пусть и не бесспорное, квалифицировать как былины. В «Песнях, собранных П. Н. Рыбниковым» опубликованы три текста из Лодейнопольского уезда: «Добрый руссийский (так! — Т. И.) богатырь Дюк Степанович побивает окаянного великана Шарка-великана», «Пагуба молодого детинушки Гусино Пленковича бусурманищем Шарком-

4 Гедевский погост — соседний с Имоченским погост на Ояти (в 20 верстах). В погосте находилась Михаило-Архангельская церковь.

великаном», «Дюк Степанович да Гусинко Пленкович во граде во Киеве богомольном» (Песни, собранные Рыбниковым 1861: № 52; 1862: № 25, 26; 1910. Т. 2: № 214-216; 1990: № 213-215).

Одна из былин — о Дюке Степановиче и Шарке-великане — первоначально была напечатана в «Олонецких губернских ведомостях» (Былина: Добрый русейский богатырь. 1860). В примечаниях к былине редакция газеты писала: «Олонец<кий> губ<ернский> стат<истический> комитет передал в редакцию эту замечательную былину, записанную Ал. Андр. Шкалиным в Лодейнопольском уезде».

Публикация в «Олонецких губернских ведомостях», по-видимому, обратила на себя внимание П. Н. Рыбникова, который в это время уже готовил свое собрание к печати и находился в переписке с П. А. Бессоновым, редактором издания. Он испросил у А. А. Шкалина разрешения опубликовать «Дюка и Шарка-великана» в своем сборнике. 14 декабря 1860 г. собиратель писал П. А. Бессонову: «... высылаю былину о Дюке и Шарке, записанную г. Шкалиным в Лодейнопольском уезде, где я еще не был. Г. Шкалин уступил ее для моего сборника» (Песни, собранные Рыбниковым 1991: 235). Вскоре в его руках оказались еще две былины в записи того же А. А. Шкалина. 4 марта 1861 г. он сообщал тому же адресату: «Две былины о Чуриле (Гусино Пленковиче), полученные от г. Шкалина... предлагаю отнести к разряду побывальщин, т.е. таких былин, у которых стих разрушен» (Песни, собранные Рыбниковым 1991: 237). Эти же былины упомянуты и в письме П. Н. Рыбникова от 22 апреля.

Алексей Андреевич Шкалин, как можно предположить, жил в Петрозаводске. По-видимому, он был сыном статского советника, председателя Палаты гражданского и уголовного суда в Петрозаводске Андрея Ильича Шкалина (Памятная книжка Олонецкой губернии 1856: 21; Памятная книжка Олонецкой губернии 1860: 38).

Былинный материал из Лодейнопольского уезда явно не вписывается в классическую традицию русского эпоса. П. Н. Рыбников в письме к И. И. Срезневскому от 2 апреля 1863 г. дает следующую оценку былинам, записанным А. А. Шкалиным: «Из Вытегорского, Лодейнопольского и Повенецкого уезда я достал по три, по четыре былины, и притом записанные в Лодейном Поле г. Шкалиным носят на себе характер книжности и следы явных переделок; кого в этом винить, местность ли или записывателя, не могу решить, потому что не имел случая изучить лодейно-польских вариантов» (Песни, собранные Рыбниковым 1991: 255). П. А. Бессонов, как редактор «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым», по поводу былины «Дюк Степанович и Шарк-великан» заметил: «По-видимому, былина заимствована из какой-нибудь рукописи; есть отчасти черты книжные» (Песни, собранные Рыбниковым 1990: 567-568, примеч.). То же самое он мог бы сказать и о двух других записях А. А. Шкалина.

Три эпических песни, записанных А. А. Шкалиным в Лодейнопольском уезде, заставляют исследователей задаться вопросом, являются ли они а) традиционными былинами-униками, известными в единственных вариантах; б) былинами-новациями, созданными сказителем; в) сочинениями народного книгочея, погруженного в народную культуру; г) сочинениями «под фольклор» образованного человека, т. е. сознательной фальсификацией. Мы полагаем, что данные тексты — это или сказительские былины-новации, или сочинения народного книгочея. В таком случае мы вполне, пусть и не бесспорно, можем предположить, что Лодейнопольский уезд (южный берег Свири) некогда был былинным регионом.

Портрет Никиты Богданова если не является косвенным доказательством существования былинной традиции на Ояти, то во всяком случае прочно свидетельствует о наличии сказительских форм в данном регионе.

В. П. Щеголёнок (1817-1894), напомним, был одним из самых известных сказителей Кижской волости (Воробьева 2006: 65-73; Исполнители фольклорных произведений 2008: 279-284 [на фамилию Шевелев]). Его общение с разными собирателями было прочным и долгим. В начале 1860-х годов от него записывал былины П. Н. Рыбников, в 1868 г. предания и народные рассказы — Е. В. Барсов, преподаватель Олонецкой духовной семинарии (Барсов 1868: 705-706).

Рис. 2. В. Д. Поленов. Портрет Василия Петровича Щеголёнка. 1879. Масло. 44,5 х 38 см.

Частная коллекция

Fig. 2. V. D. Polenov. Portrait of Vasily Petrovich Shchegolenok. 1879. Oil portrait. 44,5 х 38 cm.

Private collection

Е. В. Барсов же записал от В. П. Щеголёнка рассказ о беглых рекрутах, включенный в знаменитые «Причитанья Северного края» (Причитанья Северного края 1997. Т. 2: 265-269). В 1871 г. со сказителем встречался А. Ф. Гильфердинг. В. П. Щеголёнок, глубоко верующий человек, совершал неоднократные паломнические поездки по святым местам России. В начале сентября 1871 г., вскоре после знакомства с А. Ф. Гильфердингом во время его олонецкой экспедиции, В. П. Щеголёнок по пути в Киев зашел в Петербурге к фольклористу, который записал от него дополнительно несколько былин и опубликовал о сказителе статью (с гравированным портретом) во «Всемирной иллюстрации» (Василий Петрович Щеголёнок 1871: 302, 319). Публичных выступлений былинщика в Петербурге в 1871 г., по сведениям К. В. Чистова, не было (Чистов 1982: 58).

В 1879 г. В. П. Щеголёнок также находился за пределами Заонежья. По разным источникам этот год складывался для сказителя следующим образом. В марте (19-23?) в Москве в доме Е. В. Барсова (Гусев 1958: 510), бывшего к этому времени помощником хранителя Отдела рукописей и славянских старопечатных книг Румянцевского музея, он познакомился с Л. Н. Толстым, пел для него былины; писатель пригласил его на лето в Ясную Поляну. У Л. Н. Толстого, согласно хронике его жизни, сказитель гостил в июле (Гусев 1958: 513), о чем неоднократно писалось в фольклористике. Великий писатель интересовался его народными легендами5.

5 Опубл.: (Толстой 1952). В записных книжках Льва Толстого находятся 26 конспективно записанных легенд, слышанных от В. П. Щеголёнка. См. о пребывании Щеголёнка в Ясной Поляне: (Соколов 1948: 200-207; Срезневский 1934: 471-476; Калугин 1980: 92-112).

Рис. 3. И. Е. Репин. Портрет Василия Щеголёнка. 1879. Русский музей Fig. 3. I. Е. Repin. Portrait of Vasily Petrovich Shchegolenok. Russian Museum

Однако еще до приезда в Ясную Поляну В. П. Щеголёнок был приглашен в другую усадьбу, бывшую ярким культурным центром Подмосковья, — в Абрамцево (ныне Государственный исто-рико-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»), расположенное в районе Сергиева Посада. Напомним, что с 1870 г. усадьбой владел известный промышленник и меценат С. И. Мамонтов, у которого часто гостили и работали русские художники — В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин и др.

Известно, что в 1879 г. Мамонтовы перебрались из Москвы в свою усадьбу 23 марта. В мае из Чугуева в Москву приехал И. Е. Репин и сразу же направился в Абрамцево. На Троицу, которая в этом году приходилась на 20 мая (по ст. ст.), в усадьбу кто-то из знакомых привез В. П. Щеголёнка (Бахревский 2000: 213-214). Именно тогда И. Е. Репин создал портрет сказителя, хорошо известный фольклористам — мощно вылепленная голова старика (заметим, что в 1879 г. Щеголёнку было 62 года), густая седая борода, привлекающие внимание кисти рук; сказитель, повернувшись чуть вправо, сидит на резном деревянном стуле («русский стиль», получивший начало в 1870-е годы). (Напомним, кстати, что в 1882 г. в самом Абрамцеве по инициативе Е. г. Мамонтовой будет создана столярная мастерская, которую через два года возглавит Е. Д. Поленова, сестра В. Д. Поленова.)

В. Д. Поленов, как и И. Е. Репин, был одним из членов абрамцевского художественного кружка. Он познакомился с Мамонтовыми в 1872 г. в Риме, когда те приехали в Италию на отдых, а сам он находился в пенсионерской заграничной командировке. Осенью 1873 г., на время прервав свое пребывание за границей, художник впервые побывал в Абрамцево. Поселившись в 1877 г. в Москве, В. Д. Поленов стал частым гостем Абрамцева в летние месяцы. Здесь написаны многочисленные пейзажи реки Вори, графические портреты членов абрамцевского кружка (А. В. Прахов,

%

Рис. 4. В. Д. Поленов. В. П. Щеголенок. Рисунок. 1879 г Государственный историко-художественный и литературный музей «Абрамцево»

Fig. 4. V. P. Shchegolenok. Drawing. V. D. Polenov. 1879.

Abramtsevo State Historical, Artistic and Literary Museum-Reserve

Р. С. Левицкий, В. А. Серов, Н. В. Якунчикова и др.). Здесь же в 1882 г. состоялось венчание В. Д. Поленова и Натальи Васильевны Якунчиковой — двоюродной сестры Елизаветы Григорьевны Мамонтовой (Белоглазова 1980).

В последней трети мая 1879 г. В. Д. Поленов также находился в Абрамцево. Портрет В. П. Ще-голёнка работы В. Д. Поленова, в отличие от репинского, наукой о «живой старине» остается практически невостребованным. Причина, вероятно, кроется в том, что портрет хранится в частной коллекции (в известных нам альбомах репродукций картин художника он не воспроизводился; портрет представлен только в ресурсах интернета). В. Д. Поленов выбирает другой ракурс по сравнению с портретом И. Е. Репина: сказитель повернут чуть влево, та же густая седая борода, глубоко посаженные глаза. В отличие от репинского портрета, живописец не изображает рук своего персонажа. Но в целом, глядя на два портрета — В. Д. Поленова и И. Е. Репина, понимаешь, что перед нами один и тот же человек. Укажем, кстати, что сохранился рисунок В. Д. Поленова, где В. П. Щеголёнок изображен фронтально, видна левая рука, в которой он держит рукавицу.

По-видимому, одновременная работа двух художников была своего рода творческим соревнованием. Не будем вдаваться в вопрос о том, чей портрет более удачен. Наша задача не относится к кругу искусствоведческих. Для фольклористики важно выявить иконографию сказителей, а не оценивать ее с эстетических позиций.

Завершая статью, мы хотели бы озвучить возможный проект. Полагаем, что было бы полезно создать базу данных художественно-изобразительных материалов, отражающих фольклорно-этнографическую проблематику. Вероятно, такого рода база данных могла бы включать картины (и рисунки, гравюры) на сюжеты устных народных произведений (сказок, былин, песен). Однако в гораздо большей степени важно собрать сведения о том, как изобразительное искусство откли-

калось на обрядовую жизнь русского крестьянства и на необрядовые формы (праздничные, до-суговые), в которых присутствует фольклорный элемент (например, жанрово-бытовые сценки с изображением народных музыкантов — гусляров, балалаечников, гармонистов и т.д.). В базе данных, о которой мы говорим, без сомнения, свое место должны занять также портреты известных исполнителей устной народной поэзии, в том числе работы В. Д. Поленова.

Проблема «фольклор и изобразительное искусство» уже неоднократно ставилась в нашем научном пространстве. Назовем хотя бы монографию В. И. Плотникова «Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX в.» (1987). В определенной степени в задуманном нами направлении в Русском музее в 2005 г. была организована выставка «Крестьянский мир в русском искусстве» (Крестьянский мир... 2005). В настоящее время при наличии новых технологий возможно создание базы данных, которая может дать новый импульс для изучения обозначенной проблемы.

База данных должна включать следующие параметры. Первое, естественно, воспроизведение самого художественного произведения. Второе — название картины, ее размеры. Третье — фамилия, имя, отчество и годы жизни художника. Соответственно база данных позволит быстро выявлять художников, причастных к нашей проблеме. Четвертое — год создания работы, что даст возможность изучать обозначенную тему в определенных временных рамках. Пятое — место нахождения художественного полотна (музеи, частные коллекции). Шестое — техника (масло, акварель, графика). Седьмое — рубрика. Это, пожалуй, самый интересный аспект предполагаемой базы данных. Рубрикация может иметь, например, такие позиции: былины (произведения, отражающие сюжеты, т. е. являющиеся своеобразными иллюстрациями к фольклорным произведениям); сказки (аналогично); свадебный обряд; похоронный обряд; колдовство и магия; календарные обряды (свято-рождественские сцены; Масленица; Вербное воскресенье; Пасха; Иван Купала и т.д.); народные зрелища (например, театр Петрушки); народные музыканты и инструменты (гусли, балалайка, дудочки и т.д.); сказители; фольклористы. Рубрикация, без сомнения, будет развиваться и уточняться. Укажем, что в связи с позицией «обрядовая культура» в рубрикации предполагаемой базы данных большой материал может дать просмотр популярных журналов XIX в. («Всемирная иллюстрация», «Нива» и пр.), в которых к каждому народно-церковному празднику в обязательном порядке публиковались произведения графики с соответствующим сюжетом. Наконец, база данных должна включать раздел по библиографии (литература о художнике в преломлении к вопросу об истории создания данного художественного произведения и его искусствоведческому анализу).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Барсов Е. В. Из беседы со сказителем Щ.-Г.-Л. I. Песьянцы-слепцы. II. О данях и податях // Олонецкие губ. вед. Ч. неоф. 1868. 19 окт., № 51. С. 705-706.

Бахревский В. А. Савва Мамонтов. М.: Молодая гвардия, 2000. (Жизнь замечательных людей).

БелоглазоваН. М. В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве. Л.: Художник РСФСР, 1980.

Былина: Добрый русейский богатырь Дюк Степанович побивает окаянного великана Шарка Великана // Олонецкие губ. вед. Ч. неоф. 1860. 19 нояб., № 47. С. 198-199.

Василий Петрович Щеголенок // Всемирная иллюстрация. 1871. Т. 6. 6 нояб., № 149. С. 302; 13 нояб., № 160. С. 319. Без подп.

Воробьева С. В. Родословия русских сказителей Заонежья XVIII-XIX веков (Кижи — Сенная Губа) по материалам архивных документов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 2006.

Грановский Б. Б., Грановский И. Н. Русская песня в жизни Репина: новые материалы. М.: Сов. композитор, 1962.

Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого: 1828-1890. М.: Гослитиздат,

1958.

Иванова Т. Г. Сказитель Козьма Романов и цесаревич Николай Александрович Романов // Традиционная культура. 2014. № 1. С. 168-178.

Исполнители фольклорных произведений (Заонежье. Карелия) / изд. подгот. Т. С. Курец. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2008.

Калугин В. «Олонецкой губернии былинщик» в гостях у Толстого // Прометей: историко-биографиче-ский альманах. М.: Молодая гвардия, 1980. Т. 12. С. 92-112.

КопшицерМ. Поленов. М.: Молодая гвардия, 2010. (Жизнь замечательных людей).

Крестьянский мир в русском искусстве: [каталог выставки]. СПб.: Palace Editions, 2005.

Памятная книжка Олонецкой губернии на 1856 год. Петрозаводск: губ. тип., 1856.

Памятная книжка Олонецкой губернии на 1860 год. Петрозаводск: губ. тип., 1860.

Пастон Э. В. Василий Дмитриевич Поленов. СПб.: Художник РСФСР, 1991.

Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. М.: тип. А. Семена, 1861. Ч. 1; 1862. Ч. 2; 1864. Ч. 3; 1867. Ч. 4.

Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. 2-е изд. / под ред. А. Е. Грузинского. М.: Сотрудник школ, 1910. Т. 1; Т. 2; Т. 3.

Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. 3-е изд. / изд. подгот. А. П. Разумова, И. А. Разумова, Т. С. Курец. Петрозаводск: Карелия, 1989. Т. 1; 1990. Т. 2; 1991. Т. 3.

Плотников В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л.: Художник РСфСР, 1987.

Причитанья Северного края, собранные Е. В. Барсовым / изд. подгот. Б. Е. Чистова, К. В. Чистов. СПб.: Наука, 1997. Т. 1; Т. 2.

Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов: письма, дневники, воспоминания. М.; Л.: Искусство,

1950.

Соколов Ю. М. Лев Толстой и сказитель Щеголенок // Летописи Государственного литературного музея. М.: Журн.-газ. объединение, 1948. Кн. 12. С. 200-207.

Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом. Вып. 27: Олонецкая губерния. Список населенных мест по сведениям 1873 года. СПб.: Центр. стат. комитет, 1879.

Срезневский В. И. Язык и легенда в записях Л. Н. Толстого // С. Ф. Ольденбургу: к пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934. С. 471-476.

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М.: Гослитиздат, 1952. Т. 48.

Хрущов И. П. Цесаревич Николай Александрович в Петрозаводске. 1863 // Русский архив. 1896. № 9. С. 133-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хрущов И. П. Памяти наследника цесаревича Николая Александровича // Семейные вечера. Старший возраст. 1865. 15 мая. С. 301-307.

Хрущов И. П. Заметки о русских жителях берегов реки Ояти // Зап. Имп. Рус. геогр. о-ва по отделению этнографии. 1868. Т. 2. С. 51-75.

Чистов К. В. Русские сказители Карелии: очерки и воспоминания. Петрозаводск: Карелия, 1980.

Чистов К. В. Севернорусские сказители в Петербурге во второй половине XIX в. // Старый Петербург: историко-этнографические исследования. Л.: Наука, 1982. С. 52-69.

REFERENCES

Bakhrevskii V. A. Savva Mamontov [Savva Mamontov]. Moscow: Molodaia gvardiia, 2000. (Zhizn' zame-chatel'nykh ludei [The Life of Wonderful People]). (In Russian)

Beloglazova N. V. Polenov i E. Polenova v Abramtseve [V. Polenov and E. Polenova in Abramtsevo]. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1980. (In Russian)

Chistov K. V. Russkie skaziteli Karelii: ocherki i vospominaniia [Russian Storytellers of Karelia: Essays and Memoirs]. Petrozavodsk: Karelia, 1980. (In Russian)

Chistov K. V. Severnorusskie skaziteli v Peterburge vo vtoroi polovine XIX v. [North Russian Storytellers in St. Petersburg in the Second Half of the Nineteenth Century]. Staryi Peterburg: Istoriko-etnograficheskie Issledovaniia. [Old Petersburg: Historical and Ethnographic Research]. Leningrad: Nauka, 1982. P. 52-69. (In Russian)

Granovskii B. B., Granovskii I. N. Russkaiapesnia vzhizni Repina: Novye materialy [Russian Song in Repin's Life: New Materials]. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1962. (In Russian)

Gusev N. N. Letopis'zhizni i tvorchestva L'va Nikolaevicha Tolstogo: 1828-1890 [A Chronicle of the Life and Work of Leo Nikolaevich Tolstoy: 1828-1890]. Moscow: Goslitizdat, 1958. (In Russian)

Ivanova T. G. Skazitel' Koz'ma Romanov i tsesarevich Nikolai Aleksandrovich Romanov [Storyteller Kozma Romanov and Tsarevich Nikolai Alexandrovich Romanov]. Traditsionnaia kul'tura, 2014, no 1, pp. 168-178. (In Russian)

Ispolniteli fol'klornyhproizvedenii (Zaonezh'e. Kareliia) [Performers of Folklore Works (Zaonezhie, Karelia)]. Edited by T. S. Kurets. Petrozavodsk: Karel'skii nauchnyi tsentr RAN, 2008. (In Russian)

Kalugin V. "Oloneckoi gubernii bylinshtik" v gostiakh u Tolstogo ["Olonets Province Epic Singer" on a Visit to Tolstoy]. Prometei: Istoriko-biograficheskij al'manah. Moscow: Molodaia gvardiia, 1980, vol. 12, pp. 92-112. (In Russian)

Kopshicer M. Polenov [Polenov]. Moscow: Molodaia gvardiia, 2010. (Zhizn' zamechatel'nykh ludei [The Life of Wonderful People]). (In Russian)

Paston E. V. Vasilii Dmitrievich Polenov [Vasily Dmitrievich Polenov]. St. Petersburg: Hudozhnik RSFSR, 1991. (In Russian)

Plotnikov V. I. Folklor i russkoe izobrazitelnoe iskusstvo vtoroi poloviny XIX veka. [Folklore and Russian Art of the Second Half of the nineteenth Century]. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1987. (In Russian)

Prichitaniia Severnogo kraia, sobrannye E. V. Barsovym [Lamentations of the Northern Territory, Collected by E. V. Barsov]. Izdanie podgotovili B. E. Chistova, K. V. Chistov. St. Petersburg: Nauka, 1997. Vol. 1. 655 p.; Vol. 2. (In Russian)

Sakharova E. V. Vasilii Dmitrievich Polenov: Pis'ma, dnevniki, vospominaniia [Vasily Dmitrievich Polenov: Letters, Diaries, Memoirs]. Moscow; Leningrad: Iskusstvo, 1950. (In Russian)

Sokolov Yu. M. Lev Tolstoj i skazitel' Shtegolenok [Leo Tolstoy and the Storyteller Shchegolenok]. Letopisi Gosudarstvennogo literaturnogo muzeia. Moscow: Zhurnal'no-gazetnoe ob'edinenie, 1948. Bk. 12, pp. 200-207. (In Russian)

Sreznevskii V. I. Iazyk i legenda v zapisiakh L.N. Tolstogo [Language and Legend in the Notes of L. N. Tolstoy]. S. F. Ol'denburgu: Kpjatidesiatiletiiu nauchno-obshtestvennoi deiatel'nosti [S. F. Oldenburg: to 50th Anniversary of Scientific and Social Activity]. Leningrad, 1934, pp. 471-476. (In Russian)

Vorob'eva S. V. Rodosloviia russkikh skazitelei Zaonezh'ia XVIII-XIX vekov (Kizhi — Sennaia Guba) po materialam arkhivnykh dokumentov [Genealogies of Russian Storytellers from the Eighteenth and Nineteenth-Century Zaonezhie (Kizhi — Sennaya Guba) According to Archival Documents]. Petrozavodsk: Izdatel'stvo Petrozavodskgo gosudarstvennogo universiteta, 2006. (In Russian)

Submitted: 24.01.2021 Accepted: 01.02.2021 Published: 01.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.