Научная статья на тему 'ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ: К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА ВАКФА В ФЕОДАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЯХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩИНАХ ДАГЕСТАНА'

ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ: К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА ВАКФА В ФЕОДАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЯХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩИНАХ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / ФЕОДАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ОБЩИНЫ / ВАКФ / LAND TENURE / LAND USE / FEUDAL POSSESSIONS / RURAL COMMUNITIES / WAQF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ойсунгуров И.М.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения предпосылок возникновения современных форм землепользования и землевладения, что невозможно без проведения соответствующих историко-правовых исследований. Особый интерес вызывает становление указанных институтов в Дагестане. Связано это с тем фактом, что окончательное присоединение Дагестана к Российской Империи произошло только в XIX веке, в связи с чем становление земельного законодательства шло особым путем, который значительно отличался от центральной части России. Одной из форм землевладения является вакфная собственность, то есть земли, которые навечно передавались в собственность мечети. В специальной литературе вопросы вакфного землевладения освещало довольно малое количество ученых. Представляется, что изучение процесса становления института вакфа в феодальных владениях и сельских общинах Дагестана обладает особой научной значимостью. В исследовании использованы общие методы познания, среди которых системное и комплексное исследование, сравнительный метод, дедукция и индукция, анализ и синтез; а также специальные методы, применяемые в области правоведения, среди которых толкование закона, сравнительный анализ. По результатам исследования были сделаны выводы, которые могут использоваться для теоретического осмысления вопросов, связанных с процессом становления института вакфа в феодальных владениях и сельских общинах Дагестана. Сделан вывод, что особенности существования и становления вакфной собственности в Дагестане обусловлены характерными чертами исторического развития, в частности, распространением ислама и дальнейшим развитием религии, которые и определили особый правовой режим данной формы землевладения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAQF IN DAGESTAN: ON THE ESTABLISHMENT OF THE WAQF INSTITUTION IN THE FEUDAL ESTATES AND RURAL COMMUNITIES OF DAGESTAN

The relevance of the chosen topic is due to the need to study the prerequisites for the emergence of modern forms of land use and land tenure, which is impossible without the relevant historical and legal research. Of particular interest is the formation of these institutions in Dagestan, this is due to the fact that the final accession of Dagestan to the Russian Empire occurred only in the 19th century, and therefore, the formation of land legislation went a special way, which is significantly different from the Central part of Russia. One form of land ownership is Waqf property, that is, land that was forever transferred to the ownership of the mosque. In the special literature, the issues of Waqf land tenure are covered by a fairly small number of scientists. It seems that the study of the process of formation of the Institute of Waqf in the feudal estates and rural communities of Dagestan has a special scientific significance. The study uses General methods of cognition, including systematic and comprehensive research, comparative method, deduction and induction, analysis and synthesis; as well as special methods used in the field of law, including the interpretation of the law, comparative analysis. The results of the study were conclusions that can be used for theoretical understanding of issues related to the process of formation of the Institute of Waqf in the feudal estates and rural communities of Dagestan. Conclusions: the peculiarities of the existence and formation of Waqf property in Dagestan are due to the characteristic features of historical development, in particular, the spread of Islam and the further development of religion, which determined the special legal regime of this form of land ownership.

Текст научной работы на тему «ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ: К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА ВАКФА В ФЕОДАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЯХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩИНАХ ДАГЕСТАНА»

УДК 340

ВАКФ В ДАГЕСТАНЕ: К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА ВАКФА В ФЕОДАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЯХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩИНАХ ДАГЕСТАНА

Ойсунгуров И.М., Дагестанский государственный университет, филиал в г. Хасавюрте, г. Хасавюрт, Российская Федерация, ibra27@mail.ru

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения предпосылок возникновения современных форм землепользования и землевладения, что невозможно без проведения соответствующих историко-правовых исследований. Особый интерес вызывает становление указанных институтов в Дагестане. Связано это с тем фактом, что окончательное присоединение Дагестана к Российской Империи произошло только в XIX веке, в связи с чем становление земельного законодательства шло особым путем, который значительно отличался от центральной части России. Одной из форм землевладения является вакфная собственность, то есть земли, которые навечно передавались в собственность мечети. В специальной литературе вопросы вакфного землевладения освещало довольно малое количество ученых. Представляется, что изучение процесса становления института вакфа в феодальных владениях и сельских общинах Дагестана обладает особой научной значимостью. В исследовании использованы общие методы познания, среди которых системное и комплексное исследование, сравнительный метод, дедукция и индукция, анализ и синтез; а также специальные методы, применяемые в области правоведения, среди которых толкование закона, сравнительный анализ.

По результатам исследования были сделаны выводы, которые могут использоваться для теоретического осмысления вопросов, связанных с процессом становления института вакфа в феодальных владениях и сельских общинах Дагестана. Сделан вывод, что особенности существования и становления вакф-ной собственности в Дагестане обусловлены характерными чертами исторического развития, в частности, распространением ислама и дальнейшим развитием религии, которые и определили особый правовой режим данной формы землевладения.

Ключевые слова: землевладение, землепользование, феодальные владения, сельские общины,

вакф.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-26-31 UDC 340

WAQF IN DAGESTAN: ON THE ESTABLISHMENT OF THE WAQF INSTITUTION IN THE FEUDAL ESTATES AND RURAL COMMUNITIES OF DAGESTAN

Oisungurov I.M., Daghestan State University (branch in Khasavyurt), Khasavyurt, Russian Federation,

ibra27@mail.ru

The relevance of the chosen topic is due to the need to study the prerequisites for the emergence of modern forms of land use and land tenure, which is impossible without the relevant historical and legal research. Of particular interest is the formation of these institutions in Dagestan, this is due to the fact that the final accession of Dagestan to the Russian Empire occurred only in the 19th century, and therefore, the formation of land legislation went a special way, which is significantly different from the Central part of Russia. One form of land ownership is Waqf property, that is, land that was forever transferred to the ownership of the mosque. In the special literature, the issues of Waqf land tenure are covered by a fairly small number of scientists. It seems that the study of the process of formation of the Institute of Waqf in the feudal estates and rural communities of Dagestan has a special scientific significance.

The study uses General methods of cognition, including systematic and comprehensive research, comparative method, deduction and induction, analysis and synthesis; as well as special methods used in the field of law, including the interpretation of the law, comparative analysis.

The results of the study were conclusions that can be used for theoretical understanding of issues related to the process of formation of the Institute of Waqf in the feudal estates and rural communities of Dagestan.

Conclusions: the peculiarities of the existence and formation of Waqf property in Dagestan are due to the characteristic features of historical development, in particular, the spread of Islam and the further development of religion, which determined the special legal regime of this form of land ownership.

Key words: land tenure, land use, feudal possessions, rural communities, Waqf.

Б01: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-26-31

В современном понимании для нормального функционирования государства и жизнедеятельности общества, огромное значение имеет существование института землепользования и землевладения. Такое положение не является случайным, ведь земля является важнейшим природным ресурсом, позволяющим человечеству проживать в надлежащих условиях. Все существующие в правовой системе подходы к формам землевладения и землепользования не были сформированы сиюминутно, становление отечественного законодательства происходило долгие годы, а точнее - столетия.

В отечественной истории государства и права одним из наиболее важных вопросов традиционно выступает проведение земельных преобразований. Достаточно обширный хронологический промежуток времени указанный вопрос выступал в роли главенствующего. Земельное реформирование, затронувшее в наибольшей степени Российскую Империю в XIX веке, прошло несколько этапов, и по мере внедрения тех или иных мер было скорректировано в связи с потребностями практики.

В Дагестане становление форм землепользования и землевладения связано с определенными особенностями. Так, в отличие от центральной России, Дагестан обладал особенной вариативностью в таких формах. Как справедливо отмечает Э.М. Дал-гат, «земельно-правовой вопрос представляется одним из наиболее сложных в социально-экономическом развитии дореволюционного Дагестана» [1, с. 36]. Среди распространенных видов землевладения следует назвать вакф, то есть земли мечетей, обладавшие особым правовым режимом, не свойственным иным видом. В связи с тем, что научные исследования в данной области проводились ограниченным кругом ученых, дальнейшее изучение темы представляется обоснованным и востребованным.

Все перечисленное обусловило выбор темы исследования и определило его объект, которым выступает институт вакфа. В свою очередь, предметом данного исследования выступает становление института вакфа в феодальных владениях и сельских общинах Дагестана. Научная новизна исследования заключается в обобщенном историко-правовом исследовании становления института вакфа в феодальных владениях и сельских общинах Дагестана. Следует отметить, что специальная литература содержит исследования со схожей тематикой, но актуальным является уточнение и детализация целого ряда вопросов.

Прежде всего необходимо отметить те формы землевладения, которые существовали в Дагестане. Так, Б.Г. Алиев и А.О. Муртазаев согласны с А.Р. Шихсаидовым, который пишет, что «в XVI-XVII вв. формы землевладения можно указать в общих чертах» и перечисляет наличие в Да-

гестане того периода 4 видов землевладения: «частновладельческие земли - мульки, вакуфные земли, земли феодальных правителей и общественные земли. Характеристика всех этих форм землевладения такая же, как и форм землевладения, существовавших в предыдущий (X—XIV вв.) период» [2, с. 50].

В период ХУШ-Х1Х вв. существовали такие формы, как общинное землевладение; вакфное землевладение (мечетские земли); государственное землевладение (казенное); частное землевладение (владели феодалы, крестьяне). К концу указанного периода происходило и активное развитие арендных правоотношений, а в начале XX века была заложена основа для формирования частной собственности вне зависимости от сословия, что связано с развитием товарно-денежных отношений.

По мнению П.А. Ибрагимовой, появление вакфной формы земельной собственности датируется серединой VII века, когда на Восточном Кавказе появились арабы [3, с. 35]. Следует отметить, что вакфные земли - это особая категория феодальной земельной собственности, которая сложилась непосредственно в первые века, когда в Дагестане появился ислам. Процесс повсеместного строительства мечетей характерен для Дагестана началаХ в., соответственно, вместе с исламизацией роль и значение вакфной формы землевладения существенно возрастает.

Вакфами изначально именуются земли, которые были завещаны государем или частными лицами в пользу перехода соответствующим религиозным и благотворительным учреждениям. Важно отметить и то, что к вакфу могли относиться не только земли (пахотные, сенокосные), но и отдельные объекты, не связанные с землей, например, мастерские, лавки, мельницы и пр. Нормы мусульманского права свидетельствовали о том, что за любым лицом закреплено право завещания в вакф любой вещи, в том числе и недвижимой.

П.А. Ибрагимова формулирует следующее определение: «Вакф (мн. ч. аукаф и вукуф; синоним хубс) - это неотчуждаемое имущество, переданное на цели, определенные его учредителем. Институт вакфа - это типичный пример расщепления права собственности, при котором правомочия владения и пользования имуществом переходили к бенефициариям, а распоряжение ограничивалось волеизъявлением учредителя вакфа. Изъять свое имущество из гражданского оборота и обратить его в вакф частный собственник мог только при условии передачи его навсегда какому-нибудь богоугодному или благотворительному учреждению, незыблемому, неспособному к уничтожению. Вакфами могли быть не только земли, но и любое недвижимое имущество: лавки, караван-сараи, бани и др. Любой мусульманин получал право объявить свое владение вакфом и передать его религи-

озным учреждениям на определенных условиях. В Коране слово вакф отсутствует и о вакфе напрямую ничего не говорится, мусульманские исследователи рассматривают вакф как благотворительный институт» [4, с. 178].

В свою очередь, Б.Г. Алиев высказывает следующую точку зрения: «Вакуф (вакф), или ме-четское землевладение, - это одна из форм земельной собственности Дагестана, имевшая место повсеместно - во всех регионах, феодальных владениях, союзах сельских общин. Вакуф ни по времени и характеру образования, ни по назначению, ни по формам и особенностям пользования как форма земельной собственности не был похож на остальные (частная (мюльковая), общинная и тухумная) формы земельной собственности позднефеодально-го Дагестана. Вакуф - это форма земельной собственности, появившаяся в Дагестане в результате распространения ислама и строительства религиозных учреждений (мечетей, медресе и т.д.)» [5,с. 15].

Итак, вакф является весьма собирательным понятием, и не ограничивается только землевладением, как это и было указано выше. Так, в процессе наследования духовных должностей, вакфами обладали представители духовенства. Существовали и личные, индивидуальные вакфы, которые были специально учреждены для того, чтобы содержать целые фамилии сейидов, потомков почитаемых суфийских шейхов и др. Как правило, доходы с вакфных земель уходили на содержание мечетей.

В Х-ХУ веке, вакф активно укреплял свои позиции и расширялся, в данный период соотношение различных форм земельной собственности варьировало, исходя из социально-политической обстановки внутри Дагестана. В период ХУ1-ХУИ вв. в Дагестане мечетское землевладение также имело весьма обширное распространение и представляло собой одну из центральных форм землевладения. Нельзя не отметить, что различные поступления с данной категории земель обладали значительным характером и вносили ощутимый вклад в социально-экономическое развитие общества.

Собственник земли в контексте трактовки права собственности наделен правом свободно распоряжаться и отчуждать земельные участки, о чем и формулируют выводы различные ученые, изучающие земельные вопросы Дагестана в исследуемый период [6, с. 207]. Важно отметить и то, что вакф является собственностью мечети, но, в отличие от иных форм собственности (мелкой и крупной частной, общинной собственности), имеет важную характеристику. Так, за собственником традиционно закрепляется право отчуждать имущество. Между тем, вакф нельзя было отчуждать, так как сама правовая природа данной категории земель обусловила переход в собственность мечети «навечно». При этом те лица, которые осуществля-

ли передачу имущества мечетям, теряли все права на него.

Следует заметить, что само учреждение института вакфа происходило исключительно на постоянной и непрерывной основе. Соответственно, посредством различных сделок (дар, завещание и пр.) движимое или недвижимое имущество переходило в собственность мечети, становилось ее мюльком, но, исключением являлось введение правового запрета на отчуждение данного имущества. Как правило, было запрещено и тратить доходы, получаемые с такого имущества для иных целей, кроме как предусмотренных в условиях завещателя.

На основании изложенного представляется целесообразным выделить основные черты вакф-ной собственности, в т.ч. на землю. По мнению Р.И. Беккина, к вакфу предъявлялись определенные требования:

- бессрочность, безотзывной характер, неотчуждаемость;

- объект, передаваемый в вакф должен реально существовать;

- от вакфа должен появляться реальный доход, соответственно, расходный характер такой собственности исключается (именно по этой причине в вакф не могла передаваться одежда, продукты питания);

- то имущество, которое передавалось в вакф, могло быть как движимым, так и недвижимым;

- использование вакфа не должно противоречить основным принципам и закономерностям шариата;

- передача того или иного имущества в вакф осуществлялась в различных формах (устной, письменной);

- вакф не мог учреждаться по отношению к состоятельному человеку, так как являлся благотворительным институтом [7, с. 107].

Б.Г. Алиев выделяет следующие разновидности вакфа: «Вакуф имел две формы. Это, прежде всего, земельные участки, которые завещались верующими мечетям, и они находились в ведении самих мечетей. Посев и сбор урожая на этих землях, как правило, производили бесплатно общинники. Было много земель, которые на половинных началах сдавались в аренду своим же сельчанам. Кроме пахотных земель, мечети имели сенокосы и лесные участки. С покосов общинники для мечетей собирали сено, а лесные участки были запретными, и их использовали только для нужд мечети, которой они принадлежали.

Вторая форма мечетской собственности -это не сама земля, а определенное количество урожая с определенного участка пахоты. Земля обрабатывалась теми, кто завещал этот участок, а затем его наследниками, к которым переходил участок, а завещанное количество урожая передавалось мече-

ти (и подобных завещаний в Дагестане было весьма много)» [8, с. 28].

А.Р. Шихсаидов, П.А. Ибрагимова выделяют и различные формы пользования вакфом: «Существовали различные формы учреждения вакфа и вакфного имущества вообще. Соответственно этому различны были и формы пользования ими, что в основном находилось в зависимости от условий учредителя вакфа, решений джамаата и духовенства» [9, с. 99].

Итак, можно отметить, что вакф в системе собственности занимает особое место, его правовая природа является практически аналогичной церковному имуществу (христианские страны). Но важным отличием выступает то, что завещатели вакфного имущества могли установить некоторые условия для пользования таковым, а также при отдельных случаях обладать правом назначения «попечителей» для переданного имущества, определенных должностных лиц для управления им.

Как правило, контроль за целевым использованием вверенного имущества был компетентен осуществлять шариатский суд. К числу мер, которые применялись к нарушителям установленных правил, следует отнести отстранение от должности и назначение другого попечителя.

Существенным отличием вакфной собственности выступал и тот факт, что данное имущество не подлежало налогообложению, с него не собирались подати, и осуществлялась защита от различных посягательств на него. При этом религиозные учреждения, наравне с владельцами вак-фов, не могли подвергаться системе служебных повинностей. Фактически во многих селениях были мечети, имевшие в пользовании огромные земельные наделы, что приводило к существенному перераспределению собственности среди различных форм.

Пожалуй, наиболее важную роль в системе вакфной собственности играла именно земельная собственность. В связи с историческим развитием Дагестана традиционно пользование земельными наделами вызывало острую необходимость получения для земледелия желаемых участков, что выражалось в борьбе за перераспределение земли. Развитой формой землепользования являлась общинная собственность. Так, в горной части Дагестана к общинной собственности относились пастбищные земли. Если говорить о равнинных местностях, то зачастую к общинной собственности относились и плодородные земли значительных площадей в связи с необходимостью орошения.

В свою очередь, земельные владения феодалов во всех местностях включали в себя весьма значительный земельный фонд, включающий пахотные и пастбищные земли, леса, луга и пр. С развитием феодальных отношений происходит и захват отдельных крестьянских земель, например, такое явление активно наблюдалось в конце XVIII - начале XIX вв. на землях Кумыкской плоскости.

Во второй половине XIX в. стремительно произошло возникновение процесса деления такой земли между князьями, соответственно, возникала возможность продажи данных земель. По отношению к крестьянам активно применяются выплаты за пользование землей в виде податей и отбывания повинностей.

Кроме перераспределения земли посредством завещания земельных участков в вакф, в социально-экономическом положении мечетей большое значение имела отдача мечетям доли урожая земельных участков либо же вносение продуктов. Так, при завещании мечетям определенной доли дохода, владелец земли мог сохранить право собственности и отчуждать такие земельные участки, тем не менее при реализации отчуждения к новому собственнику переходила и обязанность отдавать определенную долю доходов мечети. Данная практика в Дагестане являлась достаточно распространенной.

Также в Дагестане было распространено и такое явление, когда вакфы отдавали в аренду (арендные правоотношения получают активное развитие во второй половине XIX - начале XX вв.) безземельным и малоземельным крестьянам при условии соблюдения некоторых правил (например, передача части урожая мечетям и пр.). Отдельными землями, которые являлись вакфной собственностью (сюда относились леса и заповедные рощи), пользовались исключительно для удовлетворения нужд джамаата и мечети. При этом многие вакфы предназначались для раздачи доходов, полученных от них, бедным и нуждающимся.

Нельзя не отметить и то, что не все ученые считают вакф существенным видом земельного владения. Так, по мнению С.И. Омаровой, в период с XVIII по пер. пол. XIX в. основной формой земельной собственности было частное (мюльковое) землевладение, получившее дальнейшее расширение и укрепление [10, с. 86]. Несомненно, частное землевладение в конце дореволюционного периода имело большое значение, тем не менее сильными позициями обладал и вакф.

Подводя итоги данному исследованию, необходимо отметить, что институт вакфа имел большое значение для развития Дагестана. Так, мечетские земли в системе земельных правоотношений играли важную роль в социально-экономических отношениях в обществе. В поздне-феодальном периоде отмечается активное увеличение данной категории земель посредством завещания различных объектов вакфу, в т.ч. и земельной собственности. Об этой и других проблемах говорится в ряде трудов дагестанских ученых, в числе которых работы А.К. Халифаевой [11, 12, 13, 14, 15].

Все недвижимое и движимое имущество, которое перешло в правовой режим вакф, не могло отчуждаться. Мусульманское право подразумевало, что в вакф каждый человек мог завещать разные

вещи и имущество, доходами от такой передачи пользовались исключительно религиозные или благотворительные учреждения. При этом вакф мог реализовываться в разнообразных формах пользования и получаемых с него доходов.

Вакфная собственность, в особенности земли, было принято считать священными, в связи с чем члены общества активно способствовали увеличению доходов с таких земель. Вакфное имущество не подлежало продаже, залогу, дарению или передаче в руки частного лица. Обратить в вакф можно было исключительно безусловную собственность учредителя, которая обязательно должна была приносить доход, в связи с чем отдельные категории имущества передаваться в вакф не могли (например, одежда и др.).

Представляется, что на сегодняшний день, существует множество интересных вопросов, свя-

занных с вопросами становления института вакфа в Дагестане, что предопределяет объективную необходимость проведения дальнейших научных исследований в указанной сфере. А.Х. Рамазанов, касаясь историко-правовых исследований, отмечает, что «каждое юридическое явление уровня эволюции права имеет важнейший историко-правовой аспект, объясняющий суть понятий права и государства в режиме перехода от образа монизма к образу плюрализма...» [16, с. 9]. В свою очередь, результаты, полученные в данном исследовании, могут использоваться для теоретического осмысления вопросов, связанных с процессом становления института вакфа в феодальных владениях и сельских общинах Дагестана.

Литература

1. Далгат Э.М. О характере земельной собственности в Дагестане в XVIII - начале XX вв. // Вестник института ИАЭ. 2017. № 3. С. 35-43.

2. Алиев Б.Г., Муртазаев А.О. Земельные отношения в Дагестане в трудах профессора А.Р. Шихсаидова II История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 4. С. 44-52.

3. ИбрагимоваП.А. Вакф в Дагестане: из истории форм земельной собственности в средневековье: дис. ... канд. ист. наук Махачкала, 1999. 189 с.

4. Ибрагимова П.А. Семейный вакф в Дагестане в XIX в. II Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (124). С. 178-182.

5. Алиев Б.Г. Вакуф-специфическая форма землевладения мусульманских религиозных учреждений II История, археология и этнография Кавказа. 2014. №3. С. 15-24.

6. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX веков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957.

7. Беккин Р.И. Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни мусульманских стран//ВестникСанкт-Петербургскогоуниверситета. Экономика. 2008. № 3. С. 105-114.

8. Алиев Б.Г. Земледелие и землевладение в позднефеодальном Дагестане (К итогам исследования проблемы) II Вестник института ИАЭ. 2016. № 2. C. 20-28.

9. Шихсаидов А.Р., Ибрагимова П.А. Вакф в Дагестане II Успехи современного естествознания. 2004. № 7. С. 97-99.

10. Омарова С.И. Виды частного землевладения в Дагестане (XVIII - первая половина XIX в.) II Научная мысль Кавказа. 2015. № 4 (84). С. 86-89.

11. Халифаева А.К. Административно-судебные реформы в Дагестане во второй половине XIX в. Махачкала, 2004.

12. Халифаева А.К. Правовая система Дагестана в XIX веке (адат и шариат). М., 2004.

13. ХалифаеваА.К. Становление и развитие государства в Дагестане во второй половине XIX века. М., 2004.

14. Халифаева А.К. Становление государственности и права в Дагестане в XIX веке. М., 2005.

15. Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Ч. I, II. Махачкала, 2016.

16. Рамазанов А.Х. Актуальные проблемы эволюции права и государства с точки зрения историко-правовой науки // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2019. № 2. С. 9-12.

References

1. Dalgat E.M. O kharaktere zemel'noi sobstvennosti v Dagestane v XVIII - nachale XX vv. // Vestnik instituía IAE. 2017. № 3. S. 35-43.

2. Aliev B.G., Murtazaev A.O. Zemel'nye otnosheniya v Dagestane v trudakh professora A.R. Shikhsaidova II Istoriya, arkheologiya i etnografiya Kavkaza. 2018. T. 14. № 4. S. 44-52.

3. Ibragimova P.A. Vakf v Dagestane: iz istorii form zemel'noi sobstvennosti v srednevekov'e: dis. ... kand. istor. nauk. Makhachkala, 1999. 189 s.

4. Ibragimova P.A. Semeinyi vakf v Dagestane v XIX v. // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. № 1 (124). S. 178-182.

5. Aliev B.G. Vakuf-spetsificheskaya forma zemlevladeniya musul'manskikh religioznykh uchrezhdenii // Istoriya, arkheologiya i etnografiya Kavkaza. 2014. № 3. S. 15-24.

6. Magomedov R.M. Obshchestvenno-ekonomicheskii i politicheskii stroi Dagestana v XVIII - nachale XIX vekov. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1957.

7. Bekkin R.I. Institut vakfa v sotsial'no-ekonomicheskoi i politicheskoi zhizni musul'manskikh stran // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. 2008. № 3. S. 105-114.

8. Aliev B.G. Zemledelie i zemlevladenie v pozdnefeodal'nom Dagestane (K itogam issledovaniya prob-lemy) // Vestnik instituta IAE. 2016. № 2. C. 20-28.

9. Shikhsaidov A.R., Ibragimova P.A. Vakf v Dagestane // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2004. № 7. S. 97-99.

10. Omarova S.I. Vidy chastnogo zemlevladeniya v Dagestane (XVIII - pervaya polovina XIX v.) // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2015. № 4 (84). S. 86-89.

11. Khalifaeva A.K. Administrativno-sudebnye reformy v Dagestane vo vtoroi polovine XIX v. Makhachkala, 2004.

12. Khalifaeva A.K. Pravovaya sistema Dagestana v XIX veke (adat i shariat). M., 2004.

13. Khalifaeva A.K. Stanovlenie i razvitie gosudarstva v Dagestane vo vtoroi polovine XIX veka. M.,

2004.

14. Khalifaeva A.K. Stanovlenie gosudarstvennosti i prava v Dagestane v XIX veke. M., 2005.

15. Khalifaeva A.K. Istoriya gosudarstva i prava Dagestana. Ch. I, II. Makhachkala, 2016.

16. Ramazanov A.Kh. Aktual'nye problemy evolyutsii prava i gosudarstva s tochki zreniya istoriko-pravovoi nauki II Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 2. S. 9-12.

Поступила в редакцию 30 октября 2019 г.

Received 30 October, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.