О.Л. МАЛЫШЕВА
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления и социологии Казанского государственного
*
технологического университета
ВАХХАБИЗМ КАК ВЫЗОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ
Мир ислама охватывает около миллиарда человек. В 40 странах мусульмане составляют большинство населения, в 30 - его значительную часть. В России проживают 20 млн. мусульман. К тому же после распада СССР РФ получила в наследство на южных границах целый ряд исламских соседей: Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан.
В последнее время в исламе все активнее заявляет о себе фундаментализм, наиболее политизированным и опасным течением которого является ваххабизм. Впрочем, приверженцы этого течения предпочитают называть себя «салафитами», «Ахль хадис», «муваххидун» - «последователями единобожия». Салафиты (от араб. «ас-салаф»-предки), апеллируя к праведным предкам (салафи-с-салихин), когда им это выгодно, но при этом отрицая мазхабы салафи-и-салихин, требуют возврата к «первоосновам», к истокам ислама. В фундаментализме все отчетливее заявляет о себе радикальный, наступательный фундаментализм, ставящий во главу угла принцип «джихада» с безбожным западным миром. Его сторонники считают, что западный путь развития не оправдал себя и полностью обанкротился, поэтому он должен быть отвергнут человечеством.
Символическим рубежом взаимоотношений Запада и Востока стал XVIII век. Тогда ослабление Османской империи привело к экономической, политической и культурной экспансии на мусульманский Восток. Ей противостояли различные религиозно-политические течения, в том числе и
* Малышева Ольга Леонидовна, e-mail: [email protected]
ваххабизм, получивший свое название от имени основателя движения Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба.
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб родился в 1699 г. в области Неджд. В 1713 г. в поисках работы он прибыл в Басру. Здесь он познакомился с трудами Ибн Таймии, призывавшего вернуться к раннему исламу. Ибн Абд-аль-Ваххаб, продолжая дело Ибн Таймии, пишет книгу «Китаб ат-Таухид» («Книга
единобожия»). Получив поддержку эмира области Дар,ия Мухаммада ибн Сауда, Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб приобрел необходимый политический ресурс и объявил себя кади, т. е. мусульманским судьей. Вслед за Ибн Таймии Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб призывал отказаться от мазхабов (мазхаб -школа шариатского права), руководствоваться только Кораном и хадисами. Ведь мазхабов во времена Пророка не было, значит, в борьбе за чистоту первоначального ислама они являются недозволенным новшеством. Он объявил, что «двери иджтихада» открыты и каждый может из Корана и хадисов выводить собственное суждение. Выступивших против всего этого алимов (ученых) суннитов он назвал кяфирами. Противостояние взглядам Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба стоило дорого: несогласных убивали, их имущество расхищали. Под страхом смерти многие арабы подчинились Мухаммаду ибн Сауду и Мухаммаду ибн Абд-аль-Ваххабу. Ваххабизм стал знаменем борьбы за политическое объединение Аравии под властью рода Аали Сауд. К началу XIX в. ваххабизм перешагнул границы Аравии, завоевывая себе сторонников в других регионах мусульманского мира.
Сегодня знамя ваххабизма крепко держат в своих руках Мухаммад Ибн Джамиль Зину, Богаутдин Мухаммад, шейх Хафиз Бин Ахмад Аль-Хаками и др. Их книги растиражированы и распространяются в России и за ее пределами. Разногласия с традиционным исламом касаются как догматики, так и религиозного ритуала.
- Источниками вероучения ислама являются Коран и хадисы, систематизированные ахабами (благородными сподвижниками Пророка). Ваххабиты отвергают мазхабы, а хадисы свободно трактуют в зависимости от
ситуации. Между тем Пророк говорил: «Мои сподвижники как звезды, за кем из них вы последуете, не заблудитесь». Речь шла о последовательно возглавлявших Арабский халифат халифах Абу Бакре ас-Сиддике, Умаре ибн аль-Хаттабе, Усмане, Али ибн Абу Талибе. Хазрат Абу Ханифа, основываясь на священных аятах, хадисах, словах сподвижников Пророка, первым упорядочил религиозные знания, создав мазхаб ханафи. Тогда же образовались мазхабы малики, шафии и ханбали. Все эти 4 мазхаба считаются священными для суннитов.
- Ваххабиты выступают против поклонения святым и святым местам, считая это идолопоклонством: «Тот, кто поклоняется и взывает к кому-то, помимо Аллаха, является язычником»1. В XIX в. они даже осквернили величайшую святыню ислама - черный камень, вделанный в стену Каабы. По арабским преданиям, храм Кааба был построен на том месте, где некогда находился храм Адама - первый храм на Земле. Это место было указано первопредку северных арабов Исмаилу ангелом Джибрилом. Он и руководил строительством, витая над землей на плоском белоснежном камне. Со временем камень почернел от прикосновений грешников, но от этого не потерял свое значение, обозначая место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы.
- Ваххабиты отрицают празднование Маулида - дня рождения пророка Мухаммеда. Маулид они считают христианским заимствованием, завышающим статус Пророка в глазах верующих. Действительно, Маулид стали отмечать спустя 300 лет после возникновения ислама. Но в отличие от христианского Рождества, Маулид приурочен ко дню смерти Пророка, которая в исламе трактуется как рождение для вечной жизни. Маулид не единственное нововведение, принятое после смерти Пророка. Например, михраб - углубление в стене мечети, указывающее направление на Каабу, появился во времена халифа Умара ибн Абд аль Азиза. Ваххабиты же, борясь
1 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры. М., 1992, с.23.
2 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Путь спасшейся группы и победоносной общины. Шарг-Гарб, 1996,с.91.
за чистоту ислама, отвергают всякое нововведение после Пророка. Но сам пророк Мухаммед говорил, что не противоречащее исламу - разрешено.
- Идеологи ваххабизма отвергают чтение Корана над умершими мусульманами, утверждая, что «Коран - для живых, а не для мертвых»1. Однако в хадисе Пророка говорится: «Молите (Аллаха) о прощении для вашего брата и просите, чтобы (Он его) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему задают
Л
вопросы» . Аш-Шафии также настаивал: «Желательно также почитать у (могилы покойного) что-нибудь из Корана, а если Коран прочтут полностью,
Л
будет прекрасно» .
- Вызывает отпор представителей традиционного ислама и утверждение Мухаммеда ибн Джамиля Зину о «возвышенности Аллаха на своем троне»4. Они считают само рассуждение «о местонахождении Аллаха» неправомерным, так как Аллах существует вне пространства и времени. Так, имам Агзам в книге «Аль-фикх аль-акбар» писал: «Аллах существовал вечно, и не было места. Он существовал до сотворения созданий». И далее: «Кто описывает Аллаха Всевышнего в смысле пребывания над или под чем-то, совершает неверие»5.
- Ваххабиты крайне агрессивно относятся ко всем, кто не разделяет их воззрений. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб говорил: «Кто не вошел в наше общество, тот - кяфир». Его последователи называют себя «спасшейся группой», единственной из мусульманской уммы, кто обретет спасение. Источником этого убеждения является хадис, в котором говорится, что Мухаммед предвидел разделение уммы на 73 группы, напомнив, что только одна из них войдет в рай. Этой-то единственно спасшейся группой и объявляют себя ваххабиты. Однако суннитские богословы опровергают эту убежденность, приводя другой хадис, по которому Пророк настаивал: «Оставляю вам мою Сунну и Сунну моих праведных халифов, ухватитесь за них зубами. И бойтесь
1 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Путь спасшейся группы и победоносной общины, с. 106.
2 Сады праведных из слов господина посланников. Составитель: Имам Мухий - Д - Дин Абу- Навави. М., 2001, с.438.
3 Там же.
4 Мухаммад Ибн Джамиль Зину. Столпы ислама и веры, с.15.
5 Валиулла хазрат Ягъкуб Бидгад или лжепоклонство, с.21[Электронный ресурс]:Режим доступа: [http://www.vahhabizm.ru ].
вводить новшества, так как любое новшество ведет к заблуждению»1. Следовательно, только мусульмане, живущие по Сунне Пророка, будут спасены. А это представители наиболее многочисленного течения в исламе -сунниты, которыми представлены мусульмане России. О неприятии Мухаммедом появившихся значительно позднее приверженцев Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба, говорит и отказ Пророка помолиться за область Неджд, так как «оттуда выйдет рог шайтана». Тем не менее ваххабиты настаивают на своей исключительности. Несогласных с их убеждениями разрешено преследовать, отнимать имущество, наконец, убивать. Впрочем, формирование поляризованного менталитета «мы - они» характерно для деструктивных культов, которые усиленно эксплуатируют психологическую потребность человека в присоединении к группе со стабильной системой ориентации, к тому же обещающей спасение.
- Главной составляющей ваххабизма является джихад, который трактуется буквально как война за веру. Следует вспомнить, что почти 13 лет Мухаммед выступал с проповедью мира и ненасилия. Вынужденная хиджра мусульман из Мекки в Ясриб (будущая Медина) поставила их в сложное положение. Жители Ясриба приютили мусульман, но гостеприимство не может продолжаться вечно. Когда социально-экономические проблемы сделали обстановку взрывоопасной, Мухаммед получил откровение, разрешающее войну. Первоначально война разрешалась только переселенцам из Мекки, подвергшимся преследованиям за веру. Око - за око - примерно так учил Мухаммед: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах не любит преступающих»2. Постепенно джихад стал рассматриваться как война за веру и ради веры: «И сражайтесь на пути Аллаха и знайте, что Аллах - слышащий, знающий»3. Таких аятов в Коране множество. Но Мухаммед не был столь прямолинеен в определении джихада только как священной войны за веру. Сохранилось предание о том, как
1 Валиулла хазрат Ягъкуб Бидгад или лжепоклонство. Казань, 2010, с. 2. [Электронный ресурс]:Режим доступа: [ http://www.vahhabizm.ru ].
2 Коран. 2:186
3 Коран. 2:245.
однажды Пророк встретил воинов, вернувшихся из похода, словами: «Вы вернулись с малого джихада, пора приниматься за большой», - и пояснил: «Джихад души». В другом хадисе на просьбу мусульманина участвовать в джихаде Мухаммед ответил вопросом: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Услышав утвердительный ответ, Пророк потребовал: «Так вернись к своим родителям и хорошо обходись с ними!»1. Для женщин Пророк определил джихад в форме «безупречного Хаджжа»2.
Со временем Мухаммед стал увещевать своих последователей, что лучше не убивать врагов, а обращать их в свою веру, руководствуясь откровением
-5
Аллаха: «Нет принуждения в религии» . Эта формула стала определяющей в политике Арабского халифата. И сегодня некоторые мусульманские богословы пытаются найти некую правовую формулу, опирающуюся на терпимость и созидание. Они исходят из того, что общепринятый перевод «джихада» как «священной войны» неточен. Слово «джихад» происходит от арабского корня «прилагать усилия». И в этом смысле повседневная жизнь мусульманина также предполагает джихад. Худа Хаттаб, например, делает акцент на джихаде - ннафсе (джихад против своего «я»), который означает напряженную внутреннюю борьбу, направленную на преодоление низменных инстинктов и дурных привычек4. Понятие «джихад» означает «джихад сердца» - борьба с собственными дурными наклонностями и духовное совершенствование; «джихад мысли и языка» - чистота помыслов и речей; «джихад руки» - благородство поступков; «джихад тела» - умеренность и гигиена.
Суданский реформатор Абдуллахи Ахмед Ан-Наим пытается соотнести нормы Корана и шариата с современными правовыми нормами и общечеловеческими ценностями. Он предлагает признать истинными
1 Сады праведных из слов господина посланников. М., 2001, с. 177.
2 Сады праведных из слов господина посланников, с.546.
3 Коран. 2:257.
4 Худа Хаттаб. Справочник мусульманской женщины. М., 2002, с.25.
пророчества Мухаммеда мекканского периода, когда иудеи и христиане признавались как «люди писания».
Аяты Корана, ориентирующие на насильственные действия против «неверных», по его мнению, нельзя рассматривать вне исторического контекста. Абдуллахи Ахмед Ан-Наим пишет: «Учитывая, что в прошлом верховенство закона во внутренних делах было очень слабым, а в межгосударственных отношениях оно вообще практически отсутствовало, вполне естественно, что основоположники шариата интерпретировали эти источники как санкцию на самозащиту и прямые насильственные действия. Но такая интерпретация уже не имеет оснований, так как сегодня принцип верховенства закона несравненно более укоренен как во внутренних, так и в международных делах. Как бы там ни было, самозащита и прямые насильственные действия не могут теперь привести ни к чему, кроме катастрофы и распада цивилизованных национальных сообществ и всего международного сообщества в целом, и следовательно, прежняя интерпретация должна быть полностью исключена»1. Секуляризации и материализму, «неисламскому» культурному и интеллектуальному влиянию исламский мир должен противостоять, не прибегая к насилию. Абдуллахи Ахмед Ан-Наим убежден, что «в интересах самих мусульман ответить на этот вызов силой своих разума и культуры, а не пытаться подавить и запугать своих «врагов». Не к лицу такой великой мировой религии, как ислам, чтобы удержать верующих в своем лоне, опираться на подавление и запугивание инакомыслящих»2.
Но призыв Ан-Наима затерялся в хоре мулл, трактующих нормы ислама в экстремистском смысле. Радикализация исламского фундаментализма имеет целый ряд причин.
1. Расширение социальной базы экстремизма в лице маргинального населения. Переход к рыночным отношениям привел к поляризации общества в России. За чертой бедности в России оказалось 65% населения; в Татарстане в
1 Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации. М., 1999, с. 177.
2 Абдуллахи Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации, с.177.
число нищих и бедных входило 75,4% населения1. Более 50% населения страны живет вне зоны экономического роста. По оценке эксперта Института системного анализа РАН В.Н.Лексина, экономический рост сосредоточен всего в 140 точках из 1027 городов и поселков городского типа . Экономические трудности, с одной стороны, и кризис прежних ценностей и норм - с другой, создают благоприятную почву для распространения религиозного радикализма. Политически неискушенные люди объясняют свои беды забвением предписаний ислама и навязыванием западных ценностей.
Из другого слоя маргиналов рекрутируются члены «Аль Каиды». В этой связи весьма любопытно исследование профессора социологии Пенсильванского университета, советника правительства США по борьбе с терроризмом Марка Сейджмена. Проанализировав досье 382-х террористов, имеющих прямое отношение к «Аль-Каиде», тесно связанных с Усамой бен Ладеном, аль-Завахири, аль-Рашиди, египетской группой «Исламский джихад», («Джемайа Исламия») и филиппинской «Абу Сайаф), профессор пришел к выводу, что 70% террористов стали радикалами-исламистами и присоединились к джихаду в западных странах, будучи посланы как представители элит собственных стран на учебу в США, Германию, Англию или Францию. Оторванные от своих традиционных связей и культур, молодые люди тосковали по родине, чувствовали себя маргинализированными и отвергнутыми обществом в странах пребывания. По мнению Сейджмена, они приходили в мечеть не столько из религиозных побуждений, сколько в поисках товарищей и друзей. Там они и обретали единомышленников.
При этом большинство глобальных террористов принадлежит к среднему и высшему классу: 17,6% - к высшему классу, 54% - к среднему, 27,5% - к низшему классу. Лишь 16,7% - имеют неоконченное среднее образование, 12,1% - среднее, 28,8% - обучались в колледже, а 33% окончили колледж, 9% -имеют ученую степень. Вопреки распространенному мнению, что вербовка
1 См.: Факты. Цифры. Комментарии.// Татарстан, 1994,№7-8, с.12.
2 См.: Щедровицкий П. Государственная политика регионального развития в РФ: проблемы и перспективы РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.arhipelag.ru/agenda/povestka/evolution/formula/prospect
членов террористических групп происходит в фундаменталистских исламских школах, лишь 9,4% террористов имели религиозное образование, все остальные - исключительно светское1. Само религиозное радикальное движение «Глобальный джихад салафи», по мнению М. Сейджмена, это не только ответная реакция традиционного мусульманского общества, не желающего плавиться в либеральном космополитическом котле, но географически и культурно продукт западной глобализации2.
2. За национальными и конфессиональными конфликтами зачастую скрываются геополитические, экономические, социальные интересы политической элиты, крупного бизнеса мировых держав, национальной элиты и даже криминальных объединений. В этом случае объединение вокруг этнических и религиозных ценностей является лишь способом мобилизации населения для достижения отнюдь не декларируемых целей. Радикальные группировки рассматривались как серьезный аргумент в политическом диалоге и потому поддерживались как экономически, так и на политическом уровне. Так, США на протяжении многих лет поддерживали талибов в их борьбе против СССР, и Бен Ладен в какой-то степени - непокорное детище американской политики. Главная стратегия исламского джихада была впервые публично озвучена Усамой бен Ладеном в его фетве 1996 г., в которой он назвал приоритетной борьбу с «дальним врагом», т. е. с Западом и в особенности с США и Израилем. После поражения «дальнего врага» джихад должен распространиться на «врага ближнего», на собственные правительства, существующие лишь благодаря западной поддержке. В качестве основного инструмента джихада он выбрал «мученические операции» смертников.
СССР в свое время делал ставку на арабских экстремистов в их борьбе против Израиля. Израиль же первоначально поддерживал «Хамас», чтобы ослабить влияние Арафата. Деятельность исламских групп поощряли Алжир, Иордания, Египет, рассматривая их как противовес просоветским идеям.
1 Режим доступа: http://www.vahhabizm.ru/stat/terrorizm_w.html
2 Режим доступа: http://www.vahhabizm.ru/stat/terrorizm_w.html
Следствием стала активная деятельность таких радикальных организаций, как «Братья-мусульмане», «Аль-Каида», «Аль-джихад», «Аль-джамаат аль-исламийя» (Египет), «Джамаат уль-улема и Пакистан», «Харкат уль-муджахедин» (Пакистан), «Хизб ат-тахрир» и «Исламское движение Узбекистана»(Центральная Азия).
3. На рост мусульманского радикализма повлияли локальные военные конфликты. На них пришло взросление целого поколения, у которого сформировался стойкий иммунитет к виду льющейся крови и которое лучше всего умеет стрелять. С их подачи взрывы и насилие стали напрямую связываться с «исламским терроризмом». Начало было положено взрывом американского посольства в Бейруте 18 апреля 1983г. Ответственность за теракт взяла на себя организация «Хезболлах», чем внесла сумятицу в ряды мусульманского духовенства. Тогда большинство действия камикадзе осудило. Фетва (религиозный декрет), определяющая смерть террориста как самопожертвование во имя веры, появилась в недрах организации «Исламский джихад». И хотя видные теологи (улемы) фетву не подписали, муллы, близкие к экстремистским организациям, ее одобрили. Невнятность мусульманской элиты лишь усиливала позиции радикалов. А после операции Израиля «Защитная стена», когда де-факто была упразднена палестинская автономия, ситуация вышла из-под контроля. Мусульманский мир бурлил, а умеренные улемы были вынуждены определиться в своей позиции. Это и было сделано в лице руководителя мусульманского университета Аль-Азхар великого имама Мохаммеда Сейеда Тантауи. Изданная им фетва давала зеленый свет экстремизму: «Акт самопожертвования против любого израильтянина, включая женщин, детей и стариков, является легитимным с точки зрения шариата, пока палестинцы не вернули свои земли и не прогнали израильских агрессоров»1. Трудно не согласиться с мнением Михаила Зыгарь: «Экстремисты-радикалы,
1 Зыгарь М. Неверный джихад. // Коммерсант . Власть, 2002, №9, с.31.
подменив теологические постулаты политическими, стали диктовать свои условия великой мировой религии»1.
4. Кризис идентичности, связанный с трудностями социального и культурного самоопределения личности и народов, и устойчивый интерес к консолидации в первичных этнических и религиозных общностях. По данным социологического исследования, проведенного в национальных республиках Поволжья2, возрастание актуализированности этнической идентичности характерно для 21,4% респондентов-татар; этнический экстремизм был свойствен 11%, 6,5% респондентов выражали сепаратистские взгляды, настаивая на выходе своих национальных республик из состава РФ. Сильным катализатором этнической актуализированности выступает религиозный
-5
фактор, в первую очередь в мусульманской среде . А.Р. Тузиков отмечает, что вокруг ваххабитов «создается романтический ореол борцов против антинародной и коррумпированной бюрократии. Наиболее тревожным сигналом является рост популярности джихадистских идей даже среди образованной молодежи, в том числе среди студентов вузов»4.
5. Распространение исламского фундаментализма в России было обязано антирелигиозной политике, проводившейся десятилетиями. В результате в России из 14300 мечетей сохранилось 80; 30 тыс. священнослужителей были репрессированы Советской властью5. Образовавшийся религиозный вакуум сыграл с российскими мусульманами плохую шутку. То, что говорили иностранные «братья по вере», не только воспринималось как истина в последней инстанции, но и принималось как руководство к действию. Зерна ваххабизма попали в благодатную почву. Даже Татарстан, который подается как самый благополучный регион в плане межконфессионального сосуществования, не исключение. Распространение в Татарстане «салафизма» началось с 1992 г. А сегодня, по мнению заместителя руководителя Центра
1 Зыгаръ М. Неверный джихад, с.31.
2 Татарстан, Башкортостан, Удмуртия.
3 См.: Тузиков А.Р., Зиннурова Р.И. Идеологический дискурс экстремизма: видимое и невидимое. Казань, 2010,с.61-63.
4 Там ж, с. 117.
5 См.: Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм. //Вопросы истории ,1993, № 1, с.38.
международных исследований Казанского университета Раиса Сулейманова и бывшего муфтия Татарстана Фарида-хазрата Салмана, в Татарстане примерно 3 тыс. человек являются приверженцами ваххабизма1. Схема проникновения проста и не раз апробирована: оказание финансовой помощи в строительстве мечетей и медресе при условии, что обучать молодых мусульман будут арабские наставники; создание благотворительных фондов; увеличение сторонников исламского фундаментализма в мусульманских общинах республики; обучение молодежи в арабских странах, по приезде на Родину они становятся агентами влияния. Об опасности последнего М.Шаймиев заявлял еще в 2000 г.: «Получив в этих странах духовный сан, эти молодые люди начинают сейчас возвращаться в Россию..., начинают преподавать в наших медресе и других духовных учебных заведениях основы радикального
Л
ислама» . Около 60% имамов республики с 1992 г. прошли обучение в Саудовской Аравии, Пакистане, Египте, Турции, ОАЭ. Отдельные из них впоследствии возглавили крупные мусульманские общины в гг. Казани,
-5
Набережных Челнах, Альметьевске, Бугульме, Кукморе .
На протяжении ряда лет в РТ действовали международные исламские фонды «Тайба», эмиссары «Всемирной исламской лиги», «Аль Игаса», «Аль Гамаа аль-Исламия», благотворительного фонда «Ибрагим ибн Абдулезиз Аль-Ибрагим» и ряда других организаций радикального толка.
Со второй половины 1990-х гг. государство пытается ограничить действия экстремистской направленности. С 1998 г. на территории РФ действуют федеральные законы «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии экстремистской деятельности», а также соответствующие поправки в Уголовный Кодекс РФ. Вступивший в силу с 1 октября 1997 г. Федеральный закон 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», ужесточивший правила регистрации новых религиозных организаций и запретивший представительству иностранной
1 См.: Гордеев Я. Татарстан сбивается на кавказский путь.[Электронный ресурс]: Режим доступа: [http://www.vahhabizm.ru/stat/kav_put_stst.html]
2 Шаймиев М. Россия - страна многоконфессиональная // Новое время, 2000, № 8, с.30.
3 См.: Звезда Поволжья, 2010, №7.
религиозной организации заниматься религиозной деятельностью на территории РФ, а также решение Верховного суда РФ от 14.02.2003 г. о признании ряда организаций террористическими и запрещении их деятельности на территории Российской Федерации позволили государственным и правоохранительным органам республики принять жесткие административные меры по прекращению деятельности миссионеров из «Тайбы», «Аль-Игаса», «Аль-Ибрагим», «Джамаа-аль-Исламия», «Общества социальных реформ», которые свернули активную миссионерскую работу и к концу 2003 г. покинули пределы РФ или были выдворены. Прошли судебные процессы над членами организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Исламского джамаата», запрещено радикальное движение «Салафия».
Тем не менее продолжается обучение молодежи в зарубежных исламских университетах, где сильны традиции салафизма. В Татарстан в ближайшее время возвратятся около 300 выпускников. Это шакирды и выпускники египетского университета «Аль-Азхар» (Каир), являющиеся сторонниками экстремистского движения «Ахль Ас-Сунна» (от араб. «последователи сунны», другое название «Ахль-Ас-Салаф»). Члены движения поддерживают террористическую деятельность международных террористических организаций (МТО) и северокавказских бандформирований, проводят на территории РТ религиозно-экстремистскую пропаганду, направленную на изменение существующего конституционного строя. «Ахль Ас-Сунна» является структурой прикрытия МТО «Братья - мусульмане» и используется для набора добровольцев в «мадхалитский джамаат», состоящий из студентов университета «Аль-Азхар» — выходцев из России и СНГ, а также «уйгуро-булгарский джамаат», действующий в Пакистане на границе с Афганистаном. Декларируемая цель джамаатов — создание на территории Северного Кавказа, в Поволжье и Центральной Азии исламского государства (халифата) с использованием силовых методов и террора1.
1 См.: Звезда Поволжья, 2010, №7.
А ведь эксперты называют приверженцев салафизма в числе преподавателей Российского исламского университета (РИУ, г. Казань), служителей ряда казанских мечетей («Энилер», «Нурулла», «Рамазан», «Бурнай» и других), где проходят сборы членов «АС» медресе «Мухаммадия», «Соборной мечети города Нижнекамска «Рисаля», Альметьевского исламского медресе и даже в Духовном управлении мусульман РТ.
Фундаменталистские лозунги все чаще используются в политике радикальным крылом национального движения. Партия «Иттифак» настойчиво выступает за исламизацию татарстанского общества, заявляя о необходимости введения в судопроизводство норм шариата, выступая против межнациональных браков. Сохранение нации и морали напрямую связывается с исламским воспитанием.
Фундаменталистские лозунги получили развитие в программах общественно-политического движения «Омет», «Союза исламской молодежи Республики Татарстан», «Набережно-Челнинского отделения ТОЦ». И все бы ничего, если бы не агрессивное неприятие других конфессий и национальностей. Впрочем, злобным нападкам подвергается как мусульманское духовенство, исповедующие традиционный ислам («татарское духовенство - это банды для обирания сирот и вдов»), так и руководство Татарстана, которое, по мнению экстремистов, «продалось Москве», и «долг каждого истинного мусульманина с ним бороться»1. Мусульманское духовенство бьет тревогу: «Ваххабизм с оружием в руках или без несет в себе глобальную угрозу как для Татарстана, так и для России. Это течение представляет самую большую угрозу и для самой религии Ислам. Ни одна другая идеология не нанесла большего вреда для религии Ислам, в плане дискредитации и окрашивания в кровавые тона, какую нанесла идеология ваххабизма со дня своего зарождения»2.
1 Муфтий Фарид Салман. Исправление имен: Татарстан «выздоравливает».// Евразийское обозрение, 2001, Специальный выпуск, с.2.
2 Шагавиев С. Как становятся ваххабитами? [Электронный ресурс]:Режим доступа: [www.e-riu.ru.ru/interview/?id=628]
Россия как полиэтничное и многоконфессиональное государство оказалась в опасной ситуации. С одной стороны, в целом ряде мусульманских республик, в том числе и в Татарстане, происходит усиление позиций исламского фундаментализма, с другой - трагедии терактов общественное мнение напрямую связывает с исламистами, что чревато ростом антиисламских настроений. Трудно не согласиться с мнением Г.В.Новиковой: «В России, имеющей значительную долю мусульманского населения и граничащей с мусульманскими государствами, решение проблемы исламского фундаментализма, сопряженного с терроризмом, требует особой аккуратности и осторожности. Для того, чтобы избежать широкомасштабной конфронтации с миром ислама не только в рамках самой страны, но и за ее пределами, необходимы взвешенная оценка происходящего и сотрудничество с теми силами мусульманского общества, которые стоят на позициях ортодоксального ислама»1.
Малышева О.Л. Ваххабизм как вызов национальной безопасности России. В статье анализируются истоки ваххабизма, разница в догматике и религиозном ритуале традиционного ислама суннитского толка и салафизма (ваххабизма); прослеживаются причины и механизмы его распространения в России; определяется роль фундаменталистской идеологии в политических радикальных движениях.
Ключевые слова: сунниты, фундаментализм, салафизм, джихад, экстремистская идеология, идентичность.
Malysheva O.L. Wahabiism as a challenge to Russian national security. The author analyses roots of Wahabiism as well as differences in dogma and rituals of traditional Islam in its Sunni version and Salafi (Wahabiism). The article also deals with reasons and mechanism of Wahabiism's dissemination in Russia. In addition the role of fundamentalist ideology in political radicalism is specified.
Key words: Sunni, fundamentalism, Salafi, jihad, extremist ideology, identity.
1 Новикова Г.В. Сильная стратегия слабых. Террор в конце ХХ века //Полис, 2000, №1, с. 172.