Научная статья на тему 'Валерия Сергеевна Мухина'

Валерия Сергеевна Мухина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
700
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валерия Сергеевна Мухина»

Галина Семья

ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА МУХИНА

Десять лет тому назад, на прошлый юбилей, я написала посвящение великой личности — Валерии Сергеевне Мухиной. И вот сегодня — новый юбилей. Говорят, что время все проверяет, вносит коррективы. Многое меняется, но всей своей жизнью — личной, публичной, научной — Валерия Сергеевна доказывает, что в своем «индивидуальном бытии общественного сознания» она никогда не изменяет своим ценностям и принципам. Поэтому для всех нас она есть некая константа жизни, эталон, по которому можно сверять свое собственное бытие.

Когда мне несколько лет назад предложили принять участие в проекте Министерства образования и науки, написав статью в Книгу об Учителе, я сразу же согласилась, потому что она, как никто другой, так изменила мою жизнь.

Восемнадцать лет я была физиком-экспериментатором. На мир смотрела только с позиции объяснимости фактов, считая, что того, что нельзя измерить или объяснить, просто не существует. В начале 90-х годов прошлого века судьба свела меня с этой женщиной, которая стала для меня настоящим гуру, как в науке, так и в жизни. Ее магия, глубокая убежденность, что психология — это лучшая из наук, коренным образом изменили мою жизнь. Я сменила научную сферу деятельности и начала заниматься «мистическими вещами» — душой. Это был сложный путь, но она меня, молодую, почти девчонку, «бросила» на самую глубину: сделала заместителем директора большого академического Института развития личности РАО — выплывай!

Это была настоящая школа: тогда на моих глазах делалась Наука, а передо мной стоял пример посвящения жизни научным идеям. Для Валерии Сергеевны источником изучения личности являлось всё: тексты Библии, картины Брейгеля и Босха, литературные классики, дневниковые записи, детские рисунки — везде она находила вдохновение и крупицы познания нового.

Когда к прошлому юбилею меня попросили написать статью, я впала в ступор: какими словами можно описать такой феномен, как Валерия Мухина? Я не умела писать биографические вещи. От отчаяния я закрылась на кухне, и за два часа, на одном дыхании, у меня родился текст, который и лег в основу посвящения-восхищения.

Кстати, это был замечательный и уникальный в своем роде юбилей в Доме ученых на Кропоткинской. Было много народу, хвалебные — искренние и не очень — речи... А она осталась верной себе, преподнеся всем нам сюрприз. Когда накал восхищения достиг своего максимума, на сцену вышли герои Экзюпери — Маленький принц и тщеславный Честолюбец со второй планеты, который настоятельно в течение пяти минут требовал от всех восторженных аплодисментов и почитания:

- Почитать значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

- Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

- Ну доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

- Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, -но что тебе от этого за радость ?

<...>

«Право же, взрослые - очень странные люди», - простодушно подумал он, пускаясь в путь.

Вот такой иронией Валерия Сергеевна показала, что, даже находясь в зените славы, она не намерена почивать на лаврах и прекрасно сознает, что не всё в жизни нужно воспринимать всерьез.

Вот такой мы получили жизненный урок. Если у тебя открыты глаза и душа, такие важные для жизни уроки можно получать всегда из общения с ней: на кафедре, в экспедиции, на занятиях, во время чаепития на кухне у нее дома.

Валерия Сергеевна Мухина - женщина, учитель, ученый, мать, руководитель, интересный человек и прочее, прочее, прочее (как любит говорить она). Не каждому в жизни дано быть во всех этих ипостасях и состояться в каждой из них.

Валерия Сергеевна Мухина - женщина. Это элегантность, стройность, легкость движений, чувственность и особый жизненный стиль во всем: в манере поведения, одежде, дизайне собственной квартиры, института и кафедры. Чувство вкуса и личное обаяние. Дружба с художниками и дизайнерами, которые для нее готовили модели одежды по ее эскизам. Гендерная гибкость: при женском очаровании — демонстрация мужского склада ума. Она вызывает восхищение мужской половины человечества и нередкую зависть — женской.

Знали бы они, с каким мужеством и упорством она борется со своими недугами, которые приходят с возрастом: ведь она всегда выглядит «на все пять».

Валерия Сергеевна Мухина - учитель в науке и в жизни. Ученики — это не только доктора и кандидаты наук, но и многие тысячи студентов разных вузов, и конечно же в первую очередь МПГУ. Она водила студентов и аспирантов в Дом ученых, до сих пор ежемесячно проводит сама аспирантские семинары, где учит основам исследовательской работы; приглашает маститых ученых читать аспирантам лекции, поощряет задавать любые вопросы. Тщательно и очень серьезно работает с дипломниками, так что их квалификационные работы выглядят солидными исследованиями, результаты которых публикуются в журнале «Развитие личности». Карта мира, что висит на одной из стен кафедры психологии развития, так тесно утыкана флажками, показывающими, в каких странах живут ученики В. С. Мухиной, что кажется, столица психологии находится именно здесь, на факультете педагогики и психологии МПГУ.

Интересно наблюдать, как даже первые ее ученики, теперь уже сами бабушки и дедушки, до сих пор волнуются при встречах со своим Учителем.

Девять лет подряд в прошлом веке проводилась специализированная смена «Будущие лидеры России» в ВДЦ «Орленок», куда ежегодно съезжалось до 200 социально одаренных подростков. Каждый день по несколько раз Валерия Сергеевна поднималась по крутой лестнице из 140 ступенек в лагерь «Дозорный», хотя можно было обойтись ценными указаниями сотрудникам внизу, возле моря. Но ей необходимо было знать, как проводятся занятия, как рефлексируют подростки после специально разработанных ею инициаций. Она должна была увидеть каждого после инициации молчания, когда в полной тишине, ночью, после часового одиночества на берегу моря возле своей горящей свечи, в одеяле, после раздумий о себе, об окружающем мире они возвращались в свои палатки и домики. Она проживала с подростками их смену, сопереживала, учила преодолевать себя и жизненные трудности. Ни разу за все эти девять лет я не видела, чтобы она повысила голос на подростка или унизила его. Каждого из них она считала уникальным. А они посвящали ей свои стихи, работы. Приезжали в Москву, в зал Ученого совета РАО на молодежные конференции и говорили ей спасибо за то, что научила думать, делать свой выбор, быть ответственным.

Валерия Сергеевна Мухина - ученый. Сегодня на эту тему многие говорят и пишут. Изданные труды, полученные награды и звания — яркое тому подтверждение. Собственная научная школа, многочисленные ученики. Потрясающая интуиция и чувство предвидения того, что окажется востребованным в науке и практике. Часто не сегодня, а завтра, через несколько лет. Специализированный кабинет детского психолога, специальные куклы для коррекционной работы, кейс ПЭПо со стимульным материалом для оказания психологической экспресс-помощи (потом столько раз понадобившейся после землетрясений в Спитаке и на Камчатке, терактов в Буденновске, Беслане, на Дубровке и в других местах), специальные релаксационные кресла, требования к организации пространства, многим поначалу казавшиеся неким изыском, пустой тратой времени. Сегодня без всего этого невозможно представить работу практического психолога, а некоторые заново это «открывают» и даже защищают диссертации.

Еще в начале 90-х Валерия Сергеевна разрабатывала рекомендации по созданию приемных семей, которые оказались востребованными в XXI веке. Именно ее хрестоматия «Лишенные родительского попечения» стала началом колоссальной работы по изменению профессионального сознания специалистов, работающих в детских домах. Она первой начала активно продвигать идею введения должности психолога в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это была настоящая революция в сфере помощи детям, входившим в эту категорию. Разработанные ею в середине 90-х методы (глубинное погружение в атмосферу городской и сельской семьи, психомассаж и др.) крайне актуальны и сегодня, в 2015 году, когда в организациях для детей-сирот остались в основном подростки и дети с ограниченными возможностями здоровья. Таких детей сложно передать на семейные формы воспитания, а получить опыт проживания в семье для них крайне важно.

За последние 10 лет я посетила детские дома практически во всех регионах России (в 79 из 85). Во многих детских домах видела книги, пособия В. С. Мухиной, многие специалисты ее знают. Даже в июле 2014 года, когда я проводила обучение специалистов органов опеки и попечительства в Крыму и рассказывала о психологических аспектах их деятельности, наибольший интерес вызывали ее теория и практика работы. Потому что выявленные и описанные ею особенности развития детей этой категории составляют классику отечественной психологии.

Каждую посвященную детям-сиротам диссертационную работу, с которой мне приходится иметь дело, я сначала проверяю на качество: есть ли ссылки на В. С. Мухину и как ее идеи представлены в тексте.

И при всей ее огромной теоретической работе в ней всегда живет желание помочь конкретному ребенку всеми возможными путями. В разные годы в ее доме жили дети-сироты — она их куда-то устраивала, договариваясь с властными структурами, учила жизни. Типичный пример: после научного проекта в Канском детском доме им. Ю. А. Гагарина из далекого Красноярского края в Москву приехали выпускники поступать в столичные вузы. И весь педагогический состав Института развития личности РАО занимался репетиторством с ними. В результате они поступили, и вовсе не из-за статуса сироты, а потому что стали как все, получили тот самый «тыл», который есть у каждого семейного ребенка, потому что минимизировали свой комплекс сироты и иждивенчества.

Особняком стоит таинственный, символический мир кукол, созданный Валерией Сергеевной: куклы для любования, ростовые, би-ба-бо, этнографические, для эмоциональной рефлексии и прочие, прочие, прочие. Они помогают сблизить взрослого и ребенка, оказать помощь — про все это написано в ее патентах. Недоумевающие поначалу глаза облеченных властью мужчин — руководителей образования в Тюменском крае и Якутии — при первых ее рассказах о куклах и... последующее финансирование ими проектов по разработке и промышленному изготовлению кукол еще в начале 90-х. Куклы живут с нею дома и на работе. Соприкосновение с миром ее кукол заражает навсегда: ты учишься читать их эмоции, передавать через их движения послания ребенку, приносишь их в свой дом. А я теперь еще регулярно хожу в галерею Вахтангова на Крымской набережной смотреть новые коллекционные поступления кукол. Именно она — мой Учитель — подарила мне после защиты докторской роскошную, изготовленную на заказ, таинственную коллекционную куклу для любования. Теперь эта кукла у меня главная в доме.

Структурные звенья самосознания личности (знаменательная часть ее концепции) наполнялись своим содержанием для всех рас, на многих континентах. Окружающий мир всегда для нее интересен. Поездка в Испанию, посещение корриды и в результате — оригинальная работа по становлению личности в экстремальной профессии матадора.

Именно эта теория помогла мне собрать и проанализировать огромный материал по психологии международного усыновления, когда у ребенка каждое структурное звено наполняется новым содержанием и меняются все реалии его жизни. Это помогает сегодня сформулировать

требования к контролю за адаптацией детей-сирот в иностранных семьях, и такая работа еще предстоит.

Многие годы отданы проблеме тюремной реформы. Вначале целевой группой были осужденные матери с младенцами. Проведенный тогда Валерией Сергеевной анализ изменений личности осужденной женщины сегодня оказался очень востребованным при разработке технологии сохранения материнских чувств и формированию мотивации женщин, отбывающих наказание, забрать после освобождения своего ребенка из детского дом (к сожалению, это делают не более 10% женщин).

После выполнения заказа, по собственной инициативе она занялась пожизненно осужденными. До сих пор не могу понять, как генералы и полковники пенитенциарной системы пускали ее к ним и сами стремились присутствовать на ее встречах с пожизненно осужденными. Контракт давно закончился, а Валерия Сергеевна на свои средства продолжает ездить к своим подопечным — пожизненно осужденным. И они — осужденные пожизненно — пишут ей длинные письма о своей жизни, об изменениях, которые она в них инициировала. А с другой стороны — работа с сотрудниками подразделения «Альфа» в условиях спецопераций, которые теперь тоже готовы за нее на всё...

Неиссякаемая жажда новых знаний. Всегда в памяти эпизод: жаркий весенний день в Санкт-Петербурге и мы, нагруженные вещами, книгами, безумно уставшие после долгих, утомительных официальных встреч, с одной мыслью — отдохнуть перед поездом. Но нам надо посетить первую в России лекотеку, которая находится на другом краю города, — ведь это же интересно! Как же можно уехать без этого — ведь неизвестно, будем ли мы там когда-нибудь еще?! И мы едем, и откуда-то появляются силы все смотреть, задавать вопросы...

Валерия Сергеевна Мухина - мать и бабушка. Про собственных ее детей — близнецов Андрюшу и Кирюшу — знает весь мир. Восемь лет изо дня в день вести дневник, быть рядом, наблюдать, помогать познавать мир, развиваться. Вспоминая, когда у меня не хватало времени на собственного единственного ребенка, я это воспринимаю как подвиг. Сегодня у нее три внука, и она, при всей своей занятости, принимает участие в их жизни; самое любимое занятие — путешествовать с ними.

Есть и другие дети, с которыми и для которых она работала и где чувство матери было неотъемлемым во всем, что она делала. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями, дети, пострадавшие в природных и техногенных катастрофах, социальных и военных конфликтах, одаренные дети. Всегда поражало колоссальное терпение в общении с ними, понимание их, сострадание и жесткая профессиональная позиция. И они платят Валерии Сергеевне за это любовью, письмами, которые пишут ей всю жизнь.

Десять лет работы в регионах, пострадавших от аварии на ЧАЭС: обследованные дети, подготовленные психологи, оборудованные кабинеты детского психолога, подготовленные кандидаты наук для региональных вузов. Один только перечень знаковых географических мест: Спитак,

регионы Чернобыля, далекий Север, Буденновск, Беслан — говорят сами за себя. Везде там она была в первых рядах.

Президентская программа, включающая в себя федеральные целевые подпрограммы «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети» и прочие, реализуемая в течение 15 лет, — это ее программа. Она стояла у истоков, объясняя чиновникам, что нельзя только чинить крыши, архиважная задача — психологическая помощь и поддержка, подготовка психологов для тех сфер, где о них даже и не слышали. Помню «штучную» подготовку этнопсихологов для работы с малочисленными народами Севера: из Якутского университета на два года были откомандированы студенты — шесть биологов, чтобы учиться на психологов. Следует отметить: президенты менялись, а она оставалась в программах. Остается и сегодня — с этими детьми, с их проблемами и научными достижениями, с практической реализацией идей.

Валерия Сергеевна Мухина - руководитель. Жесткий и требовательный в работе, понимающий и помогающий в жизни. На эту тему можно писать научные работы. Когда я читаю лекции по психологии управления, она для меня любимый иллюстративный материал. Становление ее как руководителя происходило на моих глазах — это было сложное и трудное познание новой социальной роли, за которой стояла колоссальная ответственность за коллектив, за результаты его работы. Монохроническое восприятие времени и ситуативный подход в управлении. За многими технологиями руководства стоит рефлексия на свой жизненный опыт, результат которой превращался потом в авторскую технологию управления. Примеры и уроки руководства для меня — на всю жизнь. Сегодня часто ловлю себя на том, что пользуюсь многими ее приемами руководства, и очень часто они оказываются эффективными.

Открытость к инновациям. Мы первыми начали внедрять технологии корпоративной культуры в Институте развития личности РАО, когда про нее слышали лишь единицы на кафедре развития личности в МПГУ. Спустя много лет хочу сказать, что этот незаурядный опыт, который используется сегодня на факультете педагогики и психологии, позволяет факультету быть уникальным.

Корректное отношение к тем, на чье руководящее место пришел и кому передал, бережное отношение и уважение к старшему поколению вне зависимости от социального статуса. Помню ее принципы: для каждого человека можно найти подходящую и интересную для него работу; нельзя отнять у человека работу, которой он отдал всю жизнь, — он без нее умрет; с человеком, предавшим интересы работы, нарушившим этику, надо расставаться без сожаления. Как потом эти уроки уважения помогали мне в моей управленческой жизни, становясь мерилом поступков.

Валерия Сергеевна Мухина - интересный и сложный человек. С ней очень интересно и непросто дружить. Она может понять все, простить, пойти навстречу, прийти на помощь. Не прощает только предательства. Двери ее дома открыты для многих. Часто последние гости уходят за полночь.

Выраженная гражданская позиция: чувство ответственности за себя,

за других, за страну. Во время реализации проектов с Центральной избирательной комиссией (ЦИК РФ), когда ставилась задача повышения электоральной активности молодежи, нам намекали, на кого надо ориентировать молодежь на выборах. Валерия Сергеевна сделала выбор: ориентация на готовность к личному выбору в течение всей жизни — дружбы, любви, работы и прочее, прочее — и, конечно, к одному из главных выборов в жизни — выбору президента. Потому что это выбор образа жизни, проявление гражданской позиции, становление личности. Этому и учили приезжавшую со всех регионов России молодежь.

А когда все бросились помогать детям и взрослым сразу после аварии на ЧАЭС, выплачивать «гробовые», она писала о «комплексе жертвы», о том, что такая оказываемая помощь приведет к негативным психологическим и социальным последствиям. Ей говорили, что при такой позиции она не получит государственных денег на договоры, но она была непреклонна. А в результате — государственные заказы на подготовку специалистов для чернобыльских регионов в России и Белоруссии.

Высокоразвитое чувство собственного достоинства. Никакие начальники самого высокого ранга, обещания и посулы не могли заставить ее изменить собственным ценностям и принципам. Поэтому она такая как есть, с насыщенной событиями и людьми яркой жизнью, сложностями и достижениями, большим числом друзей самого разного возраста.

Талантливый человек талантлив в разных сферах. Когда она начала писала эссе, рассказы, детские книжки — ее официально признали писателем (член Союза писателей) и появился псевдоним Валерия Флай, под которым она сегодня регулярно публикуется.

Так что первое звено самосознания личности продолжает наполняться новым содержанием: Лера, Ева, ВалерияСергеевна (в одно слово), Флай.

Хочу напомнить о потрясающем феномене: срезанные розы в ее доме живут месяцами и пускают корни в вазах. Не могу понять, почему у меня они вянут на третий день? Наверное, ее жизненной энергии хватает и на цветы тоже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.