Научная статья на тему 'Вариации термодинамических потенциалов материала дорожного асфальтобетонного покрытия и обоснование сроков ремонтных работ'

Вариации термодинамических потенциалов материала дорожного асфальтобетонного покрытия и обоснование сроков ремонтных работ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МАТЕРИАЛ ДОРОЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ / ВАРИАЦИЯ ЭНТРОПИИ / ВАРИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ / СРОКИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Завьялов М. А., Завьялов А. М.

Установлена связь между величиной вариации энтропии материала дорожного асфальтобетонного покрытия и степенью его старения. Выявлены закономерности изменения величин, характеризующих состояние дорожного асфальтобетонного покрытия, на основе исследования термодинамических функций для обоснованного назначения времени проведения ремонтных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариации термодинамических потенциалов материала дорожного асфальтобетонного покрытия и обоснование сроков ремонтных работ»

УДК 625.73

М.А. ЗАВЬЯЛОВ, А.М. ЗАВЬЯЛОВ, доктора техн. наук, Омский государственный технический университет

Вариации термодинамических потенциалов материала дорожного асфальтобетонного покрытия и обоснование сроков ремонтных работ

Дорожное асфальтобетонное покрытие — это термодинамическая, инженерно-геологическая система, состояние которой характеризуется температурой (Т), давлением (р), объемом материала (V), внутренней энергией (и) и энтропией (^). Для описания этого состояния используют три функции, называемые характеристическими или термодинамическими потенциалами: G — изобарно-изотермический потенциал (энергия Гиббса); ¥ — изохорно-изотермический потенциал (энергия Гельмгольца, или свободная энергия); Н — энтальпия [1]:

G = F + pV; F = U - TS;

(1) (2)

к =Ш.

даФ я р

KJJ- тпял

(4)

Н = и + рУ. (3)

Для различных вариантов термодинамических условий того или иного процесса в инженерно-геологической системе самопроизвольно могут протекать только те процессы, которые сопровождаются уменьшением соответствующего термодинамического потенциала. Кроме того, изменение термодинамических потенциалов равно сумме всех видов работы, совершаемой в данной системе. Из этих важных положений следует целесообразность применения метода термодинамических потенциалов в дорожной отрасли для прогнозирования интенсивности процессов и характера изменения теп-лофизических свойств материала асфальтобетонного покрытия [2]. Одно из преимуществ метода потенциалов Гиббса заключается в том, что, оценивая изменение одной величины — термодинамического потенциала, имеется возможность оценить суммарное изменение энергии рассматриваемой термодинамической системы, происходящее в результате нескольких физико-химических процессов, которые обычно протекают одновременно и трудноразделимы.

Обоснованное установление межремонтных сроков службы асфальтобетонных покрытий имеет решающее значение для поддержания долговечности дорожной одежды. В работе [3] аналитически определяются основные критерии, задающие межремонтные сроки службы асфальтобетонных покрытий, причем эти критерии поставлены в зависимость от вариации энтропии материала на этапе строительства.

В процессе эксплуатации дорожного асфальтобетонного покрытия внутренняя энергия и энтропия его материала возрастают, в частности величина внутренней энергии постоянно увеличивается вследствие кумуляции диссипативной энергии от контакта с колесами автомобилей. В то же время свободная энергия, играющая компенсационную роль в различных деформационных процессах при эксплуатации дорожного покрытия, уменьшается [4].

Введем коэффициент дефицита свободной энергии, как отношение модуля приращения свободной энергии в данный момент времени к максимальному значению этого приращения за весь период эксплуатации:

На рисунке представлены результаты расчета по формуле (4): линия 1 — для крупнозернистого пористого асфальтобетона марки II (категория дороги I-Б, интенсивность движения 7—10 тыс. авт./сут); линия 2 — для мелкозернистого плотного асфальтобетона типа А марки I (категория дороги I-Б, интенсивность движения 15— 20 тыс. авт./сут); линия 3 — для мелкозернистого плотного асфальтобетона типа Б марки I (категория дороги I-А, интенсивность движения > 20 тыс. авт./сут) линия 4 — для мелкозернистого плотного асфальтобетона типа Б марки I (категория дороги II, интенсивность движения 5—7 тыс. авт./сут).

Значения теплофизических параметров указанных материалов получены как лабораторным путем, так и посредством запатентованной авторами приборной базы для неразрушающего контроля, позволяющей производить мониторинг дорожного покрытия [5]. При этом основным параметром мониторинга и в расчетах была величина удельной теплоемкости асфальтобетона [6].

Введенный коэффициент дефицита свободной энергии будем рассматривать как нормативный критерий, определяющий срок производства ремонтных работ. Иначе говоря, момент времени, в который текущее значение ^еф(?) становится больше нормативного значения.

Нормативное значение коэффициента дефицита свободной энергии ^еф в свою очередь соответствует моменту нарушения квазилинейности графиков удельной теплоемкости — с этого момента зависимости становятся нелинейными — и определяет начало ремонтных работ:

. (5)

Анализ построенной имитационной модели изменения термодинамических свойств материала дорожного асфальтобетонного покрытия в течение его жизненного цикла позволяет построить методику функционального

3" -&

ф ч

15 -

10 -

5

1

4

\ 3 V2

— '— fl ^ 1 1

0 4

Время, годы

Зависимость коэффициента дефицита свободной энергии кдеф от времени эксплуатации покрытия. Для линий 1 и 2 рассчитаны значения нормативного коэффициента дефицита к деф, равного 6,4 и 3,14 соответственно

0

rj научно-технический и производственный журнал

М ® май 2013 ГТ

Таблица 1

Приращение величин 1 Е, МПа р, кг/м3 Ст, Дж/(кг.оС) бв, Дж/оС би, Дж бF, Дж бG, Дж

1-й год 1 3906 2550 960 - 99,89 -500 1498 5404

4-й год 2,91 2792 2400 1076 1048 5247 -15720 -12928

Таблица 2

Приращение величин 1 Е, МПа р, кг/м3 Ст, Дж/(кг.оС) бв, Дж/оС би, Дж бF, Дж бG, Дж

1-й год 1 2664 2350 1020 -140,85 -705 2112 4776

5-й год 2,874 1429 2250 1214 1649 8254 -24730 -23301

состояния дорожного асфальтобетонного покрытия с целью назначения обоснованных сроков и видов ремонтных работ.

Данная методика заключается в следующем:

1. По завершении этапа строительства дорожного асфальтобетонного покрытия определяют значения всех термодинамических функций, а также величину удельной теплоемкости материала покрытия, эти значения вносят в эксплуатационный паспорт автомобильной дороги.

2. Осуществляют аналитический мониторинг процесса эксплуатации дорожного асфальтобетонного покрытия (имитация термодинамических и физико-механических процессов при эксплуатации) с учетом категории дороги, типа асфальтобетона, интенсивности и грузонапряженности движения. При этом определяют в режиме реального времени значения следующих величин:

— коэффициент пластичности;

— модуль упругости;

— плотность;

— удельная теплоемкость;

— вариации термодинамических функций: энтропии, внутренней и свободной энергии, энергии Гиббса, которая определяется как:

G = F + ЕУ,

где Е — модуль упругости.

3. При выполнении неравенства (5) необходимо назначать ремонтные работы (средний ремонт); решение данного неравенства позволяет определять время начала этих работ; нормативное значение коэффициента дефицита свободной энергии определено в пределах числовых значений от 3 до 6 в зависимости от условий эксплуатации дорожного покрытия и типа асфальтобетона. Например, коэффициент дефицита свободной энергии для асфальтобетона типа А первой категории принимает значение, близкое к левой границе, для пористого асфальтобетона и второй категории дороги — к правой границе.

4. В случае каких-либо изменений в режиме эксплуатации автомобильной дороги вносятся соответствующие коррективы в имитационную модель, в результате чего изменяются и рекомендуемые сроки начала ремонтных работ.

Примеры работы предложенной методики.

Пример 1. Рассмотрим строительство дорожного асфальтобетонного покрытия из мелкозернистого плотного асфальтобетона типа А марки I. Автомобильная дорога первой категории — с начальной интенсивностью движения 16 тыс. авт./сут. По завершении этапа строительства определили начальные значения: толщина слоя h=0,08 м; удельная теплоемкость материала покрытия Ст=970 Дж/(кг-°С) при 20оС; плотность асфальтобетона р=2450 кг/м3; объем У=1 м3. Нормативное значение коэффициента дефицита равно 3,5. Расчетные данные позволяют составить табл. 1.

В результате расчета получили, что значение коэффициента дефицита свободной энергии после четвертого года эксплуатации покрытия равно 3,744 и превыша-

ет нормативное значение. Таким образом, делаем вывод: средний ремонт должен проводиться после четвертого года эксплуатации данного покрытия.

Пример 2. Рассмотрим строительство дорожного асфальтобетонного покрытия из мелкозернистого пористого асфальтобетона. Автомобильная дорога второй категории с начальной интенсивностью движения 5 тыс. авт./сут. По завершении этапа строительства определили начальные значения: толщина слоя h=0,06 м; удельная теплоемкость материала покрытия Ст=1035 ДжДкг^С) при 20оС; плотность асфальтобетона р= 2350 кг/м3; объем У=1 м3. Нормативное значение коэффициента дефицита равно 5,5. Используя расчетные данные, составляем табл. 2.

Значение коэффициента дефицита после пятого года эксплуатации покрытия равно 5,617 и превышает нормативное. Вывод: средний ремонт должен проводиться после пятого года эксплуатации данного покрытия.

Следует заметить, что по аналогии с коэффициентом дефицита свободной энергии материала можно ввести величину отношения вариации энтропии в рассматриваемый момент времени к абсолютной величине ее отрицательной вариации. Значение этой величины, определяющее срок производства ремонтных работ, будет равно 10—12 в зависимости от типа асфальтобетона и категории автомобильной дороги.

Вывод. Величины вариации термодинамических потенциалов материала дорожного асфальтобетонного покрытия являются объективными аналитическими критериями для определения сроков производства ремонтных работ.

Ключевые слова: материал дорожного асфальтобетонного покрытия, вариация энтропии, вариация свободной энергии, сроки ремонтных работ.

Список литературы

1. Королев В.А. Термодинамика грунтов. М.: МГУ, 1997. 168 с.

2. Завьялов М.А. Функциональное состояние дорожного асфальтобетонного покрытия // Известия вузов. Строительство. 2007. № 6. С. 92-97.

3. ЗавьяловМ.А., Завьялов А.М. Зависимость межремонтных сроков службы асфальтобетонного покрытия от вариации энтропии в процессе строительства // Известия вузов. Строительство. 2004. № 9. С. 70-73.

4. Завьялов М.А., Завьялов А.М. Постстроительный период жизненного цикла дорожного асфальтобетонного покрытия: синергетические тенденции свойств материала // Строительные материалы. 2011. № 10. С. 14-16.

5. Завьялов М.А., Завьялов А.М. Аналитические методы определения сроков ремонтных работ дорожного асфальтобетонного покрытия // Наука и техника в дорожной отрасли. 2012. № 3. С. 35-38.

6. Завьялов М.А., Завьялов А.М. Теплоемкость асфальтобетона // Строительные материалы. 2009. № 7. С. 6-9.

12

научно-технический и производственный журнал

май 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.