59. Колпаков А. Что думает церковь об искусственном прерывании беременности? Плодитесь и размножайтесь! // Московский комсомолец. 2002. 2-9 мая. Ш 18.
60. Усоскин И.И. Неврозоподобные расстройства при беременности /'/' Вопр. охраны материнства и детства. 1987. № 12.
61. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. 2001. № 2.
62. Брехман Г.И. Перинатальная психология // Вестн. Российской ассоциации акушеров-гинекологов. 1998. № 4, 83. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике, СПб., 1999.
64. Ильинских Н.Н., Адам A.M., Новицкий В.В. и др. Мутагенные последствия радиационного загрязнения Сибири. Томск, 1995. 85. Мамышева Н.Л. Беременные и «зеленые» // Психиатрия в контексте культуры. Вып. 2. Улан-Удэ, 1995.
66. Уразаев A.M., Мидуков В.З., Мамышева Н.Л. и др. Роль условий социализации в формировании радиофобийных настроений у беременных женщин // Актуальные психол. проблемы... Магнитогорск, 2001.
67. Хорни К, Психология женщины // Собр. соч.: ВЗт.Т. 1.М., 1997.
68. Фахрутдинова И.Ш. Краткие методики для изучения психических состояний // Прикладная психол. в высш. шк. Казань, 1979.
69. Уразаев А.М. и др. Физиологические закономерности адаптационных процессов, опережающих условия деятельности Ц Докл. АН СССР. 1987. Т. 293. № 6.
70. Мжавадзе Э.Т. Психологические методы исследования в акушерской практике // Вестн. гипнологии и психотерапии. 1992.
№2.
71. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994.
72. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Характер и судьба. М,, 1995.
73. Рогов ЕМ. Настольная книга практического психолога. М., 2000.
74. Дубровская О.Ф. Руководство по использованию восьмицветовсго теста Люшера. М., 2001.
75. Мамышева Н.Л. Уровни реактивной и личностной тревожности у беременных в разные сроки // Акушерство и гинекология. 1999. № 5.
76. Берестнева О.Г., Уразаев A.M., Муратова Е.А. и др. Математические методы в психологии, Томск, 2001.
77. Брушлинский А.В. О точности и строгости психологических понятий // Психол. информ. бюл. Института психологии РАН. 2001. № 1-2(76-77).
78. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. СПб., 1997.
79. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
80. Дятлов Е.В. Выходцы из Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии в Иркутске; численность в структуре браков (1989-1995 г.). Современная китайская диаспора в России и синдром «желтой опасности» /7 Россия и Восток: Традиции, культура, этнокультуральные и этносоциальные процессы: Мат-лы IV Междунар. научн. конф. «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск, 1997,
81. Гребешева И,И. Социальные аспекты репродуктивного здоровья и ответственного рсдательства // Планирование семьи. 1996. № 5.
82. Алтонец С.И, Влияние стресса, перенесенного в различном возрасте, на репродуктивную функцию и потомство // Акушерство и гинекология. 1978. №11.
К. Г. Языков
ВАРИАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДВУХМЕРНОМ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Томский государственный педагогический университет, НИИ психического здоровья Томского научного центра СО РАМН
Структурно-функциональные свойства генотипа, головного мозга и психики человека соотносятся друг с другом согласно принципу дополнительности. Как элементы сознания они части целого - системного образования. Эти подструктуры, согласно интерактивной парадигме, находятся в эпистемологическом отношении, т.е. в рамках процесса кодирования/декодирования (генетический код, нейронный код, язык). Развитие подструктур определяется необратимыми эволюционными процессами, совершенствованием механизмов отображения. На этом пути одни варианты «шлифуются», другие выбраковываются, а третьи консервируются на неопределенный срок относительно локальных оптимумов. В целом динамика процесса характеризуется бифуркативными точками, необратимостью относительно общей линии
развития и флуктуаютями. Процесс измеряется в параметрах исторической и актуальной осей. В естественной двухмерностп формируются и транслируются генотипические и фенотипические комплексы признаков, которые соответствуют градациям вариантов психического. Общий принцип развития в обоих измерениях однозначен: от биологического к логическому [1]. Флу к ту ационн ый. динамический принцип развития подразумевает существование нормы, пограничного слоя и аномального, каждый из которых рассматривается как вариант развития. Норма, по сути, имеет структуру, принципиально подобную общественной норме в соотношении биологического и логического в каждом измерении и потому относительна.
В вариативности развития человека в динамике устойчивого/неустойчивого состояний чувств,
рефлексии, сознания, поведения присутствует динамический сплав исторического и актуального, эволюционного и онтогенетического. Рассмотрим некоторые из этих состояний и методологические подходы, адекватные динамическому характеру развития.
Процесс психической адаптации и дезадаптации человека имеет комплексный характер генетически закрепленных динамически развивающихся приспособительных реакций системного свойства и негэнтропийной направленности [2]. На популяционном уровне стабилизировались эволюционно значимые формы поведения, в том числе и патологические формы - продукты эволюционной динамики формирования Homo sapiens, а также механизмы наследуемости (по сути, динамики преобразования фенотипов) поведенческих форм, синдромокомплексов или отдельных элементов, также сформированных в ходе эволюционного процесса. В широко известной концепции Н И. Бехтеревой [3] устойчивое патологическое состояние психики рассматривается как важнейший из факторов адаптации организма к среде, оно характеризуется как биологически положительное, но осложняющее лечение из-за своего эволюционного гомеостатического характера.
В свете современных знаний психологии человека объединяющим может стать генетико-эво-люционнан концепция. Она применима к вариантам выполнения задач, источником которых является окружающая среда и которые решаются в контексте приспособления (адаптации) в виде целенаправленной поведенческой стратегии. Ключевым принципом реализации поведения в данном случае является принцип соответствия адаптационных механизмов, сформировавшихся в процессе индивидуального развития на базе определенной генетической структуры. К выполнению задач человек приступает как генетически детерминированный психобиологически целостный индивид с прсдличностными параметрами. Отсюда следует, что эффективность решения задач также заранее детерминирована, в том смысле, что появляются разрешимые, менее разрешимые и неразрешимые задачи, вызывающие различные ситуации для человека. Усложняющаяся объективная действительность выступает для индивида в мотивационной форме в качестве потребности и целей деятельности. Текущая во времени изменчивость психологических форм и увеличение полиморфизма эволюционно более поздних свидетельствуют об эволюционном процессе психических и поведенческих признаков челоЕ
Как считает В.П. Самохвалов [4], в процессе эволюции паралелльно увеличивается разнообразие психопатологических симптомов и синдромов, в онтогенезе патологии проявляются и регрессивные элементы. При стрессе возможно извлечение более ранних филоонтогенетических элементов и трансформирущее влияние среды на полиморфизм. Стресс ] одного из ведущих фа» люции [5]. Усиливается также и половой диморфизм в отношении эволюционно ранних элементов и форм. Последнее утверждение доказательно подкрепляется на примере полового диморфизма шизофренического варианта развития. Эволюция синдромов при шизофрении развивается от аффективных и кататонических к бредовым и галлюцинаторно-бредовым. Коэффициент полового диморфизма (К=число мужчин/число женщин) показывает, как нарастают синдромы в порядке их эволюционной глубины. Наиболее
гию эмоций. В соответствии с генетико-эволюци-онными подходами к проблеме стресса половые различия в стратегии реакций на стрессы «санкционированы» эволюцией и. следовательно, имеют определенный биологический смысл. Это два различных способа обеспечения надежности адаптивных ответов («новый» - мужской тип и «старый» - женский). Они определяют половые особенности акцептора результатов действия [6] в стрессорных ситуациях. Акцептор результата действия мужских особей включает элементы предвидения борьбы, что выражается в постстрес-сорной активации секреции адаптивных гормонов. Смещение континуума стрессорных воздействий в сторону увеличения числа кратковременных, но частых стрессов приводит к изменению силы отбора на различные генотипы. Это объясняет соматический компонент патоморфоза психических расстройств и увеличение эволюционно молодых форм психопатологии в мужской субпопуляции. С другой стороны, следует указать и на наличие неустойчивых генотипов женской субпопуляции с присущими им более «древними» формами психических расстройств.
Пограничный слой включает начальные невротические реакции и состояния, которые наименее специфичны [7]. Предполагается, что стресс активирует биологические защитные механизмы в виде реликтовых фор и и механизмов поведения. При этом сила стрессорного воздействия связана с глубиной активации эволюционно более древнего механизма защиты. Полиморфные, «размытые» и плохо дифференцированные невротические реакции [8-11], встречаются при многих видах дезадаптации. В силу многозначности
Ю.М. Лотмана. В.В. Иванова) цит. по: [4]) они: могут быть отнесены к фиксированным, архаическим формам поведения. Это подтверждается данными о преобладании невротических расстройств в женской части популяции, которая, согласно гипотезе В.А. Геодакяна [12], является эволюционно более консервативной, сохраняющей реликтовые признаки психогенеза человечества. Так, соотношение числа женщин и мужчин в клинической выборке больных истерическими неврозами, психозами, психопатиями составляет: 1 : 4.2, 1 : 3.7, 1 : 1.7 соответственно [11]. Этот ряд показывает «преобладание» женщин в аномальной, пограничной зоне психического развития, где роль генетических факторов представлена преимущественно гоносомными факторами половых хромосом. Архаические механизмы при истерии напоминают двигательную бурю, «мнимую» смерть у животных, что является отражением ранних филогенетических поведенческих реакций. Отмечается, что в латентном состоянии такие реакции могут сохраняться в психике человека и проявляться при патологии. Считается [13], что при истерических синдромах нарушение системы многоступенчатой регуляции проявляется в
При этом подавляется ориентационно-программирующая подсистема регуляции и начинает преобладать сенсомоторная (конверсии) и активационно-эмоциональная (колебательная, «вибрирующая») неконтролируемая форма активации (зависимая от последовательности раздражителей). На аномальном полюсе этой реакции наследственное изменение мозговых структур с утраченной способностью к развитию высокоорганизованных регуляционно-интеграционных функций и задержкой на более низком уровне («незрелый» мозг) коррелирует с появлением регрессивных форм поведения, например инфантильного, «диссоциации» истерической личности. Такой вид нарушения поведения можно характеризовать как дешитеграиионный. При этом консолидируются и высвобождаются ранее автоматические, вышедшие из под контроля сознания, латентные функции. В результате истерической дезинтеграции «высвобождаются» сенсомоторные коды, которые появляются в поле сознания. Согласно гипотетической модели истерии [13], при сверхоптимальной активизации происходит переход к менее сложным принципам регуляции познавательных структур. Семантический код сознания замещается перцептивным или конкретно-образным, работающим по принципу сходства объектов (например сходства в прошлом опыте по условно-рефлекторному типу). Происходит включение и фиксация закодированных предметно-образных информационных структур и одновременно перекрывается доступ внешней инфор-
мации. Так решается проблема избегания почти любой психотравмирующей стрессовой ситуации. Эта форма поведения является одной из форм патологических приспособительных механизмов.
Можно предполагать, что большее соотношение женщин при пограничных и аффективных расстройствах в наиболее тяжелых формах заболеваний «эндогенного круга» означает либо боль-
нии с дополнительной у'женщин Х-хромосомой (моногенная модель с неполной пенетрантнос-тыо), либо большую концентрацию аномальных поли(олиго)генов (полигенная модель, мульти-факториальная модель) у этих особей. Эта закономерность также означает, что и депрессивное
ним, поскольку зафиксировано в наибольшей степени в женской части населения.
Примером и методологическим приемом динамической классификации генетически закрепленных форм психики является адаптивная развертка интегральных признаков психодиагностического теста ММР1, полученная на основе результатов ранее проведенных нами исследований [14, 15] с помощью метода главных компонент (см. рис. ниже) в выборке из 75 человек. При таком анализе в первом приближении было выделено 5 кластеров. Все они имели между точками-объектами минимальное расстояние. Развертка гиперкривой осуществляется по пути 1-го кластера (цифра 1) - дискретного уровня периферического плана, в котором из 7 человек 4 больны невротическими истерическими личностными расстройствами, а остальные здоровы. Далее кривая «сталкивается» с достаточно «рыхлой» группировкой (2-й кластер) из 7 человек, 5 из которых больны истерическим расстройством личности, а остальные здоровы. Затем гиперкривая плавно переходит из 3-го кластера в 4-й по плотно заселенной «орбитади» и «спиралевидно» закручивается до расположения 5-го кластера. Употребление этих слов в кавычках, подчеркивает дискрет-но-уровневый характер развертки и группирования объектов, отчетливо выраженный на рисунке.
Анализ психоформ группировок показывает также небольшую отягощенность 3-го кластера (цифра 3). У 10 из 20 человек кластера наблюдалось расстройство невротического полюса и истерические расстройства личности. Этот кластер находится на противоположной периферии «облака» распределения с 1 -м кластером, соседствуя на границе с 4-м кластером. В этом кластере из 10 человек лишь трое лиц были больны неврозом навязчивости. Постепенно закручиваясь к центру, гиперкривая «встречает» преимущественно пограничный слой, менее отягощенную группу лиц. В 5-м кластере, как уже отмечено, сгруппированы в основном здоровые лица - родственники лиц с
невротическими и личностными расстройствами (9 из 15 человек). Тесное соседство в пространстве интегральных психологических параметров 3-го и 4-го кластеров при различии чиста и состава больных является показателем определенного сходства типа психологического пространства, уровня психологической адаптации и. по сути, сближения индивидуально-личностного типологического уровня. Гиперкривая развертки, переходя из кластера в кластер, закручивается к центру тяжести, что равносильно двухмерному, нормальному распределению значений интегральных психологических признаков индивидов [16, 17]. Кроме того, кривая проходит через области с различным распределением больных и здоровых лиц. В нашем случае в верхнем правом квадранте области распределения ММР1 признаков преимущественно сосредоточены больные индивиды с истерическим расстройством личности. В нижнем правом квадранте - преимущественно пограничный полюс с неврозами и депрессией. Плотные группировки интегральных показателей индивидов являются, как уже говорилось, группами сходства психологического типа.
Таким образом, результаты проектирования адаптивной развертки на пространство интегральных психологических признаков свидетель-
ствуют о дискретном и оппозитном, по отношению к полюсу нормы (генетически близкой группе психически здоровых родственников), распределении признаков лиц аномального полюса с расстройствами психики. Наиболее плотная группировка лиц 1-го кластера характеризует ядро этой когорты больных, которая расположена в данном пространстве выше значений 2-й компоненты, равной единице (Р2 = 1). Такая позиция этих групп обусловлена тем, что в 1-м интегральном факторе - 1 -й главной компоненты - сосредоточены признаки фактора нейротицизма, а во 2-й - фактора психотизма. Алгоритм адаптивной
низании. Кластеру 1 соответствует множество, представленное частью субъектов с аберрантной психоструктурой. Недифференцированное сгущение 2-го и 4-го кластеров с весьма малой вариацией признаков, по сути, является типологической структурой некого абстрактного индивида с
4 4 о 1
© о 1 П1 Ь
о 8оОз
1 2
о о 3 ор 00 О
0 о°о о о- о
д 0 5 0 „ 3 О
^ Р о о 2 о о
о о
о з° ; ® * 5 ° Ь
2
Опб - и 00 о 5 0
е [ 8 044 ° О 3
I Р о . . 5 3 3°0 | |0 - Й
3 о0
О О
о
о
% О Л' 3
и о о
о 0 о
о
о
л.
-2-1 0 1
фактор «нейротицизма»
развертка в пространстве значений главных компонент интегральных характеристик личности по тесту ММ0!. По оси абсцисс - значения первой главной компоненты по оси ординат - значения второй главной компоненты - фактора •
в пространстве ММР1. Проекция пос-проходит по периферии зоны лиц с ма-параметров психо-. Из этого следует, что психопатологический процесс не тотально поражает структурно-
а парциально. В этом можно обнаружить аналогию с ригидностью, которая также может затрагивать различные уровни организации и действует на разную глубину психоструктуры, что проявляется в зк-
ким образом,
Таблица
параметров (ИП)
уровне. Возможное решение будет определяться динамическим характером органи-
уровкя. Малые; родительских фенотипов приведут к
и значения ИП потомка окажутся хорошо прогнизируемы (согласно I
стыо его фенотип окажется на том же дискретном
хастизируют задачу, и решение о фенотипе потомка будет возможно с
ММР1 Кластеры
1 2 и 4 3 5
Не 84,4 55.9 50.4 67.7
О 74.1 50.7 63.5 66.9
Ну 78 54.6 51.6 66.3
РсЗ 81.1 51.9 46.5 63.4
мг 63.9 41.7 55.8 69.9
Ра 85.6 50.6 41.6 52.4
Р1 79.8 49.4 55.7 57.9
5с 96 56.3 54.2 66.6
Ма 68.9 58.4 42.6 55.4
53.4 48.9 60 55.3
Исходя из того, что по типу
что переход на другой ^
одного из родителей будет осуществляться по оп-
ний, так как "изменение значений х(о) у потомка есть производная от времени генерации Т значений х(р) родителей: ёх(о)/с!Т = Г(х(р)), которая, в
: к кривой (по
питие депрессии и/или диссоциации, а возможно, расщепление личности [13]. Тип реагирования будет зависеть преимущественно от генетически
нии «человек как психобиологическая система -окружающая среда». Действительно, в обычных условиях поведение детерминируется индивидуальным опытом, в экстремальных же условиях на первый план выступают преимущественно врож-
системы. Личность - это центральное ядро системы регуляции и интеграции деятельности (поведения) человека. Следовательно, можно с большой вероятностью предполагать, что многие относительно постоянные и детерминированные нарушения функционирования регуляционно-интеграционных механизмов в континууме «нарушения адаптации - пограничные расстройства» являются результатом заторможенного развития (незрелости), которые проявляются уже на ранних
дезадантационных механизмов [20,^21], Именно в этом смысле понимается генетически преформи-рованная динамика психоонтогенеза. Это проявляется в виде функциональной неполноценности процессов восприятия, поиска и переработки информации, нарушения личностного отношения к получаемой информации (эмоционального реагирования), изменения сошально-психояогичес-ких контактов. «Незрелость» мозга выражается в особенности протекания нейродинамических процессов: слабости корковой регуляции, отсутствии уравновешенности корковых процессов, низком пределе работоспособности нервных клеток, наклонности к гипноидным состояниям [11]. Ряд авторов рассматривает связь психического дизонтогенеза с неравномерностью, асинхрониос-тыо развития мозговых структур [22, 23]. А разные формы нарушения - ретардация и асинхро-ния - ведут к различным вариантам расстройств личности. Ретардация - к эксплозивному и неустойчивому типу, а асинхрония - к тормозимому и эпшхептоидному. Подтверждается наследственно обусловленный структурно-функциональный дефект мозговых структур, лежащий в основе нарушений поведения, определяемых термином «психопатическая личность», которое выражается в детерминированной низкой психологической реактивности [13]. Ведущим, как известно, у данной личности является расстройство аффективно-волевой сферы. Оно является отражением основного патогенетического нарушения - незрелости мозговых структур, выражающейся в психической инфантильности.
Исследование любых форм нарушения психического развития независимо от их источника экзогенного или эндогенного конструктивно анализировать на различных иерархических уровнях, так
как эти нарушения, с точки зрения теории систем, носят общесистемный динамический характер. Основа функционирования таких систем - энергоинформационные процессы, которые обеспечивают открытый характер, поисковую активность, способность к самоорганизации (гомеокинстический принцип). Генетически детерминированные патологические изменения структуры системы посредством изменения элементов систем, связей, композиции [24] в итоге ведут к нарушению развития и спонтанной активности системы. В частности, невротические и некоторые другие реактивные состояния принято рассматривать как общесистемные нарушения регуляционно-интеграциовных функций (дезинтеграционная модель). Для нормальной интеграции и саморазвития живой системы требуется определенный уровень энергозатрат и приток информации, что определяет уровень нсгэнтропийных процессов. При нарушении функционирования уровень энергетических затрат для поддержания гоме-окинетического уровня уже неадекватен и процессы энтропийного характера возрастают.
Ведущим принципом эволюции является освоение определенного энергоинформационного уровня. Чтобы не свести данное утверждение к банальной фразе, обратимся к биологическим, и в частности к генетико-эволюционным, принципам. Известно, что чем выше генетическая разнородность популяции и богаче генофонд, тем выше ее жизнеспособность и экологическая пластичность. Потенциал изменчивости человеческого вида высок и, по-видимому, намного превышает эволюционный сдвиг средних норм изменчивости, что и объясняет его устойчивость во времени. Этим же объясняется и высокая приспособляемость к различным широтам. Предполагая высокую пластичность мозга и медленно идущий процесс психогенеза, можно видеть, что, с одной стороны, используются уже готовые стратегии поведения, закрепленные на генетическом уровне, а с другой - возникают новые варианты развития, а также явления патоморфоза. К основным причинам патоморфоза (учитывая этиологический принцип типологии патоморфоза) психических болезней относят: 1) эволюционное развитие человека, связанное с генотипическими изменениями (включая явления акселерации и ретардации развития); 2) патоморфоз соматических болезней; 3) социокультурные изменения; 4) влияние демографических факторов (миграции, изменение рождаемости, старение населения); 5) влияние фармакотерапии [25]. К примерам клини-ко-феноменологического патоморфоза относят урежение вплоть до исчезновения ряда клинических форм психических заболеваний (кататони-ческой шизофрении, эпилептической деменции). Так, при истерии исчезли истерические «эпидемии», припадки со «страстными позами», «исте-
дуги» [26]. Считают, что изменилась представленность основных психопатологических расстройств, их качество и степень выраженности - патоморфоз истерии выразился в приглушенности и соматизированности основных проявлений. Появились и участились приступообразное, периодическое течение шизофрении с преобладанием шизоаффективных расстройств, атипичные синдромы маскированных и сомати-зированных депрессий. Проявляется тенденция к соматизации эндогенных депрессий, неврозов, алкоголизма. Согласно И.В. Давыдовскому [20],
относится к категории изменчивости болезни как признака.
Важнейшим принципом отбора таких генотипов в их подверженности к психическим расстройствам остается соответствие энергоинформационной нагрузке, энергоинформационным затратам организмов по «принц ного фенотипа» [27]. Одним из тов такого соответствия является
мального функционирования в новых, шихся условиях. Это новое состояние оптимально в «узком» смысле, но не в «широком», свойственном здоровому организму.
оптималь-
! [32]. Возникает мотивация (эмоция плюс направление), причем эмоция является энергетической основой возбуждения и поддержания активности, а информационное несоответствие служит направляющим фактором активности. В этом заключено единство энерго-информационной сущности стратегии поведения человека. Несоответствие информации возникает не только при встрече с новой информацией, но и при ее дефиците или противоречии с уже имеющейся. Уменьшение информационного несоответствия (информационной энтропии) зависит от индивидуальных свойств человека и определяется: уровнем акти-
Эти системы: иизма. Эволюционные критерии отбора включают энергетический аспект в качестве ведущего. Процесс приспособления организмов к заданным условиям среды идет в
Адаптация и отбор особей идет по энергетической системе оценок, согласно которой необходимо поддерживать энергетический баланс без резко выраженной гиперфункции психических,
:систем
организма. Развитие процесса адаптации определяются энергетическими потребностями организма [28]. Экстремальное воздействие стрессорно-го фактора является энергетически расточительным. При этом возрастает энтропия системы [2, 29, 30], гомеостатические механизмы вызывают переходы на различные стационарные уровни. Для оценки перестройки как внутри биосистемы, так и между биосистемой и средой вводится по-
(НЗАР). Существуют два типа НЗАР -и неадекватная [28]. Они отличается тем, что при адекватной энергетические параметры (прирост теплопродукции, энтропии, внутренней температуры, теплового циркуляторно-го индекса и др.) и их первые производные (скорости изменения) имеют разнонаправленный характер, при неадекватной - ох При неадекватной адаптивной реакции ] ющийся энергетический дефицит не компенсируется, поэтому биосистема, согласно экстремальному принципу, переходит в гомсокинетическое состояние функционального равновесия, опти-
вации, прогнозирования» ных структур; уровнем интеграции закодированной информации, потребности в информации для поддержания субъективного «Я», иерархии ценностной организации закодированной информации, реактивности, эффективности защитных приспособительных механизмов. В иницпуме фактор информационного несоответствия приводит к неоптимальному росту активации, снижению и/или нарушению регуляционных функций. Это подтверждается на примере изучения темнераментальных параметров, которые, как известно, обладают характеристикой эргичности. Так, исследование уровня реактивности истерической личности, оцениваемого как высокого, характеризуется повышенной чувствительностью [33].
Дезорганизация истерической личности не дает возможности проведения интенсивной работы: она малоинтенсивна, концентрируется на вспомогательных действиях, но не на основных, имеет тенденцию к частой перемене и ] временной структуры. Такая личность лишена стремления к субъективному самосовершенствованию. С точки зрения единства энергоинформационных процессов, низкий уровень развития структуры «Я» лиц с измененной структурой системы восприятия, хранения, переработки и поиска информации определяет такое функциональное состояние неспецифических систем, коновому более экономичному оптимальному состоянию. Возможны варианты приспособительной реакции с щитных, разряжающих,
процессов [13].
ностными и аффективными расстройствами.
мозга, которые выражаются в том числе и в
ствам М.В. Гончарова [35]. Оценки
5. Беляев Д.К., Бородин n.M. Влияние стресса на наследственность и изменчивость и ее роль в эволюции // Эволюционная генетика. М., 1982.
6. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем. М, 1988.
7. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск. 1988.
8. Кербиков Н.В. Избранные труды. М., 1971.
9. Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987.
10. Семке В.Я. Старые и новые спорные проблемы истерии. Томск, 1997.
11. Семке В.Я. Превентивная психиатрия. Томск, 1997.
12. Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации //Проблемы передачи информации. М.,1978.
13. ЯкубикА. Истерия. М., 1982.
14. Языков К.Г., Галактионов O.K. Принцип оптимальности в фенотипической формодинамике /'/ Актуальные вопр. психиатр. Вып. 9.
-mnn
lUIVlUts., loss.
15. Языков К.Г. и др. Динамическая изменчивость психофизиологических признаков при психической дезадаптации // Там же.
16. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994.
17. Pettis K.W., Bailey Т.А., Jain Ä.K., Dubes R.C. An intrinsic dimensionality estimator from nearneighbour information // IEEE Trans. Pattern Anai. and Mach. // Intel. 1979. V. 1.
18. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск. 1993.
19. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. М,, 1991.
20. Давыдовский С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л.,1947.
21. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. М., 1974,
22. Фрейеров O.E. Проблема личности. Ч. 2, М., 1970.
23. Шаранков Е. Личность здорова и психопатна. София, 1971.
24. Система. Симметрия. Гармония / Под ред. B.C. Тюхтина, Ю.А. Урманцева. M., 1988,
25. Ковалев В.В. Патоморфоз психических болезней: его типы и причины // Журн. неврол. и психиатр, 1989, № 12.
26. Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф. Динамика невротических расстройств с вегетативными пароксизмами // Там же. 1987. №11.
27. Шварц С.С. Генетико-экологические исследования и теория искусственного отбора // Вестн. Акад. наук СССР. 1972. № 8.
28. Конькова А.Ф., Магай И .А., Шехаева Q.M, и др. Физико-химимческие закономерности адаптации организма к экстремальным воздействиям // Изв. Акад. наук СССР. Сер.: Биоя, 198", Na 1.
29. Зотин А.И., Зотина P.C. Термодинамический подход к прпоблеме развития, роста и старения // Журн. общ. биоя. 1969. N» 1.
30. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
31. Goodwin G.M. Analytical Physiology of Ceils and Developing Organisms. L; N.Y.; San Francisco, 1979.
32. Piaget J. L'equiflibration des structures cognitives. P., 1975.
33. Стреляу Я. Роль темперамента s психическом развитии. M., 1982.
34. Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсий. М,, 1978.
35. Гончаров М.В. Эволюционная генетика мультифакториадьных психических аномалий. М,, 1995.
М.А. Холодная*, И,С. Кострикина** О.Г.Берестнева
ПРОБЛЕМЫ ПРОДУКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
"Институт психологии РАН, г. Москва "Томский государственный педагогический университет
Интеллектуальный потенциал во многом обеспечивает личностный рост и продуктивность познавательной активности. От успешности самореализации лиц с высокоразвитым интеллектом зависит социально-экономическое благополучие общества в целом. При этом личности, обладающие высокоразвитым интеллектом и способностью к творческой самореализации (креативностью), согласно целому раду исследований [1-31 имеют большое количество проблем в личностной сфере и сфере общения.
Особый интерес в данном случае представляет эффект «порога интеллекта», который проявляется в том, что при коэффициенте интеллекта 10, превышающем 120 единиц, наблюдаются специфические изменения в функционировании ин-
теллекта. Феномен интеллектуального порога
связан с проблемой успешности в обучаемости и профессиональной деятельности. Полученные корреляции между показателями общего интеллекта и успешности деятельности позволили Д.Н. Перкинсу [1] сделать вывод о существовании нижнего порога интеллекта для каждой профессии, который обеспечивает профессиональную самореализацию субъекта. При превышении данного уровня между уровнем достижений и уровнем интеллекта связь отсутствует [1]. По данным У. Шнейдера [4], интеллект лиц, компетентных в каком-либо определенном виде профессиональной деятельности (экспертов), соответствует средним значениям что тем не менее позволяет им успешно осуществлять профессиональную само-