Научная статья на тему 'Вариативная модель развития структуры культурного пространства региона в культурной политике'

Вариативная модель развития структуры культурного пространства региона в культурной политике Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
279
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / ИНФРАСТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / СУБКУЛЬТУРЫ / CULTURAL SPACE OF REGION / A CULTURE INFRASTRUCTURE / THE REGIONAL CULTURAL POLICY / CULTURAL EVOLUTION / SUBCULTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Генова Н. М.

В статье рассматриваются культурные процессы, обеспечивающие эффективность создания структуры культурной политики региона, которая должна адекватно отражаться в адаптационной модели культурной политики. При этом отмечается сочетание конфигуративных и локальных аспектов проявления общецивилизационного процесса культурной эволюции. Автор предлагает рассматривать систему организации культурной деятельности в контексте меняющейся инфраструктуры культуры и адаптации модели культурной политики в контексте культурных инициатив и субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIATON MODEL OF DEVELOPMENT OF STRUCTURE OF CULTURAL SPACE OF THE REGION IN CULTURAL POLICY

In article the cultural processes providing efficiency of creation of structure of a cultural policy of region which should be reflected adequately in adaptable model of a cultural policy are considered. The combination confi-gurative and local aspects of display general civilized process of cultural evolution is thus marked. The author suggests to consider system of the organization of cultural activity in a context of a changing infrastructure of culture and adaptation of model of a cultural policy in a context of cultural initiatives and subcultures.

Текст научной работы на тему «Вариативная модель развития структуры культурного пространства региона в культурной политике»

Всё большее количество учёных сегодня склоняется к мысли, что необходимо сознательно вернуться к мудрости предков и признанию того факта, что многие явления и процессы в мире они понимали лучше и глубже нас. Учёный, художник и вообще любой человек, склонный к духовному творчеству, засвидетельствуют, что самые радостные и возвышенные переживания они испытывают в моменты творче-

ского озарения. Именно искусству подвластна идея поиска смысла существования человечества, что сближает искусство с религией. Сейчас, когда всё объявляют «товаром» - и культуру, и искусство, и образование - эта идея позволяет проникнуть в человеческую сущность и увидеть тот идеал, к которому стремились предыдущие поколения, и к которому необходимо привлекать внимание современного общества.

Библиографический список

1. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни // Избранные произведения. - Р.-н/Дону: Феникс, 1998.

2. Ан, С.А. Хомо цвишенс или человек границы: Монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.

3. Иванов, А.В. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации / А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин. - Барнаул: Изд-во Алт ГТУ им. Ползунова; Изд-во фонда «Алтай - 21 век», 2006.

4. Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырёх томах / сост. игумена Андроника (А.С.Трубачёва), П.А. Флоренского, М.С.

Трубачёвой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачёв). - М.: Мысль, 1999. - № 3 (2).

5. Булгаков, С.Н. Священник о. Павел Флоренский // П.А. Флоренский: pro et contra. - СПб.: Изд-во Русского Христианского Гумани-

тарного Института, 2001.

6. Суздалев, П.К. Врубель. Музыка. Театр. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

7. Рерих, Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига: Виеда, 1992.

8. Рерих, Н.К. О вечном. - М.: Политиздат, 1991.

9. Корепанов, В. Храм Духа Марии Тенишевой [Э/р] // Международный литературный проект «Женщины на века». - Р/д:

http://yro.narod.ru/bibliotheka/gen/TENISHEVA/kn_tenisheva.html

10. Ужанов, Ужанов, А.Е. Памятник самой России [Э/р] // Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы [интернет-газета]. - 05.10.2010. - Режим доступа: http://www.stoletie.ru

11. Тютюгина, Тютюгина, Н.В. Рерих и Нестеров [Э/р]- Р/д: http://www.newepoch.ru

12. Власов, В.Г. Стили в искусстве [словарь]. - С.-Пб.: Лига, 1998.

Bibliography

1. Trubetskoy, E.N. Meaning of life / E. N. Trubetskoy // Selected works. - P.-n/Don: Phoenix, 1998.

2. An, S. A. “Homo zwischens” or man the border: the monograph. - Barnaul: Altay State Pedagogical Academy, 2001.

3. Ivanov, A.V. Tablets metahistory: creators and step spiritual-ecological civilization / A.B. Ivanov, I.V. Fotieva, M.Y. Shishin. - Barnaul: Altay State Technical University name Polzunov; Publishing Fund "Altai - 21st century", 2006.

4. Priest Pavel Florensky. Essays in four volumes. / compl. Hegumen Andronika (A. Trubachev), P. Florensky, M.S. Trubacheva; Ed. Hegumen Andronic (A. Trubachev). - M.: Thought, 1999. - № 3 (2).

5. Bulgakov, S.N. Priest Pavel Florensky // P. Florensky: pro et contra. - Saint-Petersburg.: the Russian Christian Humanities Institute, 2001.

6. Suzdalev, P.K. Vrubel. Music. Theatre. - M.: Visual Arts, 1983.

7. Roerich, N.K. Power of Light. Sacred patrol. - Riga: Vieda, 1992.

8. Roerikh, N.K. Of eternal. - M.: Politizdat, 1991.

9. Korepanov, W. Temple Spirit Maria Tenisheva [E/r] // International literary project “Women for centuries”. - Access:

http://yro.narod.ru/bibliotheka/gen/TENISHEVA/kn_tenisheva.html.

10. Ugjanov, A.E. Monument to Russia [E/r] // Information-analytical Edition Fund historical perspective [Online paper]. -05.10.2010. - Access: http://www.stoletie.ru.

11. Tuetuegina, N. Roerikh and Nesterov [E/r] - Mode of access: http://www.newepoch.ru

12. Vlasov, V. Styles in art [dictionary]. - Saint-Petersburg: League, 1998.

Article Submitted 14.02.11

УДК 39 (571.64)

H.M. Генова, декан факультета культуры и искусств ОмТУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск,

E-mail: fedorovich59@mail. ru

ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ

В статье рассматриваются культурные процессы, обеспечивающие эффективность создания структуры культурной политики региона, которая должна адекватно отражаться в адаптационной модели культурной политики. При этом отмечается сочетание конфигуративных и локальных аспектов проявления общецивилизационного процесса культурной эволюции. Автор предлагает рассматривать систему организации культурной деятельности в контексте меняющейся инфраструктуры культуры и адаптации модели культурной политики в контексте культурных инициатив и субкультуры.

Ключевые слова: культурное пространство региона, инфраструктура культуры, региональная культурная политика, культурная эволюция, субкультуры.

Проблема адаптации, приспособления одной из возможных моделей развития культурной политики в настоящее время актуализирована в связи с многообразием возможных интерпретаций и концептуальных подходов к ней. Адаптирующие возможности социума и культурных сообществ не мыслимы без важнейшей составляющей культурной политики региона - становления ее инфраструктурного компонента. В этом контексте особенно важными становятся не только и не столько матери-

альные составляющие культурного пространства региона, но и также - ее духовные, организационные. Творческие потенциалы, наконец, человеческий капитал в его многообразном личностном выражении, национально-культурные факторы развития культуры, позитивные возможности использования в культурной политике деятельности субкультур.

Для анализа поставленной проблемы рассмотрим ключевое понятие «региональная культурная политика». Начнем, прежде

всего, с его специфической основы - понятия «регион». По мнению - В.А. Курячего «регионом» можно назвать «духовнокультурную общность некоего пространства, которая во многом определяется этнокультурным составом аудитории и её историко-культурным потенциалом, но не исчерпывается ими». Скорее всего, как отмечает автор это - «специфический фактор культурного самосознания, характерный для относительно больших групп людей и обусловленный культурноисторическими традициями, образом жизни» [1, с. 8].

Эго определение объясняет понятие «регион» как совокупность признаков: обособленность, уникальность, репрезентируемые на определённое устойчивое географическое пространство. Вместе с тем, следует отметить присутствие наряду с этнокультурным и историко-генетическим фактором признак локального своеобразия, т.н. ландшафность, придающую своеобразие процессу культурного развития. Однако единство социального определения и социальной реализации в культурноисторическом контексте требует сформированного облика культурного пространства, опирающегося на местные традиции, обычаи, способы интеграции. Понятие «регион» опирается, по мнению В.А. Курячего на четыре составляющих региональное™ : а) ландшафтную; б) архитектурно-планировочную; в) этнокультурную; г) историко-культурную локализацию, с которыми смыкается пятый признак-репрезентативность содержания культурного пространства. Таким образом, ключевое понятие «региональная культурная политика» по отношению к государственной культурной политике представляет собой специфическое многоуровневое явление, связанное с реализацией культурного потенциала самоорганизующегося пространства культуры региона. Этот подход к осуществлению ориентиров государственного масштаба максимально широк, так как он основан на инфраструктурном потенциале культуры в рамках различных уровней социально-культурной среды как внутри региона, так и между регионами [1].

Рассмотрим соотношение следующей пары понятий: «культурная среда» - «культурное пространство региона». В силу того, что в неё традиционно включают три уровня: макро-, мезо- и микро, то два последних менее всего соотносятся с государственной культурной политикой, и более всего - с региональной. Вместе с тем необходимо отметить различия в более конкретном выражении объекта культурной деятельности, содержащиеся в понятии «культурное пространство региона», основная разница здесь в том, что объектная и субъектная стороны культурного процесса в наибольшей степени смыкаются. Причина здесь заключается в том, что географическое пространство наполняется исключительно своеобразным субъектным содержанием, которое выражается в уникальности традиций, обычаев, обрядов музыкального, танцевального фольклора, устного народного творчества, памятников истории и культуры на природно-ландшафтных территориях, включающих этнокультурное своеобразие, особенность менталитета, потенциал личностного самовыражения. Обозначаются также следующие аспекты локализации культурного пространства: жизнедеятельностный, этнокультурный, историко-культурный, ландшафтно-мемориальный, ментально-личностный. Каждый из них несёт в себе специфические черты, лики, культурный облик. С точки зрения социально-культурного проблемного поля можно говорить также о стечении целого ряда проблем -социальных, социально-демографических, социально-

культурных. С другой стороны, социально-культурное пространство региона - это определённая культурнодеятельностная среда, в которой уникальность и своеобразие отражается в её знаковом выражении: через символы, знаки, памятные места, то есть в фиксации значимых хронотопов обозначения культуры. В отношении к проектированию и развитию региональной культурной политики в культурном пространстве региона, как справедливо считает Т.Ф. Ляпкина, особое значение приобретает ее особая системная концептуализация [2].

Чтобы определиться с понятием «структура регионального социально-культурного пространства», рассмотрим исходное культурологическое понятие «инфраструктура культуры».

Многоаспектный и всесторонний подход к феномену культуры позволяет (K.M. Хоруженко) представлять в культурной инфраструктуре «систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей», способствующих развитию культурной деятельности [3, с. 181]. На наш взгляд, этот подход с точки зрения регионологии следует расширить в нескольких направлениях. Во-первых, помимо условий сюда следует включить специфические особенности, традиции в культурной деятельности, формы преемственности культурных ценностей. Во-вторых, здесь речь может идти также и о возрождении, воссоздании, восстановлении культурного облика региона, что можно обозначить понятием «конфигурация инфраструктуры», которое обусловлено генеалогическими социальными, этнокультурными предпосылками.

В итоге формируется системное видение понятия «культурное пространство региона» как части инфраструктуры культуры в региональном измерении, т.е. его локального сосредоточения. Следует отметить, что в составе регионального культурного пространства существует верхняя конфигуративная часть, обусловленная региональными чертами и локальным культурно-историческим пространством и нижняя, процессуальная часть, в которой концентрируются объекты культурной индустрии, функционирование которых обеспечивает эффективность региональной культурной политики. Объекты культурной индустрии тесно связаны с субъектами культурной деятельности, которые представляют собой как институциональные, формальные, так и неформальные элементы субкультуры.

Обоснованием адаптационной модели культурной политики будем считать совокупность взглядов Г. Л. Тульчинского на ее основные направления.

Первое направление региональной культурной политики связано с социально-культурной экологией, основу которой составляет национально-культурная политика, способствующая возрождению и развитию традиционной основы, культуры полиэтнических, по существу, регионов. В неё входит поддержка инициативных проявлений изобразительного, декоративноприкладного и других видов искусств, возрождение народных праздников и обычаев, национальных традиций и языка.

Второе направление в культурно-политической деятельности в регионе - это создание «культурного образа» городов и населённых пунктов, своеобразное социально-культурное имиджмейкерство. Оно строится на основе стабилизации ряда культурных традиций, сопряжённых с базовыми идентификациями в отношении экономического, политического и социально-культурного развития города [4, с. 45].

Кроме того, затронутый здесь брендово-имиджевый компонент инфраструктуры культуры региона воплощается как через традиционные социально-культурные институты (учреждения культуры: клубы и клубные системы), так и творческие союзы (Дома художника, учителя и пр.). Пространственно это происходит на территории учреждений культуры, где их интерьер и экстерьер являются основой для создания условий эффективной деятельности, а также на культуротворческом пространстве творческих организаций. В практике эти территории сочетаются и комбинируются. Такой подход к организации инфраструктуры региона аргументируется необходимостью более широкого использования инициативной культуры.

Кроме того, здесь прослеживается связь процессов глобализации с взаимодействием общецивилизационных, национальных и локальных элементов культурного процесса. Эго доказывается показанной на рис.1 системы культурного пространства региона в контексте инфраструктуры культуры. В верхней его части расположены основные четыре компонента, которые отражают общецивилизационные и локальные процессы культурной эволюции. То есть регионально специфические компоненты являются определяющими в конфигурации культурной инфраструктуры - выражаются в своеобразии культурного облика региона и многообразии его памятников, музеев, библиотечно-информационных и этнокультурных центров, мастерских, организационных систем управления культурными процессами.

Рис. 1. Система культурного пространства региона в контексте эволюции инфраструктуры культуры.

соотнесенных с региональной структурой культурной деятельности и циклически повторяющимися стадиями культуротворческого процесса (создание и воссоздание культурного продукта до его трансляции).

Процессуальная часть системы представлена культурным пространством региона, которое имеет определенный

культурный облик, обусловленный исторически детерминированным локальным культурно-историческим ландшафтом. С другой стороны, здесь присутствуют как реальные объекты культурной индустрии и субъекты культурной деятельности, так и определенная организационная система традиционных видов занятий, обслуживающего и производительного труда, поддерживающих культурный облик региона и обеспечивающих эффективность культурного обслуживания жителей.

Итак, в составе структуры культурного пространства региона имеется семь необходимых ключевых компонентов: объекты культурной индустрии, система организации культурной деятельности, ее субъекты и пять стадий культуры творческого процесса, а также системы проектирования, нормативноправового обеспечения и взаимодействия.

Далее с позиций культурно-средового подхода необходимо рассматривать три основных подсистемы регулирования и взаимодействия культурного пространства региона: культурная микросреда отдельно взятого учреждения, микрорайона, ведомства и т.д.; культурная среда региона на межведомственном уровне и межрегиональная культурная среда (напр., культурная среда Сибирского федерального округа). В связи с этим можно говорить о внутриведомственном, межведомственном и межрегиональном регулировании и взаимодействии объектов и субъектов культурной деятельности и всего культурно-творческого процесса в целом.

В соответствии с седьмым компонентом структуры культурно-просветительской работы - регулирование и взаимодействие культурных процессов данные понятия являются частями более широкого понятия - «культурная среда региона».

Иисти гуциональные Культурные ресурсы Неформальные субъекты

Ыгьекты культурной региона . культурной деятельности

деятельности

Компоненты регулирования и стимулирования в модели региональной культурной политики:

■ гуманизация культуры;

- культурная идентификация;

- нормативно-правовое управление;

- институционализация неформальных проявлений;

- модернизация технологий культуры

Ориентиры региональной культурной ПОЛИТИКИ

Направления региональной культурной политики

Социально-культурная ситуация

Проблемное поле региональной культурной политики:

- отчуждение от культуры;

- культурные разрывы между поколениями;

- культурная диффузия;

- культурная дезинтеграция;

- коммерциализация культуры;

- расслоение культуры;

- массовизация культуры;

- элитаризация культуры

Культурная стратегия

Культурная тактика

Компоненты самоорганизации и саморегулирования в моделях регионалы/ои культурной политики:

- устранение культурных разрывов;

- отфильтровывание кульгурных ценностей;

- переориентация на консолидированный бюджет:

- все формы поддержки культурных инициатив;

- формирование регионального культурного опыта;

- интеграция национальнокультурного пространства;

- создание комплексной зоны единого КуЛыурНОЕО ландшафта региона.

Рис. 2. Действие региональных компонентов регулирования и саморегулирования (критериев) адаптационной модели культурной политики региона

Таким образом, процесс эволюции инфраструктуры культуры в культурном пространстве региона детерминируется взаимодействием общецивилизационных, национальных и

локальных особенностей и определяет в конечном итоге изменчивый характер объектов культурной индустрии.

В связи с выше сказанным можно также определить исходящие направления формирования структуры культурного пространства в контексте общей инфраструктуры культуры. К таким направлениям, подтверждающимся соответствующими особенностями культурной эволюции относятся:

1) интеграция общецивилизационных элементов культуры в региональные культурные процессы;

2) коэволюция структуры национальных и локальных элементов культурной деятельности;

3) культурная идентификация современных образцов куль-туротворчества с традиционными этнонациональными архетипами;

4) культурная диффузия локальной деятельности специфики различных аспектов культурных регионов в мировых культурных процессах;

5) институционализация и консолидация культурной среды региона и субъектов культурной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) проявление регионального мульти- или транскультура-лизация, что способствует одновременному освоению различной совокупности культурных традиций и эффективно влияет на региональный культурный опыт;

7) обновление и воссоздание объектов культурной индустрии, их идентификация с культурным обликом региона;

8) изменение подходов к культурному проектированию, придания ему более комплексного характера;

9) совершенствование нормативно-правового обеспечения культурной деятельности, всесторонний учет возможностей культурного потенциала региона;

10) повышение эффективности регулирования состояния и взаимодействия межрегиональной культурной среды, способствующие стабилизации культуры с позиции национальной безопасности.

Рассматривая моделирование культурной политики в связи со структурой культурного пространства, следует иметь в виду

разные масштабы социально-культурного окружения человека: культурную микросреду, региональную культурную среду и межрегиональную культурную макросреду. Опираясь на положения А. Моля [5, с. 24] относительно социостатических и со-циодинамических характеристик в процессе эволюции культуры, необходимо учитывать, что в рамках предмета исследования более приемлемым для анализа процессов взаимодействия в культурной среде является поиск моделей для адаптации, из мультикультурных микродинамических моделей, которые обусловливают возможности анализа духовного развития различных социально-культурных групп [6, с. 45]. Очевидно, что необходимым является: полинациональной, регионально специфический, прогрессивно направленный характер процесса, ускоряющий ход эволюции культуры.

Обратимся к концепции моделей культурной политики М. Драгичевич-Шешич [7]. Для формирования обозначенной структуры культурной политики региона, которую можно считать в определенной мере универсально-комплексной, т.е. присущей многим российским регионам, необходимо использование культурно-ландшафтного, структуралистского подхода и принципиально новых принципов моделирования спецификации и автономном характере моделирования адаптационном характере культурной политики, направленном на приспособление ее механизмов не только к особенностям региона, но и к смене социокультурных ситуаций. Аналогичное значение для формирования адаптационной модели развития культурной политики в современных условиях имеет опыт стран СНГ по развитию и утверждению оригинальных культурных ценностей и формированию своеобразной камерной, автономной «закрытой культуры», обладающей чертами национальной элитарности (национально-освободительная модель). Эго доказывается деятельностью ряда современных регионов России, связанных с самим фактом актуализации в культуре совокупности духовных ценностей.

Вместе с тем, исходя из имеющихся в науке классификаций моделей развития культурной политики в решении вопроса адаптации моделей, следует обратить внимание на стратегию общественного развития, обусловленную рыночной моделью, в которой главный субъект - субкультуры, что требует разверну-

того экономического развития и продолжительных структурных изменений. Однако в региональном культурном процессе акцент делается на институциональных формализованных субъектах культуры, что исключает использование черт данной модели в качестве доминантных. С точки зрения этой типологии, эффективной в рамках темы исследования является четвертая модель, построенная на силе администрирования, которая проявляется в том, что прямые расходы в поддержке культурного развития несут на себе региональные и местные партнеры.

Наряду с этим, следует иметь в виду возможность массового доступа к культурным ценностям, защита инициативных проявлений культуротворчества от излишней регламентации, нацеленность на самоуправление и культурную идентификацию. Финансовые аспекты формируемой модели, очевидно, будут связаны с германским типом финансирования, когда основная его доля падает на местный бюджет при развитии программы повышения спонсорской активности. Эффективность этой стратегии подтверждается наличием инициативных проявлений в процессе культуротворчества, направленного на формирование культурного бренда региона. Следует согласиться с утверждением ряда ученых о том, что «оптимальная модель разрабатывается применительно к данной социокультурной ситуации» [8, С.45]. Эта мысль позволяет рассматривать культурную политику региона как стратегический плацдарм эффективного использования культурных ресурсов (рис. 2).

Как это видно из рисунка, действие региональных компонентов регулирования и саморегулирования (критериев) адаптационной модели культурной политики региона связано со складывающейся социально-культурной ситуацией, которая объективно характеризует проблемное поле региональной культурной политики. Эти особенности определятся такими характеристиками, как: отчуждение от культуры, культурные разрывы между поколениями, культурная диффузия, культурная дезинтеграция, коммерциализация культуры,

ее расслоение, массовизация и элитаризации. Эти процессы вызывают необходимость построения такой системы их регуляции и саморегуляции, которая способствует формированию некоторой целостности на основе ряда критериев, определяющих единство подходов к концептуальному осмыслению культурной деятельности в регионах. Эги критерии одновременно являются компонентами адаптационной модели региональной культурной политики.

Их конкретизация представлена в приложении (см. приложение 1).

Как видно на рисунке, адаптационная модель развития культурной политики определяется двумя видами культурных ресурсов региона: институциональными и неформальными субъектами культурной деятельности. Первый из них формируют ключевые компоненты регулирования и стимулирования в модели региональной культурной политики, главная суть которых - упорядочение и приведение к общему знаменателю различных состояний субъектов культурной политики через гуманизацию и культурную идентификацию. Вместе с тем неформальные субъекты регулирования приобретают особый статус и специфическую среду организационного взаимодействия, необходимость которой диктуется особенностями инициативной деятельности в регионе.

Особое значение имеет персонификация и создание благоприятных условий культурной деятельности: нормативноправовое управление, модернизацию технологий культуры. Неформальные субъекты культурной политики требуют мер регулирования самоорганизационных процессов, построенных на тактике мягкого вмешательства в культурные процессы региона: «отфильтровывание культурных ценностей, переориентация на консолидированный бюджет.

Решающее значение в этом процессе играет региональный культурный опыт, а его накопление целиком и полностью определяется всеми формами поддержки культурных инициатив.

Однако основным направляющим звеном адаптационной модели развития культурной политики является проблемное поле культурной политики, в которое включено восемь основ-

ных проблем культурного развития, имеющих специфичное выражение в разных регионах, потому что оно вы наибольшей степени отвечает плюралистическому подходу к культурному развитию региона.

Разновидность проблемы диктует соответствующую культурную стратегию и тактику, которые в свою очередь направлены на институциональные и неформальные компоненты культурной тактики. Сообразно структуре культурной политики появляется возможность обозначить особенности адаптации культурно-ситуационной модели региональной культурной политики к особенностям социально-культурной ситуации.

Субъекты региональной культурной политики и объекты культурной индустрии подвержены социально-культурной детерминации в зависимости от предрасполагающей к развитию проблемной или кризисной ситуации в социальноэкономической сфере. В зависимости от этого формируется определенная архитектоника культурной среды, ей соответствующая структура и организация культурной деятельности и культурно-творческого процесса в системе социальных инициатив и культурного проектирования. Соединение возможностей социальных инициатив с культурным проектированием (рис.3).

Организационно-структурное сопровождение модели культурной политики делится на три основных направления: институциональное (формальное) сопровождение культурной деятельности, ситуативная регуляция и субъектно-неформальное сопровождение связующим звеном которых служит государственная культурная политика. Первое направление связано с культурной макросредой и определяется культурным проектированием, наличием подсистем механизмов реализации. Здесь действуют государственные и муниципальные учреждения культуры. Механизмом культурного регулирования и взаимодействия в данном случае является социокультурная интеграция с региональными и муниципальными административными структурами. При этом данная организационная структура выполняет функцию основного финансирования в виде «социального заказа» на некоторые формы институциональной культуры.

Второе направление носит в основном ситуативный характер сопровождения процесса моделирования и строится на архитектонике культурной мезосреды, определяющей структуру культурной деятельности и ее организацию, с одной стороны, и структуру культурно-творческого процесса, - с другой. Организационно-управленческие процессы регулируются здесь за счет «взаимовыгодного партнерства» в сфере коммерческой и корпоративной культуры. Данное направление в организационной схеме позволяет привлекать в интеграционный процесс также культурное пространство других регионов. Однако финансовое функционирование этой подсистемы связано с деятельностью Координационного Совета (Соглашения) и поэтому носит дополнительный характер, осуществляемый исключительно через «Административный совет» по некоторой шкале ценностей .

Третье направление социально-культурного сопровождения тоже ситуативно и не формализовано, но его дополнительность обусловлена микросредовым содержанием. В связи с этим стоит говорить о важности в данной подсистеме социальных инициатив по линии многообразия субкультур, деятельность которых накладывает определенный отпечаток на культурный облик региона. Культурное регулирование и взаимодействие здесь осуществляется за счет социально-культурного партнерства, а структурной единицей статусной организации здесь являются общественные объединения и некоммерческие организации. Направленность на демократизм и гражданское самосознание позволяет учитывать эту подсистему в деятельности Координационного Совета (Соглашения). Однако финансовая функция в ней проявляется в форме «креативной» культуры, что создает широкие возможности социально-культурной поддержки интеллектуальной, научной, художественной и творческой элиты.

Приложение 1 к региональным компонентам регулирования и саморегулирования (критериям) адаптационной модели культурной политики региона.

Реализация компонентов регулирования и стимулирования в модели региональной культурной политики

№ Основные критерии адаптационной модели (компоненты регулирования и стимулирования) культурной политики Формы реализации в адаптационной модели (законодательные акты, концепции, проекты, программы развития и сохранения)

1. гуманизация и демократизация культуры Концепции развития культуры и искусства Российской Федерации на 1996—1999 годы

2. культурная идентификация Федеральная целевая программа по национально-культурной политике

3. нормативно-правовое управление «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре). 1992 г.

4. институционализация неформальных проявлений Закон РФ « О некоммерческих объединениях»

5. модернизация технологий культуры Программы и проекты развития информационных ресурсов и внедрения новых технологий культуры

Реализация компонентов в модели региональной культурной политики:

№ Дополнительные критерии адаптационной модели (самоорганизации и саморегулирования ) культурной политики Формы реализации в адаптационной модели (законодательные акты, концепции, проекты, программы развития и сохранения)

1. устранение культурных разрывов Создание преемственной системы образования в сфере культуры и искусства

2. отфильтровывание культурных ценностей Проекты экспертизы произведений культуры и искусства

3. переориентация на консолидированный бюджет Создание координационного совета по объединению возможных ресурсов и источников финансирования

4. все формы поддержки культурных инициатив Соединение федеральных и региональных и муниципальных форм поддержки культуры и искусства

5. формирование регионального культурного опыта Создание центров сохранения и развития историкокультурных

6. интеграция национально-культурного пространства Создание центров сохранения и развития народных традиций

7. создание комплексной зоны единого культурного ландшафта региона Проектирование комплексных зон, мемориальных центров ,историко-культурных заповедников, этнопарков

Библиографический список

1. Курячий, В.А. Региональная культурная политика: проблемы формирования структуры.: автореф. дис. .. .д-ра культурол. - М., 2005.

2. Ляпкина, Т.Ф. Концептуализация культурного пространства региона // Фундаментальные проблемы культурологии: в 7 т. - Спб., 2009. -

Т. 4.

3. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

4. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: уч. пособие. - Спб., 2002.

5. Моль, А. Социодинамика культуры. - М., 1986.

6. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.

7. Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. - Новосибирск, 2000.

8. Рукша, Г.Л. Основы культурной политики: уч. пособие. - Красноярск, 2006.

Bibliography

1. Kurjachy, V.A. Century And. The regional cultural policy: problems of formation of structure. : Author. ... Candidate. Cultural Science. - М., 2005.

2. Ljapkina, T.F. Kontseptualizatsija of cultural space of region // Fundamental problems of cultural science: in 7 b. - St.P., 2009. - V. 4.

3. Horuzhenko, K.M. Cultural science. The encyclopedic dictionary. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1997.

4. Tulchinsky, G.L. Marketing in culture sphere: the manual. - St.P., 2002.

5. Mol, A. Socialdinamika of culture. - М., 1986.

6. Arnoldov, A.I. Iintroduction in cultural science. - М, 1993.

7. Dragichevich-Sheshich М, Kultura: management, animation, marketing / M.Dragichevich-Sheshich, B. Stojkovich. - Novosibirsk, 2000.

8. Ruksha, G.L. Fudamentals of the cultural policy: the manual. - Krasnoyarsk, 2006.

Article Submitted 16.02.11

УДК 130.2

O.H. Фотиева, acn. АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: fotieva@bk.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

В статье анализируется проблема истоков этнополитического экстремизма и его возможной связи с этнической и культурной идентичностью. Демонстрируется ошибочность распространенного подхода, при котором стремление сохранить свою культуру и национальную специфику в современном глобальном мире почти с неизбежностью ведет к экстремистским настроениям; показывается важность этнокультурной идентичности и опасность утраты культурно-национальной специфики, выделяются причины экстремистских настроений и тенденций.

Ключевые слова: этнополитический экстремизм, этнокультурная идентичность, глобализация, культурные традиции, факторы экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.