Научная статья на тему 'Вариативное обучение русскому языку младших школьников с нарушениями речи в антропоцентрическом аспекте'

Вариативное обучение русскому языку младших школьников с нарушениями речи в антропоцентрическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Е.В.

В статье рассматривается специфика обучения русскому языку младших школьников с нарушениями речи; анализируются проблемы, которые возникают у учащихся с речевыми нарушениями при обучении русскому (родному) языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативное обучение русскому языку младших школьников с нарушениями речи в антропоцентрическом аспекте»

возможность оказывать влияние на образовательный процесс; возможность внедрения инновационных педагогических технологий и исследовательские проекты; профессиональное общение (виртуальное и реальное). Студенты и школьники получат: возможность общения; совместные учебные и внеучебные дела (конкурсы, игры, олимпиады, праздники и т.д.); возможность оказывать влияние на организацию обучения; множество профессиональных проб студентов в разнообразных условиях конкретных школ. Список использованной литературы:

1. Болотов В.А. Программа модернизации педагогического образования 2014—2017 [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14 (дата обращения: 15.09.2014)

2. Лекомцева Е.Н., Золотарева А.В. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 229 - 232.

3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / Под ред. А.И. Адамского - М.: Эврика, 2006.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ файл/543/(дата обращения: 21.05.2015)

5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ файл/1543/12.12.29- ФЗ Об образовании в Российской Федерации (дата обращения: 21.05.2015)

6. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1999. - С.24-32

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ № 05.043.12.0016 от 23.05.14.

© А.Н. Панфилов, В.М. Панфилова, В.В. Виноградов, 2015

УДК37

Е.В. Панфилова

Студентка 5 курса Факультет дошкольного,начального и специального образования педагогического института Белгородский государственный университет Г. Белгород, Российская Федерация

ВАРИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Аннотация

В статье рассматривается специфика обучения русскому языку младших школьников с нарушениями речи; анализируются проблемы, которые возникают у учащихся с речевыми нарушениями при обучении русскому (родному) языку.

Ключевые слова

Школьники с нарушениями речи, трудности обучения русскому языку, антропоцентрический аспект.

Проблема обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями является трудной и разносторонней. Школьное образование детей с разными нарушениями речи реализуется через систему учреждений общего и специального типов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Русский язык как средство общения изменчивый. Вариативность распределяется на единицы всех уровней языка.

Обучение равным образом вариативно. Это различный уровень изучения русского языка - базисный (стандартный), углубленный (на уроке или во внеклассной работе), специализированное изучение родного языка. Наилучший вариант обучения каждого школьника определен его индивидуально-типологическими качествами.

Вариативность - это такой метод организации учения школьника как субъектной деятельности по усвоению навыков посредством его обогащения в том виде, который отвечает данным учащихся использовать этот опыт при динамических условиях ее осуществления.

Главными причинами, которые должны быть получены в качестве главных для определения задач, содержания и методов обучения русскому языку в отдельный его период, являются свойственные, общие для всех школьников, характеристики их речи. Перед тем как начать обучение детей грамоте по программе нужно пройти долгий подготовительный этап [2]. Рассматривать то общее в речевой характеристике, что организует детей, оказывается неизбежным и в плане обеспечения всех узловых образований, на основе которых действует самостоятельная речь.

Русский язык формирует у школьников общеучебные умения текстовосприятия и текстообразования. Несмотря на личностные различия в количественном и качественном строении речи детей, для всех детей оказывается значимо формирование языковых обобщений, осваивание навыками речевой деятельности по аналогии, понимание приемов анализа и синтеза языкового материала. Усвоение этих навыков в процессе групповых занятий связано с развитием речевого опыта каждого школьника и ведет к формированию различий в объеме языковых средств.

Особенность первостепенного обучения языку как средству общения воплощается и как настояние систематического обогащения сознания школьников представлениями и соображениями об окружающем мире. Это требование следует из того факта, что у детей имеется глубокое недоразвитие смысловой стороны речи.

Речь как процесс очень связана с другими процессами и функциями психики человека. Она рождается и совершенствуется под их воздействием, но в ходе этого развития оказывает координирующее, обратное влияние на внимание, представление, мышление, память, восприятия, эмоционально-волевую сферу. Чтобы обеспечить формирование этих связей, специальное обучение русскому языку строится по содержанию и методам работы.

Антропоцентрический подход к изучению родного языка как способа саморазвития основывается на идее развивающего обучения, которое предусматривает усиленное формирование интеллектуальных, специальных и творческих способностей учащегося. Антропоцентризм содействует благополучному решению вопросов интеграции системно-описательного и коммуникативно-деятельностного подходов [3].

Известно, что обучение русскому языку следует осуществлять с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями. Изучение речи осуществляется в форме предварительного обследования детей и изучения их речи до начала обучения, чтобы выяснить необходимость и характер специального обучения и воспитания. Учителю следует проанализировать ошибки, допускаемые учащимися, недочеты и пробелы в речевом развитии.

В итоге специального обследования речи учитель получает материал, который сопоставляется с предварительными наблюдениями. Таким образом, анализ допускает увидеть динамику развития речи ребенка и оценить результативность методических усилий учителя, выбрать путь предстоящей работы.

Понятно, что давать детям познания о языке немыслимо, если они им почти не владеют практически. Отдельные первоначальные сведения о языковом материале помогут развить речевые навыки, а окончательная коррекция недостатков речи будет достигаться в общении с опорой на сознательное контролирование своей речи.

У детей с речевыми нарушениями зачастую выявляется недостаточный уровень словесно-логического мышления, операций абстрагирования[1]. Помимо того, неполно сформированы мыслительные операции: классификация, анализ и синтез, сравнение, обобщение. Сказываются также внутренние противоречия развития внимания. Такие дети располагают малым объемом и ограниченной

избирательностью внимания, а также его неустойчивостью, низкой переключаемостью и концентрацией. У таких детей темп восприятия учебного материала затянутый и не всегда осмыслен.

Разработка оптимизированного соотношения между осмысленным подходом школьников к построению речи и автоматизированными действиями речевой деятельности в специальных условиях развития и коррекции речи приобретает большую актуальность..

«Доминирующей причиной неуспеваемости» (Ю. К. Бабанский) признается несоответствие между объемом и сложностью учебного материала и приемами, которыми владеет школьник при его усвоении.

К сожалению, количество детей, имеющих затруднения в усвоении русского языка, растет. Для того чтобы предупредить оставания в обучении нужен индивидуальный подход каждому ребенку, где он может сам выбрать материал, с которым ему интереснее всего работать. Максимальное количество схем, рисунков, картинок способствует стремительному усвоению и запоминанию материала.

Необходимо плотное взаимодействие учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, логопеда для предотвращения трудностей в усвоении языка, которые возникают у школьников.

Потребность индивидуального подхода к школьнику декларируется фактически во всех методических исследованиях и рекомендациях. Недостижимо обучать каждого ребенка отдельно. Вследствие этого, нужно создать такую среду, которая допускала бы по максимуму использовать индивидуальные возможности детей и уменьшить их речевые проблемы.

Список использованной литературы:

1. Алмазова А. А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения /

А. А. Алмазова // Проблемы современного образования. - 2013, - № 2, С. 114-122.

2. Комаров К. В. Принципы построения работы по обучению русскому языку. / К. В. Комаров // Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1982. - С. 57-71.

3. Сидоренков В. А. Вариативное обучение русскому (родному) языку в антропоцентрическом аспекте: дис. в виде науч. докл. на соиск. уч. степ. док. пед. н. наук (13.00.02) / Сидоренков Владимир Алексеевич; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. - Санкт-Петербург, 2000. - 75 с.

© Е В. Панфилова, 2015

УДК 378.14.015.62

М.Н. Перевалова

ст.преподаватель кафедры Математика и информатика Института Математики и компьютерных наук Тюменского государственного университета

С.Ю. Нифантьев студент 1 курса направления «Юриспруденция» Института государства и права Тюменского государственного университета

В.А. Тимохович студент 1 курса направления «Юриспруденция» Института государства и права Тюменского государственного университета г. Тюмень, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА-ЮРИСТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются аспекты влияния информационных технологий на становление

профессионала в юриспруденции на стадии образовательного процесса в высшем учебном заведении.

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.