Научная статья на тему 'Вариант коренной модернизации российской экономики'

Вариант коренной модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация экономики / новая экономика / экономика знаний / структурные элементы экономики знаний / инфраструктура новой экономики / проблемы формирования и развития новой экономики / программа построения экономики знаний / институты новой экономики. / modernization of the economy / the new economy / the knowledge economy / the structural elements of the knowledge economy / the infrastructure of the new economy / the problem of formation and development of the new economy / the knowledge economy program / the institutions of the new economy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариант коренной модернизации российской экономики»

Орешин В.П.1

ВАРИАНТ КОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: модернизация экономики, новая экономика, экономика знаний, структурные элементы экономики знаний, инфраструктура новой экономики, проблемы формирования и развития новой экономики, программа построения экономики знаний, институты новой экономики.

Keywords: modernization of the economy, the new economy, the knowledge economy, the structural elements of the knowledge economy, the infrastructure of the new economy, the problem of formation and development of the new economy, the knowledge economy program, the institutions of the new economy.

1. Цели модернизации экономики России

Главной целью модернизации экономики России является перевод российской экономики на рельсы интеллектуального развития, когда движущей силой экономического роста и развития становится интеллектуальный капитал.

Проблемы модернизации экономики страны можно подразделить условно на внутренние и внешние. К числу важнейших внутренних проблем модернизации экономики России относятся: менталитет жителей, способность их пойти на определенные потери в связи с ломкой традиционных связей и понятий, желание населения страны и в первую очередь его активной части (трудоспособное население) коренным образом изменить свой статус, свое место в организации общественного устройства.

2. Комплексная программа модернизации экономики России

В целях более эффективного проведения преобразований в экономике страны необходима разработка комплексной программы модернизации экономики России

Без наличия такого документа трудно рассчитывать на эффективную модернизацию экономики страны. При этом президент и правительство страны могут определять приоритеты развития экономической системы страны, разрабатывая и реализуя программы и планы отдельных отраслей и регионов страны. Совокупность этих документов следует скомпоновать в целостную программу модернизации экономики страны.

При разработке программы модернизации экономики страны необходимо использовать накопленный опыт разработки и реализации комплексной программы научно-технического прогресса (КП НТП) и его социально-экономических последствий.

В советское время эта работа велась множеством организаций из системы АН СССР, Госплана СССР, Госкомитета по науке и технике с привлечением специалистов из вузов страны, из отраслевых научно-исследовательских институтов. Возглавляли работу вице-президент АН СССР академик В. А. Котельников и академик А.И. Анчишкин.

КП НТП разрабатывалась на 15 лет в начальном варианте на 1975-1990 годы, впоследствии горизонт документа был пролонгирован дважды на пять лет.

Программа охватывала все направления научно-технического прогресса, начиная от фундаментальных научных исследований, ОКР и заканчивая внедрением достижений науки и техники в производство. В результате был получен весьма объемный труд, включавший 17 томов. Кроме того, был составлен сводный том, в котором в кратком виде изложены проблемы и перспективы НТП по народному хозяйству страны в целом.

На наш взгляд, в основу программы модернизации экономики России должен быть положен новый технологический уклад, контурами которого являются:

Во-первых, опора на знания как непосредственную производительную силу общества.

Во-вторых, выявление главного направления развития российской экономики в новой парадигме развития мировой экономической системы, определяющего контуры нового технологического уклада для России.

К основным принципам проведения модернизации следует отнести следующие:

- целевая ориентация модернизации экономической системы с учетом как мировых, так и национальных потребностей и запросов;

- выраженность главной целевой установки, сопряженной со средствами достижения целей;

- комплексность преобразований в целях получения максимального (синергетического) эффекта.

1 Орешин Валерий Петрович - д.э.н., профессор кафедры макроэкономической политики и стратегического управления Экономического факультета МГУ. E-mail: vporeshin@mail.ru

Мы поддерживаем мнение российских ученых Анчишкина А.И., Львова Д.С., Глазьева С.Ю. относительно роли и места НТП в обеспечении экономического роста и экономического развития: «...в основе экономического роста лежат не схоластические модели рыночного равновесия, а научно-технический прогресс»1.

Другой стороной предпосылок или условий модернизации страны являются внешние условия, которые имеют место при проведении модернизации экономики России. Речь идет о том, какое место займет страна в глобальной геополитике будущего2.

1. Россия - это ракетно-ядерный щит для «Старого света».

2. Россия - сырьевая для всей планеты.

3. Россия - поставщик трудовых ресурсов для стран Европы и Америки.

4. Россия - страна-мозг, страна-поставщик новых идей для всего света.

Наиболее приемлема комбинация всех названных выше возможных направлений развития - превращение России в мозговой центр всего света с одновременным обеспечением его ракетами, сырьем и квалифицированными трудовыми ресурсами.

3. Экономика знаний. Контуры нового технологического уклада

Как следует из сложившегося тренда долгосрочного технико-экономического развития, предел устойчивого роста доминирующего сегодня современного пятого технологического уклада будет достигнут во втором десятилетии XXI века.

К этому времени сформируется воспроизводственная система нового, шестого технологического уклада, становление которого происходит в настоящее время. Уже видны ключевые направления его развития: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологий, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки. Рост атомной энергетики и потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии.

Произойдет дальнейшая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Завершится переход от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания. Производственная сфера перейдет к экологически чистым и безотходным технологиям. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные и образовательные услуги.

Рассмотрим основные характеристики нового технологического уклада, который формируется в настоящее время в развитых странах мира. Основной чертой шестого технологического уклада является опора на знания как непосредственную производительную силу, когда интеллектуальный капитал выступает основой совершенствования производства, а научные исследования и образование (начальное, среднее и высшее) - как его строительные кирпичики.

Переход к шестому технологическому укладу (ТУ) совершается через очередную технологическую революцию, кардинально повышающую эффективность основных направлений развития экономики. Стоимость производства и эксплуатации средств вычислительной техники на нано-технологической основе снизится еще на порядок, многократно возрастут объемы ее применения в связи с миниатюризацией и приспособлением к конкретным потребительским нуждам.

Хотя имеющаяся статистика не позволят дать комплексную оценку развития шестого технологического уклада, однако, не возникает сомнения, что его развитие в России идет с отставанием. Следует отметить, что это отставание происходит в фазе начального развития и может быть преодолено в фазе роста. Для этого еще до крупномасштабной структурной перестройки мировой экономики нужно освоить ключевые производства ядра нового технологического уклада. В этом случае дальнейшее расширенное применение нового технологического уклада позволит России получать интеллектуальную ренту в глобальном масштабе.

Российская наука имеет достаточный для этого потенциал уже полученных знаний, а в заделе - весьма перспективные достижения, своевременное практическое освоение которых может обеспечить лидирующее положение российских ученых и предприятий на гребне очередной длинной волны экономического роста. Российским ученым принадлежит приоритет в открытии технологий клонирования организмов, стволовых клеток, оптико-электронных измерений. Обзор имеющихся результатов позволяют сделать вывод о том, что наука и промышленность России располагают необходимым инновационным потенциалом в сфере нанотехнологий и наноматериалов.

Хотя российская наука и образование имеют достаточный для этого кадровый потенциал, недостаток финансирования приводит к утечке умов и технологических знаний за рубеж. За время реформ уехало около 5 млн. специалистов - это больше, чем во время и после Гражданской войны. По имеющимся данным, до половины выпускников российских вузов, специализирующихся в области молекулярной биологии и генетики, уезжают за рубеж. Приходится

1 Анчишкин А.И. Экономические проблемы развития науки // Известия АН СССР. Сер. экон. 1987; Глазьев С.Ю. Какая модернизация нужна России? Материалы к научной части съезда ВЭО России на тему «Коренная модернизация экономики - основ» движения России вперед». - М., 2010. - 2 ноября.

2 См. Попов Г.Х. О модернизации в XXI веке // Материалы к научной части съезда ВЭО России на тему «Коренная модернизация экономики - основа движения России вперед». - М.: ВЭО, 2010. - С. 20.

констатировать, что за исключением атомной и авиа-космической промышленности, обладающих накопленными конкурентными преимуществами, российская промышленность не располагает механизмами освоения ключевых производств нового технологического уклада. Их скорейшее создание является решающим фактором будущего развития страны.

В этих условиях возникает вопрос, какую нишу в мирохозяйственных связях может занять Российская Федерация? Может ли быть таким объектом добывающий сектор промышленности или обрабатывающее промышленное производство? Могут ли научные исследования стать основным объектом приложения сил россиян?

Поиск места экономики конкретной страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей - это в первую очередь определение ее места в мировом научно-техническом прогрессе. Проблема эта весьма сложная и противоречивая. Здесь необходимо учесть как внутренние, так и внешние возможности и проблемы.

В определении главного направления модернизации российской экономики мы солидарны с взглядами Г.Х. Попова, который определяет это место в виде ориентации на развитие фундаментальных научных исследований1.

Научно-технический прогресс - широкое понятие, включающее в себя и абстрактные теоретические исследования, и опытно-конструкторские и разработки, и экспериментальные производства.

Предварительный анализ показывает, что России трудно вписаться в те области, в которых у нее было и остается отставание - а именно: опытно-конструкторские разработки и экспериментальные производства. Россиянам уже нечего делать в области автомобилестроении и в производстве компьютеров. В то же время у нас есть хороший задел и возможность представить конкурентоспособные проекты в области науки, космической и оборонной техники.

Теоретическая наука в настоящее время отстает от бурных успехов прикладных наук. Эта ситуация характерна для мира в целом. Опираясь на рыночную парадигму развития, предусматривающую ориентацию на получение сиюминутных выгод, человечество добилось громадных успехов в области практического применения знаний, но «упускает» прогресс в области теоретических исследований. Теоретические исследования - это та область человеческой деятельности, где Россия опережала и опережает другие страны и имеет заметные конкурентные преимущества.

Исходя из всего этого, главным направлением модернизации России на XXI век может и должно стать превращение ее в мировой центр проведения теоретических научных исследований. Основаниями для этого являются:

1. Наличие у нации присущего фундаментальной науки типа мышления. Склонность большинства жителей нашей страны к абстрактному мышлению. Эта склонность связана с множеством причин, важнейшими из которых являются генетический фонд, традиции занятий, воспитание.

2. Наличие в России достаточно большого числа разработок в области фундаментальных наук, проведенных в советское время.

Теоретические исследования - это та область человеческой деятельности, где Россия опережала и опережает другие страны и имеет заметные конкурентные преимущества.

4. Задающая функция образования в модернизационном процессе

Развитие образовательного потенциала страны является исходным и определяющим направлением модернизации российской экономики.

Человеческие знания, умение и опыт выступают движущей силой экономического роста и развития. По данным американского экономиста Денисона уже в середине прошлого века около 27% прироста ВВП США были связаны с развитием человеческого капитала. Развитый человеческий потенциал и человеческий капитал являются основой развития экономики в современном обществе, нацеленном на использование интеллектуального потенциала общества.

Основными направлениями развития образования при рассмотрении его как основной движущей силы экономического развития являются: глубина проникновения в сущность явлений и процессов, привитие парадигмы рассуждения и размышления при освоении новых знаний, непрерывность образовательного процесса.

Пути развития российского образования просматриваются в проекте закона об образовании, представленного Министерством образования РФ. Критический разбор нового проекта Закона об образовании в РФ показал, что он не «работает» на модернизацию российской экономики, поскольку ничего не дает России с точки зрения превращения ее в мировой центр фундаментальных теоретических наук.

Значительный вклад в теоретическое осмысление происходящих сегодня социально-экономических процессов, связанных с внедрением и активным использованием новых знаний во всех сферах жизнедеятельности внесли работы отечественных экономистов (А.Н. Фоломьева, А.Е. Варшавского, А.Л. Гапоненко и др.), посвященные теории экономического роста, в которых, в частности, обосновывается тезис о том, что основным источником экономического роста является технический прогресс, который в свою очередь базируется на новых знаниях.

Экономика знаний представляет собой направление исследований, приобретающее все большее значение и распространение. Основателями экономики знаний как отрасли экономической науки считаются ученые Венского университета Ф. Хайек, И. Шумпетер и Ф. Махлуп. Упоминание этого понятия можно также найти в ранних работах Л. Мизеса, который писал: «Расцвет человеческого общества зависит от двух факторов: наличия интеллектуальной мощи выдающихся людей и способности этих и других людей сделать их идеологии приятными для большинства».

Формирование экономики знаний как отрасли предпринимательской деятельности определяется рыночным содержанием знания, которое предполагает возникновение отношений купли-продажи знаний как товара с присущими

1 См. Попов Г.Х. О модернизации в XXI веке // Материалы к научной части съезда ВЭО России на тему «Коренная модернизация экономики - основа движения России вперед». - М.: ВЭО, 2010. - С. 26.

ему «товарными» особенностями. Формирование экономики знаний как теоретическое направление предполагает разработку методологии исследования и специфического инструментария познания, возникающих вокруг знаний как объекта взаимоотношений. В свою очередь наука (как общественный институт) становится особой интеллектуальной формой общественного труда, значение которого непрерывно возрастает. Ориентация науки на нужды практики происходит одновременно и в соответствии с интеграцией науки и техники. В результате наука перестает быть лишь социокультурным явлением и становится фактором роста национального дохода.

В рамках понятия «экономика, основанная на знаниях» под знанием некоторыми из ученых понимаются не только традиционные знания, которые преподаются в школе и в вузах, но и подходы, идеи, концепции, связанные с процессами организации производства, определением свойств, характеристик и прочих параметров новых продуктов, процессов, технологий. Именно в этом случае образование становится фундаментальным фактором развития экономики, основанной на знаниях. Хорошо образованные и умелые люди - это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний, а для повышения эффективности экономики знаний требуется наличие комплексных, развернутых, ресурсообеспеченных образовательных систем, охватывающих все общество. Необходимость развития экономики знаний обусловлена не только осознанием сохранения ограниченных ресурсов, возможности более быстрого развития общества, но и тем, что сама экономика знаний в настоящее время является базой инновационного развития. Отдельные территории, сосредоточивающие институты развития экономики знаний, могут стать «точками роста» для освоения высоких технологий и создания единой системы инновационного развития.

Однако ныне действующие экономические, нормативно-правовые и социокультурные условия функционирования самих институтов, являющиеся основой теоретико-практического развития экономики знаний как науки, не в полной мере способствуют полноценному развитию интеллектуального фактора.

Для определения степени развитости и использования знаний в науке, образовании и обществе могут быть использованы различные системы критериев оценки. Так, при исследовании развития экономики знаний в социально-экономическом аспекте, по мнению Варшавского А.Е., рассмотрению подвергается сектор сфер и отраслей повышенного спроса на знания, в который в настоящее время помимо научных исследований, разработок и образования включают высокотехнологичные отрасли и услуги, Для эффективного развития этих сфер необходимо получение и интенсивное использование новых знаний. Именно уровень развития данного сектора способствует успешной интеграции страны в мировую систему разделения труда.

За рубежом в экономике знаний особое внимание уделяют человеческому капиталу, созданию развитой институциональной среды, способствующей внедрению полученных знаний и накопленного опыта в области производства и потребления. Критерием оценки развитости экономики знаний в науке и образовании может быть признана совокупность показателей научности, креативности и в то же время практичности исследований и методик обучения в учебных и исследовательских центрах (количество запатентованных товаров и услуг; количество разработанных научно-практических работ, получивших общественное признание и пр.). Также критериями оценки могут являться показатели использованных знаний, воплощенные в продукте, который позволяет в разы увеличивать эффект человеческого мыслительного и физического труда, простым примером которого может служить использование вычислительной техники и глобальной сети Интернет1.

Накопленный зарубежный опыт указывает на своевременность данного направления модернизации сети профессиональных учебных заведений на региональном уровне. Так, в развитых странах Европы и Северной Америки большинство университетов являются региональными вузами и представляют собой крупные учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов и проведением научных исследований по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Университеты подобного типа формируются, функционируют и развиваются в ряде субъектов Российской Федерации.

Образование служит основой и исходным пунктом перевода российской экономики на рельсы интеллектуального развития. Не имея развитой системы образования, невозможно рассчитывать на превращение России в страну-поставщика ученых мирового класса в области теоретических наук.

5. Определяющая роль науки в модернизации экономики России

Практическим инструментом эффективной интеграции науки и образования, дающим высокий финансовый эффект, выступают ныне инновации. Инновация - конечный результат познавательной деятельности, получивший реализацию в виде нового (или усовершенствованного) продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производственной деятельности.

С позиции рационального использования ограниченных ресурсов инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, груда, обслуживания, управления и т. п.

Процесс создания, освоения и распространения новшеств можно назвать инновационной деятельностью или инновационным процессом.

С термином «инновация» тесно связаны понятия интеллектуальная собственность, патент, изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак, лицензия.

1 Гапоненко А. Л. Экономика, основанная на знаниях, и перспективы экономического роста России. Тезисы выступления на конференции в РАГС 21 сент.2009 г., посвященной ее 10-летию.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают определенное преимущество перед конкурентами.

6. Инновации как путь коммерциализация новых научных знаний

Определяющим условием для эффективной реализации новшеств в бизнесе является привлечение инновационных инвестиций. Это весьма не простой вопрос, поскольку инвестиции в инновации, как правило, имеют рискованный характер.

Большое значение в настоящее время имеет инновационная деятельность малого бизнеса. В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях.

Инновационный процесс представляет собой череду действий по разработке новых продуктов, по их реализации на рынке и по дальнейшему применению результатов.

Как правило, инновационный процесс включает в себя целый ряд элементов. К их числу относятся:

- рождение инновационной идеи;

- маркетинговая проработка новой идеи, оценка возможностей ее применения в условиях рынка;

- оценка экономической эффективности инновации;

- освоение инновации;

- коммерческая реализация инновации;

- продвижение инновации;

- поиск возможностей ее массового применения.

Инновации тесно связаны с интеллектуальной собственностью, последняя, в свою очередь, обусловлена умственной деятельностью человека. Нормы права интеллектуальной собственности у нас в стране регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Уголовным кодексом, Законом «Об авторском праве и смежных правах», Законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», патентным законом РФ.

При этом исключительное право лица на изобретение подтверждает патент. Он также подтверждает приоритет, авторство изобретения. Патентообладатель имеет исключительное право на использование патента. Никто не вправе использовать запатентованное изобретение без разрешения патентообладателя. В противном случае, такое лицо будет являться нарушителем патента.

Инновация - это результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое, социально-экономическое, политическое и другое решение, способствующее, в конечном счете, повышению качества и уровня жизни населения.

Роль инноваций в обеспечении экономического роста весьма высока. Как показывает практика, экономического роста можно достичь либо путем экстенсивного вовлечения нового объема ограниченных производственных ресурсов, либо путем повышения качества применяемых ресурсов и повышения эффективности их отдачи. Путь экстенсивного развития имеет свои ограничения и в первую очередь связан с экологией планеты. Второй путь предоставляет более широкие возможности экономического роста и развития.

Механизм создания инноваций, их диффузии и абсорбирования предполагает формирование и развитие системы отношений между широким кругом различных институтов, которые инициируют, внедряют инновации и поддерживают инновационную активность. В качестве концептуальной основы такой системы отношений выступает национальная инновационная система.

Понимание процессов, происходящих в национальной инновационной системе, дает возможность выявить те сферы, развитие или стимулирование которых наиболее действенным образом будет способствовать технологической динамике и конкурентоспособности экономики. В данном контексте наиболее эффективной является государственная политика, улучшающая взаимодействие между различными участниками и институтами НИС и повышающая их способность к инновационной деятельности, в частности, к внедрению новых технологий.

Отсутствие развитого рынка инноваций - главная причина неудовлетворительной модернизации экономики большинства стран мира. В это связи формирование полноценного рынка инноваций - главная задача руководства нашей страны.

Технологическая политика является неотъемлемой частью целостной экономической политики. Особое значение приобретают меры государственной политики, способствующие распространению технологий пятого и шестого технологических укладов.

Серьезными пробелом в исследовании технологических укладов является отсутствие исследований о структуре потребления населения с точки зрения технологических укладов. Существующие статистические данные информируют о наличии товаров и услуг, не уточняя их новизну. Но новый технологический уклад формирует соответствующие массовые потребности, требующие определённых затрат населения: например, установка газового оборудования на автомобили, замена бытового оборудования.

Введение понятия «потребительская корзина технологического уклада» (или технологическая корзина) позволяет более точно отразить влияние качественного сдвига в технологической структуре производства, путем фиксации

удельного веса нововведений в потреблении. В этом случае, однако, необходимы дополнительные экспертные исследования по отраслям производства о новых товарах, процессах и системе поправок на изменение качества товаров.

Государственное регулирование инновационных процессов вызвано недостаточностью и ограниченностью воздействия рыночных механизмов на появление и распространение инноваций и обусловлено такими факторами, как:

Во-первых, только государство может обеспечить проведение масштабной, всеохватывающей политики инновационного развития страны.

Во-вторых, только на государственном уровне можно обеспечить защиту и продвижение национальных инновационных разработок путем протекционистской политики и содействия в оформлении международных патентов и лицензий на изобретения.

В-третьих, в рамках государственного регулирования может быть осуществлена передача технологий и разработок, созданных в государственном секторе, в том числе и в военно-промышленном комплексе, частном секторе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, выстраивание взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества в международном масштабе в сфере науки и техники можно обеспечить только на государственном уровне.

В-пятых, отдельные хозяйствующие субъекты, прежде всего малые предприятия, объективно оказываются в худших условиях по сравнению с крупными предприятиями при реализации инноваций ввиду наличия у них более высоких издержек производства, отсутствия достаточных финансовых средств для совершенствования техники и технологий. Задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса.

Важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций являются государственные гарантии инновационной деятельности. Механизм гарантирования осуществляется путем возмещения государством убытков частных инвесторов.

Инновационная деятельность в регионах страны предполагает создание территориальных кластеров развития теоретической науки.

Такого рода территориальное образование целесообразно создавать в регионе, имеющем благоприятные для человека природно-климатические условия, сочетающем в себе различные климатические зоны, и имеющее культурное наследие, представляющее интерес с познавательной точки зрения. В качестве места расположения такового территориального кластера может рассматриваться Кавказский федеральный округ с включением Краснодарского края, Абхазии и, возможно, Грузии.

Важным теоретическим и методологическим вопросом анализа инновационного процесса и экономического механизма инновационной деятельности в регионе является разработка системы индикаторов инновационной деятельности.

Инновационную деятельность в регионе целесообразно оценивать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как взаимосвязанный набор структурообразующих инновации компонентов; во-вторых, как совокупность результатов деятельности.

Сопоставительный анализ интегральных показателей социально-экономического уровня развития регионов и интегральных оценок структурообразующих компонент инновационной деятельности в регионах позволяет классифицировать последние в целях выработки соответствующих мер регионального регулирования инновационной деятельности.

7. Пути реализации программы по модернизации экономики страны

Что же требуется для превращения России в страну теоретических научных исследований? Во-первых, системный подход к формированию будущей экономической системы России ее ядра. Конкретно речь идет о создании целостного комплекса теоретических наук. Во-вторых, создание среды для развития теоретической науки, включая вопрос достижения критической массы (задела) в каждой науке из избранного комплекса. В-третьих, налаживание особой системы организации научных исследований.

Следует подчеркнуть, что нужен не просто набор случайных теоретических разработок, а их система, дающая высокий конечный результат при ее применении в производстве благ и услуг. В основу комплекса должна быть положена математика - праматерь всех наук и естественных и гуманитарных. Необходимо помнить высказывание К. Маркса «Наука только тогда становится подлинной наукой, когда овладевает математикой».

Особое внимание также заслуживает философия как наука наук. Без философского обобщения невозможно сделать правильные выводы, полученные на основе эмпирических изысканий.

Необходимо учитывать, что новые открытия, как правило, совершаются на стыке наук - физики и химии, экономики и социологии, экономики и психологии.

Создание среды для развития теоретических научных исследований включает весь набор инфраструктуры научных исследований и разработок от собственно научных изысканий до использования научных разработок в производственной деятельности. Сюда же входит новая система организации научных исследований.

Затраты на развитие российской экономики по этому пути модернизации незначительны. Для развития теоретической науки не требуется создание многоуровневой системы специальных институтов. Достаточно работы семинаров, клубов, кружков.

Без достижения критической массы (задела) в каждой науке невозможно получить «цепную реакцию» плодотворных научных результатов.

Активизация инновационной деятельности предполагает участие различных агентов в инновационных процессах, что, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования развернутой системы мотивации инновационной деятельности, с созданием современного организационно-экономического механизма этой деятельности.

Неравномерность становления и развития нового технологические уклада по странам мира очевидна. Новый технологический уклад в американской экономике уже вошел в режим устойчивого роста. Об этом говорят, например, высокие расходы частных корпораций на развитие нанотехнологий. Вместе с тем, ввиду большой нагрузки военных и социальных расходов в бюджете США, становление нового технологического уклада задерживается.

В настоящее время американцы финансируют свое развитие во многом за счет того, что стягивают к себе капитал со всего мира, используя монопольное положение доллара. Но доверие к доллару как мировой резервной валюте падает, и американцы уже в ближайшее время могут столкнуться с ситуацией, когда импортный поток капитала, необходимый для финансирования бюджетного дефицита прекратится.

В этом случае США столкнутся с угрозой дефолта по своим долговым обязательствам и будут вынуждены проводить дополнительную эмиссию доллара, что поведет падение его курса на мировых валютных рынках.

Вопрос сейчас стоит так: успеет ли новый технологический уклад стать локомотивом нового витка экономического роста, достаточным для того, чтобы тянуть на себе огромную социальную сферу США, или доллар рухнет, и под его обломками погибнет американская система всеобщего благоденствия.

Проблемы движения Российской Федерации по пути модернизации экономики связаны с рядом ключевых вопросов, к числу которых относятся: характер защиты прав собственности, завершенность формирования рыночной инфраструктуры, менталитет граждан России - активных участников процесса модернизации.

Для быстрого прорыва экономики страны к новому технологическому укладу необходимо резко наращивать государственные расходы, поскольку частный капитал не обеспечивает необходимой концентрации ресурсов на прорывных направлениях нового технологического уклада.

По мнению С.Ю.Глазьева, в кризисные периоды глубоких структурных изменений мировой экономики возникают возможности опережающего скачка на новую волну экономического роста путем своевременного развития ключевых факторов нового технологического уклада, которые берут на себя роль локомотивов роста экономики.

Велика роль рыночных механизмов стимулирования инновационного развития. Рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.

Главными агентами инновационного рынка, образующими конкурентную среду, являются: предприятия - создатели и обладатели научно-технических достижений и «ноу-хау»; небольшие самостоятельные фирмы, основная деятельность которых посредничество при распространении и внедрении нововведений до стадии производства; субъекты процессных, продуктовых и организационно-управленческих инноваций, потенциальные потребители (пользователи) инноваций; кредитно-финансовые, патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические структуры.

Основными покупателями инновационного продукта являются промышленность и государство, причем государство становится активным покупателем лишь при определенных условиях, например, в качестве заказчика оборонных исследований.

Чтобы идея модернизации экономики России стала движущей силой, она должна «овладеть» массами. Для этого необходимо «продвигать» идею совершенствования российской экономической системы, приспосабливая ее к активизации всех агентов воспроизводственной деятельности.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Анчишкин А.И. Наука, техника, экономика. - М.: Мысль, 1986.

3. Анчишкин А.И. Экономические проблемы развития науки // Известия АН СССР. Сер. экон. 1987.

4. Глазьев С.Ю. Какая модернизация нужна России? // Материалы к научной части съезда ВЭО России на тему «Коренная модернизация экономики - основа движения России вперед». - М., 2010. - 2 ноября.

5. Орешин В.П. Модернизация экономики России. Моногр. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017.

6. Попов Г.Х. О модернизации в XXI веке // Материалы к научной части съезда ВЭО России на тему «Коренная модернизация экономики - основа движения России вперед». - М.: ВЭО, 2010.

7. The Knowledge-Based Economy. - Paris: OECD, 1996.

8. National Innovation Systems / OECD. - Paris, 1997.

9. Innovation and Knowledge-Intensive Service Activities / OECD. - Paris, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.