Научная статья на тему 'Европейская институциональная политика Валери Жискар д'Эстэна: общий анализ'

Европейская институциональная политика Валери Жискар д'Эстэна: общий анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барсукова А. В.

Анализируется европейская институциональная политика известного французского политического деятеля Валери Жискар д'Эстэна. Статья основана на интервью автора с господином Жискар д'Эстэном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European institutional policy of Valéry Giscard d'Estaing: general analysis

The article analyses the European institutional policy of the famous French politician Valéry Giscard d'Estaing. The research is based on the data collected during the interview with Mr. Giscard d'Estaing.

Текст научной работы на тему «Европейская институциональная политика Валери Жискар д'Эстэна: общий анализ»

17. Luxmoore J. Wojtyla lectures reveal he saw communism as based in misunderstanding // National Catholic Reporter. 1999. 5 Nov.

18. Boktazec J. Jan Pawel II i demokracja [Electronic resource]. Mode of access: http://www.liberator.lbl.pl

19. Ornatowski C. A Christian Athens: The Rhetoric Of Pope John Paul II And The Political Transformation In Poland, 1979—1989 [Electronic resource]. Mode of access: http://www.rohan.sdsu.edu/dept/drwswebb/lore/contents.html

20. Haberman C. Gorbachev Visits Pope at Vatican [Electronic resource]. Mode of access: http://www.nytimes.com/1989/12/02/international/europe/02POPE.html

21. Ярошевскии Т. М. Социальная доктрина католицизма и проблемы сотрудничества марксистов и верующих в ПНР // Вопросы научного атеизма. 1987. №36.

22. Лебек Э. Тайная история дипломатии Ватикана. М., 2004.

23. ВеигелДж. Иоанн Павел II. М., 2001.

24. Эггерт K. Послесловие к жизни Иоанна Павла II [Electronic resource]. Mode of access: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_4229000/4229873.shtm

Об авторе

Ю. А. Виноградова — асп., РГУ им. И. Канта, mkoroleva@bk.ru.

75

УДК 940.55 (44)

А. В. Барсукова

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ВАЛЕРИ ЖИСКАР Д’ЭСТЭНА: ОБЩИЙ АНАЛИЗ

Анализируется европейская институциональная политика известного французского политического деятеля Валери Жискар д’Эстэна. Статья основана на интервью автора с господином Жискар д ’Эстэном.

The article analyses the European institutional policy of the famous French politician Valery Giscard d’Estaing. The research is based on the data collected during the interview with Mr. Giscard d’Estaing.

Валери Жискар д’Эстэн принадлежит к числу французских политических деятелей, которые играли и продолжают играть важную роль в процессе европейской интеграции. Его основной вклад относится к двум областям: валютной и институциональной, однако именно последняя, по его мнению, является «единственно сложной вещью» [1, p. 245] в строительстве Европы.

Будучи «по сути федералистом» [2], но вынужденный лавировать между голлистской идеей «Европы отечеств» и идеей последователей Р. Шумана о создании «федеральной Европы», Жискар д’Эстэн в 1960-х гг. предложил формулу «мягкой конфедерации» (confederation souple), которая, по сути, представляла собой систему федеративного устройства и позже была описана в программе его партии [3].

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 12. Гуманитарные науки. С. 75—78.

76

Европейское направление стало приоритетной осью внешней политики Франции в первые годы септенната1 Валери Жискар д’Эстэна (1974—1981), которую он начал вести в условиях мирового экономического кризиса. В кризисной ситуации находилась и европейская институциональная система: паралич Совета министров и слабость Комиссии поставили деятельность институтов в тупик. На Парижском саммите 1974 г. Франция много внимания уделила институциональному вопросу, воспользовавшись широтой возможностей в выдвижении инициатив, которое предоставляло ее председательство в Сообществе.

Этот саммит стал первым заседанием Европейского совета — нового для Европы органа. По мнению Жискар д’Эстэна, преодоление «слабости» существовавшего Совета министров путем придания регулярности заседаниям и превращения его в «место систематических решений» [2] положило начало исполнительной европейской власти. Эту реформу обвиняют в недостатке демократичности, поскольку она, по мнению критиков, вернула Сообщество назад к межправительственному стилю принятия решений, который «ослабил право национального вето и минимизировал роль наднациональных акторов, таких, как Комиссия» [4, р. 101].

Во время президентства Жискар д’Эстэна именно этим были недовольны представители «малых стран», которые в противовес усилению исполнительной власти предложили систему прямых всеобщих выборов в Парламентскую ассамблею. Пять из семи стран — членов Европейского совета согласились с этой необходимостью, и 10 июня 1979 г. выборы депутатов состоялись по новой системе.

Жискар д’Эстэн, положительно оценивая эту реформу, считает, что она была «очень важна и естественна» [2] для демократической системы Европы. В этом отношении еще в 1970-х гг. его поддержали сторонники постепенной интеграции. Однако федералисты считают, что на институциональном уровне Сообщество в итоге не стало ни федерацией, ни конфедерацией. Некоторые современные исследователи видят в этой реформе «привязывание строительства Европы к конституционному праву» [5, р. 188], что приблизило ее к федерации.

Таким образом, незавершенность и противоречивость реформ европейских институтов с последующим расширением Европейского сообществ стала «дополнительным “дефектом” в институциональном равновесии Сообщества» [6, р. 230]. Это стало причиной пересмотра политической системы Европы и усложнения ее новыми базовыми документами, к которым относятся Единый европейский акт (1986), Маастрихтский (1992) и Амстердамский (1997) договоры, а также договор в Ницце (2001).

Новый этап европейской институциональной политики Валери Жискар д’Эстэна начался в декабре 2001 г., когда он был назначен председателем Конвента по будущему Европы. Основной целью этого органа был поиск «средства для устранения недостатков» [2] европейского строительства через проект Конституции, в который должны были войти основные тезисы уже существующих договоров.

1 Септеннат (фр. звр1вппа{) — семилетний срок президентского мандата во Франции.

Конвент начал свою работу в феврале 2002 г. Заседания проходили в напряженной обстановке, и Жискар д’Эстэн вновь столкнулся с оппозицией «малых стран». Чтобы избежать ограничений системы сменного президентства в Европейском совете и тем самым усилить его значение, Жискар д’Эстэн предложил ввести должность постоянного председателя, в функции которого входили бы подготовка и координирование саммитов. Сначала это предложение подверглось критике. Федералисты, среди которых было много представителей Бельгии, предложили ввести должность «президента Европы», который управлял бы и Советом, и Комиссией. Однако это было неприемлемо для крупных стран Европейского союза (ЕС), поэтому Великобритания, Испания и Франция поддержали предложение Жискар д’Эстэна. Большинство же «малых стран» и присоединившаяся к ним ФРГ, настаивая на усилении власти Комиссии, выдвинули предложение, чтобы ее председатель избирался Европейским парламентом.

Компромисс был принят после начала войны в Ираке, которая быстро изменила международную обстановку и, с одной стороны, еще раз доказала отсутствие общей внешней политики в ЕС, а с другой — вновь сблизила Францию и Германию. В итоге последняя приняла идею о введении должности председателя Европейского совета, избираемого его членами на срок 2,5 года с возможностью однократного переизбрания. Взамен было прописано, что председатель Комиссии будет избираться Европейским парламентом [7], что повышало его демократическую легитимность и устанавливало прямую связь между предпочтениями избирателей и направленностью политики исполнительной власти в системе европейских институтов.

В июне 2004 г. после очередного расширения состава ЕС до 25 членов в тексте Конституции были приняты новые изменения. Одним из них является принцип «двойного большинства» при голосовании в Европейском совете [7], который еще в 2003 г. был предложен В. Жискар д’Эстэном и заключался в системе принятия решений Совета через голосование не менее 50% стран-членов и 60% населения ЕС. В ходе заседаний порог двойного большинства был увеличен соответственно до 55% и 65%. Это, безусловно, было шагом вперед, поскольку заменяло сложную систему равновесия голосов, которая была принята по Ниццскому договору.

Была также расширена и упорядочена роль Европейского парламента. Термин «законодательная процедура», который пришел на смену термину «совместное решение», был распространен почти на все сферы, за исключением внешней политики, в которой Парламенту принадлежит только консультативная роль. Как и все демократические ассамблеи, Парламент получил право голосовать по всему бюджету, а не только по «необязательным» затратам, как было в прошлом [7].

В тексте Конституции, по сути, была отражена концепция политического устройства Европы, которой Жискар д’Эстэн придерживается сейчас и которая сводится к «федерализму через предоставление компетенций» [2], т. е. государства — члены ЕС остаются национальными государствами, а предоставленные им компетенции становятся федеральными.

77

78

В 2004 г. в Риме главы государств и правительств ЕС подписали «Договор, учреждающий Конституцию для Европы». Однако «нет» на референдумах во Франции и Голландии стало причиной очередного институционального кризиса в ЕС. После майских выборов 2007 г. новый президент Франции Николя Саркози предложил партнерам ЕС проект «упрощенного договора», который заменил бы Конституцию. После сложных переговоров на Брюссельском саммите Европейского совета в июне 2007 г. 27 членов ЕС (уже вместе с Болгарией и Румынией) согласились с этой необходимостью.

Реакция на эти события со стороны Жискар д’Эстэна проявилась в открытии его электронного блога под названием «За демократию в Европе» [8], где он выступает с готовностью поддержать упрощенный договор в том случае, если в его тексте не будут затронуты статьи Конвенции по институтам. В ходе Лиссабонского саммита 13 декабря 2007 г. упрощенный договор был подписан. Основная идея Конституции о превращении ЕС в надгосударственное образование и полноценный субъект международного права была перенесена в упрощенный вариант договора. Последующее его принятие или непринятие в странах-членах покажет, будет ли разрешен институциональный кризис в ЕС.

Таким образом, европейская институциональная политика всегда занимала важное место в политической карьере Жискар д’Эстэна. С вступлением в должность президента Франции у него появилась возможность реализовать свою концепцию совершенствования европейской структуры на практике. Акцент был сделан на институты Сообщества. Однако проведенные реформы были несовершенны и встретили критику со стороны «малых стран». Поэтому назначение В. Жискар дЭстэна главой Конвента по будущему реформированию ЕС дало ему возможность продолжить начатые во время септенната изменения институциональной системы.

Список источников и литературы

1. Giscaid d’Estaing V Memoires vivante. Entretien avec Agathe Fourgnaud. P., 2001.

2. Интервью с господином В. Жискар д’Эстэном. Париж, 22 июня 2007 г. Запись сделана автором статьи // Архив автора.

3. Imaginei l’avenir: propositions l^rales ёtablies par les clubs Perspectives et realms. P., 1972.

4. Nicolaidis K, Howse R. The Federal Vision: Legitimacy and Levels of Governance in the Unites States and the European Union. Oxford, 2001.

5. Chopin T. Le Parlement europёen // Berstein S., Sirinelli J-F. Les anMes Gis-card. Vatery Giscard d’Estaing et l’Europe. 1974—1981. P., 2006.

6. OliviB. L’Europe difficile. Histoire politique de l’irt®gration europёenne. P., 2001.

7. La Convention europёenne [Electronic resource]. Mode of access: http://european-convention.eu.int

8. Blog de Vatery Giscard d’Estaing ‘Pour la dёmocratie en Europe’ [Electronic resource]. Mode of access: www.vge-europe.eu

Об авторе

А.В. Барсукова — acn., РГУ им. И. Канта, annabar01@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.