Научная статья на тему 'Математическая модель изменения объемной теплоемкости дорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями в процессе эксплуатации'

Математическая модель изменения объемной теплоемкости дорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями в процессе эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Завьялов М. А., Завьялов А. М.

Приводится математическая модель процесса изменения объемной теплоемкости дорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями. Величина объемной теплоемкости является базовым параметром для определения значений термодинамических потенциалов, характеризующих состояние дорожной одежды и позволяющих назначать научно обоснованные сроки ремонтных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical model of volumetric thermal capacity of asphalt-and-concrete road pavement during exploitation

The mathematical model of the process of change of the volumetric thermal capacity of road clothes with asphalt, coverings is presented. The size of the volumetric thermal capacity is a basic parameter for definition of values of the thermodynamic potentials describing the condition of the road clothes allowing to use the scientifically approved terms of the repair work.

Текст научной работы на тему «Математическая модель изменения объемной теплоемкости дорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями в процессе эксплуатации»

УДК 625.83

М. А. ЗАВЬЯЛОВ А. М. ЗАВЬЯЛОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ

ОБЪЕМНОЙ ТЕПЛОЕМКОСТИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ_

Приводится математическая модель процесса изменения объемной теплоемкости дорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями. Величина объемной теплоемкости является базовым параметром ;-ля определения значений термодинамических потенциалов, характеризующих состояние дорожной одежды и позволяющих назначать научно обоснованные сроки ремонтных работ.

Рассматривая дорожную одежду как термодинамическую, инженерно-геологическую систему 11 ], состояние которой характеризуется термодинамическими потенциалами, такими как: Е — энергия Гиббса; Р — энергия Гельмгольца или свободная энергия; Н — энтальпия, следует отметить, что будут справедливы следующие соотношения [2]:

+ (1) р=(/-Т5, (2)

Н=и + рУ, (3)

здесь состояние системы определяется также температурой Т, давлением р, объемом V, внутренней энергией и и энтропией 5.

В процессе строительствадорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями и на начальном этапе ее эксплуатации отрицательная вариация (уменьшение) энтропии происходит как за счет снижения температуры (остывания) слоев дорожной одежды, так и вследствие уменьшения величины ее объемной теплоемкости при уплотнении. Действительно, вариацию энтропии можно записать в виде

<1$ = Сг{Т,р)^1 (4)

где Сг — объемная теплоемкость,р — средняя плотность дорожной одежды.

Интегрируя уравнение (4) в пределах от Т0 до Тк, где Т0, Тк — соответственно, средняя температура слоев дорожной одежды в начале и конце строительства, получим

+ '¡Сг{Т,р)^1 (5)

та 1

здесь 50 и — значения энтропии в начале и конце строительствадорожной одежды. Очевидно, что второе слагаемое в формуле (5) при описанных выше условиях будет величиной отрицательной, поскольку Т0 > Тк, то есть имеем

)с,{Т.р£< о, (6)

<5,,. (7)

На начальном этапе эксплуатации дорожной конструкции происходит процесс доуплотнения слоев дорожной одежды, в результате чего величина Су (Г, р) — уменьшается, это ведет при условии постоянства температуры или незначительных колебаниях ее величины к дальнейшему уменьшению энтропии, по завершении этого этапа энтропия начинает нарастать. Интегрируя уравнение (4) в пределах от Тк до 7 — текущего значения температуры, получим

5 = ^ + (8)

Представим величину объемной теплоемкости дорожной одежды как некоторую линейную комбинацию феноменологических коэффициентов / исходя из линейного закона — постулата о линейном соотношении потоков и сил [3]:

Сг(Т,р) =0,Т+ р2р, (9)

Подставляя выражение (9) во второе слагае-мое формулы (8) и интегрируя, получим

^ = Р,{Т-Тк)+Ргр\п~ (10)

Формула (10) получена на основании допущения, что плотность материалов дорожной одежды не зависит от незначительных колебаний температуры.

Уравнение для локального производства энтропии 0=с15/сН, где ( — время, в инженерно-геологической системе с учетом закона диссипации [4] можно задать в виде

9 = Тй, (11)

где $ — локальная диссипативная функция. Найдем теперь, исходя из формулы (10), выражение величины производства энтропии.

Продифференцировав по времени, выражение (10) и сгруппировав, будем иметь:

«И.

dt

Т dt

Т„ dt

(12)

Умножая обе части равенства (12) на величину Г, согласно формуле (11), можно записать

9 = (&Т + /Ы—+ /?2Г1п—^ V l 2 7 dt Тк dt ■

(13)

r^ + qp + {m-9) = О,

(14)

dT

rS-m „ -е' dt + C

J И

(15)

U =

a„ ...a

(22)

и J

По условию форма записи уравнения (21) заведомо положительна, а значит, диагональные элементы матрицы (а. ) и все ее главные миноры должны быть также больше нуля, то есть

an>0, ..., ап > 0,

А также

Представим равенство (13) в виде обыкновенного дифференциального уравнения первого порядка

ai\> ап аг„ап

>0,...,

■аи

а1\- ..а„

>0

(23)

(24)

Тогда общим решением этого линейного дифференциального уравнения первого порядка будет следующее выражение:

где С - const.

Для того чтобы проинтегрировать выражение, стоящее под знаком интеграла, необходимо установить зависимости температуры, скорости изменения температуры и диссипативной функции от времени, иначе говоря, получить следующие функциональные выражения:

т -/,(/). (181

f-/,W. (.7,

.3 = /,(')• (18)

Зависимость (16), исходя из периодического, сезонного характера изменения температуры, целесообразно интерпретировать тригонометрическим рядом

G ^

T = -^-+Y1{a„cosnt + bnsinnt)i (19)

¿ nal

где коэффициенты a0, an и b() — находятся по формулам Фурье; л = 1, 2, 3, ...

Скорость изменения температуры dT/ dt в формуле (17) функционально можно описать с одной стороны как производную функции по времени, воспользовавшись выражением (19), а с другой — линейной зависимостью от коэффициента температуропроводности а

dT/dt = каа, (20)

здесь ка — согласующий коэффициент, имеющий размерность °С/м2.

Зависимость (18) можно получить основываясь на указанном выше постулате о линейном соотношении потоков и сил. В частности, уравнение для локальной диссипативной функции можно записать в матричной форме [5] (X,

......X.ta,} ; (21)

где (ст.) — матрица фе^но^енологических коэффициентов:

Кроме того, собственные коэффициенты (когда i = j), как следует из неравенства (23), всегда положительны. Знаки же перекрестных коэффициентов (когда i устанавливаются посредством неравенства (24).

Феноменологические коэффициенты зависят только от физического состояния и структуры данной инженерно-геологической системы. Как было показано Л. Онзагером [3], феноменологические коэффициенты подчиняются еще одному важному постулату — соотношениям взаимности:

at=afi. (¿,7=1,2.....Л. (25)

Смысл взаимоотношений взаимности (25) заключается в том, что во взаимодействиях различных природных процессов имеется определенная симметрия — сопряжение.

Величины коэффициентов а0 зависят друг от друга и могут быть определены опытным путем. При этом метод выявления связи между ними и определение независимых коэффициентов базируется на свойстве инвариантности локальной диссипативной функции.

Свойство инвариантности можно применить, например, при определении коэффициентов /7, и рг в выражении (13), получив два значения диссипативной функции в фиксированные моменты времени, а затем, представляя эту функцию в виде (21), в линейной или квадратичной форме.

Вывод. Построена в общем виде математическая модель изменения объемной теплоемкости дорожной одежды с асфальтобетонными покрытиями в процессе эксплуатации. Данная математическая модель представлена алгоритмом (9) — (25).

Библиографический список

1. Завьялов М.А., Завьялов A.M. Энергетический баланс дорожного покрытия // Известия вузов. Строительство. — 2005, - №6. - С. 61-64.

2. Королев В. А. Термодинамика грунтов. - М: Иэд-во МГУ, 1997. - 168 с.

3. Базаров И. П., Геворкян Э. В., Николаев П. Н. Неравновесная термодинамика и физическая кинетика. — М.: Иэд-во МГУ, 1989. - 240 с.

4. Пригожин И. Введение в термодинамику необратимых процессов. — М.: Изд-во Иностр. лит., 1960. — 127 с.

5. Гуров К. П, Феноменологическая термодинамика необратимых процессов (физические основы). — М.: Наука, 1978. - 128 с.

ЗАВЬЯЛОВ Михаил Александрович, докторант ОмГТУ.

ЗАВЬЯЛОВ Александр Михайлович, проректор по научной работе СибАДИ.

Дата поступления статьи в редакцию: 07.02.06 г. ©Завьялов М.А.,Завьялов A.M.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.