СБОРНИК ТЕЗИСОВ
058-059
Результаты. Анализ показателей автономной нервной системы свидетельствовал о повышении общей мощности спектра от 3329 (2081; 4117) в группе контроля до 6513 (3811; 7581) в группе пациентов с СОАС, соответственно, (p=0,007) главным образом за счет роста вклада очень-низкочастотных модуляций (VLF). Снижение показателя HF от 1074 (807;1211) в группе контроля до 599 (147; 799) у пациентов с СОАС (p=0.01) указывал на сокращение влияния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а рост значений LF от 1321 (1093;1588) в группе контроля до 1882 (790; 2140) мс2 в группе СОАС (p=0.04) свидетельствовал о смещении вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса симпатической нервной системы.
При анализе показателей, характеризующих процесс деполяризации — поздних желудочковых потенциалов — нами не было выявлено статистически значимых различий у пациентов контрольной группы и СОАС. Оценка фазы реполяризации позволила установить изменение вариабельности интервала QT. Так, продолжительность среднего корригированного интервала QT имела явную тенденцию к повышению у пациентов с СОАС (401 (390;427)) в группе контроля и 420 (402;430) в группе СОАС, соответственно, p=0,6), что в совокупности со значимым увеличением показателя дисперсии QT с 27 (11; 65) в контроле до 50 (3;73) в группе СОАС, соответственно (p=0,03), может указывать на риски внезапной сердечной смерти.
Заключение. Электрофизиологическое ремоделирование сердца у пациентов с СОАС связано с напряженностью механизмов адаптации, истощением вегетативного обеспечения деятельности сердца со сдвигом регуляции с рефлекторного уровня на более низкий — гуморально-метаболический, который в меньшей степени способен обеспечивать компенсаторные возможности гомеостаза. Электрическая нестабильность миокарда, связанная с гетерогенностью процессов реполяризации, и может рассматриваться в качестве фактора риска развития жизнеугрожающих нарушений ритма при прогрессировании СОАС.
058 ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ЧАСТОТЫ
СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ И ИНДЕКС ОБСТРУКТИВНЫХ АПНОЭ В ФАЗЕ АКТИВНОГО СНА У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Кельмансон И. А.
Институт медицинского образования ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия
Обструктивные апноэ (ОА) у детей первого года жизни, выявляемые преимущественно в фазе активного сна, являются фактором риска угрожающих жизни состояний. ОА сопровождается снижением частоты сердечных сокращений (ЧСС) на высоте апноэ с последующим увеличением ЧСС, что приводит к нестабильности сердечного ритма и повышению его вариабельности.
Цель. Изучение возможной ассоциации вариабельности ЧСС с индексом ОА во время активного сна у детей первого года жизни.
Материал и методы. Проанализированы ПСГ записи 100 клинически здоровых детей первого года жизни в возрасте от 1 до 52 нед. Составным компонентом анализа ПСГ явилось изучение индекса ОА (числа ОА за 1 час времени сна), сопровождающихся снижением ЧСС ниже 100/мин в фазе активного сна (OAI with LHR). Исследованы коэффициенты вариации ЧСС в состоянии бодрствования (Coef. Var. WK), фазах активного (Coef. Var. NQS) и спокойного (Coef. Var. QS) сна. Коэффициент вариации ЧСС рассчитывался как среднеква-дратическое отклонение значения ЧСС, деленное на среднее
значение ЧСС и умноженное на 100%. Ассоциация между вариацией ЧСС, возрастом ребенка и индексом ОА оценивалась при помощи структурного моделирования уравнений с использованием прикладной статистической программы JAMOVI 1.0.7.0.
Результаты. Сформирована модель, представляющая возможную взаимосвязь коэффициента вариации ЧСС в отдельных состояниях цикла сон-бодрствование, возраста ребенка и индекса ОА. Выявлена статистически достоверная непосредственная связь между коэффициентом вариации ЧСС в фазе активного сна и индексом ОА в фазе активного сна (р=0,017), при этом значение индекса ОА увеличивалось по мере роста вариабельности ЧСС. Возраст ребенка не оказывал достоверного модифицирующего влияния на выявленную ассоциацию.
Заключение. Выраженность вариабельности ЧСС может выступать в качестве индикатора частоты ОА, сочетающихся с брадикардией, в фазе активного сна у детей первого года жизни.
059 НАРУШЕНИЯ ДЫХАНИЯ ВО СНЕ У БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Крупинка К. С., Драпкина О. М, Агальцов М. В., Мясников Р. П.
НМИЦ терапии и профилактической медицины
Нарушения дыхания во сне (как обструктивное, так и центральное апноэ) у пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) является серьезной медицинской проблемой, нарушая сон, приводя к избыточной дневной сонливости и когнитивным нарушениям. Также они приводят к значительным нарушениям гемодинамики, поддерживают нарушения газового состава крови и ухудшают течение основного заболевания. Отмечено, что центральное апноэ сна (в частности, дыхание Чейна-Стокса) является независимым предиктором повышенной смертности у пациентов с ХСН.
Цель. Изучение частоты встречаемости нарушений дыхания во сне, их гемодинамических характеристик и динамики на фоне лечения.
Материал и методы. С декабря 2019г в ФГБУ НМИЦ ТПМ были обследованы 11 пациентов с клиникой хронической сердечной недостаточности и документированной сниженной ФВ (менее 50% по Simpson). Всем было проведено исследование дыхания во сне — кардиореспираторное монитори-рование сна. Средний возраст всех обследованных пациентов составил 50,5± 11,6 лет (8 мужчин). Диагноз ставился при регистрации более 5 эпизодов нарушений дыхания за час. Преобладающий тип нарушения дыхания во сне (обструктив-ный или центральный) регистрировался по количеству нарушений дыхания (более 50% всех событий).
Результаты. Всего у 2 (18%) пациентов с ХСН не выявлено клинически значимых нарушений дыхания во сне. Преобладающее обструктивное апноэ сна (ОАС) и центральное апноэ сна (ЦАС) были выявлены у 5 (46%) и 4 (36%), соответственно. ЦАС было представлено дыханием Чейна-Стокса. Средний ИМТ среди всех пациентов составил 36,8 кг/м2. По этиологии ХСН причины распределились следующим образом: 6 пациентов — ишемическая болезнь сердца, 2 — кардиомиопатия, 3 — нарушения ритма сердца.
Средняя ФВ всех пациентов составила 39,6%. У пациентов с ЦАС средняя ФВ была ниже — 35,25% (от 25 до 48%), чем у пациентов с ОАС — 42,2% (от 33 до 48%). Среднее давление в легочной артерии, измеренное путем допплерогра-фии, значимо не отличалось в группе пациентов с центральным (42,75 мм рт.ст.) и обструктивным апноэ (41,6 мм рт.ст.).
У троих из 4 пациентов с ЦАС не наблюдалось значительной динамики заболевания по данным кардиореспиратор-ного мониторирования, проведенного в динамике (ИАГ, количество эпизодов центрального апноэ, средняя сатурация) на фоне коррекции стандартной медикаментозной терапии. Только у 1 пациента на фоне коррекции терапии наблюдался переход заболевания в мягкую форму.
28
Российский кардиологический журнал. 2020;25, дополнительный выпуск (октябрь)