Научная статья на тему 'ВАРИАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЕЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВАРИАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЕЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / адаптивный спорт / спорт высших достиже-ний / социально-психологическая адаптация / социальная интеграция / личностные ресурсы / спортс-мены с ограниченными возможностями здоровья / ОВЗ / ограниченные возможности здоровья / спортивная деятельность / adaptive physical education / adaptive sports / high-performance sports / socio-psychological adaptation / social integration / personal resources / athletes with disabilities / disabilities / sports activities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полубедова Анастасия Сергеевна

В данной работе рассматриваются варианты проявления личностных параметров социально-психологической адаптации спортсменов, занимающихся адаптивным спортом и спор-том высших достижений. Целью нашего исследования является установление на основе кластерно-го анализа вариантов соотношения параметров социально-психологической адаптации и связан-ных с ними показателей свойств личности, отражающихся на уровне социально-психологической адаптации спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная адап-тивная школа № 10» муниципального образования города Краснодар и Кубанского государствен-ного университета физической культуры, спорта и туризма. Для изучения личных параметров и уровня социально-психологической адаптации мы применили опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, пятифакторный опросник личности, адаптиро-ванный А. Б. Хромовым, методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. В результате ис-следования было установлено, что наличие или отсутствие ограниченных возможностей здоровья не является однозначным предиктором успешности социально-психологической адаптации. В слу-чае спортсменов с ограниченными возможностями здоровья дополнительным фактором для благо-приятной социально-психологической адаптации может выступать адаптивный спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полубедова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIONS FOR THE MANIFESTATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND ITS PERSONAL RESOURCES IN ATHLETES WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

This paper examines options for the manifestation of personal parameters of socio-psychological adaptation of athletes involved in adaptive sports and elite sports. The purpose of our re-search is to establish, on the basis of cluster analysis, options for the correlation of parameters of socio-psychological adaptation and related indicators of personality traits that are reflected at the level of socio-psychological adaptation of athletes with disabilities. We carried out our research on the basis of the Mu-nicipal budgetary institution of additional education “Sports Adaptive School No. 10” of the municipal formation of the city of Krasnodar and the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. To study personal parameters and the level of socio-psychological adaptation, we used the Rogers-Diamond socio-psychological adaptation questionnaire, the five-factor personality questionnaire adapted by A. B. Khromov, and the self-attitude research technique of S. R. Pantileev. In our study, we found that the presence or absence of disabilities in health is not an unambiguous predictor of the success of socio-psychological adaptation. In the case of athletes with disabilities, adaptive sports can be an additional fac-tor for favorable socio-psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «ВАРИАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЕЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.923:796

ББК Ч511.66+Ю953.3 ГРНТИ 15.21.45 Код ВАК 5.3.1

Полубедова Анастасия Сергеевна,

SPIN-код: 2986-5239

старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: [email protected]

ВАРИАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ЕЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ У СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптивная физическая культура; адаптивный спорт; спорт высших достижений; социально-психологическая адаптация; социальная интеграция; личностные ресурсы; спортсмены с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; спортивная деятельность

АННОТАЦИЯ. В данной работе рассматриваются варианты проявления личностных параметров социально-психологической адаптации спортсменов, занимающихся адаптивным спортом и спортом высших достижений. Целью нашего исследования является установление на основе кластерного анализа вариантов соотношения параметров социально-психологической адаптации и связанных с ними показателей свойств личности, отражающихся на уровне социально-психологической адаптации спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная адаптивная школа № 10» муниципального образования города Краснодар и Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Для изучения личных параметров и уровня социально-психологической адаптации мы применили опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, пятифакторный опросник личности, адаптированный А. Б. Хромовым, методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. В результате исследования было установлено, что наличие или отсутствие ограниченных возможностей здоровья не является однозначным предиктором успешности социально-психологической адаптации. В случае спортсменов с ограниченными возможностями здоровья дополнительным фактором для благоприятной социально-психологической адаптации может выступать адаптивный спорт.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Полубедова, А. С. Варианты проявления социально-психологической адаптации и ее личностных ресурсов у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / А. С. Полубедова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. -№ 4. - С. 304-312.

Polubedova Anastasia Sergeevna,

Senior Lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia

OPTIONS FOR THE MANIFESTATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND ITS PERSONAL RESOURCES IN ATHLETES WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

KEYWORDS: adaptive physical education; adaptive sports; high-performance sports; socio-psychological adaptation; social integration; personal resources; athletes with disabilities; disabilities; sports activities

ABSTRACT. This paper examines options for the manifestation of personal parameters of socio-psychological adaptation of athletes involved in adaptive sports and elite sports. The purpose of our research is to establish, on the basis of cluster analysis, options for the correlation of parameters of socio-psychological adaptation and related indicators of personality traits that are reflected at the level of socio-psychological adaptation of athletes with disabilities. We carried out our research on the basis of the Municipal budgetary institution of additional education "Sports Adaptive School No. 10" of the municipal formation of the city of Krasnodar and the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. To study personal parameters and the level of socio-psychological adaptation, we used the RogersDiamond socio-psychological adaptation questionnaire, the five-factor personality questionnaire adapted by A. B. Khromov, and the self-attitude research technique of S. R. Pantileev. In our study, we found that the presence or absence of disabilities in health is not an unambiguous predictor of the success of socio-psychological adaptation. In the case of athletes with disabilities, adaptive sports can be an additional factor for favorable socio-psychological adaptation.

FOR CITATION: Polubedova, A. S. (2024). Options for the Manifestation of Socio-Psychological Adaptation and Its Personal Resources in Athletes with Limited Health Opportunities. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 304-312.

Введение. 25 октября 2012 года в нята конвенция о правах инвалидов. На

Российской Федерации была при- начало 2023 года в Российской Федерации

© Полубедова А. С., 2024

число инвалидов составило 10,9 миллионов. Такой рост населения с инвалидностью связывают с усложнением производственных процессов, увеличением и интенсивностью движения транспорта, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, снижением физической активности и увеличением фармакологических средств, изменяющих состояние здоровья человека.

Сегодня наше государство старается создать благоприятные условия для инвалидов, используя программу «Доступная среда», которая была создана еще до принятия конвенции о правах инвалидов в 2011 г. Данная программа позволяет инвалидам получать услуги здравоохранения, социальной защиты, образования, профессиональной самореализации, интеграции в социум с психологической помощью. Также для реализации всех прав создаются федеральные и региональные программы, которые помогают обеспечить доступность объектов и услуг образования, социальной защиты, труда, физической культуры и адаптивного спорта, отдыха, создается материальная среда для полноценной жизни инвалида, способствующие ведению самостоятельного образа жизни как полноправного члена общества [1, с. 18; 15, р. 571].

Рассматривая все институты, призванные обеспечивать права инвалидов, мы считаем, что для полноценного включения в процесс социально-психологической адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья ресурсной является спортивная деятельность.

Феномен спорта изучается различными отраслями науки, но социально-психологический ракурс проблемы остается мало исследованным. Спорт как институт является важным элементом, так как помогает совершенствовать здоровье нации [11]. Сегодня мы также видим, как адаптивный спорт может выступать средством реабилитации и социальной интеграции.

В ранее изученных исследованиях было установлено, что адаптивный спорт может способствовать снижению уровня социально-психологической дезадаптации слабовидящих подростков. Командные виды адаптивного спорта могут расширять социальные контакты, повышать самооценку и способствовать адаптации инвалидов с нарушениями зрения в образовательную среду. В спортивной деятельности обучающиеся с нарушениями зрения получили возможность самореализации и самосовершенствования. У подростков-инвалидов в ходе занятий также уменьшалась степень участия педагога в образовательном процессе и повышался уровень самостоятельности в

принятии решений [10, с. 200].

Важно отметить, что социально-психологическая адаптация (далее - СПА) имеет сложную детерминацию для людей с ограниченными возможностями здоровья, особенно для тех, кто получил ранение или травмы в ходе специальной военной операции [9, с. 152]. В связи с этим роль адаптивного спорта как средства социально-психологической адаптации в нашей стране значительно возросла [12, с. 70; 13, с. 223; 14]. Следовательно, возникает вопрос о том, в какой мере и за счет чего он повышает социально-психологическую адаптацию. Целью нашего исследования является установление на основе кластерного анализа вариантов соотношения параметров социально-психологической адаптации и связанных с ними показателей свойств личности, отражающихся на уровне социально-психологической адаптации спортсменов с ОВЗ.

Стратегия исследования заключалась в том, что в выборку, подвергнутую кластеризации, входили как спортсмены с ОВЗ, так и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Предполагалось, что часть спортсменов с ОВЗ может достигать уровня социально-психологической адаптации здоровых спортсменов. В этом случае при кластеризации должен образоваться кластер, в который войдут как спортсмены с ОВЗ, так и спортсмены без нарушений здоровья. Вторая часть предположения заключалась в том, что не только у спортсменов с ОВЗ, но и у здоровых спортсменов могут быть проблемы с социально-психологической адаптацией. Тогда при кластерном анализе должен быть обнаружен кластер с невысоким уровнем СПА, в который войдут и здоровые спортсмены, и спортсмены с ОВЗ. Иными словами, в исследовании предполагалось, что само по себе наличие или отсутствие ОВЗ не может однозначно предопределять уровень социально-психологической адаптации. В связи с этим актуальной становится задача выявления тех личностных качеств, которые позволяют людям с ОВЗ активно включаться в жизнь социума, воспринимать себя полноценной личностью.

Методы исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная адаптивная школа № 10» муниципального образования города Краснодар и Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Для изучения личных параметров и уровня социально-психологической адаптации мы применили опросник социально-психологической адаптации Роджерса-

Даймонд [5, с. 45], пятифакторный опросник личности, адаптированный А. Б. Хромовым, методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева [6, с. 25].

Для установления вариантов проявления личностных параметров и социально-психологической адаптации мы провели кластерный анализ по Уорду и осуществили анализ достоверных различий по критерию

В первый кластер вошли 83 спортсмена, из них 55% мужчин, 45% женщин, 43% спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, 57% спортсменов без ограниченных возможностей здоровья, 45% мастеров спорта, 40% кандидатов в мастера спорта, 15% имеют 1 взрослый разряд.

Во второй кластер вошли 17 спортсменов, из них 24% мужчин, 76% женщин, 89% спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, 11% спортсменов без ограниченных возможностей здоровья, 48% мастеров спорта, 41% кандидатов в мастера спорта, 11% имеют 1 взрослый разряд.

Следовательно, распределение спортсменов в кластерах подтвердило предположение о том, что многие спортсмены с ОВЗ могут иметь такие же показатели социально-психологической адаптации, что и здо-

Манна-Уитни [4, с. 305].

Анализ результатов исследования.

Как было сказано выше, кластерный анализ был проведен среди спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и без ОВЗ (n = 100). В его результате исследованная выборка подразделилась на два кластера. Распределение спортсменов в кластерах представлено на рисунке 1.

ровые спортсмены. Следует обратить внимание на то, что кластеры не различаются по представительству в них спортсменов с различной спортивной квалификацией. Следовательно, спортивная квалификация не оказалась значимым фактором социально-психологической адаптации спортсменов.

Медианы показателей социально-психологической адаптации в выделенных кластерах представлены на рисунке 2. Проанализировав данные, мы можем сделать вывод, что параметры у первого кластера выражены умеренно, за исключением показателей «принятие себя» и «эмоциональный дискомфорт». Субъектов первого кластера можно отнести к группе с гармоничным развитием личностных параметров, которые помогут добиться высокого уровня социально-психологической адаптации.

■ Кластер 1 (n=83) ■ Кластер 2 (n=17) 89%

55% 45°/ Vi 1 76% 1 57% 48% 45% 40% 41% 11% 15% 11%

Муж Жен Состав по полу С ОВЗ Без ОВЗ Состав по особенностям здоровья МС КМС 1 разряд Состав по спортивной квалификации

Рис. 1. Распределение спортсменов в кластерах (n = 100)

Примечание: С ОВЗ — спортсмены с ограниченными возможностями здоровья; Без ОВЗ — спортсмены без ограниченных возможностей здоровья; КМС — кандидат в мастера спорта; МС — мастер спорта; 1 разряд — 1 взрослый разряд

Кластер 1 (п=83) ■ Кластер 2 (п=17)

54

68

20

*

46

14

25 24 241

12

* *

28 26 14 14

52

* 28 11

*

36

19

12 12 10 12 10

10

20

,<0* „<0*

/ / г!^ г* -0°

А* А*

/ / / / / / У , # * # ,

Л* Л* ^ ^ ¿к* ¿к* Л* 9Г

* / * ✓ ✓ / / у* / / *

ж £

*

чг

Рис. 2. Медианы показателей социально-психологической адаптации

в выделенных кластерах

У второго кластера мы видим, что большинство параметров, которые помогают достигать благоприятной социально-психологической адаптации, находятся в зоне низких значений, поэтому данную группу мы не можем отнести к субъектам с эффективным уровнем социально-психологической адаптации.

Данные, представленные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что спортсмены первого кластера превосходят спортсменов второго кластера по показателям адаптивности и дезадаптивности, принятия себя, эмоционального комфорта, внутреннего и внешнего контроля. Во втором кластере достоверно выше, чем в первом, показатели непринятия других, эмоционального дискомфорта, эскапизма.

Может показаться неожиданным превосходство первого кластера над вторым по показателям и адаптивности, и дезадаптированно-сти, по показателям и внутреннего, и внешнего локуса контроля. Возможное объяснение этого состоит в том, что люди с достаточно высокой социально-психологической адаптацией активно включаются в социальные взаимо-

60 50 40 30 20 10

45

55

действия, которые приносят как позитивный, так и негативный опыт. Обоснованность такой трактовки данных подтверждается более высоким показателем открытости новому опыту у спортсменов первого кластера (рис. 3), а также положительной корреляцией показателя дезадаптивности и показателя открытости новому опыту у спортсменов первого кластера (табл.).

Медианы показателей большой пятерки в выделенных кластерах представлены на рисунке 3.

Сопоставив данные, мы можем сделать вывод, что представители первого кластера более открыты для общения с окружающими, более заинтересованы в получении нового опыта. Что касается субъектов второго кластера, то мы можем утверждать, что в социуме они более закрыты с окружающими и менее эмоционально стабильны, чем спортсмены первого кластера. Мы видим у спортсменов второго кластера менее выраженные показатели самоконтроля и открытости к новому опыту.

Экстраверсия Доброжелательность Самоконтроль

Нейротизм

Открытость новому опыту

Кластер 1 (п=83)

I Кластер 2 (п=17)

0

Рис. 3. Медианы показателей большой пятерки в выделенных кластерах

Медианы показателей самоотношения в выделенных кластерах представлены на рисунке 4. В первом кластере большинство показателей находятся в зоне средних значений, за исключением параметров «самоценность» и «самоуверенность», а показа-

тель «внутренняя конфликтность» выражен на низком уровне. Таким образом, представители первого кластера обладают личностными качествами, которые помогают адекватно оценивать себя со стороны, чувствовать себя уверенно в обществе.

12 10 8 6 4 2 0

Кластер 1 (п=83) ■ Кластер 2 (п=17)

Рис. 4. Медианы показателей самоотношения в выделенных кластерах

Представители второго кластера склонны при общении подключать защитное поведение и подвержены самообвинению. Возможно, это может зависеть от ситуации и от того, насколько она комфортна для спортсменов. С другой стороны, можно заметить, что спортсмены второго кластера уверены в себе, ждут позитивного отношения со стороны окружающих, о чем свидетельствует достоверно более высокий по сравнению с первым кластером показатель

отраженного самоотношения.

Полученные результаты привели к необходимости оценить, какие из исследованных личностных свойств повышают, а какие снижают вероятность успешной социально-психологической адаптации. Возможности такой оценки дает корреляционный анализ.

Рассмотрим взаимосвязи параметров социально-психологической адаптации и черт большой пятерки в первом кластере (табл.).

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционные связи параметров социально-психологической адаптации и черт большой пятерки в первом кластере

Показатели социально-психологической адаптации Черты большой пяте рки

Экстраверсия Доброжелательность Самоконтроль Нейротизм Открытость опыту

Адаптивность -0,016 0,001 -0,266* -0,034 0,164

Дезадаптивность 0,295** 0,105 -0,042 -0,166 0,334**

Принятие себя 0,298** 0,046 0,323** -0,042 0,075

Непринятие себя -0,048 -0,061 -0,036 -0,026 0,050

Принятие других -0,501** -0,102 -0,098 0,217* -0,151

Непринятие других -0,121 -0,029 -0,142 -0,005 0,053

Эмоциональный комфорт 0,020 0,106 -0,169 -0,023 0,061

Эмоциональный дискомфорт 0,400** 0,121 -0,048 -0,330** 0,195

Внутренний контроль 0,248* 0,153 -0,080 -0,066 0,253*

Внешний контроль -0,361** -0,052 -0,207 0,118 0,021

Доминирование 0,457** 0,046 0,212 -0,233* 0,046

Ведомость 0,012 -0,036 0,000 -0,077 0,209

Эскапизм 0,371** 0,021 0,225* -0,253* 0,225*

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Сопоставив данные, мы можем сделать для процесса социально-психологической

вывод, что спортсмены первого кластера адаптации подключают различные пара-

метры, которые могут являться как ресурсом, так и ограничением (это касается параметров «экстраверсия», «самоконтроль», «нейротизм»). Как мы уже отмечали выше и в ранее опубликованных работах, параметр «открытость опыту» не всегда может являться для спортсменов исключительно ресурсом [7, с. 535]. Прежде чем соглашать-

ся на новую деятельность спортсменам необходимо обдумать моменты, связанные с риском, чтобы не разочароваться в приобретенном опыте [8, с. 160].

Рассмотрим взаимосвязи параметров социально-психологической адаптации и черт большой пятерки во втором кластере (рис. 5).

Рис. 5. Корреляционные связи параметров социально-психологической адаптации и черт большой пятерки во втором кластере

Примечание:-----------обратная взаимосвязь;_- прямая взаимосвязь

Для спортсменов второго кластера самоконтроль может выступать ресурсным параметром, так как помогает им в своей деятельности самостоятельно выполнять цели и не избегать проблемных ситуаций. Мы отмечали ранее, что у представителей второго кластера ярко выражен нейротизм, как раз здесь мы видим, что высокая эмоциональная неустойчивость может вызывать у спортсменов избегание проблемных

ситуаций. Хотелось бы дополнительно отметить, что во втором кластере спортсмены меньше подключают ресурсов для повышения процесса социально-психологической адаптации.

Взаимосвязи параметров социально-психологической адаптации и самоотношения в первом кластере представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Корреляционные связи параметров социально-психологической адаптации и самоотношения в первом кластере

Примечание:-----------обратная взаимосвязь;_- прямая взаимосвязь

При корреляционном анализе мы установили, что для спортсменов первого кла-

стера основным источником для реализации своего потенциала является «ориентация на

свои возможности» - это помогает им принимать свои личностные параметры. Плюс для того, чтобы благоприятно осуществлять процесс социально-психологической адаптации, спортсменам необходимо создать условия таким образом, чтобы они были к ним готовы, отсюда мы можем увидеть повышение внутреннего контроля. Таким образом, «саморуководство», «отраженное

самоотношение», «самопривязанность» могут выступать ресурсными личностными регуляторами, а параметры «самоценность» и «самопринятие» могут являться как ресурсом, так и ограничением. Возможно, это связано с тем, что спортсмены еще не готовы принимать полноценно свои «положительные» и «отрицательные» личностные параметры.

Рис. 7. Корреляционные связи параметров социально-психологической адаптации и самоотношения во втором кластере

Примечание:-----------обратная взаимосвязь;_- прямая взаимосвязь

Во втором кластере основными показателями самоотношения, от которых зависит вероятность как социально-психологической адаптации, так и дезадаптации, оказались параметры «самообвинение» и «внутренняя конфликтность. Эти показатели связаны отрицательными корреляционными связями с показателями успешной социально-психологической адаптации и положительными корреляционными связями с показателями дезадаптации. Личностным регулятором, который повышает процесс социально-психологической адаптации, мы выделяем «самопривязанность». Привязанность к своим личностным параметрам и принятие их помогает спортсменам положительно включаться в процесс социально-психологической адаптации и подключать ресурсы. Дополнительно мы хотим отметить, что умение здраво оценить себя помогает спортсменам второго кластера не избегать проблемных ситуаций, что очень важно в процессе социально-психологической адаптации. Что касается параметров «закрытость», «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «внутренняя кон-

фликтность», «самообвинение», то в данном случае мы не можем отнести их к ресурсным регуляторам.

Заключение. Результаты исследования показали, что наличие у спортсменов ОВЗ не является препятствием для успешной социально-психологической адаптации. На это указывает тот факт, что 43% спортсменов с ОВЗ вошли в состав кластера с достаточно высоким уровнем социально-психологической адаптации, хотя представительство в этом кластере спортсменов без ОВЗ значительно выше. Таким образом, результаты исследования доказывают, что адаптивный спорт является важным ресурсом социально-психологической адаптации людей с ОВЗ.

Преобладание во втором кластере, объединившем спортсменов с низким уровнем социально-психологической адаптации, в котором наиболее представлены спортсмены с ОВЗ женского пола, обращает внимание на необходимость особого внимания к их психологической поддержке.

Значимым фактором социально-психологической адаптации спортсменов

оказалось их самоотношение. Наиболее нагруженными корреляционными связями во втором кластере оказались показатели самоотношения «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Преобладание отрицательных корреляций с этими показателями параметров адаптации и положительных корреляций с параметрами дезадаптации говорит о необходимости формирования и поддержания реалистичной са-

мооценки и конструктивного самоотношения в целом у спортсменов с низким уровнем социально-психологической адаптации, особенно, у спортсменок с ОВЗ. В связи с этим для повышения уровня социально-психологической адаптации спортсменам второго кластера необходима высококвалифицированная психологическая поддержка во время тренировочного и соревновательного процесса [2, с. 29; 16, р. 14; 3, с. 110].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бредихина, Я. А. Социально-психологическая абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спорта / Я. А. Бредихина. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты. - 2019. - С. 17-19.

2. Винокуров, Л. В. Специальные задачи в общей психологической подготовке спортсменов-паралимпийцев / Л. В. Винокуров. - Текст : непосредственный // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта. - 2019. - № 5. - С. 28-32.

3. Горская, Г. Б. Самооценка и мотивация достижений как ресурс социально-психологической адаптации спортсменов / Г. Б. Горская, В. А. Масленникова. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2020. - С. 109-117.

4. Наследов, А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Питер, 2013. - 416 с. - Текст : непосредственный.

5. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий. - Текст : непосредственный // Психология и школа. - 2004. - № 1. - С. 43-56.

6. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев. - М. : Смысл, 1993. -32 c. - Текст : непосредственный.

7. Полубедова, А. С. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и личностных черт большой пятерки у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / А. С. Полубедова, Г. Б. Горская. -Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2023. - № 6 (220). -С. 535-538.

8. Полубедова, А. С. Предикторы социально-психологической адаптации у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / А. С. Полубедова, Г. Б. Горская. - Текст : непосредственный // International journal of medicine and psychology / Международный журнал медицины и психологии. -2023. - № 8. - С. 159-164.

9. Рагозин, А. В. Интеграция военно-медицинских служб и гражданского здравоохранения как ключевое условие оказания медицинской помощи военнослужащим и населению в случае масштабного военного конфликта / А. В. Рагозин. - Текст : непосредственный // Национальная безопасность. - 2022. -№ 5. - С. 151-162.

10. Савченко, Д. В. Влияние игровых видов спорта на социально-психологическую адаптацию личности в коллективе / Д. В. Савченко. - Текст : непосредственный // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - 2017. - С. 199-202.

11. Толочек, В. А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы / В. А. Толочек. - Текст : непосредственный // Мир психологии. - 2006. - № 3. - С. 131-146.

12. Толочек, В. А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ / В. А. Толочек. -М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2013. - 320 с. - Текст : непосредственный.

13. Уляева, Г. Г. Самореализация личности в паралимпийском спорте как фактор социально-психологической адаптации / Г. Г. Уляева, Б. Б. Раднагуруев, Л. Г. Уляева. - Текст : непосредственный // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2015. - № 3. - С. 223-226.

14. Уляева, Г. Г. Стрессоустойчивость как компонент адаптации личности в экстремальных условиях спортивной деятельности / Г. Г. Уляева. - Текст : непосредственный // Экстремальная деятельность человека. - 2014. - С. 70-73.

15. Kriofske, M. Social and Psychological Factors Affecting Coping with and Adjusting to Disability / M. Kriofske, S. Miller. - Text : immediate // College of Education Faculty Research and Publications. - 2019.

16. Silvan-Ferrero, P. Psychological Quality of Life in People with Physical Disability: The Effect of Internalized Stigma, Collective Action and Resilience / P. Silvan-Ferrero, P. Recio, F. Molero, E. Nouvilas-Palleja. - Text : immediate // Int. J. Environ. Res. Public Health. - 2020. - P. 1-15.

REFERENCES

1. Bredikhina, Ya. A. (2019). Sotsial'no-psikhologicheskaya abilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh sporta [Social and Psychological Rehabilitation of Children with Disabilities in Sports Conditions]. In Aktual'nye voprosy kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov: psikhologo-pedagogicheskie aspekty, pp. 17-19.

2. Vinokurov, L. V. (2019). Spetsial'nye zadachi v obshchei psikhologicheskoi podgotovke sportsmenov-paralimpiitsev [Special Tasks in the General Psychological Preparation of Paralympic Athletes]. In Inno-vatsionnye tekhnologii v sisteme sportivnoipodgotovki, massovoi fizicheskoi kul'tury i sporta. No. 5, pp. 28-32.

3. Gorskaya, G. B., Maslennikova, V. A. (2020). Samootsenka i motivatsiya dostizhenii kak resurs sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii sportsmenov [Self-esteem and Motivation for Achievement as a Resource for Socio-Psychological Adaptation of Athletes]. In Aktual'nye voprosy fizicheskoi kul'tury i sporta, pp. 109-117.

4. Nasledov, A. D. (2013). IBM SPSS Statistics 20 i AMOS: professional'nyi statisticheskii analiz dannykh [IBM SPSS Statistic 20 and AMOS: Professional Statistical Data Analysis]. Saint Petersburg, Piter. 416 p.

5. Osnitsky, A. K. (2004). Opredelenie kharakteristik sotsial'noi adaptatsii [Definition of Characteristics of Social Adaptation]. In Psikhologiya i shkola. No. 1, pp. 43-56.

6. Pantileev, S. R. (1993). Metodika issledovaniya samootnosheniya [Methodology for Studying Self-attitude]. Moscow, Smysl. 32 p.

7. Polubedova, A. S., Gorskaya, G. B. (2023). Vzaimosvyaz' sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii i lich-nostnykh chert bol'shoi pyaterki u sportsmenov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The Relationship between Socio-Psychological Adaptation and the Big Five Personality Traits in Athletes with Disabilities]. In Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. No. 6 (220), pp. 535-538.

8. Polubedova, A. S., Gorskaya, G. B. (2023). Prediktory sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii u sports-menov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Predictors of Socio-Psychological Adaptation in Athletes with Disabilities]. In International journal of medicine and psychology / Mezhdunarodnyi zhurnal meditsiny i psikhologii. No. 8, pp. 159-164.

9. Ragozin, A. V. (2022). Integratsiya voenno-meditsinskikh sluzhb i grazhdanskogo zdravookhraneniya kak klyuchevoe uslovie okazaniya meditsinskoi pomoshchi voennosluzhashchim i naseleniyu v sluchae masshtabnogo voennogo konflikta [Integration of Military Medical Services and Civil Health Care as a Key Tool for Providing Medical Assistance to Military Personnel and the Population in the Event of a Mass Military Conflict]. In Natsionalnaya bezopasnost'. No. 5, pp. 151-162.

10. Savchenko, D. V. (2017). Vliyanie igrovykh vidov sporta na sotsial'no-psikhologicheskuyu adaptatsiyu lichnosti v kollektive [The Influence of Team Sports on the Socio-Psychological Adaptation of the Individual in a Team]. In Issledovanie razlichnykh napravlenii razvitiya psikhologii i pedagogiki, pp. 199-202.

11. Tolochek, V. A. (2006). Adaptatsiya sub"ekta k sotsial'noi srede: paradoksy, paradigmy, psikhologiches-kie mekhanizmy [Adaptation of the Subject to the Social Environment: Paradoxes, Paradigms, Psychological Mechanisms]. In Mir psikhologii. No. 3, pp. 131-146.

12. Tolochek, V. A. (2013). Problema stilei v psikhologii: istoriko-teoreticheskii analiz [The Problem of Styles in Psychology: Historical and Theoretical Analysis]. Moscow, Izdatel'stvo «Institut psikhologii RAN». 320 p.

13. Ulyaeva, G. G., Radnaguruev, B. B., Ulyaeva, L. G. (2015). Samorealizatsiya lichnosti v paralimpiiskom sporte kak faktor sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii [Self-realization of the Individual in Paralympic Sports as a Factor of Socio-Psychological Adaptation]. In Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizatsii. No. 3, pp. 223-226.

14. Ulyaeva, G. G. (2014). Stressoustoichivost' kak komponent adaptatsii lichnosti v ekstremal'nykh usloviyakh sportivnoi deyatel'nosti [Stress Resistance as a Component of Personality Adaptation in Extreme Conditions of Sports Activities]. In Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka, pp. 70-73.

15. Kriofske, M., Miller, S. (2019). Social and Psychological Factors Affecting Coping with and Adjusting to Disability. In College of Education Faculty Research and Publications.

16. Silvan-Ferrero, P., Recio, P., Molero, F., Nouvilas-Palleja, E. (2020). Psychological Quality of Life in People with Physical Disability: The Effect of Internalized Stigma, Collective Action and Resilience. In Int. J. Environ. Res. Public Health, pp. 1-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.