Научная статья на тему 'Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: сущность и существование. Махачкала, 2007. 502 с'

Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: сущность и существование. Махачкала, 2007. 502 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
294
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: сущность и существование. Махачкала, 2007. 502 с»

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2010. № 1

Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: сущность и существование.

Махачкала, 2007. 502 с.

К изучению и анализу ислама, принципам подачи материала авторы рецензируемой книги подошли с социально-философских методологических позиций, и в этом отношении их работа выгодно отличается от всех ранее опубликованных исследований отечественного исламоведения. Необходимость объективного изучения и строго научного анализа вызвана, прежде всего, отсутствием в нашем отечественном исламоведении достаточного количества научно-монографических исследований, из которых читатели могли бы получить необходимые знания об этой уникальной мировой религии, её догматике, культе, расколах, современном состоянии, т.е. концептуально в единстве прошлого и настоящего.

М.В. Вагабов, Н.М. Вагабов уделяют исключительно важное внимание ключевому вопросу отечественного исламоведения, т.е. проблеме возникновения ислама и роли Мухаммада в этом процессе как родоначальника нового вероучения. Этому посвящаются две первые главы, в которых с научно-методологических позиций делается попытка изучения и объективного анализа вопроса о возникновении ислама, показа его социально-экономических и идейных предпосылок в своем видении.

Далее в работе подробно рассматриваются важнейшие проблемы социальной доктрины ислама, его превращение в результате экспансии из национальной арабской в мировую интернациональную религию. Раскрыты социально-экономические истоки данного процесса, показаны методы распространения ислама на территории неарабского мира - азиатских, африканских стран, а также Дагестана и России, и мирные, насильственные и миссионерские формы его наступления на другие территории.

Авторы показывают, какое важное внимание ислам уделяет вопросам веры и знания, справедливо актуализируют эту проблему в наш век НТР: «Мы видим крайнюю необходимость в акцентации нашего внимания на отмеченных проблемах, т.е. они находятся в русле современных общественных запросов и востребованы реалиями сегодняшней жизни. А реалии наших дней таковы, что в условиях сложной идеологической обстановки в республике вызывает тревогу и озабоченность дефицит образованности и знаний у отдельных групп подрастающего поколения» (с. 188). В небольшом разделе книги, ссылаясь на Коран, хадисы и теологические источники, авторы раскрывают оптимистическую сущность учения ислама в отношении веры и знания. В частности, в работе приводится изречение (хадис) Мухаммада: «Ищи знание, даже если оно так далеко, как Китай». Данная идея выступает в книге как главная тенденция по проблемам веры и знания в исламе.

Впервые в отечественном исламоведении делается попытка определить специфические особенности ислама как мировой религии, чем его вероучительная система отличается от подобных конфессиональных систем. Речь идет о таких наиважнейших феноменах, как вера в Аллаха и признание посланнической миссии пророка Мухам-мада, чувства абсолютной покорности и зависимости от аллаха, су-пертеоцентризме, фатализме, мусульманском энтузиазме, универсализме, земном содержании ислама и т.д. Эти характерные черты ислама, как религиозно-философской системы, подаются авторами в аргументированной и доступной форме. В работе они получают свое последовательное отражение в зависимости от их социальной мировоззренческой значимости в различные периоды истории ислама.

Важное место в книге занимает освещение расколов в исламе. В отечественном исламоведении этот вопрос недостаточно исследован, и по этой причине население не имеет объективной информации о мусульманских расколах и об их подлинных истоках, хотя эта проблема приобретает особую значимость в современных условиях. Разумеется, рассматриваются не все расколы, а основные из них, такие как хариджизм, суннизм и шиизм, мутазализм, исмаилизм, ваххабизм и т.д., которые сыграли важную роль в истории ислама в прошлом, а некоторые из них продолжают оказывать свое влияние на сознание и

психологию мусульман до сих пор. Особое внимание авторы уделяют ваххабизму, его агрессивно-террористической сущности, делают глубокий анализ истоков проявления салафизма в Дагестане, специально останавливаются и на анализе такого сложного религиозного течения в исламе, как суфизм.

В работе имеется специальный раздел, посвященный мусульманскому конфессионализму, его социальным истокам и эволюции. Особо подчеркивается актуальность этого вопроса среди прочих теоретических и практических проблем, востребованных современным обществом, В исламоведческой литературе, особенно в публицистической, ислам нередко рассматривается как религия непримиримости к немусульманам, религия вечного джихада, газавата и фанатизма. Это делается путем подтасовки и выдергивания отдельных аятов из Корана и других богословных источников, не имеющих по существу никакого отношения в целом к правоверному мусульманскому вероучению, его основным канонам и исторической практике данной религии. Коранические откровения, объявившие джихад язычеству, ни в коем случае нельзя воспринимать как вечные истины классического ислама. Вот почему современные идеологии исламского радикализма в оправдание своей агрессивной деятельности спекулируют кораническими аятами, высказанными в условиях борьбы с язычеством. Принципы религиозной исключительности, характерные для всех религий мира, не являются только какими-то сверхособыми, непримиримыми, кровожадными чертами ислама и т.д. В классическом исламе господствует дух своего времени - дух терпимости и толерантности.

Авторы книги останавливаются ещё на одном актуальном вопросе учения ислама, таком как изучение и анализ социально-правового статуса мусульманской семейной жизни. В работе рассматривается специфика мусульманских семейных отношений в широком спектре: хиджаб, никях, условия заключения брака, полигамные браки, талак, имущественные отношения и т.д. М.В. Вагабов, Н.М. Вагабов с научных позиций подходят к постановке такого важного социального вопроса, каким является учение ислама о равноправии полов в обществе и семье. Они придерживаются тезиса, что в мире ислама, как впрочем, и в регионах других религий, не было и объективно не могло быть равноправия полов, - фактически его нет и в современном обществе. По этому поводу авторы в научно-аргументированной форме дают объяснения, почему в отношении к женщине существуют дискриминационные морально-правовые нормы. Отмечается стабильность шариатских форм регулирования семейных отношений, а также анализируются причины этих проявлений в современном мусульманском обществе.

Последний раздел книги посвящается исламскому фактору в современном мире, делается попытка определения самого понятия «исламский фактор», а также анализа объективных условий и субъективных факторов появления в геополитической жизни современного общества подобного феномена, каким является исламский фактор, оказывающий огромное влияние на формирование международной политики и межгосударственных отношений. Рассматриваются крупномасштабные возрожденческие процессы, развернувшиеся в мире ислама после многовекового застоя, исследуются истоки этих процессов, которые авторы видят в социально-экономических переменах, охвативших весь мусульманский мир после окончания второй мировой войны. В книге отмечается, что возрастание влияния ислама, прежде всего, обусловлено быстрым ростом экономического потенциала мусульманских стран в удельном весе мирового хозяйства.

По мнению авторов, ислам по своему существу служил и должен служить благородным интересам человечества, установлению справедливого миропорядка, а не быть орудием идеологических спекуляций, раздоров, разногласий, кровавых конфликтов, экстремизма и терроризма.

А. Шихсаидое, С. Муслимое, М Яхьяев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.