Научная статья на тему 'В точках отсчета дагестанской национальной философии (к 100-летию Ахеда Агаева)'

В точках отсчета дагестанской национальной философии (к 100-летию Ахеда Агаева) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
- / -

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Билалов М.И.

-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the starting points of Dagestan national philosophy (to the 100th anniversary of Ahed Agaev)

-

Текст научной работы на тему «В точках отсчета дагестанской национальной философии (к 100-летию Ахеда Агаева)»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2024. № 2

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ TOUCHES TO THE PORTRAIT

Персоналии

doi: 10.18522/2687-0770-2024-2-108-114

В точках отсчета дагестанской национальной философии (к 100-летию Ахеда Агаева)

Personalities

At the starting points of Dagestan national philosophy (to the 100th anniversary of Ahed Agaev)

О философе Ахеде Гаджимурадовиче Агаеве я писал несколько раз - и при жизни, и после его ухода из жизни [1, 2]. Для Дагестана и для северокавказской науки он - знаковая фигура. 22 марта 2024 г. ему исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Многие его помнят как писателя, литературоведа и языковеда, возможно, даже больше, чем как философа, хотя он был организатором и руководителем кафедры философии Дагестанского государственного университета 26 лет - с 1968 по 1994 г. Ученый написал и опубликовал более 300 статей и монографий.

Он был не только творчески плодотворен, но и теоретически разносторонен. Как признанный лидер дагестанской философии, оставил заметный след в изучении и исследовании национальных отношений. И все же, чтобы понять значение философской фигуры, надо ее рассмотреть в общественном статусе, сопоставить ее наследие с творчеством современников, с прошлым, настоящим и будущим соответствующей науки. И только так можно судить о подлинном масштабе творческой личности. Порой о каком-нибудь деятеле дается такое субъективно искаженное нагромождение эмпирических и фактологических сведений, что не поймешь, то ли человек действительно заслуженный, то ли пропиаренный...

1. Что такое национальная философия? Хочется изложить не столько научно-философское содержание философии А. Агаева, сколько попробовать оценить его место в науке, в философии Дагестана. То есть рассмотреть философа через призму его достижений в структуре и системе самой философской науки. И если мы будем последовательны и постараемся быть предельно адекватны в ответе на такой вопрос, то стоит определиться, что собой представляет философия Дагестана, когда она зародилась, стала и есть ли она. Логично исходить из понятия региональной философии как теоретической рефлексии духовной культуры, характерной для конкретных исторических, культурологических и территориальных границ, которые определяют или национальный, или цивилизационный масштаб философии. Если с национальной философией более или менее многое привычно, то цивилизационный уровень философии можно считать характеризующим целостную систему экономической, политической, социальной и духовной наднациональных подсистем, локализованных во времени и пространстве. Эти подсистемы подчинены особенным законам и тенденциям, подчеркивающим автономный характер данной целостной системы в отношении развития всего человечества.

Но осмысление статуса региональной (как национальной, так и цивилизационной) философии нередко вызывает сомнения, поскольку философия, будучи по своей сути предельно абстрактной и всеобщей теоретической конструкцией, высшей формой рациональной коммуникации, вроде бы чужда регионализации и национализации. Но с другой стороны, все формы общественного сознания, в том числе самые высокотеоретизированные научные построения, как показывает история человеческого духа, несут в себе печать ментальных, психологических, климатических, соматических и подобных особенностей соответствующих субъектов творчества. Да и само формирование и становление мировой философии включает множество разнообразных эмпирических фрагментов, нанизанных на общемировоззренческую канву, вслед-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ствие чего трехтысячелетняя история древней науки предстает в более или менее известных исторических ее типах, формах и направлениях.

Одной из таковых форм предстает национальная философия со своими специфическими методологическими основаниями, стилем мышления и другими параметрами, не выходящими за пределы национальных признаков - языка нации, психологии, «объединения, слияния, прогресса, доминирования нации», которая «озабочена собственно проблемой противостояния духовному центру и отстаивания своей автономности и уникальности» [3].

Индивидуальность признаков самобытности означает, что в качестве их не должны рассматриваться религиозные, социальные, политические и другие признаки, которые являются внешними по отношению к процессу самого философствования, а значит, присутствуя в философии разных стран, теряют свою индивидуальность. Следовательно, признаки национальной философской традиции должны с необходимостью находиться внутри самого философского дискурса национальной философии [4].

При этом нужно учесть, что национальная философия тяготеет к практическому философскому познанию, сопряжена с проблемами языковых, национальных, религиозных отношений и другими проблемами прикладного характера. Правомерность существования национальной философии и ее содержательных проявлений демонстрирует европейская философия, которая состоит из ряда национальных (древнегреческой, немецкой, английской и др.) философий этого цивилизационного типа.

Идея существования национальной философии не исключает также универсальность философского знания, но она связана с проблемами национальной реальности, выражает духовный опыт нации, ее неповторимый исторический путь, особенности ее культуры (так как с точки зрения данного подхода философия - это не только «искания» специалистов-философов). При таком подходе возникает множество интерпретаций философских традиций отдельных стран и континентов, исследуются отличительные признаки этих традиций, их своеобразие и самобытность, выявляются особые темы и предметы философствования, специфичность психологии национального философского сознания, особенности духовного склада народа и т.п.

Здесь же присутствует проблема хронологии и содержания философской традиции. При рассмотрении национальной философии с необходимостью возникает также проблема критериев ее самобытности (или особенностей, или идентификации). Национальные традиции влияют на выбор проблем и на их решения, которые могут быть важны и интересны для всех философов и способны находить сторонников в разных странах. Национальный дух, нашедший выражение в национальной философии, может предстать как грань общечеловеческого духа, тогда такая философия становится интернациональной.

Итак, понятия «национальная философская традиция», «философия в данной стране» и «национальная философия» в той или иной степени отражают сложные и противоречивые по содержанию и уровню развития философию конкретного народа в контексте неразрывного диалога постоянно изменяющегося, бесконечно развивающегося историко-философского процесса, философской методологии и общественно-исторической практики. Национальная философия интерпретируется сквозь призму философской культуры как совокупности ценностных и познавательных ориентаций, передающихся от поколения к поколению.

Национальную философию в связи с вышесказанным можно рассматривать в аспекте традиции исследования философской мысли народа, государства на путях его исторического становления. Именно поэтому национальная философия предстает перед нами и в аспекте философских оснований национальной идеи, идеологии государственного и культурного строительства. Принято считать, что национальную философию делают возможной два условия: прежде всего связь с историей мысли в ареале нациогенеза и затем выражение мысли на национальном языке.

В. Акаев акцентирует внимание на том, что «культура как проявление народного духа, который, с точки зрения Гегеля, обозначает культурно-исторические проекции абсолютного духа. Движение истории, социокультурная динамика этноса - это противоборство друг с другом национальных духов, эмпирическим же выражением национального духа является народ с его культурными достижениями. Национальный дух осознает себя в религии, искусстве, праве, политике, философии того или иного народа. Государство - организация определенного народа,

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

объективированное выражение специфики национального духа. Только в философии национальный дух окончательно раскрывает и запечатлевает свою сущность» [5].

2. Структура и содержание национальной философии Дагестана. В ходе исследований национальных культур народов Северного Кавказа, пишет В. Акаев, обозначились три тенденции: анализ особенностей народной культуры, которые проявляются через национальный язык, обычаи, традиции, этнопсихологические особенности; рассмотрение национальной культуры в её связях и контактах с русской и европейской культурами; изучение влияния религиозной, исламской культуры на традиционные этнонациональные культуры [6]. Эти три тенденции могут выделенные в первом разделе черты и признаки национальной философии таким образом довести до того духовного образования, которое претендует на статус национальной философии. Для Дагестана такой статус далеко не очевиден.

Одним из видных исследователей, категорично настаивающих на существовании дагестанской философии, является М. А. Абдуллаев, посвятивший свое творчество осмыслению духовной культуры народов Дагестана с древнейших времен до наших дней. В основе его методологии - положение о расширительном толковании предмета истории философии, включая в него «не только философские, логические, эстетические, этические, но и социально-политические проблемы» [7, с. 12].

Автор аргументирует свою позицию тем, что философия служит «методологической и общетеоретической основой ... всей духовной культуры». Но поскольку «в духовной жизни горцев господствовала религиозная идеология», постольку это «препятствовало развитию философского мышления и философской мысли» в обстановке отсутствия письменности у ряда народов, «философских учреждений и периодики», «народные массы выражали свои мечты и стремления, свое отношение к социальной действительности и к мирозданию в фольклоре, а передовые люди - преимущественно в поэзии» [7, с. 13-14].

Эти аргументы только льют воду на мельницу противников бытия национальной философии Дагестана. На наш взгляд, главным недостатком предстает недоведенность процесса нациогенеза до формирования нации. Отсюда и другие проблемы - отсутствие самобытного национального духа, национальной идеи, неразработанность специфических тем и методологии в контексте развивающегося историко-философского процесса. Чрезвычайно важен аспект выражения мысли народа на национальном языке, который в Дагестане только на этапе становления.

Вопрос о статусе осложняется и тем, что, безусловно, формирующаяся дагестанская философия ни к одному из множества известных в науке цивилизационных типов (египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, европейская и др.) не относится. Требует ответа и вопрос, насколько конкретные проявления в обозначившихся контурах национальной философии состоятельны с точки зрения философии науки, методологических притязаний как функции философии.

Как свидетельствует история Дагестана, национальное самосознание дагестанцев, его выжимки в виде философской рефлексии над собственным духом, вековые обычаи, ритуалы и традиции обрели контуры культуры с определенной метафизической глубиной только с приобщением к исламу. Религия ислама открыла дагестанцам доступ к духовным ценностям не только мусульманского региона, но и античной и в целом европейской культуры.

Начиная с IX - X вв. в Дербенте и других южных городах региона приобщали дагестанцев к исламу известные арабские и персидские алимы и шейхи. Так исторически сложилось в регионе, что предпочтительное распространение получила мистическая ветвь ислама - суфизм. Суфийская разновидность мусульманства, ставшая впоследствии традиционным для региона исламом, обладала наибольшим адаптационным ресурсом к природно-климатическим, этнопсихологическим и культурным факторам бытия местных этносов.

Но только с XVII в. известны имена ученых и мыслителей, представителей коренных этносов, через творчество которых более или менее определенно можно судить об их интеллектуальной жизни и познавательной культуре. Одним из довольно известных был Мухаммад из Кудутли - ученый в области арабской философии, мусульманского права, логики, философии, по существу первый учитель дагестанских ученых [8, 9]. Другой местный философ того времени - Дамадан-Эфенди из Мегеба, научная деятельность которого проходила в основном в Баг-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

даде, Дамаске и т. п., занимался также математикой, физикой, пропагандировал астрономические идеи Улугбека, медицинские - Ибн-Сины, изучал оккультные мистические науки, увлекался и алхимией.

В конце XVIII и начале XIX в. Дагестан стал средоточием внешнеполитических интересов Турции, Ирана и России. Началось интенсивное проникновение в регион достижений европейской цивилизации.

По имеющимся в дагестанской истории к сегодняшнему дню сведениям, здесь одним из известных был Мухаммад ал-Яраги - первый проповедник и шейх тариката в Дагестане, вдохновитель газавата. В его учении свобода выступает в качестве главного условия жизни, с ним связан призыв к полному социальному раскрепощению горцев. Считается также, что в XIX в. в Дагестане сформировалась целая группа образованных людей во главе с Махадом из Чоха, получившим образование в Иране, Египте и вместе с учениками распространявшим в Дагестане достижения астрономии Улугбека. Исмаил из Шиназа первым стал обучать муталимов навыкам использования астролябии, Зайди из Куркли пользовался изобретенным им самим телескопом, самостоятельно изучил астрономические идеи Коперника, составил на их основе календарь. Муди-Мухаммед из Согратля распространял достижения античных и средневековых арабских философов и ученых.

Представление о более или менее устойчивой философско-познавательной культуре этого периода, которая могла быть верхом духовного развития наиболее образованных и мыслящих дагестанцев, дают воззрения и мыслительные подходы Гасана Алкадари, Гасана Гузунова (это уже ХХ в.), самостоятельно изучивших достижения европейской науки. Подобного плана мышлением обладал и Абдулла Омаров, который как этнограф, историк, публицист внес большой вклад в дело просвещения и образования, выступал за коренные реформы системы образования. За сближение соответствующих культур, в том числе философско-познавательных, выступили Абусупьян Акаев и Башир Далгат, которые также высоко оценивали цивилизующую роль России по отношению к народам Кавказа, считали овладение русским языком объективной необходимостью.

ХХ в. явил миру целый ряд дагестанцев - масштабных личностей. Среди них - Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, Алибек Тахо-Годи. Особо выделялся Джелалутдин Асельдерович Коркмасов. У исследователя его творчества и биографии не вызывает сомнений и тот факт, что он был человеком цельного и независимого, в то же время раскованного и восприимчивого ума. Его научно-философское мышление было емко, сообразно его основательному и разностороннему образованию.

У истоков советской профессиональной философской науки в Дагестане первым, безусловно, стоял Х.М. Фаталиев, а в 60-е гг. ХХ в. к нему присоединились заслуженные деятели науки РФ доктора философских наук М.А. Абдуллаев, А.Г. Агаев, М.А. Вагабов, С.М. Гаджиев. Они заведовали вузовскими кафедрами, а профессора М. Абдуллаев и А. Агаев были первыми председателями Дагестанского отделения ФО СССР, которое с 1997 г. возглавляет М.И. Билалов.

М.А. Абдуллаев, А.Г. Агаев, М.А. Вагабов, С.М. Гаджиев создали наиболее многочисленную и поныне линию изучения социально-политических, в основном межнациональных и религиозно-атеистических отношений. В этом направлении трудились А.Б. Баймурзаев, Р.М. Са-лаватов, А.К. Алиев, Т.Б. Савина, Ю.В. Меджидов, С. Ш. Муслимов, М. Г. Мустафаева, М. Б. Мустафаев, Л.Х. Авшалумова, З. М. Абдулагатов, М.Я. Яхьяев, М.Г. Курбанов и др.

Другое направление неформально возглавлялось академиком РАН А.А. Гусейновым (который, кстати, формировался как ученый вне Дагестана, потому является советским и российским философом, будучи дагестанцем по национальности, но не имеющим отношения к философии «дагестанской национальности»), к проблемам этики, эстетики приобщились М.М. Кур-биев, О.М. Гусейнов, Т.Э. Кафаров, Р.М. Абакарова и др. Несколько выбивались из традиционной дагестанской проблематики исследования М.Т. Батырмурзаева, А.М. Магомедова (диалектика), Х.М. Фаталиева, У.А. Раджабова, Ю.Н. Абдулкадырова, О.Р. Раджабова, Р.А. Акимова (философские проблемы естествознания), М.И. Билалова (теория познания). Этим поколением дагестанских советских, а затем - российских философов заложены также традиции сотрудничества и обмена опытом с философскими кафедрами и факультетами Москвы, Ленинграда, Ро-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

стова-на-Дону, Ташкента, Краснодара и других научных центров СССР. Главными авторитетами для них, еще в молодые аспирантские годы избравших специальность диалектический материализм, были выдающиеся отечественные философы П.В. Копнин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев, Э.В. Ильенков, С.Т. Мелюхин, М.Н. Алексеев. Позже целый ряд дагестанских философов - К.М. Магомедов, А.М. Ибрагимов, М.Я. Яхьяев, И.А. Ахмедов, А.А. Саидов, А.Г. Качабеков, А. Д. Дибраев, М.Р. Рамазанов успешно окончили Ростовский государственный университет.

В этой системе отсчета зарождения дагестанской философии профессору Ахеду Гаджиму-радовичу Агаеву принадлежит особое место. И не только потому, что занимался актуальными для республики идеологически и политически значимыми вопросами мировоззренческих и эт-ноконфессиональных отношений. Активный инициатор новаций, организатор и администратор гуманитарной науки, он был на острие духовных процессов развитого социализма как общественной системы СССР, неутомимым рупором соответствующих социальных преобразований. Марксистско-ленинская философия смотрелась совершенно закономерным ядром, которому принадлежало решающее слово в развитии советской культуры, всех сфер общества.

Но вернемся к национальной философии. Столь необходимые ей национальный дух, национальная идея и идеология вполне логично улавливались А. Агаевым и находили свое выражение в его индивидуальной советской философии - во всяком случае, в его теоретизированиях в понятии дружба народов, сближении и слиянии дагестанских народностей в единую нацию -этому философ посвятил порядка десяти монографий [10-16] и множество статей. В фундаментальной по своей теоретической интенции монографии о нациологии производится успешная попытка придать своему учению методологию развитой теории - со строгим понятийным аппаратом, логической семантикой, развернутыми принципами и т.п. В книге дается категориальное осмысление национального бытия, национального сознания, национального самосознания. Автор решительно отходит от традиций публицистики, становится на рельсы гуманитари-стики, позаимствовавшей методологию философии естествознания [15].

Другое дело, А. Агаев не избежал характерных многим тогда иллюзий и ошибок «забегания вперед», реально «торопил историю», не предвидел стохастичности общественных процессов, не осваивал методологические новации синергетики, антропного принципа, постмодернистской деконструкции и т.п. И не поэтому я не отношу А. Агаева к родоначальникам национальной философии Дагестана. Дагестанец Агаев был советским философом, как и многие его коллеги и ученики. Их изыскания принесли пользу развитию республики. Просто его философия не стала национальной, и тогда, и сейчас дагестанская национальная философия еще не развернута.

Зримое в «дружбе народов» единство этносов как национальная идея требует своего наполнения тысячелетним национальным духом как гранью общечеловеческого духа. Осмысленная таким образом национальная идея должна быть интегрирована с цивилизационным будущим Дагестана, и как таковая тоже она не развернута в идеологию - они нуждаются в завершении нациогенеза на основе единого языка, дальнейшего государственного и культурного строительства Дагестана. Духовный опыт нации, ее неповторимый исторический путь, особенности ее культуры не должны быть заменены исканиями специалистов-философов, как сегодня мы наблюдаем в Дагестане. С трудом складывается универсальный философский язык, многие региональные доктора философии не освоили терминологию, методологическую культуру, ключевые разделы и проблематики философии как науки. И, что важно, значимость мировой, советской, российской философии для Дагестана и дагестанцев, с одной стороны, и национальной -с другой, различна.

Национальная философия Дагестана на пути своего становления. В этой связи возлагаются определенные надежды на открытую в 2006 г. в ДГУ специальность «философия». Сегодня на отделении философии вуза центральной в структуре курсов специализации стали проблемы онтологии, теории познания, методологии науки, философские проблемы естествознания. Предстоит ориентировать студентов на глубокое изучение гуманитарной культуры, экзистенциальных проблем, философии постмодернизма...

Ныне Дагестану нужна аксиологическая эволюция, переход к новой иерархии ценностей, определяющих систему евразийской духовности. Качественно изменившаяся в эпоху информа-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ционного общества современная коммуникация требует философского освоения всеобщих и универсальных ценностей, чем долгое советское время пренебрегали дагестанские философы, по существу далекие от онтологии, гносеологии, аксиологии и других классических разделов мировой философской мысли.

Определение цивилизационного курса на гражданское общество регионального типа, выстраивание иерархии общечеловеческих ценностей с учетом менталитета и религии дагестанских этносов, подчинение этому курсу и иерархии экономических, политических, образовательных и других сфер общественной жизни - важнейшая задача Дагестана, цивилизационное будущее которого мы усматриваем с ориентацией на евразийское геополитическое пространство. Перспективы самого философского образования и науки в формирующемся полицен-тричном новом мироустройстве, мы связываем с исследованиями, в том числе в области этнических процессов. Все эти подходы могут приблизить дагестанское общество к его национальной идее с сохранением идентичности и языков наших многочисленных этносов. Философия Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и должна взять на себя ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой. Так мы реализуем мечту А.Г. Агаева и других видных и талантливых дагестанских философов, поколения которых рано и или поздно станут творцами оригинальной и самобытной национальной философии.

Список источников

1. Билалов М.И. Философия нации в одной философской судьбе (К 75-летию со дня рождения А.Г. Агаева) // Научная мысль Кавказа. 1999. № 4 (20). С. 29-33.

2. Билалов М.И. Незамкнутая проекция на горизонт будущего // Гуманитарий Юга России. 2014. № 2. С. 130-136.

3. Черепанова Е.С. Региональный принцип в историко-философском исследовании // Рабочие тетради по компаративистике / Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб.: Web-кафедра философской антропологии, 2003. C. 35-38. URL: http://anthropology.ru/ru/text/cherepanova-es/regionalnyy-princip-v-istoriko-filosofskom-issledovanii (дата обращения: 02.02.2024).

4. Хэ Л. В каком смысле можно говорить о национальной философии? // Вопросы философии. 2023. № 3. С. 81-91.

5. Акаев В.Х. Исследование общественной и религиозно-философской мысли народов Северного Кавказа: достижения, трудности и перспективы // Изучение культурного наследия народов России - актуальная задача: материалы Всерос. науч.-теорет. конф. (8 декабря 2006 г.). Махачкала: Эпоха, 2007. С. 19.

6. Акаев В.Х. Национальная философия как выражение духа национальной культуры // Дагестан в культуре и цивилизации. Философско-политологический прогноз : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (28-29 сентября 2018 г., г. Махачкала) / под ред. М.И. Билалова. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2018. С. 13-21.

7. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала: Юпитер, 1993. 354 с.

8. См.: АбдуллаевМ. А. Мыслители Дагестана XIX и начала ХХ в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1963. 268 с.

9. АбдуллаевМ. А. Мыслители Дагестана. Досоветский период. Махачкала: Эпоха, 2007. 767 с.

10. Агаев А. Г. К вопросу о теории народности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. 286 с.

11. Агаев А. Г. Нация, её сущность и самосознание // Вопросы истории. 1967. № 7. С. 87-104.

12. Агаев А. Г. Функция языка как этнического признака // Язык и общество. М.: Наука, 1968. С. 124-138.

13. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. 94 с.

14. Агаев А. Г. Судьбы народностей. М.: Политиздат, 1978. 112 с.

15. Агаев А. Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала: Изд-во Даг. гос. техн. ун-та, 1992. 220 с.

16. Агаев А. Г. Философия совести. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1995. 336 с.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

References

1. Bilalov M.I. Philosophy of the nation in one philosophical destiny (To the 75th anniversary of the birth of A.G. Agayev). Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of the Caucasus. 1999;(4):29-33. (In Russ.).

2. Bilalov M.I. Unclosed projection onto the horizon of the future. Gumanitary Yuga Rossii = Humanitarian of the South of Russia. 2014;(2):130-136. (In Russ.).

3. Cherepanova E.S. Regional principle in historical and philosophical research. Workbooks on Comparative Studies. Humanities, Philosophy, and comparative studies. St. Petersburg: Web-department of philosophical anthropology; 2003:35-38. Available from: http://anthropology.ru/ru/text/cherepanova-es/regionalnyy-princip-v-istoriko-filosofskom-issledovanii [Accessed 2nd February 2024]. (In Russ.).

4. He L. In what sense can we talk about national philosophy? Voprosy philosofii = Questions of Philosophy. 2023;(3):81-91. (In Russ.).

5. Akaev V.Kh. Study of the social and religious-philosophical thought of the peoples of the North Caucasus: achievements, difficulties, and prospects. Study of the cultural heritage of the peoples of Russia - an urgent task. Proceedings of the All-Russian scient. and theoret. conf. (December 8, 2006). Makhachkala: Epokha Publ.; 2007:19. (In Russ.).

6. Akaev V.Kh. National philosophy as an expression of the spirit of national culture. Dagestan in culture and civilization. Philosophical and political science forecast. Proceedings of the All-Russian scient. conf. with international participation (September 28-29, 2018, Makhachkala). M.I. Bilalov, ed. Makhachkala: Don State Technical University Press; 2018:13-21. (In Russ.).

7. Abdullaev M.A. From the history of philosophical and socio-political thought of Dagestan (from ancient times to the annexation of Dagestan to Russia). Makhachkala: Yupiter Publ.; 1993. 354 p. (In Russ.).

8. Abdullaev M.A. Thinkers of Dagestan in the 19th and early 20th century. Makhachkala: Daguchpedgiz Publ.; 1963. 268 p. (In Russ.).

9. Abdullaev M.A. Thinkers of Dagestan. Pre-Sovietperiod. Makhachkala: Epokha Publ.; 2007. 767 p. (In Russ.).

10. Agaev A.G. On the issue of the theory of nationality. Makhachkala: Dagknigoizdat Publ.; 1965. 286 p. (In Russ.).

11. Agaev A.G. Nation, its essence and self-awareness. Voprosy istorii = Questions of History. 1967;(7):87-104. (In Russ.).

12. Agaev A.G. The function of language as an ethnic feature. Language and Society. Moscow: Nauka Publ.; 1968:124-138. (In Russ.).

13. Agaev A.G., Magomedov R.M. Dagestan unity: history and modernity. Makhachkala: Daguchpedgiz Publ.; 1995. 94 p. (In Russ.).

14. Agaev A.G. Fates of nationalities. Moscow: Politizdat Publ.; 1978. 112 p. (In Russ.).

15. Agaev A. G. Naziology: philosophy of national existence. Makhachkala: Dagestan State Technical University Press; 1992. 220 p. (In Russ.).

16. Agaev A.G. Philosophy of conscience. Makhachkala: Dagestan Book Publishing House; 1995. 336 p. (In Russ.).

М.И. Билалов,

доктор философских наук, профессор, Дагестанский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.