Научная статья на тему 'Васильева С. В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе XVII-XXI вв. : историография и источники. Улан-Удэ. Изд-во БНЦ со РАН, 2010. 204 с'

Васильева С. В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе XVII-XXI вв. : историография и источники. Улан-Удэ. Изд-во БНЦ со РАН, 2010. 204 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Васильева С. В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе XVII-XXI вв. : историография и источники. Улан-Удэ. Изд-во БНЦ со РАН, 2010. 204 с»

РЕЦЕНЗИЯ

Васильева С.В. Г осударственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе ХУН-ХХ1 вв.: историография и источники. - Улан-Удэ. Изд-во БНЦ СО РАН, 2010. - 204 с.

Сегодня ведущие аналитики признают, что сложившаяся за много веков в нашей стране культура сосуществования и диалога различных этносов и конфессий может рассматриваться как уникальный цивилизационный потенциал. Но историческому опыту веротерпимости необходимо найти новейшие, эффективные формы своего воплощения. От того, насколько зрелым окажется подход к проблемам конфессиональной политики, зависят наши шансы на возвращение в ряды лидеров современного мира, в котором процессы глобализации не стирают, а по-новому высвечивают духовную индивидуальность.

Один из ключевых моментов здесь - взаимное узнавание. Оно тем более важно, если принять во внимание, что после десятилетий господства тотальной атеистической пропаганды большинство россиян имеет довольно смутные представления о религиях, которые исповедуют их соотечественники. «Духовная карта России» в сознании большинства из нас зияет белыми пятнами. Представления о ряде исповеданий злонамеренно мифологизируются. Объективный недостаток информации, нехватка профессиональных религиоведческих кадров, журналистская недобросовестность, идеологические предубеждения - все это создает фон для появления виртуальных монстров, имеющих мало общего с истинным обликом той или иной конфессии. В связи с этим сегодня как никогда оказываются востребованными работы ученых, опирающиеся на аргументированные суждения о ней.

В последние годы отечественная историография пополнилась многочисленными трудами, посвященными истории российского и зарубежного старообрядчества. Среди них видное место занимают работы о правовом положении старообрядчества в Байкальском регионе.

В августе 2010 г. вышла в свет монография С.В. Васильевой «Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе ХУ11-ХХ1 вв.: историография и источники», которая кардинальным образом изменила информационное пространство в данной области.

Изучение автором государственной политики в отношении старообрядчества, проводимой в течение более трех столетий, позволило более глубоко осмыслить политическую ситуацию в России и на ее окраинах, раскрыть сложные механизмы имперского законотворчества, определить характер вероисповедных реформ в советский период, проанализировать взаимоотношения представителей старообрядческих общин и власти на современном этапе.

В своем исследовании историк сумел с разных сторон рассмотреть поставленную проблему.

Первая глава работы посвящена историографическому аспекту исследования, в которой вполне заслуженно выделяются самостоятельные разделы: труды дореволюционных историков, работы советского периода, современные исследования и региональная литература по проблеме правового положения старообрядчества в России и особенностях ее проявления в Байкальском регионе.

Необходимо отметить, что в главе на основе анализа литературы советского периода выделяется приоритетное направление в изучении истории старообрядчества - региональная историография, в которой, по мнению автора, отмечается, что «... сегодня во многих исследованиях анализируется лишь отдельные аспекты и периоды старообрядческих региональных центров, не дается целостной характеристики правительственной и церковной политики по отношению к староверию, белым пятном остается фактографическая история старообрядчества в Байкальском регионе в ХХ-ХХ1 вв.» (С.91).

Рецензируемое издание явилось результатом большой исследовательской работы, в ходе которой был обобщен и систематизирован внушительный объем архивных комплексов. Данному аспекту посвящена вторая глава работы.

Л.М. Дамешек. Васильева С.В. Государственная конфессиональная политика по отношению к старообрядчеству в Байкальском регионе ХУ!!-ХХ! вв.: историография и источники.____________________________________________________________________

В главе существенное внимание уделено введению в научный оборот документов трех центральных и четырех региональных архивов, включающих многочисленные материалы (более 57 фондов), выполненные как на профессиональном, так и на любительском уровнях.

Большим достоинством данной части является классификация выявленных источников, которая позволяет автору констатировать, что «.документальные комплексы исследования в значительной степени отличаются друг от друга происхождением, функциональной направленностью и степенью объективности в освещении государственно-конфессиональной политики в отношении старообрядчества Байкальского региона. Все это ведет к росту латентной информации, для извлечения которой требуется применение новых методов, а изменение видовой структуры исторических документов ставит перед исследователем проблему тщательного отбора и компаративного анализа» (С. 130).

Основной вывод, к которому приходит исследователь, заключается в том, что « ... отечественная и зарубежная историография старообрядческого направления проделала достаточно долгий и сложный путь развития, отразив происходившие изменения государственной политики и общественного сознания. В советский период была выработана определенная концепция в отражении государственно-конфесиональных отношений, которая обусловила полный разрыв с дореволюционными исследованиями и характеризовалась отсутствием преемственности. Постсоветская историография прошла самостоятельный путь оформления и развития, не связанный с достижениями и традициями предшествующего советского периода» (с. 162).

Резюмируя, нужно отметить, что рецензируемая монография является серьезным научным исследованием, дополняющим историографию проблемы во многом постановкой и объективным рассмотрением сложнейших аспектов конфессиональной политики России.

Опечатки, неточности в написании иностранных имен и прочие неизбежные мелкие погрешности, которые, увы, встречаются в рецензируемой работе, не меняют общего впечатления: появилось добротное, глубокое и оригинальное исследование, которое заслуживает быть поставленным в один ряд с наиболее заметными трудами отечественной сибирской историографии.

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Иркутского государственного университета заслуженный деятель науки России

и Республики Бурятия Л.М. Дамешек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.