Научная статья на тему 'Валеология - научно-педагогическая основа культуры здоровья'

Валеология - научно-педагогическая основа культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давиденко Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валеология - научно-педагогическая основа культуры здоровья»

счет пристеночных наложений фибрин, некотором ухудшении эластических свойств артерии, небольшой инфильтрации периоперационных тканей. В случае адекватной эндартерэктомии уже к 8-12 месяцам внутренняя поверхность становилась ровной, а эластические свойства сосуда восстанавливались. Через 1,5-2 года в стенке начиналось диффузное формирование плоских фибринозных атеросклеротических бляшек по всему протяжению эндартерэктомированной артерии. К 4-5 годам наблюдалось стандартное прогрессирование атеросклероза, сопровождающееся утолщением и уплотнением бляшек с изменением их формы, развитием очагового кальциноза, без значительного стенозирования просвета. Темпы развития атеросклеротических бляшек после полузакрытой петлевой эндартерэкто-мии не превышали таковых при первичном атеросклерозе. В зонах артерии, где граничили дезоблитерированная и недезоблитерированная части сосуда, не отмечалось избыточной атеросклеротической пролиферации или каких-либо рубцовых изменений самой стенки и периартериальных тканей. В части артерии, не подвергшейся эндартерэктомии, но подвергшейся механическому воздействию во время операции, не выявлено ускоренного атерогенеза. В отдельных наблюдениях имело место расширение подвздошных артерий после ППЭАЭ не более чем на четверть от первоначального диаметра.

Таким образом, в настоящее время мы видим следующие преимущества полузакрытой петлевой эндартерэктомии аорто - бедренного сегмента: лучшие по сравнению с синтетическими шунтами результаты отдаленной проходимости, устойчивость к инфекции, быстрота, малая травматич-ность, возможность выполнения у пожилых больных и пациентов с тяжелой сопутствующей патологией. В настоящее время основными противопоказаниями к полузакрытой петлевой эндартерэктомии являются: каль-циноз с поражением всех слоев стенки артерии, гипоплазия подвздошных артерий, патологическая извитость подвздошных артерий и аорты, дилата-ция подвздошных артерий и аорты, высокая окклюзия аорты (последнее противопоказание является относительным). В этих случаях предпочтение отдается шунтирующим вмешательствам.

Д.Н. Давиденко

ВАЛЕОЛОГИЯ - НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Кафедра физического воспитания СПбГПУ

Здоровье — величайшая человеческая ценность. Очевидно, хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций; фундамент самореализации личности.

Выступая с посланием Федеральному Собранию 8 июля 2000 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «...Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше, численность населения

страны ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. Если верить прогнозам, через 15 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Если нынешняя тенденция сохранится, - выживаемость нации окажется под угрозой...»

Анализ происходящих в России социально-экономических преобразований показывает, что, к сожалению, человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности - это помощь не только себе, но и окружающим («Спаси себя - и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственными являются физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т.д.

Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на наш взгляд, образование и просвещение человека. О того, какими будут выпускники школ, вузов, во многом будет определяться будущее России. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны.

«Медициной здоровья» является валеология (от лат. уа1ео - здравствовать), родившаяся в России в 80-е годы прошлого столетия новое междисциплинарное научно-педагогическое направление. Именно тогда профессор И.И. Брехман предложил термин «валеология» для обозначения «здоровья человека». Возникновение валеологии, по мнению академика РАМН В.П. Казначеев, - это прорыв российского интеллекта в науках о здоровье.

Предметом изучения валеологии является сфера здравствования человека. Основными проблемами валеологии является: 1) здоровье как биосоциальная категория; 2) механизмы формирования здоровья; 3) методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; 4) практические способы сохранения и укрепления здоровья; 5) теория и методика валеологического образования.

Объектом изучения валеологии выступает здоровый человек и человек, находящийся в так называемом состоянии предболезни, а цель валео-логии - вооружить человека научно-теоретическими знаниями о формиро-

вании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Валеология объединяет усилия медиков, биологов, философов, социологов, психологов, педагогов, экологов, культурологов и других специалистов в создании учения о здоровье и валеопрактических (оздоровительных) технологий. Валеология - это метанаучная теория и практика здоровья.

Многие науки носят комплексный характер. Например, математика -это алгебра, арифметика, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, теория вероятности, теория ошибок, теория множеств. Интегрально математику объединяет теория чисел. Комплексный характер физики, химии, биологии, анатомии, физиологии, медицины, астрономии — общеизвестны. Валеология опирается на морфологию и физиологию человека, гигиену, экологию, генетику, фитотерапию, гомеопатию, фармакологию, психологию, физическую культуру, ботанику, цитологию, хрононавтику и др.. Валеология как наука об индивидуальном здоровье человека - наука педагогической стратегии XXI века.

Педагогическая стратегия должна опираться: а) на здравосохраняю-щие основания наук; б) на здравосохраняющие элементы педагогики; в) на здравосохраняющую культуру и искусство нации. Только такой «педагогический ансамбль» даст нам человека здорового, умного и красивого.

До сих пор раздаются голоса - зачем создавать валеологию, когда есть гигиена? В своей монографии украинские валеологи Г.Л. Апанасенко, А.А. Попова приводят сравнение этих научных дисциплин, убедительно иллюстрирующее различия гигиены и валеологии.

Отметим, медицина не может дать ответ на вопрос о сущности здоровья, так как медицина решает проблемы болезней, а не здоровья. Рассмотрение «здоровья» не только как медико-биологической категории, а и с позиций культуры - необходимо и правомерно.

Валеологию нужно рассматривать как научно-педагогическую дисциплину о формировании резервов биологической и социальной адаптации человека, о потенциях физических и духовных (душевных) сил человека, как научную основу здорового образа жизни.

Валеология, по нашему мнению, включает в себя две составные части (см. схему): 1) теоретическую и 2) практическую валеологию.

В рамках теоретической валеологии могут быть выделены ее научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, экологический, культурологический и т.д.

В рамках практической валеологии следует выделять два относительно самостоятельных раздела: 1) диагностическая валеология (валео-метрия — измерение здоровья) и 2) собственно практическая валеология (оздоровление организма).

С учетом направленности охвата валеологических знаний можно выделить общую валеологию и специальную валеологию. Специальная ва-

леология - это возрастная, семейная и профессиональная валеология.

Как учебная дисциплина валеология может быть подразделена на: 1) дошкольную, 2) школьную, 3) вузовскую и 4) поствузовскую валеоло-гию.

Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здравствования человека, и в частности - индивидуального здоровья. Общественное здоровье - предмет исследования социальной гигиены. Вместе с тем, валеологи хорошо себе представляют роль социально-гигиенических факторов в сохранении и укреплении здоровья индивида. И в системе оздоровительных средств они предусматривают соответствующие мероприятия, корригирующие образ жизни человека.

В 1996 году был утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040700 -«Валеология» (квалификация врач-валеолог-преподаватель и педагог-валеолог). Началась эпоха внедрения в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана учебной дисциплины «Валеология». Открываются в ряде вузов кафедры валеологии, вводятся спецкурсы по валеологии, создаются специализированные журналы, защищаются диссертационные работы валеологической тематики, проводится серия научных форумов различного уровня по актуальным проблемам валеологии, издаются учебные пособия, монографии, научно-популярные книги и т.д.

В 2000 г., как ни странно, в России закончилась эпоха «валеологиза-ции» образования: валеология как учебная дисциплина Министерством образования РФ ликвидирована.

Каждому здравомыслящему человеку совершенно очевидно, что срочно необходимо предпринять серьезные шаги на пути решения проблемы «Здоровье нации».

Следует отметить, что в настоящее время валеологическое образование учащейся молодежи в определенной степени дают вузовские кафедры физического воспитания. Это обусловлено особенностью Примерной программа дисциплины «Физическая культура» Министерства образования и науки РФ. Учебная дисциплина «Физическая культура» направлена на решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач, в частности: знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование моти-вационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности и т. д.

Несмотря на валеологическую направленность вузовской физиче-

ской культуры, эффективность курса «Физическая культура» низка. Это обусловлено недостаточно высокой валеологической эрудицией профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания. Необходимо открытие кафедр валеологии в каждой академии физической культуры. Назрела необходимость и в подготовке учебника по валеологии и для средних, и для высших учебных заведений.

Валеология сейчас - относительно новая научная и учебная дисциплина, не имеющая пока четко сложившейся структуры и методики преподавания. Вместе с тем, это перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекоз-нания в целом. При реализации комплексного, междисциплинарного подхода в анализе проблемы «человек и его здоровье» валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации. Валеология, без сомнения, в скором будущем станет одним из важнейших научно-педагогических направлений в наступившем столетии.

Основоположник валеологии профессор И.И. Брехман писал: «Валеология родилась. Почему этого слова нет в словаре? Почему у нас нет зеркального отражения науки о болезни? Хочется верить, что это слово появится во многих словарях, что валеология превратится в большую самостоятельную науку и породит в ряде стран государственную систему обеспечения здоровья. Пока положено лишь начало валеологии, но, как считал великий Пифагор: «Начало - половина целого».

А.П.Денисов, С.В.Быструшкин, Е.М.Усова, Е.Э.Шлыкова

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОК ПЕРВЫХ КУРСОВ ВУЗОВ г. ОМСКА

г.Омск, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Несмотря на наметившиеся некоторые положительные тенденции основных демографических показателей в целом ситуация в России, является катастрофической. С 1992 года число умерших превышает число родившихся, в результате, даже при положительном сальдо миграции, население страны ежегодно уменьшается на несколько сотен тысяч человек. В то же время незначительное увеличение числа родившихся в последние несколько лет обусловлено главным образом не ростом рождаемости, а увеличением численности населения в наиболее плодовитых возрастах (2029 лет) более чем на 174 тыс. человек.

Неслучайно правительством предусмотрены невиданные в новейшей истории России экономические меры по стимулированию рождаемости. Актуальность и своевременность их несомненна. Однако маловероятно, что они смогут вывести страну из демографического тупика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.