Научная статья на тему 'V Всероссийская геоботаническая школа-конференция в Санкт-Петербурге'

V Всероссийская геоботаническая школа-конференция в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Растительность России
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сумина О.И., Мирин Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V Всероссийская геоботаническая школа-конференция в Санкт-Петербурге»

v Всероссийская геоботаническая школа-конференция

в санкт-Петербурге

The V All-Russian school-conference in vegetation science in St. Petersburg

В 1989 г., четверть века назад, в Карелии начала свою работу I Всесоюзная геоботаническая школа, организованная Всесоюзным ботаническим обществом и Институтом биологии Карельского филиала АН СССР по предложению д. б. н. Валентина Даниловича Лопатина. Следующая, II Всероссийская геоботаническая школа-конференция также была проведена в Карелии в 2001 г. на базе Петрозаводского государственного университета. Ее организаторами выступили Петрозаводский и Санкт-Петербургский университеты и Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН. III школа-конференция была посвящена памяти В. Д. Лопатина (1908-1997) и тоже состоялась в Петрозаводске в 2007 г. IV геоботаническая школа (2012 г.) впервые была организована за пределами Карелии и прошла в Уфе (Республика Башкортостан). Опыт работы геоботанических школ-конференций признан удачным, все они вызывали огромный интерес у геоботаников всей России и сопредельных государств. При этом уже давно намечалось проведение школы и в Санкт-Петербурге. Наконец, состоялась V Всероссийская геоботаническая школа-конференция с международным участием (с 4 по 9 октября 2015 г.), организованная на базе Санкт-

Петербургского государственного университета и ставшая продолжением и развитием важной научной инициативы, существующей уже 25 лет.

Работа очередной V Всероссийской геоботанической школы-конференции проходила одновременно с III (XI) Международной молодежной ботанической конференцией. Организаторы обеих конференций — Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) и Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН (БИН РАН) — объединили усилия и посвятили совместное мероприятие 100-летию Русского ботанического общества. Секция «Геоботаника» III (XI) Международной молодежной ботанической конференции полностью вошла в состав V Всероссийской геоботанической школы. Регистрация приехавших участников, открытие работы двух конференций и пленарные заседания первого дня прошли совместно. Начиная с 6 октября, геоботаническая школа стала работать самостоятельно на площадках Василеостровского комплекса СПбГУ. Ежедневные утренние пленарные заседания с лекциями-докладами ведущих геоботаников проходили в белоколонном Актовом зале здания 12 коллегий. Для секционных заседаний были выделены парад-

ные помещения СПбГУ — Петровский зал, лекторий Менделеевского центра, аудитория № 70 и конференц-зал Университетского центра.

График работы школы-конференции был очень плотным. Наряду с 11 лекциями-докладами ведущих ученых, которые были заслушаны на 4 пленарных заседаниях, ежедневно с 12.30 до 17 часов (с обеденным перерывом) проходили заседания секций. В связи с большим количеством заявок, поступивших в Оргкомитет, было организовано 7 секций: 1. Состав, строение и структура растительных сообществ; 2. Ценопопуляции и биоморфология растений-ценозообразователей. Экология растительных сообществ; 3. Динамика растительности; 4. География и картографирование растительного покрова; 5. Антропогенные воздействия на растительность: нарушения, восстановление, охрана; 6. Классификация растительности; 7. Флористический анализ растительности. На секциях заслушано 113 докладов, 60 из которых сделали молодые участники. Более 40 докладов обобщали результаты исследований, поддержанных грантами РФФИ, а также других фондов и программ.

Обсуждение докладов проводилось на заседаниях 3 круглых столов, проходивших под руководством д. б. н. С. В. Дегтевой, д. б. н. П. В. Крестова, д. б. н. А. М. Крышеня, д. б. н. Н. В. Матвеевой, д. б. н. В. Ю. Нешатаевой, к. б. н. Т. Ю. Браславской, к. б. н. Д. М. Мирина. Круглые столы, соответствующие тематикам секций, позволили организовать обсуждение широкого спектра актуальных вопросов теоретической и прикладной геоботаники. Они, наряду с методиче-

скими семинарами, стали важным элементом программы, поскольку обмен практическим опытом и развитие навыков активного участия молодых исследователей в научных дискуссиях входят в задачи школы. Были организованы 3 методических семинара: «Применение ГИС-технологий в геоботанике» (руководители к. с.-х. н. А. Н. Афонин, д. б. н. А. А. Маслов); «Методы обработки данных с помощью экологических шкал (руководители д. б. н. Л. А. Жукова, к. б. н. Л. Г. Ханина); «Методы оценки биологической ценности растительных сообществ» (руководители к. б. н. Е. М. Коп-цева, магистр биологии Е. В. Кушневская). Работа геоботанической школы завершилась научными экскурсиями, которые 9 октября для желающих организовал Оргкомитет Молодежной ботанической конференции.

Школа собрала 169 участников со всей России (от Кольского полуострова и Крыма до Сахалина и Камчатки), а также из Абхазии, Белоруссии, Казахстана и Литвы. В их числе — академик АН Абхазии, 25 докторов наук, 63 кандидата наук (из них 10 — молодых), более 70 аспирантов, студентов магистратуры и бакалавриата. Таким образом, молодые исследователи составили около половины всех участников. В Петербург приехали представители 78 организаций: 29 университетов, 29 научных институтов, 8 ботанических садов (и садов-институтов), 6 заповедников и национальных парков, 6 иных организаций (краеведческих музеев, дворцов творчества и т. п.).

К началу работы конференции были опубликованы и розданы участникам: «Конспекты лекций

Заседание в Петровском зале Санкт-Петербургского государственного университета. Выступает заместитель

председателя оргкомитета Д. м. мирин.

Session in Petrovskyi Hall in St. Petersburg State University. Presentation of D. M. Mirin, co-Chairman

of the Organizing Committee.

геоботанической школы в Петербурге» с материалами пленарных докладов; «Наука о растительности в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете» — иллюстрированный очерк о развитии исследований и подготовке специалистов на кафедре геоботаники СПбГУ; развернутая программа конференции. Сборник тезисов школы-конференции участники получили на флэш-картах, он был оформлен как электронное издание с регистрацией в РИНЦ и включал тезисы 157 докладов. На флэш-картах были также размещены биографические материалы о преподавателях кафедры геоботаники СПбГУ (ЛГУ), юбилейные даты которых отмечаются в 2015 г. (В. Н. Сукачев, Г. И. Поплав-ская, Б. Н. Городков, А. А. Ниценко, В. С. Ипатов, В. И. Василевич).

Ряд известных геоботаников, принявших участие в работе школы, также отметили круглые даты в 2015 г. Все участники конференции с уважением приветствовали юбиляров, которые своим научным долголетием, активной позицией и преданностью делу подают бесценный пример молодым коллегам. Организаторы приготовили для юбиляров памятные подарки и короткие шутливые посвящения. Вот они:

Д. б. н. Татьяне Корнельевне Юрковской:

Пусть жизнь течет, прекрасна и легка, Хоть все давно поставлено на карту... Лишь об одном мы просим игрока — Не растерять задора и азарта!

Д. б. н. Виктору Семеновичу Ипатову — к 85-летию:

Посчитаны кванты, континуум цел, Дискретность на волны распалась. И пусть многотруден научный удел, Ему не известна усталость.

А. М. Крышень вручает подарок академику Республики Абхазии С. М. Бебия в связи с его 75-летием.

A. M. Kryshen presents a gift to academician of the Abkha-sian Republic S. M. Bebiya to his 75th anniversary.

Д. б. н. Людмиле Алексеевне Жуковой:

На луговом просторе, на берегах Оки

Или на косогоре, где встали сосняки

Вас поджидает счастье (а для других — «работа»):

В погоду и в ненастье идет в полях охота

На флору, популяции и свежие идеи.

Ах, лето долгожданное, приди скорее!

Д. б. н. Владиславу Ивановичу Василевичу — к 80-летию:

Что ж, запад есть запад, восток есть восток. Но Северо-Запад милее! Немало статей уж написано в срок, А сколько статей еще зреет.

Академику АН Абхазии Сергею Михайловичу Бебии — к 75-летию:

О кавказском долголетье Нынче знают все на свете Но не все, однако, знают, Что леса дух поднимают, Настроенье улучшают, Ну а горные эндемы Могут разогнать проблемы.

Д. б. н. Надежде Васильевне Матвеевой:

В пустыне полярной не пусто, о нет! Над нею сияет заманчивый свет, Там много открытий для новых статей! Умчаться б на Север скорей!

Юбиляры принимали активное участие в работе школы-конференции. Некоторые из них выступили на пленарных заседаниях с лекциями-докладами. Доклад Т. К. Юрковской (БИН РАН, С.-Петербург) «Растительность на карте России» был посвящен вопросам геоботанического картографирования. В. С. Ипатов (СПбГУ, С.-Петербург) говорил «О гетерогенности, квантованности и континууме растительного покрова» и математических приемах для их выявления. В докладе С. М. Бебии (Институт ботаники АН Абхазии, Сухум) обсуждались «Видовой и фитоценотический принципы охраны реликтовых пихтарников Кавказа». Л. А. Жукова (Марийский государственный университет, Йошкар-Ола) представила доклад «Диапазонные шкалы как способ определения потенциальных и реализуемых экологических ареалов видов и экосистем», выступила соавтором доклада А. А. Но-това «Сопряженный анализ онтогенеза дерева и процесса формирования консорции как подход к изучению организации лесных фитоценозов» и вела заседание одного из методических семинаров. Сотрудники БИН РАН (С.-Петербург) В. И. Васи-левич и Н. В. Матвеева председательствовали на заседаниях и руководили работой круглых столов.

С лекциями-докладами на пленарных заседаниях выступили также Б. К. Ганнибал (БИН РАН, С.-Петербург) «О фитоценозе (к юбилею термина)»; П. В. Крестов (Ботанический сад-институт ДВО РАН, Владивосток) «Климат и закономерности распределения растительного покрова на востоке Азии»; А. М. Крышень (Институт леса Карельского НЦ РАН, Петрозаводск) «О механизмах развития и устойчивости таежных лесных сообществ»; И. Б. Кучеров (БИН РАН, С.-Петербург): «Типология ареалов полизональных и плюрирегио-нальных видов и ее применение при ботанико-гео-графическом анализе»; А. А. Маслов (Институт лесоведения РАН, Успенское) «Заповедные сосняки и

ельники зоны смешанных лесов: динамика в условиях изменения климата»; О. И. Сумина (СПбГУ, С.-Петербург) «Сукцессии растительности и время»; Н. Г. Уланова (Московский государственный университет — МГУ, Москва) «Естественный распад ельников в европейской части России: причины и следствия». Таким образом, в пленарных докладах особое внимание уделялось принципам и методам исследований растительности, изучению структуры, динамики, анализу видового состава и картографированию растительных сообществ, а также вопросам организации мониторинга и сохранения биоразнообразия растительного мира в условиях глобального изменения климата.

В ходе работы секций был выявлен и проанализирован широкий спектр направлений, развивающихся в рамках современной науки о растительности. Тематика докладов и активное их обсуждение показали, что наибольшую актуальность имеют вопросы структуры, функциональной организации и динамики растительных сообществ, их мониторинга, картографирования и классификации. Наряду с этим, внимание геоботаников сосредоточено на проблемах антропогенной трансформации растительного покрова и ее последствиях, охране растительных сообществ, исследовании структуры ценопопуляций отдельных видов и взаимосвязей параметров растительности и животного компонента экосистем. В результате дискуссий были установлены наиболее значимые направления исследований, которые должны быть объединены в рамках крупных научных проектов, что нашло отражение в решении конференции.

Мы сравнили (см. таблицу) распределение тематик докладов прошедшей школы-конференции и IV Всероссийской геоботанической школы, состоявшейся в Уфе (Баишева и др., 2012). Для анализа были использованы данные о сообщениях, доложенных на V школе и включенных в программу IV школы. Таблица показывает, что в целом соотношение направлений геоботаники, привлекаю-

Секция «География и картографирование растительного покрова». м. а. макарова (С.-Петербург).

Section session «Geography and mapping of plant cover». M. A. Makarova (St. Petersburg).

щих внимание исследователей, за прошедшие годы почти не изменилось. По сравнению с предыдущей школой несколько меньше обсуждались вопросы классификации, связи растительности и ее компонентов с условиями среды, охраны растительного мира, и больше докладов было посвящено вопросам пространственной и функциональной структуры фитоценозов.

Молодые геоботаники школы участвовали в работе всех секций, были основными слушателями методических семинаров, присутствовали на заседаниях круглых столов. Наиболее многочисленной была группа молодых исследователей из МГУ им. М. В. Ломоносова. Уровень докладов молодых участников был разный, но большая часть докладов студентов и аспирантов выполнена на хорошем уровне. Следует обратить внимание на подготовку молодых геоботаников по вопросам взаимосвязей растений с ценотической средой и

Пленарное заседание. Председатель оргкомитета о. и. Сумина (С.-Петербург).

Plenary session. Chairman of the Organizing Committee O. I. Sumina (St. Petersburg).

Соотношение тематик докладов IV и V Всероссийских геоботанических школ-конференций (%)

The ratio of report's subjects on IV and V All-Russian geobotanical school-conferences (%)

Тематика V школа IV школа

Структура фитоценозов 19 12

Биоморфология растений-ценозообразователей 3 2

Популяционная экология растений 5 7

Флористический анализ растительности 5 8

Динамика растительности, в том числе 21 18

антропогенная

Географическая структура и картографирование 10 10

растительного покрова

Экология растений и растительности 13 18

Региональная характеристика растительности 16 14

Классификация растительности 10 16

Охрана растительного мира 6 11

Примечание. Если одно сообщение, учтено дважды.

касается двух тематик, оно

растительности — с абиотическими и биотическими факторами среды, включая антропогенные: эта тематика не только была представлена меньшим числом докладов по сравнению с предыдущей школой, но и самые слабые доклады оказались в рамках этой тематики. Мы надеемся, что критика старших коллег во всех случаях была полезной и конструктивной.

Школа-конференция стала важным шагом в развитии и консолидации геоботанических исследований в России и ближнем зарубежье. В то же время

она имеет исключительное значение для научного становления молодого поколения геоботаников. Проведенная под эгидой СПбГУ — одного из ведущих центров подготовки специалистов-геоботаников в стране — школа объединила молодых и известных отечественных и зарубежных исследователей, что обеспечило передачу опыта научной работы, расширение научных контактов, закрепление полезных деловых отношений — необходимой основы для разработки и реализации новых сетевых межрегиональных проектов с участием молодых ученых.

По итогам работы V Всероссийской геоботанической школы-конференции были приняты следующие решения.

1. Считать проведенную школу-конференцию важным шагом в развитии и консолидации геоботанических исследований в России и ближнем зарубежье, а также в научном становлении молодого поколения специалистов-геоботаников.

2. В целях прогресса науки отметить необходимость постановки и реализации крупных научных проектов, ориентированных на государственные нужды (оценка растительных ресурсов, создание карты растительности России, мониторинг состояния лесов и др.). Подчеркнуть потребность в координации масштабных фундаментально-научных геоботанических проектов, таких как изучение

Круглый стол «Актуальные проблемы инвентаризации растительности». м. м. Черосов (якутск) и Т. К. Юрковская (С.-Петербург).

The round table «Actual problems of the vegetation study». M. M. Cherosov (Yakutsk) and T. K. Yurkovskaya (St. Petersburg).

функциональных признаков растений разных природных зон России, изучение эколого-биологиче-ских свойств инвазивных видов в их новой среде и др. Обратить внимание на важность расширения и инициирования геоботаниками комплексных междисциплинарных экосистемных исследований.

3. Активизировать работу по созданию региональных Зеленых книг. Разработать методику оценки биологической (экологической) ценности растительных сообществ и других ботанических объектов и на ее основе создать официальную федеральную нормативную методику оценки ущерба растительным объектам (популяциям, видам, сообществам).

4. Рекомендовать Русскому ботаническому обществу активизировать работу секций по координации исследований на территории России и сопредельных стран, в том числе по проблемам истории и динамики растительного покрова.

5. Активно развивать совместные межвузовские геоботанические исследования с участием молодых ученых на стационарных объектах в зональном масштабе для обеспечения непрерывности многолетних наблюдений в ряду поколений исследователей.

6. Продолжить работу по развитию общероссийского геоботанического сайта. Создать с его помощью общероссийскую базу данных по тематике и местам работ, точным координатам пробных площадей, адресам хранения первичной информации.

7. Оценив негативный опыт перестройки вузовского образования в последние годы, считать необходимым скорейшую разработку, организацию и аккредитацию крупных сетевых (использующих уникальные интеллектуальные и другие ресурсы разных вузов и институтов РАН) магистерских программ, нацеленных на подготовку специалистов-геоботаников.

8. Для усиления подготовки геоботаников в рамках специальностей 03.02.01 — Ботаника и 03.02.08 — Экология рекомендовать вузам включить в учебный план курсы по основам ГИС и составлению и применению баз данных.

9. Поставить вопрос перед ведущими геоботаническими центрами в России о создании новой современной сводки по методам и методологии исследования растительности и ведущих факторов ее существования.

10. Рекомендовать сборник пленарных лекций-докладов школы-конференции «Конспекты лекций геоботанической школы в Петербурге» в качестве учебно-методического пособия для ботанических,

экологических и лесоводственных специальностей вузов страны.

11. Предложить авторам развернутые материалы докладов оформить в виде статей для публикации в установленном порядке в «Ботаническом журнале».

12. Обратиться в ВАК с утверждением необходимости сохранения «Ботанического журнала» и журнала «Растительность России» в списке ВАК и способствования включению их в базу SCOPUS.

13. Просить редколлегии «Ботанического журнала» и журнала «Растительность России» опубликовать в одном из ближайших номеров информацию о работе V Всероссийской геоботанической школы-конференции и ее решения.

14. Высоко оценить работу кафедры геоботаники и экологии растений Санкт-Петербургского государственного университета и Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН по подготовке и проведению V Всероссийской геоботанической школы-конференции.

15. Отметить целесообразность периодического (с интервалом 3-5 лет) проведения геоботанических школ-конференций.

Организаторы школы-конференции благодарят за финансовую поддержку Российский фонд фундаментальных исследований (проект 15-04-20563 г) и фонд «Династия» Дмитрия Зимина (проект SS 15.053). Мы признательны также Н. Б. Глушков-ской, Н. С. Ликсаковой и М. Ю. Пукинской, предоставившим фотографии конференции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баишева Э. З., Мартыненко В. Б., Наумова Л. Г., Широких П. С. 2012. IV Всероссийская школа-конференция «Актуальные проблемы геоботаники» (Уфа, 1-7 октября 2012 г.) // Растительность России. № 21. С. 153-156.

Конспекты лекций геоботанической школы в Петербурге. Учебно-методическое пособие. 2015 / Под ред. О. И. Суминой. СПб. 88 с. Сумина О. И., Мирин Д. М. 2015. Наука о растительности в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете. СПб. 64 с.

© О. И. Сумина, Д. М. Мирин О. I. Sumina, D. M. Mirin

Санкт-Петербургский государственный университет. 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. E-mail: o.sumina@spbu.ru, d.mirin@spbu.ru

Получено 16 октября 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.