И. Ю. ТЮРИНА старший преподаватель кафедры социологии РХТУ им. Д. И. Менделеева*
Валеологический потенциал семьи - важнейший фактор формирования культуры здоровья ребенка
Сегодня много говорят о здоровье, что не случайно. Здоровье - это основа индивидуального благополучия, полноценной
жизнедеятельности каждого человека и залог устойчивого общественного развития. Анализ данных государственной статистики позволяет увидеть, что в целом последующие молодые поколения имеют меньший потенциал здоровья, чем предыдущие. Например, рост заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет по основным классам и группам болезней, выявленным впервые в жизни, в период с 2000 по 2008 гг. составил 25%, среди современных первоклассников абсолютно здоровых детей - 4,3%1.
Непростая ситуация с состоянием здоровья осложняется отсутствием у большинства взрослого и детского населения навыков и традиций здоровьесбережения. Поэтому проблема формирования культуры здоровья подрастающего поколения становится одной из основных задач современности.
Ключевую роль в создании фундамента здоровья, в воспитании основ здорового образа жизни играет семья. Дошкольный возраст, по мнению специалистов, особенно благоприятный период для формирования культуры здоровья. В это время в процессе первичной социализации дети активно усваивают нормы, правила поведения, ценности своей культуры, приобретают базис личностной культуры. Валеологический воспитательный потенциал семьи становится
"Тюрина Ирина Юрьевна, e-mail: [email protected]
1 См.: Здравоохранение в России. М., 2009; Стенографический отчёт о заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 19 января 2010 года // http://special.kremlin.ru
важнейшим фактором формирования культуры здоровья ребенка-дошкольника.
Поэтому изучение степени готовности семьи к валеологической социализации детей - процессу воспитания и обучения, направленному на укрепление здоровья и развитие культуры здоровья, навыков зож -стало одной из целей социологического исследования, проведенного под руководством автора статьи в 2009 г. в г. Москве. Объектом исследования стали 250 семей с ребенком в возрасте от 3 до 7 лет. Отбор респондентов осуществлялся методом доступной (неслучайной) выборки. Был осуществлен сплошной опрос родителей воспитанников ДОУ № 172 и № 1072 Москвы в форме стандартизированного интервью.
Валеологический воспитательный потенциал семьи в качестве основы социализирующе-воспитательной деятельности включает в себя валеологическую грамотность и педагогическую культуру родителей.
Педагогическая культура есть часть общей культуры человека, это непрестанно обогащающийся опыт семейного воспитания детей. Ее основными компонентами являются: осознание воспитательных целей и ответственности за воспитание детей; педагогическая подготовленность родителей или определенный объем психолого-педагогических, медицинских и других видов знаний; практические умения и навыки организации жизнедеятельности детей в семье, знание методов воспитательного воздействия; умение устанавливать продуктивную связь с другими воспитательными институтами.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, и они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но родительская ответственность - это, в первую очередь, нравственно-психологический феномен, характеризующийся чувством долга по отношению к детям, и лишь затем юридическо-правовой.
Понимание ответственности за воспитание здорового поколения, осознание такой воспитательной цели, как всестороннее развитие и формирование культуры здоровья ребенка, напрямую зависят от валеологической грамотности родителей - уровня овладения знаниями о здоровье и практическими навыками по оздоровлению себя и своего ребенка.
Согласно полученным данным, современные родители, имеющие детей дошкольного возраста, достаточно высоко оценивают уровень своей валеологической грамотности. Результаты самооценки родителями своих валеологических знаний (о физиологических особенностях своего пола и возраста, об особенностях возрастного развития ребенка, о факторах риска возникновения наиболее распространенных заболеваний взрослых и детей, о влиянии различных сторон образа жизни на здоровье детей и взрослых, правил санитарно-гигиенической культуры, правил оказания первой помощи и самолечения) отражают следующее распределение валеологической образованности родителей: высокий уровень имеют 56% опрошенных, средний - 32,3%, низкий - 11,7%.
Уровень валеологической грамотности родителей обусловливает развитие когнитивного компонента культуры здоровья у детей: в семьях с высоким уровнем валеологической грамотности родителей 35% детей имеют высокий уровень знаний о здоровье и 11% - низкий, со средним -11% и 25% детей соответственно, с низким - 0% и 50%.
Уровень имеющихся психолого-педагогических знаний по вопросам воспитания ребенка-дошкольника чуть менее половины опрошенных нами родителей (48,6%) оценили на 5 баллов из 5, 41% - на 3-4 балла и 10,4% - на 1-2 балла. Однако распределение ответов родителей на вопрос об основной деятельности ребенка дошкольного возраста показывает, что субъективная оценка родителями своих психолого-педагогических знаний несколько завышена: только 37% родителей
абсолютно правильно определили игру в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте, 29% родителей считают, что это -обучение, 16% - творческий труд, 7% - учебно-трудовая деятельность и 11% - затруднились ответить.
Помимо когнитивной подготовленности родителей к воспитательной деятельности важно умение на практике проявлять качества воспитателя, применять имеющиеся знания в процессе социализации ребенка, организовывать его и руководить им опираясь на различные психолого-педагогические методы и средства. В связи с этим другим показателем уровня педагогической культуры родителей в сфере формирования культуры здоровья ребенка являются применяемые ими методы воспитания.
Абсолютное большинство родителей отмечает, что целенаправленно формируют у своих детей те или иные элементы культуры здоровья. Все опрошенные ответили, что стараются формировать у своего ребенка знания о здоровье и отношение к здоровью как к ценности, только 1,7% родителей сказали, что не учат детей правилам безопасного поведения в быту, транспорте и на улице, 2% - что не воспитывают у ребенка санитарно-гигиенические навыки и практики. Однако такой важный элемент деятельностного аспекта культуры здоровья, как привычка ежедневно заниматься физкультурой, современными родителями практически не формируется, только 10,4% родителей отметили, что делают это.
Как показало исследование, даже целенаправленная деятельность родителей далеко не всегда дает ожидаемый результат. Так, например, только у 58,3% детей, чьи родители отметили, что формируют у своего ребенка привычку заниматься физкультурой, имеется данная привычка.
Почему же воспитательная деятельность родителей часто оказывается недостаточно эффективной? Результаты формирования культуры здоровья ребенка, как и развития любого другого качества
личности, во многом зависят от правильности избранного пути или метода воспитания.
Одним из вариантов классификации методов воспитания является широко распространенная классификация, которая включает: методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы
л
формирования чувств и отношений (стимулирования)1.
Данная классификация как нельзя более точно соответствует структуре культуры здоровья ребенка. Методы формирования сознания выступают таким образом основными способами развития когнитивного компонента культуры здоровья, методы формирования поведения -деятельностно-практического, а методы формирования чувств и отношений - ценностно-мотивационого.
Знания о здоровье современные родители формируют у своих детей с помощью таких методов, как личный пример (46%), убеждение и внушение (37%), чтение рассказов и сказок (34%), сравнительный анализ последствий здорового и нездорового поведения (30%), игра (27%), занятия по специальным развивающе-обучающим пособиям для дошкольников по теме здоровья (17%), поощрение и наказание (20% и 9,3% соответственно), требование (8,4%). Наиболее эффективными методами формирования когнитивного компонента культуры здоровья ребенка оказались метод примера, чтение рассказов и сказок, игра, занятия по специальным развивающе-обучающим пособиям для дошкольников по теме здоровья. В тех семьях, где для развития валеологического сознания ребенка используются данные методы, уровень знаний детей о здоровье значительно выше (р<0,05), чем в семьях, где приоритными в данном процессе являются другие методы, такие как убеждение, внушение, поощрение, наказание. Так, например, в тех семьях, где в основе совместных игр ребенка со взрослыми часто присутствует сюжет «о здоровье», 93% детей имеют высокий уровень
1 См.: Безрукова В.С. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1999, с. 68- 71.
валеологических знаний; в семьях, активно использующих тематические пособия - 94%; в тех же семьях, где акцент сделан исключительно на методе внушения и убеждения, только 13% детей обладают хорошими знаниями о здоровье.
Большинство родителей забывает о том, что ведущим типом деятельности ребенка-дошкольника является игра и именно в игровой форме наиболее полно усваиваются те или иные знания - менее трети родителей обращаются к игре как к великолепному помощнику в овладении детьми валеологическими знаниями.
Формирование мотивационно-ценностного компонента культуры здоровья детей оказалось для опрошенных родителей наиболее сложной проблемой в их воспитательно-социализирующей деятельности. На вопрос «Ввоспитываете ли вы у своего ребенка отношение к здоровью как к ценности?» более половины опрошенных затруднились ответить, 27% ответили, что не делают этого, так как считают, что в силу раннего возраста «ребенок еще не может этого понять» либо не знают, «как это можно делать». 18,6% родителей ответили, что стараются сформировать у своего ребенка ценностное отношение к здоровью и делают это «своим примером», говорят, «что быть здоровым хорошо, а болеть плохо», что «здоровье надо беречь», «о здоровье нужно заботиться смолоду». Очевидно, что современные родители полностью не осознают того, как и когда складывается система ценностных ориентаций ребенка, какова роль семьи в процессе формирования мотивационно-ценностного компонента культуры здоровья ребенка, и, следовательно, нуждаются в подобных знаниях.
Основными методами формирования и стимулирования практической деятельности выступают упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, игра, поощрение и наказание. Названные методы организации деятельности и формирования поведения, к которым, по нашему мнению, необходимо
добавить универсальные методы личного примера и игры, решая свою основную задачу, косвенно влияют и на формирование сознания ребенка. Поэтому активно формируя деятельностно-практический компонент культуры здоровья у своего ребенка родители способствуют развитию и других ее сторон.
Среди опрошенных нами родителей оказались наиболее популярны такие методы формирования у ребенка санитарно-гигиенических навыков и практик, как личный пример (64,4%), внушение и убеждение (42%), а также беседы и рассказы (27%); менее четверти родителей для достижения названной цели используют метод требования (22%), воспитания ситуацией (20,6%), игры (20%), поощрения (19%) и небольшая часть родителей опирается на методы упражнения (многократного повторения) (13,7%), соревнования (10%) и наказания (10,7%). Подобный перекос в системе методов в сторону вербального воспитания, воспитание словом, а не делом затрудняет накопление ребенком необходимого практического здоровьесозидающего опыта.
Так, привычка чистить зубы утром и вечером, по словам родителей, имеется лишь у 49,8% детей, еще 33% приучены делать это только утром и 3,8% только вечером, 13,4% детей не имеют привычки чистить зубы, причем последняя группа на одну треть состоит из детей в возрасте 5-6 лет. Независимо от пола и возраста каждый раз перед едой моют руки 62% детей, а по возвращении с улицы - 78%, умываются утром и вечером 70,8% детей.
В целом высокий уровень сформированности санитарно-гигиенических привычек (т.е. ребенок привык чистить зубы утром и вечером, всегда по возвращении с улицы и перед едой мыть руки, ежедневно умываться утром и вечером) имеет 32% детей, средний -43,8% и низкий - 24,5%.
Другой важнейший элемент деятельностного аспекта культуры здоровья - привычку ежедневно заниматься физкультурой -
целенаправленно формирует у своих детей лишь десятая часть родителей. Положительного результата достигают те родители, которые совместно с ребенком регулярно выполняют оздоровительные упражнения либо водят ребенка в спортивные секции, что еще раз подтверждает особую значимость родительского примера либо примера значимых других (тренер, друзья) в формировании физической активности ребенка дошкольного возраста.
Неосведомленность родителей о роли ведущего типа деятельности в психосоциальном и физическом развитии детей (о чем говорилось выше) приводит к тому, что жизнедеятельность ребенка-дошкольника в семье недостаточно насыщена игрой - важнейшим средством формирования у ребенка тех или иных знаний, ценностных ориентаций, практических навыков. С трехлетними детьми взрослые ежедневно играют в 62,5% опрошенных семей, с детьми 4-5 лет - в 50%, 6-7 лет - в 51%, а среди ответов на вопрос «Как обычно вы с ребенком проводите выходной день?» варианты «играем в подвижные игры», «играем в обучающие и развивающие игры» и «занимаемся зимними и летними видами спорта во время сезона» отметили соответственно 26,6%, 37,3% и 36,5% родителей. Как способ социализации ребенка в области здоровья игра родителями практически не используется: на вопрос «Как часто в основе совместных игр вашего ребенка со взрослыми членами семьи лежит сюжет о здоровьесозидающей жизнедеятельности людей, животных, вымышленных персонажей?» ответ «часто» дали 10% родителей, «иногда» - 51%, «никогда» - 10,2% и затруднились ответить - 28,8%.
Еще одним компонентом педагогической культуры в сфере формирования культуры здоровья является умение родителей устанавливать продуктивную связь с другими воспитательными институтами по вопросам развития у детей валеологической культуры. Исследование показало, что родители не считают данный вопрос
важным. 62,6% родителей сказали, что не нуждаются в помощи детского сада по углублению знаний о здоровье и обучению ребенка здоровому образу жизни и 24,3% - что нуждаются. Но большинство последних не готово активно взаимодействовать с ДОУ по данному вопросу и предпочитают «пассивные» формы получения недостающих знаний: материалы в уголке для родителей, получение литературы у воспитателя для домашнего чтения. Только треть родителей, которым нужна помощь детского сада в углублении знаний о здоровье и обучении ребенка здоровому образу жизни, хотели бы посещать совместно с детьми семейные занятия в детском саду, получать индивидуальные консультации сотрудников ДОУ, и четверть из них готовы посещать регулярные лекции для родителей о культуре здоровья.
Приведенные данные показывают, что такие составляющие валеологического потенциала семейной социализации, как валеологическая грамотность и педагогическая культура родителей, действительно являются важными факторами формирования культуры здоровья ребенка. В то же время понятие валеологического потенциала семьи гораздо более широкое и обозначенная в статье проблема требует своего дальнейшего изучения.
Тюрина И.Ю. Валеологический потенциал семьи - важнейший фактор формирования культуры здоровья ребенка. В статье анализируется влияние на формирование культуры здоровья детей некоторых составляющих валеологического потенциала семьи: родительской ответственности за воспитание здоровых детей, валеологической грамотности, применяемых методов воздействия и др.
Ключевые слова: культура здоровья, ребенок дошкольного возраста, семья, валеологический потенциал.
Tyurina I. Yu. Valeological potential of a family - the most important factor of development of child's health culture. Influence of family's valeological potential (parental responsibility for education of healthy children, valeological literacy, applied
methods of influence and etc.) on formation of health culture of the child is analyzed in the article.
Key words: culture of health, a child of preschool age, family, valeological potential.