Научная статья на тему 'Варшавский договор-2'

Варшавский договор-2 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Антонов Сергей

"Еженедельный журнал", М., 2003 г., № 17, с. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Варшавский договор-2»

пожизненным главой Управления мусульман Кавказа. Путем голосования он был только утвержден на следующие пять лет". Чиновник отметил, что "пожизненной должности главы Духовного управления мусульман Кавказа нет и быть не может!". В ответ на это представитель ДУМК Миразиз Сеидзаде заметил: "Если Папа Римский или Патриарх Московский избираются на пожизненный срок, то почему мусульмане не имеют на это права?".

"НГ-религии ", М., 6 августа 2003 г.

Сергей Антонов,

публицист

ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР-2

Договор о коллективной безопасности — ДКБ — из аморфного образования с участием шести стран — членов СНГ (России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Таджикистана) превращается в полноценный военно-политический блок. Впервые со времен крушения системы Варшавского договора Россия фактически взяла на себя руководство оборонным альянсом, правда, теперь всего лишь на части постсоветского пространства. На саммите глав стран — участниц ДКБ в Душанбе принято решение о преобразовании этой структуры в ОДКБ — Организацию договора о коллективной безопасности (явное подражание НАТО — Организации Североатлантического договора). По натовскому образцу введен и пост генсека Совета коллективной безопасности — его занял Николай Бордюжа. В 90-е годы он командовал российскими погранвойсками (следовательно, взаимодействовал с представителями всех стран — членов ДКБ), затем сделал завидную политическую карьеру: секретарь Совбеза, руководитель администрации президента в позднеельцинские времена. За лояльность к премьеру Евгению Примакову был "сослан" послом в Данию. Теперь давние обиды забыты, а дисциплинированный и дипломатичный генерал может оказаться вполне на месте во главе ОДКБ.

Шесть президентов договорились и о создании объединенного штаба ОДКБ, который должен начать работу в 2004 г. Постоянный совет организации будет собираться два раза в месяц. Решения ОДКБ станут обязательными для стран-участниц — еще один признак полноценного военного блока. Формирование ОДКБ должно завершиться уже к концу нынешнего года, когда парламенты всех стран-участниц ратифицируют

учредительные документы организации (устав и соглашение о правовом статусе), которые были подписаны в октябре 2002 г. на кишиневском саммите.

Становление ОДКБ происходит в период, когда в мире полным ходом идет выстраивание однополярной системы. И хотя Тони Блэр утверждает, что пресловутыми "полюсами" должны стать США и Европа, в Старом Свете мало кто тешит себя такими иллюзиями. Иракская война показала, что мир в обозримом будущем должен будет существовать в условиях доминирования США. Неудивительно, что наиболее последовательные оппоненты США в иракском вопросе пытаются консолидировать вокруг себя своих ближайших союзников, чтобы создать, если не полноценный другой полюс, то хоть какой-то противовес доминирующей державе. В этом отношении России проще, чем Франции и Германии. Когда весной 2003 г., почти одновременно с саммитом ДКБ, в Брюсселе главы Франции, Германии, Бельгии и Люксембурга приняли решение о создании сил быстрого развертывания ЕС, то Ширака и Шрёдера подвергли критике не столько американцы, сколько ориентированные на США соседи по континенту: британцы, испанцы, итальянцы. Францию и Германию обвиняют в провоцировании раскола НАТО, так как силы быстрого развертывания планируется создать независимо от традиционных североатлантических структур. И заявления о том, что никто не собирается отрицать принципы натовской солидарности, не помогают.

Россия же действует на постсоветском пространстве — по молчаливому признанию всего мира — в сфере своих собственных интересов (несмотря на то что в последнее время этой сферой все больше интересуются США). Более того, одна из задач ДКБ — противостоять международному терроризму, вновь активизирующемуся в Афганистане (трое из шести участников альянса находятся в Центрально-Азиатском регионе). А США, несмотря на военные успехи конца 2001 г., так и не удалось добить ни талибов, ни "Аль-Каиду". Еще одна проблема, которую призвана решать организация, — противодействие наркотрафику — также не может вызывать раздражение американцев. Лишь наигранно-простодушный белорусский батька Лукашенко поделился с прессой мыслями, которые могут встревожить бушевскую администрацию: "Определенные силы в ООН ведут к слому системы международной безопасности... Нам нужна более гибкая координация наших действий в критические моменты". Известный анфан террибль

Александр Григорьевич может выболтать то, о чем его коллеги предпочитают не говорить вслух.

Старая система международной безопасности декларировала принцип невмешательства во внутренние дела суверенных государств без санкции Совбеза ООН (разумеется, он нарушался, но то были исключения). Теперь же, после успеха в Ираке, есть соблазн перманентного "экспорта демократии" в другие страны. Причем совсем не обязательно с применением крайнего средства — военной силы. В ряде случаев может хватить массированного военно-политического давления, при котором аргументы дипломатов будут подкрепляться недвусмысленной угрозой повторить "иракский сценарий". Если взглянуть на состав военных союзников России, легко сделать вывод, что все они в той или иной степени не соответствуют критериям классической демократии. В наибольшей степени им отвечает Армения, но в этой стране результаты недавних президентских выборов были с явным скептицизмом восприняты европейскими наблюдателями. Белоруссия давно стала притчей во языцех для всего Запада в вопросах соблюдения (точнее, несоблюдения) прав человека. В Казахстане и Киргизии наиболее влиятельные лидеры оппозиции либо сидят в тюрьме по обвинениям в экономических преступлениях, либо живут в эмиграции. К тому же американские правоохранительные органы всерьез заинтересовались президентом Нурсултаном Назарбаевым, которого западные и российские СМИ обвиняют в коррупции. Что касается Таджикистана, то раздел власти в этой стране между кулябским и памирским кланами (т.е. сторонниками президента Рахмонова и исламистами) привел лишь к внешнему соблюдению демократических процедур. Пример с Назарбаевым показал, что США вовсе не намерены "отпускать" всем постсоветским правителям их грехи, даже если те публично подчеркивают свою приверженность дружбе с Америкой. Пока, похоже, только лидеру Узбекистана Каримову дана вашингтонская индульгенция. Правда, тому повезло: его оппозиционеры в основном принадлежат к лагерю исламских фундаменталистов, а борьбу с ними американцы грехом не считают. Россия для стран СНГ куда более удобный партнер — она правозащитными вопросами не интересуется и дружит даже с Туркменбаши.

Для военно-политической интеграции в обход американцев есть еще одна веская причина. Это сложная внутриполитическая ситуация в большинстве стран — членов ДКБ. Армянское общество расколото на сторонников президента Кочаряна и бывшего претендента на этот пост

Демирчяна. В Таджикистане Рахмонов не полностью контролирует даже командиров из своего кулябского клана. Аскар Акаев находится в перманентном конфликте с элитами юга Киргизии. В Казахстане все чаще обсуждается вопрос о том, кто будет преемником стареющего Назарбаева, причем фигуры, устраивающей всех, пока не видно. Казалось бы, в Белоруссии политическая тишь да гладь, но это не значит, что Лукашенко может чувствовать себя неуязвимым: перед прошлыми президентскими выборами ходили упорные слухи, что в Москве внимательно присматриваются к батькиным оппонентам. Вот и льнут постсоветские лидеры к России как оплоту стабильности, оформляя свое сближение с ней то в рамках формируемой ОДКБ, то ЕврАзЭС — экономического аналога оборонного договора, в который входят пять из шести членов ДКБ (а шестой — Армения — только что стала в ЕврАзЭС наблюдателем).

Что касается самой России, то для нее ОДКБ — идеальный ответ тем, кто упрекает Владимира Путина, что тот "сдал" СНГ американцам, усугубив и без того непростую для России геополитическую ситуацию. Да, вооруженные силы США пользуются взлетно-посадочными полосами в Киргизии — но зато теперь там же будет авиабаза ОДКБ (в городе Кант). Таджики хотят отозвать из своей армии российских военных советников и тянут с ратификацией договора о создании у себя военной базы РФ, зато Рахмонов на душанбинском саммите стал председателем ДКБ. Россия "потеряла" Грузию, подписывающую все новые военные соглашения с США, зато "подтянула" к себе Армению, которая в последние годы существования СССР была среди наиболее активных сторонников ликвидации Союза.

Новый аналог Варшавского договора, впрочем, означает и фактическое признание заката СНГ. Действительно, трудно представить себе в одном военном альянсе Армению и Азербайджан, так и не решивших карабахскую проблему. О "проамериканской" Грузии говорилось выше. Украина всячески демонстрирует свое желание интегрироваться в НАТО. Узбеки оказывают знаки внимания американцам, Туркменбаши принципиально сторонится любых военных союзов, балансируя между Россией и Ираном. Балансируют и правящие молдавские коммунисты — между Россией и Западом, от финансовой поддержки которого зависит их страна. Так что реальное влияние на постсоветском пространстве теперь будут иметь новые организации типа ДКБ или ЕврАзЭС, а отношения между Россией и государствами СНГ, в эти организации не входящими, будут строиться преимущественно на

двусторонней основе. Впрочем, это не означает, что Содружество будет

распущено, — оно пока никому особенно не мешает.

* * *

Совет коллективной безопасности СНГ

Совет коллективной безопасности образуют государства — участники Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного в мае 1992 г. в Ташкенте главами шести государств: Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позже к ним присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (в 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать участие в договоре). По общему мнению, в первые годы после подписания договора роль его была исключительно номинальной. Работать он начал только с 2000 г., когда в Минске главы Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана приняли решение, что взаимные отношения внутри ДКБ имеют приоритет перед отношениями каждого из входящих в договор государств с третьими странами. Были определены и три главных направления системы коллективной безопасности: восточноевропейское (Россия-Белоруссия), кавказское (Россия-Армения) и центральноазиатское (Россия-Казахстан-Киргизия-Таджикистан). С 2000 г. действует комитет секретарей безопасности государств ДКБ. В 2001 г. на центральноазиатском направлении ДКБ были созданы совместные силы быстрого реагирования со штабом в Бишкеке. С мая 2001 г. Совет коллективной безопасности поочередно возглавляют главы государств, входящих в договор. В 2001-2002 гг. совет возглавлял президент Армении Роберт Кочарян, его сменил президент России Владимир Путин. В 2002 г. в Москве на юбилейной (в честь десятилетия договора) сессии Совета коллективной безопасности государств — участников ДКБ было принято решение о создании на его базе международной военно-политической структуры — Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Председателем этой организации был избран президент России Владимир Путин. 28 апреля 2003 г. Путин передал функции председателя президенту Таджикистана Эмомали Рахмонову.

"Еженедельный журнал ", М., 2003 г., № 17, с. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.