Научная статья на тему 'Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)'

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)»

Личность в экстремальных условиях

Валерия Мухина

ПОЖИЗНЕННО ЗАКЛЮЧЕННЫЕ: МОТИВАЦИЯ К ЖИЗНИ1

Миссия

практического

психолога

О стремлении быть

Брат сказал авве Сисою: авва! что делать мне?

Я пал. Старец отвечал: встань.

Брат сказал: я встал, и опять пал.

Старец отвечал: снова встань.

Брат: доколе же мне вставать и падать?

Старец: до кончины твоей.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник

Психолог, взявший на себя миссию сопровождать тех, кто в этом реально нуждается, должен хорошо понимать какую ответственность он берет на себя.

Миссия - это не только высокопарное слово, обозначающее постоянное дипломатическое представительство при какой-либо державе, не только миссионерская организация, например, папская миссия или миссия духовенства, посылаемого для обращения неверных.

Миссия в сфере деятельности практического психолога - это взятие на себя ответственности, понимание избранного пути как побуждение души и как предназначение. При этом избравший этот путь берет на себя обязательство вести сопровождаемого человека сквозь ситуативные и постоянные для него проблемы, поддерживая его психическое и душевное состояние.

1 Развитие личности. 2002. № 3. С. 51-60; № 4. С. 100-114; № 1 С. 97-117; № 4. С. 121-143; 2004. № 1. С. 118-130; № 2. С. 128-145 № 3. С. 115-127. № 4. С. 97-106; 2005. № 1. С. 157-175; № 2 С. 137-142; № 3. С. 82-93; № 4. С. 100-114; 2006. № 1. С. 110-118; № 2 С. 141-146; № 3. С. 145-151; № 4. С. 89-101; 2007. № 1. С. 138-151 № 2. С. 194-198; № 3. С. 147-154. № 4. С. 106-120. 2008. № 1 С. 124-136; № 2. С. __-__.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 149 № 3-2008

Помочь человеку в его стремлении быть

Духовная потребность быть полезным

Психологическое сопровождение осуществляет конкретный психолог

Сидящие в коридоре -не простые люди

Миссия в сфере деятельности практического психолога требует не только профессиональных качеств, но внутренней готовности помочь человеку в его проблемных перипетиях, в его стремление быть.

Психологическое сопровождение - следование вместе с подопечным, охранение его на жизненном пути, в экстремальных обстоятельствах и в минуты пробуждающейся надежды, вдохновения и радости. Психологическое сопровождение осуществляется через совместные переживания, обсуждения проблем при условии согласия и взаимопонимания. Это не значит, что на всех этапах совместного пути психолог и его подопечный постоянно взаимно довольны друг другом - такого просто не может быть.

Взятие на себя миссии психологического сопровождения - дело не только свободной воли, но и духовная потребность быть полезным, стать опорой для другого человека.

Осуществление психологического сопровождения в экстремальных ситуациях индивидуальной жизни человека возможно лишь, если практикующий психолог рассчитывает свои физические, психические и духовные силы.

Психологическое сопровождение человека в течение многих и многих лет требует от психолога ответственности за реальных людей, которые объективно нуждаются в помощи, поддержке и понимании. При этом, если психологическую экспресс-помощь в чрезвычайных ситуациях масштабных катастроф осуществляет сплоченная группа практикующих психологов [1], то психологическое сопровождение конкретного человека осуществляет другой конкретный человек - психолог, который выстраивает реальные отношения с другим.

Так случилось в моей судьбе, что я стала осуществлять психологическое сопровождение осужденных на пожизненное заключение. Прошло семь лет с того момента, когда я ступила в коридор, в котором за кованными дверьми с металлическими запорами находились узники.

«Сидящие в коридоре» - ох! - не простые люди... Они погубили людские жизни. Многие разбойничали. Многие из них подобно некому брату говорили сами себе и другим людям: «Что делать мне? Я пал». Кто-то из них раскаивается в содеянном. Кто-то клянет судьбу за то, что попал на этот коридор для пожизненно осужденных. Кто-то постепенно превратился в растение, или стал нервной судорогой, или ушел в состояние глубокого тюремного аутизма.

Побуждать встать над собой

Психологическое сопровождение -это физическая, психическая и духовная работа

О потребности излить душу, поделиться сокровенным

Миссия психолога в подобном скорбном месте состоит в том, чтобы побуждать осужденных встать над собой: над своим тяжелым состоянием, над этим устрашающим «пожизненно», над - не дай Бог никому такого! -условиями содержания в неволе без надежды на освобождение. Миссия психолога - укрепить чувство личности другого, поднять его ответственность за себя и других.

Психолог в меру своих человеческих сил сопровождает узников, вместе с ними надеясь на продвижение закона в сторону облегчения наказания. Если хоть один из них обретет шанс на перспективу свободы, то каждый из узников еще не растерявших своего разума, будет иметь надежду и на свое освобождение...

Психологическое сопровождение осужденных на пожизненное заключение - это рвущая сердце физическая, психическая и духовная работа.

Я не знала мнения моих подопечных: насколько им нужен психолог, пока не случилось «на коридоре» некое происшествие и пока администрация из министерства юстиции (Главного управления исполнения наказания) не предложила психологу Участка дать анкету моим подопечным. Анкета была составлена. Это были шесть вопросов, на которые осужденные должны были дать ответ.

Ниже приведу ответы десяти моих подопечных на вопросы анкеты. Отвечали они находясь каждый в своей камере.

Вопросы, касающиеся моей персоны задели каждого и, не ведая мотивов администрации, они не сговариваясь писали от чистого сердца.

16.03.2007 И. Л. (1)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С Валерией Сергеевной я начал встречаться с 5 марта 2002 года.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

От встреч с В.С. Мухиной я ожидаю очень многого, точно так, как можно ожидать от встречи с близким человеком, которому можно «излить душу», поделиться самым сокровенным, попросить совета и др.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Посещение В.С. Мухиной на меня лично влияет очень положительно и дает заряд энергии на будущее. Для себя я после таких встреч открываю новые горизонты новых сфер деятельности. В.С. как бы подталкивает меня к познанию неведомых мне ранее областей культуры и философии.

Понять смысл жизни

«Человек может направить свою духовность на полезные вещи»

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

В.С. Мухина, обладая огромным жизненным опытом и глубоким знанием в психологии, философии, биологии, всегда очень правильно наставляет меня и подсказывает ход мысли, помогает бороться с внутренним эгоцентризмом, да и вообще со злом.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Свои личные поступки я пересмотрел еще до встреч с В.С. Мухиной, ибо в этом мне помогли священнослужители, которые приходили ко мне еще на Бутырке в Москве1. Иными словами я осознал гнусность своих грехов. Поверил в Господа Бога: Он может простить меня.

А вот, не только пересмотреть свою жизнь в целом в прошлом, но и понять смысл жизни на будущее в действительности очень помогла мне Валерия Сергеевна. Нижайший ей поклон за это!

В свое время она привозила очень много книг и не просто бесцеллеры, а глубоко духовную литературу, например, романы Ф.М. Достоевского, почти все труды Николая Бердяева и прочее и прочее.

Мы много беседовали с Валерией Сергеевной о моем видении проблем, поставленных в этих произведениях, в этих трудах, о моем отношении к добру и злу. Неоднократно мы с ней обсуждали книгу русского религиозного философа кн. Евгения Трубецкого «Смысл жизни», делали выводы, обсуждали многие фрагменты из «Добротолюбия». Обсуждать отдельные «сотницы» «Добротолюбия» - дело не простое, здесь нужен глубокий духовный опыт, чем и обладает Валерия Сергеевна.

Она помогла мне понять направленность моей прошлой жизни, суетность мелких забот и страстишек, показала мне, что человек может направить свою внутреннюю энергию, свою духовность на полезные для себя и общества вещи. Помогла мне. Если хотите, натолкнула меня на более высокую цель в жизни, в отличии от той, которую я ставил себе прежде.

Я сердечно благодарен Валерии Сергеевне за то, что она помогла мне «найти себя», за ее доброту, искреннюю человеческую, даже материнскую и христианскую любовь!

1 Мои подопечные рассказывали мне об их пребывании в Бутырках на шестом растрельном коридоре. Туда к ним являлся священник отец Глеб Калида - ученый и пастырь. Он садился к ним на нары и проникновенно беседовал о вере, о покаянии, о Боге.

Письма тех, кто находился под духовным покровительством священника Глеба Калиды опубликованы в книге [2].

Открытость и доверительность в общении

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Я не просто согласен, но молю Господа Бога, чтобы Валерия Сергеевна и впредь посещала нас здесь! Лично для меня Валерия Сергеевна является бесценной помощью, даром Божьим!

16.03.2007 А. Х. (2)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С 5 марта 2002 года; наши взаимоотношения имеют специфичность: я был первым с кого Валерия Сергеевна начала свое общение с нами.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

Я ожидаю:

• конструктивного диалога, затрагивающего многие сферы жизнедеятельности человека;

• проталкивания вопросов, направленных на результативное решение проблемы ПЛС;

• просто приятного общения с человеком, обладающим высоким уровнем интеллекта и образования.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Положительно. В первую очередь надо взять во внимание, что Валерия Сергеевна - гражданский человек со свободы, а не «человек в форме». Следствием чего является особенная открытость и доверительность в общении, происходит: восполнение дефицита общения. В ходе наших бесед я отдыхаю душой, если можно так выразиться.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

Этот вопрос дублирует второй вопрос.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Всю свою жизнь и свои поступки я пересмотрел вне зависимости от общения с Валерией Сергеевной. Переоценку ценностей произвел намного раньше, благодаря православной вере в Бога. Я встал на путь покаяния, обрел истинный смысл жизни и приступил к исправлению самого себя.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Да, согласен, потому что мало обрисовать положение и проблемы ПЛС, а также психологическое состояние спецконтенгента. Необходимо выработать специальные предложения, с тем, чтобы выступить с законодательной инициативой.

Ожидание помощи в решении внутренних проблем

Поиск новых ценностей, воодушевление, вера в будущее

Психологическая,

моральная

поддержка

16.03.2007 А. Р. (3)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С лета 2002 года.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

Решения проблем внутри себя, советов и рекомендаций, способных помочь укрепить ценностную базу пролагающих путь в общество и последующую адаптацию в обществе.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Положительно. Способствует анализу прошлого образа жизни, поиску новых ценностей, воодушевлению, вере в положительное будущее. Помогает противостоять отрицательному влиянию внешних течений и самому тюремному образу жизни. Прошлое отступает.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

Всего самого наилучшего. Психологической, моральной поддержки. Человеческого общения, хорошего настроения. Корректировки в своем характере. Приобретения новых ценностей, расширения кругозора и мировоззрения.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Безусловно. Что было раньше допустимо негативного в моем образе жизни, теперь для меня не приемлемо. На что-то из прошлого смотрю с отвращением и сожалением. Многое изменилось.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Нет. Причины сугубо личные, огласке не подлежат Именно этот человек подбросил мне записку. Я была склонна думать, что он раскаивается в своем поступке - ведь он подвел меня, заставил принимать те решения, к которым я была не готова. Однако при встрече с ним я к полному моему недоумению услышала о том, что я его предала. Обращаюсь к этому моему подопечному: «Саша! Кто кого предал?». Мы продолжаем общаться.

16.03.2007 С. Х. (4)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

Точно не помню, где-то в 2001 - 2002 годы.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

Искреннее общение двух людей, которые с полуслова понимают друг друга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настроение улучшается, хандра улетучивается.

Душевное общение, даже на самые сокровенные темы

Очень многого, это так просто не объяснить. Начну с того, что я искренне привязался к Валерии Сергеевне. Каждая встреча - это радость, это новости, это искреннее общение двух людей, которые с полуслова понимают друг друга.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Очень положительно. Если до этого было угнетенное состояние, депрессия, то во время посещения и после, настроение становилось праздничным, хандра куда-то улетучивалась, хотелось писать, сочинять стихи, раскрашивать и оформлять открытки. Жизнь уже не казалась такой потерянной, серой и беспросветной.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

Теплого, открытого, душевного общения, даже на самые сокровенные темы, которые и сокамерникам не доверишь в силу ряда причин. Валерия Сергеевна всегда поможет и поддержит словом и добрыми делами. Таких Людей, с большой буквы, очень мало.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Да, многое. Постепенно я стал во многом подражать Ей. Например, мне нравится, как во время наших бесед она рассуждает на ту или иную тему. Она буквально за уши подтягивала меня до своего «академического» уровня общения, из болота моего тюремного «арго».

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Да! Конечно! Молю Господа Бога, чтобы Он даровал крепкое здоровье Валерии Сергеевне, Леониду и всем их коллегам по работе! Очень рад встрече.

Она нам как Мама.

16.03.2007 Андрей Смехов (5)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С осени (ноябрь) 2002 года.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

Думать, честно анализировать свои поступки

О, очень много! Эта женщина заставляет меня задуматься над моим состоянием, заставляет думать, честно анализировать свои поступки и обстоятельства. Да и не только это.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Беспристрастная самооценка, ответы на главный вопрос о себе: кем я являюсь сам, я -как личность?

Я понял: всякий человек уникален и неповторим

Мы нередко спорили

Бог всегда возвышает людей и облагораживает

Положительно. Она, ничего не навязывая, дает направление к беспристрастной самооценке, что подвигает меня искать ответы в Библии, ответы на главный вопрос о себе: кем я являюсь сам, я - как личность?

Считаю, что Валерию Сергеевну послал на мой жизненный путь Сам Бог.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

Много, очень много. Эти встречи для меня как свежее дыхание. Это не эмоциональный всплеск на один день, а именно свежесть, обновление внутри меня, потому что после встреч я много размышляю и много молюсь.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Да! Перечислять не буду, но скажу о том, что на мой взгляд есть самое важное. Я понял: всякий человек очень ценен, уникален и неповторим; центром вселенной являюсь вовсе не я. И еще я понял то, что делать добро приятнее, чем зло.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Конечно. Я очень ценю Валерию Сергеевну и ценю ее труд. Хотя мы нередко спорим о чем-то. Благодарю Бога за эту женщину с мудрым и добрым сердцем.

Знаете, Елена Николаевна (психолог участка -В.М.), если говорить по совести, то вся система «мер воспитательного характера», которая применялась к нам тут, привела лишь к тому, что больше половины заключенных ПЛС ушли в то самое пространство, что в психологии названо аутизмом, то есть многие превратились в растения, перестали существовать, как личности (курсив мой - В.М.).

Валерия Сергеевна часть из аутированных смогла вернуть к жизни. Вот и судите сами насколько нужна Мухина и о том, что она делает.

Ведь втоптать в грязь личность, уничтожить морально или физически, унизить, превратить в ничто -это цель дьявола. А Бог всегда возвышает людей и облагораживает. Вот и получается, что система исправления и есть система возведенная сатаной, ибо хотя она и проповедует хорошее, но плоды ее не те (они налицо). А Мухина, ничего не проповедуя, являет благие плоды. Я мог бы много с Вами говорить, Елена Николаевна, на данную тему, но не достает мне время сейчас.

И еще, если хотите и можете принять, то Валерия Сергеевна в какой-то мере является спасением от звериного ожесточения сердец тех людей, которые тут работают с нами. Верите?

Вот вроде и все.

6.03.2007 А. Л. (6)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С декабря 2003 года.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

Радость общения Главное - радость общения. Пожалуй, с единствен-

ным вольным человеком, который общается с нами не официально-казенным языком, а нормально-человеческим, с эмоциями, с теплотой в голосе и живым участием в глазах.

Встречи с Валерией Сергеевной - это не сухие вопросы, это живой диалог, это практически полностью открытое взаимообщение, когда можно не опасаться «неправильности» ответов и предписанных нам правил общения с персоналом колонии.

Это беседа не преступника и изучающего его ученого, а двух людей, словно когда-то хорошо знавших друг друга и снова встретившихся спустя долгое время и спешащих поделиться всем пережитым и новостями за это время: «Ну, как ты?»

Просто поговорить, понимаете, Елена Николаевна? Вот этого я всегда жду от встреч с ней.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

«Меня действитель- Очень положительно. Потому что вижу, что меня действительно слушают, воспринимая какой-никакой, но все же личностью, а не подопытным кроликом для дальнейшей диссертации.

Она не подстраивается под меня, я не подстраиваюсь под нее - мы воспринимаем друг друга такими, какие есть на самом деле, а именно ЕСТЕСТВЕННЫМИ! Разве это не счастье - забывать на 1,5 - 2 часа (время свидания с Валерией Сергеевной) о тюрьме, причем полностью? Перестать контролировать каждый свой шаг, каждое слово? А стать самим собой и вести (а главное - чувствовать) себя как дома. То есть я хочу сказать, что в ее присутствии внутри меня пробуждаются давно забытые хорошие эмоции, которым просто нет никакого места в наших однообразных камерных буднях. Да, никуда не деться от «вольных» воспоминаний, но они во сто крат уступают впечатлениям от встреч с Валерией Сергеевной. У других, может по-другому, но у меня так вот. Когда сам понимаешь, что натворил, когда родные тебя проклинают и отказываются от тебя, когда просто физически ощущаешь исходящую от нормальных людей ненависть («Убить тебя мало!..») и прочее, прочее, прочее. то даже и не веришь сперва в исходящую от человека доброту.

но слушают,

воспринимая.

личностью»

«Очень трудно

устанавливался

контакт.»

Из тьмы отчаяния к людям

«Поговорить с человеком не обремененным тщеславием от своей исключительности»

Очень трудно устанавливался контакт между мной и Валерией Сергеевной, очень трудно. Все же установился - и как же это здорово! Быть в глазах другого человека человеком. Доброе слово и собаке приятно.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

На мой не профессиональный взгляд это вопрос дублирует вопрос № 2. А ожидаю я очередной встречи-свидания с уже по-настоящему родным человеком, долгая разлука с которым только более радостнее делает долгожданное свидание. со всеми вытекающими из этого последствиями.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Свою жизнь я пересмотрел, грубо говоря, в следующий же миг после содеянного преступления, в последовавшие затем годы тюрьмы просто аккуратненько разложил ее по полочкам, постоянно перебирая их по кругу снова и снова. Покаяние - это область деятельности священника, а не психолога. До осознания своих многочисленных проступков дошел своим умом через православную литературу.

Заслуга же Валерии Сергеевны в том, что она, образно выражаясь, снова вывела меня из тьмы отчаяния к людям, гнавшим из своих рядов меня изгоем и от которых я, сжимаясь от стыда, бежал сам. Не все, конечно же, далеко не все, но они снова приняли меня в свой круг. За это я ей кланяюсь в ноги до самой земли. Жить же среди людей, а быть одиноким - это невыносимо трудно: проверено уже на опыте. Теперь же я знаю, что моя дальнейшая судьба кому-то не безразлична.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Конечно же, да! Кому мы еще нужны, кроме нее да родных (кому пишут)? Вам? Президенту? Дяде Васе?

Слава Богу, что послал сюда (на участок) такого человечного человека - Валерию Сергеевну!

16.03.2007 А. Г. (7)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С 2004 года, я имею честь быть представленным Валерии Сергеевне.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

Возможность поговорить с человеком, не обремененным тщеславием от своей исключительности. Поспорить от души, искренне. Возможность, пусть и ограниченная «рамками», но все же, высказать свое мнение, свой взгляд.

Закон принят, а там. гори все синем пламенем

«Мы - никто»

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Жизнь - продолжается!

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

Вам этого не понять.

А мне - не объяснить так, чтобы Вам, это было понятно.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

А Вы, после моих ответов?

Мне сорок один год. Я - взрослый человек.

И если бы, я сказал «да», то соврал бы.

А мне, честно говоря, этого не хочется.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Ни чьим сотрудником я не являюсь!

Человеческое отношение - вот как именно лично я оцениваю то, что вы обозначили как «сотрудничество».

Опишите подробно ответы, на заданные вопросы. Спасибо.

Да не за что. то ли еще будет.

Ьаве1а1е ogni эрегама Уо1 еИ'еп1га1е...1

Именно так, и не иначе, можно назвать наше здесь пребывание. Ни больше, ни меньше. И нравится ли это кому из нас, или нет - мало кого здесь волнует. Ибо закон -принят, а там. гори все синим пламенем, да хоть трава не расти. Конечно же, где-то, кто-то, что-то, может быть и «шевелит» в умах законодателей, но вот чего-то существенного, значимого для осужденных ПЛС - с гулькин нос.

Мы - никто. Но раз уж мы есть, и от нас никуда не деться, уж если никто не помогает нам, то хотя бы - не мешайте жить. Жить той жизнью, что не дает превратиться из того человеческого, что в нас еще осталось - в животное. Дайте!

Мы - юридически неграмотны. Более того, мы даже не информированы о своих правах и возможностях, в полном смысле этого слова. Мы - социально заторможены. Для тех, кто нас «облагораживает», мы остаемся быдлом.

Не делайте из нас «подопытных кроликов»! Ведь в большинстве случаев, люди нас посещающие из-за «забора», не важно, будь-то журналисты или тот же московский опер, будь-то различного рода любители «экзотики» [дети (!) - школьники, это же надо, а? Устраивать для них показательные экскурсии, здесь!] - имеют прежде всего, свою меркантильную выгоду. Для себя. А мы?!

1 «Радостно жил я, умру без печали И мир оставляю по воле своей.»

«Кто-нибудь додумается изменить формат встречи?»

«Хотелось бы быть полезным.»

«Благодаря этим встречам я наконец-то могу многое оценить в себе более объективно»

Первый вопрос от гуманитариев и сочувствующих: «Я, такой-то, такой-то, вот приехал (а) сюда. А не желаете ли вы, поговорить с нами?» «Желаю!!! Но, прежде всего, кто-нибудь додумается изменить формат встречи? Когда "невольный" участник встречи, не будет видеть в составе желающих его послушать, местные "Звезды". Что, нельзя?..» Да можно! Привозите своих из СБУФСИН, не заинтересованных в пакостях и наживе. И я вас уверяю, вы устанете выжимать свои жители! И еще, научитесь сами, собирать все то, на то, что вы рассчитываете получить письменный искренний ответ.

Научитесь слушать, а не слышать. (слышать, а не слушать - В.М.).

Конечно же, это хорошо, что нами кто-то заинтересовался. А если, еще от этого и толк будет, и не только для вас. вот тогда - вам будет большое СПАСИБО от всех нас.

А, если, так. от нечего делать. То кино, вы можете и дома посмотреть. Там, артистов не меньше, чем здесь. Да и дешевле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.03.2007 С.К. (8)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С 2005 года.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

Каждая из этих встреч, безусловно, является событием, которого ждешь, так как прежде всего это общение не праздное, а с человеком умным, образованным, увлеченным и, что немаловажно, цель этих встреч четко обозначена Валерией Сергеевной. Цель весьма серьезна и потому, хотелось бы быть полезным в ее работе.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Посещения В.С. Мухиной, по своему влиянию на меня сравнимы с глотком чистого воздуха, получаемого после длительного пребывания в зловонной яме. Несмотря на то, что во время этих посещений поднимаются и обсуждаются далеко не веселые темы и обнажаются язвы.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

Помощи. Разумеется не прямой. Но благодаря этим встречам я наконец-то могу многое оценить в себе более объективно. А вообще, дать исчерпывающий ответ на этот вопрос в этой анкете невозможно.

«Я ожидаю. теплого человеческого общения»

«После общения. испытываешь душевный подъем»

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Разумеется, пересмотрел. Более того, продолжаю это делать еще более тщательно. Хотя это и не легко, и не так уж и безболезненно.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Безусловно, согласен. Надеюсь на продолжение этого сотрудничества.

16.03.2007 О. Г. (9)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

С августа 2005.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

От встреч с В.С. Мухиной я ожидаю . теплого человеческого общения, иногда получения интересной для меня информации.

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Влияет очень положительно, ибо Валерия Сергеевна всегда относилась ко мне по матерински тепло и, если замечала во мне какую-то тревогу, то тут же умело ее изгоняла. Обыкновенно после общения с В.С. Мухиной испытываешь эмоциональную гармонию и легкость во всем организме, что можно назвать: душевным подъемом или психологическим экстазом.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

На это вопрос я уже ответил выше, однако сделаю добавку и скажу, что встречи с Валерией Сергеевной заметно тормозят мою деградацию, присущую местному «климату», поскольку все ее тематические задания заставляют мой мозг работать.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Безусловно. Однако я их не только пересмотрел, но еще взвесил и оценил не забывая при этом пересмотреть и чужие поступки. Вот почему сегодня мои поступки и жизнь в целом сконцентрированы вокруг справедливости и честности.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Однозначное - да! Почему? Потому что мне интересно это сотрудничество, цель которого состоит в изучении психического состояния людей, находящихся в экстремальных условиях.

«Я ожидаю помощи в познании себя»

«Хочется жить и творить добро»

Помочь переносить столь невыносимое наказание

16.03.2007 А.С.(10)

1. С какого времени Вы начали работать с В.С. Мухиной?

Я общаюсь с Валерией Сергеевной с ноября 2005 года.

2. Что Вы ожидаете от встреч с В.С. Мухиной?

От встреч с Валерий Сергеевной я ожидаю ее помощи в познании себя. Я прибегаю к ее большому опыту (как жизненному, так и на ниве психологии).

3. Как влияет на Вас, Ваше эмоциональное состояние посещения В.С. Мухиной?

Посещение Валерией Сергеевной приводит к благоприятному эмоциональному состоянию. Глубокие и проникновенные беседы с ней дают уверенность на будущее, укрепляют сознание на добрые дела и поступки. Хочется жить и творить добро.

4. Что Вы ожидаете от этих встреч?

От встреч с Валерией Сергеевной я ожидаю общения и «разрядки» от внутренних сомнений и переживаний. Вижу в Валерии Сергеевне искренность, готовность помочь мне облегчить мои душевные «узы», найти себя, найти в себе потерянный мною человеческий облик.

5. Пересмотрели ли Вы свою жизнь и свои поступки после общения с В.С. Мухиной?

Путь пересмотра своей жизни и поступков я начал много лет назад, когда «вернулся» к Богу в тюрьме. Но Валерия Сергеевна помогла мне глубже осознать свое падение и дала своей материнской добротой надежду на будущее.

6. Согласны ли Вы на дальнейшее сотрудничестве с В.С. Мухиной?

Да, я согласен на дальнейшее сотрудничество с Валерией Сергеевной и хотелось бы, чтобы встречи были почаще, если, конечно, возможно.

Низкий ей поклон за все!

Залпом, прочитав суждения о наших встречах и их значении для каждого в отдельности, я вдруг почувствовала невероятный прилив чувства такой глубокой радости и счастья оттого, что они понимают мои сердечные порывы, мое желание помочь им переносить столь невыносимое наказание - пожизненное осуждение и пребывание в условиях камерного содержания. Это наказание невыносимо оттого, что человек постоянно депривируется не только условиями содержания, но тем психическим состояние, которое я назвала застывшим стрессом.

Сегодня я езжу к ним не как специалист в такой-то области, а как человек, который не может не сочув-

Они, безусловно, изменили меня

Человек стремится быть

Философы всегда рефлексировали на проблему бытия человека

Категории бытие

и ничто

Мартин Хайдеггер упорно рассматривал бытие человека в мире

ствовать тем, кто обречен на пожизненное пребывание в узах, кто уже вошел в мою жизнь на воле, кто изменил мое сознание и мое сердце.

Так называемое психологическое сопровождение, которое я осуществляю, есть часть моей жизни, меняющее не только их, но и меня.

Мои подопечные так же осуществляют надо мной, идущее от их индивидуальностей и общих их особенностей, психологическое сопровождение: я сопровождаю их, они сопровождают меня. Они уже давно стали частью моей жизни.

Они безусловно изменили меня.

Через них мне особенным образом открываются глубины человеческих сердец, чрез них я постигаю добро и зло присущее нам, человекам.

Я постигаю, что человек, в какие бы обстоятельства жизни он ни попал, стремится найти способ реализовать свою человеческую сущность - не существовать, а быть.

Философы всегда весьма тонко рефлексировали на проблему бытия человека - трактатов на эту тему написано множество.

Рефлексии философов и философствующих обывателей по поводу человека и его бытия превосходят реальную необходимость достаточно успешно ориентироваться в мире и друг в друге. Высокая рефлексия на философские проблемы - феномен человека, его интеллектуальный потенциал.

Философия причисляла к ключевым категориям онтологии, такие как бытие и ничто.

Бытие - категория, обозначающая существование объективного мира, а в обществе - жизни и деятельности людей.

Ничто - отсутствие, небытие конкретного сущего или отсутствие бытия вообще (Платон и неоплатонизм, Г.В.Ф. Гегель и др.).

Платон обращался к обсуждению сущего, именуемого бытием [3] и не-сущего, не бытия [4].

Г.В.Ф. Гегель весьма глубоко обсуждал проблемы бытия и ничто как противоречие самому себе и как тождественность с самим собой [5]. Позже М. Хайдег-гер, Ж.П. Сартр и др. были преисполнены рефлексивных усилий, чтобы разобраться в проблемах связанных с бытием и ничто.

Мартин Хайдеггер рассматривал пространствен-ность бытия человека в мире: бытие-в-мире [6]. Бытие -в - мире это событие и бытие самости, это бытие - в как таковом. Философ поднимал вопрос (фундаментально-онтологический вопрос) о смысле бытия вообще [7].

Рефлексии М. Хайдеггера отстоят далеко от бытия и времени осужденных на пожизненное заключение

Сегодня я думаю о бытии к смерти, сидящих в узах

Жан Поль Сартр задавался вопросом: откуда происходит Ничто?

Время и бытие рассматривались М. Хайдеггером в их сложном взаимодействии.

Он писал: «Бытие - вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее.

Время - вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное.

О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, «бытие», вглядываясь в эту вещь, «время», сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место» [8].

Как бы ни осторожничал М. Хайдеггер, его философские интеллектуальные рефлексии отстоят далеко от бытия и времени, или наоборот, от времени и бытия людей, которые обречены (приговорены) на пожизненное пребывание в малом пространстве тюремной камеры. И это не хайдеггеровское бытие к смерти, когда человек поразмышляв о столь сложной философской категории, в урочное время может отвлечься от столь значительного умствования и позволить себе приятно провести время в приятном обществе или за приятным занятием.

Я восхищаюсь философией Мартина Хайдеггера и его весьма тонкими рефлексиями. Но. но сегодня я думаю о бытии к смерти сидящих в узах и осужденных пожизненно, то есть до самой смерти.

Каковы рефлексии у людей, которые пребывают в означенных условиях существования?

Когда-то Ж.П. Сартр говорил о своей работе «Бытие и ничто» [9], что это произведение о свободе. Философ создал феноменологическую онтологию, назвав введение к своей работе «В поисках бытия».

Реально произведения Ж.П. Сартр о свободе быть. Далее его мысль пошла в направлении определения того, что значит не быть.

Проблема бытия рядополагается с проблемой ничто [10].

Ж.П. Сартр писал: «Ничто не может быть понятно ни вне бытия, ни исходя из бытия и если, с другой стороны, будучи небытием оно не может брать из себя необходимые силы, чтобы "ничтожиться", то откуда происходит Ничто?» И далее: «.нужно признать, что только бытие может ничтожиться, поскольку., чтобы ничтожиться, необходимо быть» [11].

Замечательно и многозначительно сказано: только бытие может ничтожиться, поскольку, чтобы ничтожиться, необходимо быть.

Человек есть лишь в своем отношении к другому человеку

Страх стать никем и ничем

Стремление утвердить себя, стремление быть

Вот так и получается: они есть физически - они пьют и едят, спят и пробуждаются. Но это можно отнести и к растениям, и к животным.

Когда они говорят о себе «Мы - никто» или «Мы -ничто» они осознают свои потери, потери чувства личности.

С.Л. Рубинштейн писал в свое время о человеке как об общественном существе: «. человек есть лишь в своем отношении к другому человеку: человек - это люди в их взаимоотношениях друг к другу. Человек как абсолют, как "вещь в себе", как нечто обособленное и замкнутое в себе - это не человек, не человеческое существо и, более того, это вообще не существо, это нечто несуществующее - ничто» [12] (курсив мой - В.М.).

Я писала: о стремлении человека быть, о страхе человека оказаться ничтожным, не оцененным другими -стать никем и ничем [13].

Ничто - всегда пустота, небытие.

Никто - лицо, не воспринимаемое обществом как нечто ценное; лицо, не имеющее значения в обществе.

Стремясь к признанию, человек развивается, произрастает из некоего потенциала. Однако это же стремление к признанию может порождать видимых и невидимых демонов в нем [14].

Человек не хочет, не согласен стать ничем и никем. Все в нем вопиет и сопротивляется такой вероятности.

Когда мы боимся стать никем и ничем, то даже наше тело выражает этот психологический страх. Мы вжимаемся в самих в себя, голова и плечи опускаются. Каждый согбен и жалок в этом своем состоянии [15].

Сидящие в узах условиями содержания вгоняются в состояние насильственного послушания. Эта форма содержания опасных преступников имеет свои основания. И это не подлежит дискуссиям - мировой опыт приводит к единообразным способам контроля и содержания преступников.

Но, между тем, я уверена, что в условиях строго надзора должны быть созданы условия для сохранения и укрепления в человеке чувства личности.

Человек в нормальном состоянии его психики стремится утвердить себя во всей полноте его позитивного потенциала. Человек жаждет признания себя как полноценной, уникальной личности. Он не хочет согласиться с тем, что он никто и ничто.

Человек стремится быть.

1. Мухина В.С. Психологическая экспресс-помощь в чрезвычайных ситуациях масштабных катастроф // Психология экстремальных ситуаций. - М., 2007. -С. 56 -77.

2. Священник Глеб Калида - ученый и пастырь. -М., 2007. - С. 479-490.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Платон. Федон. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 2. - М., 1993. - С. 50.; Он же. Там же. Софист. - С. 311-312.

4. Платон. Диалоги. - М., 1986. Бытие (См.: Сущее) - С.279, 284 и др. Ничто (Не-сущее, не бытие) -С. 474, 475, 497.

5. Гегель. Г.В.Ф. Философия религии: в 2-х т. Т. 2. -М., 1977. - С. 450-451.

6. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М., 1997.

7. Там же. - С. 436.

8. Хайдеггер М. Время и бытие: Пер. с нем. - М., 1993. - С. 393.

9. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер с фр., предисл., прим. В.И. Ко-лядко. - М., 2004. - С. 19-40.

10. Там же. - С. 41-81.

11. Там же. - С. 59.

12. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. -С. 253-254.

13. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность. -Екатеринбург, 2007. - С. 590.

14. Там же. - С. 592.

15. Там же. - С. 741.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.