Научная статья на тему 'Визуальный нарратив военных впечатлений Василия Дмитриевича Поленова (на материале живописных работ и рисунков, выполненных в ходе сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1878-1877) войн)'

Визуальный нарратив военных впечатлений Василия Дмитриевича Поленова (на материале живописных работ и рисунков, выполненных в ходе сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1878-1877) войн) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НАРРАТИВ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ / РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ / ХУДОЖНИК-КОРРЕСПОНДЕНТ / ЦЕСАРЕВИЧ / ЗАКАЗ КАРТИНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Швец Э.Г.

Творчество Василия Дмитриевича Поленова значительное явление в русской живописи второй половины XIX века. В. Поленов исторический живописец, пейзажист, внимательный к деталям художник лирико-бытового жанра. Личность и творческое наследие этого художника и сегодня остаются интересна специалистам исследователям и многочисленным любителям изобразительного искусства. В объективе рассмотрения проблемы участие художника в качестве добровольца в сербско-черногорско-турецкой войне 1876г. Затем В.Д. Поленов был призван в армию и принял участие в должности художника-корреспондента в русско-турецкой войне 1877-78 годов. Визуальные документы двух военных кампаний и нарратив повествования художника о событиях 1876-1878 годов предмет исследования представленной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL NARRATIVE OF WAR IMPRESSIONS IN WORKS BY VASILY POLENOV (CASE-STUDY OF PAINTINGS AND SKETCHES OF SERBIAN-OTTOMAN (1876) AND RUSSO-TURKISH WARS (1877-1878))

Vasily Polenov is a prominent figure in the history 19th century painting in Russia. Above all, he is a history painter, landscapist, the artist of the quotidian. The heritage of this artist has attracted critics worldwide. The paper focuses on artist’s engagement in Serbian-Ottoman War when he enlisted as a volunteer. Later, Polenov was called up and served as a war correspondent during the Russo-Turkish War (1877-1878). The author investigates visual documents of both campaigns and their narrative.

Текст научной работы на тему «Визуальный нарратив военных впечатлений Василия Дмитриевича Поленова (на материале живописных работ и рисунков, выполненных в ходе сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1878-1877) войн)»

ART STUDIES | ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВИЗУАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ ВОЕННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ПОЛЕНОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ И

РИСУНКОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ХОДЕ СЕРБО-ЧЕРНОГОРСКО-ТУРЕЦКОЙ (1876) И РУССКО-ТУРЕЦКОЙ (1878—1877) ВОЙН)

Швец Э.Г.

Российский государственный гуманитарный университет, доцент кафедры теории и истории искусства Нового и Новейшего времени

г. Москва

VISUAL NARRATIVE OF WAR IMPRESSIONS IN WORKS BY VASILY POLENOV (CASE-STUDY OF PAINTINGS AND SKETCHES OF SERBIAN-OTTOMAN (1876) AND RUSSO-TURKISH WARS (1877-1878))

Shvets E.G., Russian State University for the Humanities, Associate Professor at the Dept. of Theory and History of Modern Art, Moscow

АННОТАЦИЯ

Творчество Василия Дмитриевича Поленова - значительное явление в русской живописи второй половины XIX века. В. Поленов - исторический живописец, пейзажист, внимательный к деталям художник лирико-бытового жанра. Личность и творческое наследие этого художника и сегодня остаются интересна специалистам - исследователям и многочисленным любителям изобразительного искусства. В объективе рассмотрения проблемы - участие художника в качестве добровольца в сербско-черногорско-турецкой войне 1876г. Затем В.Д. Поленов был призван в армию и принял участие в должности художника-корреспондента в русско-турецкой войне 1877-78 годов. Визуальные документы двух военных кампаний и нар-ратив повествования художника о событиях 1876-1878 годов - предмет исследования представленной статьи.

ABSTRACT

Vasily Polenov is a prominent figure in the hi^ory 19th century painting in Russia. Above all, he is a hi^ory painter, landscape, the arti& of the quotidian. The heritage of this artiS has attracted critics worldwide. The paper focuses on arti^'s engagement in Serbian-Ottoman War when he enMed as a volunteer. Later, Polenov was called up and served as a war correspondent during the Russo-Turkish War (1877-1878). The author inve^igates visual documents of both campaigns and their narrative.

Ключевые слова: русская живопись, изобразительное искусство, нарратив, визуальный документ, русско-турецкая война, репрезентация темы, художник-корреспондент, цесаревич, заказ картины

Keywords: russian painting, visual arts, narrative, visual document, Russo-Turkish War, representation of subject, artiS as war correspondent, the heir to the throne, contract

Визуальный нарратив в документальных произведениях, выполненных на театрах военных действий в 1876 - 78 годах Василием Дмитриевичем Поленовым сегодня представляется одним из интересных аспектов в изучении творчества известного художника. Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ - это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации, в нашем случае визуальной информации, сопровождающей военную кампанию.

Актуальность предпринятого исследования и историко-культурный контекст, описываемой эпохи, представляется нам очень важными аспектами для понимания того, что эта страница из жизни и творческой деятельности В. Поленова действительно незаслуженно забыта и недостаточно описана в исследованиях. В этой статье предлагается рассмотреть нарратив визуальных документов и специфику позднее исполненных по военным впечатлениям работ, созданных В. Поленовым в должности художника - корре-

спондента и официального художника при главной квартире наследника-цесаревича Александра Александровича.

Один из ярких эпизодов жизни и творческой биографии художника В. Поленова - участие в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877—1878) войнах, остался сегодня почти не изученным. В многочисленных исследованиях творчества В. Поленова об этом непродолжительном по времени, но значительном событии в жизни художника, сказано вскользь и предельно кратко: «Возвратившись в 1876 г. в Россию, [В. Поленов] вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра Ш)»[1 Стр.26 ]. Эта и подобные цитаты в одно-два предложения начинают и завершают повествование об участии В. Поленова в военных кампаниях 1876-1878 гг.

Политические, экономические, общественные и культурные отношения между народами различных стран всегда являлись важной составной частью жизни России и пред-

метом обсуждения не только в кругу императорского двора, но и в кругах научной и творческой среды российского общества. Большое значение имели и имеют общественные контакты и для развития культуры. Все сказанное в полной мере относится и к проблеме русско-сербских отношений, возникших достаточно давно. Особенно значительными русско-сербские связи становятся в XIX в. - в период подъема национально-освободительной борьбы сербского народа против турецкого ига. В XIX в. значительную поддержку национально-освободительной борьбе сербов оказала Россия. Важную роль в развитии связей России и Сербии с середины XIX в. играли Славянские комитеты, которые помогали отдельным представителям сербского национального движения, выделяли средства для обучения южнославянской молодежи в России.[2]

Сербо-турецко-черногорская война 1876 г. явилась своеобразным «индикатором», показавшим определенный уровень развития национального самосознания россиян, которые демонстрировали понимание своего этнического и духовного происхождения, специфики своего культурного и духовного родства с другими славянскими народами.[3]

Предпосылки к началу Сербо-черногорско-турецкой войны, безусловно, обсуждали в окружении Ивана Сергеевича Тургенева, жившего тогда в Париже. И. Тургенев был дружен с Иваном Сергеевичем Аксаковым с молодых лет и относился к И. Аксакову с чувством глубочайшего уважения. И. Аксаков — журналист и писатель, славянофил, в годы войны с Турцией выступал как горячий защитник славян; в речах порицал русских дипломатов.[4 Стр.325 ]

Немалую роль в самоопределении В. Поленова, как личности сыграли встречи художника в Париже с И. Тургеневым. В. Поленов познакомился с писателем в 1874 году, благодаря Илье Ефимовичу Репину, писавшему в это время портрет И. Тургенева. Оба художника вошли в своеобразный «кружок русских», который сформировался вокруг профессора живописи Алексея Петровича Боголюбова. И. Тургенев заметно выделял В. Поленова среди других художников, живших в то время в Париже. Он привлек его в тесный круг своих друзей, ввел в салон Полины Виардо, где собирался цвет парижской интеллигенции. В письмах В. Поленова родным мы находим упоминания о посещениях им И. Тургенева, об осмотрах его галереи и галереи Полины Виардо.[5] «Кружок русских» и самоопределение себя как русского художника в Европе - это та часть жизни молодого человека, которая сформировала его как гражданина. Ко времени описываемых событий, В. Поленов находился в Европе уже четыре года из шести, отведенных ему Академией для дальнейшего обучения и совершенствования мастерства художника. В это время В. Поленов много путешествовал, копировал произведения старых мастеров, (что входило в программу заграничной поездки выпускников Академии), много работал как художник исторического жанра, что соответствовало полученному им образованию исторического живописца, объездил почти всю Европу. В картинах, написанных на историческую тему, он документально точен в воспроизведении деталей, продуманно избирает сюжет, тонко трактует сцену или образ в композиции картины. В это время им создаются известнейшие полотна «Арест гугенотки» и «Право господина»[ 6 Стр. 21 ]. Позже обе эти работы были отмечены на академической выставке 1876года. Обе работы были почти сразу куплены: Павел Третьяков приобретает картину «Право господина» а цесаревич Алек-

сандр Александрович картину «Арест гугенотки», которая впоследствии поступила в музей Александра III (Русский музей).

Вместе с определением своего места в искусстве В. Поленовым, пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на Родине, появилась настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию. Укрепиться в этом решении художника подтолкнули близкие ему убеждения И. Репина и полемика с критиком В. Стасовым. В. Поленов пишет прошение в Академию о досрочном возвращении на Родину. Возвращаясь в Россию и подводя итоги заграничному житью, Поленов написал родным: «Пользу, однако, она [поездка в Европу] мне принесла во многих отношениях... Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа, животных, nature morte, и так далее и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному бытовому жанру, которым я и займусь»[7 Стр. 24]

Период пенсионерской поездки, работа по копированию в европейских галереях, встреча с художниками и широкий круг общения с русской творческой интеллигенцией за рубежом, помог В. Поленову понять, что не только историческая живопись для него интересна и тематически привлекательна. Ранние жанровые работы Поленова (такие, как «Право господина», 1874) были решены в духе академизма и салонного романтизма, что вполне естественно для выпускника исторического класса Академии художеств. В Европе художник обретает широкую, свободную манеру письма и обращает свое внимание на многообразие стилистических приемов современной ему европейской живописи, жанровое разнообразие в работах мастеров.

В. Поленов возвращается домой, увидев первые представления на выставках в Париже импрессионистов, испытав влияние барбизонской школы, с творческим опытом которой он познакомился во Франции. На творческие поиски барбизонской школы В. Поленов обращает внимание посредством знакомства с коллекцией И. Тургенева. В. Поленову в Европе представился опыт работы с И. Репиным и А. Боголюбовым на пейзажной натуре, обращение к натурному пейзажу. Лучшие «французские» картины В. Поленова - «Рыбацкая лодка. Этрета» (1874), «Белая лошадь на фоне нормандского берега» (1874). После поездки в Европу и обучения там, художник демонстрирует свободную живописную манеру письма и выбирает для пейзажных мотивов естественные и задушевные образы родной природы, знакомые с детства.

Это было время, когда волна энтузиазма, охватившая русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекала романтиков и патриотов и они записывались в ряды добровольческой русской армии генерала Черняева, отставного генерала, участника Севастопольской обороны в Крымскую войну. Из России в Сербию и Черногорию направлялось до 5 тыс. добровольцев. Среди них были известные художники К.Е. Маковский, писатель Г.И. Успенский, врачи С.П. Боткин и Н.В. Склифо-совский. Личные обстоятельства и патриотический настрой среди русской интеллигенции, встретивший художника на Родине, побудил В. Поленова отправиться добровольцем в сентябре 1876 года на сербско-черногорско - турецкий фронт. Он едет в Сербию, в добровольческую армию М. Г. Черняева с заданием вести документальные зарисовки для публикации в русских периодических изданиях. В. Поле-

нов, как исторический живописец видит себя художником, который хочет запечатлеть современные ему события. Журнал «Пчела», где в составе редакционного совета работал Адриан Викторович Прахов, инициировавший военный отчет В. Поленова, в 1876 году публикует не только рисунки В. Поленова, но и дневник русского добровольца [8].

Боевые действия и пребывание В. Поленова в Сербии продлились чуть более 4-х месяцев. За участие в кавалери-стской атаке В. Поленов награжден черногорской медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Военные впечатления были отражены им в рисунках, опубликованных в журнале Пчела. Это в основном сцены из бивуачной жизни, этнографические типы, архитектурные зарисовки. «Сюжеты человеческого изуродования и смерти», где все «так ужасно и просто», были чужды Поленову[9 Стр.26].

Выставка военных работ В. Поленова в Академии художеств пользовалась огромным успехом. Многие, патриотически настроенные современники, были уверены, что именно за цикл работ, посвященных событиям на сербско

- черногорско - турецкой войне художнику в 1876 году было присвоено звание академика живописи. Однако формальным основанием для этого стала серия - около 50 -ти картин, написанных за границей и картина, написанная во Франции

- «Арест гугенотки, графини д'Этремон» [10 Стр.11 ].

Летом 1877 года художник ненадолго приезжает в Оль-шанку, в имение своего деда, где пишет этюды, в частности - «Пруд в парке. Ольшанка», «Ванька с Окуловой горы», портрет Никиты Богданова.

В 1877 году Василий Дмитриевич снова отправляется на Балканы, на этот раз на Русско-турецкую войну. В этот период в России была проведена дополнительная мобилизация и художника призывают в действующую армию [11 Стр.117]. В. Поленову предписывается быть художником -корреспондентом при главном штабе цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III). Действия Рущукского отряда, которым командовал великий князь Александр Александрович, хотя и были признаны успешными, не содержали того ослепительного блеска, каковым сопровождались действия армии генерала М. Д. Скобелева в ходе русско - турецкой кампании 1877 - 78 гг. [12 Стр. 79-82]. В этой военной кампании, художником при главном штабе генерала М.Д. Скобелева работал Василий Васильевич Верещагин. Значительным явлением в искусстве батального жанра были его документальные зарисовки боевых действий, ценным историческим материалом сегодня являются его воспоминания и «Балканская серия» картин и рисунков.

В отличие от батальных сцен этюдов и картин В. Верещагина, посвященных событиям этой войны, В. Поленов, в своих живописных работах, изображает военный быт и местные пейзажи. Такие нарративно-документальные свидетельства визуального характера были также традицион-ны для работы художников в составе действующих армий и на театрах военных действий как изображение баталий и портретных типов героев сражений. Одна из ключевых картин В. Поленова этого периода - «Комната командующего Рущукским отрядом великого князя Александра Александровича». Хотя Рущукский отряд был в стороне от района главных боевых действий, но и там были атаки и контратаки, рекогносцировки и отступления. Несмотря на свое высокое положение, цесаревич Александр Александрович лично участвовал «в делах» [военных]. Например, 12 октября 1877

г. он возглавил усиленную рекогносцировку неприятельского расположения[13].

Изучив переписку В. Поленова 1877-78 годов, исследователь М.И. Копшицер пишет: «...в начале ноября 1877 года, Поленов прибыл в район Рушука, где расположена была главная квартира, представился великому князю и... принялся писать этюды на приготовленных заранее маленьких дощечках. В сражениях он на сей раз не участвовал, никаких наград не заслужил, но навсегда приобрел отвращение к войнам. В иной день он делает до шести этюдов, но, как правило, эти этюды носят характер очень мирный: нечто пейзажно-этнографическое [14 Стр.117].

Говоря сегодня об этих «пейзажно-этнографических» зарисовках можно сослаться как на эпистолярное наследие самого В. Поленова, так и на его визуальный нарратив в передаче впечатлений от войны, на которой он оказался. В. Поленов писал в письме к И. Репину: - «русская армия не живописна, вот турецкая — другое дело». В письме Климен-товой (Поленов писал, что «сюжеты... человеческого изуро-дования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне». И признается: «Во всяком случае, я чувствую в себе какой-то недочет, не выходит у меня то, что есть в действительности; там оно так ужасно и так просто» В письмах Поленов пишет обо всем так, что жутко становится. Он видел, как один смертельно раненный солдат, обезумев от боли и жажды, сгребал и пил собственную кровь, смешанную с его же мозгом, как другой в исступлении рыл около себя рукой яму, пока не умер. Он с удивлением узнал, что убитые наповал умирают с открытыми глазами: под человеком лужа крови, а он смотрит открытыми и погасшими глазами в небо. «И странное дело, — пишет Поленов, — тогда я на все смотрел почти спокойно, даже многих зачертил у себя в альбоме»[ 15 Стр. 118]

Будущий император Александр III всегда ценил творчество Поленова, каталог произведений изобразительного искусства императора, который был опубликован после войны, содержал в себе большое количество работ художника.

Свидетельства о службе Поленова в качестве художника - корреспондента можно прочитать в переписке великого князя Александра Александровича: - 2 ноября 1877 года наследник пишет жене: «На днях приехал к нам Поленов и уже начал рисовать. Он сделал уже масляными красками этюд моего домика премило, болгарскую церковь и ещё несколько маленьких групп, а теперь начал нашу столовую, которая может очень хорошо удасться и весьма оригинальна. Я непременно пришлю тебе некоторые рисунки, которые более будут окончены»[16].

20 декабря 1877 года наследник сообщает: «Моя милая душка Минни, вот ещё прелестный вид из нашего села, на окрестности и на Балканы в ноябре месяце, в 5 ч. вечера после заката солнца. Сегодня Поленов начал масляными красками мою маленькую комнатку с моим портретом, за письменным столом, но комнатка так мала, что он должен был рисовать её из другой, которая рядом и которая очень холодна, так что и он и я сидели в тёплых пальто и всё-таки мёрзли страшно. Кажется, что картинка удаётся»[17].

12 января 1878 года великий князь Александр Александрович пишет брату великому князю Сергею: «Минни недавно показывала тебе рисунки Поленова, которые я ей послал с письмами, если нет, то скажи ей, чтобы она тебе показала их, есть прелестные и с большим талантом сде-

ланные. Поленов много сделал эскизов и рисунков, так, что коллекция будет премилая и интересная[18]».

Это документальные свидетельства места, времени и персоналий, описываемых событий, для этого и был приглашен в ставку великого князя мобилизованный в армейские ряды художник В. Поленов. Выполнены работы в графической документальной традиции своего времени и не противоречат горизонтам ожидания основного заказчика - великого князя. Это визуальные документы по форме исполнения, а по сути дальнейшего бытования - это графически и живописно исполненные произведения художника В. Поленова. Увы, многие из картин были утеряны после 1930-х годов[19 ]

Во время пребывания в Болгарии Поленов выполнил четырнадцать этюдов маслом, а по возвращении в Россию написал по заказу цесаревича 11 картин. Все кроме одной были размещены в Александровском дворце. А картину «Кабинет государя наследника» Александр Александрович подарил Марии Фёдоровне, картина была помещена в её кабинете в Гатчинском дворце[20].

Между тем жизнь шла своим чередом и другие персонажи и события освещены и описаны в официальных биографиях художника с датами 1876-78 гг. Про этот период жизни художника исследователи пишут - «Поленова влекут опасности и роковые красавицы. Кажется, девушка его мечты должна быть непременно необычной, яркой личностью. Он встретил Марию Николаевну Климентову в обстановке самой прозаической, но на роль романтической героини колоритная русская певица, солистка Большого театра, подходила идеально. Именно ей он писал с войны. Однако роман с Климентовой закончился драматически - она вышла замуж и это был конец отношений.[21]

В период 1878-83 гг. В. Поленов выполнил шестнадцать полотен на тему Русско-турецкой войны уже с позиции человека пережившего эти события, осмыслившего их. Именно поэтому мы можем говорить о том, что сюжеты их нарративны, т.е. неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и собственный взгляд на окружающий мир. Взгляд художника на и визуальный рассказ о русско-турецкой войне 1877-78 гг., языком пейзажного жанра и графических зарисовок из повседневной походной жизни, видимо, был понятен и дорог семье великого князя Александра Александровича. Написание картин по материалам, собранным в экспедициях (в данном случае - военная экспедиция), встречаются в работе любого художника, побывавшего в научных или военных экспедициях. Это часто творческое переосмысление собранного материала по возвращении домой и исполнение полотен или графических листов с учетом поставленных задач и приобретенных впечатлений. Традиционны и заказы со стороны тех, кто являлся заинтересованным лицом в приглашении художника для работы в экспедициях.

Например: картина «Главная квартира в Рущуке (Домик Государя Наследника)», 1883 Х., м. 27,5х47,5 справа внизу монограмма и дата: В,П,83. заказана художнику Александром III и приобретена в декабре 1883 г. за 600 руб. Ко времени заказа картины наследник Александр Александрович стал императором Александром III. Картина находилась сначала в 1-ой Уборной Александра III, затем - во 2-ой Уборной. С 1959 г. [находится] - в ГРМ [22]. Картина эта,

безусловно, является визуальным нарративом военных впечатлений художника и заказчика. Художник, основываясь на натурных этюдах, предлагает свою версию визуального рассказа о событиях недавнего прошлого, а заказчик хочет сохранить в памяти пережитые события и впечатления посредством уже не бегло исполненного этюда, а полноценного художественного произведения.

Спустя шесть лет, после окончания Русско-турецкой войны 1877-78 годов, Александр III напомнил В. Поленову, что за ним батальные картины о прошедшей военной кампании. Художник выполнил среди прочих, заказанных в 1883 году императором работ, картину «После боя. Близ селения Меч-ка». Об этой, не характерной для творческой манеры художника работе, выполненной уже вслед ушедшим событиям, М.И. Копшицер в своей книге «Поленов» написал: «В Русском музее есть картина «После боя. Близ селения Мечка». Датирована картина 1883 годом. Ярко-зеленая трава, мирный ландшафт. Среди камней лежит на этой траве убитый солдат. Его окружают вороны и шакалы. Что это? Попытка через пять лет запечатлеть обобщенный образ войны? Но почему тогда именно «Близ селения Мечка»? Сражение при Мечке произошло 30 ноября, а зима в этот год выдалась редкостно холодной. В начале января мороз достиг 25 градусов. Картина Поленова производит, разумеется, должное впечатление, причем впечатление это создается именно контрастом трупов и мирного солнечного пейзажа с яркой травой».»[23 Стр.118 ]. Картина эта написана по наброску, сделанному на следующий день после сражения при Мечке. Здесь уместно подтвердить проблемное поле нарратологии визуального рассказа в пересказе прошедших событий именно В. Поленовым. Визуальное повествование В. Поленова отличается авторским выстраиванием сюжета - размышления об ужасах войны не в динамике баталий, а в статике ужасающих последствий или коннотации жизненных реалий на войне, помимо военных действий. Нарратив визуального рассказа В. Поленова совершенно отличен от батальных повествований на картинах В. Верещагина и романтическо-салонных сцен К. Маковского. (Константин Маковский - еще один художник, принявший участие в военных событиях 187778 годов и написавший, в частности, по впечатлениям этой войны картину «Болгарские мученицы»)

И в завершении повествования об участии художника В. Поленове в военной кампании 1877-78 гг. можно обратиться к письмам графа Шереметева, где говориться о том, что художник - корреспондент В. Поленов выполнил шестнадцать полотен на тему Русско-турецкой войны. Пятнадцать из этих работ были размещены в жилых комнатах императорской четы и в гостиной на запасной половине дворца, где каждый год проходили ужины в память Мечки [населенный пункт в Болгарии, где проходили боевые действия]. «Всякий раз готовились особые menu, которые присылались всего чаще художником Поленовым, бывшем в Рущукском отряде при цесаревиче». [24].

Основные, сохранившиеся работы двух военных экспедиций В. Поленова [25]

1. Черногорец. 1876 Герцеговинец в дозоре. 1876 Повозка с ранеными. 1876 Мост через реку Чуприя в Парачи-не. 1876 Парачин. 1876 Римская крепость в Семендрии.1876 Черногорская девушка. 1876

2. Зарисовки из Русско-турецкой войны. Болгарский домик. 1877 Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце. 1877 Столовая в землянке. Брестовец.

1877 Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце. 1878

3. «После боя. Близ селения Мечка». 1883

Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича 1883

Литература

1. Пастон Э. Поленов Поленов Василий Дмитриевич Л.: 1991 -192с.

2. Власова Ю. В. Автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03, диссертация на те-му:Сербо-турецкая война 1876г. и общественное мнение России

3. Власова Ю. В. Автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03, диссертация на те-му:Сербо-турецкая война 1876г. и общественное мнение России

4. РВБ: Н.С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах наст. изд., т. 6.URL http://rvb.ru/leskov/02comm/078.htm/ [Обращение на 17.03.2016]

5. Пастон Э. Биография Василия ПоленоваиКЬ http:// vasily-polenov.ru/bio3.php [Обращение на 17.03.2016]

6. Пастон Э. Биография Василия ПоленоваиКЬ http:// vasily-polenov.ru/bio3.php [Обращение на 17.03.2016]

7. Пастон Э. Поленов Поленов Василий Дмитриевич Л.: 1991 -192с.

8. Рябов Е. Адриан Викторович Прахов URL http:// proza.ru/2009/03/08/808 [Обращение на 17.03.2016]

9. Пастон Э. Поленов Поленов Василий Дмитриевич Л.: 1991 -192с.

10. Василий Дмитриевич Поленов: Альбом / Авт. текста и сост. Т. В. Юрова. М.: Искусство, 1972. - 144с.

11. Копшицер, М.И. Поленов М.: Молодая гвардия ,2010 . - 335 с.

12. Цыганов А. В. События русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в воспоминаниях художника В.В. Верещагина [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы между-

нар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 79-82.

13. Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна». Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 2006

14. Копшицер, М.И. Поленов М.: Молодая гвардия ,2010 . - 335с.

15. Копшицер, М.И. Поленов М.: Молодая гвардия ,2010 . - 335 с.

16. Миронова С. А., Шукурова А. Э.Гатчинский дворец. Страницы истории музея. Фотоальбом. Санкт-Петербург, 2007

17. Миронова С. А., Шукурова А. Э.Гатчинский дворец. Страницы истории музея. Фотоальбом. Санкт-Петербург, 2007

18. «Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна». Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 2006

19. Пастон Э. Биография Василия Поленова URL http:// vasily-polenov.ru/bio3.php [Обращение на 17.03.2016]

20. Миронова С. А., Шукурова А. Э.Гатчинский дворец. Страницы истории музея. Фотоальбом. Санкт-Петербург, 2007

21. Пастон Э. Биография Василия ПоленоваURL http:// vasily-polenov.ru/bio3.php [Обращение на 17.03.2016]

22. Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна». Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 2006

23. Копшицер, М.И. Поленов М.: Молодая гвардия ,2010 - 335с.

24. «Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна». Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 2006

25. Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна». Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.