- обновление карт-метериала;
- снижение расходов при решении вопросов земельной собственности в судебном порядке.
Использованные источники:
1. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: федер. закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ // Рос. газ. - 2002. - 26 июня. - С.4.
2. «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»: закон Краснодарского края от 05.11.2002 г. №532-К3 // правовая система «КонсультантПлюс».
3. Барсукова, Г. Н. Проблемы реализации земельных отношений при использовании земельных долей в Краснодарском крае / Г. Н. Барсукова, К. А. Юрченко, Н. Н. Забугин // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2009. - № 19. - С. 17-22.
7. Барсукова, Г. Н. История земельных отношений и землеустройства : учебное пособие / Г. Н. Барсукова, К. А. Юрченко, Н. М. Радчевский, ФГОУ ВПО «Кубанский гос. аграрный ун-т», Краснодар, 2011. - 456 с.
8. Барсукова, Г. Н. Проблемы и перспективы использования земельных ресурсов в Краснодарском крае / Г. Н. Барсукова, М. В. Желтобрюхова, К. А. Юрченко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 28. - С. 14-18.
9. Юрченко, К. А. Земельные отношения в аграрном производстве Краснодарского края / К. А. Юрченко, Н. Н. Забугин // Проблемы современной науки и образования. 2013. - № 3(17). - С. 63-66.
10. Юрченко, К. А. Развитие земельных отношений при использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / К. А. Юрченко // Экономика и социум. - 2015. - № 2-5 (15). - С. 230-233.
Юсупов И. Ю., к.пед.н. доцент, тренер по шахматы - шашки МБОУ «Дом творчества и туризма юных «Дружба»
Россия, г. Новый Уренгой ВАРИАТИВНЫХ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО -ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ ФИЗИ -ЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6 - 12 ЛЕТНОГО ВОЗРАСТА DEVELOPMENT WORK PROGRAMME FOR CHILDREN ANDTRAINING SECOHDARY AND PREPARATORY GROUP OF KINDERGARTEN PHYSICAL EXERCISTБAIMED NYM FOR DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF MOTOR QUALITY Keywords: Use folk sports and outdoor games as a means of improving motor skills, revitalizing, strengthening and maintaining the health and development of memory.
Ключевые слова: Использовать народные и спортивные подвижные игры как средство повышения двигательных способностей, активизации,
укрепления и сохранения здоровья и развития памяти.
ВВЕДЕНИЕ. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей разной возрастной особенности в настоящее время продолжает оставаться актуальной. По определению возрастных особенностей здоровья ( ВОЗ ) установлено:
болезней или физических дефектов. Поэтому сохранению и укреплению здоровья детей уделяется большое внимание, чтобы осуществлялась задача будущего полноценного здорового подрастающего поколения в нашем современном обществе. Об этом упоминается в нормативно - правовых доку- ментах страны: в Законе РФ « Об
образовании в РФ » ( от 21 декабря 2012, ст. 51 ), Постановлении
Правительства РФ от 08. 10. 2012 г, № 1098,г. Москва,
Указах Президента России « Об неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ » и др.[ 4 ], а так же упоминается в документах ЮНЕСКО « Обра- зование для всех » - 2007 года. Поэтому наша
страна очень заинтересована в разработке определенных мер по оздоровлению нашей нации и развитию социально -экономического состояния народа. В настоящее время специалистов как Муниципальное общеобразовательное учреждение,так и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение, уделяет большой внимание на физическое развитие и укрепление здоровья подрастающего поколения, это главная забота. Особенно, немаловажное внимание уделяется в « Дом творчества и туризма юных « Дружба » в нашем городе. В этом учреждение посещают дети с 5 до 17 лет ( мальчики и девочки ) и занимаются с разной направленностей. В связи с этим, целесообразно больше уделят внимание на развития двигательных качества, закладывать фундамент здоровья, основы физического совершенствования, овладения культурой движений и развития навыки, умения и памята. Однако, в последние годы наблюдается некоторые ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения.
Многолетняя анализа исследования показали, что, как правило, требуется каждого возраста развивать физкультурно - оздоровительной деятельности в нашем обществе и находить новое, обогащенное содержание физических упражнений, использовать инновационных средств и методов занятия, чтобы больше способствовали развития
двигательных способностей, специализирующих виды спорта, с целью больше обеспечивали накопления и широкого применения субъективного опыта работы школьникам, чтобы способствовали рост знания, навыки и умения в процессе разносторонного физкультурно - оздоровительного деятельности детей.
Происходящие на современном этапе развития общества требуют новую инновационную процессы обучения позволяет в
значительной степени больше влияет на отечественную
образовательную систему и ее начальную ступени, т. е. начальное школьное
образовательное процессе и на росте перехода новый качественный уровень, чтобы использовать инновационных технологий для успешной реализации задач различных образовательных областей, в том числе решить задачи параллельно физического воспитания в общеобразовательной школе и дополнительного учреждения. Установлено, что здоровье во многом зависит от уровня привычной двигательной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Двигательная активность относится к основным факторам определяющим протекание обменных процессов, укрепление состояние костей, мышечной и сердечно -сосудистой и дыхательной систем. Под влиянием мышечной деятельности происходят изменения в общефизической подготовке, в развитии отдельных физических качеств, в гармоничном развитии всех отделов центральной нервной системы и закреплении правильной осанки.
Вариативность современного школьного образования и интенсивное развитие системы научно - исследовательских, экспериментальных площадок предполагает необходимость разработки, внедрения в практику новых физкультурно - оздоровительных проектов как в образовательных так и дополнительных учреждениях, чтобы каждый педагог стремились выполнить соответствующие требования по временем, стремятся осваивать инновационные методики, учит передовой новаторский опыт, затем транслируют свой труд. Инновационные изыскания осуществляются как в области формирования нового содержания, так и в разработке новых педагогических технологий.
Дошкольной и начальной школьный возраст - период развития ребенка от 6 до 12 лет, который наиболее благоприятен для приобретения жизненно важных знаний, умений, навыков , памята и здоровья. Именно в это время закладываются основы будущего здоровья, работоспособности человека, его психического здоровья. В возрасте 6-12 лет отличается значительной более динамикой показателей, которыми характеризуются физическое и двигатель- ное состояния. Быстрыми темпами
идет рост скелета и мышечной массы. коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, Особенности психики детей этого возраста обусловливают целесообразность преимущественно игрового содержания. Поэтому, недопустимы перегрузки организма, связанные с силовым напряжением и общим утомлением.
Многолетние опыта работы с детым 6 -12 летнего возраста показали , что необходимо создавать и осваивать новые виды физических упражнений, выдов простейших движений, действий, развитие двигательных качеств, повышать уровень физических способностей, стимулировать участие в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание должно стать привычным элементом режима дня. Однако, следует учитывать, что в 6 - 12 летнего возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость основных неравных процессов. Отсюда необходимо
уделять особое внимание на укрепление морально - волевой устойчивости, освоения и совершенствования развития двигательных качества, использования новых видов движений, направленной осуществить ходьба, бег, плавания, шахматы-шашки, элементы гимнастики, акробатики, общефизической подготовки, туризм и другие виды спорта, который организованно при Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города под называнием « Детский дом творчества и трузима юных « Дружба ».
Общая программа ДТТЮ « Дружба » направлена на сохранение физическогокого и психического здоровья детей через освоение ими элементарных знаний о физических закономерностях развития человека, через создание условий для расширения у ребенка представлений о самом себе и осознания своей индивидуальности, через формирование социальных и здоровьесберегающих умений и навыков. Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о возникновении противоречий, предопределяющих снижение темпов физического развития.
Цель работы: Использование сочетание вариативных формы занятий по инновационном путем ОФП и игры шахматы направлена на развития знаний по шахматам и развития физических качеств у детей 6 - 12 летного возраста.
Задачи:1. Совершенствовать двигательные навыки и умения, направленные на развитие двигательных качеств, физической подготовки, укрепление и сохранение состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста в процессе урока физического воспитания;
2. Повышать уровень двигательной активность, интерес к занятиям физической культурой, развивать двигательных способностей, сохранить и укреплять состояния здоровья в детском возрасте;
Методы исследования. Учебные занятия проводятся три раза в неделю, за учебный год составляет всего 108 часов. Время регламента одного занятия равен 40 минута. Если в школе имеются бассейн, тогда занятий физической культуры проводиться два раза в неделю, тоесть, учебный занятий за год составляет 68 часов и один раз плавание всего 34 часов. В связи с этим, в нашем исследовании в школе № 14 на 2014 - 2015 учебный год были модернизации разработаны и запланированы комплексные занятия на основе
Федеральных государственных требований общеобразовательной программы школьного образования ( ФГО^ Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года [ 5 ] с использованием средств, которые указаны в планировании объем учебной часы в таблице 1.
На каждом занятий использовались упражнения из видов легкой атлетики и подвижные игры в дошкольной и учащихся начальной школы теоретические и практические занятия, которые представленных на развитие физических качеств, общефизической подготовки и шахматы -
шашки. Форму контроля результативности образовательной программы и по общефизической подготовке смотри в табл.1. ).
Содержание исследования. Изучение социальных исследований по состоянию здоровья детей свидетельствует о том, что, часто болеющих детей составляет до 45%, из них, так же имеют те или иные отклонения по физическому развитию и низкому уровню двигательных качеств. Изучение уровень развития двигательных качеств у детей дошкольников и школьников свидетельствует об их низком уровне. В связи с этим, осуществлялась модернизация учебного планирования и прохождение для ускорением роста двигательных качеств по группам ( табл.1 и 2 ).
Таблица 1. Планирование учебно - тематического раздела учащихся дошкольников и начальной школе ( 6 - 12 лет )
для
№ п\п Наименование разделов Общее кол-во часов Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2 -
2 Гимнастика 14 2 12
3 Легкая атлетика 20 2 18
4 Подвижные игры 14 2 12
5 Тестирование 4 - 4
6 Игры с мячом 14 2 12
Итого 68 10 58
8 Плавание 34 2 32
Итого 102 12 90
9 Дополнительные ( Шахматы - шашки ) 102 4 98
Всего 204 16 188
Примечание: Теоретическая часть занятия: по 10 - 12 минут.
Содержание учебного - тематического раздела для учащихся дошкольников и начальной школе ( 6 - 12 лет ) .
Вводное занятие:
Правила техники безопасности на занятиях, во время игры;
1.Теория: Комплектование группы. Правила техники безопасности на занятиях, в спортивном зале.
2. Практика. Гимнастика. Общеразвивающие упражнения ( без предметов и с предметами ). Акробатические упражнения. Упражнения на осанку. Упражнения с обручами, со скакалкой.
3. Практика. Легкая атлетика. Развитие скоростных способностей: Техники выполнения бега. Повторный бег на скорость. Бег с предметами. « Челночный бег». Бег на выносливость. Бег « эстафета ».
Таблица 2. План - график занятий по физической культуре для учащихся дошкольников и начальной школе ( 6 - 12 лет )
п/ Содержание Ч З а н я т и я п о ф и з и ч е с к о й к у л ь т у р е
п № программного материала а с Ноябрь Октябрь - декабрь - Январь
ы 1 / 2 3 / 4 5 / 6 7 / 8 9 / 1 0 1 1/ 1 2 1 3/ 1 4 1 5/ 1 6 1 7/ 1 8 1 9/ 2 0 2 1/ 2 2 2 4/ 2 5 2 6/ 2 7 2 8/ 2 9 3 0/ 3 1 3 2/ 3 3 3 4/ 3 5
1 Упражнения в положении « лежа на спине, боку, животе; переворачивани я » 12 Ф Ф Ф Ф Ф Ф
2 Упражнения « ползании по пластунски, на четвереньках » 10 Ф Ф Ф Ф Ф
3 Упражнения в положении « сидя » 12
4 Упражнения « лазании » 10
5 Упражнения в положении « стоя » 10
6 Упражнения « ходьба и бег» 10 Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф
7 Упражнения « прыжки » 10 Ф Ф Ф Ф Ф
Итого 74
Примечание: Ф - Разминка 15 мин., Основная часть урока - 15 минут ОФП и игры шахматы- шашки 60 минут.
Развитие силовых качеств ( упражнения на отжимание от пола, перекладине, шведской лестнице,метание мяча и других тяжестей,
упражнения на пресс). Развитие скоростно - силовых качеств: Выполнение разновидностей прыжков (прыжки в длину с места, с разбега, на одной ноге, со скакалкой, прыжки через предметы).
4. Практика. Подвижные игры: « Ловушки, Ловкие ребята, Догони свою пару, Быстро передай мяч, Совушка, Прыжки по кругу, Кто самый меткий » ?
4. Практика. Акробатика. ( Кувырок вперед, назад, ласточка, перекат, группировки, шпагат, стойка на лопатках, прыжки со скакалкой в одиночестве, в паре.
( Продолжение ) Таблица 2
Содержани З а н я т и я п о ф и з и ч е с к о й к у л ь т у р е
№ е Ч Февраль - Март Ап рель Май
программы ого материала а с ы 3 6/ 3 7 3 8/ 3 9 4 0 / 4 1 4 2/ 4 3 4 4/ 4 5 4 6/ 4 7 4 8/ 4 9 5 0/ 5 1 5 2/ 5 3 5 4/ 5 5 5 6/ 5 7 5 8/ 5 9 6 0/ 6 1 6 2/ 6 3 6 4/ 6 5 6 6/ 6 7 6 8/ 6 9
1 Упражнени я в положении « лежа на спине, боку, животе; переворачи ва -ния » 1 2
2 Упражнени я « ползание попластунс ки, на четвереньк ах » 1 0
3 Упражнени я в положении « сидя » 1 2
4 Упражнени я « лазание » 1 0
5 Упражнени я в положении « стоя» 1 0
6 Упражнени я « ходьба и бег » 1 2 Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф
7 Упражнени я « прыжки » 1 0
Итого 6 8
Примечание: Ф - Разминка 15 мин., Основная часть урока - 15 минут ОФП и игры шахматы- шашки 60 минут.
Сущность подвижная игра заключается средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, ловкости, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закреплении и совершенствовании, но и в формировании качеств личности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закреплении и совершенствовании, но и в формировании качеств личности. C целью воспитания у ребенка культуры здоровья необходимо создать комплекс педагогических условий, включающих:
- использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения;
- достижение высокого уровня качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития двигательных качеств и одновременно без излишней нагрузки для детей;
- содействовать формированию представлений о мире физической культуры и здоровья;
- обеспечивать развитие ценностных отношений к самому здоровью, физической культуре и своему;
- способствовать формированию субъективного опыта физкультурно - оздоровительной и здоровьеформирущей деятельности;
- активизировать воспитательный потенциал родителей детей по формированию интереса к физкультуре и здоровью, корректировать их педагогическую позицию.
Планирование занятий разной направленности: обучающих, игровых, тренирующих, оздоровительных, интегрированных - позволяет формировать устойчивый познавательный интерес к физкультурно - оздоровительной деятельности, двигательному творчеству. При этом создавать условия для
применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых услови- ях. Все это позволяет формировать представления об
упражнениях, с помощью которых можно развить все виды двигательных качеств ( силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости ).
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечного напряжения. Ее укрепляют опять же упражнения с мячом, в том числе с набивными мячами, отжимание от пола, подтягивания на перекладине и на гимнастической стенке и др.
Быстрота - совершение двигательных действий времени, которые определяяются скоростью реакции на и частоту многократно повторяющихся действий в минимальный отрезок времени. При помощи бега на отрезках 10 - 20м., выполняются пригонки, эстафеты и различные подвижные игры.
Выносливость - умение выполнять мышечную работу небольшой и средней интенсивности в течение продолжительного времени. Например, ходьба и бег в течение от 2 до 5-10 минут, игры в футбол, баскетбол, подвижные и народные.
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно - двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок. Тесты для гибкости - это наклоны туловища вперед из положения сидя или стоя.
В школьном возрасте необходимо развивать творческие способности в двигательной деятельности и мы пришли к выводу, что нужно максимально сблизить и интегрировать два вида детской деятельности -развитие движений и игровую деятельность.
По данным ученых и специалистов [ 7 ] установлено, что в общеобразовательных учреждениях, особенно в начальной школе и подготовительной группе в детских садах, полноценное здоровье детей составляет 25 - 30% от общего количества посещающих. В связи с этим, в школьном возрасте физические упражнения являются неотъемлемой частью жизни ребенка.
Многолетние научные данные и анализ исследований показали, что, как правило, физкультурно - оздоровительная деятельность в общеобразовательных учреждениях, если рассматривать с позиции решения задач, как формирование и развитие двигательных навыков, так и развитие основных физических качеств ( быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости ) ребенка при помощи средств физического воспитания [ 1; 2; 3 ]. оказались по физиологическим показателям на недостаточно высоком уровне. Поэтому, развитие двигательных качеств происходит не одновременно. В связи с этим требуется инновационный подход - новое обогащенное содержание средств и методов занятий по физическим упражнениям, чтобы они обеспечивали повышение двигательных качеств и способствовали сохранению и развитию состояния здоровья детей в
общеобразовательных учреждениях путем использования
специализированных методов занятий. Для подготовки ребенка к обуче нию самостоятельной деятельности в занятиях, направленных на использование физических упражнений и повышение интереса к выполнению заданий на занятах физической культуры, физкультминутах, на ОФП и развлекательных занятиях, необходимо систематически использовать современные инновационные средства и методы занятий, что, в свою очередь, больше способствовало бы оптимальному росту как двигательных качеств, так и укреплению и сохранению состояния здоровья детей в возрастном плане.
Таким образом, выполненное огромное количество разнообразных физических упражнений по ОФП, подвижным играм, эстафетам в школьных учреждениях больше способствуют развитию двигательных качеств, оздоровительному процессу и приводит к улучшению состояния здоровья ребенка с соблюдением в основном режима дня. Для решения данной задачи физической культуры в школьных учреждениях по сохранению, укреплению здоровья и безопасного образа жизни детей -необходимо использовать в учебных и дополнительных формах занятий оптимальный объем физической нагрузки, что позволит пользоваться современными средствами и методами физической культуры, техническими средствами и санитарно - гигиеническим оборудованием при оптимальном выполнения объемов физической нагрузки в возрастном плане.
Учебная база оснащена разнообразным спортивным оборудованием, инвентарем, мягкими моделями снарядов и игрушками, техническими средствами для занятий и самостоятельной двигательной деятельности детей.
Для повышения двигательной активности детей режим работы составлялся: из ежедневных утренних физкульминуток - 10 - 15 минут, затем два занятия - по расписанию подвижные игры и по ОФП и один урок по плаванию. Кроме того, проводится дополнительный ( виды факультативные ) занятий по видами спорта: футбол, борьба, гимнастика, шахмат- шашки и другие три раза в недолью по 60 минута.
С целью определения уровня развития двигательных качеств у детей были использованы различные виды физических упражнений ( тесты диагностики):
скоростной бег на 20м.; скоростно - силовые упражнения - прыжки в длину с места; силовые упражнения - отжимание от пола в горизонталь ном положении; гибкость - наклоны вперед из положения сидя; и выносливость - бег на 300 м.). Кроме того, были изучены устойчивость внимания и памяти детей при помощи тестов на « запоминание » называний шахматный фигур и 5 видов по спорта ( легкая атлетика, волейбол, гимнастика, плавание и акробатика ), а затем ответить эти называние в конце занятия.
Работу с детьми на физкультурных занятиях мы осуществляли в соответствии со следующими принципиальными позициями: Во - первых, воздействовали во всех формах занятий по неделям, по месяцам и годовом плане, обращая внимание на использование ряда новых средств и методов, применяемых на уроке упражнение, чтобы повысить двигательную активность, вызывая интерес к выполняемому заданию - это все вместе взятое являло собой всесторонне - образовательный, воспитательный и оздоровительный процесс, в котором сохранялось содержание, представленное в программе обучения детей в дошкольного и школьного обучения под редакцией [5].
Во - вторых, систематически соблюдались: структура каждого занятия, методические приемы и их выполнение, а так же организованная вводная, основная и заключительная части занятия;
В третьих, на занятиях использовались разнообразные методики и содержание материалов из табл. ( 1; 2; ).
5.Спортивная викторина.
Дети садятся на скамейку и отвечают на вопросы - загадки:
1. Для закалки и порядка, нам нужна физкульт ...... ( зарядка )?
2. Чтобы сильным оставаться, нужно много........( отжиматься ) ?
3. Наше дружное « ура » на уроке есть........( игра )?
4. Игры шахматы.
Эти игры способствуют развитию внимательности и памяти ребенка. В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и педагог при помощи программы самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать и формулирует цели,отбирает тематику,составляет индивидуальный план работы ( утренняя гимнастика ), отбирает средства и, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. В процессе учебного обучения урока физической культуры по группам соблюдались ряд факторов:
Обучающие: • ознакомить с упражнениями, способствующими развитию физических качеств ( силы, скоростных способностей, выносливости и др. );
• обучить правилам выполнения упражнений;
Развивающие: • развивать двигательные качества, формировать воспитание морально - волевых, психологических и другие положительных качеств личности; • сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
• формировать навыки за поминания упражнения и называние фигуры для развития двигательных качеств;
Воспитывающие: • бережно относиться к окружающим, стремиться к
развитию личностных качеств; • прививать навыки самодисциплины во время занятия по ОФП;^ способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствованию и самооценки.
Корректирующие ( оздоровление ):• направлены на осуществление целесообразной коррекции поведения и общения с негативного влияние на формирование личности каждого детей; • предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии и в здоровье детей.
Предлагаемые ( ожидаемые ) результаты и способы их определения -на каждом занятии овладевать и повышать уровень знаний, умений и навыков путем правильного выполнения определенной заданий в практике, так и повторить многократно по количестве выполнения контрольный нормативы, стать высококвалифицированным будущим спортсменам в многолетнем плане занятий. В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений и участие в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
- систематическое участие юных спортсменов, в различных развлекательных игры, соревнованиях по ОФП и игры шахматы - шашки ;
Компетентностный подход выражен: - в применении индивидуальных форм работы; - в корректировке объемов физической нагрузки, средств и методов тренировки;- в учете роста результативности по двигательным качествам по общей физической подготовки ( ОФП ) и игры шахматы -шашки обучаемых детей в группе.
Учебно - тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки организма детей к участию в различных подвижных и развлекательных - спортивных соревнованиях. При отборе теоретического материала и установления его последовательности соблюдаются эффективности функционирования физических упражнений следующие
принципы:
- единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности и результативности;
- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
- обеспечение базовых знаний, умений и навыков для развития двигательных качеств;
- определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста по физическим данным и развитию организма детей;
Эффективность реализации программного материала.
Реализация образовательной программы предполагает повышение и развитие статуса здоровья детей дошкольного возраста, развитие индивидуальности, освоение физических движений и развитие двигательных способностей ежедневно и в течение года, а также повышение у детей усвоение и накопление в своей памяти и самостоятельно использовать на практике как на уроке, так и самостоятельно. Эффективность программы проявляется в снижении заболеваемости детей, укреплении состояния здоровья организма , повышении уровня физической подготовленности и интереса к выбору отдельных видов спорта в более старшем возрасте.
Исследования показали, что у детей дошкольного возраста вес организма полностью еще не сформирован, обладает низким уровнем развития двигательных качеств. В связи с этим, у детей часто 5 - 7 летнего возраста наблюдаются неблагоприятные факторы, как разнообразные виды отклонений, как нарушения в осанке, опорно - двигательном аппарате (плоскостопие ), сколи- оз, сбои в работе сердечно - сосудистой системы и т. д. Эти нарушения организма можно ликвидировать. Одним из путей являются ежедневные и многолетние занятия физической культурой и выполнение оптимального объема физической нагрузки. Вместе с тем, необходимо повысить двигательную активность детей путем выполнения разнообразных видов физических упражнений, народных и подвижных игр, игр с элементами спорта: баскетбол, волейбол, гимнастика, акробатика, легкая атлетика и др.
Известно, что повышение эффективности и развитие двигательных качеств, сохранение здоровья детей в возрастном плане в учебных и дополнительных формах занятий физической культурой в одном, недельном и по годовым учебным планам во многом зависит, прежде всего, от опыта, умения и навыков работы специалистов, от задачи и содержания занятия, от выполняемого объема физической нагрузки, от уровня физической, психологической подготовленности и от заинтересованности детей физической культурой, от материальной базы в процессе проведения занятий. Следовательно, построение учебных программ и поурочных планов на каждом занятии позволили повывысить эффективность в процессе деятельности обучения и совершенствования двигательных действий как в отдельности, так и в комплексном плане.
В 2014 - 2015 учебном году для сохранения здоровья ребенка, прежде всего, в условиях Крайного Севера и формирования интереса к занятиям физической культуры и развлекательным занятиям были использованы на каждом занятии упражнения в комплексе по объемам: для развития быстроты - 25,0%; для силы - 25,0%, для гибкости - 15,0% и для выносливости - 35,0% объема физической нагрузки и шахматы - шашки 100%. Подобное выполне- ние соотношений объемов учебной
нагрузки позволили улучшить уровень двигательной активность
школьников из 32,4% до 52,6%, а в школьников начальной классе из 42,8 до 75,0%.
В конце учебному году прием нормативы по тестам у детей дошкольников прирост динамики по скоростному бегу на 20м. составил оценки на « отлично » - 32,5% ,на оценки « хорошо » - 57,0%, на оценки « удовлетворительно » -15,0%. По скоростно - силовым упражнениям на оценки « отлично » 430,0%,«хорошо» - 46,0%, « удовлетворительно » 14,0%. По силовым упражнениям возросли: на оценки « отлично » -42,0 %, - « хорошо » - 38,0%, « удовлетворительно » - 20,0%. По гибкости повысилась на оценки соответственно ( 33,0; 40,8; 19,0; процен- тов ). По выносливости стали на оценки « отлично - 46,0%, « хорошо » - 43,4%, «удовлетворительно » - 10,6%.
В конце учебного года исследования по тестам показали, что уровень развития внимания и памяти у детей дошкольного возрасте ( 6 - 7 -летнего возраста ) стал приобретать после 20 - минутных занятий по результатам опроса из 45 детей прирост внимание и память составили на оценки « отлично» - 65,0%, хорошо «35%», у детей начальной школы 45 человека внимания и памяти возросло соответственно ( на 85,0; и 15,0 процентов ).
При определении уровня физической подготовленности детей следует ориентироваться на следующие факторы:
- степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
- умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в различных условия;
- развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей.
В работе для характеристики физического развития и состояния здоровья детей используются основные показатели, которые вводятся в годовые отчеты, анализ работы по физкультурному воспитанию по формуле:
Показатель динамики здоровья детей ( ПДЗ )
X - Y
ПДЗ =..................х 100%
п
где Х - число детей с положительной динамикой здоровья ( по группам здоровья );
Y - число детей с отрицательной динамикой ( изменением групп здоровья.
п - число детей, состоящих под наблюдением.
Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что,
предложенные физические средства по планированию и игры шахматы -шашки дошкольников и школьников начальной школы соответствуют возрастным категориям. Они оказывали положительное воздействие на их здоровье, психологическое развитие, вызывая у детей больше интерес по ОФП и игры шахматы- шашки.
В ы в о д ы
1. Целесообразно осуществлять сочетание 2 - 3 - х видов физических упражнений, с повторением в 2 - 3 серии в одном занятии по общетрадиционной методике или в « круговой системе » с учетом уровня физической подготовленности, с целью развития двигательных качеств и укрепления состояния здоровья детей.
2. Более приемлемо в подготовительной группе использовать на каждом недельном, месячном занятиях и в развлекательных формах занятий следующие сочетания объемов физических упражнений: для развития быстроты - 25,0%; для силы - 25,0%; для гибкости - 15,0%, и для выносливости - 35,0% из общего объема физической нагрузки, чтобы оптимально повысился уровень двигательной активности, развивались двигательные качества и укреплялось состояние здоровья.
3. Повысились больше двигательные качества и оздоровительный процесс благодаря частому проведению разнообразных подвижных игр как в спортивном зале, так и на свежем воздухе.
Использованные источники:
1. Веракса Н. Е., КомароваТ. С., Васильева М. А. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, -Т. С. Комарова, М. А Васильева.- М.: Мозаика - Синтез, 2012.- 330 с.
2. Вавилова Б. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Б. Н. Вавилова.- М.,1991.- 175 с.
3. Кистяковская М. Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / М. Ю. Кистяковская.- М., 1978.- 220 с.
4.Федеральные требования в образовательном учреждении в части охраны здоровья обучающихся воспитанников // Инструктор по физкультуре,2011 № 3.
5.Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа / Л. И.Пензулаева.- М.: Мозаика - Синтез.- 2014.-112 с.
6. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр / Э. Я. Степаненкова.- Из -во: Мозаика - синтез, М., 2014.- 143 с.
7. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста / Т. А. Тарасова.- М., 2006 .- 167 с.
Якунин С.А. студент 4-го курса факультет «Экономический»