Научная статья на тему '"В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ДЕТЯХ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ" (ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В ТАССР)'

"В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ДЕТЯХ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ" (ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В ТАССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / REPUBLICAN INFANT EXCURSION AND TOURISTIC STATION / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ / TOURISM / ПОХОДЫ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПИОНЕРЫ / PIONEERS / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / CHILD TOURISM / MARCHES / AREA STUDY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садыкова Р.

В декабре 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». Движение по изучению родного края приняло широкий размах. Подборка документов из фонда Татарского обкома ВЛКСМ Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан дает некоторое представление о формах и масштабах этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"TO STRENGTHEN AND DEVELOP LOVE TO NATIVE SHORE IN CHILDREN" (BEGINNING OF CHILD TOURISM IN TASSR)

In December, 1940 the Decree «Child tourism» was issued by RSFSR People’s Commissar of Education. Native shore study movement gained breadth. The selection of documents from the fund of VLKSM Tatar Regional committee of The Central State Archive of Historical and Political Documentation of the Republic of Tatarstan gives some idea of forms and scales of this work.

Текст научной работы на тему «"В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ДЕТЯХ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ" (ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В ТАССР)»

«В целях укрепления и развития в детях любви к родному краю»

(Зарождение детского туризма в ТАССР)

В декабре 1940 г. был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». Это был первый официальный документ, обязавший школы включить туризм в педагогические средства воспитания1. В начале 1941 г. была объявлена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников по малым рекам и маршрутам боевой славы. В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу.

В послевоенные годы органы народного образования продолжали уделять большое внимание детскому туризму. На Всероссийском совещании по народному образованию (1945 г.) была создана специальная внешкольная секция. В опубликованных ею материалах подчеркивалось огромное значение внешкольной работы по туризму. Дворцам и Домам пионеров, детским домам, школам и другим, школьным и внешкольным детским учреждениям было рекомендовано широко использовать туристско-краеведческую деятельность как средство познавательной и оздоровительной работы с учащимися2. Так, в марте 1946 г. на страницах газеты «Пионерская правда» появилось известие об инициативе пионеров отряда имени Миклухо-Маклая одной из московских школ, призывающей к путешествию по родному краю. Десятки тысяч юных пионеров по всей стране откликнулись на это письмо. Готовиться к путешествию начали и учащиеся ТАССР. О своей готовности к походу в редакцию газеты «Комсомольская правда» сообщили учащиеся школ № 39, 10 г. Казани, а также Арской, Дубъязской и других школ республики3.

«В целях укрепления и развития в детях любви к родному краю, расширения и закрепления знаний у учащихся, полученных в школе, и привития им необходимых оборонно-туристических навыков», Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция и Государственный музей Татарской АССР объявили массовый поход пионеров, комсомольцев и школьников по изучению родного края4. Несмотря на трудности послевоенного времени, в ТАССР движение по изучению родного края приняло широкий размах. Публикуемые ниже документы из фонда Татарского обкома ВЛКСМ Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан дают некоторое представление о формах и масштабах этой работы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Останец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Методическое пособие. - М., 2001. - 81 с. [Электронный адрес]. — Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ostapec.htm.

2. Там же.

3. ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 27, д. 158, л. 3.

4. Там же, л. 65.

Туристический поход учащихся средней школы № 54 г. Казани. ЦГА ИПД РТ, оп. 2ф, д. 29, л. 21 об.

ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 28, д. 191, л. 70.

Туристический поход учащихся средней школы № 54 г. Казани. ЦГА ИПД РТ, оп. 2ф, д. 29, л. 21 об.

№ 1. Из Положения о походе пионеров и школьников Татарской АССР по

изучению родного края

Ранее 15 ноября 1946 г.*

Задачи похода."

1. Закрепить и расширить знания учащихся, полученные в школе, на живом, конкретном материале.

2. Широко привлечь местный материал в школьное преподавание.

3. Дать элементарные знания и навыки исследовательской работы, а также навыки сбора краеведческих материалов, их обработки и изготовления наглядных пособий для школ.

4. Приобрести навыки походной жизни.

Участники похода.

В походе могут участвовать школы, отряды, классы, звенья, кружки и отдельные школьники.

Участники похода изучают.

1. Историю своего района, исторические и историко-революционные события, исторические памятники, историю населенных пунктов, колхозов, участие местного населения в Отечественной войне, жизнь и деятельность знатных людей.

2. Хозяйство района, местную промышленность (по договоренности с руководителями предприятий), кустарные промыслы, сельское хозяйство.

3. Культуру и просвещение — работу местных культурно-просветительных учреждений, жизнь и деятельность отдельных видных людей. Собирают народное творчество (фольклор).

4. Природные богатства родной местности — реки, озера, растительный и животный мир, почвы, полезные ископаемые. [...]***

Премирование за лучшие работы. За лучшие работы в походе юных краеведов-исследователей устанавливаются: первых премий — 3, вторых премий — 10, третьих премий — 50.

Первая премия: поездка на экскурсию в столицу нашей Родины — г. Москву или Крым.****

Вторая премия: путевка в тур[истический] лагерь или поездка в столицу нашей республики — Казань.

Третья премия: библиотечка туриста или художественной литературы. Все участники похода, получившие премии, получают грамоты. Первую премию получает группа школьников-участников похода, выполнившая к указанному в Положении сроку следующую работу:

1. Грамотно написанный, аккуратно и художественно оформленный походный дневник.

2. Созданный на основе изученных фактов по теме похода художественный очерк, рассказ, стихотворение или записи фольклорных материалов.

3. Наличие изготовленного из собранного в походе материала, наглядного пособия (макеты, гербарии, коллекции, отдельные экспонаты и т. д.), которое может быть использовано в качестве иллюстрационного материала на уроке. [...]

Особое вознаграждение выдается группе, сделавшей открытие или находку, имеющую большое народно-хозяйственное или научное значение.

* Датируется по содержанию документа (здесь и далее подстрочные примечания автора вступительной статьи).

** г,

Здесь и далее выделение чертой соответствует выделению в документе.

*** Далее опущены пункты: «Порядок проведения похода», «Функции "Совета краеведов"», «Информация о походе».

**** Дописано от руки.

Педагоги и пионервожатые-руководители тех групп, которые получат право на первую или вторую премию, премируются путевкой в г. Москву или Крым.

Поход начинается 15 ноября 1946 года. Итоги зимней работы подводятся штабом похода 1 апреля 1947 г. Поход завершается Республиканским слетом путешественников по родному краю в августе 1947 года. [...]*

Штаб похода.

ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 27, д. 158, л. 65-66, 68-69. Машинопись.

№ 2. Из справки секретаря Татарского обкома ВЛКСМ по школам Р. Поповой в Татарский обком ВКП(б) о руководстве обкома ВЛКСМ работой школьных комсомольских и пионерских организаций

28 декабря 1946 г.

[...] Летом этого года обком ВЛКСМ совместно с Министерством просвещения, детской экскурсионно-туристической станцией, Государственным музеем организовал в пионерских дружинах республики изучение родного края по примеру московских пионеров отряда имени Миклухи-Маклая.

К разработке маршрутов путешествий и методических пособий для пионерских отрядов были привлечены профессор Казанского гос[ударственного] университета тов[арищ] Баранов, доцент Элиаш и ряд научных работников пед[агогического] института и Государственного музея.

В течение летнего периода было совершено более 120 походов по самым разнообразным местам. Различными экскурсиями было охвачено свыше 23 тысяч школьников.

В результате этих походов дети закрепили навыки топографии, природоведения, умения ориентироваться на местности.

Особый интерес школьники проявили к вопросам изучения ленинских мест, исторических мест г. Казани, мест боев гражданской войны, природных богатств нашей Родины.

Школьники и пионеры деревни Мендели Дубъязского района в результате экскурсии отыскали ключ и население получило питьевую воду.

Пионеры Арского района отыскали побелочный материал.

Пионеры школы N° 39 г. Казани совершили интересные экскурсии по маршрутам Казань — Кокушкино — Казань и Казань — Ульяновск — Казань.

Лучшие юные путешественники и организаторы этой работы отмечены обкомом ВЛКСМ и Центральным комитетом комсомола. [...]

Секретарь Татарского Обкома ВЛКСМ по школам Р. Попова (подпись).

ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 27, д.152, л. 63-64. Машинопись.

№ 3. Из отчета Республиканской детской экскурсионно-туристической станции Министерства просвещения Татарской АССР за период с 12 января по 31 марта 1947 г.

Не ранее 31 марта 1947 г.**

[...] Объявленный РДЭТС*** совместно с Госмузеем ТАССР массовый поход пионеров и школьников по изучению родного края, как известно, получил одобрение и поддержку со стороны Министерства просвещения и ОК ВЛКСМ Татарии. За отчетное

* Опущены приложения «Примерная тематика», «Хозяйство», «Культура и просвещение», «Природное богатство», «Примерная тематика для участников похода в город Казань».

Датируется по содержанию документа.

*** Здесь и далее имеется в виду Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция.

время РДЭТС широко популяризировала цели и задачи похода, положение о походе, приказы Министерства просвещения ТАССР, директивное указание ОК ВЛКСМ.

[...] РДЭТС организовывала экскурсии пионеров и школьников города на разнообразные темы по музеям и пром[ышленным] предприятиям.

Для подготовки туристического актива при РДЭТС организован и работает туристический кружок с секциями: биологическая, историческая и географическая, состоящие из учащихся разных школ города.

В целях наибольшего вовлечения пионеров и школьников в краеведческую работу и для культурного занятия досуга ребят, РДЭТС организовала «туристическую однодневку». Это мероприятие поддержали профессиональные союзы города Казани, финансируя РДЭТС и распространяя путевки среди школьников, снабжая в первую очередь детей, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны. [.]

РДЭТС проводит туристические однодневки по выходным дням и в каникулярное время, в среднем участвуют до 100 человек в день.

В содержание каждой «туристической однодневки» входит: 1) лекция на краеведческую тему; 2) экскурсия; 3) культмассовые мероприятия; 4) обед. [.]

За отчетный период «туристической однодневкой» охвачено 1 195 чел[овек]. [...]

Директор РДЭТС: Садыков.

ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 28, д.191, л. 14-16. Машинопись.

№ 4. Отчет по проведению «туристической однодневки» для школьников в

майские праздники

Не ранее 9 мая 1947 г.*

Во всех трех однодневках участвовало 650 школьников с охватом 200-250 школьников в день.

Ввиду праздничных дней дети были обслужены особо:

1) 2 и 3 мая был организован поход в Большой государственный театр, где просмотрели роман** [А.] Фадеева «Молодая гвардия». После театра был дан вкусный праздничный обед. Дети остались очень довольны проведенным днем.

2) 9 мая — в День Победы — «туристическая однодневка» была проведена в Доме ученых, где дети до начала лекции под руководством двух массовиков организовали массовые игры, танцы, затем была лекция «О победе над фашистскими захватчиками»; лекция детям очень понравилась, слова лектора о победе сопровождались несмолкаемым громким «ура».

После лекции был дан праздничный обед во вновь открытой столовой при Доме ученых.

Затем дети посетили кино[театр] «Пионер», где был дан кинофильм «Похождение Хужа Насретдина».

Ребята от проведенных мероприятий уходили с большим радостным подъемом, веселые, отдохнувшие и сытые. Большинство детей в день 9 мая выразили пожелание, чтобы и в дальнейшем практиковать такие замечательные туристические однодневки.

Ст[арший] педагог (подпись).

ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 28, д. 191, л. 31. Машинопись.

* Датируется по содержанию документа.

**

Так в документе

№ 5. Из отчета Республиканской детской экскурсионно-туристической станции об экскурсионно-туристических мероприятиях, проведенных в период летних каникул 1948 г. пионерами и школьниками Татарии

Главной особенностью этого года является то, что в организации и проведении экскурсионно-туристских мероприятий приняло участие, кроме школ, значительное количество школьных и внешкольных учреждений: детские дома, р[айонные] о[тделы] н[ародного] образования], Дома пионеров, детские парки культуры и отдыха, профсоюзные организации и др.

В Казани в организации и проведении экскурсионных мероприятий участвовали почти все средние и семилетние школы, Казанский дом пионеров (директор т. Егоров), р[айонные] о[тделы] н[ародного] о[бразования] Свердловского и Ленинского и др[угих] районов, детский парк культуры и отдыха. Они приняли участие в проведении таких мероприятий, как многодневные (от 2 до 10 дней) путешествия по изучению родного края, путешествия на пароходах по Волге от Казани до Астрахани и обратно, создании туристских лагерей в городе и т. д.

Широко развернул экскурсионно-туристскую работу Зеленодольский дом пионеров (директор Кондратьева). Достаточно указать, что прогулками, экскурсиями и походами им было охвачено 1 371 пионеров и школьников. [...] Шесть средних и семилетних школ г. Чистополя, два детдома, Чистопольский дом пионеров организовали и провели около 50 экскурсий и походов, в которых участвовало не менее 1 000 человек учащихся. [...]

Активное участие приняли Н[абережно]челнинский, Р[ыбно]-Слободский, Первомайский, Бол[ьше]тархановский и другие районы. По имеющимся в РДЭТС сведениям, в проведении экскурсионно-туристских мероприятий приняло участие свыше 25 районов республики.

А всего в республике, по неполным данным, за время летних каникул экскурсионно-туристскими мероприятиями охвачено 62 276 человек. [...]

По примеру прошлых лет, на период летних каникул РДЭТС организовала базу юных путешественников для приема приезжающих школьников из районов Татарии и других республик и областей на 50 мест.

За время летних каникул на экскурсиях в Казани побывали учащиеся средних и семилетних школ, воспитанники детских домов и учащиеся педучилищ. Базой обслужено 1 498 чел[овек] из 25 районов Татарии. [...] Из Марийской, Чувашской и Башкирской республик — 380 чел[овек]. Особенно много экскурсантов было из Марийской АССР — около 250 чел[овек], из Ульяновской, Молотовской и Горьковской областей Казань посетили 178 учащихся. А всего базой обслужено 2 056 человек.

С экскурсантами проведена большая работа по ознакомлению с настоящим и прошлым города. Экскурсанты посетили музеи и научные учреждения, ознакомились с историческими памятниками и промышленными предприятиями города, побывали в кино, театрах, парках и т. д. Всего ими сделано 21 108 посещений экскурсионных объектов. В т[ом] ч[исле] в театры, кино, парки — 5 948 человек. [...]

Самыми ценными по своему учебно-воспитательному значению являются многодневные туристские походы по изучению родного края. Они наглядно знакомят учащихся с нашим прекрасным социалистическим сегодня, они позволяют учащимся познавать наше прошлое, знакомят с природными богатствами нашей родины.

Школы города Казани провели в среднем по 2-3 похода. Одной из лучших школ по полученным результатам походов является школа № 39 г. Казани (директор т[ов.] Сорокина).

Учащиеся 5 классов под руководством преподавательницы литературы Черкасовой Т. М. и ст[аршей] пионервожатой Шайхутдиновой Р. Р. совершили 3-х дневный поход до с. Щербаковки Юдинского района по сбору образцов народного

творчества (фольклора). Из этого похода ими привезены десятки записанных сказок, частушек, поговорок, загадок. Составлен альбом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа учащихся в количестве 32 чел[овек] старших классов совершили 14-ти дневный поход по маршруту Казань — Чистополь — Елабуга — Бондюга — Н. Челны-Казань на тему «Гражданская война на Каме». Походом руководили преподаватель географии Рукавицина К. А., научный работник Государственного] музея Шефтельзон Р. Н. и ст[аршая] пионервожатая Шайхутдинова [Р. Р.].

Из похода привезен ряд интересных сведений и рассказов, полученных от участников и очевидцев гражданской войны. Особый интерес представляют записные книжки партизана, листовка партизанского отряда, подаренная участникам похода быв[шим] партизаном [С. А.] Ковпака* т. Васильевым. Подарок передан Государственному музею. [.]

Ряд интересных походов проведен казанской школой № 98 (директор Потапова Н. А.). [.]

Преподавательница истории Виноградова О. А. с учащимися 7-8 классов в количестве 23 человек были в 5-ти дневном походе в с. Болгар. Там они познакомились с историческими памятниками древней Булгарии, наблюдали за производством археологических раскопок, производимых под руководством проф[ессора] Смирнова. [...]

Интересен поход, совершенный членами географической секции кружка юных путешественников, работающего при РДЭТС. По заданию Управления по транспортному освоению малых рек при Совете Министров ТАССР членами секции в количестве 25 чел[овек] под руководством преподавательницы географии Богородицкой Г. М. и инженера Куликова М. Н. произведено обследование р. Шешмы на участке от устья реки до Ст[аро]-Шешминска. Школьниками поставлено шесть створов, произведено 150 промеров глубин. По полученным результатам вычерчены профили створов. Кроме того, они произвели топографическую съемку участка, наблюдали за горизонтом воды. Поход продолжался 15 дней и получил положительную оценку со стороны Управления по транспортному освоению малых рек. [.]

От 1 до 5 туристских походов проведено в Р[ыбно]-Слободском, Кукморском, Куйбышевском, Столбищенском, Буинском, Ютазинском, Алексеевском, Дубъязском, Юдинском и др[угих] районах республики. [.]

Много туристских походов продолжительностью от 1 до 3 дней проведено в 48 пионерских лагерях г. Казани. В них приняло участие не менее 2 000 пионеров и школьников.

А всего в многодневных походах по изучению родного края приняло участие 8 277 школьников республики. [.]

Исполняющий] о[бязанности] директора РДЭТС: (Грачев). Методист: подпись (Краснов).

ЦГА ИПД РТ, ф. 4034, оп. 29, д. 226, л. 69-72. Машинопись.

Публикацию подготовила Римма Садыкова, кандидат исторических наук

* Ковпак Сидор Артемьевич (1887-1967), командир Путивльского партизанского отряда и соединения партизанских отрядов Сумской области, дважды Герой Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.