Научная статья на тему 'Вариативные образовательные среды - запрос сегодняшнего дня'

Вариативные образовательные среды - запрос сегодняшнего дня Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
668
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМАЛЬНОЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОРОДСКАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиева Татьяна Ивановна, Урадовских Галина Васильевна

Основным направлением реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года в сфере дошкольного и общего образования является обеспечение равенства доступа к качественному образованию, обновление его содержания и технологий (с особым вниманием к процессам социализации детей) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития. С появлением в современном мире новых источников и каналов информации происходит расширение образовательной среды за счет неформального (вне организаций общего и дополнительного образования детей) и информального образования (сеть Интернет, кино, телевидение и другие ресурсы), в том числе осуществляется государственная поддержка медийносоциальных просветительских проектов, индустрии товаров и услуг для детей. В рамках государственной программы Российской Федерации в 2016-2018 годах будут запущены механизмы модернизации образования, обеспечивающие достижение нового качества результатов обучения и социализации детей, будет развиваться инфраструктура сопровождения раннего развития детей (специализированные центры, отделения и программы при организациях дошкольного и дополнительного образования и др.). Будут созданы современные центры исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков. Крупные общественные просветительские проекты охватят значительную часть детей и подростков на базе формирующихся в перспективе территориальных сетей (ведомственные организации и организации образования, культуры и спорта; создание комплексных организаций, оказывающих многопрофильные услуги). [1, 2] Все это неразрывно связано с возрастанием активности семей в воспитании и образовании детей, ее инициативной включенностью в современную развивающую образовательную среду. Мониторинги образования фиксируют актуальную ситуацию в сфере доступности дополнительных образовательных программ и удовлетворенности семьи их качеством. [3] Однако, в меньшей степени рисуют картину предпочитаемой и самостоятельно выстраиваемой семьей сегодняшнего дня вариативной среды развития и социализации детей, начиная с дошкольного возраста, с использованием ресурсов формального, неформального и информального образования. Цель исследования. Изучение семейных практик детско-взрослой включенности в социокультурную среду формального, неформального и информального образования детей дошкольного возраста. Материалы и методы. Проведение фокус-группы с членами семей, имеющих детей дошкольного возраста, с целью описания «словаря предпочтений» для развития детской активности и расширения познавательно-исследовательских возможностей. Создание инструмента для изучения содержания и форм детско-взрослой включенности в современную мотивирующую и развивающую образовательную среду. Результаты. Выделены качественные индикаторы, отражающие культурную практику инициативного включения городской семьи в образовательную среду, через характеристику: интересов детей, поддержанных семьей; различных форм развивающей детской активности; территорий для содержательного общение взрослого с ребенком; используемых семьей источников информации для развития детей; набора услуг в институциях системы образования, востребованных семьей; затруднений, возникающих при организации детской активности. Заключение Следующим шагом в исследовании должно стать качественное описание практик инициативного конструирования современной семьей вариативного образовательного пространства с использованием ресурсов формального, неформального и информального образования территории проживания. Статья подготовлена по материалам научно-исследовательской работы, выполняемой ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ в рамках государственного задания в сфере научной деятельности (задание № 2.48.2016/НМ Минобрнауки России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативные образовательные среды - запрос сегодняшнего дня»

У подростков, как и у дошкольников, желание быть старшим преобладало над желанием быть младшим. По мнению подростков, старший в глазах родителей выглядит как более зрелый, больше заслуживающий доверия. Старшему позволено то, что не позволено младшему, и к тому же он наделен властью над младшим. Те же, кто хотел бы быть младшим в семье, говорили, что младший ребенок более любим родителями, его чаще прощают, на нем висит меньше ответственности.

В исследованиях дошкольников в целом было получено, что большинство детей хотели бы иметь в будущем своих детей - чаще всего, двоих (мальчика и девочку). Желающие иметь троих детей, объясняли это тем, что чем больше детей, тем веселее и лучше. Дети, которые хотели только одного ребенка, чаще всего связывали свое желание с возможными трудностями, которые возникают при воспитании детей. Те, кто не хотел иметь детей, либо никак не аргументировали свою позицию, либо говорили, что не хотят заниматься детьми. Обычно эти же дети утверждали, что никогда не выйдут замуж или не женятся.

Большинство дошкольников, у которых нет сиблинга, мечтают иметь в будущем двоих детей. Дети, имеющие одного брата или сестру, разделились на две равные группы, одна из которых желает иметь в будущем двоих детей, другая - троих и больше. Ответ "один ребенок" дети из двухдетных семей выбирали редко. Дети из многодетных семей в большинстве мечтают иметь двоих детей, но не больше. Следовательно, нельзя однозначно утверждать, что в будущем дети планируют копировать модель своей родительской семьи.

Подростки, как и дошкольники, чаще всего отвечали, что хотят иметь двоих детей. Скорее всего, популярность этого ответа связана с общественными установками - иметь двоих детей достаточно. О том, что хотят много детей, сообщили всего несколько сиблингов. Обычно их ответ сопровождался оговоркой - если позволит материальное положение. Желание подростков не иметь детей вообще или ограничиться только одним ребенком чаще всего было связано с неблагополучными отношениями с сиблингом.

Иногда, наоборот, подростки, не ладящие с братом или сестрой, говорили, что хотят иметь много детей. Но, отвечая на этот вопрос, они, скорее всего, выдавали социально желательные ответы - ребенок необходим, но, как позже выяснялось, ребенок в представлении этих подростков - помеха, и поэтому надо иметь побольше детей, чтобы они следили друг за другом, играли друг с другом, при этом, никак не касаясь родителей. Скорее всего, такая картина будущей жизни у этих подростков, как и у тех, кто отвечал, что не хочет иметь детей, сформировалась именно из-за негативного опыта, приобретенного в родительской семье. Похожие примеры ответов можно найти и в ответах дошкольников, у которых сложились крайне конфликтные отношения с сиблингами.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что в основном у детей складываются хорошие отношения со своими сиблингами, и что они хотели бы иметь еще братьев или сестер. Позиция старшего ребенка в семье является для детей более привлекательной.

Конфликт между сиблингами накладывает отпечаток на аттитюды детей в отношении своей будущей семьи. В этом случае они хотят в будущем иметь только одного ребенка или же не иметь детей вообще.

Список литературы:

1. Brody G.H. 1998. Sibling relationship quality: its causes and consequences // Annual Review of Psychology. Vol. 49. pp. 1-24.

2. Daniels D., Plomin R. 1985. Differential experience of siblings in the same family // Developmental Psychology. Vol. 21.P. 747-760.

3. McHale S.M., Crouter A.C., McGuire S.A. 1995. Congruence between mothers' and fathers' differential treatment of siblings: links with family relations and children's well-being // Child Development. Vol. 66 № 1 P.116-128.

Вариативные образовательные среды - запрос сегодняшнего дня

Алиева Татьяна Ивановна, Урадовских Галина Васильевна

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт -Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы», г.Москва

Ключевые слова:

образовательная среда; формальное, неформальное и информальное образование, городская семья

Введение.

Основным направлением реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года в сфере дошкольного и общего образования является обеспечение равенства доступа к качественному образованию, обновление его содержания и технологий (с особым вниманием к процессам социализации детей) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.

С появлением в современном мире новых источников и каналов информации происходит расширение образовательной среды за счет неформального (вне организаций общего и дополнительного образования детей) и информального образования (сеть Интернет, кино, телевидение и другие ресурсы), в том числе осуществляется государственная поддержка медийно-социальных просветительских проектов, индустрии товаров и услуг для детей.

В рамках государственной программы Российской Федерации в 2016-2018 годах будут запущены механизмы модернизации образования, обеспечивающие достижение нового качества результатов обучения и социализации детей, будет развиваться инфраструктура сопровождения раннего развития детей (специализированные центры, отделения и программы при организациях дошкольного и дополнительного образования и др.). Будут созданы современные центры исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков. Крупные общественные просветительские проекты охватят значительную часть детей и подростков на базе формирующихся в перспективе территориальных сетей (ведомственные организации и организации образования, культуры и спорта; создание комплексных организаций, оказывающих многопрофильные услуги). [1, 2]

Все это неразрывно связано с возрастанием активности семей в воспитании и образовании детей, ее инициативной включенностью в современную развивающую образовательную среду. Мониторинги образования фиксируют актуальную ситуацию в сфере доступности дополнительных образовательных программ и удовлетворенности семьи их качеством. [3] Однако, в меньшей степени рисуют картину предпочитаемой и самостоятельно выстраиваемой семьей сегодняшнего дня вариативной среды развития и социализации детей, начиная с дошкольного возраста, с использованием ресурсов формального, неформального и информального образования.

Цель исследования.

Изучение семейных практик детско-взрослой включенности в социокультурную среду формального, неформального и информального образования детей дошкольного возраста.

Материалы и методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.