Научная статья на тему 'Российская экономика в 2016 г. : предварительные итоги на фоне выборов в государственную Думу'

Российская экономика в 2016 г. : предварительные итоги на фоне выборов в государственную Думу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНЫЙ ПЕРЕХОД / ELECTION PROGRAMMES / PROSPECTS OF THE RUSSIAN ECONOMY / STRUCTURAL TRANSITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Нина Ивановна

В статье анализируется состояние и перспективы российской экономики в 2016 г. на фоне парламентских выборов. Автор рассматривает программные документы ведущих политических партий и предложения отдельных представителей истеблишмента с точки зрения их актуальности и применимости для целей перехода к новой модели экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s economy in 2016: preliminary results in the context of Duma elections

The article analyses the current state and prospects of the Russian economy in 2016 in the context of Duma elections. The author examines programme documents of the leading political parties and establishment representatives proposals according to their potential and relevance for the transition to the new model of economic growth.

Текст научной работы на тему «Российская экономика в 2016 г. : предварительные итоги на фоне выборов в государственную Думу»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 3

Н.И. Васильева*

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА В 2016 г.: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ НА ФОНЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

N.I. Vasilieva

RUSSIA'S ECONOMY IN 2016: PRELIMINARY RESULTS IN THE CONTEXT OF DUMA ELECTIONS

В статье анализируется состояние и перспективы российской экономики в 2016 г. на фоне парламентских выборов. Автор рассматривает программные документы ведущих политических партий и предложения отдельных представителей истеблишмента с точки зрения их актуальности и применимости для целей перехода к новой модели экономического роста.

Ключевые слова: предвыборные программы, перспективы российской экономики, структурный переход.

The article analyses the current state and prospects of the Russian economy in 2016 in the context of Duma elections. The author examines programme documents of the leading political parties and establishment representatives proposals according to their potential and relevance for the transition to the new model of economic growth.

Key words: election programmes, prospects of the Russian economy, structural transition.

В связи с прошедшими в сентябре сего года парламентскими выборами, а также подведением Росстатом итогов экономического развития российской экономики за первое полугодие 2016 г., публикацией ряда интересных экспертных оценок по данному вопросу, целесообразно вновь обратиться к этим событиям, опираясь на новое видение ситуации в российской экономике и новые задачи Правительства РФ, отраженные в программной статье Председателя Правительства Д.А. Медведева «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики».

Глава Правительства сформулировал две основные задачи экономического развития на ближайшую перспективу: «...обеспечить устойчивый экономический рост и добиться роста благосостояния людей. Но, по сути,

*Васильева Нина Ивановна — канд. экон. наук, доцент ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: vasilieva-msu@yandex.ru

это одна и та же задача, поскольку экономический рост создает основу для роста благосостояния, а благосостояние служит источником спроса, без чего невозможен экономический рост. И обязательным, ключевым условием выполнения этой задачи является сохранение политической стабильности в стране»1. А тем временем российская экономика продолжает оставаться на дне с 2014 г.: падение ВВП, промышленного производства, реальных денежных доходов населения не останавливаются. По оценке Минэкономразвития России и данным Росстата, снижение ВВП за первое полугодие 2016 г. составило 0,9% к соответствующему периоду прошлого года, а прогноз его годового падения ухудшен ведомством до —0,6%. В сентябре 2016 г. промышленное производство снизилось на 0,8%, что стало максимальным снижением в годовом выражении с уровня января 2016 г. (—2,7%), причем быстрее всего падают показатели обрабатывающей промышленности. Общая тенденция к снижению розничного товарооборота темпом около 5% годовых также не преодолена.

Несмотря на то что таргетирование инфляции было объявлено главной задачей Центрального банка, на выполнение которой были брошены все силы, индекс потребительских цен в сентябре вырос на 6,4% к предыдущему году, а за полугодовой период — на 7,5%. По данным Всемирного банка, сохраняется тренд на снижение спроса, важнейшей характеристикой которого стало резкое сокращение инвестиций в основной капитал в первом квартале 2016 г.: темпы их сокращения выросли до 9,9% в годовом исчислении. Также в первом квартале 2016 г. продолжал снижаться и уровень спроса со стороны населения: потребление домохозяйств сократилось на 3,5% к соответствующему периоду предыдущего года. Уровень зарегистрированной безработицы составил в сентябре 5,2%, сократившись с июньских 5,8% — рекордного уровня с 2014 г.

Реальные располагаемые доходы населения продолжают падать. По подсчетам РАНХиГС, в августе и сентябре 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 8,2 и 2,8% соответственно. В первом полугодии 2016 г. не была проведена индексация пенсий в соответствии с темпами инфляции. Такая ситуация сохранится и во втором полугодии 2016 г. При этом принят закон о повышении пенсионного возраста государственных служащих (65 лет для мужчин и 63 года для женщин), который начнет постепенно осуществляться с 2017 г. Более того, накопительная часть пенсионной системы остается замороженной с 2014 г.: страховые взносы работодателей за граждан, сделавших выбор в пользу накопительной пенсии, целиком идут в распределительную часть. Как отметила председатель Центрального банка Э.Ш. Набиуллина на пленарной сессии Московского финансового форума в сентябре 2016 г., мораторий позволил сэкономить в 2016 г. 342 млрд рублей федерального бюджета, на что был сформирован «антикризисный» президентский резерв. Разрабатываемая ЦБ и Минфи-

1 Медведев Д. Социально-экономическое развитие России: Обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. URL: http://www.vopreco.ru/rus/redaction.files/ 10-16.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

ном новая концепция пенсионной системы, предполагающая развитие добровольных пенсионных накоплений, должна быть вскоре внесена в правительство.

Уровень бедности остается высоким — 15,7% от общей численности населения, или 22,7 млн человек. В течение первого полугодия 2016 г. первичный дефицит бюджета увеличился, поскольку сокращение нефтяных доходов превысило сокращение государственных расходов. В январе—сентябре 2016 г. он составил 2,6% ВВП на фоне сокращения государственных доходов с 17,6 до 14,3% ВВП, что было обусловлено сокращением нефтегазовых поступлений.

Инвестиционная активность бизнеса снижается: наблюдается массовое «сворачивание» инвестиционных программ и финансирования текущей деятельности, сокращение численности персонала; получаемая компаниями прибыль направляется на дивиденды собственников и выводится за рубеж. Рентабельность активов российских компаний находится на низком уровне, лишь сырьевой сектор чувствует себя уверенно, показывая рост прибыльности. За январь—июнь 2016 г. экспорт упал на 29,7% по сравнению с тем же периодом 2015 г. и составил 127,7 млрд долл., экспорт нефти и природного газа сократился на 32%, нефтепродуктов — на 46, остальные поставки — на 15,6%. При этом доля ТЭК в экспорте снизилась до 58,6%, по сравнению с 65% в первом полугодии 2015 и 71,9% в январе—июне 2014 г. Однако, по данным Российского экспортного центра, несырьевой, неэнергетический экспорт в первом полугодии сократился на 17% до 43,8 млрд долларов, хотя его доля в общем объеме поставок увеличилась на 5,2 процентных пункта. Эти поставки преимущественно представлены пятью товарными группами — металлопродукцией (26,3%), машиностроительной продукцией (22,4%), химическими товарами (21,1%), продовольствием (13,4%) и легкобумажными товарами (8%). Стоит отметить, что в 2015 г. доля России в мировом экспорте упала на 0,6 процентных пункта и составила 2,1%, а поставки на основные рынки сократились, среди них рынки Европы (22,9%), СНГ (21,9%) и Азиатско-Тихоокеанского региона (16,3%)2.

Намечается ли какой-то выход из этой ситуации, ведется ли работа по укреплению экономической безопасности страны? К сожалению, нельзя сказать, что нынешнее правительство делает все возможное для спасения экономики. Разработанные им антикризисные программы, подвергавшиеся критике большинством независимых экспертов в связи с их недостаточной проработанностью, реализуются довольно вяло. Так, согласно докладу Счетной палаты об исполнении бюджета за первое полугодие, к июлю 2016 г. из 120 пунктов, обозначенных в Плане действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 г., исполнено только около половины. К июлю 2016 г. были подготовлены нормативные

2 Едовина Т. Экспорт уменьшается и улучшается // Коммерсант. 2016. 9 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3083951 (дата обращения: 09.09.2016).

акты только по 35 мерам, 30 пунктов не реализованы вообще, а деньги выделены только по двум пунктам из 38, т.е. правительство не может финансово обеспечить те меры, которое само включило в антикризисную программу, что закономерным образом вызывает сомнения в качестве последней3. Следующим возникает вопрос о том, действительно ли полностью исчерпаны все источники денежных средств государства. По официальным данным, в бюджете имеется дефицит, по итогам первого полугодия составивший 4% ВВП, что на треть больше, чем рассчитано на весь год. Действительно, по мнению некоторых экспертов, такой уровень является высоким для страны, так как цена на нефть в течение 20 лет может опуститься и до 30 долларов за баррель, учитывая мировые вызовы, а инфляция в России остается высокой. В этих условиях необходимо реализовывать задачи по укреплению рыночных институтов, что требует соответствующих вложений4. Однако целесообразно обратить внимание на существование такой статьи, как нераспределенные остатки средств федерального бюджета, на 1 июля равные 7,8 трлн рублей. Эти деньги преимущественно вложены в государственные ценные бумаги зарубежных стран. Из доклада Счетной палаты стало известно, что за последние несколько лет государство не получило отчета по авансовым платежам за госзаказ на сумму 3,2 трлн рублей, а больше триллиона рублей, выделенных государством, вообще не было потрачено получателем. Вдобавок, по мнению некоторых российских экономистов, среди международных резервов Центрального банка примерно 160 млрд долларов могут быть беспрепятственно потрачены на нужды российской экономики, так как из 380 млрд, имеющихся на счетах ЦБ, для погашения обязательств и обеспечения стабильности рубля необходимо 222 млрд долларов запасов5. Следовательно, средства на осуществление необходимых антикризисных мероприятий найти можно, но правительство пока предпочитает секвестрировать бюджет и изымать пенсионные накопления.

На фоне проблемной реализации экономической политики действующего правительства альтернативные предложения по нормализации ситуации в экономике и обеспечению экономической безопасности разрабатывают разные независимые экспертные группы, а также политические партии. Представляется необходимым обратиться к предвыборным программам ряда ведущих политических партий, для того чтобы прояснить перспективы российской экономики.

3 Базанова Е. Правительство вновь затянуло с выполнением антикризисного плана — Счетная палата // Ведомости. 2016. 4 авг. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/artic-les/2016/08/04/651690-pravitelstvo-vnov-zatyanulo-vipolneniem-antikrizisnogo-schetnaya-palata (дата обращения: 04.08.2016).

4 Кудрин А. Выступление на Московском финансовом форуме 23.09.2016. URL: http:// www.finanz.ru/novosti/birzhevyye-tovary/kudrin-prizval-gotovitsya-k-nefti-po-$30-1001415514 (дата обращения: 23.09.2016).

5 Делягин М. Кто идет на смену Медведеву. Зачем лидер «Единой России» и Набиулли-на прячут от народа почти 10 трлн рублей // Аргументы недели. 2016. 14 июля. URL: http:// delyagin.ru/articles/95733-kto-idyot-na-smenu-medvedevu.html (дата обращения: 14.07.2016).

Программа партии «Единая Россия»

Для повышения благосостояния населения намечены такие задачи, как повышение доли социальных расходов в валовом внутреннем продукте, укрепление доходной базы и устойчивости региональных и местных бюджетов, дальнейшее снижение темпов инфляции, усиление безопасности национальной валюты, расширение ее использования в международных финансово-экономических операциях, повышение капитализации банковской системы и снижение стоимости банковских продуктов. Для повышения социальной защищенности граждан партия намерена повышать с 2018 г. средний уровень заработной платы в соответствии с темпами роста экономики, сохранить уровень жизни пенсионеров и обеспечить его повышение с 2017 г. в соответствии с темпами роста цен (восстановление индексации) вплоть до уровня 40% средней заработной платы. В целях сокращения неравенства установить зависимость размера заработной платы топ-менеджмента государственных компаний от показателей эффективности деятельности и ограничить соотношение зарплат руководящего состава со средней заработной платой в этих учреждениях. Кроме того, для снижения уровня бедности населения запланировано восстановление индексации социальных выплат, пособий, компенсаций с 2017 г., расширение применения адресных программ социальной поддержки.

В целях совершенствования государственного управления «Единая Россия» предлагает внедрение системы ключевых показателей эффективности, от выполнения которых зависит оценка деятельности чиновников, и продажу убыточных активов.

Для создания конкурентной системы налогообложения предлагается исключить из нее факторы, снижающие эффективность планирования налоговой нагрузки, и обеспечить налоговое стимулирование несырьевых отраслей.

В целях укрепления российской промышленности отмечена важность использования механизмов Фонда развития промышленности и Российского фонда прямых инвестиций. Поставлены задачи по увеличению доли высокотехнологичного производства, гражданской продукции, частного бизнеса, подготовке промышленных площадок, благоприятствующих притоку инвестиций в промышленность, диверсификации экономики моногородов, борьбе с монополизмом, сосредоточению на импортозамещении продукции, способной конкурировать на внешних рынках. В целях закрепления позиций сельского хозяйства как приоритетной отрасли партия власти предлагает развивать системы мелиорации земель и совершенствовать инфраструктуру заготовки, переработки, реализации продукции для расширения рынков сбыта, укреплять поддержку ее экспорта; развивать льготное кредитование (субсидирование инвестиционных и краткосрочных кредитов, выдача долгосрочных кредитов под залог земель, создание микрофинансовых институтов) и увеличивать гранты для начинающих фермеров; расширять применение патентной системы налогообложения в сельскохозяйственном производстве; повышать возможности агролизин-

га и упрощать доступ к земельным ресурсам (в том числе в области регистрации прав и за счет аренды); законодательно запретить рост административной и налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей в течение пяти лет. Кроме того, провозглашается разработка программы научного обеспечения деятельности по созданию различных технологий АПК, развитие системы аграрного образования (в том числе послевузовского) и повсеместное улучшение условий жизни в селах.

Для развития регионов предполагается активное использование территорий опережающего развития, где предусмотрены различные льготы, строительство транспортной инфраструктуры, а также разработка механизмов, стимулирующих наращивание собственного налогового потенциала (закрепление налоговых доходных источников за территориальными образованиями), реформирование системы имущественных налогов, направленное на сокращение налоговых изъятий у менее обеспеченных слоев населения и увеличение налогообложения дорогой недвижимости6.

В области улучшения делового климата партия считает важным внедрить систему внутреннего мониторинга его состояния. В целом для развития бизнеса предполагается введение налоговых льгот для отдельных категорий малого предпринимательства с патентной или упрощенной системой налогообложения (с расширением ее перечня) и для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, освобождение на три года от уплаты налогов самозанятых граждан, уведомивших государство. Повышать уровень кредитного обеспечения под гарантии государства планируется через Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего бизнеса. Для облегчения ведения предпринимательской деятельности — замена выездных проверок на документарные, сокращение их продолжительности и штрафов, объединение всех проверок в одну комплексную с проведением раз в три года и публичным размещением требований контроля, расширение практики применения уведомлений о начале предпринимательской деятельности, вместо получения разрешений.

В области борьбы с коррупцией партия предлагает ужесточение ответственности за хищения в сфере госзакупок. Увеличение эффективности госзакупок предписано достичь за счет введения этапа оценки их обоснованности, более широкого общественного обсуждения, упрощения порядка участия субъектов малого и среднего бизнеса в торгах.

Совершенствовать ситуацию на рынке труда представляется возможным за счет мероприятий по стимулированию трудоустройства молодежи, впервые вышедшей на рынок, и содействию занятости наименее конкурентоспособных граждан.

В целом в программе «Единой России» доминирует описание уже реализованных партией мероприятий, а планы на будущее по большей части представляют собой не более чем постановку задач без какой-либо конк-

6 Предвыборная программа партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва. URL: http://er.ru/party/program/ (дата обращения: 22.08.2016).

ретики. Обнадеживающе выглядит объявление сельского хозяйства приоритетной отраслью и намерение увеличивать долю социальный расходов бюджета. Однако отсутствует заявка на осуществление коренной перестройки настоящей социально-экономической системы, назревшей и принципиальной для смены модели «вечно догоняющей экономики» на «экономику развития».

Программа Коммунистической партии Российской Федерации

Документ, разработанный КПРФ, представляет собой краткую обрисовку десяти шагов, направленных на развитие и совершенствование российской экономики.

Полезным с точки зрения укрепления экономической безопасности представляется предложение о национализации нефтяной и газовой отраслей, ключевых банков, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, предприятий ВПК. Хотя, с другой стороны, российский опыт показытает, что чаще всего это ведет к снижению конкурентоспособности и производительности предприятий с увеличением нецелевых растрат. Кроме того, партия готова решить вопрос о выходе России из ВТО, членство в которой, по мнению многих экспертов, действительно приносит лишь ущерб отечественным производителям. Поэтому необходимость данного шага, с точки зрения экономической безопасности, также назрела, хотя очевидно, что такое решение может обернуться интенсификацией усилий Запада по изоляции России.

Положительно можно отметить и предложение по восстановлению тактического и стратегического планирования с созданием соответствующего органа, что должно придать экономике плановый характер, важность которого для повышения эффективности признается сегодня почти повсеместно.

Принципиальное значение имеет пункт о вытедении Центрального банка России из-под влияния международной финансовой элиты и переключение его деятельности на служение национальным интересам. Хотя воплощение такого шага в реальность связано с множеством политических и юридических препятствий, сам акцент на данном вопросе очень важен для укрепления экономической безопасности, особенно в свете последствий деятельности ЦБ для национальной валюты, кредитования реального сектора и в целом для российской экономики после 2014 г. Контроль государства над банковской системой и валютными операциями также должен стать действенной мерой и остановить отток капитала за границу.

Задачи в отношении промышленности состоят в повышении доли об-рабатытающей отрасли в структуре ВВП до 70—80%, а удельного веса организаций, осуществляющих инновационные разработки, до 30%; микроэлектроника, робототехника и станкостроение должны стать важнейшими секторами. Для этого предлагается в разы увеличить финансирование научных разработок в этих сферах.

В сфере сельского хозяйства озвучиваются предложения по выделению не менее 10% бюджета на АПК, развитию социальной инфраструктуры в селах, поддержке коллективных хозяйств и коопераций. Важной мерой для сельхозпроизводителей может стать шаг по ограничению произвола торговых сетей, закрывающих для крестьян доступ к рынкам. Известно, что в связи с этим партией разработан законопроект «Об ограничении торговых наценок на продовольственные продукты».

По мнению партии, государство обязано отвечать за строительство социального жилья и состояние бытовой инфраструктуры, регулировать тарифы на электроэнергию, топливо и транспортные перевозки, что должно способствовать повышению социального благополучия граждан страны. Также предлагается ограничить уровень расходов на ЖКХ, чтобы те не превышали 10% бюджета семьи.

Для модификации фискальной системы предлагается «ввести прогрессивную шкалу налогообложения, вместо транспортного налога "Платон" и налога на недвижимое имущество от кадастровой стоимости, а также постепенно ликвидировать НДС»7. Результатом таких изменений действительно может стать уменьшение налоговой нагрузки для многих граждан.

Таким образом, программу КПРФ отличают амбициозные планы, осуществление которых действительно может оказать положительное влияние на уровень экономической безопасности страны (пункты о национализации, стратегическом планировании, выходе из ВТО, изменении статуса ЦБ) и на благосостояние граждан. Однако механизмы реализации своих предложений партия не раскрывает.

Программа Либерально-демократической партии

В документе, представленном ЛДПР, также освещены все насущные задачи, связанные с внутриэкономической сферой. Улучшения трудовых условий партия планирует добиться за счет введения почасовой оплаты труда, ограничения максимальной разницы в зарплатах до десятикратной, предложения вакансий в приоритетном порядке российским гражданам, по сравнению с иностранными, а также введения уголовной ответственности за нелегальные выплаты зарплат. Кроме того, провозглашается задача по пропаганде рабочих профессий и восстановлению полномочий профсоюзных организаций.

В области решения проблем жилищно-коммунального хозяйства ЛДПР считает важным передачу управления жилищно-коммунальной системой госструктурам, создание независимых бесплатных центров экспертизы, восстановление жилищных кооперативов, обязанных контролировать расходы со счета на капитальный ремонт, сборы на который в то же время предлагается заморозить на пятилетний срок (без пояснения, откуда будут появляться средства), а также введение ответственности за необосно-

7 Десять шагов к достойной жизни. Предвыборная программа КПРФ. URL: http:// msk.kprf.ru/2016/07/16/12511/ (дата обращения: 16.07.2016).

ванное повышение цен на жилищно-коммунальные услуги. Для снижения финансовой нагрузки на потребителей необходимыми мерами видятся отмена платы за подключение к инфраструктуре и бесплатное выделение земельных участков для строительства жилья, а для обеспечения безопасности населения в жилищном вопросе — страхование вкладов дольщиков за счет государства. Эксперимент по введению социальной нормы потребления электроэнергии предлагается признать неудавшимся и отменить.

В целях укрепления социальной защищенности граждан намечены такие задачи, как повышение минимального уровня оплаты труда до 20 тыс. рублей, а среднего — до 50 тыс., увеличение пенсий и социальных пособий за счет 30% налога на зарплаты свыше 200 тыс. рублей, списание долгов пенсионеров и малообеспеченных граждан перед государством и расширение государственной поддержки программ профессиональной переквалификации. Частные земельные участки площадью менее 8 соток должны быть освобождены от земельного налога и остановлен рост цен путем ограничения величины надбавки коммерсантами за продаваемый товар на уровне 20%.

Стимулировать развитие предпринимательства ЛДПР предлагает при помощи введения двухлетних налоговых каникул для начинающих бизнесменов, десятикратного снижения ставки на аренду муниципальной недвижимости, освобождения малого бизнеса от давления и частых проверок. Кроме того, необходимо обязать сетевые магазины отдавать 70% торговых площадей отечественным хозяйствующим субъектам.

В области регионального развития партия предлагает усилить поддержку моногородов и пересмотреть распределение налоговых поступлений между федеральным центром и субъектами в пользу последних, отдавая им 60%, при этом ввести обязанность для губернаторов по назначению своими заместителями представителей оппозиции для лучшего контроля за расходами. Особенный акцент сделан на стимулировании развития Сибири и Дальнего Востока, что возможно сделать за счет отмены всех налогов на 5-летний период, введения льгот по жилищно-коммунальным платежам, выделения беспроцентных кредитов на жилье сроком на 20 лет и бесплатной выдачи 5 гектаров земли, а также интенсивного развития инфраструктуры и повышения уровня заработных плат. Антикризисная помощь населению в регионах должна быть усилена за счет повышения зарплат работников бюджетной сферы.

В программе отражено и финансовое направление политики. Здесь прописаны жесткие меры по запрету выведения валюты за рубеж, помимо оплаты конкретных контрактов, а также меры по проведению аудита Центрального банка и установления Госдумой контроля над ним, по амнистии вывезенного капитала с гарантией неразглашения информации о вкладах (что позволит вернуть, по расчетам партии, более триллиона долларов). Снижение ставки целевого кредитования предприятий до 4% с ежегодным выделением минимум 1 трлн рублей в виде долгосрочных займов будет способствовать развитию реального сектора и снижению

инфляции, считают в партии. Налоговыми инструментами для улучшения экономической ситуации в программе определены прогрессивная шкала налогообложения и отмена льгот по НДС на сырьевой экспорт.

Наконец, последними сформулированы предложения по улучшению положения в производственном секторе. Первой указана национализация тяжелой промышленности, производства сахара, спиртной и табачной продукции. Большинство остальных предложений относятся к налоговому и денежному направлениям — снижение на три года налога на добавленную стоимость до 10% для машиностроительной и легкой промышленности, сопровождаемое более широким снижением налогов для производств с высокой добавленной стоимостью, а также уменьшение пошлины на внутреннюю и внешнюю продажу продуктов переработки химической промышленности, что должно дать импульс развитию во всех этих отраслях. В качестве мер по поддержке развития сельского хозяйства определены замораживание долгов фермеров и сельхозпроизводителей на два года, а также списание половины их задолженности перед государством8.

Итак, предвыборная программа ЛДПР во многом пересекается с программой КПРФ и традиционно отличается нестандартными предложениями. Одну их часть можно охарактеризовать как новаторски полезную: независимые центры экспертизы ЖКХ и ответственность за безосновательное повышение цен могли бы ограничить аппетиты обслуживающих структур; государственное страхование долевых вкладов в строительство — увеличить контроль над этой сферой соответствующих ведомств, списание долгов малообеспеченных граждан, включая пенсионеров, — значительно облегчить им жизнь и позволить направить данные средства на повышение ее уровня. Правильными выглядят шаги по назначению губернаторами и их заместителями представителей разных партий, по усилению контроля за деятельностью Центрального банка, включая аудит его операций, которые могли бы способствовать более эффективному расходованию средств регионами и проведению национальным регулятором политики в интересах страны. С другой стороны, довольно абсурдно выглядят предложения по установлению запрета на вывоз валюты за рубеж, не сопровождаемое никаким комментарием по поводу поездок граждан за границу, по фиксированию обязательства сдачи 70% торговых площадей отечественным производителям, что попросту может привести к запустению и закрытию торговых центров. Сомнительной эффективностью характеризуются меры по введению почасовой оплаты труда, чреватой снижением производительности, а также по введению уголовной ответственности за «зарплаты в конвертах», что без изменения размеров выплат в социальные фонды может привести к закрытию многих предприятий или росту коррупции.

8 Предвыборная программа партии ЛДПР 2016. URL: http://ldpr.ru/static/uploads/ 16e2d206e2_PredvsbornaaprogrammaLDPR.doc (дата обращения: 22.08.2016).

Программа партии «Справедливая Россия»

Программу «Справедливой России» отличает подборка важных статистических данных, иллюстрирующих актуальные проблемы экономики. Довольно подробное освещение отдельных мер, чаще касающихся социальной сферы, сочетается в документе с указанием не более чем направлений развития в экономической системе.

В экономической сфере первоочередной задачей ставится переход от ресурсоемкого роста к инновационной модели развития, а для обеспечения соответствия деятельности правительства принципам социального приоритета предлагается проводить ее оценку на основе социальных критериев. Среди других принципов перечисляются снижение имущественной дифференциации, приоритет инновационных отраслей, восстановление государственных функций по программированию развития, обеспечение всестороннего контроля над естественными монополиями, стимулирование предпринимательской инициативы, защита отечественного производителя и государственная поддержка экспорта.

Задача проведения структурной модернизации сопровождается указанием областей для государственного инвестирования, среди которых производственная и социальная инфраструктура, фундаментальная и прикладная наука, оборонная промышленность и инновационные отрасли, обеспечивающие воспроизводство технологического и человеческого потенциала. Монетарная составляющая программы включает задачи по репатриации капиталов, стимулированию прямых иностранных инвестиций, осуществлению контроля государства над ценами, расширению сферы применения рублевой валюты в международных расчетах и подчинению эмиссии целям экономического развития.

Налоговая часть программы предлагает снижение ставки НДС до 13%, замену «плоской шкалы» подоходного налога на четырехступенчатую прогрессивную, дифференцирование налога на добычу полезных ископаемых и перераспределение его ставок в пользу региональных бюджетов, а также введение разных налоговых льгот для инновационного бизнеса.

Увеличить долю малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП до 50% планируется за счет расширения критериев отнесения предприятия к малому бизнесу и применения упрощенной системы налогообложения путем увеличения лимита доходов налогоплательщиков (до 100 млн руб.), установление для малого и среднего бизнеса льготных ставок арендной платы и приоритетного права выкупа арендуемых помещений из федеральной и муниципальной собственности, распространение на индивидуальных предпринимателей гарантий Фонда социального страхования, предоставление государственных преференций фирмам, развивающим инновационное предпринимательство, переход от ежеквартальной к ежегодной системе бухгалтерской отчетности, наконец, развитие специальных финансовых институтов с более доступными условиями кредитования и их стимулирование посредством государственных гарантий.

С точки зрения «Справедливой России», для полноценного развития сельского хозяйства необходимо проведение государственной аграрной

политики с выделением на нужды сектора не менее 10% бюджета. Составляющими данной политики являются льготное кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов, выделение земли в собственность для ведения коллективного хозяйства и индивидуальной застройки, отмены налогов на первые три года становления хозяйства, осуществление государственных закупок сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам, контроль за тарифами на основные услуги и товары, используемые в отрасли, финансирование сельскохозяйственной науки и образования, развитие сельской инфраструктуры, предоставление 50% субсидий на приобретение жилья сельским специалистам и льгот на оплату коммунальных услуг для сельских работников бюджетной сферы.

Задачу по борьбе с коррупцией планируется реализовывать через расширение применения закона об обязательном ежегодном предоставлении сведений о доходах госслужащих и их ближайших родственников, ужесточение наказания за взяточничество с обязательной конфискацией имущества осужденного и полным запретом на дальнейшую работу на государственной службе, введение невозможности назначения условных сроков наказания для осужденных по коррупционным статьям и расширение участия представителей законодательной власти в парламентских расследованиях дел о коррупции.

В социальной части программы немало труднореализуемых предложений, таких как установление нижнего предела пособия по безработице на уровне социального стандарта потребления, регулярная индексация всех денежных выплат с опережением по отношению к темпам инфляции, выплата «семейной зарплаты» одному из супругов, занятому воспитанием троих и более детей, введение «демографической надбавки» к пенсии за ответственное родительство, предоставление молодым семьям беспроцентного кредита на покупку квартиры с его последующим погашением на 25%, 50% и 100% при рождении первого, второго и третьего ребенка соответственно. С другой стороны, имеются и потенциально осуществимые предложения, например, по увеличению всех единовременных и ежемесячных детских пособий, продлению оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до трех лет, обеспечению каждого российского ребенка местом в яслях и детском саду, расширению перечня целевых трат материнского капитала, присвоению права на получение одновременно социальной и трудовой пенсий, по восстановлению льготной формулы исчисления трудового стажа, увеличению доплаты к пенсии за каждый отработанный год сверх пенсионного возраста с1до5%и увеличению размера минимальной зарплаты и стипендий до уровня социального стандарта потребления9.

Таким образом, хотя многие предложения партии «Справедливая Россия» представляются полезными, в программе не указаны механизмы их реализации и источники финансирования. Поэтому нужно признать, что большинство из них имеет популистский характер и предполагает колос-

9 Программа партии «Справедливая Россия» 2016. URL: http://31.44.80.183/files/pf59/ 075833.pdf (дата обращения: 09.07.2016).

сальные государственные расходы при затруднительности контроля за их полноценным осуществлением.

По итогам парламентских выборов в сентябре 2016 г. при явке 47,88% Центральный избирательный комитет РФ озвучил следующие результаты: первое место заняла партия «Единая Россия» с 54,20% голосов и 343 местами в парламенте, второе — КПРФ с 13,34% голосов и 42 местами, третье — ЛДПР с 13,14% и 39 местами и, наконец, четвертое — «Справедливая Россия» с 6,22% и 23 местами.

В связи с победой правящей партии на парламентских выборах представляется важным обратиться к вновь сформулированным ее лидером видением ситуации в российской экономике и связанными с ней задачами правительства. По мнению Д.А. Медведева, развернувшийся с 2008 г. глобальный кризис спровоцировал появление ранее неизвестных, острых проблем в мировой экономике, для решения которых требуется выработка нестандартных решений и переосмысление накопленного опыта. Для российской экономики переломным моментом стал 2014 г., когда она подверглась колоссальному воздействию внешних вызовов. Пятидесятипроцентное падение цены на нефть и введение санкций, лишивших Россию международных кредитных ресурсов и ограничивших доступ к зарубежным технологиям, ввели национальную экономику в шоковое состояние. В этих условиях для достижения целей по социально-экономическому развитию правительство приняло решение сосредоточиться на пяти ключевых направлениях: 1) оптимизация бюджетной политики, 2) структурная политика, направленная на диверсификацию, 3) улучшение инвестиционного и делового климата, 4) повышение качества институциональной среды и 5) развитие социальной сферы. Помимо традиционного определения направлений экономической политики, правительство сформулировало и так называемую негативную повестку, впервые изложенную в статье премьер-министра. Так, по мнению Медведева, при реализации курса на экономический рост правительству необходимо избегать прежде всего популизма и проведения реформ за счет людей. «Первое опасно и в конечном счете приведет ко второму, поскольку за популизм всегда платит народ», — пишет глава правительства10. Ни словесный, ни бюджетный популизм недопустимы, в связи с чем правительство не будет эмитировать рубли для пополнения бюджета недостающими доходами, так как выпуск необеспеченных денег «подстегнет инфляцию, обесценит доходы людей, зарплаты и пенсии». Вместо этого, Медведев считает полезным продолжать проведение тех мер, которые «сохранили фундамент для обеспечения макроэкономической стабильности». Среди них — инфляционное таргетирование, позволившее сберечь золотовалютные резервы, политика минимального бюджетного займа для поддержания на одном из самых низких в мире уровней государственного долга, очищение банковской системы от неэффективных игроков (за три года у банков было отозвано

10 Медведев Д. Указ. соч.

279 лицензий) и снижение оттока капитала, который в 2016 г. обусловливается преимущественно погашениями долгов коммерческими компаниями перед иностранными кредиторами, способствующими сокращению совокупного внешнего долга России (на 30% от уровня 2014 г.)11.

В сентябре министерство экономического развития передало в правительство обновленный среднесрочный прогноз до 2019 г. с неутешительным сценарием. Ведомство не ожидает значительного роста экономики в связи с ухудшающейся динамикой потребительского спроса — в 2017 г. рост составит около 0,8%, а среднегодовые темпы в 2017—2019 гг. подни-мутсядо 1,5%. Ксожалению, это вновь будет означать потерю доли России в мировой экономике и дальнейшее ослабевание, так как для обеспечения развития эти темпы должны быть по крайней мере не ниже среднемировых, т.е. 3—3,5%12. Консенсус-прогноз экономистов FocusEconomics, основанный на последних данных моделей и опросах 38 крупнейших инвестиционных банков и исследовательских институтов, не предвидит достижения российской экономикой среднемировых темпов роста и к 2020 г.13 Будет ли найдено решение, как сдвинуть российскую экономику с мертвой точки, покажет лишь время. Что же касается кредитно-денежной сферы, то, согласно обнародованному 27 сентября 2016 г. проекту «Основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики на 2017 г. и период 2018 и 2019 гг.», наметилась тенденция к повышению привлекательности рубля как валюты хранения сбережений. Об этом говорит тот факт, что наблюдавшееся под влиянием снижения мировых нефтяных цен ослабление рубля в 2016 г. не сопровождалось увеличением потребительского и корпоративного спроса на иностранную валюту. Благодаря этому, уровень оттока капитала по финансовому счету платежного баланса России оставался довольно низким, что способствовало устойчивости банковского сектора и снижению волатильности валютного курса. Сложившаяся ситуация характеризовалась значительными улучшениями по сравнению с периодом высокой напряженности на финансовых рынках конца 2014 — начала 2015 г. и определила увеличение валютных резервов Банка России. Введение инструмента по предоставлению ликвидности в иностранной валюте позволило смягчить прохождение острого периода адаптации экономики к ограничениям доступа на международном рынке капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базанова Е. Правительство вновь затянуло с выполнением антикризисного плана — Счетная палата // Ведомости. 2016.4 авг. URL: https://www.vedomosti.ru/

11 Там же.

12 Шаповалов А. Стагнация рецессии не краше // Коммерсант. 2016. 9 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3083965 (дата обращения: 09.09.2016).

13 Экономический прогноз // Коммерсант власть. 2016. 3 окт. URL: http://www. kommersant.ru/doc/3102617 (дата обращения: 03.10.2016).

economics/articles/2016/08/04/651690-pravitelstvo-vnov-zatyanulo-vipolneniem-anti-krizisnogo-schetnaya-palata

Делягин М. Кто идет на смену Медведеву. Зачем лидер «Единой России» и Набиуллина прячут от народа почти 10 трлн рублей // Аргументы недели. 2016. 14 июля. URL: http://delyagin.ru/articles/95733-kto-idyot-na-smenu-medvedevu.html Десять шагов к достойной жизни. Предвыборная программа КПРФ. URL: http://msk.kprf.ru/2016/07/16/12511/

Едовина Т. Экспорт уменьшается и улучшается // Коммерсант. 2016. 9 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3083951

Кудрин А. Выступление на Московском финансовом форуме 23.09.2016. URL: http://www.finanz.ru/novosti/birzhevyye-tovary/kudrin-prizval-gotovitsya-k-nefti-po-$30-1001415514

Медведев Д. Социально-экономическое развитие России: Обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. URL: http://www.vopreco.ru/ rus/redaction.files/10-16.pdf

Предвыборная программа партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ VII созыва. URL: http://er.ru/party/program/

Предвыборная программа партии ЛДПР 2016. URL: http://ldpr.ru/static/ uploads/16e2d206e2_Predvsbornaapro grammaLDPR.doc

Программа партии «Справедливая Россия» 2016. URL: http://31.44.80.183/ files/pf59/075833.pdf

Шаповалов А. Стагнация рецессии не краше // Коммерсант. 2016. 9 сент. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3083965

Экономический прогноз // Коммерсант власть. 2016. 3 окт. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/3102617

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.