Научная статья на тему 'Усадебные мотивы в живописи мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок»'

Усадебные мотивы в живописи мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1456
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ В УСАДЬБЕ / ОБРАЗ УСАДЬБЫ / "СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ" / "ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК" / УСАДЕБНОЕ ИСКУССТВО / УСАДЬБА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савина Екатерина Алексеевна

Рассматривается усадебное искусство второй половины XIX и рубежа XIX-XX веков. Выделяются «буржуазный» период усадебной жизни, соответствующая ему «этюдно-поэтическая» линия искусства. На примере усадебных картин выстраиваются линии творческих взаимосвязей учителей и учеников членов «Товарищества передвижных художественных выставок», «Союза русских художников». Выявляется преемственность реалистических традиций манеры письма, композиционного построения, мотивов и образов. Отмечается разница отображения русской усадьбы в живописи передвижников и «союзников». Определяется ее роль в жизни и творчестве А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.Е. Репина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усадебные мотивы в живописи мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок»»

УДК 75.03 ББК 85.1

Е.А. Савина

о

усадебные Мотивы в живописи мастеров «товарищества передвижных художественных выставок»*

Рассматривается усадебное искусство второй половины XIX и рубежа Х1Х-ХХ веков. Выделяются «буржуазный» период усадебной жизни, соответствующая ему «этюдно-поэтическая» линия искусства. На примере усадебных картин выстраиваются линии творческих взаимосвязей учителей и учеников - членов «Товарищества передвижных художественных выставок», «Союза русских художников». Выявляется преемственность реалистических традиций - манеры письма, композиционного построения, мотивов и образов. Отмечается разница отображения русской усадьбы в живописи передвижников и «союзников». Определяется ее роль в жизни и творчестве А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана, И.Е. Репина.

Ключевые слова:

живопись в усадьбе, образ усадьбы, «Союз русских художников», «Товарищество передвижных художественных выставок», усадебное искусство, усадьба.

Русская усадьба - уникальное явление в истории отечественной и мировой культуры. Одно упоминание Абрамцева и Архангельского, Останкина и Кускова, Михайловского и Ясной Поляны... позволяет судить об особой роли усадеб в русском искусстве.

Усадьба вновь, как и в начале XX века, становится предметом исследования для многих российских и зарубежных ученых. «Усадьбоведение» выделилось в целую отрасль науки, получили известность и такие понятия, как «усадебное искусство», «усадебный текст», «миф дворянского гнезда». В то же время на наших глазах гибнут и без того единичные памятники старины. С далеким прошлым нас связывают мемуары, архивные документы и фотографии, среди них особое место занимают живописные полотна. В частности, работы мастеров рубежа Х1Х-ХХ столетий - времени, когда русская усадьба стала уходить в небытие.

Известно, что первые изображения усадеб появились в России в начале их строительства - в конце XVI - начале XVII века. Тогда полотна представляли собой выполненные тушью, пером, раскрашенные акварелью схемы, рисунки-планы, а не виды. Облик усадьбы и образ жизни в ней менялись во времени, менялись и живописные характеристики усадеб. Пройдя путь от схематичности до поэтизации образа усадьбы, усадебное искусство вовлекло в свою орбиту как безызвестных крепостных мастеров, так и выдающихся русских художников. Исследователи часто отмечали, что расцвет усадебного искусства совпал с

расцветом усадьбы и пришелся на первые десятилетия XIX века. Так, Л. Смирнов на основе выставки «Русская усадьба в изобразительном искусстве» (1990-е гг., Москва) сделал вывод о существовании «вельможного» (XVIII в.) и «дворянского» (XIX в.) периодов усадебной жизни, соответствующих им линий изобразительного искусства - «гравюрно-перспективистской» и «живописно-романтической» [5, с. 42-44]. С позиций сегодняшнего дня видится, что на этом история усадебного искусства не закончилась. На излете усадьба получила еще одно яркое претворение образа и духа в живописи мастеров «Союза русских художников» (СРХ). Продолжая приведенную выше классификацию, рубеж XIX-XX веков можно охарактеризовать как «буржуазный» период усадебной жизни, а линию искусства обозначить как «этюдно-по-этическую». До этого времени художники изображали усадьбу издалека, словно «через бинокль». Лишь «союзники» взяли ее под «увеличительное стекло». Однако их творческие находки были заложены многими поколениями мастеров. Чрезвычайно интересно рассмотреть живописное наследие учителей «союзников» - членов «Товарищества передвижных художественных выставок» (ТПХВ) в усадебном контексте. «Поскобли любого из «Союза» и найдешь передвижника» [3, с. 61], отмечал С.М. Городецкий. Справедливо ли это утверждение по отношению к усадебному искусству «союзников»? Чего в нем было больше - собственного видения темы или, по словам Д.В. Сарабьянова, «нового издания старой живописи» [1, с. 16]?

3

чэ * См. иллюстрации на 4-й стр. обложки.

Неожиданные параллели возникают уже при первом взгляде на творчество известных портретистов и пейзажистов ТПХВ. В живописном наследии И.Н. Крамского обращает на себя внимание картина «Осмотр старого дома» (1874, ГТГ). Для своего времени она явилась неким пророчеством грядущих событий. По мнению И.Э. Грабаря, «он [Крамской] написал картину, в которой предугаданы будущие чеховские настроения и которая странным образом соединяет душевную тоску федотовского захолустного офицерика с хмуростью наставших позже дней. В этой картине, изображающей «Осмотр старого дома», он написал самого себя, в холодный осенний день вернувшегося с дачи в город и в сопровождении дворника осматривающего дом. В унылых линиях пустынного зала, в скучно висящих картинах, в чехлах, надетых на мебель, есть нота щемящей тоски, есть настроение, говорящее зрителю больше, чем многоречивые сочинения на гражданские темы большинства современников Крамского» [2, с. 95].

В творчестве А.К. Саврасова также находим связанные с темой усадьбы полотна: «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» (1850, ГТГ), «Домик в провинции. Весна» (1878, ГТГ), «Дворик. Зима» (1870-е гг., ГТГ), «Весна. Огороды» (1893, Пермская государственная художественная галерея), «Село. Ми-хайловское» (1896, Ташкентский художественный музей).

Ни одна монография о А.К. Саврасове не обходится без упоминания его ранней работы «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» (имение И.Д. Лужина близ станции Влахернская?) (1850, ГТГ). Картина была написана как выпускная работа из Московского училища живописи и ваяния с целью получения звания художника. Ее отличают простая композиция и скромный колорит: высокому небу, занимающему две трети полотна, вторят горизонтальные линии пейзажа, в центре размещен аккуратный, словно игрушечный, усадебный дом. Оживляют вид фигурки девушки и дамы, вдали расположены купол и звонница церкви. Лирическую интонацию работе придает попытка А.К. Саврасова связать жизнь человека и природы воедино.

В зрелые годы творчества появилась картина мастера «Домик в провинции. Весна» (1878, ГТГ). Одной нитью связаны с ней работы И.И. Левитана «Солнечный день. Весна» (1876-1877, частное собрание), К.А. Коровина «Ранняя весна» (вторая по-

ловина 1870-х, ГТГ), Л.В. Туржанского «Последние дни» (1915, ГРМ). Характерный для передвижников мотив деревни нашел продолжение в сельской усадьбе «союзников».

Полотно А.К. Саврасова «Домик в провинции. Весна» (1878, ГТГ) представляет часть ветхого деревянного домика с красно-коричневой крышей. Картина густо населена: на коньке крыши - кошка, охотящаяся за птицами, в распахнутом окне - клетка с желтой канарейкой, перед домом - курица с цыплятами. Привлекают внимание тень, упавшая на дом от купола храма, букетик ландышей на подоконнике. Состояние природы после дождя передано в теплом красочном тоне: тающей синеве туч, косых лучах выходящего солнца, яркой зелени берез.

Похожий сюжет варьируется в картине И.И. Левитана «Солнечный день. Весна» (1876-1877, частное собрание). Заметно влияние А.К. Саврасова и на полотне К.А. Коровина «Ранняя весна» (вторая половина 1870-х, ГТГ). Чуть в глубине холста изображена деревянная избушка, к ней ведут узкая дорожка и невысокий плетень. Весенняя зелень, светлое небо, черно-белые куры - милая картина сельского бытия.

Логическое завершение темы видится в работе Л.В. Туржанского «Последние дни» (1915, ГРМ): изображена покосившаяся и на половину окон первого этажа ушедшая в землю усадьба. Распахнуты двери, зияют настежь открытые и разбитые окна, спешат укрыться за ними те же суетливые куры. Ветви, отбрасывающие тени на фасад дома, превращают его в подобие могучего дерева, слившегося с природой. Напряженный красный цвет, разный на крыше и стенах дома, вносит свою драматическую ноту. Обитаема усадьба или нет? Долго ли осталось ей так стоять?

Коснувшись творчества И.И. Шишкина, к усадебной теме причисляем полотно «Около дачи» (1894, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан), находим описание традиционных усадебных занятий в картинах «Пейзаж с гуляющими» (1869, ГРМ), «Прогулка в лесу» (1869, ГТГ), «Березовая роща» (1878, Национальный музей искусств Азербайджана), «Дорожка в лесу» (1880, ГРМ). Всего несколько работ, а усадебный мир с окрестными прогулками, отдыхом и сбором грибов представлен в них во всей прелести и красоте.

В картине «Около дачи» (1894, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) изображена сценка

о

летнего отдыха. Солнечный и тенистый березовый лес, посреди которого - просторная полянка и островок с высокими деревьями. Рядом с ним стоит скамья, чуть далее показана дорожка, ведущая к скрытому за кронами озеру. На краю скамьи, подперев голову рукой, разместилась женщина с красным зонтиком над головой, в просторной белой блузе и черной юбке. Отдохновение и единение человека с природой переданы мастером необыкновенно тонко.

Интересно сравнить эту работу с картиной А.М. Васнецова «В тени лип. Демьяново» (1907, частное собрание). Тот же сюжет, только иной масштаб. Под сенью раскидистого дерева - несколько лавочек, на одной из них - дама с ребенком, сидящая к нам спиной. Те же цвета одежд - черный, красный и белый, та же высокая прическа... Кажется, прошло время и ничего не изменилось. Только еще одно поколение подрастает в этом мерном течение усадебной жизни.

Немаловажную роль сыграла усадьба и в творчестве В.Д. Поленова. Художник явил собой уникальный пример «тройственного» усадебного бытия: он рос и воспитывался в усадьбе (Ольшанка, Имоченцы), работал и жил в ней (Абрамцево, Бехово), строил свою (Борок). Эти несколько периодов, даже смена художественных стилей, отразились в его картинах «Закат. Имо-ченцы» (1869, частное собрание): «Пруд в парке. Ольшанка» (1877, ГТГ), «Бабушкин сад» (1878, ГТГ), «Заросший пруд» (1879, ГТГ), «На лодке. Абрамцево» (1880, Киевский музей русского искусства), «Усадьба Борок» (1910, частное собрание).

Если в полотнах В.Д. Поленова «Пруд в парке. Ольшанка» (1877, ГТГ) и А.М. Васнецова «Ахтырка. Вид усадьбы» (1894, ГТГ) еще можно найти нечто общее, то аналога «Бабушкиному саду» (1878, ГТГ), помимо работы В.М. Максимова «Все в прошлом» (1889, ГТГ), в живописи, пожалуй, нет. Современники отмечали поразительное сходство «Бабушкиного сада» и «дворянских гнезд» в «повестях настроения» И.С. Тургенева.

В.Д. Поленов был одним из самых деятельных членов «мамонтовского кружка» в Абрамцево. Совместно с В.М. Васнецовым он создал проект абрамцевской церкви, принимал участие в оформлении ее интерьера, писании икон. Мастера увлекал домашний театр С.И. Мамонтова, подготовка декораций к спектаклям. Появлению новых картин способствовала и красивая природа усадьбы: «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880, музей «Абрам-

цево»), «Абрамцево», «Речка Воря» (обе -1880), «Верхний пруд в Абрамцеве» (1882, частное собрание).

Работа «На лодке. Абрамцево» (1880, Киевский государственный музей русского искусства) по живописному решению близка полотнам французских мастеров -К. Моне, О. Ренуара «Лягушатня» (1869). В лодке трое людей - девушка с книгой, женщина на корме и мальчик у весел. Искусно выписаны кувшинки, камыши, цветные рефлексы на воде. Обилие зелени - склонившееся к водоему дерево, заросшие берега - добавляет таинственности мотиву. Катание на лодке было одним из любимых развлечений обитателей усадеб.

Сравнение напрашивается и в связи с работами К.А. Коровина «Пейзаж с лодкой» (1880-е, Национальный художественный музей Республики Беларусь), «На реке» (1888, Башкирский государственный музей им. В.И. Нестерова), «В лодке» (1888, ГТГ). Последняя из них была написана на даче Поленовых в подмосковной Жуков-ке. Для женского персонажа художнику позировали сестры В.В. и М.В. Якунчи-ковы, для мужского моделью стали В.Д. Поленов и сам автор. В картине развернут некий рассказ - романтическое свидание, что позволяет найти аналогии в литературе. Взгляд дамы обращен к герою, эмоции и чувства переданы через природу. Описание подобных сцен можно встретить в произведениях А.П. Чехова, И.А. Бунина.

Длительный период жизни В.Д. Поленова был связан с усадьбой «Борок», возведенной по его проекту на берегу Оки. В ней художник устроил мастерскую, мечтая позже превратить усадьбу в «гнездо художников» и общедоступный музей. В картине «Усадьба Борок» (1910, частное собрание) в пространстве холста, ограниченном лишь полосами неба, земли и низиной вдали, показан белый усадебный дом. Его простые формы гармонично вписаны в окружающую среду, по яркости и чистоте красок, широкой манере письма работа созвучна крымским пейзажам К.А. Коровина. От повествовательности «Бабушкиного сада» к лаконичности «Усадьбы Борок», от реализма к модерну - таков путь В.Д. Поленова в усадебном искусстве.

Присутствовала усадьба и в жизни художника И.И. Левитана. Мастер сам стал частью усадебного мира - усадебной литературы. Он явился прототипом героев рассказов А.П. Чехова («Попрыгунья», «Три года», «Дом с мезонином», «Чайка»...). Свой взгляд на усадьбу И.И. Левитан представил в картинах «Усадьба» (1894, Омский

Саврасов А.К. Домик в провинции. Весна. 1878. Государственная Третьяковская галерея

Коровин К.А. Ранняя весна. Вторая половина 1870-х. Государственная Третьяковская галерея

Левитан И.И. Усадьба. 1894. Омский областной музей изобразительных искусств

Левитан И.И. Солнечный день. Весна. 1876-1877. Частное собрание

о

областной музей изобразительных искусств), «Усадьба Бабкино. Дом Киселевых» (1885, Дом-музей А.П. Чехова, Ялта), «Останкино» (начало 1880-х, ГРМ), «Аллея. Останкино» (1880-е, ГТГ).

С лета 1885 г. художник стал особенно дружен с А.П. Чеховым. Три года подряд семья писателя проводила отпуск в Подмосковье, в усадьбе Киселевых Бабкино. По соседству, в деревне Максимове, жил Исаак Левитан. «Бабкино - золотые россыпи для писателя, - вспоминал А.П. Чехов. - Первое время мой Левитан чуть не сошел с ума от восторга, от этого богатства материалов. Куда ни обратишь взгляд - картина; что ни человек - тип» [6]. Размышления о жизни, о человеке через состояние природы были свойственны и писателю и художнику.

Рассматривая «Усадьбу» (1894, Омский областной музей изобразительных искусств) И.И. Левитана, невольно вспоминаешь высказывание А.П. Чехова: «Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями» [7]. На картине - осенняя пора, сквозь редкие стволы обнаженных деревьев виден потемневший бревенчатый дом. Ковер из облетевших золотых листьев, тонкие ветви, черные пни... Хмурое небо, сдержанные краски - особая тишина и пустота. Увядание природы - увядание усадьбы? Похожее настроение выражено в полотнах С.А. Виноградова «В усадьбе осенью» (1907, ГТГ)», С.Ю. Жуковского «Старая усадьба. Май» (1910, Национальный художественный музей республики Беларусь).

Работа И.И. Левитана «Аллея. Останкино» (1880-е, ГТГ) - посвящение великолепию дворцовых усадеб. Красивая аллея регулярного парка ведет к белой мраморной вазе на постаменте. Подстриженные деревья образуют зеленый коридор, с одной стороны которого светит яркое солнце, с другой - падают густые тени. Торжественное и строгое звучание полотну придают расходящиеся по диагонали линии, насыщенные краски.

Яркие страницы составили усадьбы в творчестве И.Е. Репина. Красное Село, Абрамцево, Хотьково, Качановка, Хотуле-во, Ясная Поляна, Здравнево, Пенаты... Живописные места - Западная Двина, Финский залив; сбор материала для новых картин, исторические реалии, знаменитые личности - все это влекло художника к постоянной смене мест и далеким путешествиям.

Уже по возвращении из пенсионерской поездки, на даче Шевцовых под Петербур-

гом, И.Е. Репин написал картину «На дерновой скамье. Красное Село» (1876, ГРМ). Представлен семейный портрет в интерьере, но дело в том, что он перенесен на открытый воздух. Уютно расположились на мягком диване - дерновой скамье, занятые рукоделием женщины и степенный старик (родители жены художника), рядом стоит мужчина в военной форме. С интересом смотрит-позирует сама В.А. Репина (Шевцова), недалеко от нее на траве играют две девочки (дочери И.Е. Репина), на полотне есть место и любимой собаке. Семью, сидящую на скамье, ограждают высокие деревья - «стены» зеленой комнаты. Сквозь небольшое «окно» - просвет в стене - видны живописная равнина и постройки вдали.

«Лучшей в мире дачей» называл И.Е. Репин усадьбу Абрамцево. Она появилась на рисунках мастера «Вид Абрамцева» (1879, ГТГ), «Пейзаж близ Абрамцева» (1879, ГТГ); в зарисовках для «Летописи сельца Абрамцева» (1879, музей «Абрамцево»); картинах «Летний пейзаж. В.А. Репина на мостике в Абрамцеве» (1879, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), «Абрамцево» (1880, Государственный мемориальный историко-ху-дожественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова).

Необыкновенно поэтичен «Летний пейзаж...» (1879, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) - в пышной зелени парка, на мостике, в красивой шляпе и платье с турнюром изображена жена художника В.А. Репина. Задумавшись, она остановилась и оперлась на перила мостика.

Наполненность усадьбы красотой минувшего выражена в картине «Абрамцево» (1880, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова) - показаны оформленный в виде фонарика-эркера выход в сад, лавочки в тени и девушка, спешно идущая к лестнице. Интересный эффект создается за счет многоуровневос-ти парка - верхняя терраса, стекающие линии зеленых газонов и дорожек, зигзагообразный спуск придают картине живость и динамизм.

Работал И.Е. Репин и в имении Тарнов-ских «Качановка» на Украине: «Там почти все лето каждый вечер я ходил на село. Там, в досвiчани хатиш, устроен был и стол, и все место для дивчат и парубков, и я заполнял альбомы материалами» [4, с. 124]. В усадьбе художник написал картину «Аллея в парке. Качановка» (1880, ГТГ). Среди других полотен «Аллея» кажется не столь

значительной, но этот небольшой этюд говорит о пристальном внимании мастера к окружающему миру, к природе. Изображенный мотив прост - на зеленой аллее, перед лавочкой, остановился увлеченный чтением человек. Его фигура перекликается со скульптурой вдали; кроны деревьев, сомкнувшись, образуют красивый свод. Широкая и скорая манера письма художника передает всю красоту момента.

В 1892 г. И.Е. Репин приобрел в Белоруссии усадьбу «Здравнево». Он перевез сюда отца и двух старших дочерей, прожил вместе с ними с ранней весны до поздней осени. Живописец укрепил камнями берег Двины, построил над домом башню-мастерскую. В усадьбе появились его рисунки «На Западной Двине. Восход солнца», «Пейзаж. Здравнево», «Косцы в поле», «Рига-овин», «В поле», «Корова у плетня» (все - 1892); картины «Белорус» (1892, ГРМ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).

Последние тридцать лет жизни И.Е. Репин провел в усадьбе «Пенаты». Настоящее жизнетворчество проявилось здесь и в организации повседневного бытия, и в художественной работе, и в хозяйственном труде. Дружеские встречи (знаменитые среды), охота, благотворительные спектакли чередовались с сеансами позирования в летней и зимней мастерских. В усадьбе часто проходили просветительские мероприятия, лекции о вегетарианстве для крестьян, которые читала супруга И.Е. Репина Н.Б. Нордман.

Картина «На террасе» (1908, ГТГ), возможно, была написана в одну из таких дружеских встреч. В обвитой зеленью террасе сидит женщина, погруженная в свои мысли, в проеме окна видна темная фигурка мальчика. За пределами террасы - компания, беседующая в саду. Картина содержит в себе две вместо одной и напомина-

Список литературы:

ет печальных героинь на террасах С.Ю. Жуковского, посиделки за чайным столом К.А. Коровина.

С точки зрения усадебного искусства «союзники» унаследовали от учителей необходимый арсенал художественных средств. Синтезируя реалистическую манеру письма, пленэрные и импрессионистические поиски, они создали свой вариант усадебной живописи. В то же время в полотнах передвижников было заложено множество усадебных мотивов, впоследствии получивших развитие у «союзников». В.Д. Поленов и И.Е. Репин сами принимали участие в устройстве усадебного бытия, «союзники» явились лишь созерцателями былой красоты. Уже в пределах нескольких десятилетий можно проследить трансформацию темы усадьбы от жизненной константы в живописи передвижников до опоэтизированной старины в творчестве союзников. И если по отношению к «вельможному» и «дворянскому» периодам усадебной жизни Л. Смирновым были применены метафоры утра (рассвет) и дня (зенит), весны и лета соответственно [5, с. 46-47], то что, как не вечер (закат) и зиму, представило в «биографии» усадьбы искусство мастеров «Союза русских художников»?

Усадьба объединила эпохи и стили, жанры и направления. Жизнь ее обитателей, их умонастроения отображали и вместе с тем создавали историю России. В своих лучших проявлениях усадьба по сей день остается непревзойденным художественным феноменом - примером высокой культуры и духовности. На протяжении столетий эта тема не исчезала из изобразительного искусства, став его важной частью, она наиболее полно раскрылась в живописи первой половины XIX века и на рубеже Х1Х-ХХ веков.

[1] [2] [3]

[4]

[5]

[6]

Константин Коровин. Живопись. Театр: к 150-летию со дня рождения // Гос. Третьяковская галерея / Под ред. Л.И. Иовлевой, науч. ред. О.Д. Атрощенко, Г.С. Чурак. - М.: СканруС, 2012. - 400 с. Крамской И.Н. 1837-1887. Каталог к выставке произведений к 150-летию со дня рождения / Под ред. и со вступ. ст. Я.В. Брука. - М.: Советская Россия, 1988. - 256 с.

Лапшин В.П. Развитие традиций русской живописи XIX века в XX столетии («Союз русских художников» и ряд других объединений) // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1908-1917). Кн. 4. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство / Ред. А.Д. Алексеев, Ю.Я. Барабаш, С.С. Гинзбург, Ю.С. Калашников, А.А. Сидоров, Г.Ю. Стернин, О.А. Швидковский. - М.: Наука, 1980. - С. 29-78.

Лясковская О.А. И.Е. Репин. Жизнь и творчество. - М.: Искусство, 1982. - 480 с. Смирнов Л. Усадебный ландшафт России // Наше Наследие. - 1994. - № 29-30. - С. 35-49. Злыгостева Н.А. http://apchekhov.ru «APChekhov.ru: Антон Павлович Чехов«. Рассказы, повести. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st040.shtml (27.08.14) Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. 990. А.С. Суворину 29 июля 1891 г. Богимово. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.feb-web.ru/feb/chekhov/texts/sp0/pi4/ pi4-254-.htm ( 27.08.14)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.