Рустем Сыздыков
ВАХХАБИЗМ В КАЗАХСТАНЕ: ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Выступление на научной конференции «Такфир ва алъ-Хиджра в России: идеология, распространение, меры противодействия» (Казань, 3 октября 2013 года)
Если говорить о Казахстане, то сразу хочу отметить, что все процессы, которые происходят в религиозном пространстве России и Казахстане настолько
идентичны, что, слушая доклад уважаемых коллег, я вижу прямое отражение того, что происходит у нас в республике. Когда мы говорим об идентичности, мы понимаем что речь идет об идейных центрах,
геополитические цели и задачи,а так же проводники идей, шейхи, книги, одни и те же что в России и в Казахстане. Более того, мы не раз упоминали в наших разговорах с Раисом Равкатовичем Сулеймановым об одном одиозном лидере Ринате аль-Казахстани, который, как оказывается отрицательно влияет на религиозную ситуацию не только у нас в республике, но и здесь в Поволжье.
Ваххабизм в Казахстане. Как происходило проникновение? Каким образом? Через кого? Это не является секретом, сейчас в любом поисковике интернета можно найти про ваххабизм в Казахстане и сразу же выйдет
целая плеяда проводников идей ваххабизма.
В середине 90-х годов, как и на всем постсоветском пространстве, в нашей республике был упадок в экономическом, финансовом, культурном, а также религиозном плане. Самые видные общественные деятели(это могли быть акыны (поэты-
импровизаторы), политики,
спортсмены, писатели) в первую очередь становились объектами идейной обработки зарубежных религиозных идиологов
ваххабитского направления. Затем эти «культурные и общественные деятели» проводили идеи ваххабизма в народ.
Что же явилось причиной и целью внедрения чуждых идей в наши страны? Если говорить о причинах, то мы можем декларировать, что внешними факторами является: во-первых, борьба за ресурсы, которые есть в нашей республике, а во-вторых, геополитические интересы по расширению сферы влияния и т.д. Что же способствует этому процессу внутри страны? Мы можем сказать следующее, во-первых, очень низкая религиозная
грамотность населения, во-вторых, низкая историческая, религиозная, культурная
идентификация самого этноса. Вот причины, по которым происходит процесс внедрения, чуждого нашему народу, ваххабитских идей.
Если коснуться
теологических особенностей, то увидим что, по вопросам акиды (вопросы вероубеждения),
салафиты-ваххабиты некоторые аяты Корана и хадисы Пророка (саллаЛлаху алейхи уас-саллям) интерпретируют определенным, специфическим образом. А тех, кто не принимает их интерпретацию, они могут открыто, легко и просто объявить бидъатчиками, мушриками, либо кафирами.
Что мы можем
противопоставить на данный момент их не верному толкованию акиды? То что, казахский народ, принимая Ислам на стыке 13-14 веков, сделал ее при Золотой Орде государственной религией, принял ханафитский мазхаб суннитского толка в Шариате , а в
вероубеждении методологию имама Матуриди-Ханафи. С этого момента весь тюркский мир, в том числе братья наши-татары тоже являются ханафитами.
Опоненты, превнося
перверсивные идеи таких шейхов как Ибн Теймия, Абу Хамид, Аз-Загуни, кадий Абу Ягля, открыто заявляют (это очень гармонирует с позицией Саида Бурятского) «... что если мы познаем своего Создателя, то мы должны четко
понимать, что Создатель на небе, над Аршем, у Него есть руки, ноги, глаза, а кто это не принимает настоящий кафир...». Об этом открыто заявляют в один голос все казахстанские идеологи, проводники ваххабизма. На этом фоне внедрения чуждой идеологии происходит жесткая сегрегация и насильственные действия, которые присутствуют в стране. Одурманенные идеологией ваххабизма и не правильной акыдой (вероубеждением), родной сын может прийти и убить родного отца за то, что тот не читает намаз, либо понимает акиду не так, как понимал Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб, в соответствии с книгами «Усуль сальсаля», либо «Кашфуш-шубухат» и т.д. Мы были свидетелями, когда студентки старших курсов ведущих казахстанских ВУЗов оставляли университетское образование, затем объявляли родных
безбожниками, и прерывали родственные связи. Подобные действия к сожалению проявляются у нас с завидной частотой. Однако, подобное мракобесие происходит не только в семейных и межличностных отношениях, но в целом в обществе по отношению к этнокультурному наследию
казахского народа. Когда отрицается традиционная религия, история, обычии и традиции, а так же наследие общественных и государственных деятелей, таких как Абай, Шакарим, Машхур Жусуп, Магжан Жумабаев,
только из-за того, что они следовали традиционному исламу ханафитского толка по методологии имама Аль-Матуриди.
Абай, Машхур Жусуп своих стихах основывались на аяты Корана, хадисы Пророка (саллаЛлаху алейхи уас-саллям) , книги «Фикхуль Акбар» Имама Абу Ханифы, «Акида Ахли сунна уаль джамаа» Имама Тахауи, «Китабу Таухид» Абу Мансура аль-Матуриди, уроженца
Самарканда 10 века . Утверждения в 38-слове назидания великого мыслителя Абая основываются на постулатах и принципах веры по книгам «Фикхуль Акбар» и «Аль-Васыя» имама-агзама Абу-Ханифы, основоположника
масхаба.
Если говорить о такфиризме, то ситуация в Казахстане немного отличается от обстановки в России. Уважаемая, Яна Александровна, детально донесла позицию относительно идеолога такфиризма популярного в России, шейха аль-Магриби, призывающего к джихаду в Сирии на стороне оппозиции. У нас в Казахстане, в частности, в Карагандинской области таких городах, как Жезказган, Сатбаев в течение периода 2012-2013 г.г. выехало в Сирию группа молодых людей в возросте от 18 до 25 лет. В данное время, лидеры течений называющие себя «умеренными» саляфитами, в городах Сатбаев, Жезказган собирают молодежь на частных квартирах под прелогом разговения и других религиозных
мероприятиях, травят их разум своими лжепроповедями.
Основной целью ваххабито-саляфитского течения является популяризация ошибочного
вероубеждения ибн Теймии и Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба,(по книгам «Акидату васатыя», «Усулюс-сальсала» и т.д. ) утопившего в крови земли Хиджаза в ХУШ веке, тем самым внедрить в среду верующих, особенно среди молодежи заблудшие убеждения.
Каковы теологические основы вероубеждения этих людей? Такфиризм в Казахстане, по имеющейся информации,
присутствует на западе Казахстана, это Мангыстауская, Атырауская, Актюбинская и Уральская области. В этих областях проводились учение Аюба аль-Астрахани, он выходец из Дагестана, который распространял эту идею в начале 2000 годов.Обстановка в центре Казахстана отличается от обстановки в западной части страны. В ценре практически нет такфиритов-аюбитов, но сильны позиции, так называемых «умеренных» ваххабитов, в лице мадхалитов или суруритов, которые более лояльно высказываются относительно джихада в Сирии. Однако, они через некоторое время, выходят из-под контроля местных одиозных шейхов, наслушавшись в Ютубе и в других интернет-ресурсах высказывания таких шейхов. как Мухаммад Арифи, Мухаммад Абиди, либо Мухаммад
Хассан. Проповеди шейха аль-Магриби пока менее
распространены на территории нашей страны, но широко проповедуются, переведенные на русский и казахский языки выступления шейха Мухаммада Арифи, где он утверждает, что в вопросах относительно джихада в Сирию допускается переход из фарз-кифая в фарз-айн. Со слезами на глазах, на фоне каких-то боевых действий, он призывает мусульман всего мира, в том числе мусульман Казахстана и, возможно, России, поехать на войну, помогать братьям сирийцам, которые страдают от жесточайшего режима Башара Асада. Хотя, согласно имеющейся информации, шейх Мухаммад Арифи говорит все это, сидя в Саудии, не выезжая в Сирию. Специфика, шейхи и одиозные лидеры такфиритов и ваххабитов-саляфитов в политических вопросах могут быть разными, но формат в догматах веры един.
Первоначально трансформация сознания любого человека, скажем так
практикующего верующего
(верующим может быть как практикующий, так и не практикующий), происходит на основе проповедей нескольких шейхов и десяток книг. Сначала это происходит только в вопросах вероубеждения: как мусульманин должен познать своего Господа, что можно говорить относительно Господа, а что нет, что обязательно и т.д. А потом, когда этот вирус неправильного
понимания вероубеждения
заложен, (мы это считаем механизмом саморазрушения, как самого человека, так и всего общества), происходит следующая стадия: этот человек может стать крайним радикалом через 2-3 месяца или через 5 лет. Этот вирусный механизм уже внедрен в наши страны, благодаря книгам Мухаммада ибн АбдульВаххаба, шейха ибн Теймии, ибн Кайима аль-Джаузи, Абу Хамида, аз-Загуни и проповедям современных шейхов.
Что же касается
противодействию этому процессу, то есть всем деструктивным сектам, течениям, а также теологическим учениям, то мы говорим о необходимости оградить общество Казахстана от учений этих людей. Но к сожалению у нас появляются, скажем так «эксперты», которые сидят в Астане, и заявляют, что ваххабизм разделен на два крыла: это крайние радикалы и так называемые «умеренные»
ваххабиты. Со стороны горе экспертов сейчас наметились такие тенденции, как попытки обелить местный ваххабизм, пытаясь создать иллюзию того, что у нас все замечательно. « Ваххабиты, да, они есть, но они находятся под контролем. В общем, они умеренные, просто не согласные с позицией официального муфтията». А ведущим религиоведам-теологам, что поразительно, ставят в вину их борьбу с ваххабизмом.
«Эксперты» утверждают, что умеренные ваххабиты безопасны,
что просто у них происходит некий теологический спор по каноническим вопросам, по каким-то моментам в религиозной доктрине с официальным духовенством Казахстана. Но мы заявляем, что такого не может быть. Для подтверждения своих слов, можно превести следующий пример. При посещении тюрем, где сидят молодые люди, которые получили сроки по статьям об экстремизме до 20 лет, у всех одна и та же история, все они слушали одних и тех же шейхов, читали одни и те же книги и не разделялись на умеренных и радикалов. Та концепция, которую пытаются внедрить в
казахстанском обществе через СМИ, через интернет-ресурсы, что необходимо разделять ваххабизм-саляфизм, что есть умеренное крыло и есть радикальное, и что необходимо бороться с радикальным крылом и что нельзя трогать умеренное крыло - все это очень опасная концепция, которая ведет, в конечном итоге, к угрозе государственной безопасности.
Когда мы говорим об опыте в Чечне, уважаемый эксперт может поправить, если я ошибаюсь, метод Кадырова, который был применен, относительно
идеологического противостояния ваххабизму, был более эффективен и рационален, чем опыт в Дагестане. Как нам известно, был момент, когда в Дагестане некого Саситлинского поддерживали некоторые местные этнократы на государственном уровне, в противовес
официальному духовенству т.е. ДУМД, давая ему аудитории, материальные ресурсы,
возможность выступать и собирать своих адептов. В результате что они получили? Этот человек теперь влияет не только на обстановку в Дагестане и в России но и на ситуацию в Казахстане.
В маленьком местечке в Карагандинской области в городе Сатбаев 18-летний парень, который вообще в жизни еще ничего не видел и мало что знает, может наизусть рассказать все проповеди этого, с позволения сказать, «шейха» Саситлинского. Ведь, всем кто обладает элементарными теологическими образованиями давно понятно, именно на основе этих проповедей по вероубеждению происходят необратимые процессы по трансформации сознания
верующего человека.
Что же делается в Казахстане для противостояния этим явлениям? Вот буквально вчера был проведен круглый стол с участием муфтия РК. Оказывается у вас в России несколько муфтиятов, а у нас, к счастью, единственный муфтият -Духовное управление мусульман Казахстана, и все мечети по всей территории Казахстана являются филиалами ДУМК и подченены ему. За этим круглым столом были четко оговорены
тактические, стратегические
задачи по противодействию ваххабизму.
В первую очередь, естественно, поставлена задача ликвидации религиозной
безграмотности населения страны, для этого созданы более пяти-шести групп, которые по всем регионам Казахстана будут встречаться со студентами и молодежью, так как она более социально активна,
общественными деятелями,
коллективами градообразующих предприятий, в целом населением регионов и выполнять
информационно-пропагандистскую работу.
Во-вторых, во всех мечетях будут проводиться занятия по акиде, то есть по вероубеждению по мазхабу Абу-Ханафы. В-третьих, все государственные органы, в том числе Агенство по делам религии, при принятии определенных стратегических программ, планов и проектов, в обязательном порядке, будут консультироваться с
представителями Духовного
управления мусульман
Казахстана, имеющими глубокие теологические знания.
Самих приверженцев
ваххабизма мы делим на две группы: первая группа- это еще полностью не вовлеченные в данную идею, сомневающиеся ее члены, с которыми можно в формате научных доказательств, проводить круглые столы, провести теологические дебаты, дискуссировать основываясь на книги и первоисточники, тем самым попытаться переубедить, то есть спасти. Значит акцент по
работе необходимо делать на первую группу. Вторая группа-это радикальная группа по концептуальным признакам
жестко состоят в секте ваххабия, которые практически готовы взяться оружие, для них у нас существует статьи Уголовного Кодекса Республики Казахстан.
К сожалению, у нас пока нет каких-либо механизмов против таких людей, представителей ваххабитских течений, которые приходя в мечеть или в общественное место могут назвать «кафиром» тех мусульман, которые не разделяют его мнение и являются привержанцами традиционного ислама, либо представителей других религий и конфессий, например христиан, дескриминируя и оскарбляя их называя всех «кафирами и мушриками». Я надеялся, что этот механизм воздействия на подобные выходки существует здесь, в России. В Уголовном Кодексе наших стран имеются статьи «о разжигании религиозной розни» однако, чтобы привлечь к ответственности за слова «кафир, мушрик и т. д.» необходимы общие усилия экспертов по вопросам религоведения,
филологии, и психологии, для того чтобы дать заключение, о том что данные слова приводят не только к религиозной розне, но и в том числе к кровопролитию.
Этот документ неоходим на суде у преставителей обвинения т. е. прокуратуры, чтобы можно было опелировать на судебных процессах. Наша стратегическая
задача состоит не только в идеологическом противостоянии, но и в выроботке механизма воздействия через все инстументы власти, судебно-процессуального механизма государства для
борьбы и противостоянию деструктивным религиозным течениям, управляемыми
идейными центрами,
находящимися за рубежом.