Научная статья на тему 'Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002. 416 с.'

Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002. 416 с. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
545
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. Махачкала, 2002. 416 с.»

Вагабов М.В., Вагабов Н.М.

Ислам: история и современность. Махачкала, 2002. 416 с.

По методологическому подходу к изучению и анализу ислама, принципам подачи материала авторы рецензируемой монографии подошли с социальнофилософских позиций, и в этом отношении их работа выгодно отличается от всех ранее опубликованных отечественных исследований исламоведения по этой проблематике.

Большое внимание в книге уделяется возникновению ислама и роли Мухаммада в этом процессе как родоначальника нового вероучения. В двух первых главах делается попытка изучения и объективного анализа этого вопроса, показа его социально-экономических и идейных предпосылок. К разработке данной концепции авторы шли долгие годы, но это вовсе не означает, что М.В. Вагабов и Н.М. Вагабов поставили в этом вопросе точку над <а». Наоборот, авторы монографии считают, что предложенный ими вариант происхождения ислама, бесспорно, нуждается в дальнейшем развитии, уточнении и конкретизации.

Далее подробно рассматриваются важнейшие проблемы социальной доктрины ислама, его превращение в результате арабской экспансии из национальной арабской в мировую интернациональную религию. Раскрыты социально-экономические истоки данного процесса, показаны методы движения ислама на территории неарабского мира - азиатских, африканских стран, в том числе Дагестана и России, и цивилизованные социальные последствия мирных, насильственных и миссионерских форм его распространения.

В четвертой главе исследуются священные и теологические источники мусульманского вероучения такие, как Коран и Сунна, тафсиры, иджма, фикх, ортодоксальные мусульманские мазхабы, калам, показана их роль в разные периоды истории формирования социальной доктрины ислама и в жизни мусульманского общества.

В пятой главе нашли свое отражение парадигмы мусульманской догматики и культовой практики, проанализированы наиважнейшие основы вероучения -об Аллахе, о пророках и пророке Мухаммаде, о рае и аде, предопределении, а также культовые обязанности и обряды мусульман - таухид салят, пост (саум), за-кят, хадж, религиозные праздники - ид ал-адха, ид ал-фтр, маулид ан-набиЛмирадж и т.д.

Шестая глава книги показывает, какое важное внимание уделяет ислам вопросам веры и знания. В небольшом разделе книги, ссылаясь на Коран, хадисы и теологические источники, авторы раскрывают оптимистическую сущность учения ислама в отношении веры и знания. В частности, в работе приводится изречение (хадис) Мухаммада: «Ищи знание, даже если оно так далеко, как Китай». Данная идея выступает в книге как главная тенденция по проблемам веры и знания в исламе.

В седьмой главе авторами впервые в отечественном исламоведении делается попытка определить специфиче-

ские особенности ислама как мировой религии, чем его вероучительная система отличается от подобных систем. В монографии конкретно говорится о феноменах, характерных для новой монотеистической религии. Здесь прежде всего речь идет о таких наиважнейших феноменах, как вера в Аллаха и признание посланнической миссии пророка Мухаммада, чувства абсолютной покорности и зависимости от Аллаха, супертеоцентризм, фатализм, мусульманский энтузиазм, универсализм, земное содержание ислама и т.д. Все эти характерные черты ислама, как религиозно-философской системы, подаются авторами в аргументированной и доступной форме. В работе они получают свое последовательное отражение в зависимости от их социальной мировоззренческой значимости в различные периоды истории ислама.

Восьмая глава монографии рассказывает о расколах ислама. В отечественном исламоведении этот вопрос недостаточно исследован, и по этой причине население не имеет объективной информации о мусульманских расколах и об их подлинных истоках, хотя эта проблема приобретает особую значимость в современных условиях.

Разумеется, в книге рассматриваются не все 53 раскола, а основные из них, такие как хариджизм, суннизм и шиизм, мутазализм, исмаилизм, ваххабизм и другие, которые сыграли важную роль в истории ислама в прошлом, а некоторые из них продолжают оказывать свое влияние на сознание и психологию мусульман до сих пор, особое внимание уделяется ваххабизму, его агрессивно-террористической сущности. Авторы специально останавливаются и на анализе такого сложного религиозного течения, как суфизм. Во фрагментарной форме раскрываются социальная сущность уникального явления, причины его возникновения и распространения в мусульманском мире, в том числе в Дагестане. Главный тезис авторов о расколах в исламе состоит в том, что «в мире нет неразделенных религий», хотя их родоначальники, как правило, в категорической форме выступают за единство: «Держитесь за вервь Аллаха все... и не разделяйтесь» (Коран, III, 98). Расколы не появляются по субъективному желанию отдельных лидеров, подчеркивают авторы, а каждый из них имеет свою объективную основу.

В девятой главе, посвященной мусульманскому конфессионализму, его социальным истокам и эволюции, подчеркивается особая актуальность этого вопроса среди прочих теоретических и практических проблем, востребованных современным обществом. В исламоведческой литературе, особенно в публицистической, ислам нередко рассматривается как религия непримиримости к немусульманам, религия вечного джихада, газавата и фанатизма. И все это делается путем подтасовки и выдергивания отдельных аятов из Корана и других богословных источников, не имеющих по существу никакого отношения в целом к

правоверному мусульманскому вероучению, его основным канонам и исторической практике данной религии. Коранические откровения, объявившие джихад язычеству, ни в коем случае нельзя воспринимать как вечные истины классического ислама. Вот почему современные идеологии исламского радикализма в оправдание своей агрессивной деятельности спекулируют кораническими аятами, высказанными в условиях борьбы с язычеством. Принципы религиозной исключительности, характерные для всех религий мира, не являются только какими-то сверхособыми, непримиримыми, кровожадными чертами ислама. В классическом исламе господствует дух своего времени -дух терпимости и толерантности.

Десятая глава затрагивает актуальный вопрос учения ислама такой, как изучение и анализ социально-правового статуса мусульманской семейной жизни. В Коране, сборниках хадисов этому институту уделяется довольно большое место. Это вполне закономерно в условиях перехода от одной формации к другой. Новые социально-экономические отношения обусловили коренные изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе семейно-бытовых. Мусульманская семья, как отмечают авторы, является предметом самого, что ни есть всестороннего шариатского урегулирования. В работе рассматривается специфика мусульманских семейных отношений в широком спектре: хиджаб, никях, условия заключения брака, полигамные браки, талак, имущественные отношения и т.д. Авторы с научных позиций подходят к постановке такого важного социального вопроса, каким является учение ислама о равноправии полов в обществе и семье. Они придерживаются тезиса, что в мире ислама, как впрочем, и в регионах других религий, не было и объективно не могло быть равноправия полов, фактически его нет и в современном обществе. По этому поводу авторы в научно-аргументированной форме дают объяснения, почему в отношении к женщине существуют дискриминационные (как негативные, так и позитивные) морально-правовые нормы. Отмечается стабильность шариатских форм регулирования семейных отношений, а также анализируются

причины этих проявлений в современном мусульманском обществе.

Последний раздел книги посвящается исламу в современном мире. Рассматриваются крупномасштабные возрожденческие процессы, развернувшиеся в мире ислама после многовекового застоя, исследуются истоки этих процессов, которые авторы видят в социально-экономических переменах, охвативших весь мусульманский мир после окончания второй мировой войны. В книге отмечается, что возрастание влияния ислама, прежде всего, обусловлено быстрым ростом экономического потенциала мусульманских стран в удельном весе мирового хозяйства. Все это коренным образом повлияло на мировую политику и международные отношения в пользу мусульманского мира, особенно в отношении стран, богатых энергоресурсами. Многие нефтедобывающие арабо-мусульманские страны не только делают миллиардные расходы для решения социально-экономических проблем, но и наряду с этим тратят на возрождение ислама на мусульманских землях, а также не в традиционных для него регионах Европы и Америки. Следует сказать, что данная тенденция довольно успешно развивается. Так, в наши дни в западноевропейских странах проживает более 20 млн мусульман с соответствующей их вере атрибутикой: мечетями, учебными заведениями, СМИ и т.д. Все эти актуальные вопросы ислама в современном мире получают отражение на страницах рецензируемой работы «Ислам: история и современность».

Монография завершается характеристикой сложной религиозной ситуации в Дагестане. По мнению авторов, ислам по своему существу служил и должен служить благородным интересам человечества, установлению справедливого миропорядка и не может быть орудием идеологических спекуляций, раздоров, разногласий, кровавых конфликтов и экстремизма.

Монография «Ислам: история и современность» является значительным вкладом авторов в отечественное исламоведение, сводом обширных знаний об исламе, востребованных реалиями нашей жизни.

Р. Акимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.