Научная статья на тему 'Валерий Александрович Дмитриенко: значение методологических исследований для философии науки и науковедения'

Валерий Александрович Дмитриенко: значение методологических исследований для философии науки и науковедения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куликов Сергей Борисович

Данная статья посвящается основным этапам научно-исследовательской деятельности выдающегося ученого, философа и педагога, заслуженного деятеля науки РФ, член-корреспондента РАО, доктора философских наук, профессора Валерия Александровича Дмитриенко, который 2 марта 2008 года отмечает свой 70-летний юбилей. Его вклад в развитие философии науковедения заключается в разработке методологических, социологических и технологических вопросов науковедения, а также в частичном внедрении в практику результатов данных разработок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the main stages of research activity of the outstanding scholar, philosopher and teacher, Honoured worker of science of the Russian Federation, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Philosophy, Professor Valery Alexandrovich Dmitrienko, who celebrates his 70-th Anniversary on March 2nd, 2008. His contribution into the development of philosophy and science study is in working methodological, sociological and technological subjects of science and also in partial implementation into practice the results of these workings

Текст научной работы на тему «Валерий Александрович Дмитриенко: значение методологических исследований для философии науки и науковедения»

ПЕРСОНАЛИИ

С.Б. Куликов

ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ДМИТРИЕНКО: ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И НАУКОВЕДЕНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Эта невеликая по объему работа посвящена решению одной важной задачи: осветить вклад Валерия Александровича Дмитриенко в развитие философии и науковедения. Возможно ли решение данной задачи в отдельно взятой статье? Найти простой ответ на этот сложный вопрос, с одной стороны, чрезвычайно затруднительно, а с другой - важно.

Валерий Александрович, готовясь встретить в 2008 г. свой юбилей, имеет за плечами буквально горные массивы свершений: разработаны важные в научном и общественном плане положения, подготовлены десятки (и даже сотни!) учеников. Может ли автор данной статьи в полной мере представить хотя бы объем проделанной работы, не говоря уже о том, чтобы оценить ее результаты? Способен ли он? В праве ли?

В то же время наша действительность демонстрирует, как скоротечны изменения общественной и культурной ситуации. Сотрясаются политические устои, подлинные творцы культуры отступают в тень и довольно часто незаслуженно забываются. Остановить хоть на миг этот бешеный танец теней, выделить то, что не должно быть размыто рекой времени и распылено, подобно песку, - вот задача всякого честного историка и философа.

Как справедливо замечает знаменитый немецкий философ и культуролог Э. Кассирер, «самая главная характеристика человека, его отличительный признак - это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельности определяет область “человечности”» [1, с. 520]. Наряду с этим Э. Кассирер полагает, что смысл деятельности, ее целостность раскрывается в системе символических форм, среди которых язык, миф, религия, искусство, наука и история [1, с. 520]. Данные идеи позволяют нам выдвинуть тезис о неразрывной связи любой деятельности со своими особыми символами, собственными ключевыми моментами, отображающими в чем-то малом и, возможно, на первый взгляд даже незначительном (слове, идее, поступ-

ке), нечто большое и действительно значимое (человека как такового).

Таким образом, в научных исследованиях Валерия Александровича мы постараемся выявить некоторые ключевые (на наш взгляд) моменты, которые в обобщенном плане отражают его деятельность в целом. Эти моменты выступят символами трудного исследовательского пути (в смысле «пути труда») конкретного человека. Отсюда, наша работа должна непосредственно пониматься в качестве модели такой символизации, своего рода «символа символов», в котором они могут быть представлены в целостности собственных форм.

В рамках эволюции исследований В. А. Дмитриенко можно выделить как минимум три этапа. Пер-

С.Б. Куликов. Валерий Александрович Дмитриенко: значение методологических..

вый этап связан с обоснованием необходимости развития такой относительно самостоятельной отрасли знания, как общая теория науки. Данный этап относится к периоду между концом 60-х и началом 80-х гг. ХХ в. Второй этап демонстрирует процесс разработки логики становления науковедения и техниковедения и отражает деятельность Валерия Александровича Дмитриенко в период конца 80-х - начала 90-х гг. Наконец, третий этап непосредственно относится к работе над общей теорией образования и совпадает с деятельностью Валерия Александровича в Томском государственном педагогическом университете во второй половине 90-х - середине 2000-х гг., которая продолжается и по настоящий момент.

Два первых этапа имеют относительно завершенный вид. Третий этап находится в процессе становления. В связи с этим в целях символизации, а именно сведения к выраженному или опредме-ченному, т.е. в некотором роде «вещественному», единству форм деятельности (именно это подразумевает понятие символа, согласно Ф.В. Шеллингу [2, с. 905, 1062], А.Ф. Лосеву [3, с. 227; 4, с. 558] и другим специалистам в области вопросов эстетики и философии мифа) мы полагаем оправданным заострение нашего внимания только на общей теории науки и тезисах, относящихся к вопросам развития науковедческого и технического знания.

Более полный анализ основных элементов общей теории науки, разработанной Валерием Александровичем в аспекте методологических проблем науковедения, представлен нами в монографии [5, с. 142-145]. В данной статье мы предлагаем интерпретацию обобщенного вида общей теории науки.

В целом ряде работ [6-8] В.А. Дмитриенко выдвигает и обосновывает совокупность следующих положений:

- правомерность постановки задачи разработки общей теории науки в рамках предметной области историко-философского исследования;

- возможность раскрытия функций общей теории науки: социальной; гносеологической; прогностической; внешней (подразумевает установление связи между общей философией и частными разделами науки); внутренней (относится к методологическому базису науковедческих дисциплин); эвристической; мировоззренческой;

- обращенность к содержанию научного знания как один из главных признаков функционирования общей теории науки;

- дистанцированность общей теории науки от общей философии (онтологии и гносеологии), представление общей теории как особого раздела знаний, относящегося к философии в целом равно-

сильно тому, как фундаментальная наука относится к прикладным дисциплинам.

Таким образом, символизм общей теории науки охватывает ее понимание в качестве интегративного образа науки, служащего изучению и регламентации (конституированию) научно-исследовательского процесса как относительно самостоятельного социального явления.

На следующем этапе Валерий Александрович обращается к вопросам развития науковедческого и технического (точнее, техниковедческого) знания и выдвигает в 1989 г. следующие идеи:

- сформировать подразделения науковедческого характера в структуре Академии наук, в ее головном и региональных представительствах;

- включить курс по вопросам теоретических основ науковедения в процесс подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и учредить сеть экспертных и диссертационных советов по направлению «науковедение»;

- создать специализации по науковедению на гуманитарных факультетах отдельных вузов и в целом усилить гуманитарную составляющую в процессе подготовки специалистов технического профиля;

- полагать принципиальным основание на базе академических структур историко-естественнонаучного и технического направлений периодических печатных изданий, посвященных общим вопросам развития науки и техники и позволяющих ведение просветительской работы среди политического руководства высшего и среднего звена;

- считать перспективным создание Национального объединения науковедения, организующего процесс науковедческих исследований в национальном и межнациональном размере.

Следует отметить, что частично эти идеи нашли свое воплощение. Учреждены гуманитарные факультеты в некоторых технических вузах (например в Томском политехническом университете). Сам Валерий Александрович на современном этапе занимается фундаментальными вопросами образования, активно разрабатывая его общую теорию [9].

Таким образом, вклад Валерия Александровича Дмитриенко в развитие философии и науковедения включает в себя разработку методологических, социологических и технологических вопросов науковедения, а также частичное внедрение в практику результатов данных разработок. Это символически отображает процесс развития идей Валерия Александровича, их логику и перспективы в качестве самобытного и весомого явления научно-философского порядка.

Поступила в редакцию 04.12.2007

Литература

1. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

2. Шеллинг Ф.В. Сочинения. М., 1998.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 1. Харьков; М., 2000.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. Харьков; М., 2000.

5. Куликов С.Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки. Томск, 2005.

6. Дмитриенко В.А. О содержании понятия «наука» и ее относительной самостоятельности // Вопросы методологии и логики наук. Вып. 3. Томск, 1966. (Уч. зап. ТГУ. 1966. № 64).

7. Дмитриенко В.А. Основы общей теории науки (методологические проблемы науковедения): Дис. ... д-ра филос. наук. Томск, 1975.

8. Дмитриенко В.А. Методологические проблемы науковедения. Томск, 1977.

9. Дмитриенко В.А. О современном этапе и перспективах развития кафедры философии и теории образования ТГПУ // Междунар. конф. «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста» / Под ред. В.А. Дмитриенко, А.А. Степанова. Томск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.