Научная статья на тему 'Исследование индивидуально-типологических особенностей личности способом проективного рисунка в гештальте'

Исследование индивидуально-типологических особенностей личности способом проективного рисунка в гештальте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД / ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСУНКА / ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ / UNIVERSITY STUDENT TRAINING / PSYCHODIAGNOSTICS / GESTALT APPROACH / PROJECTIVE DRAWING / PICTURE INTERPRETATION / PERSONALITY DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каротовская Любовь Васильевна, Петрова Ирина Викторовна

В статье рассмотрены теоретические аспекты по проблеме использования гештальт-подхода в психодиагностике и обоснование возможности применения проективного рисунка для выявления индивидуально-типологических особенностей личности ребёнка в педагогическом процессе обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каротовская Любовь Васильевна, Петрова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY BY THE METHOD PROJECTIVE PICTURE IN GESTAL

The article discusses the theoretical aspects of the problem of using the gestalt approach in psychodiagnostics and the rationale for the use of projective drawing to identify the individual-typological features of the child's personality in the pedagogical process of training and education.

Текст научной работы на тему «Исследование индивидуально-типологических особенностей личности способом проективного рисунка в гештальте»

обучающихся, является важной задачей. Мы определили возможные направления исследования компонентов системы средств обучения иностранному языку - учебного пособия и практикума. Практикум стоит рассмотреть более пристально как ресурс для развития и поддержания вариативности, индивидуализации обучения, средство развития модульных программ по иностранному языку. Это позволит сделать процесс обучения в сфере высшего профессионального образования более гибким.

Литература:

1. Национальная педагогическая энциклопедия. URL: http://didacts.ru/termin/variativnost-obrazovanija.html (дата обращения: 29.08.2018).

2. Прошина З.Г. EIL или EFL? Изменение буквы или новая концепция языкового образования? // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. C. 83-100.

3. Сластенин В.А., Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под.ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1977. - 288 с.

5. Балыхина Т.М. Структурные и содержательные аспекты учебника для инновационного образования / Известия Юго-Западного государственного университета. - 2011. № 4 (37). - С. 123-128.

6. Золотова М.В., Каминская Н.В. Профессионально-ориентированный подход в пособиях по английскому языку и роль преподавателя // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып.51. - Ч. 5. - с. 193-200.

7. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 8 июня. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0608.htm (дата обращения: 29.08.2018).

8. Березикова Т.И. Вузовское учебное пособие как средство управления познавательной деятельностью студентов: автореф. дис. ... канд.пед.наук. Томский государственный педагогический ун-т, Томск. -2003. - 23 с.

9. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 N 331-ст) URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 28.08.2018).

10. Столярова И.Н., Васильева Е.В. Поликомпетентностная направленность вузовского учебника в контексте внедрения ФГОС ВО // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/44PDMN216.pdf (доступ свободный).

11. Миньяр-Белоручева А.П. К вопросу о принципах создания профессионально ориентированного учебника по английскому языку / Проблемы теории и методики преподавания филологических дисциплин Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 - С. 93-102 URL: http://psyjournals.ru/files/33108/philology_2010_2_Minyar-Belorucheva.pdf (дата обращения: 29.08.2018).

12. Успенская Е.А., Пасько Ю.В. Принципы организации учебника нового поколения по иностранному языку для вузов неязыковых специальностей // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия «Философские, социальные и естественные науки». - 2013. № 2 (21). -С. 246-254.

13. Нефёдов О. В., Ивановская И. П. Создание учебника по иностранному языку для студентов неязыковых вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 83-89.

14. Борисова И.И. Руководство по подготовке учебно-методических материалов. Борисова И.И., Квашнин С.С., Кузенкова Г.В., Кузьмин И.В., Лещева В.Б., Сафронова О.В. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. - 32 с.

Педагогика

УДК: 159.9.072 ББК: 88.91-735 К 25

кандидат педагогических наук Каротовская Любовь Васильевна

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального

исследовательского университета (г. Старый Оскол);

кандидат психологических наук, доцент Петрова Ирина Викторовна

Старооскольский филиал Белгородского государственного университета национального исследовательского университета (г. Старый Оскол)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СПОСОБОМ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА В ГЕШТАЛЬТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты по проблеме использования гештальт-подхода в психодиагностике и обоснование возможности применения проективного рисунка для выявления индивидуально-типологических особенностей личности ребёнка в педагогическом процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: вузовская подготовка студента, психодиагностика, гештальт-подход, проективный рисунок, интерпретация рисунка, диагностика личности.

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of the problem of using the gestalt approach in psychodiagnostics and the rationale for the use of projective drawing to identify the individual-typological features of the child's personality in the pedagogical process of training and education.

Keywords: university student training, psychodiagnostics, gestalt approach, projective drawing, picture interpretation, personality diagnosis.

Введение. Современный этап развития общества характеризуется становлением новой образовательной концепции, смыслообразующим фактором которой выступает идея воспитания человека культуры,

«человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подойти к решению актуальных жизненных проблем.

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности и развитию творческих способностей.

Для оптимальной реализации потенциальных возможностей личности необходимо иметь представление о скрытых резервах ребёнка, то есть о его индивидуально-типологических особенностях, исследовать и раскрыть которые может помочь проективный рисунок в гештальте.

Идея о раскрытии и значимости изображенных символов в «процессе индивидуализации» личности принадлежит К.Юнгу.

В настоящее время разработано большое количество различных проективных методик и рисуночных тестов таких авторов как Джон Н. Бак, Вульф В., Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д., КорнанЛ., Логинова С.В., Романова Е.С., Соколова Е.Т., Урсула Аве-Лаллемант, Ферс Г., Херсонский Г.Б. и других.

Проблемы практической психодиагностики и особенности развития личности ребенка раскрываются в трудах Выгодского Л.С., Гезелла А., Гильяшевой И.Н., Кафа Г., Лебедевой Н.М., Реан А.А., Рубиншейна С.Я., Степановой М.А., Сорокоумовой Е.А., Хаан А., Щукиной Г.С. и других.

Студенты педагогического факультета рассматривают эти проблемы на таких учебных дисциплинах как «Педагогика», «Психология», «Методика воспитательной работы», «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом», «Современные педагогические технологии», «Практикум по решению профессиональных задач» и других.

Так, например, в учебном пособии «Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии» под редакцией В.П. Сергеевой, изучаемой на дисциплине «Теория обучения детей младшего школьного возраста» делается обзор таких арт-технологий как фототерапия, куклотерапия, танцевальная и музыкальная терапия, изотерапия [8, с. 117-122].

Однако в пособии не предложено достаточных средств для психодиагностики, анализа и интерпретации бессознательного в области символов и рисунков, поэтому на практических занятиях студенты не только дают подробную характеристику арт-технологий, но и учатся в качестве оценки развития личности использовать проективные рисунки в гештальте.

Эти технологии и подходы позволяют выявить многие личностные качества и особенности, такие как эстетические, интеллектуальные, этнические, склонности и способности, особенности мышления, творческого воображения, а также проблемы опосредованного запоминания, поведения в стрессовой ситуации, определение взаимоотношений в семье и социуме.

Исследования в области психодиагностики методами проективного рисунка в гештальте и практическое применение техник работы с детским рисунком помогут студентам обогатить свои профессиональные знания и дополнить их в виде современного диагностического инструментария.

Формулировка цели статьи. Цель исследования состоит в изучении теоретического материала по проблеме использования гештальт-подхода в психодиагностике и обосновании возможности применения проективного рисунка для выявления индивидуально-типологических особенностей личности ребёнка в педагогическом процессе обучения и воспитания.

Изложение основного материала статьи. "Гештальт" - специальный термин, заимствованный из гештальт-психологии и используется в настоящее время без перевода в современной психологической и психотерапевтической литературе.

Его значение в определенной степени передается понятиями "конфигурация", "структура", "значимое, организованное целое".

Гештальт-подход, как направление современной науки и практики, предполагает всякий раз исследование целостной системы, будь то отдельный человек или организация.

Гештальт-подход в различных прикладных областях, в том числе в консультировании организаций, исторически является приемником основных идей Гештальт-терапии, как гуманистически ориентированное психотерапевтическое направление, по распространенности уступающее лишь психоанализу и поведенческой терапии.

С появлением гештальт-терапии в середине XX века (основатель - Фредерик С. Перлз) она завоевывает все больший авторитет в мировом психотерапевтическом сообществе [7].

В нашей стране наряду с психотерапевтической практикой в конце ХХ века все большее распространение начинает получать гештальт-подход, который используется в организационном консультировании, менеджменте, психологии, педагогике и других прикладных областях [6].

Мы более подробно рассмотрим возможности применения гештальт-подхода в современном педагогическом процессе обучения и воспитания и психолого-педагогической диагностике.

Из трёх основных подходов (клинический, исследовательский, психологический) наибольший интерес для учителя представляет исследовательский подход. Он применяется для исследования индивидуально-типологических особенностей личности и нацелен на сбор личностной информации, работающей на расширение зоны сознания клиента и приобретении им новых знаний о себе, отношениях с окружением и своих актуальных чувствах [5, с. 24-25].

Это диагностическое направление, являющееся основным в исследовании особенностей личности.

И здесь хорошо зарекомендовал себя метод интерпретации проективного рисунка.

Рисунок - самый быстрый, безопасный и короткий путь к глубинам человеческого подсознания. Он отражает чаяния и переживания - от актуальных проблем до сокровенных тайн души. Разговор через рисунок - это ключ к безболезненному выходу из самых кризисных ситуаций, пониманию другого, объединению отдельных частей своей личности.

Практикум по психодиагностике Мининой В.В. рассматривает возможность использования проективного рисунка в гештальте для выявления особенностей развития отдельной личности, а также определения её творческого потенциала и отдельных проблем [5].

Проекция в гештальте - это перенос внутреннего содержания на внешние объекты. Проективный рисунок рассматривается как проекция внутреннего мира, выраженная через метафору-форму в изображении.

Все образы, символы, детали и целое, а также композиция, цвет, контрасты и нюансы, колорит и гармония, формат и местоположение в нём изображения рассматриваются как шифрование черт, качеств и способностей самого «художника», его мироощущения, мыслей, эмоций и проблем.

Теория цвета в изобразительном искусстве является его фундаментом. Проблемы цвета и возможности их разрешения, возникающие перед художниками, в том числе и юными, практически не изменяются во времени и пространстве, может изменяться их решение, так как каждый художник - это сугубо индивидуальная, неповторимая личность [1].

Художники знают влияние определенных цветов на настроение и внутреннее состояние человека. Но известно так же и то, что каждый человек отдает определённое предпочтение конкретным цветам и цветовым гаммам.

Миронова Л.Н. в своём пособии для учителей «Цвет в изобразительном искусстве» рассматривает проблему содержательности цвета, то есть его семантику и символику, которые возможно использовать при диагностике проективного рисунка в гештальте [4].

В практической работе студентам было предложено выполнить несколько заданий по созданию индивидуального рисунка на заданную тему. Это рисунки-экспромты, выполненные по просьбе, но без подготовки, то есть моментально. Темы могут быть самые разные, например, «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Кинематический рисунок семьи», «Карта сказочной страны», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок человека на основе геометрических фигур» и другие. Для каждой темы уже разработаны проективные методики, которые носят в основном диагностический характер и имеют своих авторов.

Мы обратили внимание на то, что важно учитывать в каждом отдельном рисунке, и в любом рисунке не зависимо от заданной темы. Таким образом, помимо специфического выявления отдельных проблем по предложенным проективным методикам (внутрисемейные конфликтные отношения, оценка поведения в стрессовой ситуации, психосексуальная идетенфикация, клинические патологии и прочее) в результате рисуночного тестирования можно определить творческие способности к изобразительной деятельности.

В любом рисунке важно учитывать проявление индивидуальности и неповторимости. Изображение можно рассматривать как «средство индивидуальной творческой экспрессии», «это средство креативного выражения себя, позволяющее ... соприкоснуться с очень личными, идиосинхроническими частями своего бытия» [3, с. 75].

В процессе работы с каждым отдельным рисунком необходимо отыскать отношения между деталями в нём, но не зацикливаться только на комментариях отдельных фрагментов и объектов, а постараться объединить их в связный рассказ, ведь гештальт - это целостное восприятие сюжета проективного рисунка, а, значит, и ситуации.

Как показала практическая часть исследования, этот момент в диагностике выявления типологических особенностей оказался наиболее сложным. Студенты испытывали затруднения в интерпретации «зашифрованного послания», в изложении исчерпывающей и достоверной информации [2].

Да это и понятно, для того чтобы владеть диагностической ситуацией, необходимы теоретические знания по изобразительному искусству, графической грамоте и живописи. Если человек имеет слабые представления о таких понятиях как композиция в формате, колорит, цветовая гармония, контрасты, нюансы, графические и живописные техники, то ему будет очень сложно определить творческие способности клиента.

А ведь в рисунке ещё надо учитывать способы получения изображений, статику, динамику и ритм в композиции, абстракции и искажения, контуры и очертания, градацию света и тени, передачу на плоскости объёмов, фронтальной и угловой перспективы.

В нашем исследовании в учебных целях все студенты выполняли простое задание. На листе бумаги формата №5 надо было нарисовать букву «Я» по своему усмотрению (как хотите, так и рисуйте, можно пользоваться инструментами, красками, цветными карандашами, фломастерами или ручкой, или только простым карандашом). Никаких ограничений и рекомендаций нельзя озвучивать, даём полную свободу в творческом процессе.

Работы собираются через 15 минут и раскладываются на три стопки:

1) красивые, оригинальные, привлекательные, сложные в исполнении;

2) графические, правильные, объемные, чёткие в исполнении;

3) простые, мелкие, линейные, небрежно выполненные, одноцветные.

Преподаватель комментирует по одной работе из каждой стопки. Затем предлагается составить свой комментарий к предложенному проективному рисунку студентам. На обдумывание и подготовку ответа достаточно 5-10 минут.

После каждого выступления мы выслушивали дополнения и уточнения всех присутствовавших, добиваясь как можно более полного объяснения ситуации.

Таким образом, с каждым разом при анализе рисунков, комментарии становились более полными, чёткими и точными. И, если на начальном этапе эксперимента только 25% студентов справились с проблемой интерпретации проективного рисунка, то на контрольном - более 60% испытуемых свободно владели секретами анализа рисунка, остальным требовалась подготовка, после которой также выполнялся анализ, хотя не всегда достаточный и полный.

Отрадно то, что все студенты с большим интересом изучали гештальт-подход в психодиагностике и высказали уверенность в том, что изученные технологии пригодятся им в предстоящей педагогической деятельности.

Выводы. Для исследования индивидуально-типологических особенностей и выявления потенциальных способностей личности учитель может использовать проективный рисунок в гештальте. Рисуночное тестирование можно проводить индивидуально, по группам или всего класса.

При работе с рисунками важно учитывать следующие аспекты:

1. Задание должно быть целевым. Предлагая ребёнку нарисовать рисунок, учитель должен чётко представлять, зачем это нужно и каких результатов можно ожидать.

2. Организационные условия проведения диагностики включают в себя выбор форм, средств и методов (методик) работы в соответствии с целевой установкой.

3. При интерпретации рисунков следует придерживаться чётких инструкций и правил относительно получения соответствующей информации, при необходимости опираться на трактовки, данные самими клиентами, работать с их ассоциациями и чувствами.

4. Комментарий для клиента должен быть аргументированным и понятным. Личные впечатления и вызванные чувства от рисунка (особенно негативные) необходимо минимизировать, так как они могут отличаться от переживаний автора и тех мыслей, которые склонен приписывать ему исследователь.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что гештальт-подход особое внимание обращает на развитие креативности как способности личности творчески и адаптивно реагировать на ситуацию, избегая давления стереотипов, он предполагает не столько поиск причинно-следственных связей, сколько опору на собственные резервы и ресурсы внешней среды.

Литература:

1. Дерибере М. Цвет в деятельности человека [Текст] / сокр. пер. с фр. А. М. Григорьева; [предисл. А. Щипанова]. - Москва: Стройиздат, 1964. - 183 с., 6 л. ил.: ил.; 22 см. На обороте тит. л.: M. Déribéré. La couleur dans les activités humaines Цвет FB Б...

2. Дилео Дж. Детский рисунок: Диагностика и интерпретация / пер. с англ. Е. Фатюшиной. Изд. 2, испр. М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2007. 256 с. (Серия «Детский психолог»).

3. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2004. - 560 с.

4. Миронова Н.Л. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 3-е изд. / Л.Н. Миронова. - Мн.: Беларусь, 2005. - 151 с.: ил.

5. Минина В.В. Проективный рисунок в гештальте (в метафоре животного). - СПб.: Речь, 2010. - 96 с.

6. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель Терапии. / Пер. М. Папуш. М.: Либрис, 1996. - 240 с.

7. Перлз Ф., Гудмен П. Теория Гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 212 с.

8. Сергеева В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф . образования / [В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербаков и др.]; под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.

Педагогика

УДК: 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Красин Михаил Станиславович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» (г. Калуга)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ИСТОРИКО-НАУЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Аннотация. В статье представлена система задач с историко-научным содержанием, предназначенных для решения на практических занятиях по разделу «Основы квантовой механики» курса теоретической физики для студентов, обучающих по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» с предметной специализацией «Физика». Показано, что решение таких задач, включающее анализ проблем и противоречий раннего этапа квантовой теории, является существенным фактором становления методологической культуры будущего учителя физики.

Ключевые слова: физические задачи, история физики, задачи с историко-научным содержанием, методологическая культура учителя физики.

Annotation. The article presents a system of problems with historical-scientific content, designed to be solved in practical classes on the section "Fundamentals of quantum mechanics" of the course of theoretical physics for undergraduate students studying on the "Pedagogical education" program with the Physics specialization. It is shown that the solution of the problems, including the analysis of problems and contradictions of the early stage of quantum theory, is an essential factor in the formation of methodological culture of the future teacher of physics.

Keywords: physical problems, history of physics, problems with historical- scientific content, methodological culture of the teacher of physics.

Введение. Термин «методологическая культура личности» в философском и образовательном контексте используется с конца 70-х годов XX века. На современном этапе, когда акценты в образовании все больше смещаются от трансляции готовых знаний к формированию способности эффективно действовать в условиях постоянно изменяющейся среды, актуальность методологических регулятивов только возрастает. При всем многообразии трактовок понятия «методологическая культура» и различных подходов к структурированию ее компонентов, в ней можно выделить историко-научную составляющую как часть социального опыта человечества, на который опирается субъект в индивидуальном процессе познания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система методологических знаний включает знание истории научных открытий и изобретений;

- комплекс методологических умений, связанных с проведением экспериментального и теоретического исследования, также опирается историко-научный материал (эксперименты, сыгравшие значительную роль в развитии науки, исторический аспект создания научных теорий и т.д.);

- формированию методологических убеждений способствует анализ ошибок и заблуждений, парадоксов, возникавших в процессе познания, эмоционально окрашенные исторические факты, эпизоды из биографий ученых;

- история науки содержит обширную базу примеров проблемных ситуаций и способов их разрешения, что обогащает опыт успешного решения проблем в различных областях деятельности.

Большая часть содержания школьного курса физики представляет науку классического периода. Физика двадцатого века (квантовая механика, физика атомного ядра и элементарных частиц, астрофизика) занимает в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.