Научная статья на тему 'Большой вклад в развитие отечественного исламоведения'

Большой вклад в развитие отечественного исламоведения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
438
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

монография Вагабова М.В. и Вагабова Н.М. «Ислам: сущность и существование». Махачкала, 2007, 502 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большой вклад в развитие отечественного исламоведения»

Кругозор

БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСЛАМОВЕДЕНИЯ

(монография Вагабова М.В. и Вагабова Н.М.

«Ислам: сущность и существование». Махачкала, 2007, 502 стр.)

За последние годы в мире, в том числе и в России, интерес к исламской проблематике значительно возрос. Он обусловлен крупномасштабными процессами, происходящими в современном мусульманском мире, особенно в Ираке, Иране, Палестине и других странах. События глобального характера, происходящие в регионе Ближнего Востока, где перемешиваются экономические, социальные, межцивилизационные, этноконфессиональ-ные и другие отношения, привели к образованию таких противоречий, которые опасны не только для региона, но и за его пределами. В этих странах важную идеологическую функцию выполняет ислам. Он не только играет активную роль в урегулировании региональных событий, но и оказывает значительное влияние на формирование геополитики в мире. В наши дни научные исследования ислама и его проблематики имеют весьма актуальное теоретико-познавательное значение, играют важнейшую роль в удовлетворении потребностей членов общества в получении достоверной информации. Население должно само разобраться в сложных сплетениях событий, происходящих в мире ислама и за его пределами, и найти оптимальные методы решения проблем. К числу таких публикаций относится изданная в 2007 году Дагестанским книжным издательством монография Вагабова М.В. и Вагабова Н.М. «Ислам: сущность и существование». Необходимость издания фундаментальной работы по исламу обусловлена, прежде всего, отсутствием литературы по данной проблеме и её востребованностью, реалиями сегодняшней обстановки, в которой неизмеримо вырос интерес к данной проблематике со стороны широких слоев населения России, в том числе и Дагестана.

К изучению и анализу ислама, принципам подачи материала авторы подошли с социально-философских методологических позиций, и в этом отношении их работа выгодно отличается от всех ранее опубликованных исследований отечественного исламоведения. В отечественном исламоведении нет достаточного количества научно-монографических исследований, из которых читатели могли бы получить необходимые знания об этой уникальной мировой религии, её догматике, культе, расколах, современном состоянии. В этом отношении книга представляет собой свод знаний об исламе, в ней прослеживается динамика его исторического пути - от периода провозглашения первых коранических идей до современного состояния. Об этом свидетельствуют содержание и логическая последовательность глав рецензируемой работы.

156

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1

Кругозор

Словом, работа выполнена с соблюдением важнейших научнометодологических принципов - как данное явление возникло, какие этапы в своем формировании оно прошло и каково его состояние в современных условиях. Подобный научный позволяет раскрыть сущность исследуемой проблемы, создает возможность изложения материала исследования в концептуальной целостности от истоков возникновения до современного состояния.

В монографии авторы уделяют исключительное внимание ключевому вопросу отечественного исламоведения - проблеме возникновения ислама и роли Мухаммада в этом процессе как родоначальника нового вероучения. Этой проблеме посвящаются две первые главы, в которых с научно-методологических позиций делается попытка объективного анализа вопроса о возникновении ислама, раскрываются социально-экономические и идейные предпосылки его появления. К разработке данной концепции авторы шли долгие годы, о чем свидетельствуют опубликованные ими ранее монографии в Москве, Ташкенте и Махачкале. Однако наше положительное отношение к разработанной ими целостной концепции возникновения ислама вовсе не означает, что М.В. Вагабов и Н.М. Вагабов поставили в этом вопросе точку. Наоборот, авторы монографии сами считают, что предложенный ими вариант концепции происхождения ислама составляет один из перспективных, но он бесспорно нуждается в дальнейшем развитии, уточнении и конкретизации.

Далее в монографии подробно рассматриваются важнейшие проблемы социальной доктрины ислама, его превращение в результате арабской экспансии из национальной арабской религии в мировую интернациональную. В работе раскрыты социально-экономические истоки данного процесса: как и какими методами ислам стал распространяться на территории неарабского мира - азиатских, африканских стран, в том числе Дагестана и России, цивилизационные социальные последствия данного процесса. В монографии описаны мирные, насильственные и миссионерские формы распространения ислама, в ней рассматриваются в общих чертах процесс исла-мизации Дагестана, этапы распространения мусульманства среди горцев.

В монографии исследуются священные и теологические источники мусульманского вероучения, такие, как Коран и Сунна, тафсиры, иджма, фикх, ортодоксальные мусульманские мазхабы, калам, показана их роль в разные периоды истории формирования социальной доктрины ислама и в жизни мусульманского общества. Эти идейные источники определяют и основы мусульманского вероучения и культа. В них нашли свое отражение парадигмы мусульманской догматики и культовой практики. В работе проанализированы наиважнейшие основы вероучения - об Аллахе, о пророках и пророке Мухаммаде, о загробном мире, о рае и аде, предопределении и

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1

157

Кругозор

т. д., а также культовые обязанности и сакрализованные обряды мусульман - таухид салят, пост (саум), закят, хадж, религиозные праздники - ид ал-адха, ид ал-фитр, маулид ан-наби мирадж. Здесь рассматриваются проблемы обрезания, различных запретов и т. д.

Авторы показывают, какое важное внимание ислам уделяет вопросам веры и знания, и справедливо указывают на актуальность этой проблемы, особенно в наше время, в век НТР: «Мы видим крайнюю необходимость в акцентации нашего внимания на отмеченных проблемах, т. е. они находятся в русле современных общественных запросов и востребованы реалиями сегодняшней жизни. А реалии наших дней таковы, что в условиях сложной идеологической обстановки в республике вызывает тревогу и озабоченность дефицит образованности и знаний у отдельных групп подрастающего поколения» (с. 188). В небольшом разделе книги, ссылаясь на Коран, хадисы и теологические источники, авторы раскрывают оптимистическую сущность учения ислама в отношении веры и знания. В частности, они приводят изречение (хадис) Мухаммада: «Ищи знание, даже если оно так далеко, как Китай». Данная идея выступает в книге как главная тенденция по проблемам веры и знания в исламе.

Авторами впервые в отечественном исламоведении делается попытка определить, в чем заключаются специфические особенности ислама как мировой религии, чем его вероучительная система отличается от подобных конфессиональных систем. В монографии конкретно говорится о феноменах, характерных для новой монотеистической религии. Здесь прежде всего речь идет о таких наиважнейших феноменах, как вера в Аллаха и признание посланнической миссии пророка Мухаммада, о чувстве абсолютной покорности и зависимости от Аллаха, супертеоцентризме, фатализме, мусульманском энтузиазме, универсализме, «земном» содержании ислама и т. д. Все эти характерные черты ислама как религиозно-философской системы подаются авторами в аргументированной и доступной форме. В работе они получают свое последовательное отражение в зависимости от их социальной мировоззренческой значимости в различные периоды истории ислама.

Важное место в монографии занимают расколы в исламе. В отечественном исламоведении данный вопрос недостаточно исследован, и по этой причине население не имеет объективной информации о мусульманских расколах и об их подлинных истоках, хотя эта проблема приобретает особую значимость в современных условиях.

Разумеется, в книге рассматриваются не все расколы, а основные из них, такие, как хариджизм, суннизм и шиизм, мутазализм, исмаилизм, ваххабизм и т. д., которые сыграли важную роль в истории ислама в прошлом, а некоторые из них продолжают оказывать свое влияние на сознание и психологию мусульман до сих пор. Особое внимание авторы уделяют вах-

158

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1

Кругозор

хабизму, его агрессивно-террористической сущности. В книге сделан глубокий анализ истоков проявления салафизма в Дагестане. Авторы специально останавливаются и на анализе такого сложного религиозного течения в исламе, как суфизм. Во фрагментарной форме раскрываются социальная сущность этого уникального явления, причины его возникновения и распространения в мусульманском мире, в том числе в Дагестане. Главный тезис авторов о расколах в исламе состоит в том, что «в мире нет неразделенных религий», хотя их родоначальники, как правило, в категорической форме выступают за единство: «Держитесь за вервь Аллаха все.., и не разделяйтесь» (Коран, III, 98). Расколы не появляются по субъективному желанию отдельных лидеров, подчеркивают авторы, каждый из них имеет свою объективную основу. В работе эти проблемы анализируются более подробно.

В монографии специальный раздел посвящен мусульманскому кон-фессионализму, его социальным истокам и эволюции. Авторы особо подчеркивают особую актуальность этого вопроса среди прочих теоретических и практических проблем, востребованных современным обществом. В ис-ламоведческой литературе, особенно в публицистической, ислам нередко рассматривается как религия непримиримости к немусульманам, религия вечного джихада, газавата и фанатизма. И все это делается путем подтасовки и выдергивания отдельных аятов из Корана и других богословных источников, не имеющих по существу никакого отношения в целом к правоверному мусульманскому вероучению, его основным канонам и исторической практике данной религии. Коранические откровения, объявившие джихад язычеству, ни в коем случае нельзя воспринимать как вечные истины классического ислама. Вот почему современные идеологии исламского радикализма в оправдание своей агрессивной деятельности спекулируют кораническими аятами, высказанными в условиях борьбы с язычеством. Принципы религиозной исключительности, характерные для всех религий мира, не являются сверхособыми, непримиримыми, кровожадными чертами ислама. В классическом исламе господствует дух своего времени - дух терпимости и толерантности.

Авторы монографии останавливаются ещё на одном актуальном вопросе учения ислама - на изучении и анализе социально-правового статуса мусульманской семейной жизни. В Коране, сборниках хадисов этому институту отводится довольно большое место. Это вполне закономерно в условиях перехода от одной формации к другой. Новые социальноэкономические отношения обусловили коренные изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе семейно-бытовых. Мусульманская семья, как отмечают авторы, является предметом всестороннего шариатского урегулирования. В работе рассматривается специфика мусульманских се-

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1

159

Кругозор

мейных отношений в широком спектре: хиджаб, никях, условия заключения брака, полигамные браки, талак, имущественные отношения и т. д. Авторы с научных позиций подходят к учению ислама о равноправии полов в обществе и семье. Они придерживаются тезиса, что в мире ислама, как, впрочем, и в регионах других религий, не было и объективно не могло быть равноправия полов. Фактически его нет и в современном обществе. По этому поводу авторы аргументированно дают научное объяснение, почему в отношении к женщине существуют дискриминационные моральноправовые нормы. В монографии отмечается стабильность шариатских форм регулирования семейных отношений, а также анализируются причины этих проявлений в современном мусульманском обществе.

Последний раздел книги посвящается исламскому фактору в современном мире. Впервые в отечественной исламоведческой литературе авторами делается попытка определения самого понятия «исламский фактор», показываются объективные условия и субъективные факторы появления в геополитической жизни современного общества такого феномена, каким является исламский фактор, оказывающий огромное влияние на формирование международной политики и установление межгосударственных отношений. Рассматриваются крупномасштабные возрожденческие процессы, развернувшиеся в мире ислама после многовекового застоя, исследуются истоки этих процессов, которые авторы видят в социальноэкономических переменах, охвативших весь мусульманский мир после окончания Второй мировой войны. В книге отмечается, что возрастание влияния ислама обусловлено прежде всего быстрым ростом экономического потенциала мусульманских стран в мировом хозяйстве. Все это коренным образом повлияло на мировую политику и международные отношения в пользу мусульманского мира, особенно в отношении стран, богатых энергоресурсами. Многие нефтедобывающие арабо-мусульманские страны тратят миллиарды не только на решение социально-экономических проблем, но и на возрождение ислама на мусульманских землях, а также в не традиционных для него регионах Европы и Америки. Следует сказать, что данная тенденция довольно успешно развивается. Так, в наши дни в западноевропейских странах проживает более 25 млн мусульман с соответствующей их вере атрибутикой: мечетями, учебными заведениями, СМИ и т. д. Все эти актуальные вопросы ислама в современном мире получают отражение на страницах рецензируемой работы «Ислам: сущность и существование».

По мнению авторов, ислам по своему существу служил и должен служить благородным интересам человечества, установлению справедливого миропорядка и не должен стать орудием идеологических спекуляций, раздоров, разногласий, кровавых конфликтов, экстремизма и терроризма и т. д.

160

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1

Кругозор

Книга «Ислам: сущность и существование» является попыткой создания фундаментального исследования в области отечественного исламоведения, итогом более сорока лет долгих настойчивых научных исканий авторов.

М.В. Вагабов и Н.М. Вагабов являются авторами около 20-ти монографий и 150-ти научных статей по самым актуальным аспектам исламской проблематики. Поэтому труд М.В. Вагабова и Н.М. Вагабова стал как бы результатом постепенного перехода от частных аспектов исследования к выработке общефилософского концептуального подхода к доктрине ислама в целом.

Научно-практическая значимость данного фундаментального исследования заключается не только в том, что оно дает обширные знания об исламе, но и в том, что в нем определены новые методики и перспективы для дальнейших исследований в области ислама. В этом отношении работа носит пропедевческий характер.

Во «Введении» авторы совершенно верно отмечают, что ислам для исследователя - неисчерпаемое богатство, гигантская вершина, добраться до которой не так просто, что к нему применимо изречение великого Сократа как «о знающем незнании». Чтобы познать ислам, необходимы новые фундаментальные исследования, нужны усилия больших коллективов учёных: философов, религиоведов, социологов, историков, филологов, демографов и т. д.

Монография «Ислам: сущность и существование» станет полезной как для широкого круга специалистов и читателей, так и для начинающих исламоведов. Работа написана на большой источниковедческой основе, в ней использовано более 500 наименований источников на русском, арабском и других языках.

Монография «Ислам: сущность и существование» является большим вкладом авторов в отечественное исламоведение, сводом обширных знаний об исламе, востребованных реалиями нашей жизни.

Доктор исторических наук, А. Шихсаидов

профессор

Доктор философских наук,

профессор С. Муслимов

Доктор философских наук,

профессор М. Яхьяев

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2009. № 1

161

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.