В.Я. Петрухин
ПРАЗДНИК В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ: К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКИ*
Средневековые праздники в различных странах имеют много общего. Однако особенности их развития находили свое проявление и в праздниках. Смех Грозного звучал примерно в ту же эпоху, что и смех Рабле, но звучание их было глубоко различным. Для царя праздник был театром одного актера и средством политической борьбы. Для унижения своего противника архиепископа Новгородского Иван Грозный велел посадить владыку задом наперед на осла и дать ему в руки волынку. С одной стороны, это было пародией на карнавал, а с другой - демонстрацией царского могущества. Одним словом царь мог превратить князя церкви в жалкого скомороха. Другой пример шутовства Ивана Грозного - возведение на трон татарского хана Симеона Бекбулатовича. Всем было понятно, что рабские поклоны юродствующего царя безвластному хану доказывают еще большую власть истинного самодержца.
Автор стремится проследить определенное сходство между царским самовластьем на Руси и явлениями подобного рода в Византии. Император Михаил III, царствующий в VIII в., прославился тем, что устраивал пьяные трапезы, подражая Тайной Вечери. На них он выступал в роли Христа, а 12 своих придворных одевал в апостольские ризы. Над патриархом Михаил публично издевался. Он подражал своим предшественникам императорам-иконоборцам, которые жестоко расправлялись с духовными лицами. Характерно, что в Росии в XVII в. попытки простого народа пародировать вер-
* Петрухин В.Я. Праздник в средневековой Руси: К проблеме исторической специфики // Одиссей. Человек в истории. - М., 2005. - С. 81-88. 102
Праздник в средневековой Руси
ховную власть весьма жестоко пресекались. В Тверском крае был обычай на Масленицу устраивать шутовские шествия, изображая ряженых царей и бояр. По доносу местного помещика «царей» арестовали за самозванство, отсекли пальцы на правой руке и сослали в Сибирь (с. 82). Автор пишет: «Очевидно, что суть византийской ... традиции... и ее древнерусской рецепции противоположна продолжающей ту же традицию «карнавальной» культуре ренес-сансной Европы в понимании Бахтина. Здесь не народные «низы» подвергали осмеянию и «снижению» официальные верхи, а, напротив, социальные верхи демонстрировали самовластье и всевластие. позволяя себе опричный маскарад, но пресекая всякие попытки "карнавализации" снизу» (с. 83).
Можно проследить и наличие западных средневековых карнавальных традиций в политике, например у Ивана Грозного. Выше говорилось об издевательствах царя над архиепископом Новгородским Пименом. Петрухин утверждает, что издевательский обряд был применен архиепископом Новгорода Геннадием над еретиками еще в XV в. в подражание испанским инквизиторам. К настоящим скоморохам официальная власть и церковь относились враждебно. И статьи из постановлений древних вселенских соборов, и составленный при Иване Грозном «Стоглав» запрещали «эллинскую прелесть», сравнивали скоморошьи игрища с древними вакханалиями. Однако так называемая «внецерковная культура» существовала на Руси с киевских времен как часть придворного быта. Церковь допускала шествие ряженых на святки как древний обычай. Но от ряженых требовалось смыть свои грехи в крещенской проруби. Некоторые обычаи, считавшиеся на Руси бесовскими игрищами, например запрещаемые на Руси в Средние века колядки, на Украине постепенно вросли в рождественские праздники, а в Польше власти даже наказывали мирян, не принимавших участия в колядовании (с. 87).
В России в ХVII в. наблюдалось, с одной стороны, распространение веселых игрищ, а с другой - усиление борьбы с ними. Особенно известна пародийная игра «служба кабаку», где кабак уподоблялся монастырю, а его постоянные посетители играли роль монахов. Однако царь Алексей Михайлович очень ревностно стремился соблюдать запреты «Стоглава». И довольно быстро власть покончила со всякими явными проявлениями скоморошества в стране. Профессиональные скоморохи фактически исчезли.
103
В. Я. Петрухин
Вывод автора заключается в том, что развитой смеховой культуры в России, как европейского явления, не было. Русская православная церковь, в отличие от католической, почти никогда не использовала карнавал в своих целях. Карнавал был более частым орудием в руках самодержца. Особенно тогда, когда его политика противоречила интересам церкви.
А.Б. Катан