Научная статья на тему 'Валовой внутренний продукт - основной показатель развития экономики России'

Валовой внутренний продукт - основной показатель развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2614
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ РФ (ВВП РФ) / ДИНАМИКА / ТЕМПЫ РОСТА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ПОКАЗАТЕЛИ / ФАКТОРЫ / СТАБИЛЬНОСТЬ / GROSS DOMESTIC PRODUCT OF THE RUSSIAN FEDERATION (GDP OF THE RUSSIAN FEDERATION) / DYNAMICS / GROWTH RATES / LIVING STANDARDS / BUDGET POLICY / ECONOMY / INDICATORS / FACTORS / STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Яров Роман Борисович, Емелина Елизавета Вадимовна

The article discusses the gross domestic product of the Russian Federation in the current market conditions. The authors presented the pace and dynamics of growth of GDP of the Russian Federation, an analysis was conducted, on the basis of which conclusions were made about the state of the modern economy of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROSS DOMESTIC PRODUCT - THE MAIN INDICATOR OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

The article discusses the gross domestic product of the Russian Federation in the current market conditions. The authors presented the pace and dynamics of growth of GDP of the Russian Federation, an analysis was conducted, on the basis of which conclusions were made about the state of the modern economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Валовой внутренний продукт - основной показатель развития экономики России»

УДК 330.3

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ - ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент (bystrova_nv@mail.ru) Яров Роман Борисович, магистрант (yarov.roman@mail.ru) Емелина Елизавета Вадимовна, магистрант

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (elizaveta.emelina@mail.ru)

В статье рассматривается валовой внутренний продукт РФ в современных рыночных условиях. Авторами представлены темпы и динамика роста ВВП РФ, проведен анализ, на основе которого сделаны выводы о состоянии современной экономики РФ. Определены основные направления повышения валового внутреннего продукта РФ для улучшения качества и уровня жизни населения страны.

Ключевые слова: валовой внутренний продукт РФ (ВВП РФ), динамика, темпы роста, уровень жизни, бюджетная политика, экономика, показатели, факторы, стабильность.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это один из важнейших показателей международной системы национальных счетов (СНС). Он отражает общие результаты экономической деятельности страны. В своём исчислении ВВП представляет совокупную стоимость конечной продукции, произведенной в стране национальными и зарубежными производителями за определённый период времени [2]. ВВП очень важен для экономики, поскольку отражает результаты производства, уровень экономического развития, темпы экономического роста, применяется для анализа производительности экономики в целом. Показатель ВВП дает представление о благосостоянии нации, чем выше величина ВВП, тем выше уровень благосостояния страны. В РФ удвоение ВВП по-прежнему остается актуальной и фундаментальной проблемой, поскольку структура экономики и государственная структурная политика, которые сложились в настоящее время не удовлетворяют решению данной задачи.

ВВП отражает экономическое развитие страны. Так, например в 2013 году ВВП РФ составил примерно 73 трлн. рублей [6]. Темпы роста ВВП РФ за 2014-2018 год представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Темпы роста ВВП РФ в 2014-2018 году в %

Год Относительный прирост ВВП РФ к показателю предыдущего года в %

2014 0,7

2015 -3,5

2016 -0,2

2017 1,6

2018 1,8

График динамики роста ВВП РФ показывает экономическую ситуацию РФ за 2014-2018 год. [Рисунок 1].

3 2 1 0 -1 -2 -3 -4

Рисунок 1 - Динамика роста ВВП (в %) за 2014-2018 год

Исходя из представленных данных, можно отметить отрицательный уровень ВВП РФ за период с 2014 по 2016 год. Снижение экономического роста в 2014 году во многом обусловлено падением цен на сырьё и энергию. Не менее важной причиной также стало закрытие для РФ внешних рынков капитала. Вследствие этого, произошло падение роста доходов и сокращение внутреннего спроса, из-за чего и замедлились темпы роста производства в экономике. В 2015 году ВВП РФ также стабильно продолжает падать по причине сокращения внутреннего спроса и импорта. Общее годовое сокращение на 2015 год составляет 3,5 %. Однако, наблюдалась положительная динамика экспорта за счет энергоносителей (нефть, газ) и металлов.

Относительный прирост ВВП РФ к показателю предыдущего года в %

2014

2015

016

2017

2018

В 2016 году ВВП характеризуется замедлением темпа снижения экономического роста (около 0,2 %). Положительное влияние оказали: растущие цены на нефть, металл, уголь, газ; увеличение экспорт автомобильной, химической, металлургической, древесной продукции; рост оборонного потенциала; высокие показатели сбора урожая в сельском хозяйстве.

В 2017 году можно отметить положительную динамику роста ВВП, поскольку увеличивается объем промышленности за счет сектора сырья и спрос на продукцию страны за рубежом растет. Однако внутри страны, спрос по-прежнему слаб по причине уменьшения реальных доходов населения, несмотря на укрепление национальной валюты [6]. Стоит также отметить, что вследствие неблагоприятных климатических условия в 2017 году, показатели в сельском хозяйстве оказались значительно ниже предыдущих.

В 2018 году итоговый годовой прирост ВВП относительно 2017 года должен был составить, по оценке экспертов, 2,0 % при положительном исходе событий, однако составил всего 1,8 %. Это выявило ряд проблем в современной экономике РФ достаточно серьезного уровня, несмотря на положительные темпы роста ВВП. Причиной серьезных изменений в экономике стали как внешние факторы (например, экономические санкции), так и внутренние (структурный дисбаланс в экономике страны). В этот период была проведена политика ограничения денежной массы для сдерживания инфляции за счет отказа от рефинансирования российской банковской системы и увеличения ставок рефинансирования (7,75 %). Вследствие этого, вырос объем кредитования российской банковской системы. Стимулирование спроса за счет кредитования было сведено к нулю и объемы кредитования снизились. В итоге, внешний долг увеличился за счет заимствований средств российскими банками у зарубежных банков. Но, есть и факторы положительного влияния, как например фундаментальные и технические факторы (рост цен на энергоносители и металлы, которые идут на экспорт и т.д.).

Как утверждают аналитики в 2018 году, физический объем ВВП РФ стал меньше физического объёма ВВП 2012 года [7]. Наблюдается длительная стагнация экономики РФ по причине отрицательной динамики цен на нефть, санкций, структурного дисбаланса страны. Благодаря росту экспорта показатели динамики ВВП не снижаются до отрицательного уровня. Государству в дальнейшем необходимо определить вектор решения проблем, связанных с повышением эффективности и конкурентоспособности российской экономики, что является не менее важным в привлечении инвестиций для модернизации экономики.

Не менее важным фактором влияния на динамику ВВП РФ в 2019 году станет новая пенсионная реформа, которая замедлит рост ВВП РФ. Так, например, занятость в возрастных группах, затронутых реформой, составляет примерно 40% среди мужчин и примерно 50% среди женщин[1]. Трудоспособность при этом является сильно ограниченной, а экономическая

активность существенно снижается после выхода на пенсию. У людей возникает проблема с трудоустройством. Пенсионеры просто не находят сил для дальнейшей работы. В итоге, прогноз о высокой занятости людей предпенсионного возраста, кажется крайне неубедительным. Единственное решения для людей этой группы - надеяться на заботу и помощь своих детей. В конечном итоге, располагаемые доходы населения будут падать, что крайне негативно скажется на динамике ВВП РФ.

Прогноз ВШЭ базируется на условии положительного результата реформ. Но многие эксперты наоборот считают, что прогноз темпов роста ВВП в 1,3 - 1,9 % к 2019 году является негативным, так как реформы не будут реализованы, а давление со стороны санкции усилится [8]. Перспектива валового внутреннего продукта РФ на будущий период считается крайне противоречивой. Противоречие состоит в том, что одни факторы, которые положительно влияют на ВВП могут отрицательно сказываться на других аспектах экономической жизни (например, экспорт качественных продуктов питания за рубеж и увеличение ВВП от экспорта, и импортоза-мещение зарубежными товарами низкого качества). В итоге положительная перспектива роста ВВП РФ в будущие периоды ставится под сомнение.

Рост уровня ВВП следует осуществлять через повышение уровня жизни населения страны - это является ключевым вопросом политики государств. Необходимо совершенствовать систему здравоохранения, доступность и качество жилья, образование, развивать агропромышленный комплекс, т.е. затронуть все социальные аспекты, поскольку они влияют на качество жизни людей и формирование человеческого капитала.

Прогрессивное развитие экономики невозможно без государственного регулирования. При его отсутствии вступают в действие стихийные регуляторы, которые разрушают сбалансированность развития путем спада производства, снижения покупательной способности спроса населения, значительного роста цен, безработицы и нарастания других негативных моментов. Вследствие этого для гармоничного развития экономики страны, для учета интересов государства, бизнес-сообщества и населения, особенно социально незащищенных слоев населения необходимо выполнение государственными органами регулирующей функции. Бюджетную политику государства следует направить в двух направлениях. Первое направление касается восстановления и стабилизации экономики после кризисных волн, а также решения важнейших социальных задач. Второе направление касается формирования инновационной экономики [5].

Выделим основные цели, которые должна решить бюджетная политика РФ для повышения уровня ВВП РФ и уровня жизни:

1. Использовать государственный бюджет как один из важнейших инструментов регулирования макроэкономики.

2. Разработать и внедрить инструменты поддержки инновационной деятельности.

3. Поддерживать сферу образования, как основу механизма инновационной экономики. С увеличением объемов финансирования образования можно осуществить переход образования к стандартам нового поколения, которые отвечают требования современной экономики. Необходимо также решить проблемы, связанные с оптимизацией сетевого взаимодействия образовательных учреждений на всех ступенях образования; значительно повысить роль высшего образования в увеличении научного потенциала.

4. Обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность пенсионной системы.

5. Повысить качество человеческого капитала. Человеческий капитал является главной ценностью общества и основным фактором экономического развития государства. Формирование человеческого капитала требует от общества материальных и физических затрат, в процессе которых они имеют способность накапливаться и образовывать определённые запасы. Наличие образованного населения и высококвалифицированной рабочей силы, которая может применять современные технологии, составляет в настоящее время один из важнейших ресурсов российской экономики [4].

6. Повысить доступность и качество социального обеспечения и социальных услуг (государственные и муниципальные услуги). При планировании федерального бюджета данный аспект также должен учитываться, через планирование расходов на выплату социальных пособий, повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы и военнослужащих, адресной социальной помощи. Защита нуждающихся при государственной поддержке будет увеличена [4].

7. Создать устойчивый средний класс. Это станет предпосылкой экономического роста, уровня жизни страны, повышения уровня ВВП на душу населения. Устойчивости среднего класса также можно добиться с помощью: территориальной миграции; реструктуризации неперспективных, либо убыточных производств; оптимизацию бюджетной сферы; стимулирования пенсионных накоплений.

8. Реализовать программу повышения эффективности бюджетных расходов. Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение стабильности функционирования экономики, стимулирование кредитной политики, перестроение предприятий на новые внешние и внутренние условиях с помощью исполнения государством своих расходных обязательств.

Для развития экономики инновационного типа необходимо обеспечивать поддержку инновационных проектов и современной инновационной инфраструктуры со стороны государства. Ассигнования на социальные цели должны сохранять, свой особый статус. Для этого необходимо обеспечить сбалансированность пенсионной системы для достижения бюджетной устойчивости через повышения государственных расходов на пенсионного обеспечение, что поможет решить проблему бедности населения.

Таким образом, повышение уровня ВВП РФ связано с улучшением качества и уровня жизни населения страны. Для этого необходимо предусмот-

реть ассигнования в государственном бюджете на реализацию инвестиционных проектов общефедерального и регионального значения, развитие инновационной инфраструктуры экономики и повышения уровня и качества всех аспектов жизни населения.

Список литературы

1. «Прогноз экспертов для экономики России на 2019 год» [Электронный ресурс]. Интернет -портал «Финансовые и экономические прогнозы». Режим доступа: https://fin2019.com/predict/prognoz-dlya-ekonomiki-rossii-2019/ (Дата обращения: 2 апреля 2019 года)

2. «Экономисты ВШЭ прогнозируют очень слабый рост российской экономики» [Электронный ресурс]. Интернет-портал «РБК». https://www.rbc.ru/economics/ 24/11/2018/5bf7 e7449a7947baac456f6f (Дата обращения: 2 апреля 2019 года)

3. Быстрова Н.В., Максимова К. А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 86-90.

4. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Мазунова А. А., Парадеева И.Н. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 8-2. С. 321-324.

5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 82-85.

6. Доклад Росстата «Социальное-экономическое положение РФ в 2018 году». Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/letter_vvp.pdf

7. Королёва Н.В., Горбулич А. А. Анализ динамики Валового внутреннего продукта России// Журнал «Вектор экономики». - Новороссийск. - 2017 г.- стр.74-85

8. Официальная статистика показателей ВВП РФ и его компонентов. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/vvp/letter_vvp.pdf

Bystrova Natalya Vasilyevna, associate professor Yarov Roman Borisovich, undergraduate student Emelina Elizaveta Vadimovna, undergraduate student

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

GROSS DOMESTIC PRODUCT - THE MAIN INDICATOR OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

Annotation: The article discusses the gross domestic product of the Russian Federation in the current market conditions. The authors presented the pace and dynamics of growth of GDP of the Russian Federation, an analysis was conducted, on the basis of which conclusions were made about the state of the modern economy of the Russian Federation. Keywords: gross domestic product of the Russian Federation (GDP of the Russian Federation), dynamics, growth rates, living standards, budget policy, economy, indicators, factors, stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.