США в «эру экономического процветания и политической стабильности».
Тишакова Елена Николаевна - аспирантка кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта (Калининград).
А.В. Барсукова
Валери Жискар д’Эстэн о «новой демократии»
Ни одно общество не может жить без идеала для вдохновения или без чёткого понимания принципов его устройства.
Жискар д ’Эстен
На май 1974 г. во Франции были назначены досрочные президентские выборы. Причиной стала смерть президента Жоржа Помпиду в апреле того же года. Это событие сыграло важную роль для Валери Жискар д’Эстэна - лидера партии «независимых республиканцев» - в принятии решения о выдвижении своей кандидатуры на президентский пост.
В избирательной кампании он заявил о приверженности центристской стратегии, хотя по многим вопросам его партия находилась правее голлистов. Это позволило «независимым республиканцам» играть роль центра между правыми и левыми партиями. После напряжённой борьбы, опередив лидера левых Франсуа Миттерана на 1,2% голосов, Жискар д’Эстэн стал третьим президентом Пятой Французской Республики.
Президентский пост занял человек со знаменитым происхождением, блестящим образованием и карьерой, который к тому же с самого начала правления стал воплощать «новый стиль правой политики»1. Этот стиль получил название «жис-кардизм». Будучи приверженцем «демократической эстетики», что выразилось в «неприязни к показным атрибутам власти»2, в
1 Моисеев Г. Ч. Валери Жискар д’Эстэн: Новый стиль правой политики // Французский ежегодник: Правые во Франции. М., 2003. С. 233.
2 Жискар д ’Эстэн В. Власть и жизнь. М., 1990. Кн. 1. С. 57.
попытке приблизиться к жизни обычных людей3, Жискар д’Эстэн своей самостоятельностью в принятии большинства государственных решений, однако, напоминал «монарха на республиканском троне».
В инаугурационной речи новый президент объявил о начале «новой эры во французской политике»4. Своё правление он начал с важных социальных реформ, за реализацию которых взялось правительство Жака Ширака (1974 - 1976). Однако реформировать общество пришлось в сложных экономических условиях. К середине 70-х годов Франция, как и другие европейские государства, столкнулась с серьёзным и нефтяным и энергетическим кризисами. Темпы развития французской экономики существенно снизились, в экономической жизни появилось новое на тот момент явление - стагфляция. Эти проблемы стимулировали Францию искать пути их решения как внутри страны, так и на международном уровне.
По прошествии двух лет президентства для Жискар д’Эстэна в управлении страной наступил своего рода экватор. Жискардизмом стали называть уже не только стиль его правления, но и совокупность политической концепции либерального реформизма, практических шагов в политике, которые осуществлялись в стране.
В 1976 г. во Франции ещё ощущались последствия самого глубокого и длительного экономического спада 1975 года. Левые систематически подвергали критике правительственную политику, считая, что она увлекает страну в «опасные водовороты либерализма»5. Между В. Жискар д’Эстэном и Ж. Шираком появились разногласия, и последний, выразив недовольство чересчур либеральными идеями президента, в августе 1976 г. подал в отставку. На пост премьер-министра был назначен Раймон Барр. Его правительства (август 1976 г. - март 1977 г. и март
Доказательством тому являются знаменитые беседы «у камелька» с членами семей рабочих, ёлка в Елисейском дворце для детей-сирот в первый для президента Новый год и т.д.
4 Жискар д ’Эстэн В. Указ. соч. С. 58.
5 Шмелёв Д.В. Валери Жискар д’Эстэн и жискардизм в политической жизни Франции (1974 - 1981). Казань, 2004. С. 236.
1977 г. - март 1978 г.) свою главную задачу видели в борьбе с экономическим кризисом. Однако действия, направленные на стимулирование экономики, не принесли ожидаемых результатов, что повлекло за собой ещё большую нестабильность и рост недовольства населения сложившейся в стране обстановкой. Во внешнеполитических вопросах Жискар д’Эстэна стали призывать «не строить, а защищать и развивать то, что уже достигнуто»6. Общество Франции устало от нововведений президента и правительства, которые не всегда были понятны и не давали результатов.
Этот фактор стал одной из причин опубликования в 1976 г. программной книги Жискар д’Эстэна «Французская демократия», в которой он изложил основные цели своей деятельности и их значение для Франции. Это событие стало «важным рубежом в становлении жискардизма»7, поскольку в работе впервые была отражена его политическая философия. В следующем году в Лондоне вышел перевод книги под названием «К новой демократии»8, где были изложены основные тезисы его концепции. В данной статье используется именно это издание программной книги.
Свою работу Жискар д’Эстэн называет «планом, разработанным для Франции как исторического и социального объекта»9. Акцент сделан на способы внутреннего развития страны. В основу концепции положена идея создания «общества свободы и прогресса по-французски»10, где люди «умеют рисковать... при выборе» и «использовать возможности, доступные для демокра-тии»11.
Книга состоит из четырёх глав. В первых трёх Жискар д’ Эстэн уделяет внимание общей характеристике развития Франции в 70-х годах. Историю развития французского общест-
6 Chirac J. France: illusion, temptations, ambitions // Foreign affairs. 1978, April, Vol. 56, №3. P. 489.
7 Моисеев Г. Ч. Указ. соч. С. 206.
8 Giscard d’Estaing V. Towards a new democracy. London, 1977. P. 9. Далее: Giscard d’Estaing V. Towards...
9 Ibid. P. 14.
10 Ibid. P. 9.
11 Ibid. P. 13.
ва он характеризует как «историю тысячелетнего человеческого усилия расширять и отстаивать свою автономию»12. В этой части книги внимание уделяется различиям двух идеологий - марксизма и либерализма. По его мнению, эти две концепции больше не справляются с той задачей, которую они должны выполнять, а именно - «давать объяснения, которые позволяют оценивать реальность и стимулировать деятельность»13.
Рассуждая во второй главе про отношения человека и общества, Жискар д’Эстэн говорит о необходимости вместо каких-либо «сект» и «групп» создать «союз», который будет представлять собой «общность свободных и ответственных людей»14. И обосновывает это следующим: «сознательное действие людей и роль общественных сил в промышленно развитой стране может ... продвинуть её вперед к объединению», а «сознательная человеческая общность должна управлять своим собственным развитием»15. Далее он обосновывает уже реализованные социальные меры (уравнивание в правах незаконнорожденных детей, расширение прав женщин, обязательное общее образование и т.д.).
Жискар д’ Эстэн говорит также об «обществе информации и участия», где «с помощью выражения и обмена мнениями и с помощью полного участия в сообществе» можно «вновь восстановить связь, которую наше общество железобетонной и административной формовочной фасовки потеряло»16. «Наша цель, -продолжает он, - не окружать личность сетью ограничений, как в сельском обществе прошлых дней, и не уничтожать человека в массе, который сам по себе является субъектом манипуляции, как в коллективистском обществе», а создать такие условия, чтобы «общество свободных и ответственных людей стало сообществом»17.
12 Ibid. P. 24
13 Ibid. P. 31.
14 Ibid. P.42.
15 Ibid. P. 47.
16 Ibid. P. 70.
17 Ibid. P. 76.
В главе третьей, которая называется «Чтобы свободы могли жить», Жискар д’Эстэн говорит о необходимых для этого условиях: плюрализме и частной собственности. Плюрализм -один из признаков свободного общества - заключает в себе «разделение государственной власти, экономической, власти крупных организаций и массовых коммуникаций»18. Демократия, по его мнению, также «должна давать гарантии на то, чтобы все её члены могли приобретать минимальное количество частной собственности», т.к. она позволяет «безопасно наслаждаться своей свободой»19.
Четвёртая глава является, пожалуй, одной из самых важных и посвящена организации власти во французском обществе, которая должна быть такой, чтобы «сделать это общество хорошо организованной, сильной и миролюбивой демократией»20. Первая часть в этой главе посвящена управлению экономикой и социальному развитию.
Экономика, по мнению лидера независимых республиканцев, «это чрезвычайно сложная система, в которой каждый день играют роль сотни тысяч информационных сообщений и решений». Поэтому «никакая коллективная централизация не заставит эту систему работать правильно»21. Признавая авторитет частной собственности и индивидуальной инициативы, В. Жискар д’Эстэн выступал против «авторитарного планирования». Под этим термином он понимал «власть, которая своим политическим авторитетом присваивает право детально фиксировать уровень цен, заработанных плат, производства, продукции, закупки, продаж, инвестиций и т.д. и которая при первой же возможности назначает наказание за несогласие».
Вместо этой «экономической болезни» он выдвигает систему «гибкого планирования», т.е. «деятельность, при помощи которой после обсуждения со всеми, кто имеет отношение к экономике, государство рекомендует цели для них и устанавли-
18 Ibid. P. 82.
19 Ibid. P. 91.
20 Ibid. P. 97.
21 Ibid. P. 100.
вает себе нормы на будущее»22. Система гибкого планирования, по мнению Жискар д’Эстэна, «имеет глобальный взгляд на будущее развитие», поскольку при её действии происходят «консультации и встречи между теми, кто принимает участие в этом развитии», а это «хороший инструмент для демократического решения курса дальнейших действий». В этих условиях, считает Жискар д’Эстэн, демократическое общество может «сознательно руководить своей эволюцией». Эта система представляет собой «гибкое планирование во французском стиле» и «вносит в экономику элементы французской демократии»23.
Главной целью продвинутой экономики, по мнению французского президента, является стремление к постоянной и полной занятости, которая решает многие проблемы. На международном уровне она улучшает координацию общей и валютной политики индустриальных стран, на внутриполитическом -стимулирует улучшение общего и профессионального образования, создание новых профессий, сокращение рабочего дня и введение подвижного графика работы. Второй целью является преодоление инфляции, борьба с которой - задача не только государства, но и тех, кто является частью экономической системы с правом инициативы и свободой действия»24.
Жискар д’Эстэн говорит также о «новом росте» в экономике, который должен быть «более справедливым», чтобы уничтожить неравенство в обществе, «более развёрнутым», чтобы быть лучше адаптированным к новым мировым рынкам и особенностям французской экономики, «расчётливее и благороднее» по отношению к природе, и наконец, «более полезным», из-за лучшего применения25.
Рассуждая о свободе, порядке и безопасности, Жискар д’Эстэн выдвигает тезис о том, что открытое неповиновение дезинтегрирует общество. Порядок в обществе может быть «результатом или насильственного сдерживания или мирного использования свободы». Но он «не может быть твёрдо установ-
22 Ibidem.
23 Ibid. P. 102.
24 Ibid. P. 105.
25 Ibid. P. 109.
ленным или полностью принятым, если не учитывает право людей быть разными», ведь «индивидуальная свобода сама по себе никому не угрожает»26. Поэтому «демократическое общество должно быть способным рассчитывать на самодисциплину своих членов» и побуждать публичное проявление следующих качеств: объективность, сдержанность, уважение к чувствам других, обязанность корректировать ложную информацию. В плюралистическом обществе не только законодатели играют большую роль, но и каждая социальная группа должна накладывать ограничения, которые не должны смешиваться, потому что их смешение увеличит жестокость»27.
Защищая необходимость политических институтов, Жискар д’ Эстэн говорит о том, что «без организованных представительных политических институтов не может быть свободы и порядка»28. Сокращение роли государства, по его мнению, «не вызвало бы конец власти», но в этом случае она перейдёт в частные руки, где она имеет тенденцию превышаться. От этого и спасает общественная власть.
Государство - это «инструмент на службе у нации», во Франции оно должно развиваться, чтобы служить её людям и её территории. Но государство нельзя назвать демократическим, если в нём нет оппозиции, деятельность которой даёт «реальную возможность суверенитета его граждан» 29.
Государству Жискар д’Эстэн отводит следующие функции: оборона, суд и финансы. Но такие социальные задачи, как «образование, здоровье, защита окружающей среды, промышленное и сельскохозяйственное развитие», так или иначе тоже требуют «определённой степени» государственного вмешательства или участия30. Однако это «прямое вмешательство, которое увеличивает сферу государственного влияния, должно заме-
26 Ibid. P. 118.
27 Ibid. P. 123.
28 Ibid. P. 125.
29 Ibid. P. 126.
30 Ibid. P. 127.
ниться косвенным путём соглашений, контрактов, рекомендаций и стимулов»31.
Плюралистическое государство должно также уважать права своих граждан и избегать случайных решений, должно быть сильным и независимым. Лозунг плюралистического государства: «власть для граждан!». Другими словами, «власть для мужчин и женщин во всём их разнообразии и сложности, с их правом быть разными и с их изначальным равенством». Государство должно быть уважаемым, но это уважение невозможно получить, его нужно заслужить.
Таким образом, в доктрине Жискар д’Эстэна политические институты должны «гарантировать стабильность и эффективность, необходимую для демократической жизни», чему вполне, по его мнению, соответствует Конституция 1958 г., которая установила «наилучший баланс между политическими силами и обеспечила прочную исполнительную власть»32. И если политические дебаты во Франции примут характер «не мифической борьбы.., а соревнования, в котором люди, борющиеся в одиночку или в группах, смогут повернуться в сторону общего блага», тогда во Франции будет «сильная и мирная демокра-
33
тия» .
Концепция «новой демократии» Жискар д’Эстэна включает в себя и внешнеполитический аспект. В книге «К новой демократии» есть раздел, который называется «Французская демократия в мире»34. Здесь В. Жискар д’Эстэн говорит о необходимости более «твёрдо и прочно» укреплять мировые позиции Франции, внешняя политика которой будет базироваться на «желании оставаться независимой и на практике солидарности и сотрудничества»35.
Ратуя за независимость во внешнеполитическом курсе Франции, Жискар д’Эстэн говорил, что в существующих на тот момент условиях, в «мире, переплетённом тысячью нитями
31 Ibid. P. 128.
32 Ibid. P. 131.
33 Ibid. P. 136.
34 Ibid. P. 137.
35 Ibid. P. 138.
близких отношений, где идеи и люди постоянно спешат», независимость представляет собой уже не «изоляцию и самонадеянность», а процесс, непосредственно связанный с «единством и взаимодействием». Независимость в условиях 70-х годов обозначает «право самим решать всё, что мы считаем необходимым для французского народа»36. Независимость теперь больше, чем «вопрос оборонительных сил». Это также «поиск новых адекватных источников энергии, высокий уровень технологий»37. Она, по сути, является «наградой за союз», т.е. наградой за солидарность самих французов внутри страны.
«Солидарность и сотрудничество» - для Франции это должно ещё проявляться и в сближении с европейскими странами. Будучи европеистом, по своим взглядам, Жискар д’Эстэн развивал идею европейской интеграции и до президентства, и на выборах 1974 г., и в дальнейших программных документах.
Действия Франции в области европейской интеграции рассматривались Жискар д’ Эстэном как намерение «предотвратить разложение Европы на беспорядочные и слабые составляющие». Имея сходство в «образе жизни, цивилизации и политических институтах», государства Западной Европы должны, по его мнению, объединиться. Тем более в мире, где существуют «супердержавы» и где «другие группы государств уже объединены вместе: нефтяные производители, нейтральные страны, члены Организации Африканского Союза»38.
Для усиления европейской интеграции, по его мнению, требовалось сосредоточить усилия на двух важных аспектах: на «завершении экономического и валютного союза», а также на реализации «конфедеративного механизма Европейского союза». При реализации этой «новой, но трудной задачи» необходимо проявить «изобретательность и прагматизм всех партнёров Союза». Проявляя именно эти качества, Европа, по мнению Жискар д’ Эстэна, «обязательно займёт место в группировке, которая будет решать судьбу мира». С этим призывом он обращался, прежде всего, к национальным правительствам и парла-
36 Ibidem.
37 Ibid. P. 139.
38 Ibid. P. 140.
ментам - «единственным институтам, способным организовать конфедеративный союз Европы». Завершение экономического и валютного союза и реализация Европейской Конфедерации -это «внутренний бастион единства Франции»39.
Демократическая Франция Жискар д’Эстэна, «не рассматривая больше дипломатию в рамках конфликтов», готова присоединиться и к «внешнему бастиону международного сотрудничества». Эта страна, по его мнению, уже «не предъявляет территориальных претензий, и другие страны не предъявляют их ей», она «не практикует империализм - экономический, культурный, и тем более политический»40.
Но пока в мире доминирует баланс сил между великими державами и столкновение идеологий ведёт к интервенции -пока существует подобная ситуация, Франция будет «продолжать исполнять свои обязанности, проявляя бдительность, уважая свои союзы, борясь за мир и уважая право людей на самоопределение». «Франция будет продолжать терпеливо работать над разрядкой41, ведь это «единственный путь, ведущий к улучшению мира», который «через двухсторонние действия и через смягчение в идеологической конфронтации» должен стать «больше, чем реальностью»42.
Но за пределами двухполюсного мира Франция взаимодействует и с другими странами. Прежде всего, это «независимые государства Африки» - государства, которые разделяют французскую культуру и с которыми Франция связана «узами взаимной близости», государства, «чьё достоинство и независимость мы уважаем и с кем мы укрепили высокую степень понимания». Внешнеполитические намерения Жискар д’Эстэна по отношению к этим странам - «продолжать оказывать им финансовую и другую помощь, охраняя достоинство и независимость, которую как мы, так и они считаем примером для всего мира»43.
39 Ibidem.
40 Ibid. P. 140.
41 Ibid. P. 141.
42 Ibidem.
43 Ibidem.
Завершая изложение своей внешнеполитической концепции, Жискар д’Эстэн заявил, что Франция «вместо податливости искушению и опасностям конфронтации решила принять участие в дискуссиях...», поскольку «разрешение большинства проблем... может быть найдено уже не в чисто национальных или даже региональных рамках, а только на мировом уровне»44.
В конце своей книги Жискар д’Эстэн ставит «цель для Франции» и говорит, что план, который он выдвинул, «имеет сходство с будущей моделью общества в Европе». Эта модель не коллективистская, не капиталистическая, не противостоящая социализму западноевропейской традиции. Она представляет собой «современное демократическое общество, либеральное, поскольку все его власти организованы по плюралистической структуре, передовое, благодаря хорошим экономическим свершениям, социальному объединению и культурным достижениям»45. За реализацию этой модели отвечают те, кто стоит у власти. Но они нуждаются в поддержке основных социальных групп: администраторов, специалистов, менеджеров, всех рабочих, учёных и интеллектуалов, и наконец, это общество нуждается в поддержке молодых людей и предназначено для них. Для полного осуществления этого общества необходимо дождаться «движения коллективного сознания», которое откроет «новый взгляд на освобождение человека и на будущий курс человечества».
Свою концепцию «новой демократии» Жискар д’Эстэн изложил в сложный период правления, когда недовольство населения из-за обострившейся ситуации в экономике достигло своего апогея. Уход с поста премьер-министра Ж. Ширака повлёк за собой обострение отношений между правящей партией и голлистами. В этот период тяжёлыми были отношения и с левыми партиями. Во внешней политике необходимо было искать новые пути для решения экономических проблем (в Европе, СССР, США, Африке). Поэтому президент попытался объяснить гражданам Франции основные тезисы своего видения дальнейшего развития французского общества и доказать их преимущества.
44 т Р. 142.
45 ГЫа. Р. 146.
В основе политической концепции Жискар д’ Эстэна лежала идея либерального реформизма, которая утвердилась в 70 - 80-е годы в Западной Европе и США. Это была попытка приспособить традиционную праволиберальную идеологию к новым историческим условиям, когда система государственного регулирования приобретала всё более гибкие формы как в экономических, так и в социальных вопросах.
Жискардизм, по сути, это французский вариант неолиберальной концепции развития общества. Он представляет собой синтез личностных, социальных, политических и экономических элементов. Его нельзя отделить от личности Жискар д’Эстэна и его политики, от либеральной традиции Франции, от особенностей политики и экономики страны в 70-х - начале 80х годов. Жискардизм был достойной альтернативой традиционному голлизму и левым партиям. В плане развития институтов демократии, в модернизации нравов, в ряде социальных реформ эта политическая концепция, бесспорно, открыла «новую эру во французской политике» и способствовала глубокой трансформации французского общества.
Семилетнее правление Жискар д’ Эстэна в целом ознаменовано важными изменениями в экономике и социальнополитической жизни Франции. Наиболее успешно были проведены такие мероприятия, как увеличение размеров пособий по безработице, повышение гарантированного минимума заработанной платы, увеличение минимальных пенсий престарелым, снижение пенсионного рубежа для некоторых категорий населения. Был снижен возраст юридического совершеннолетия с 21 до 18 лет. После долгих дискуссий было официально разрешено досрочное прерывание беременности и упрощена процедура развода. Была проведена реформа телевидения в сторону меньшей его централизации, была отменена политическая цензура кино, отменено телефонное просушивание (за исключением случаев угрозы национальной безопасности страны и необходимости в процессе судопроизводства).
Однако некоторые меры оказались неудачными и вызвали недовольство различных социальных групп. Среди них реформа предприятия - проект Сюдро, который предполагал признание
профсоюзов в качестве равноправного социального партнёра предпринимателей и рекомендовал ввести представителей персонала предприятий в наблюдательные советы компаний. Сюда же можно отнести попытку установить налог на личные состояния, законопроект о борьбе с земельной спекуляцией и о налогообложении спекулятивной прибыли, получаемой при продаже недвижимого имущества, антикварной мебели, золота и других драгоценных металлов. Неудачной оказалась и попытка реформировать французскую школу.
Внешнеполитический курс Жискар д’ Эстэна в период его президентства, направленный на решение экономических проблем, тоже нельзя оценить однозначно. Ярким тому подтверждением является попытка установить диалог Север-Юг, организация встреч «большой семёрки», которые, с одной стороны, стали знаковыми событиями в истории международных отношений, а с другой - так и не решили до конца поставленных задач. Летом 1975 г. Жискар д’Эстэн от имени Франции подписал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, что позитивно сказалось на франко-советских отношениях. Но особенностью внешней политики Жискар д’ Эстэна стало также сближение с США в политической и экономической областях. В результате Жискар д’ Эстэн предпринял попытку играть роль посредника между двумя странами, что негативно сказалось на его авторитете внутри страны46. Неоднозначно можно оценить политику Жискар д’ Эстэна в области европейского строительства. В этом направлении Франция была очень активна. В области экономики была реализована попытка таможенного и валютного союза (создание денежной единицы экю47). В политической сфере были расширены полномочия наднациональных органов Европейского сообщества, создан Европейский совет. Депутаты в Европейский парламент с
1979 г. стали избираться всеобщим голосованием, в состав Европейского сообщества вошла Греция. В 1975 г. между Сообще-
46 Во время избирательной кампании 1981 г. противники Жискар д’Эстэна припомнили ему тайную встречу с Брежневым в Варшаве в мае
1980 г.
47 От англ. European Currency Unit.
ством и 46 государствами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана была подписана Ломейская конвенция. С одной стороны, благодаря этим мерам не все экономические проблемы Европейского сообщества были решены, но, с другой - многие из этих шагов, реализованных Жискар д’ Эстэном, стали основой современного Европейского союза.
Таким образом, начав с важных реформ французского общества, Жискар д’ Эстэн не довёл до конца свои намерения. Поэтому неолиберальный курс президента приобрёл незаконченный, а впоследствии, довольно противоречивый характер. Незаконченность реформ Жискар д’Эстэна можно объяснить как субъективными (неполное соответствие его концепции реалиям времени и отход от неё), так и объективными причинами (экономические потрясения, ставшие следствием глубокого экономического кризиса, который охватил Францию ещё в 1973 -1974 гг.).
В силу многих обстоятельств - экономического кризиса, невозможности продолжения социальных и политических реформ и их непопулярности и как следствие этого снижения популярности правительства и самого президента, а также в силу кардинальных политических изменений - на президентских выборах в мае 1981 года победу одержал лидер французских социалистов Ф. Миттеран.
Однако и после своего поражения Валери Жискар д’Эстэн продолжал и продолжает влиять на политическую жизнь страны и Европы в целом. Таким образом, жискардизм - его концепция «новой демократии», по словам молодого казанского исследователя Д.В. Шмелёва, - «это всё ещё современность, ставшая ис-
48
торией» .
Барсукова Анна Владимировна - аспирантка кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.
48 Шмелёв Д.В. Указ. соч. С. 11