Научная статья на тему 'Вариативность как тенденция высшего профессионального образования и учебные издания по английскому языку'

Вариативность как тенденция высшего профессионального образования и учебные издания по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНИК / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ПРАКТИКУМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / TEXTBOOK / STUDY AID / EDUCATIONAL AID / EOP / CUSTOMIZATION OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотова Марина Вианоровна, Каминская Наталья Викторовна

Статья посвящена различиям между учебником, учебным пособием и практикумом в условиях высшего профессионального образования. Практикум рассматривается как учебное издание, которое позволяет оперативно реагировать на потребности учебного процесса при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в вузе. Определяются возможные направления исследования учебного пособия и практикума с точки зрения их потенциала для индивидуализации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотова Марина Вианоровна, Каминская Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH COURSEBOOKS AND FLEXIBILITY IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The article deals with similarities and differences between a textbook, a study aid and an educational aid. An educational aid is considered as a means of meeting immediate educational needs in EOP at tertiary level. We also attempt to provide guidelines for further research into the potential of educational editions as a resource for flexibility and customization in higher vocational education.

Текст научной работы на тему «Вариативность как тенденция высшего профессионального образования и учебные издания по английскому языку»

Например, решение проблемных ситуаций «Мы едем в автобусе» позволило уточнить и закрепить правила поведения в транспорте. Мы не только проигрывали ситуации, но и предлагали оценить поступки детей. Например, предлагали дать оценку поступков детей, если ребенок прыгает, громко разговаривает в автобусе.

Мы увидели, что в результате проведения комплекса мероприятий нам удалось изменить ситуацию в группе, создать атмосферу сотрудничества, радости от общения. Использование художественной литературы, изобразительного искусства, игр и игровых упражнений способствовало эффективности процесса формирования у детей культуры поведения.

По результатам проведенной работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения с помощью тех же методик: «Изучение социальных эмоций» и «Изучение проявлений помощи другому человеку».

Средний показатель высокого уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента составил 55 %, среднего - 40%, низкого - 5%.

Выводы. Полученный результат свидетельствует о повышении уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть вместе, заметно снизилась агрессивность тех, кого мы называем проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых» детей во многих видах деятельности. Отношения между детьми улучшилось. Кроме того, дошкольники стали охотнее оказывать помощь сверстникам по собственному желанию. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него, т.е. жалеть, поддерживать, успокаивать. Доброжелательнее они стали относиться и к природе. Дети стали замечать проявления негативного отношения к окружающим, к природе.

Эффективности процесса формирования у детей культуры поведения обеспечивалась соблюдением целого ряда педагогических условий: создание атмосферы взаимного уважения в общении с детьми; сотрудничество педагога с детьми; создание целостной системы мероприятий, опирающихся на механизм формирования нравственных качеств, направленных на формирование культуры поведения; использование заданий и проблемных ситуаций, обеспечивающих упражнение детей в выполнении норм и правил поведения.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. М. ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

2. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. М.. АСТ, Астрель. 2009. 496 с.

3. Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников М. Скрипторий. 2008.

4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М. Академия. 2010. 416 с.

5. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. М. ЦГЛ. 2006. 160 с.

6. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М. ВЛАДОС. 2003. 223 с.

7. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников // Детский сад от А до Я. 2004. N4. С. 11-15

8. Левин - Щирина Ф. Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. N4. С. 15.

9. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. Просвещение. 1986. 96 с.

10. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Москва-Синтез. 2012. 128 с.

11. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. М. Академия. 1999. 95 с.

Педагогика

УДК:378

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой

английского языка для гуманитарных специальностей Золотова Марина Вианоровна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Каминская Наталья Викторовна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ВАРИАТИВНОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена различиям между учебником, учебным пособием и практикумом в условиях высшего профессионального образования. Практикум рассматривается как учебное издание, которое позволяет оперативно реагировать на потребности учебного процесса при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в вузе. Определяются возможные направления исследования учебного пособия и практикума с точки зрения их потенциала для индивидуализации обучения.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, учебник, учебное пособие, практикум, профессионально-ориентированное обучение английскому языку, индивидуализация обучения.

Annotation. The article deals with similarities and differences between a textbook, a study aid and an educational aid. An educational aid is considered as a means of meeting immediate educational needs in EOP at tertiary level. We also attempt to provide guidelines for further research into the potential of educational editions as a resource for flexibility and customization in higher vocational education.

Keywords: higher vocational education, textbook, study aid, educational aid, EOP, customization of learning.

Введение. Вариативность рассматривается как один из принципов и одна из ведущих тенденций развития образования в России. Результатом реализации этого принципа является способность системы

образования предоставлять обучающимся множество «...полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий» [1]. Вариативность подразумевает разнообразие программ, индивидуализацию образования.

Обучение английскому языку студентов неязыковых вузов отражает эту тенденцию. Согласно действующим ФГОС, иностранный язык для неязыковых направлений подготовки может осваиваться как дисциплины базовой части и вариативной части, а также как факультатив. ФГОС предполагает комплексное формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках дисциплины «Иностранный язык», соответственно, обучение английскому языку проходит по следующим направлениям: на начальном этапе изучается английский для общих целей, на следующем уровне -профессионально-ориентированный курс английского языка, а в магистратуре и аспирантуре -академический английский.

Профессиональная подготовка специалистов в вузе предполагает их владение иностранным языком, он становится условием и средством формирования и развития профессиональных компетенций. Ведущую роль в настоящее время играет именно английский язык. Его рассматривают уже не столько как одну из учебных дисциплин, а скорее как инструмент межкультурной коммуникации [2], то есть, элемент, необходимый для формирования профессиональной культуры и становления современного мобильного конкурентоспособного специалиста.

Средства обучения, в частности, учебные материалы, должны учитывать не только специфику направления подготовки, но и соответствовать разнообразию программ и обеспечивать возможность индивидуальной образовательной траектории. Последняя является насущной необходимостью, поскольку смена направления подготовки при поступлении в магистратуру или аспирантуру становится общепринятой практикой.

Термин средства обучения может употребляться в двух значениях: 1) «совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения» и 2) «учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.» [3, с. 276]. В данной работе мы намерены остановиться на средствах обучения во втором значении.

В данной работе авторы ставят своей целью рассмотреть учебник, учебное пособие и практикум в контексте вариативности в высшем профессиональном образовании, чтобы определить возможные перспективы более подробного исследования этой темы применительно к профессионально-ориентированному обучению английскому языку в неязыковом вузе. Для этого необходимо: 1) выявить отличительные и общие характеристики указанных выше видов учебных изданий; 2) выявить требования к практикуму, предъявляемые вузами; 3) определить роль практикума в профессионально-ориентированном обучении английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки.

Изложение основного материала статьи. Учебник занимает ведущее место среди средств обучения. Общепринятым можно считать подход к учебнику как основному компоненту образования, ему отводится ведущая роль в управлении учебным процессом. Учебник одновременно является носителем содержания образования и средством организации учебного процесса (И.Л. Бим, В.В. Краевский, И.Я. Лернер). И.Л. Бим указывает, что учебник должен представлять собой систему и отражать и моделировать взаимодействие основных компонентов системы обучения - целей, содержания обучения, методов и средств обучения «в соответствии с условиями жизни и уровнем развития науки» [4, с. 271].

Тенденции в современном высшем профессиональном образовании, внедрение компетентностного подхода, наряду с иными факторами, послужили стимулом к новым исследованиям в этой области. В начале десятилетия отмечалась недостаточная изученность некоторых аспектов вузовского учебника [5]. Об интересе к этой теме свидетельствует и значительное число публикаций за последние несколько лет (С.Г. Тер-Минасова, Е.А. Успенская, Ю.В. Пасько, И.Н. Столярова, Е.В. Васильева и др.).

В настоящее время существует множество учебников по английскому языку, отечественных и импортных: учебники ведущих зарубежных издательств, которые чаще всего отражают одно направление (General English, EAP или EOP), учебники для наиболее востребованных специальностей, разработки российских вузов, которые охватывают достаточно широкий спектр тем профессионально-ориентированного обучения иностранному языку [6]. То есть, участники учебного процесса имеют возможность выбрать отвечающий целям обучения вариант.

Учебник является не единственным видом вузовских учебных изданий, которые привлекают внимание исследователей. Учебное пособие также становится предметом изучения (например, С.Г. Миньяр-Белоручева, Т.И. Березикова). Однако существует некоторая неопределенность относительно различий между учебником и учебным пособием. Так, на размытость понятия "учебник" указывает А.В. Хуторской, по причине его интеграции с другими учебными изданиями, а также многообразия форм и вариантов его представления на разных носителях [7].

Т.И. Березикова, проанализировав книговедческие и педагогические источники, в качестве специфического признака вузовского учебника выделяет его предназначенность «.для получения фундаментальных знаний по дисциплине, систематическое изложение учебного материала, преобладание концептуальной и наличие фактографической информации» [8, с. 11], а как признак учебного пособия -«предназначенность <.> для расширения, дополнения, конкретизации материала, изложенного в учебнике, или углубленного изучения дисциплины, наличие фактографической и преобладание специальной и методической информации» [8, с. 11]. Эти признаки согласуются с ныне действующим ГОСТ 7.60-2003, определяющим учебник как «учебное издание, содержащее систематическое изложение дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания», а учебное пособие как «учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» [9]. То есть, в качестве характеристики, единой для обоих видов изданий, согласно ГОСТ 7.60-2003, предполагается экспертная оценка, получение грифа УМО, а учебное пособие выступает вторичным, дополнительным по отношению к учебнику.

Другие авторы, напротив, делают акцент на общих требованиях к этим видам вузовских учебных изданий и убедительно доказывают способность учебного пособия в определенных условиях «полностью моделировать учебный процесс в рамках <...> дисциплины, управлять использованием дополнительных средств обучения (словарей, видеофильмов, дополнительных текстов)» [10, с. 3].

Дополнительную роль учебного пособия и обусловленность представленного в нём материала материалом учебника подтверждает и А.П. Миньяр-Белоручева. Однако она допускает возможность ситуаций, когда именно учебное пособие, а не учебник, будет включать основные темы новой учебной программы [11]. В постоянно меняющихся современных условиях это качество учебного пособия, его «оперативность», делает его таким распространенным видом издания. Исследователи выделяют следующие тенденции развития учебного пособия для вуза: «личностная ориентированность, практическая направленность, междисциплинарный характер, использование возможностей информационно-коммуникационных технологий, модульность и ориентация на автономизацию учебного процесса» [10, с. 1].

В свете современных тенденций развития высшего профессионального образования Е.А. Успенская и Ю.В. Пасько предлагают пересмотреть требования к современному учебнику иностранного языка по специальности. Они выделяют следующие основные принципы его организации: принцип формирования компетенций; преемственность; принцип научности в отношении отбора материала; доступность; принцип наглядности; сознательность и активность обучающихся; принцип обучения в сотрудничестве (использование проектного метода, работа в парах и группах, ролевые игры); автономность и модульность, что позволяет реализовать принцип нелинейности обучения [12]. О.В. Нефёдов и И.П. Ивановская также отмечают нелинейность современного учебника как следствие нелинейности организации учебного процесса, но применительно только к учебнику мультимедийному [13].

Ещё одно требование к учебнику и учебному пособию для вуза добавляют И.Н. Столярова и Е.В. Васильева: поликомпетентностную ориентированность как способность учебного издания обеспечивать комплексное формирование компетенций разного уровня в рамках одной дисциплины [10]. Эти авторы подтверждают наличие общих требований к разным видам учебных изданий для вуза и предлагают распространять их как на учебник, так и учебное пособие, учитывая важность последнего в современных условиях. Соглашаясь с авторами, мы считаем возможным отнести перечисленные выше требования ещё к одному виду вузовской учебной литературы - практикуму.

Виды учебных изданий, использующиеся в вузах помимо учебников и учебных пособий, также определены действующим ГОСТ, а требования к такого рода литературе могут дополнительно регулироваться внутренними правилами вуза.

Остановимся на практикуме как виде издания, который позволяет ещё более оперативно, чем пособие, удовлетворять потребности учебного процесса при обучении иностранному языку. Анализ доступных источников показал, что требования к практикуму, установленные вузами, полностью соответствуют ГОСТ 7.60-2003, некоторые учебные заведения расширяют требования и уточняют детали. Так, ГОСТ 7.60-2003 определяет практикум как «учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного» [9, с. 13]. «Руководство по подготовке учебно-методических материалов» ННГУ им. Н.И. Лобачевского [15, с. 8-9] среди характеристик практикума указывает наличие системы практических заданий и упражнений для индивидуальной и/или групповой работы, направленность на формирование умений и навыков и овладение компетенциями, не исключает присутствия теоретического материала и предполагает использование информационных технологий. В систему заданий рекомендуется включать задания разных уровней сложности от заданий тренировочного характера до творческого, поискового характера.

Итак, базовым средством обучения является учебник, а учебное пособие и практикум его призваны дополнять, а также служить для закрепления и повторения пройденного. Однако реальность такова, что такая иерархия и функции учебных изданий сохраняются только при обучении английскому языку для общих целей (General English). При обучении профессионально-ориентированному английскому преподаватели могут сталкиваться с недоступностью готовых учебников по требуемому направлению подготовки или области специализации или с их отсутствием. Создание учебника и учебного пособия требует серьёзных временных затрат, и вряд ли возможно и целесообразно создание учебников для каждой специальности. Кроме того, новые направления подготовки и области специализации появляются быстрее, чем создаётся и апробируется учебник или учебное пособие. Для минимизации последствий такой ситуации в преподавании английского языка произошёл сдвиг к обучению навыкам, общим для многих профессиональных областей, и значительная часть учебной литературы уже следует этой тенденции.

Однако обучение навыкам и построение компетенций целесообразно проводить на "родном" для обучающегося материале. И практикум вместо скромного пособия, способствующего усвоению пройденного, становится оперативным средством предъявления нового материала, вокруг которого начинает строиться работа иногда на протяжении целого семестра. Практикум особенно актуален, если на курс английского языка отводится незначительное количество контактных часов, или он является факультативным. Практикум (или серия практикумов) может служить основой для организации индивидуальной образовательной траектории обучающихся с разным уровнем языковой подготовки.

Возникает вопрос: сможет ли практикум по английскому языку (или то учебное издание, которое обозначают сейчас этим термином) «полностью моделировать учебный процесс в рамках <...> дисциплины, управлять использованием дополнительных средств обучения» [10, с. 3], то есть, по сути, выполнять функцию учебного пособия, отличаясь при этом от последнего некоторыми формальными признаками (например, объем в авторских листах)? Необходимо также определить, в какой мере практикумы компенсируют и способны компенсировать отсутствие учебников и учебных пособий по узким специальностям.

Перспективным, на наш взгляд, может стать создание практикумов как модулей учебного пособия или учебника с присущими последним функциями и характеристиками, создание в последующем «конструктора» практикумов/ учебных пособий. Для этого потребуется разработка оснований и критериев для создания такого «конструктора». Он может включать уже апробированные материалы, готовые модули, актуальные для работы в условиях конкретного вуза, с целью повысить качество образования и доступность разнообразных материалов для студентов и преподавателей.

Таким образом, необходимость постоянного обновления учебных материалов в соответствии с потребностями образовательного процесса заставляет нас уточнить место и роль практикума в условиях нелинейности и индивидуализации обучения.

Выводы. Оперативное создание качественных эффективных учебных пособий для профессионально-ориентированного обучения английскому языку, способных удовлетворить потребности разных групп

обучающихся, является важной задачей. Мы определили возможные направления исследования компонентов системы средств обучения иностранному языку - учебного пособия и практикума. Практикум стоит рассмотреть более пристально как ресурс для развития и поддержания вариативности, индивидуализации обучения, средство развития модульных программ по иностранному языку. Это позволит сделать процесс обучения в сфере высшего профессионального образования более гибким.

Литература:

1. Национальная педагогическая энциклопедия. URL: http://didacts.ru/termin/variativnost-obrazovanija.html (дата обращения: 29.08.2018).

2. Прошина З.Г. EIL или EFL? Изменение буквы или новая концепция языкового образования? // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. C. 83-100.

3. Сластенин В.А., Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под.ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1977. - 288 с.

5. Балыхина Т.М. Структурные и содержательные аспекты учебника для инновационного образования / Известия Юго-Западного государственного университета. - 2011. № 4 (37). - С. 123-128.

6. Золотова М.В., Каминская Н.В. Профессионально-ориентированный подход в пособиях по английскому языку и роль преподавателя // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып.51. - Ч. 5. - с. 193-200.

7. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 8 июня. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0608.htm (дата обращения: 29.08.2018).

8. Березикова Т.И. Вузовское учебное пособие как средство управления познавательной деятельностью студентов: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Томский государственный педагогический ун-т, Томск. -2003. - 23 с.

9. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 N 331-ст) URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 28.08.2018).

10. Столярова И.Н., Васильева Е.В. Поликомпетентностная направленность вузовского учебника в контексте внедрения ФГОС ВО // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/44PDMN216.pdf (доступ свободный).

11. Миньяр-Белоручева А.П. К вопросу о принципах создания профессионально ориентированного учебника по английскому языку / Проблемы теории и методики преподавания филологических дисциплин Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 - С. 93-102 URL: http://psyjournals.ru/files/33108/philology_2010_2_Minyar-Belorucheva.pdf (дата обращения: 29.08.2018).

12. Успенская Е.А., Пасько Ю.В. Принципы организации учебника нового поколения по иностранному языку для вузов неязыковых специальностей // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия «Философские, социальные и естественные науки». - 2013. № 2 (21). -С. 246-254.

13. Нефёдов О. В., Ивановская И. П. Создание учебника по иностранному языку для студентов неязыковых вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 83-89.

14. Борисова И.И. Руководство по подготовке учебно-методических материалов. Борисова И.И., Квашнин С.С., Кузенкова Г.В., Кузьмин И.В., Лещева В.Б., Сафронова О.В. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. - 32 с.

Педагогика

УДК: 159.9.072 ББК: 88.91-735 К 25

кандидат педагогических наук Каротовская Любовь Васильевна

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального

исследовательского университета (г. Старый Оскол);

кандидат психологических наук, доцент Петрова Ирина Викторовна

Старооскольский филиал Белгородского государственного университета национального исследовательского университета (г. Старый Оскол)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СПОСОБОМ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА В ГЕШТАЛЬТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты по проблеме использования гештальт-подхода в психодиагностике и обоснование возможности применения проективного рисунка для выявления индивидуально-типологических особенностей личности ребёнка в педагогическом процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: вузовская подготовка студента, психодиагностика, гештальт-подход, проективный рисунок, интерпретация рисунка, диагностика личности.

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of the problem of using the gestalt approach in psychodiagnostics and the rationale for the use of projective drawing to identify the individual-typological features of the child's personality in the pedagogical process of training and education.

Keywords: university student training, psychodiagnostics, gestalt approach, projective drawing, picture interpretation, personality diagnosis.

Введение. Современный этап развития общества характеризуется становлением новой образовательной концепции, смыслообразующим фактором которой выступает идея воспитания человека культуры,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.